ХОККУ. КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО ПРОСТО?
Не знаю, когда бы я занялся японской поэзией, если бы не внучка.
Случилось это года четыре назад, ей было 15 лет. Теперь она уже на третьем курсе университета.
«Дедушка, ты пишешь хокку? – спросила внучка по телефону. – Нам задали домашнее задание: написать хокку». Нет, я не пишу хокку, поэтому поинтересовался, объяснила ли учительница, что это такое, чтобы дети справились с заданием. «Да это просто, – ответила внучка, – всего три строчки и, чтобы слоги были – 5+7+5!»
«Вот так задание! – подумал я. – Что они такое придумали? Ведь это не наша культура – японская!» Но внутренний голос сказал мне, что я не прав. «Мы живём на Земле в едином культурном пространстве, – дошло до меня с совершенной ясностью, – различные культуры, соприкасаясь, взаимно обогащаются… И это – естественный и необходимый процесс!»
Прошёлся по книжным полкам, нашёл том «Всемирной библиотеки» с японской поэзией и углубился в чтение. Прочитал всё, что там было и, в первую очередь, конечно, Басё.
Меня поразил описанный в этом томе случай. Одна из учениц обратилась к Басё с просьбой научить её писать хокку, тот определил ей тему и ушёл спать. Всю ночь напролёт она работала: записывала, зачёркивала, снова записывала и зачёркивала. Только к утру родились три заветных строчки, по формуле слогов – 5+7+5!
«Вот, учитель», – показала она хокку, когда тот проснулся.
«Не называй меня учителем, – ответил Басё, – ты сама Мастер!»
Вот она – работа: на три строчки, 17 слогов – вся ночь!
До этого я замечал увлечение хокку начинающими поэтами. Они десятками в час штамповали свои три строчки, восхищаясь друг другом. Три строчки, которые, чем бессмысленнее, тем, видимо, мудрее выглядел автор в своих собственных глазах и в глазах своих коллег по сайту.
Теперь же я понял, что создание хокку – очень серьёзная работа, требующая полной отдачи и глубины мысли. Я понял, что хокку – это философия момента: вижу, осознаю, делаю вывод!
Внучка сказала, что справилась с домашним заданием сама. А у меня на следующий день предстояла презентация моего сборника стихов. Японская поэзия, мысли о хокку не оставляли меня. Когда уже выходил из дому, что-то щёлкнуло в сознании. Достал телефон и записал в нём такие строчки, похожие на хокку:
Ползёт улитка
Под ногами – коротка
Дорога жизни.
Показалось, что есть здесь какая-то «философия момента». И слоги на месте – 5+7+5.
А что? Вижу улитку, понимаю, что она под ногами и что недолго ей ползти по своей «дороге жизни».
И тут же сами собой пришли ещё две строчки (7+7), дополняя хокку – получилась танка:
Ползёт улитка
Под ногами – коротка
Дорога жизни.
Часто висит над нами
Чья-то чужая стопа.
Нет, писать хокку я больше не стал: для этого есть японцы. Но долго не мог избавиться от концентрации мысли и краткости изложения, свойственной японской поэзии. Стихи получались короткими – по-японски. Во как, например, «Цветок»:
Осыпался цветок до срока.
А, может, просто вышел срок.
Но не завял опавший лепесток…
Вот вспыхнула звезда высоко –
На небе ожил умерший цветок!
Или – «Примета»:
Я думал о тебе, когда листы
Стихов моих рывком развеял ветер…
Вдруг понял! – у японцев есть примета, –
Что обо мне в тот миг грустила ты…
Мне ближе классическая отечественная поэзия: в ней широкая русская душа! Она понятна большинству наших соотечественников, её понимают и ценят любители поэзии во всех уголках планеты. Но это совсем не значит, что мы, пишущие стихи на русском языке, не должны пробовать свои силы в иных формах стихосложения.
Под обоями
Вдруг зашуршал таракан.
Уже не одна.
Вот здесь есть судьба. А я, видимо, пока не созрела.
Спасибо за интересную статью. Познакомилась с Вами поближе, плюс получила полезную информацию о хокку.
Кленовый листик
Листик дедушку спросил:
«Почему ты стал седым?»
И сказал ему в ответ,
Улыбаясь, старый дед:
«Ты зеленый — молодой,
А теперь стал золотой.»
Я не специалист по японской поэзии и не претендую на это. Уверен, на сайте найдутся профессионалы, разбирающиеся в её тонкостях.
Я просто тоже «попробовал». Вспомнил эту историю и поделился своим «опытом».
Не уверен, что мне удалось сочинить хокку или танка.
Главное, приведённый пример об ученице Басё показал, с какой отдачей надо работать над стихотворением. И это хороший урок для нас.
Я не пишу хокку: пусть это делают японцы. В хокку много ограничений, в них не позволительно всякое «украшательство»: рифма, красочные метафоры и сравнения и т.п. Поупражняться в достижении лаконичности и глубины, однако, следует. Если найдутся у нас на сайте эксперты, чтобы лучше меня разъяснить суть вопроса, тогда, возможно, кто-нибудь ещё из наших коллег «попробует» написать хокку.
Радость.(хокку)
Почки раскрылись,
листочки проклюнулись.
Всё радо весне!
Снежинки.(хокку).
Белые звёзды
вас я ловлю руками.
Просто снежинки.
И читатели есть, а баллов мало, значит… не получаеца)))
На водной глади
Листья замёрзли ночью.
Сумерки года.
***
Волны бирюза.
На берег роняет соль.
Слёзы холодны.
***
Ветер несёт пыль.
Путник, томимый жаждой.
Родник далеко.
***
Астры пылают.
Вдыхаю запах горький.
Молодость прошла.
***
Парус белеет.
Друг стоит. Машет рукой.
Лето, прощай.
В процессе этого эксперимента надо было ещё написать тематические хокку для финансово-консалтинговой компании.
Беру кредит вновь.
Дрожу как лист летящий.
Чем смогу отдать?
***
Новые ставки
Банк назначил. Выше
Только зимние звёзды.
***
Отправил деньги
На оффшор. Спокоен
Как спящий вулкан.
Так что, смейтесь на здоровье!
Глядя на Ваши «пробы», понимаю, что подготовка к «основному» ─ финансово-консалтинговому блоку прошла весьма успешно. А вот эти-то финансовые хокку, на мой взгляд, несколько прямолинейны. В хокку должен содержаться тонкий намёк на заложенный смысл, способный «взорвать мозг» читателя и яркой вспышкой озарить его понимание. Ну, это я так понял. Возможно, Вы разобрались с хокку глубже ─ давайте делиться с коллегами!
На водной глади
Листья замёрзли ночью.
Сумерки года.
Несколько раз читала, рисовала в уме картинку. Как будто спускалась вниз по ступенькам — начала водная гладь (красиво), потом вмёрзшие листья (холодно), потом сумерки (мрачно). Нужно делать умственное усилие, чтобы картинка стала цельной, скорей тут три картинки. Не знаю, хорошо это или плохо.
Может быть
Волны бирюза.
На берег роняет соль.
Слёзы холодны.
Здесь не могу связать красивое слово «бирюза» со слезами. Сначала бирюза, потом холод.
Ветер несёт пыль.
Путник, томимый жаждой.
Родник далеко.
Это больше всех понравилось, потому что в голове возникает пейзаж, я почувствовала страдание человека — жажду, усталость. Шлейф эмоциональный остался, а в предыдущих этого шлейфа не было.
Астры пылают.
Вдыхаю запах горький.
Молодость прошла.
Интересное сюжетное решение. Я почему-то верю, что именно горький запах астр вызвал грусть по уходящей молодости ))))
Парус белеет.
Друг стоит. Машет рукой.
Лето, прощай.
В голове возникла целая история — отпуск, море, любовь, прощание. И ветерок почувствовала, и захотелось, чтобы героиня вернулась к своему другу.
В общем, это интересно — читать хокку. Я получила удовольствие.
Попробую объяснить про первое хокку.
Листья, замёрзшие во льду — примета наступающих холодов, зимы, угасания. Зима — время ранних сумерек. Отсюда — сумерки года, а, возможно, и жизни.
Второе хокку: бирюзовая морская волна — море солёное, соль выступает, оседает. Слёзы тоже солёные. Вот и связь. Писала это зимой. Море зимой тоже бывает бирюзовым, но холодным, как эти слёзы.
Увидел несколько иную редакцию одной из Ваших шуток:
Беру кредит вновь.
Греет душу надежда:
Жизнь бесконечна.
У многих главное достижение в жизни: «Зато у меня кредитная история хорошая!»
Ольга, как Вы заинтересованно и внимательно разбираете хокку Елены!
Это очень интересно, вникнуть в суть!
Эти качества свойственны настоящей поэзии! «Ищущий да обрящет!»
Вы на верном пути!
Но какой финал? Он должен быть, как я понимаю, в гармонии со всеми частями хокку: вижу, понимаю, делаю вывод. Причём вывод-намёк: читатель должен сделать самостоятельное заключение и удивиться сделанному открытию: «Как я раньше этого не замечал!» Финал стихотворения у автора один, у каждого, кто прочтёт ─ своё понимание, свой итог.
Читаю стихи
Палитрой поэта
Рисую подснежник.
Открыла глаза.
Короткие тени
Щекочут окно.
Вольнодумие —
Поленница мыслей.
Остывший очаг.
Горы темнеют.
За рекой к перевалу
Не видно ни зги.
Сон или боль?
Перечёркиваю ночь,
Включая торшер.
Впрочем, не мне судить. Судя по приведённым в томе «Всемирки» переводам, наши переводчики советской школы тоже не соблюдали этой схемы, за редким исключением. Видно, есть ещё какие-то секреты, нам недоступные. Особенно мне понравилось «Сон или боль?» (Вопросительный знак Ваш).
Удачных проб!
Не следует упрощать задачу: чем сложнее ─ тем интереснее, тем больше удовлетворения от достигнутого результата!
Но, слава богу, нам дан русский язык, и дана возможность на нём «стихотворствовать»!
А главное, мы можем общаться на русском языке без «Гугл-переводчика»!
В остальном Вы правы: у нас своё поле литературной деятельности, своя история, культурное наследие и традиции, свой великий и могучий русский язык… Нам есть чем гордиться и что беречь!
Снежинка резная
Ложится мне на ладонь.
Бесспорно январь.
Февраль гонит прочь.
Ветер сбивает с пути.
Весна шлет лучи.
Букет тюльпанов
В подарок любимой несу.
Вот и март наступил.
Апрель голосит
Стаей птиц – непосед.
Смывает следы.
Майский ландыш
В темной чаще лесной.
Пью его аромат.
Нежность по коже.
Пионы раскрыли секрет.
Июнь. Я влюблен…
Июль. Невозможное
Круглое солнце в зените.
Мне нечем дышать.
Август в разгаре.
Малину в пригоршне держу.
Сладкий след твоих губ.
Бабье лето. Тепло.
Паутинка блестит на ветру.
Привет сентябрю!
Любимый октябрь.
Теплый ажурный жакет.
Листвой пошуршу.
Ноябрь. Первый мороз.
Жмется пес у дверей.
Одинокий как я.
Конец декабря.
В магазинах опять толчея.
Новогодний салют.
(Если только возможен, кроме 5-7-5 размер).
А вместе как-то веселее разбираться в тонкостях японской поэзии!
Упавшее дерево.
Продлившие жизнь
Вырастают грибы.
Огарок свечи.
Приятного вечера
Кончилось время.
Солнце греет едва.
Не ветках висят
Опустевшие гнёзда.
Холодный родник.
Зелень жмётся к ручью.
Лес шуршит листопадом.
Смеются взахлёб
Изображая отца.
Поздние дети.
02.08.2019 2-30
Я бы попыталась перевести и японскую поэзию, если бы нашла оригиналы.
Главное — погружение в национальный колорит, менталитет, эпоху.
Вспомнил, как-то у меня «выскочили» несколько своеобразных трёхстиший, не похожих на встречавшиеся мне у классиков. Может само собой «изобрелось»? Где-то записал, хотел позже поразмыслить над тем, что с этим делать, да всё некогда! Правда одно из них сделал эпиграфом к своему сборнику стихов «Изолью свою душу», который редактировал Л.В. Ханбеков.
Вот оно, посмотрите:
Я в стихи ─ всю сполна,
Как в хрустальный бокал, изолью свою душу ─
Выпей залпом ─ до дна!
Леонид Васильевич наверно тоже одобрил?
Можно объявить конкурс короткостиший и пусть каждый поэксперементирует.
Лучшие можно будет опубликовать в МП и у Вас в ДС.
Одобрил ли Леонид Васильевич? Он инициировал издание моего двухтомника, отредактировал его и к каждому тому написал вступительное слово, за что я ему очень признателен.
Объявление конкурсов на этом сайте ─ не моя прерогатива: есть руководство. Также и с публикацией в альманахах.
Но идея заслуживает внимания.
Сейчас коллеги проникнутся, попробуют силы, а Вы им тему для конкурса! Пусть сочинят одну хокку, но выстраданную!
Попытка написать именно хокку, не сомневаюсь, пойдёт на пользу. Понравилась Ваша задумка с календарём. Я бы на Вашем месте попробовал написать его без упоминания названия месяца. Алгоритм следующий. В первой строке показываем примету месяца (у каждого надо найти свою, неповторимую), во второй развиваем тему, в третьей ─ последняя деталь-намёк для читателя, да такая. что он невольно вскрикнул бы: «Да это же апрель! Я узнал его!» Попробуйте! Удачи!
Рад, что идея пришлась Думаю, Вам будет интересно её воплотить.
В тучах спит Солнце.
А за окном — полумрак.
Влажное лето.
***
Неделю штормит.
Море бьется о скалы.
В порту корабли.
***
Смотрю на цветы.
Вьется запах медовый.
Мгновение дня.
Когда осень
наступает в августе —
больно.
Можно было бы помароковать с формой и подогнать под 5,7,5. Но я смысловик. А смысл в этой хокке — как математическая формула: ничего не отнять, ничего не прибавить…
Вы знаете, что-то в этом есть!
4.7.2 ─ 13 слогов ─ кармическое число!
Почему бы не помароковать? В этом и есть сущность творческого процесса!
Наталья Иванова намеревается разработать своё «русское трёхстишие», присоединяйтесь!
Хочу точнее сформулировать своё понимание о хокку как философии момента!
Вот в чём, на мой взгляд суть. Важно в обыденном, чего мы привычно не замечаем, увидеть то, чего не видят другие, открыть в отдельных деталях окружающего нас мира его смысл смысл и своим стихом дать толчок к постижению его другими. Длинновато… Надеюсь, однако, поймёте.
Не собираюсь писать хокку, но… родилось какое-то его подобие:
Гвозди на синем
По шляпку вколочены,
Золотом блестят.
Понятно? Если нет, превращу его в танка, добавив ещё две строчки
Гвозди на синем
По шляпку вколочены,
Золотом блестят.
Каждый читает свои
Неба ночного знаки.
Ещё хочу предложить написать хокку по заданной теме.
Все вы видели паука. В разных ситуациях. Посмотрите ещё раз или просто представьте.
В нём есть философский смысл, есть посыл к осмыслению. Напишите об этом хокку.
А потом все вместе обсудим.
Попробую для начала пофантазировать.
Паук. Две масти:
Хищник и творец.
Суть в Паутине!
Убить паука…
У вас рука не дрогнет,
Хищник и примат?
Прикончить надо!
И не жалей, не брезгуй
Славой паука.
Наташа, лучше сказать невозможно.
на сердце, как изморозь —
паук умирает.
(письмецо нес влюбленным) —
его убили.
А теперь хокку превратим в танки:
Паук песню пел
(письмецо нес влюбленным) —
его убили.
Люди — не пауки:
люди просто так убивают.
Значит, у Вас с ним схожие взгляды.
Естественный отбор ─ вот каким законом руководствуются в кровожадном мире!
Наш Мир Добра ─ за человечность.
А поэты ─ по определению ─ философы!
Философские течения разные, но суть-то одна ─ смысл жизни!
Наверно, убивают потому что это кому-то нужно.
Возможно, места под солнцем не всем хватает.
Вьет паутину
Паук на белой стене.
Соткано счастье.
Вам удалось передать, что человек и природа тесно связаны.
Вот и Вашему герою ничто человеческое не чуждо: он творец своего счастья!
Возможно и другое прочтение: паук попал в светлый уютный дом, в котором живёт счастливая семья, и никто ему не мешает заниматься своим делом -─ плести свою Нить Счастья!
Кто-то, конечно, найдёт своё прочтение.
Оценку пусть дают профессионалы, читатели и «товарищи по оружию»!
Здесь нет оценок, Сергей, и это — не конкурс, тем более не профессиональное жюри.
Эта формула не вызовет отторжения?
Удивительно, что Наталья, увидев в пауке творца и одновременно хищника, решила его убить, прикончить!
Георгий же, напротив, жалеет паука.
Хорошо, что появились отзывы.
Надеюсь, кто-то ещё представит своё осмысление на эту тему.
Удачи!
Видит издалека, но…
Нет нынче клёва!
Это шутка, не хокку!
я пригласила читателя поразмышлять кто больший хищник и стоит ли убивать даже убийц, уподобляясь им.
Если Вас натолкнули на такую мысль вот эти строки:
Прикончить надо!
И не жалей, не брезгуй
Славой паука.
то тут есть заковыка — брезговать славой паука способен высокоморальный человек с добрым сердцем,
хотя, конечно же не всякая доброта есть хорошо, иногда приходится прибегать
к услугам профессиональных чистильщиков, чтобы бы был баланс в природе.
Моя религия — мир держится на равновесии добра и зла
и при значительном перекосе в одну из сторон гибнет цивилизация.
Потому приходится порой регулировать и выравнивать эти перекосы.
Паук — хищник, но раз его создала природа, значит и он, и птичка,
питающиеся комарами, жуками и другими мелкими насекомыми,
и даже плотью животных нужны для равновесия сил в природе.
Паук — известие,
Идёт в жилище хворых.
Страх паутины?
В русской философии куда больше подтекстов, нежели в примитивных наблюдениях азиатов.
Их шедевры слишком банальны для меня.
Вернусь из Крыма после 20 августа и буду чаще появляться на страницах обсуждений.
С теплом и благодарностью
Наталья.
Я полагаю, Вы верно расцените мою философско-нравственную озабоченность, и не посчитаете это личностным наездом… Но честное слово, оставшиеся на моей голове волосы зашевелились, когда я представил (а я может быть чрезмерно впечатлительный) и профессиональных чистильщиков. и тех сверхлюдей (белокурых бестий), которые на циркулях или логарифмических линейках измеряют равновесие между добром и злом. и в случае перекоса в сторону добра, искусственно творят зло…
Это определяют узконаправленные специалисты, наша задача — людей пишущих и думающих: не дать им скатиться в нацизм и другое истребление той или иной нации или целых континентов.
На планете есть такие проблемы как перенаселение, нехватка ресурсов (чистой питьевой воды, особенно) и мы должны научиться регулировать эти процессы цивилизованными способами, не в ущерб живущим, не важно какой расы и религиозной принадлежности.
Владеющий информацией владеет миром, так говорят, главное не допустить искажения информации в угоду чьим-то финансовым и экономическим интересам.
Это сложный вопрос мироустройства и сложная концепция сосуществования в мире и добрососедстве. В двух словах не объяснить.
Но ваша приверженность принципам добра никак не влияет на то, что победит зло. Для кого-то добро — обратная сторона зла и наоборот.
Пока в мире шаткий, но мир, информационные холодные войны не перетекают в глобальные вооруженные противостояния и это нужно ценить и помогать властьимущим в дальнейшем соблюдать равновесие сторон.
У меня есть философская прозаическая зарисовка на эту тему, если интересно дам ссылку на неё.
Написала несколько лет назад, пока она ещё актуальна.
А людей белой расы на планете осталось катастрофически мало после Второй мировой и после всех демократических преобразований запада.
Конечно же это не есть хорошо. Это геноцид своего рода.
Человек, который всё может: www.proza.ru/2014/12/08/1399
Я же знаю, что Бог непостижим, но человек верующий по-настоящему вне религий и, самосовершенствуясь, анализируя, он готов к принятию инсайдерской информации и самостоятельной логистике мира. Рано или поздно в людей третичного уровня мышления входит Бог и тогда они точно не нуждаются в посредничестве проповедников и пропагандистов. Сами ищут и решают сложные задачи, интуитивно зная что и как нужно сделать в данный момент или в будущем.
Никакой мистики — лишь каждодневный труд и ответственность, миссионерство.
Такие люди не боги, но и не простые среднестатистические жители планеты.
Разумеется процент ясно видящих очень мал. Не более двух-пяти процентов от живущих на Земле.
Но, думаю, следует на этом закончить рассуждать о высоких материях. У нас ведь тема хокку — паук.
Пусть паучек будет добрым и светлым и осчастливливает вас и ваших близких своим присутствием.
Зачем вам холодок, как вы с этим будете жить, не зная путей решения проблем?
Ищущее существо
Обедом станет.
Ольга, здесь, похоже состоялась перекличка с Натальей, увидевшей в пауке хищника!
Есть над чем задуматься!
Если чувствую, что кому-то интересно моё мнение, высказываюсь, но не навязываю его. «Имеющий уши, чтобы слышать, услышит!»
Практика показывает, что мой подход верен. Через альманах, который я издаю, за четыре года прошли 137 авторов. Никого не держу и не притаскиваю «за уши» ─ вход и выход свободен! Кто-то отстал, не дотянув до «планки», кто-то посчитал себя выше остальных ─ ушёл. Такой, правда, был один, через год вернулся с повинной. Никаких упрёков к нему, даже намёка. Он снова с нами.
А Вас я, видимо, принял за свою. И не ошибся!
Суматошная муха
Обедом станет
А если ещё поднапрячься? Не ценится то, что легко даётся!
Впрочем, каждый автор момент доведения своего произведения до совершенства определяет сам!
Это не только о хокку: хокку ─ тренировка.
Не стоит разменивать свой талант по мелочам, творите серьёзно!
Паук шедеврально-спокойный хищник!
А муха — есть муха, от неё проку меньше чем от чистильщика — паука.
Наличие мух — присутствие продуктов распада.
По-моему, в нём о тех же «тараканах».
РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Анна Ахматова.
Каждый пишет, как может. Пиши.
Ни хвалить, ни хулить не берусь:
Ведь стихи – это радость и грусть.
Ведь стихи – состоянье души.
Может, радость подарит мой стих,
А быть может, – сердечную боль…
Разделю эту радость с тобой
Или вместе с тобой погрустим.
Выносить из избы этот «сор»,
Может, нужно, а может быть, нет.
Это будет наш общий секрет –
Наш с тобой по душам разговор.
А стихи – откровенье души!
То страдает она, то поёт.
То вдруг птицей взмывает в полёт…
Если трепетно сердце – пиши!
14.05.2014
А едят своих в исключительных случаях ради выживания многие особи животного мира, не только люди проявляют канибализм.
Порядочные люди обычно встают на защиту справедливости и защиту слабого, несправедливо обиженного.
Конечно же в меру своей «испорченности» — эрудиции, владения ситуацией и жизненного опыта.
Пауки — это обширная тема для литературных размышлений.
Спасибо Сергею Сергеевичу за посыл к серьёзному творчеству.
Раскинута Сеть.
Мухи сами летят к ней.
Ликует паук.
Сергей Сергеевич прекрасный организатор литературных проб.
XXX: А будут рассматриваться только хокку 5-7-5 слогов? Или все?
Vitaly Konovalov: Учитывая разницу в средней длине слов в японском и русском языках, сколько-нибудь связную мысль по-русски уместить в 17 слогов можно только матом *8)))
XXX: Кстати да.
«Ну *чтоб* твою мать» — уже готовая строчка, 5 слогов как раз получается, как последняя — вообще универсальная.
Vitaly Konovalov А универсальная первая строчка — «Вот что за *фигня*» *8))))
Таким образом, универсальное русское хокку, в котором есть завязка, кульминация и финал и которое вообще закрывает это направление в русском стихосложении —
Вот что за *фигня*?
Это какой-то *трындец*!
Ну *чтоб* твою мать…