ХОККУ. КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО ПРОСТО?

Не знаю, когда бы я занялся японской поэзией, если бы не внучка.

Случилось это года четыре назад, ей было 15 лет. Теперь она уже на третьем курсе университета.

«Дедушка, ты пишешь хокку? – спросила внучка по телефону. – Нам задали домашнее задание: написать хокку». Нет, я не пишу хокку, поэтому поинтересовался, объяснила ли учительница, что это такое, чтобы дети справились с заданием. «Да это просто, – ответила внучка, – всего три строчки и, чтобы слоги были – 5+7+5!»

«Вот так задание! – подумал я. – Что они такое придумали? Ведь это не наша культура – японская!» Но внутренний голос сказал мне, что я не прав. «Мы живём на Земле в едином культурном пространстве, – дошло до меня с совершенной ясностью, – различные культуры, соприкасаясь, взаимно обогащаются… И это – естественный и необходимый процесс!»

Прошёлся по книжным полкам, нашёл том «Всемирной библиотеки» с японской поэзией и углубился в чтение. Прочитал всё, что там было и, в первую очередь, конечно, Басё.

Меня поразил описанный в этом томе случай. Одна из учениц обратилась к Басё с просьбой научить её писать хокку, тот определил ей тему и ушёл спать. Всю ночь напролёт она работала: записывала, зачёркивала, снова записывала и зачёркивала. Только к утру родились три заветных строчки, по формуле слогов – 5+7+5!

«Вот, учитель», – показала она хокку, когда тот проснулся.

«Не называй меня учителем, – ответил Басё, – ты сама Мастер!»

Вот она – работа: на три строчки, 17 слогов – вся ночь!

До этого я замечал увлечение хокку начинающими поэтами. Они десятками в час штамповали свои три строчки, восхищаясь друг другом. Три строчки, которые, чем бессмысленнее, тем, видимо, мудрее выглядел автор в своих собственных глазах и в глазах своих коллег по сайту.

Теперь же я понял, что создание хокку – очень серьёзная работа, требующая полной отдачи и глубины мысли. Я понял, что хокку – это философия момента: вижу, осознаю, делаю вывод!

Внучка сказала, что справилась с домашним заданием сама. А у меня на следующий день предстояла презентация моего сборника стихов. Японская поэзия, мысли о хокку не оставляли меня. Когда уже выходил из дому, что-то щёлкнуло в сознании. Достал телефон и записал в нём такие строчки, похожие на хокку:

Ползёт улитка

Под ногами – коротка

Дорога жизни.

Показалось, что есть здесь какая-то «философия момента». И слоги на месте – 5+7+5.

А что? Вижу улитку, понимаю, что она под ногами и что недолго ей ползти по своей «дороге жизни».

И тут же сами собой пришли ещё две строчки (7+7), дополняя хокку – получилась танка:

Ползёт улитка

Под ногами – коротка

Дорога жизни.

Часто висит над нами

Чья-то чужая стопа.

Нет, писать хокку я больше не стал: для этого есть японцы. Но долго не мог избавиться от концентрации мысли и краткости изложения, свойственной японской поэзии. Стихи получались короткими – по-японски. Во как, например, «Цветок»:

Осыпался цветок до срока.
А, может, просто вышел срок.
Но не завял опавший лепесток…

Вот вспыхнула звезда высоко –
На небе ожил умерший цветок!


Или – «Примета»:

Я думал о тебе, когда листы

Стихов моих рывком развеял ветер…

Вдруг понял! – у японцев есть примета, –

Что обо мне в тот миг грустила ты…

Мне ближе классическая отечественная поэзия: в ней широкая русская душа! Она понятна большинству наших соотечественников, её понимают и ценят любители поэзии во всех уголках планеты. Но это совсем не значит, что мы, пишущие стихи на русском языке, не должны пробовать свои силы в иных формах стихосложения.

+7
2375
RSS
12:00
+2
Я пробовала писать хокку, но у меня не получилось. Понимаю, что в семнадцать слогов нужно вместить целую судьбу, но пока не чувствую в себе таких сил. Сейчас появился творческий зуд — совершить ещё одну попытку. Одна моя знакомая написала:
Под обоями
Вдруг зашуршал таракан.
Уже не одна.

Вот здесь есть судьба. А я, видимо, пока не созрела.
Спасибо за интересную статью. Познакомилась с Вами поближе, плюс получила полезную информацию о хокку.
15:28
+1
Я не сочинял хокку, но для детей стараюсь сочинять стихи короткие несущие в себе жизненный смысл.вот одно ": Кленовый листик".

Кленовый листик

Листик дедушку спросил:

«Почему ты стал седым?»

И сказал ему в ответ,

Улыбаясь, старый дед:

«Ты зеленый — молодой,

А теперь стал золотой.»
Анатолий, это, действительно, не хокку! Лёгкий, добрый дедушкин стишок для внуков. Писать для детей ─ сложная и ответственная творческая задача, для её выполнения требуется не меньше труда, чем написать настоящую хокку. Дети имеют чистую, чувствительную душу ─ их не обманешь! Удачи Вам на этом поприще.
Спасибо.Сергей.
Будет время заходите в гости.
Спасибо за отклик, Ольга! Пробовать нужно: не попробуешь ─ не познаешь вкус.
Я не специалист по японской поэзии и не претендую на это. Уверен, на сайте найдутся профессионалы, разбирающиеся в её тонкостях.
Я просто тоже «попробовал». Вспомнил эту историю и поделился своим «опытом».
Не уверен, что мне удалось сочинить хокку или танка.
Главное, приведённый пример об ученице Басё показал, с какой отдачей надо работать над стихотворением. И это хороший урок для нас.
Я не пишу хокку: пусть это делают японцы. В хокку много ограничений, в них не позволительно всякое «украшательство»: рифма, красочные метафоры и сравнения и т.п. Поупражняться в достижении лаконичности и глубины, однако, следует. Если найдутся у нас на сайте эксперты, чтобы лучше меня разъяснить суть вопроса, тогда, возможно, кто-нибудь ещё из наших коллег «попробует» написать хокку.
17:21
+1
Думаю, здесь найдутся мастера, которые сумеют вместить собственные философии в 17 слогов.
Я в этом не сомневаюсь! Пусть попробуют, это не вредно!
16:36
+2
Сергей Сергеевич! Большое спасибо за то, что поделились своими мыслями. Хокку заражаешься, вскакиваешь среди ночи (у меня тетрадь с ручкой лежит рядом), в темноте записываешь родившуюся или приснившуюся мысль, чтобы успеть и не дай Бог не потерять. Потому что это — мгновение! Раз! И его уже нет. 22 (13)
18:01
+2
Я тоже пыталась. Но как-то не захватило.
Радость.(хокку)
Почки раскрылись,
листочки проклюнулись.
Всё радо весне!
Снежинки.(хокку).
Белые звёзды
вас я ловлю руками.
Просто снежинки.
И читатели есть, а баллов мало, значит… не получаеца)))
Светлана! Прочтите ещё раз внимательно мою статью. Там есть подсказка, а главное — пример работы над хокку ученицы Мацуо Басё. Не спешите, пусть яркой вспышкой ослепит мысль! Тогда у Вас всё получицца (это слово пишется через И и с двумя ЦЦ! / wink ). Да, заголовки в хокку я тоже не встречал!
18:46
+1
Спасибо, Сергей!
Продолжайте попытки, Светлана! Здесь уже есть на кого посмотреть.
20:10
+4
Я когда-то тоже экспериментировала с хокку.
На водной глади
Листья замёрзли ночью.
Сумерки года.
***
Волны бирюза.
На берег роняет соль.
Слёзы холодны.

***
Ветер несёт пыль.
Путник, томимый жаждой.
Родник далеко.
***
Астры пылают.
Вдыхаю запах горький.
Молодость прошла.
***
Парус белеет.
Друг стоит. Машет рукой.
Лето, прощай.
В процессе этого эксперимента надо было ещё написать тематические хокку для финансово-консалтинговой компании.
Беру кредит вновь.
Дрожу как лист летящий.
Чем смогу отдать?
***
Новые ставки
Банк назначил. Выше
Только зимние звёзды.
***
Отправил деньги
На оффшор. Спокоен
Как спящий вулкан.
20:31
+2
Последние два рассмешили ))))))
Ольга, хокку бывают «шутейные» и серьёзные!
Так что, смейтесь на здоровье!
Елена! У Вас большой практический опыт в экспериментировании с хокку! Давайте вместе попробуем помочь коллегам в том, в чём разобрались сами!
Глядя на Ваши «пробы», понимаю, что подготовка к «основному» ─ финансово-консалтинговому блоку прошла весьма успешно. А вот эти-то финансовые хокку, на мой взгляд, несколько прямолинейны. В хокку должен содержаться тонкий намёк на заложенный смысл, способный «взорвать мозг» читателя и яркой вспышкой озарить его понимание. Ну, это я так понял. Возможно, Вы разобрались с хокку глубже ─ давайте делиться с коллегами!
20:53
+2
Сергей, в финальной (финансовой )части «заказчик» хотел именно прямолинейности.Там были ещё — непосредственно с упоминанием названия фирмы. Я даже что-то выиграла:) но относилась к этой части скорее как к шутке.
«Заказчик всегда прав!» Тогда законы поэзии отменяются!
20:56
+2
Мне кажется, в хокку важен именно финал. Итог. Когда увиденная автором картина природы вдруг отзывается какой-то душевной аллюзией.
21:20
+1
Интересный разговор происходит. Елена, мне хочется высказать свои соображения по поводу Ваших хокку, чтобы самой разобраться в каких-то нюансах.
На водной глади
Листья замёрзли ночью.
Сумерки года.

Несколько раз читала, рисовала в уме картинку. Как будто спускалась вниз по ступенькам — начала водная гладь (красиво), потом вмёрзшие листья (холодно), потом сумерки (мрачно). Нужно делать умственное усилие, чтобы картинка стала цельной, скорей тут три картинки. Не знаю, хорошо это или плохо.

Может быть
Волны бирюза.
На берег роняет соль.
Слёзы холодны.

Здесь не могу связать красивое слово «бирюза» со слезами. Сначала бирюза, потом холод.

Ветер несёт пыль.
Путник, томимый жаждой.
Родник далеко.


Это больше всех понравилось, потому что в голове возникает пейзаж, я почувствовала страдание человека — жажду, усталость. Шлейф эмоциональный остался, а в предыдущих этого шлейфа не было.

Астры пылают.
Вдыхаю запах горький.
Молодость прошла
.
Интересное сюжетное решение. Я почему-то верю, что именно горький запах астр вызвал грусть по уходящей молодости ))))

Парус белеет.
Друг стоит. Машет рукой.
Лето, прощай
.
В голове возникла целая история — отпуск, море, любовь, прощание. И ветерок почувствовала, и захотелось, чтобы героиня вернулась к своему другу.
В общем, это интересно — читать хокку. Я получила удовольствие.
22:31
+2
Ольга, я тронута тем, что мои эксперименты вызвали у вас столько разных эмоций!
Попробую объяснить про первое хокку.
Листья, замёрзшие во льду — примета наступающих холодов, зимы, угасания. Зима — время ранних сумерек. Отсюда — сумерки года, а, возможно, и жизни.

Второе хокку: бирюзовая морская волна — море солёное, соль выступает, оседает. Слёзы тоже солёные. Вот и связь. Писала это зимой. Море зимой тоже бывает бирюзовым, но холодным, как эти слёзы.
22:48
+1
Я так и поняла, но восприятие индивидуально, видимо, это не про меня написано.
22:53
+2
Это в принципе сложный вид поэзии. Он создан в другом культурном мире, с другой ментальностью и образом мышления. Мы можем только пытаться написать что-то, похожее на хокку.
23:04
+1
Совершенно согласна.
Вы абсолютно правы, Елена, говоря о ментальности, образе мышления. Кроме того, у японцев другая, понятная только им, система символов, иной язык. В стихах, вообще в художественной литературе, а в поэзии особенно важна эвфония, т.е. благозвучие! Порой мы сами не замечаем, как нужные звуки выстраиваются как бы самостоятельно в нужном порядке и создают неповторимый эффект! Нельзя сравнить звучание русской речи с японской, невозможно добиться и одинакового их восприятия, а тем более ─ равного эффекта при переложении иероглифов на кириллицу! Впрочем, при наличии таланта…
Елена, а я вот возвращаюсь к Вашим «финансовым» хокку. Они ведь тоже имеют право на существование.
Увидел несколько иную редакцию одной из Ваших шуток:

Беру кредит вновь.
Греет душу надежда:
Жизнь бесконечна.
10:01
+2
О. Сергей, как у вас оптимистично получилось!
Какой уж тут оптимизм! Люди берут кредит в надежде, что пока не расплатятся, не умрут!
У многих главное достижение в жизни: «Зато у меня кредитная история хорошая!»
Действительно, интересное обсуждение здесь завязалось!
Ольга, как Вы заинтересованно и внимательно разбираете хокку Елены!
Это очень интересно, вникнуть в суть!
10:08
+1
Я вчера легла спать и крутила в голове хокку. так и не придумалось ничего. Не хватает какой-то глубины и в то же время незатейливости.
Ольга! Глубина в сочетании с лёгкостью необходимы не только в хокку.
Эти качества свойственны настоящей поэзии! «Ищущий да обрящет!»
Вы на верном пути!
11:46
+1
И опять мне не с чем поспорить! ))))
Умные люди не спорят: умные люди делают выводы! / wink )
12:01
+1
Безусловно, важен финал! «Конец ─ делу венец!», как говорят японцы. /-;)))
Но какой финал? Он должен быть, как я понимаю, в гармонии со всеми частями хокку: вижу, понимаю, делаю вывод. Причём вывод-намёк: читатель должен сделать самостоятельное заключение и удивиться сделанному открытию: «Как я раньше этого не замечал!» Финал стихотворения у автора один, у каждого, кто прочтёт ─ своё понимание, свой итог.
01:00
+2
Никогда не упражнялась, вторя коллегам попробую написать хайку:

Читаю стихи
Палитрой поэта
Рисую подснежник.

Открыла глаза.
Короткие тени
Щекочут окно.

Вольнодумие —
Поленница мыслей.
Остывший очаг.

Горы темнеют.
За рекой к перевалу
Не видно ни зги.

Сон или боль?
Перечёркиваю ночь,
Включая торшер.
Приветствую, Наталья! Интересны Ваши пробы хокку, хотя и не соблюдается схема слогов 5+7+5.
Впрочем, не мне судить. Судя по приведённым в томе «Всемирки» переводам, наши переводчики советской школы тоже не соблюдали этой схемы, за редким исключением. Видно, есть ещё какие-то секреты, нам недоступные. Особенно мне понравилось «Сон или боль?» (Вопросительный знак Ваш).
Удачных проб!
10:08
+1
В английском языке давно отошли от этой схемы, так как состав слов (по количеству слогов) не совпадает с японским. Аналогичное отступление делают многие советские (российские ) переводчики и пытающиеся писать хокку. Но мне кажется, что интереснее придерживаться традиций:)
И в этом поддерживаю Вас, Елена!
Не следует упрощать задачу: чем сложнее ─ тем интереснее, тем больше удовлетворения от достигнутого результата!
Но, слава богу, нам дан русский язык, и дана возможность на нём «стихотворствовать»!
А главное, мы можем общаться на русском языке без «Гугл-переводчика»!
13:35
+1
Спасибо Сергей Сергеевич. Да, я намеренно не соблюдала схему 5-7-5, хотя это не так сложно и считаю, что русский язык более богатый и многообразный и мы не должны мыслить и писать столь же примитивно как азиаты. Пусть это будет не хайку (хокку), не танка, не рубаи, а русские трехстишия или пятисшия. Нам бог дал самый полный и самый щедрый набор слов, остается включить мысли,, опыт, наблюдения, ассоциации, философичность и образность, подобрать метафоры и гротески, иначе это будет не поэзия, а самая малая проза жизни. Можно конечно ещё уменьшить количество слогов, но уменьшать поэтические приёмы не хотелось бы.
Очень патриотично, Наталья! Но зря Вы, право, так об азиатах! Если мы их в чём-то не можем понять с первого прочтения, это не значит, что они примитивнее нас. Возможно, проблема в нас самих. Весь мир цитирует азиатов Конфуция, Омара Хайяма. В сокровищницу мировой литературы внесли вклад Руми, Навои, Фирдоуси, Ибн Сина! Кто не знает и не восхищается творениям Низами: «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун» и пр. Они достойны уважительного отношения.
В остальном Вы правы: у нас своё поле литературной деятельности, своя история, культурное наследие и традиции, свой великий и могучий русский язык… Нам есть чем гордиться и что беречь!
10:10
+5
Первые мои хокку под условным названием «Календарь».
Снежинка резная
Ложится мне на ладонь.
Бесспорно январь.

Февраль гонит прочь.
Ветер сбивает с пути.
Весна шлет лучи.

Букет тюльпанов
В подарок любимой несу.
Вот и март наступил.

Апрель голосит
Стаей птиц – непосед.
Смывает следы.

Майский ландыш
В темной чаще лесной.
Пью его аромат.

Нежность по коже.
Пионы раскрыли секрет.
Июнь. Я влюблен…

Июль. Невозможное
Круглое солнце в зените.
Мне нечем дышать.

Август в разгаре.
Малину в пригоршне держу.
Сладкий след твоих губ.

Бабье лето. Тепло.
Паутинка блестит на ветру.
Привет сентябрю!

Любимый октябрь.
Теплый ажурный жакет.
Листвой пошуршу.

Ноябрь. Первый мороз.
Жмется пес у дверей.
Одинокий как я.

Конец декабря.
В магазинах опять толчея.
Новогодний салют.
Ирина, очень понравились Ваши хокку! Смысл, форма, стиль… — поздравляю!
(Если только возможен, кроме 5-7-5 размер).
12:57
+2
Надежда, спасибо большое за отзыв! Рада, что понравилось! Но у хокку именно 5-7-5 слогов. Всего 17 слогов. Вот танка отличается от хокку. Это — «короткая песня») — лирическое стихотворение, состоящее из 31 слога с чередованием пятисложных и семисложных метрических единиц (5–7–5–7–7). Этого я еще не пробовала.
Да, танка отличается от хокку, и в статье я эту разницу показал.
А вместе как-то веселее разбираться в тонкостях японской поэзии!
13:23
+1
Здорово, Ирина! У Вас тоже про шуршание листьев, как и у меня. И Вы тоже более философично и образно пишете хайку, не столь примитивно, как к тому обязывает традиционная манера написания этой поэтической формы. Я бы назвала свои хоокку (хайку) русскими трёхстишиями:

Упавшее дерево.
Продлившие жизнь
Вырастают грибы.

Огарок свечи.
Приятного вечера
Кончилось время.

Солнце греет едва.
Не ветках висят
Опустевшие гнёзда.

Холодный родник.
Зелень жмётся к ручью.
Лес шуршит листопадом.

Смеются взахлёб
Изображая отца.
Поздние дети.

02.08.2019 2-30
Наталья, Ваша позиция мне понятна и я разделяю её. У на своя русская школа стихосложения, со своими традициями, и мы должны их придерживаться и, по возможности, развивать! Хокку рассматриваю как возможность отточить технику, обострить художественное и образное мышление ─ не более того! Для русской души это даже не стихи. Относиться к ним нужно как одному из видов твёрдых форм стихосложения: есть формула 5.7.5. ─ ей и следуем. Удалось (в ходе тренировки) вложить философский смысл ─хорошо! Следуем дальше: заменяем случайные слова на лучшие и самые точные. Не забываем о звучании ─ чтобы слух не раздражала «музыка» этих слов. Конечно, лучше не тратить силы на хокку, а изобрести русские трёхстишия! Может быть, преобразовать итальянский терцет? Лучше рифмованный.
19:14
+1
Итальянский терцет? Почему бы нет? Давайте попробуем.
Я бы попыталась перевести и японскую поэзию, если бы нашла оригиналы.
Главное — погружение в национальный колорит, менталитет, эпоху.

Да. да! Именно так, чтобы по душе, чтобы роднее было!
Вспомнил, как-то у меня «выскочили» несколько своеобразных трёхстиший, не похожих на встречавшиеся мне у классиков. Может само собой «изобрелось»? Где-то записал, хотел позже поразмыслить над тем, что с этим делать, да всё некогда! Правда одно из них сделал эпиграфом к своему сборнику стихов «Изолью свою душу», который редактировал Л.В. Ханбеков.
Вот оно, посмотрите:
Я в стихи ─ всю сполна,
Как в хрустальный бокал, изолью свою душу ─
Выпей залпом ─ до дна!
22:57
+1
Прекрасное трёхстишие, Сергей Сергеевич! Даже четырёхстишие, если перенести одну строку ниже.
Леонид Васильевич наверно тоже одобрил?
Можно объявить конкурс короткостиший и пусть каждый поэксперементирует.
Лучшие можно будет опубликовать в МП и у Вас в ДС.
Наталья, собственно, стихотворение написано анапестом. Можно выстроить четверостишием с двустопными строками, но я решил нерифмованную строку (4-ст. Ан.) обрамить двумя рифмованными (2-ст. Ан.).
Одобрил ли Леонид Васильевич? Он инициировал издание моего двухтомника, отредактировал его и к каждому тому написал вступительное слово, за что я ему очень признателен.
Объявление конкурсов на этом сайте ─ не моя прерогатива: есть руководство. Также и с публикацией в альманахах.
Но идея заслуживает внимания.
11:59
+2
Сергей Сергеевич! Каждый может провести экспресс-конкурс. Нужно только об этом уведомить администратора сайта.
Ну так и займитесь этим, Ирина, если есть желание, Вы же в Караганде ближе к восточным мудрецам! / wink ))
Сейчас коллеги проникнутся, попробуют силы, а Вы им тему для конкурса! Пусть сочинят одну хокку, но выстраданную!
15:04
+2
Конечно, Сергей Сергеевич! Конкурсы впереди! Обязательно возьмем и эту тему!!!
Бог помощь! Фундамент заложен.
Ирина, очень интересен Ваш «Календарь». По замыслу. Хокку это или нет? Скорее, что-то близкое к хокку, но свои трёхстишия, без рифмы.
Попытка написать именно хокку, не сомневаюсь, пойдёт на пользу. Понравилась Ваша задумка с календарём. Я бы на Вашем месте попробовал написать его без упоминания названия месяца. Алгоритм следующий. В первой строке показываем примету месяца (у каждого надо найти свою, неповторимую), во второй развиваем тему, в третьей ─ последняя деталь-намёк для читателя, да такая. что он невольно вскрикнул бы: «Да это же апрель! Я узнал его!» Попробуйте! Удачи!
16:00
+2
Сергей Сергеевич, спасибо за идею. Но тогда было задание написать именно календарь с названиями месяцев. Стихи должны были размещаться на страницах настольного календаря.
Трудно писать по заданию: в какой-то степени теряется свобода творчества. Но это только в том случае, если не придёт Его Величество Вдохновение!
Рад, что идея пришлась Думаю, Вам будет интересно её воплотить.
***
В тучах спит Солнце.
А за окном — полумрак.
Влажное лето.

***
Неделю штормит.
Море бьется о скалы.
В порту корабли.

***
Смотрю на цветы.
Вьется запах медовый.
Мгновение дня.
13:24
+2
Надежда, про море особенно понравилось. Такая знакомая картинка:)
Спасибо, дорогая Елена! smile
Надежда, приятно звучат Ваши трёхстишия, схема 5.7.5 соблюдена, и смысл заложен — каждый найдёт свой!
Спасибо, Сергей! Впервые попробовала. Проба пера…
19:16
+1
А я сегодня, возвращаясь с огорода. сочинил русскую хокку на злобу дня. точнее она сама сочинилась.

Когда осень
наступает в августе —
больно.

Можно было бы помароковать с формой и подогнать под 5,7,5. Но я смысловик. А смысл в этой хокке — как математическая формула: ничего не отнять, ничего не прибавить…
Приветствую Вас, Георгий!
Вы знаете, что-то в этом есть!
4.7.2 ─ 13 слогов ─ кармическое число!
Почему бы не помароковать? В этом и есть сущность творческого процесса!
Наталья Иванова намеревается разработать своё «русское трёхстишие», присоединяйтесь!
23:05
+1
«Русское трехстишье» — давно напрашивается воплотиться. В русской культуре ТРИ — число магическое. У «русского трехстишья» — таится глубочайший смысл. Как бы его постигнуть? Написать то худо бедно всяк может, а вот увидеть в нем «ген вечности»? Собственно «трехстишье» и должно быть геном. как знак смысла. Короткий, как удар хлыстом, укрощающий необъезженного жеребца. Идея завлекательная… Посмотрим. как пойдет…
Друзья, не ожидал, что моя незатейливая история о хокку вызовет такое оживлённое обсуждение.
Хочу точнее сформулировать своё понимание о хокку как философии момента!
Вот в чём, на мой взгляд суть. Важно в обыденном, чего мы привычно не замечаем, увидеть то, чего не видят другие, открыть в отдельных деталях окружающего нас мира его смысл смысл и своим стихом дать толчок к постижению его другими. Длинновато… Надеюсь, однако, поймёте.
Не собираюсь писать хокку, но… родилось какое-то его подобие:

Гвозди на синем
По шляпку вколочены,
Золотом блестят.


Понятно? Если нет, превращу его в танка, добавив ещё две строчки


Гвозди на синем
По шляпку вколочены,
Золотом блестят.
Каждый читает свои
Неба ночного знаки.


Ещё хочу предложить написать хокку по заданной теме.
Все вы видели паука. В разных ситуациях. Посмотрите ещё раз или просто представьте.
В нём есть философский смысл, есть посыл к осмыслению. Напишите об этом хокку.
А потом все вместе обсудим.
23:09
+1
Отличная идея.
Попробую для начала пофантазировать.

Паук. Две масти:
Хищник и творец.
Суть в Паутине!


Убить паука…
У вас рука не дрогнет,
Хищник и примат?


Прикончить надо!
И не жалей, не брезгуй
Славой паука.


09:57
+2
Паук. Две масти: Хищник и творец. Суть в Паутине!

Наташа, лучше сказать невозможно.
15:57
+1
Я рада, Ольга, что вы уловили суть паутины.
23:57
+1
А паутинка
на сердце, как изморозь —
паук умирает.
00:17
+2
Чего это с ним сердешным приключилось?
09:00
+2
Паук песню пел
(письмецо нес влюбленным) —
его убили.


А теперь хокку превратим в танки:

Паук песню пел
(письмецо нес влюбленным) —
его убили.
Люди — не пауки:
люди просто так убивают.
Здорово. Георгий! Мне очень понравилось. Благодарю за акценты!
13:19
+1
Надежда, ну, вообще-то я противник кровожадности. особенно если эта кровожадность рядится в пацифисткие одежды: убить одних, чтоб осчастливить других, а на самом деле — себя в первую очередь. У меня тут сугубо буддистский подход: всякая сотворенная Богом тварь имеет право на свое собственное существование…
Георгий, замечу, что Басё был дзэн-буддистом.
Значит, у Вас с ним схожие взгляды.
Естественный отбор ─ вот каким законом руководствуются в кровожадном мире!
Наш Мир Добра ─ за человечность.
18:42
+1
Я по рождению и по факту — православный. Но дзен-буддизм для меня самая красивая, мудрая и привлекательная религия. Может быть потому, что я во всех предыдущих воплощениях был дзен-буддистом.
Не исключено. Но скорее всего, мы все с возрастом становимся философами.
А поэты ─ по определению ─ философы!
Философские течения разные, но суть-то одна ─ смысл жизни!
15:59
+1
Просто так даже прыщ на попу не вылазит.
Наверно, убивают потому что это кому-то нужно.
Возможно, места под солнцем не всем хватает.
18:46
+1
«Убивают, потому что убивают.» — сказал Портос, и пошел на дуэль забавы ради… Убить кого-то или быть убитым — какая разница. Зато жить не скучно…
Как это ни прискорбно, порой убивают от скуки ─ ради забавы.
Паук.

Вьет паутину
Паук на белой стене.
Соткано счастье.
Очень лиричное хокку, Надежда!
Вам удалось передать, что человек и природа тесно связаны.
Вот и Вашему герою ничто человеческое не чуждо: он творец своего счастья!
Возможно и другое прочтение: паук попал в светлый уютный дом, в котором живёт счастливая семья, и никто ему не мешает заниматься своим делом -─ плести свою Нить Счастья!
Кто-то, конечно, найдёт своё прочтение.
Благодарю, Сергей! Рада, что созвучно понимание. Замечательно, что и назвали уже *хокку*, спасибо!
Надежда, я не выношу оценок, просто поделился впечатлением и своим пониманием прочитанного.
Оценку пусть дают профессионалы, читатели и «товарищи по оружию»!
Не выношу*товарищей по оружию*. Все, что угодно-только не оружие, прости Господи!
Здесь нет оценок, Сергей, и это — не конкурс, тем более не профессиональное жюри.
В нашем случае оружие — Слово! Значит: товарищи по перу!
Эта формула не вызовет отторжения?
Пусть будет так, Сергей. smile
Итак, два взгляда на паука представлены, даже в вариациях!
Удивительно, что Наталья, увидев в пауке творца и одновременно хищника, решила его убить, прикончить!
Георгий же, напротив, жалеет паука.
Хорошо, что появились отзывы.
Надеюсь, кто-то ещё представит своё осмысление на эту тему.
Удачи!
Рыбак рыбака видит издалека.
Рыбак рыбака
Видит издалека, но…
Нет нынче клёва!


Это шутка, не хокку!
16:20
+2
Нет, Сергей Сергеевич, я не призывала прикончить паука,
я пригласила читателя поразмышлять кто больший хищник и стоит ли убивать даже убийц, уподобляясь им.
Если Вас натолкнули на такую мысль вот эти строки:
Прикончить надо!
И не жалей, не брезгуй
Славой паука.

то тут есть заковыка — брезговать славой паука способен высокоморальный человек с добрым сердцем,
хотя, конечно же не всякая доброта есть хорошо, иногда приходится прибегать
к услугам профессиональных чистильщиков, чтобы бы был баланс в природе.
Моя религия — мир держится на равновесии добра и зла
и при значительном перекосе в одну из сторон гибнет цивилизация.
Потому приходится порой регулировать и выравнивать эти перекосы.
Паук — хищник, но раз его создала природа, значит и он, и птичка,
питающиеся комарами, жуками и другими мелкими насекомыми,
и даже плотью животных нужны для равновесия сил в природе.
Паук — известие,
Идёт в жилище хворых.
Страх паутины?

В русской философии куда больше подтекстов, нежели в примитивных наблюдениях азиатов.
Их шедевры слишком банальны для меня.
Всё у вас верно, Наталья! Цель художника заставить окружающих мыслить! На Ваших с Георгием примерах, не комментируя и не оценивая их самозваным «судиёй», появилась возможность показать многообразие разнообразных взглядов и оценок. Сколько людей, столько и мнений. И это здорово! О законе естественного отбора, я говорил, он действует! Сильный пожирает слабого! Так заложено природой или, если хотите, задумано Создателем! С творческой задачей Вы справились!
22:01
+1
Спасибо, Сергей Сергеевич. Жаль, буду в отъезде больше двух недель и не смогу в полной мере участвовать в Ваших новых литературных посиделках и практикумах. Желаю приятного досуга и общения на литературном сайте.
Вернусь из Крыма после 20 августа и буду чаще появляться на страницах обсуждений.
С теплом и благодарностью
Наталья.
22:25
+1
Наталья, а меня до ужаса пугает Ваша религия " Мир держится на равновесии добра и зла". Хотя звучит это завораживающе красиво. Но кто из людей определяет, что есть добро и что есть зло? И кто из людей будет определять, делать и поддерживать это равновесие? А Ваше утверждение о том, что перекос в сторону добра (от того, что добро множится и процветает) может привести к гибели цивилизации — это для меня дьявольщина в самом рафинированном виде. Да и Ваша легитимация зла: типа зло имеет такое же право на существование, как и добро — то же самое. Но может быть мы с Вами по разному понимаем что есть добро и что есть зло. А ваш «профессиональный чистильщик» — случаем, не Сам Лукавый? Честно говоря мне это напомнило нацизм, когда, определяя чистоту арийской расы, измеряли циркулем черепа…

Я полагаю, Вы верно расцените мою философско-нравственную озабоченность, и не посчитаете это личностным наездом… Но честное слово, оставшиеся на моей голове волосы зашевелились, когда я представил (а я может быть чрезмерно впечатлительный) и профессиональных чистильщиков. и тех сверхлюдей (белокурых бестий), которые на циркулях или логарифмических линейках измеряют равновесие между добром и злом. и в случае перекоса в сторону добра, искусственно творят зло…
23:10
Георгий, разумеется не всем дано оценить в полную меру что хорошо для русского и что смерть для немца. Помните знаменитую поговорку?
Это определяют узконаправленные специалисты, наша задача — людей пишущих и думающих: не дать им скатиться в нацизм и другое истребление той или иной нации или целых континентов.
На планете есть такие проблемы как перенаселение, нехватка ресурсов (чистой питьевой воды, особенно) и мы должны научиться регулировать эти процессы цивилизованными способами, не в ущерб живущим, не важно какой расы и религиозной принадлежности.
Владеющий информацией владеет миром, так говорят, главное не допустить искажения информации в угоду чьим-то финансовым и экономическим интересам.
Это сложный вопрос мироустройства и сложная концепция сосуществования в мире и добрососедстве. В двух словах не объяснить.
Но ваша приверженность принципам добра никак не влияет на то, что победит зло. Для кого-то добро — обратная сторона зла и наоборот.
Пока в мире шаткий, но мир, информационные холодные войны не перетекают в глобальные вооруженные противостояния и это нужно ценить и помогать властьимущим в дальнейшем соблюдать равновесие сторон.
У меня есть философская прозаическая зарисовка на эту тему, если интересно дам ссылку на неё.
Написала несколько лет назад, пока она ещё актуальна.
А людей белой расы на планете осталось катастрофически мало после Второй мировой и после всех демократических преобразований запада.
Конечно же это не есть хорошо. Это геноцид своего рода.
00:24
+1
Конечно высылайте ссылку. Мне будет интересно. Ведь когда Вы проясняете смысл сказанного Вами, не затрагивая нравственно-философских религиозных основ, то у Вас получается правильно…
01:46
Хорошо. Это даже не зарисовка, а рецензия на прозу Дмитрия Медведева на сайте Проза ру.
Человек, который всё может: www.proza.ru/2014/12/08/1399
13:23
+1
Прочитал и рецензию, и сам текст, на который написана рецензия. Холодок в сердце не развеялся, а наоборот усилился. Если Вы — это серьезно, если тут нет какого-то неведомого мне подвоха — то совсем плохо. Для меня, понятное дело. И даже не потому, что это калька с нацизма и большевизма, которые творили «светлое будущее». Тут для меня — фундаментальная метафизическая нестыковка. Вы правильно сказали: «Мир не совершенен». А человек — тоже несовершенен ( я не стану говорить — греховен). Так вот — НЕВОЗМОЖНО, повторяю это, НЕВОЗМОЖНО никакого совершенства внутри несовершенства. Несовершенный человек в принципе не может сотворить что-либо совершенное. Но тут парадокс: человек сам в себе и сам по себе может стать совершенным, или хотя бы стремится к совершенству. Но он может творить совершенство только внутри себя. А такому человеку никакие ЧКВМ в принципе не нужны. Он творит (созидает) себя и мир по лекалам Бога, и в посредниках в этом созидании не нуждается… А Человек, Который Всё Может — это вообще метафизическая нелепость. Поскольку это уже не человек, а Бог. Но нет ничего опаснее для человечества, чем самозваные боги…
20:56
Георгий, я не собираюсь Вас в чем-то убеждать, разубеждать, как Вам комфортнее — так и живите, как удобнее — так и размышляйте.
Я же знаю, что Бог непостижим, но человек верующий по-настоящему вне религий и, самосовершенствуясь, анализируя, он готов к принятию инсайдерской информации и самостоятельной логистике мира. Рано или поздно в людей третичного уровня мышления входит Бог и тогда они точно не нуждаются в посредничестве проповедников и пропагандистов. Сами ищут и решают сложные задачи, интуитивно зная что и как нужно сделать в данный момент или в будущем.
Никакой мистики — лишь каждодневный труд и ответственность, миссионерство.
Такие люди не боги, но и не простые среднестатистические жители планеты.
Разумеется процент ясно видящих очень мал. Не более двух-пяти процентов от живущих на Земле.
Но, думаю, следует на этом закончить рассуждать о высоких материях. У нас ведь тема хокку — паук.
Пусть паучек будет добрым и светлым и осчастливливает вас и ваших близких своим присутствием.
Зачем вам холодок, как вы с этим будете жить, не зная путей решения проблем?
А разве раса важна?
09:28
Важно чтобы не было войны и не устраивали экономические санкции в угоду шкурным интересам транснациональных корпораций правящей властной группировки. Славяне в этих информационных войнах страдают не меньше, а больше, чем представители других этнических групп. Вопрос сложный, не поверхностный и это можно обсудить на другой литературной площадке или в группах в соцсетях.
10:41
+2
Паук спокоен.
Ищущее существо
Обедом станет.

Да, выдержки ему не занимать! Беда тому, кто попадёт в его сети!
Ольга, здесь, похоже состоялась перекличка с Натальей, увидевшей в пауке хищника!
Есть над чем задуматься!
12:13
+2
Я пыталась передать более широкий смысл. Паук сидит на месте в ожидании еды (благополучия), а кто-то беспрестанно ищет, суетится. В итоге попадает в качестве пищи в заблаговременно подготовленную паутину.
Ольга, смысл понятен. Честно, говоря, аллитерация второй строки ─ шипяще-свистящая ─ больше напоминает змею. «Ищущее» ─ не всегда «озабоченное поиском, суетящееся (или суетное) существо.
15:30
+1
Да, в этой строчке суеты не чувствуется. Надо подумать.
Уже результат. Рад, что не обиделись.
15:40
+1
Я радуюсь дельным советам.
Не хочется оказаться занудой!
15:49
+2
Я Вас понимаю. Часто испытываю боязнь, что выгляжу занудой, когда высказываю собственное мнение. Но со мной можно как угодно: хоть нудить, хоть с плеча рубить. Я критику люблю. Она помогает взглянуть на себя со стороны и бывает полезной.
Я не боюсь, Ольга, говорить правду. Но, зачем тратить время на того, кому она не нужна?
Если чувствую, что кому-то интересно моё мнение, высказываюсь, но не навязываю его. «Имеющий уши, чтобы слышать, услышит!»
Практика показывает, что мой подход верен. Через альманах, который я издаю, за четыре года прошли 137 авторов. Никого не держу и не притаскиваю «за уши» ─ вход и выход свободен! Кто-то отстал, не дотянув до «планки», кто-то посчитал себя выше остальных ─ ушёл. Такой, правда, был один, через год вернулся с повинной. Никаких упрёков к нему, даже намёка. Он снова с нами.
А Вас я, видимо, принял за свою. И не ошибся!
20:02
+1
Правильно вы сказали. Я общаюсь с Вами и чувствую единомышленника, потому что солидарна, наверное, с каждой Вашей фразой, высказанной в комментариях. Это радостно.
15:32
+2
Паук спокоен.
Суматошная муха
Обедом станет
Ольга, похоже, Вам этот вариант самой больше нравится?
А если ещё поднапрячься? Не ценится то, что легко даётся!
Впрочем, каждый автор момент доведения своего произведения до совершенства определяет сам!
15:44
+1
А у Вас есть вариант? Я вижу здесь только синонимы. С другой стороны, если ходить и крутить в голове строчку, то что-нибудь родится. Но на это нужно время.
Да, ходить и крутить! И родится шедевр! Строже спрос к своему Таланту, иначе он обидится… / wink ))
Это не только о хокку: хокку ─ тренировка.
Не стоит разменивать свой талант по мелочам, творите серьёзно!
15:56
+1
А я хотела удивиться Вашему варианту.)))) Хорошо, если будет крутиться, буду крутить. Если не закрутиться, значит, не зажглась.
16:25
+2
Блестяще, Ольга!
Паук шедеврально-спокойный хищник!
А муха — есть муха, от неё проку меньше чем от чистильщика — паука.
Наличие мух — присутствие продуктов распада.
16:28
+1
Не знаю, крутится пока в голове. Правда, ничего выразительного не получается.
13:09
+3
Ну, на это ответ простой: У каждого свои пауки (читай, тараканы) в голове. Уж, пострашнее (ужаснее) хищника, чем человек — планета еще не рождала. И съесть он горазд всё, что ему подвернется под руку, в том числе и ближних своих. Так что ожидающий пищи паук — ангел по сравнению с человеком…
«Свои тараканы в голове», Георгий, для творческого человека необходимы! Нужно иметь свои мозги, чтобы самостоятельно мыслить! Без этого что-либо сотворить невозможно ─ разве что, натворить… О человеке-хищнике и говорить нечего. Паук ─ гостеприимный хозяин, терпеливо ждёт и радушно встречает каждого гостя.
18:34
+2
Вообще-то на тему тараканов в голове поэтов великолепно высказалась Ахматова "… Из какого сора растут стихи, не ведая стыда" «Тараканы» — тот же сор. И Вы абсолютно правы: без «тараканов» (сора) не было бы поэтов. Только вот мудрость в том (и я ей неукоснительно следую): никогда не нужно отождествлять поэта с его «мусором». А наоборот нужно — позволять (проявляя терпимость) поэту взращивать своих тараканов… Перетерпел чуток, отряхнулся от навалившегося на бедную голову околопоэтического мусора, зато в награду — чудесные стихи поэта. А всегда считал и считаю, что стихи нужно отделять от личности поэта. Ну это как уже ставшее хрестоматийным: мухи отдельно, котлеты отдельно…
Георгий, мы с Вами единомышленники! В подтверждение ─ моё старенькое стихотворение с эпиграфом из Ахматовой: строчек, Вами здесь упомянутых…
По-моему, в нём о тех же «тараканах».

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Анна Ахматова.

Каждый пишет, как может. Пиши.
Ни хвалить, ни хулить не берусь:
Ведь стихи – это радость и грусть.
Ведь стихи – состоянье души.

Может, радость подарит мой стих,
А быть может, – сердечную боль…
Разделю эту радость с тобой
Или вместе с тобой погрустим.

Выносить из избы этот «сор»,
Может, нужно, а может быть, нет.
Это будет наш общий секрет –
Наш с тобой по душам разговор.

А стихи – откровенье души!
То страдает она, то поёт.
То вдруг птицей взмывает в полёт…
Если трепетно сердце – пиши!

14.05.2014
Хорошее стихотворение, Сергей (правильное). Но меня задело за живое интонация некой фатальной беспомощности. Нет, не слабости. У слабого человека не хватит душка обнажать свою беспомощность. Это скорее — беспомощность ребенка с незамутненным еще сознанием. Или даже беспомощность душевной чистоты, доверившейся другому человеку, а может быть — беспомощность зародившейся в душе и зреющей в ней святости. Вроде стихи про «мусор», а вот какие ассоциации оно у меня вызвало :)
Очень своевременное и полезное замечание, Георгий! Ужаснее хищника, чем человек, действительно нет.Изощренные и лживые встречаются. Особенно те. кто желает видеть себя в роли чистильщика — ест своих ближних и не подавится никак… до поры-до времени, пока кость в горле не застрянет.
17:59
+1
Надежда, у пауков-чистильщиков нет горла, у них сеть — паутина.
А едят своих в исключительных случаях ради выживания многие особи животного мира, не только люди проявляют канибализм.
Порядочные люди обычно встают на защиту справедливости и защиту слабого, несправедливо обиженного.
Конечно же в меру своей «испорченности» — эрудиции, владения ситуацией и жизненного опыта.
Пауки — это обширная тема для литературных размышлений.
Спасибо Сергею Сергеевичу за посыл к серьёзному творчеству.
20:48
+3
Из-за «путешествия из Бургаса в Москву» пропустила такую интересную тему. Попытаюсь догнать.
Раскинута Сеть.
Мухи сами летят к ней.
Ликует паук.
21:04
+1
Блестяще!
Сергей Сергеевич прекрасный организатор литературных проб.

21:35
+2
Да, благодаря Сергею Сергеевичу у нас получился незапланированный, но очень насыщенный Поэтический практикум!
Когда-то очень давно в каком-то ЖЖ был конкурс хокку. Я в нем поучаствовал, не помню уже, с чем, но вот в комментариях случился забавный диалог:

XXX: А будут рассматриваться только хокку 5-7-5 слогов? Или все?
Vitaly Konovalov: Учитывая разницу в средней длине слов в японском и русском языках, сколько-нибудь связную мысль по-русски уместить в 17 слогов можно только матом *8)))
XXX: Кстати да.
«Ну *чтоб* твою мать» — уже готовая строчка, 5 слогов как раз получается, как последняя — вообще универсальная.
Vitaly Konovalov А универсальная первая строчка — «Вот что за *фигня*» *8))))
Таким образом, универсальное русское хокку, в котором есть завязка, кульминация и финал и которое вообще закрывает это направление в русском стихосложении —

Вот что за *фигня*?
Это какой-то *трындец*!
Ну *чтоб* твою мать…
22:38
+2
По-моему, отличное резюме для данной дискуссии.