Литературная беседка. Наш гость - писатель Айдар Хусаинов.
Сегодня на встречу в Литературную беседку пришёл Айдар Хусаинов — российский писатель, драматург, переводчик, главный редактор газеты "Истоки".
Айдар Гайдарович родился в Башкирии, где живёт и поныне, закончил Литературный институт им. Горького (факультет перевода художественной литературы), работал корреспондентом газеты «Башкортостан», Как поэт печатается в разных журналах с 1984 г., является обладателем премии им. Салавата Юлаева, дипломантом и финалистом поэтических конкурсов и конкурсов на лучший сценарий. В 2003 году газетой «Вечерняя Уфа» объявлен человеком года за перевод башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Айдар Хусаинов -Председатель секции перевода Союза писателей Башкортостана, руководитель литературного объединения «Уфли» (с 2002 г.), член редколлегии журнала «Крещатик». Составитель антологии современной русской поэзии Башкортостана «Уфа. Конец тысячелетия» (1999), соредактор альманаха «Голоса вещей» (Уфа, 1998).
Приведу здесь одно из понравившихся мне стихотворений А.Хусаинова:
Рождество.
Декабрьской ночью, разгоняя мрак,
Зажглась звезда, разжался вдруг кулак,
И губы сами расплылись в улыбке.
И в этом не было ни драмы, ни ошибки,
А только жизнь, что снова началась.
Трещал огонь, неспешно речь велась,
Мотал петух кривою головою,
Дремали овцы, гордые собою,
Во сне ногами дергал чуткий мул,
Он так устал, едва-едва заснул.
В углу вздыхала тяжкая корова,
И жизнь, запнувшись, начиналась снова.
Во всем семействии один лишь только взгляд
Был обращен ни влево, ни назад,
А в точку ту, где птицей из гнезда
Сияла в небе яркая звезда.
И Он был прав, поскольку до конца
Мы понимаем в жизни лишь Отца.
Такого интересного гостя к нам в Клуб пригласил его друг и земляк, писатель Виктор Улин, который и будет вести эту встречу.
Приглашаем всех принять участие в разговоре о судьбах современной литературы.
Я очень рад, что наш проЭкт наконец вышел в открытое пространство!
Ждем Айдара!
Я ужасно рад видеть тебя тут.
Мне приятно вести беседу с тобой, ведь ты на данный момент единственный писатель современности, с которым я хоть раз в полгода общаюсь реально.
(И 06 января уже не за горами...)
Жаль, что наш третий друг — Иосиф Гальперин — сейчас в Париже, пьет арманьяки и вряд ли присоединится к онлайну.
Но зато тут будет много других замечательных писателей, авторов МСП из всех стран, которым приятно представить тебя, дорогой.
Итак, начинаем.
Зачем ты занимаешься литературой?
Особенно в наше время, когда на вершине пирамиды приоритетов оказались мерчендайзинг, кеттеринг и аутсорсинг?
Ты всегда говорил именно так.
И в Уфе в «Ленинце», и в ЛИ, когда мы с тобой вдруг встретились в литобщаге, уже не помню у кого (кажется, у Кудласевича).
Я думаю, что в литературе тоже самое- вдруг появляется нечто волшебное, что нравится, что воодушевляет, что порождает новый смысл и способ жить.
Если стараться это сделать нарочно, на продажу- это в конечном итоге получается профанация.
То есть я пишу потому, что хочу решить художественную задачу.
Кстати, хочу дать определение графомана- это человек, который хочет литературными средствами достичь нелитературных целей. То есть полагаю это противоположным тому, что я стараюсь делать.
О врачах хорошо сказал Евгений Шварц в «Обыкновенном чуде.»:
«Доктор тоже человек, у него свои слабости: он жить хочет».
Или доктор в исполнении актера Броневого из фильма «Формула любви.»:
«Доктор сыт и больным легче!»
В современном мире профессия не является жёстко определяющей во всех сферах жизни.
Но про инженерию и системы управления лучше промолчу…
Спасибо.
С уважением.
Твои романы «Культур-Мультур» и «Голова Олоферна» подвигли меня на написание книги о них.
(Думаю, не забанят, если я дам ссылку, это пиар прежде всего ТЕБЯ, дружище:
ridero.ru/books/v_nachale_bylo_slovo_1/ )
Твой перевод «Урал Батыра» является, несомненно, лучшим из имеющихся.
То есть я хочу сказать, что ТЫ дал литературе столько, что уже трудно перечислить все.
А вот что дала (и дает) литература ТЕБЕ?
Переводишь ли ты сам?
Тебе можно позавидовать: ты проживаешь как минимум сразу две, полноценные.
При том, что ты башкир, а владеешь русским языком лучше, чем 99% моих как бы братьев по крови!
И это ведь прекрасно!
12 — летняя внучка занимается тремя языками, я радуюсь и тихо завидую.Спасибо, Виктор.
Вот я в Турции — всегда немец, передо мной кельнеры разве что не щелкают каблуками и не кричат «хайль Гитлер!»
Так в былые времена первые дни после возвращения в Россию я вел себя как немец — и до чего же мне было хорошо…
Как я строил и облаивал кассиров в супермаркетах, соседей-собачников и даже ментовню из ДПС!
Увы, при вынужденной необходимости говорить по-русски это проходило очень быстро…
Вопрос очень важный!
Думаю, Айдар Гайдарыч Вам на него ответит…
Все это оттого, что люди порой специально ищут точки расхождения, точки, в которых они придерживаются противоположных мнений, чтобы поругаться и порвать взаимоотношения.
Виктор Улин мой старинный товарищ и друг, мы с ним встретились в литературном обьединении при газете Ленинце в Уфе и страшно поругались вплоть до полного игнора. А через несколько лет встретились снова в Литературном институте в Москве и нам хватило ума найти то, что нас обьединяет, а не разьединяет. И я очень этому рад. Потому что только такой путь ведет в будущее.
Виктор очень талантливый человек, а всякий талант неожиданен и вызывает споры. Я предпочитаю видеть общее, а не различия, хотя и на них я не закрываю глаза.
Другое дело, что абсолютизировать это не стоит. Литература в этом смысле помогает высказать все, что ты думаешь, не обижая ни собеседника, ни себя.
Хотя сам себя я негодяем СЧИТАЮ, по меркам окружающей среды.
Мы-то с тобой будем писать, даже если нам свяжут руки за спиной: станем диктовать Алисе.
Но кто-то все-таки задается вопросом, и я задам его тебе, предваряя других:
Вот для кого пишет писатель? для кого пишешь ты, дорогой?
Твои слова да б-гу бы в уши…
Ты опоздала, я ушел чай пить…
С другой, творчество (не только литературное) — процесс индивидуальный, в нем товарищей, коллег и ассистентов не бывает.
Но все-таки спрошу.
Как ты считаешь, надо ли общаться писателям между собой?
Если надо, то с какой целью?
Если нет, то почему?
Если когда как, то когда? и как?
(Вопрос о том, надо ли общаться с писателем «гражданским» лицам тоже может возникнуть.)
Когда писатель пишет, он абсолютно одинок. А когда написал- надо идти к людям. Показывать свои тексты, выслушивать. Это нельзя игнорировать для душевного здоровья. В общем, я сторонник того, чтобы писатели ходили в лито раз в неделю. И достаточно. ))
— Алкач, алкач.
— А ви — ходок?
— Ходок, ходок.
А заслуга — Рамиля Хакимова и Иосифа Гальперина, руководивших тем ЛИТО при «Ленинце»…
Грустно только то, что из той когорты непримиримых (а ругались мы до посинения, за пейсы друг друга таскали) остались в теме лишь Айдар, Иосиф и я.
А было нас до черта.
1990 год, Уфа, экологический митинг.
Так вот, рванувшись назад на… 2019-1985=34 года, давай вспомним хоть парой слов тех, кто был с нами рядом в ЛИТО при уфимской молодежной газете «Ленинец», руководимой Рамилем Гарафовичем Хакимовым.
(Лично мне он дорог и тем, что написал вступительное слово к рассказу, который первым из всех моих опубликовал твой однофамилец Явдат Бахтиярович, главред «Вечерней Уфы»)
Вспомним — иных уж нет, а те далече…
Я надеюсь, эта твоя книга найдет сегодня новых читателей.
Ссылка на трейлер у тебя есть?
Несколько вопросов:
1. Как бы концептуально Вы могли определить своё творчество?
2. Ваши любимые писатели?
3. Что может дать Ваше творчество современной России?
Спасибо.
Скоро Виталий появится, Анатолий… Ольга, ВитаЛина…
У нас темно, холодно, мрачно, в 17 МСК уже глаза закрываются.
Обозначенные писатели- современные и ныне здравствующие. А кто из писателей прошлого Вам близок?
Вы больше поэт или прозаик?
Какое философское или литературное направление считаете для себя предпочтительным?
Нравится большая форма или малая?
Вам ближе современность, автобиографическое прошлое или историческая тематика?
Спасибо.
С уважением.
Если ориентироваться на слово «реализм», то в стихотворении, приведенном в начале темы, человек зачем-то подался в хлев любоваться звёздами. Не подумайте, что я придираюсь… Но может Вам библейская мистика не является чуждой?
И что Вам больше нравится- создавать иную реальность или миф?
С уважением.
Мазл тов.
В современный же Израиль не под каким соусом- там шахиды бегают и «касамы» летают.
Например, об этом говорят эти строки:
И наступит оно — благодатное счастие мая,
Будут жизнь и любовь, но не стоит о том ворожить.
Надо все пережить- понимая, скорбя, принимая,
Надо все пережить, просто надо нам все пережить.
Вчера у нас тут был жаркий спор с вашим другом Виктором, который считает, что писатель не должен писать о прекрасном, его задача — показать всю неприглядную изнанку нашей жизни, в которой ничего хорошего нет и не будет.
А как думаете вы? Что стараетесь сказать своему читателю — обнадёжить или наоборот, разочаровать?
Я этого не говорил.
ТОЛЬКО о хорошем, когда хорошего ничтожно мало — не писать, да.
Вот с чего начать начинающему автору?
Уточню: пытаться ли сразу нырнуть в омут востребованного ширпотреба: детектив, фантастику, фантомистику, фэнтези, usw — с расчетом потом вынырнуть, глотнуть чистого воздуха и плыть к острову ЛИТЕРАТУРЫ?
Или сразу рваться на остров, на подручных средствах.
(Как ты понимаешь, изначальную нацеленность на масс-писанину я не рассматриваю, это как раз то, что ты выше аттестовал графоманством.)
А так же ходить в лито.
Пытаться напечататься в местной прессе. Вот как в нашей газете истоки istokirb.ru
Пора влить новую кровь в старые стенты!
Никогда не буду писать о том, что мне самому неинтересно.
Например, о спорте.
Рад видеть Вас, Анатолий, на встрече с таким замечательным писателем и человеком, как Айдар!!!
Общение физически и общение в инете, за столом и у монитора…
Помогают ли они творческой жизни, дополняют ли друг друга, что значат для нас?
Но как писатель со стажем скажу, что нет более унылых литераторов, чем чистые филологи.
Если бы ты, лесовод, не ушел в литературу, Уфа сейчас была бы куда зеленее.
Ты ведь человек деятельный, руководишь «Истоками», ведешь лито-УФЛИ, входишь в редколлегии ряда зарубежных изданий, и к тому же постоянно ездишь по всем 160 тысячам наших квадратных километров.
Как тебе удается при таком темпе жизни много и плодотворно работать в литературе?
Ясное дело, что мир писателя не бывает точечным, у каждого из нас есть свой эллипс рассеивания интересов.
Но все-таки каждый может назвать одну, главную тему, которая объединяет направленность.
И также темы, которые никогда не привлекут.
Что можешь сказать ты? Или ты видишь все иначе?
Сейчас у нас электронная вакханалия. Публиковаться можно как угодно и где угодно.
О печатных вариантах уже как бы и забыли.
А что ты думаешь по этому поводу?
А ты как относишься к этому мнению?
Не кажется ли тебе, что каждая новая книга главнее всех предыдущих, или что-то осталось позади как пик над туманной равниной?
Если я отлучусь на некоторое время, надеюсь, не заглохнет?
Хотя у нас вся страна всегда под покровительством какого-нибудь андропова…
Но как играл Золотухин! Как он все вел!
Это был АРТИСТ.
Там был такой жульен из шампиньонов в буфете… никогда в жизни такого нигде не едал.
Там был лучший кофе во всей Москве.
Хотя в Москве кофе всегда был дрянь, это не Ленинград, где провел лучшие 8 лет своей никчемной жизни…
Тут никогда не было, нет и не будет ни еды нормальной, ни питья, ни выпивки.
Водка и пиво — 2 единственных напитка, которые почти на 100% зависят от качества воды и только от воды.
Уфимской водой можно травить крыс.
На местные ЛВЗ и ПВЗ порой привозили воду в цистернах из Чехии для элитных партий.
Видимо, Вам попалась водка из такой.
Это был элементарный «старший лейтенант» с завода «Арарат», под пластмассовой пробкой, за 8-12.
Но — экспортная партия, попавшая на внутренний рынок из-за брака укупорки: «бескозырка» была без хвостика.
По театрам вот из моей книги:
Наш выпуск был ускоренным, последняя годичная строчка осталась незаполненной, а я по наивности рассчитывал, что буду приезжать в столицу и еще целый год пользоваться этим билетом как творческим пропуском, делающим доступным любой драматический театр.
Включая и любимый до судорог «Малый» где еще играли Островского последние из могикан, носители настоящего русского языка Гоголева и Анненский.
И «Театр Советской Армии» с гениальным Олегом Борисовым — Павлом I в одноименной пьесе Мережковского.
И светлой памяти Владимира Семеновича «Театр на Таганке», где можно было смотреть любой спектакль, лишь бы там играл неподражаемый в своей скромной экспрессии Валерий Золотухин.
И украшенный томительными линиями «либерти» старый «МХАТ» где со сцены размахивал руками восхитительно полупьяный Олег Ефремов.
И «МХАТ» новый, похожий на вдесятеро увеличенный бункер Гитлера, под серыми бетонными сводами которого гремел хриплый голос Татьяны Дорониной.
И одиозный «Ленком», где Леонид Броневой был лишь чуть-чуть хуже своего Мюллера из «Мгновений».
И даже не помню какой, где в радикальной пьесе по «Запискам из Мертвого дома» Федор Михалыча Достоевского у самой рампы целых 5 минут расхаживала абсолютно голая женщина!)
В книге есть известные и Вам фамилии…
В литературу осознанно мы часто приходим по некоему первотолчку, прочитав некую ключевую книгу.
У тебя такая есть?
Но уверен, что возникнут и еще, к ним всегда можно вернуться!
Шабат шалом.
Писатель — человек, ПОЛУЧАЮЩИЙ за те же страницы, строчки и пр.: гонорар, невозвращаемый аванс, плату за передачу АП, роялти и пр.
Из присутствующих тут такой я вижу только свою любимую подругу Анну Данилову.
Verita dura sed verita.
Всерьез ко всей этой шелухе могут относиться только подростки да пописывающие пенсионеры.
Членом такого «союза» может стать любой, кто заплатит вступительный взнос, но если этими «союзами» руководят, как Вы изволили выразиться, «профессионалы», то я — Витебский раввин.
Пора бы наконец понять, что в РФ НЕТ положения о творческих союзах.
То есть нет Лифтонда, который ссужает писателей средствами в межгонорарный период, нет организации, защищающей права автора перед третьими лицами, нет — и это самое главное! — отчислений в пенсионный фонд, адекватных затратам труда и уровню интеллекта.
Надеюсь, Вы не будете спорить, что водить автобус может любой здоровый человек, а написать хотя бы 50 книг (которые у меня размещены на продажу) может не каждый.
Но при этом писатель, живущий на гонорары и роялти по сути считается тунеядцем.
У меня есть друг, бывший сокурсник по Литинституту (с Анной Даниловой и с ним мы так и дружим, общаемся втроем сейчас).
Он — известнейший детский писатель, его книги не раз получали премии, переводились на многие языки, и пр.
Но он всю жизнь жил на гонорары, нигде не числился.
По итогам жизни ему сейчас назначили пенсию 9 000 (Девять тысяч) рублей.
Русских, даже не белорусских.
Так что, извините, любезный, мне Ваши дилетантские рассуждения просто читать смешно.
Вы еще бы написали, что эти «профессионалы» могут наградить меня памятной медалью Пушкина, Кукушкина, Подушкина — если на их «профессиональный» взгляд я внесу вклад в русскую литературу: стоит лишь мне заплатить за эту «медаль» тысяч 25, из которых 20 пойдут в карман «профессионалам»… как и Ваши взносы, кстати.
Вы зайдите на прозу.ру — там каждый графоман — член 2-3 «союзов», номинант «премий» (т.е. заплатил тысяч 5 за участие, из общей суммы тысяч 20 отдали кому-то своему, а остальные 200-300 взяли те же владельцы портала), а самые богатые — «награждены» всеми возможными медалями.
Как сказал бы мудрый еврей Блюменталь из «Трех товарищей»:
— Если бы нам иметь все эти деньги, которые заплачены за членства, премии и медали, мы бы с вами жили не Сейшелах.
Отмечу, что МСП, где в правлении есть истинные профессионалы — Анна Данилова и Иосиф Гальперин (я аттестую их так не из-за нашей дружбы, длящейся 30 лет и более, а потому что и Аня и Иосиф — писатели ОТ БОГА) — это exceptio confirmat regulam.
Суть моего неприятия нынешней ситуации — в корне проблемы.
Союз писателей — реальный, базирующийся на положении о ТС (СП, СЖ, СХ, СК...) в СССР был призван ЗАЩИЩАТЬ права творческих работников, как материальные, так и нематериальные.
А нынешние «союзы» — это просто клубы по интересам.
Ясно, что ничего плохого в них нет; при наличии средств я бы сам организовал какой-нибудь «Союз любителей бюстгальтера 92Н».
Но это НЕ ИМЕЕТ никакого отношения к профессиональному творчеству.
Да и вообще, Елена, оставаясь мятежным протопопом, навлеку еще одну порцию гнева на свой бритый череп.
Но скажу.
Интернет — абсолютное зло для профессионалов.
(Уверен, Аня меня существенно поддержит...)
В 1991 году на гонорар за ОДИН вот этот рассказ в «Вечерней Уфе» (https://www.proza.ru/2017/10/29/1259 ) я купил своей первой жене самое модное на тот момент демисезонное пальто.
Сейчас за СОРОК ОДНУ книгу на е-площадках мне едва удается наскребать на бутылку джина, о большем и не мечтается.
Зато любой богатый графоман может в любой момент издать тысяч за 30 тираж своей писанины… а потом не знать, кому его раздарить.
Думаю, Елена, Вам будет небезынтересно узнать, что Нина Ягольницер — с первого захода на МСП завоевавшая кубок! — вошла в шорт «Евразии-2019»!
Вот это в самом деле признание таланта!
Мы говорим о разных вещах.
Вы — о приюте душ.
Я — об источнике средств существования литературным трудом.
Feel the difference.
и ПС.
Художник, который никого не судит и все время боится что-то выплеснуть, НИКОГДА не создаст ничего существенного.
Впрочем, об этом я уже устал говорить в своих интервью и беседах.
Это здорово, когда чувствуешь себя востребованным.
Я сильно радовался, когда узнал, что в конце 90-х мой рассказ «300 лет» изучался в курсе современной русской прозы в Уральском университете (Ёбург).
Увы, пока не удается добиться, чтобы песню «Кахоль ве лаван» (о флаге Израиля) в моем переводе пели по-русски для совершивших алею прямо в АП Бен Гурион…
Эх, Лев…
Я понял, что Вы живете в Белоруссии.
Возможно, Вы знаете поэта Анатоля Кудласевича.
Толя мой друг с литинститутских времен (с 89 года), он был членом настоящего Союза письмовников, почти в любом краеведческом музее Беларуси (хоть в Кобрине, хоть в том же Витебске) на стендах можно встретить цитаты из его стихов.
Сейчас за все заслуги перед отечеством он подрабатывает сторожем, чтобы отдавать кредит за испанскую гитару…
А Твардовского, кстати, я не выношу. Его Теркин — лубочный кич, от него меня еще школьником тошнило.
Я не ослышался? Зайдем.
Он творец околохудожественного наукообразия, не поднявшегося дло факта искусства
Ведь мы с Айдаром говорим тут о ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературе.
Публицистика, журналистика, мемуары. НФ, ЖЗЛ — это словесное творчество, но НЕ беллетристика.
Но от этого они писателями не становятся.
Как говорил товарищ Сталин, врага надо знать в лицо.
Большое спасибо. Много для себя взяла. Никогда не думала, что виртуальное общение может быть таким живым… Поскольку ещё только учусь, не рискнула вступать в беседу.
Было очень здОрово!
Он (оне), же — редакторы. Типа, у нас право есть.
Почитайте сами: stihi.ru/2018/12/26/2937
Я уважаю его, у него есть хороший стихи. Один. Сам Е. включил в антологию. Тем самым, обеспечив бессмертие.
«Кто беден любовью, тот скупится даже вежливостью.» Ф. Ницше
Вот как-то так.
Или не так…
приходила соседка и просила просила просила
принесла придорожной травы извиняй мол
больше нет ничего пять оболтусов по лавкам
и шестой в остерии последние заплаты протирает...
Спасибо за поддержку!
Я просто хотел заступиться за нашего брата, графомана. Улыбнитесь…
Я не Айдар, Айдар у нас Хусаинов.