Литературная беседка. Женские образы в современной русской литературе
О чём ещё поговорить писателям накануне женского праздника – 8 марта? Конечно, об образе женщины в современной литературе, литературе ХХ и ХХI веков.
Разные женщины, разные судьбы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины реальной и созданной воображением художника присутствует во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культуры.
Многие прежние женские идеалы, женские роли, женские лики стали в наше время архаичными. Женщина слабая, романтичная, эфемерная сменилась женщиной – труженицей, сильной, яркой, активной. Но всё же связи с национальной традицией в изображении женского характера сохранились, хоть и претерпели трансформацию.
Сегодня и завтра хотелось бы порассуждать о веке нынешнем и минувшем, о том, как изменился гендерный подход в литературе, какие новые героини и их истории интересны современному читателю.
Актуальна ли ещё тема «вечной женственности»? Какие изменения претерпел женский образ за последнее столетие?
И кто вам ближе – романтичные носительницы идеалов прошлого, простая работница или крестьянка или современная леди, противопоставляющая себя миру, где традиционно властвовали мужчины? Женщина – мать или дама – лидер?
И почему именно во второй половине ХХ века и в наше время так популярна «женская проза» — совершенно новый жанр, в котором активная жизненная позиция сочетается с традиционной женственностью и исповедальностью?
А поводом для этой темы послужил материал, присланный мне нашим автором, Натальей Бутуковой. С него и начнём нашу беседу.
ЖЕНЩИНЫ АБРАМОВА
(Прочитано на презентации книги «В Питер за сарафаном» в Российской государственной библиотеке искусств 29.02.2020г.).
… Всё познается в сравнении. Если Федора Абрамова поставить в ряд с его современниками-писателями Распутиным, Беловым, Шукшиным, то наш автор тетралогии окажется самым женолюбивым. Не в пошлом смысле – женским угодником, волокитой. А в глубоком и высоком человеческом смысле.
Абрамов любил русских женщин – деревенских тружениц. Их у него в романах – многие десятки, и главных, и второстепенных. Гораздо больше, чем у всех вместе взятых вышеперечисленных писателей.
Литературный источник такого отношения к женщине-крестьянке находится, конечно, в строках Николая Некрасова. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». А генетически столь пристрастное отношение к женщине Фёдора Абрамова проистекает от его матери. Она была для него богиней.
Одна с четверыми детьми, мал-мала меньше, она вырвала семью из нищеты и возвела в ранг середняков. Федя Абрамов как личность вырос на совместном труде с матерью, понял и силу и красоту женщины-труженицы. И навеки восхитился всем этим.
Более того, он полностью перенял душевное устройство матери, воспитался ею — с женским уклоном. Его повышенная чувствительность, эмоциональность – это производные его женского, бабьего, сердца.
Как смачно он произносил это слово «баба» на знаменитой встрече в Останкино! В его устах это звучало вовсе не обидно, не унизительно, а вполне естественно. Ибо и сам он при этом оставался мужиком. И тоже не стыдился этого звания, не смотря на своё университетское образование, преподавательство и писательство.
Русская баба – это было для него свято!..
Может быть, ещё и то объяснение, что мужиков, достойных для возвеличивания в романах, в те времена уже не было в деревнях. Сожрала гидра гражданской войны, коллективизации и последней, самой страшной — наш русский Змей горыныч. Можно только предположить, какими они были бы – эти погибшие мужики рядом с такими сильными, отважными женщинами как Питерка, про которую Абрамов написал рассказ «В Питер, за сарафаном...»
Рассказ этот вмещает объём романа. В трёх частях. Первая часть – роман путешествие девушки из деревни в столицу, наподобие радищевского «Путешествие из Петербурга в Москву». Не один месяц движения девушки по дорогам и трактам. Сотни встреч, масса приключений. Вторая часть – её жизнь в Питере. Третья – возвращение на родину уже совсем другим человеком. Роман о русской жизни перед революцией, жизни полнокровной, самобытной, красочной…
В какой-то степени эту идею – путешествие женщины по Руси Федор Абрамов намеревался воплотить в своей «Чистой книге». Была мысль пустить сказительницу Марью Кривополенову по фронтам гражданской войны как миротворицу, как дух святой. Опять же – женщина! А вовсе не какой-нибудь нечистый Гришка Распутин…
На той памятной встрече в Останкино Фёдор Абрамов говорил: «Надо поставить памятник русской Бабе! Благодаря её труду на полях и в лесах русские мужики победили в войне!»
Это трудная задача.
Хотя, как бы по призыву Фёдора Абрамова, появилась в Архангельске скульптура женщины-крестьянки. Но вот беда, это памятник вовсе не БАБЕ, а БАРБИ. Кукольное лицо. Анемичная фигура. Только сарафан бабий…
Я давно уже предлагал в качестве типажей для будущего памятника использовать персонажей повести Фёдора Абрамова «Пелагея и Алька». Мать с дочкой. Сидят на скамейке. Такие разные. Из разных времён, но кровного родства.
Пелагея – страстная труженица в своей пекарне. Единоличница ещё при колхозном строе. Кстати, таких женщин сейчас появилось очень много. Малое предприятие – это их вотчина. Они разворачиваются во всю свою историческую, национальную мощь. Через них происходит сращивание времён, разорванных революцией.
А дочка её – Алька, на моём предполагаемом памятнике должна сидеть рядом с матерью, мечтая о свободе. Это 60-е годы. Первая волна демократии. Алька вот-вот получит паспорт (мать её Пелагея паспорта в глаза не видела за всю свою жизнь). И умчится дочка в город. Конечно, не в университет поступать. Будет работать где-нибудь в столовой так же упоённо как и мать в своей пекарне. Станет звездой, «королевой бензоколонки» – был такой фильм в те годы.
Вот какой памятник видится мне в духе Федора Абрамова.
Аналог, кстати, есть замечательный. Стилистически близкий.
В 1958 году скульптор БАБурин (надо же, в фамилии опять БАБа) создал скульптурную группу «Песня». Три молодые женщины, босые с подоткнутыми за пояс подолами возвращаются в луговой работы и поют…
Скульптура стоит на Цветном бульваре.
Рядом с выходом из метро.
В одном из писем Федор Александрович восхищался ею...
И, хотя не все признают детективы за полноценный жанр, романы Марининой не назовёшь примитивными. Кстати, практически единственный автор этого жанра, который правдиво и достоверно описывает процесс расследования. И вот Настя Каменская мне очень нравится. И не потому, что ассоциируется с экранным воплощением. Она запоминается, она живая, её привычки мне понятны и близки. Она реалистична, не наделена какими-то сверхъестественными качествами, кроме математического склада ума и способности к аналитике. Нравится она мне:)
Спасибо, что такую тему затронули как раз накануне 8 Марта! Всех с наступающим праздником! Всем любви, радости, счастья!
Я знаю, что все женщины прекрасны…
Я знаю, что все женщины прекрасны.
И красотой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью, – когда разлука в нем.
Не их наряды или профиль римский, —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее…
И материнство,
И седина, когда пора пришла.
Покуда жив, – я им молиться буду.
Любовь иным восторгам предпочту.
Господь явил нам женщину, как чудо,
Доверив миру эту красоту.
И повелел нам рядом жить достойно.
По рыцарски – и щедро, и светло.
Чтоб души наши миновали войны
И в сердце не закрадывалось зло.
И мы – мужчины – кланяемся низко
Всем женщинам родной земли моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.
2003
Про Маринину и иже с ними промолчу, чтобы не поссориться перед вашим праздником.
Для меня единственные живые женские образы — это мои собственные.
Не буду постить обложек в боязни самопиара, только скажу, что во всех моих крупных вещах: от «9-го цеха» (1986) до «Исцеления» (2020) — центральные (а порой и главные!) герои женщины.
О Марининой все-таки скажу пару слов.
Ее романы — не женские, а бабская философия на мелкой воде, причем с сюжетами (как и у всех женских детективах) высосанными из пальца.
Ею кто-то восторгается, но как мужчина (а не только как писатель), скажу, что ее Каменская — убогая схема.
Да и вообще женщины Марининой у мужчины не вызывают никаких положительных эмоций.
Более того — после ее женщин можно стать геем.
Ну, а если серьезно, из женщин (в современной женской прозе) лично я могу вспомнить только Елену Катасонову.
Ее «Кому нужна синяя птица» в свое время оказалась для меня формообразующая.
Прочитав эту книгу, я понял, что о жизни можно не только так, как это делала бесполо непорочная колода Вера Кетлинская.
Из самых современных — Гульнур Якупова.
В ее трилогии «Катындар» (в русском переводе — «Женщины») героини — именно ЖЕНЩИНЫ со всех прописных букв.
Все разные и все живые — и все вызывают острейший отклик в душе!
Тут все-таки без пиара не обойтись:
pisateli-za-dobro.com/books/32-zhenschiny-gulnur-jakupovoi.html
«Бабской философии» не замечала. А трилогия «Взгляд из вечности» — вообще отличная психологическая сага.
Я у Марининой вижу только полную чушь типа «восьмерок» антенны или вселенских злодеев, которых одним взглядом уничтожает вселенский манипулятор…
Причем я хаю ее не только потому, что детектив в принципе не держу за литературу.
Взять ту же Анну (Жановну!) Малышеву. У нее хоть и детектив, но живо и без философии.
А Каменская — просто ходячий манекен с идеями в голове, в ней женского ноль.
Полностью согласна с Фёдором Абрамовым — какой у русского мужика тыл за счёт баб! Об этом и рассказать в полной мере нельзя!
Слов не хватит!
Я «баб» не знаю.
Только женщин!
Женщины посадили себе на шею мужчин.
Особенно в России.
Да сказали бы — «А пошли вы к черту со своими флягами, нам по ТБ больше 16 кг поднимать не положено» — и сразу бы нашлось кому поднять.
Российская женщина (наследница женщин Российской империи) — это гибрид посудомоечной и стиральной машины с культиватором плюс рожальный автомат.
Женщины в других странах — хотя бы в Америке — позиционируют себя иначе.
И в итоге сама страна живет совершенно по-другому.
Русским женщинами пришлось вынести только потому, что они несли.
Русский социум (под русскими понимаю всех, кто жил на территории Российской империи и до сих пор является резидентами РФ) — рабская биомасса, а кто везет — на том и едут.
99% российских мужчин заслуживают того, чтобы их подвесили за гениталии — за отношение к женщинам, особенно к своим женам.
Цивилизованные нации: немцы, эстонцы, поляки, евреи — к своим женщинам относятся совершенно иначе.
Даже турки — само поименование которых русские классики считали ругательством — своих жен носят на руках!
Даже турки — само поименование которых русские классики считали ругательством — своих жен носят на руках! — ой, Виктор, и откуда же у вас эта информация??? Я рыдаю… Поляки, эстонцы — это ужас ужасный, холодные, бесчувственные, первые ещё и жадные и злобные. А про судьбы и жизнь турецких жён вы расспросите при случае Анну Данилову, она объяснит, кто кого там носит на руках.
Глядя на 90% своих российских подруг, находящих за мужем как у Христа за пазухой, могу всем остальным только пожелать таких мужей, как их русские спутники. Хотя, конечно, армянские ещё лучше:) 34 года в этом убеждаюсь ежедневно.
Да мои друзья эстонцы в свое время сделали мне больше добра, чем многие другие.
И поляки были очень хорошие люди.
А уж про немцев и не говорю.
Но говоря о турецких женах я имел в виду, естественно, жен-турчанок.
К русским женщинам отношение — именно то, какое они к себе культивируют на родине.
Т.е. посудо-поломойки (бесплатные, домработнице надо платить!), стряпухи и пр.
Распустили в России мужчин, в рот заглядывают, хуже мусульман — так что требовать к себе уважительного отношения у других наций, которые знают, что на родине об них все ноги давно уже вытерли.
Была у меня подруга, уехала замуж в Италию — ну и что? до такой степени (по чисто русскому обычаю!) допрогибалась перед мужем, что в итоге сделалась лесбиянкой, теперь все время проводит в гей-клубах.
А вот другая подруга: Ася, про нее все со 100% точностью написано в книге «Нет иного света» — единственная из всех мне знакомых сумела поступить правильно.
Вышла замуж в Уфе за русского — уехала в Москву.
Там вышла замуж за еврея — уехала в Америку.
Там вышла замуж за итальянца (в Америке они более смирные, чем в Италии) — сейчас развелась и прекраснейше живет на алименты во Флориде!
Вот только так и должна строить жизнь разумная женщина.
Но скажу, что лучше во Флориде одной, но с алиментами от макаронника, чем где угодно и с кем угодно — но на российской пенсии.
Аське, как я полагаю, лет 50 сейчас или около того.
Может, меньше, тогда еще хуже, ее ограбили бы тут лет на 5 или 7.
То же самое скажу про культивирование отношения к себе, как к посудо-поломойкам, — это бред. Всё совсем наоборот. Или у вас просто не те примеры перед глазами, или взгляд замылился.
В юности мне была близка Наташа Ростова. Чуть позже — Рита Осянина. В первом замужестве импонировал образ Джейн Эйр. А сейчас не могу определиться с выбором.
Я — как уже много где писал — лесбиянец.
Т.е. всю жизнь люблю женщин, хотя кругом так много красивых мужчин…
И мое отношение к женщинам (своим) тоже менялось в течение жизни).
В том же «9-м цехе» при написании я любил Женю, сейчас мне больше нравится Лида.
В «Приемщице» так и не могу определиться, кто из них мне более близок.
Ну а последняя самая близкая — это, конечно, Ралина из «Исцеления».
Цельная женщина, но умеющая перекладывать руль.
Но… граней много.
Ну а уж кто относит себя (и свою половину) к «скотоводам», или «земледельцам» — решать вам…
Но есть еще и «космонавты»: надел алюминиевые штаны (как заяц на заборе) и полетел вовсе в другую Галактику.
Ну это смотря за каким рожном он полетел туда? Если за травой, пусть даже в другой галактике, то это та самая разновидность «скотовода»". Но если полетел вообще прочь от земных людей (как от женщин, так и от мужчин), тогда да, это можно отнести к довольно редкой, но качественной иной разновидности — то есть к «космонавтам». :)
Но это всё общие слова — у Вас наверняка какой-то особенный случай… С праздником Вас: пусть этот ДЕНЬ ЖЕНЩИНЫ придаст Вам женской силы, и чтобы та уже никогда не покидала Вас. Поскольку (а это мой самый любимый слоган) ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… Счастья Вам. терпения, здоровья и вдохновения в творчестве! :)
краткодневен и пресыщен печалями.»
(Иов. 14:1)
Все предают друг друга еще со времен Авраама и Сарры…
(«Пчела-плотник»)
С Днем Женщины Вас! Всегда и во всём оставайтесь быть ЕЮ!
А меня зовут не Женя (это Евгений) Я — Георгий, и уменьшительных имен у меня много, как у моего тезки из культового фильма «Москва слезам не верит». :)
Наташа мне всегда была противна, даже когда в школе заставляли ею восторгаться.
Да и с противоположным полом такая же история. Пишут много, книг — бесчисленное множество, а героев — нет.
Язык у АС, конечно, кристален.
Но образы и идеи… сплошные химеры, кроме нескольких второстепенных типа матери ОиТ…
Тут (присовокупив мысли о Пушкине еще с тех времен, когда писал о нем работы...) отмечу, что Пушкин — создатель русской прозы как таковой.
Карамзин и пр. — это эмбрионы, не более того.
До Пушкина не было даже попыток писать прозаически что-то серьезное (в своей работе по Радищеву я подчеркивал, что до начала 19 века все серьезное излагали стихами, а прозой писали только несусветную чушь, т.е. нынешний подход инвертирован).
АС создал русскую прозу фактически на пустом месте.
При том, что сам он — как и все аристократы позапрошлого века — мыслил химерами.
«Честь», «долг» и прочая мишура на пустом месте при том, что люди все-таки жили.
И естественно, что он не мог создать ничего действительно полезного для души.
Я вообще склонен считать, что первое (и единственное на долгое время) русское прозаическое произведение, вызвавшее у читателя катарсис (без которого литература бессмысленна) — это «Кроткая» Достоевского.
(«Шинель» Гоголя — предтеча, но не более того, слишком уж умильно...)
Пожалуй, Виктор Улин прав, что А.С. Пушкин первый прозаик и создатель отечественной литературы. Но я бы добавил- светской литературы.
Пушкин — создатель, но до Чехова русской прозы так и НЕ БЫЛО.
О том много где писал.
Язык АС чист и кристален, как водка «Белуга Нобл», только что купленная мною на 1ю полученную — мать ее в гробину дышло! — пенсии.
Есть эстетические образы.
Но больше ничего у Пушкина НЕТ.
Его проза как отражение жизни отражением жизни не является, поскольку основана на химерах.
По большому счету недалеко ушла от бедных Лиз Карамзина.
pisateli-za-dobro.com/onegin-lenskii-germann.html
Таки здесь процитирую пару слов:
«Татьяна со своей чудовищной «цельностью» — чугунная статуэтка, которой стоит проломить чью-то не в меру пылкую голову.
По сути единственно глубоким образом — веселой, взбалмошной, в меру пустоголовой и в меру рассудительной, то есть живой — является Ольга.
Живость проявляется даже в том, что она не читает громыхливых од, которые порывался писать Ленский!
Татьяна — разрушительница.
Только по ее вине Онегин и Ленский — люди в чем-то разумные, но снедаемые никчемным химерами «чести» и «достоинства» — вели себя, как два безмозглых самурая Мудакито.
Ольга же своим
«Зачем вечор так рано скрылись…»
пыталась спасти от гибели рушащуюся идиллию жизни.
Не спорю, в облаках юношеского прекраснодушия можно какое-то время восторгаться Татьяной.
Но жить стоит только с Ольгой.»
Ничего эти барышни не дают ни уму, ни сердцу.
Равно как и сопутствующие им кавалеры типа Сильвио. который полжизни жил в ожидании момента, когда сможет сделать «флеш» из двух пуль на какой-то картине.
Единственные 2 человеческих характера у Пушкина — Лиза и Германн. И оба плохо кончили.
Значимо, что мы говорим об этом во время празднования Дня Женщины.
«Я Вам не скажу за всех подростков»:) — на мой взгляд, большинству из них до текстов Пушкина еще расти и расти. Школьная программа по литературе в этом плане вообще какая-то неразрешимая загадка для меня… Игра «кто? где? и, главное, зачем?». Лично меня привлекают героини Пушкина тем, что они не вписываются в привычные схемы, как бы мы ни пытались их туда впихнуть. Та же Татьяна, в отличие от Ольги, живущей чисто рефлекторно и «по накатанной», способна услышать себя, свои желания, увидеть подходящего себе избранника. Потому что, как показывает финал произведения, Онегин действительно был ее героем, хотя сам он этого вовремя и не понял. Мне кажется, такое умение «слышать» себя всегда редкость и всегда актуально. Вне зависимости от времени.
«Повести Белкина» в этом плане не такой благодатный материал, как «Е.О». Тут куда меньше психологического раскрытия характеров. Тем не менее. Лиза-Акулина демонстрирует нам артистическое, творческое отношение к жизни. Привлекательна ее способность воспринимать реальность как игру, выходить за рамки сословных стереотипов. И мне кажется, ее жизнь, благодаря этому игровому элементу, не может быть совсем уж пустой, даже если она не наполнена внешними достижениями. К тому же то, что Лиза «охмуряет» соседского сынка, (как Вы неласково о ней, Елена! ), в итоге оборачивается и взаимной любовью, и примирением отцов семейств.
«Кокетка» Дуня, которая уезжает с офицером тоже чем-то, видимо, отличается от привычного образа «блудной дочери», потому что Минский, с которым она сбежала в 14 лет (ой!..), ее не бросает, чего так страшился ее отец, а живет с ней как с женой, относится с уважением и признает их троих (!) совместных детей, то есть это отнюдь не одноразовая история про одну уездную дурочку. Ну, и отца она по-настоящему любит при этом, потому что весьма драматично переживает расставание с ним… То есть вроде и легкомысленная дева, но отнюдь не пустой персонаж по факту. А значит, опять нарушение схемы и читательских ожиданий.
***
Вы правы в том, что очень сложно из современности перенестись и погрузиться в прошлую эпоху, то есть начать не только читать и рационально понимать, но и «чувствовать» текст. Про попытку это сделать очень живо и совсем не академично написал Александр Минкин. Его мнение можно принимать, можно нет, в любом случае это расширяет наши горизонты восприятия, а потому не зря написано: www.rulit.me/books/nemoj-onegin-chasti-1-17-read-526004-1.html.
P.S. С праздником Вас, Елена! Мне кажется, это здорово, что мы встречаем этот замечательный весенний день не менее замечательными разговорами о прекрасном! В очередной раз спасибо за поводы для интересных бесед!
Не потому, что Пушкин неумел, а потому что сама проза в тот момент еще не созрела как вид литературы (о том уже много писал, повторюсь: в те времена проза считалась вещью несерьезной, как сейчас стихи).
Первым психологом в русской прозе был Лермонтов, но, увы, как поэт он был гений, а как прозаик очень посредственен, если не бездарен.
О том тоже писал:
www.proza.ru/2018/06/01/1458
Я имел в виду именно «копание в чувствах».
Насчет диссертаций я Вам скажу так.
Диссертация — это не факт научного достижения, а всего лишь способ зафиксировать свое положение на научной ступеньке.
Моя диссертация была основана на том, что новым словом были названы всем известные вещи и чуть-чуть обобщены.
Это — математика.
Еще чаще в математике делается и вовсе простейшим образом: человек САМ СЕБЕ ставит задачу (взяв, например значение параметра а=1,15 при том, что все предыдущие исследователи ограничивались а=1,14) и сам ее решает. Вот и результат.
(Блистательнейший пример подобного подхода к науке — Альберт Эйнштейн.
Хитрый человек взял пространство Минковского и применил в нем преобразования Лоренца.
То, что получилось, обозначил своим «ноу хау» и назвал «теорией относительности».
При том, что эту лжетеорию на практике проверить невозможно.
И по сути она то же самое, что богословский спор о том, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы.)
А все эти пушкиноведы, лермонтоведы и прочие "-веды" — суть паразиты, присосавшиеся к живой плоти литературы.
Их бы всех — как говаривал еще мой полный тезка Виктор Викторович Мышлаевский из БГ-ДТ — утопить в отхожем месте.
Поэзия — внешний блеск явлений.
Проза — анализ бездонных глубин.
До прозы надо внутренне дорасти, это в любом случае требует и определенного возраста и определенных опытов жизни.
Опытов — прежде всего.
О последнем говорит ничтожность "прозы домохозяек", в которой и в 30 и в 40 и в 60 лет гонят одинаковую туфту (хоть романтическую, хоть детективную, хоть еще какую), основанную не на опытах, а на кухонных умствованиях в потолок.
P.S. А вообще к разговору о Лермонтове примешивать «домохозяек» — это тот еще моветон. Хуже, чем влить «Бахчисарай» в «Хеннесси»!..
Про Лермонтова я уж и забыл.
Почил в бозе и пусть блаженствует на том свете, а мы идем дальше.
Сейчас вот возникла следующая мысль (продолжающая однотипность Ремарка).
Возрастные предпочтения в героике автора.
Что можете сказать по этой теме с точки зрения собственного творчества?
Интересно!
Но, думаю, каждому автору полезно задуматься над этим ещё раз.
О том и поговорим в… сакраментальную пятницу, ДР моей 1й жены…
— Пишу для себя, печатаюсь для денег.
200 лет прошло, а я с ним согласен полностью.
Елена, с ОГРОМНОЙ радостью приму участие в беседке.
По возрастам еще пару слов… пока не забыл.
Вот всем известна эволюция возрастных предпочтений мужчины.
(Ну, по крайней мере, определенной части).
В молодости всегда привлекают женщины старше себя.
(По себе, в частности, сужу, никогда в те времена не влекли всерьез ровесницы, дуры лупоглазые.)
Потом наступает некий пик, когда вектор интергендерного интереса обращается на ровесниц — это примерно лет в 40 или около того.
А потом чем дальше живешь, тем моложе женщины нравятся…
То же самое — опять-таки у меня — было и с героями.
В первом романе (оригинале «Высоты круга» герою было 35 лет, когда мне было всего лишь 25).
В первой из напечатанных (в журнале «Гражданская авиация») и изданных в Башкнигоиздате повестей «9-й цех» герою было 32 года, а написал я ее в 86, т.е. мне было 27.
Дальше больше, в рассказах героями у меня были старые хрычи и хрычовки (по терминологии того же Пушкина), и они мне были интересны.
Потом я вышел на пик.
В «Камраде», написанном, когда мне было 48 лет, герой — мой абсолютный ровесник, роман начинается с его дня рождения (это вообще некий римейк «Трех товарищей».
И дальше я продолжил свое движение в сторону кладбища, а герои так и остались в том возрасте, удаляются все сильнее.
Например, последний из самых аутогенных, профессор Соколов из «Тещи» — ему так и осталось 49 лет…
Любопытно, хотя об этом подумал лишь сейчас.
— И ты тоже прав, Менухим!
Навскидку из запоминающихся современных образов мне первой пришла в голову воительница Зима, главная героиня «Валькирии» Марии Семеновой:). Она и бой-баба, и нежная героиня, ищущая любви, одновременно. А если брать серьезный худ.лит, то здесь вспоминается Зулейха Гузель Яхиной, из романа «Зулейха открывает глаза».
(Повторяться не буду; читайте мою работу «Исторический факт и художественная условность в романе ВиМ» (1992 г.)
Единственный человеческий образ во всем наследии Толстого — это Каренин с его "пеЛестрадал".
А про художественную составляющую — я, знаете, не любитель ни «Анны Карениной», ни «Войны и мира», да и в целом скорее «человек Достоевского», но отдельные сцены из толстовских романов так мощно написаны, что дух захватывает! Тот же финал «Карениной»… Это для меня главный показатель художественной ценности его книг.
Но говора о финале АК, мы имеем в виду финальный эпизод самой Анны, а отнюдь не последнюю часть с придурковатым Лёвиным!
(Из-за которой сам Лёва вдрызг разругался с Катковым, отказавшимся эту чушь печатать.)
www.proza.ru/2018/08/08/1151
Ремарка я дополню.
Человек на 90% состоит из воды и на 10 — из своих пороков.
И, кстати, да, Левин таки живенько в романе вышел, хотя и несколько идеализировано. Ну, а как еще о себе-любимом напишешь?.. )))
Есть еще и зеркальные нейроны, Виктор. Поэтому не одними пороками живы, к счастью!
Плюемся мы от многого.
Например, от последней книге той же ВиМ.
Про толстовских Наполеона и Кутузова вообще говорить смешно, я о них как раз ту работу и писал в 92 году…
Возраста больше нет — и это тоже факт. Просто потому, что для современной женщины больше нет ничего «неуместного». Уместно все, что нравится, причем в любом возрасте. Еще одно образование в 30+? Запросто! Рождение первенца в 40+? Легко! Выбритые виски, рваные джинсы и новая татуировка в честь выхода на пенсию? Отличная идея!
Кстати, в сорок лет я пошла и проколола пупок. Это был своеобразный протест. Помогло. Советую!
Тебе еще нет сорока лет!!!
Даже вчера, получив и полупропив 1ю пенсию, я еще не верил, что мне уже на целых полгода перевалило через 60…
Какой чудный набор, я бы даже сказала, грамотный! Жаль абсолютно не сопоставим с размерами наших пенсий. Совершив подвиг, мы до них дожили, теперь должны как-то выжить на эти деньги, и это тоже подвиг. «В жизни всегда есть место подвигу», помнишь, наверное, была такая тема для сочинений в школьной программе. Смеюсь и плачу!
Но любая тема — в теме.
Я еще не женщина (пока лишь девушка), но Ваша мысль наводит на мысли.
Вот я сегодня получил свою 1ю в жизни пенсию.
Размер ее, установленный горячо нелюбимой родиной, таков, что пропить удастся еще до конца концу мартовских праздников.
Не сделать ли мне по этому поводу татуировку на…
Подумаю, на каком месте и какую именно…
А какой это год?
Очарование пленочного фото и стиль занавесок…
И покой на лицах.
P.S. И Вы снова рушите стереотипы — тем, что признаете творчество Гилберт за таковое, а не вешаете на него ярлык «женской прозы». И это, на мой взгляд, очень хорошая тенденция!
Но вспомнилось, приведу цитату:
*****
Татьяна со своей чудовищной «цельностью» — чугунная статуэтка, которой стоит проломить чью-то не в меру пылкую голову.
По сути единственно глубоким образом — веселой, взбалмошной, в меру пустоголовой и в меру рассудительной, то есть живой — является Ольга.
Женщины
Ирина Велембовская
Как хорошо раскрыты образы женщин.
Что мне делать, человек хороший,
если я жалеть тебя не в силах?
Мне не надо маленькой любови,
лучше уж пускай большое лихо...
Кстати, книгу я прочла примерно в Ваши лета и, конечно, соглашусь, — Мэрил Стрип великолепна в любом образе. Очень рада, что наши мнения совпали.
И это — лучшая роль Стрип.
ВС посмотреть себя заставить не смогли.
А я сейчас из зарубежных звездушек люблю только Скарлетт Йоханнсон, она инкарнация О.С. которой посвящены мои лучшие стихи о любви.
По-моему, ее лучшая роль — в фильме «Она» (2013), с Хоакином Фениксом, где она вообще не появляется на экране, зато красивым голосом озвучивает главную героиню — операционную систему, с которой у героя роман . Очень странный и небезынтересный фильм про коммуникацию в современном мире, проблему одиночества, опасность гаджетов и т.п.
А «Матч пойнт» — это очень глубокие фильмы и никакой стрельбы, жизнь.
А «Девушка с жемчужной сережкой» — скол эпохи.
«Матч пойнт» — это какие-то странные перепевы Драйзера… вообще не мое. Хотя и лучше, чем «Иррациональный человек»…
А вот «Трудности перевода» — да, хороший фильм, про него я забыла!.. )))
Например — в отличие от нашего времени, когда любой мазила может купить ящик тюбиков с акрилом и гнать свое китайчатое имитаторство квадратными метрами — Вермеер каждую краску сам готовил из пигмента. Очень впечатляет труд художника тех времен.
В МП все-таки моя обожаемая Скарлетт дала сложный образ.
И парень -убийца — великолепная игра, это тебе не тупой пловец Стейтэм, который стреляет, как автомат — практически то же самое, что у меня в «33».
В ТП у Скарлетт ТАКАЯ попа… честно говоря, я был очарован ее попой с первых кадров, вот тогда только и обратил на нее свое внимание, осознал, что она — инкарнация моей любови №10 (предпоследней в жизни) Ольги С.:
А непревзойденная попа Скарлетт подвигла меня на тематику обложки одной из самых автобиографических книг «Пчела — плотник»
По поводу обложки — я даже растерялась: это Ольга или Скарлетт Йоханнсон в ретро-образе? Одно могу сказать наверняка — хорошо, что не попа:).
Tempori mutantur et nos mutantur in illis!
Во времена СССР из моих рассказов вымарывали все упоминания о женских сосках!
В нынешние опустилось и до поп!
И, знаете, Елена, о чём мне подумалось, почему-то не нахожу в литературе ни одного достойного своего внимания мужского образа.
Что-то даже забеспокоилась…
Давай, Рита, совместно удочерим коллегу?
Насчет достойного образа…
Отто Кестер из ТТ.
Не знаю героя лучшего, чем он.
В общем ты прав, герои Ремарка неплохи. Надо бы перечитать ТТ.
Вы, Маргарита, молодая мама! Как здорово! :)
По поводу героя в современной прозе мне очень приглянулся не идеальный, но честный перед самим собой, принципиальный, стремящийся к развитию герой Рубанова. Особенно люблю две книги этого автора: «Сажайте и вырастет» и «Стыдные подвиги». У первой еще и здорово подобрано название — там игра смыслов. Если прочитаете, то, думаю, оцените. Хотя бы эту словесную игру, если не героя))).
Кто читал, интересно было бы, если бы вы поделились своими впечатлениями! Кто не читал, тем рекомендую!
Про прототипов героев можно почитать по следующей ссылке — очень подробное изложение материала: www.gorbibl.nnov.ru/kaverin
Не читал таки, надо почитать!
Спасибо Вам, Елена, за комплимент. Я обязательно прислушаюсь к Вашим советам.))
Да, Виктор, конечно, человек увлекающийся… нестандартными идеями!..
Уже внесла эти книги в список своих дел.))
— Что выросло, то выросло!
Хотя таки больше берем…
Думаю, на этих стихах девочки нашего поколения и воспитывались. У меня до сих пор хранится тетрадка, куда я переписывала полюбившиеся стихи и ещё цитаты из прочитанных книг…
Может быть Скарлетт поразила меня в своё время,, потому была полной моей противоположностью. Она — боец, я — безвольная курица.
Если ты курица, то я — ротный старшина…
Сильный и реальный образ.
Особенно в финале.
ВСЕ без исключения мои книги раскрывают единственную волнующую меня тему: «Мужчина и женщина».
(Кроме «Вины», хотя и там сюжет завязан на женщине.)
Лиза и Герда из «Черного обелиска» — очень цельные.
Проститутка Роза из «Трех товарищей» — вызывает сильные эмоции.
Элизабет из «Времени жить» — самый пронзительный образ.
Элен из «Ночи в Лиссабоне» — самый реальный.
«Жизнь взаймы» — самая неудачная вещь (даже хуже, чем «Возлюби ближнего»), но черты и образ поведения Лилиан очень достоверны. (Как и Жоан из «Триумфальной арки»).
Но САМЫЕ интересные и глубокие женские образы — это в «Тенях в раю».
Наташа — женщина до мозга костей, какой должна быть настоящая женщина.
Бетти — очень достоверна и вызывает сочувствие.
Миссис Уимпер — это Вселенная, приоткрывшаяся лишь краешком Галактики.
А близняшки Коллер заставляют задуматься о всех печалях жизни.
Убей меня гром, но в русскоязычной классике таких женщин в общем нет.
Даже Чехов — единственный человечный русский писатель — к женщинам как таковым относился в общем с долей пренебрежения.
Ремарк — мастер, свободный от химер. Его люди живые.
И схемы все одинаковые, в любой момент можно предугадать, что будет в следующем эпизоде.
Более того, одни и те же персонажи переходят из романа в роман, особенно это видно в трилогии НЗФбП" — В — ТТ.
(Некоторые 3-м звеном видят ЧО, но на самом деле эта вещь стоит особняком по стилю.)
На самом деле в чем-то это хорошо.
По сути дела мы читаем огромную, продолжающую одну и ту же повесть жизни целого поколения:
от Пауля Боймера к Роберту Локампу, далее к Греберу, потом через Шварца к Россу и заканчиваем Клерфэ.
Один и тот же человек, космически одинокий в этом мире.
Возможно, в однотипной узнаваемости ремарковских героев есть особая прелесть.
www.proza.ru/2018/08/21/1204
Давайте озаглавим!
На данный момент, пожалуй, самая любимая у меня — это Нелька (Нэлли Павловна) из «Тещи».
Иметь такую жену — счастье.
Чеховские женщины — те вообще не вызывают сильных эмоций.
Ну разве что Анну Сергеевну жалко.
Мисюсь — просто дурочка, не могла послать куда следует и мать и сестру.
Других бьют, а они не сопротивляются.
Сусанна из «Тины», конечно, вызывает уважение: крутит мужчинами, как хочет.
Но В ЦЕЛОМ АП пишет о женщинах без теплоты и без сочувствия к ним.
Это закономерно: он женщин в общем не уважал.
Завсегдатай публичных домов изначально не может относиться к женщинам по-человечески.
Тот, кто платит за любовь, женщин не любит, это истина бесспорная.
Любящему женщин платят самому.
Проверено опытом.
И тенденция в гардеробе в наши дни обратная — достаточно посмотреть на подиумы модных показов.
(Как нет прозы «женской» и «мужской» и пр., есть просто ПРОЗА).
Точно так же есть ЖЕНЩИНЫ — вне зависимости от длины ног, размера чашечки, цвета волос и пр. — а есть существа женского пола.
Вторые меня не интересуют (как и многих нормальных мужчин), а о первых — в моей книге:
pisateli-za-dobro.com/books/48-net-inogo-sveta.html
Профессор, философ слёзно смеялся,
Лишь мысль накатила, стаяла дымом:
-Ведь сверхчеловек- такое же мясо!
Но только там морок тешит гонимых…
Речь не о реальности (и силикон здесь не в счёт, хотя и восхищает меня чудо пластической хирургии- чилийская певица Natti Natasha), а о художественном образе, который перекочевал в «империю грёз.»
Та же, вышеприведённая Каменская- со столь высоким интеллектом сразу бы поняла, что в полиции ей ловить нечего. Да и, вероятно, в России.(
Но в длинноногих, кроме внешних данных, ничего иного нет.
Раскрою секрет- есть в сексологии индекс трохантерика (от трохантер- большой вертел бедра). Так он вычисляется отношением высоты роста человека к длине ног. И больше он у женщин с ногами… короткими, что говорит о большей сексуальности данной категории представительниц прекрасного пола.
Вот у этой Ирины были не просто самые длинные ноги из всех известных, но вообще они имели какую-то нереальную длину.
Однако при этом либидо ее было таким, что прибор зашкалил и стрелка сломалась…
И еще — Лариса:
— Круто взнуздано!
Мне что-нибудь такое, чем ноги волосатые прикрыть.
Согласен на тунику- Рим как- никак. Третий.
Но вид азиатоевропейца в платье- это не удивительно. Во-первых- рост всяких перверсий и прежде всего трансвеститов (мода- она, как барометр, следит за тенденциями). Во-вторых, в Китае, после реформ по ограничению рождаемости, большой дефицит женского населения. И здесь, как в анекдоте про Наполеона.)
Хотя, знаешь, Витя, на этот счёт здорово сказал Ив Сен Лоран. «Главная деталь в платье — женщина». И вот с ним я абсолютно согласна.
И тогда, как человек, создавший свою героиню, ты видишь больше, чем кто-то другой…
Моя лесбиянка Ралина в вискозном платье от Балмейн со стразами Сваровски за 170 тысяч решила свою судьбу…
Одно радует, расточительство принесло пользу.
З.Ы. Жаль, что никто не поинтересовался насчёт анекдота.
— Господа, познакомтесь- Жозефина.
Большое спасибо, Маркус.
— Сир, в минувшем сражении наша артиллерия не стреляла по десяти причинам. Во-первых, кончились снаряды…
Пусть рядом с каждой из Вас будет мужчина, а еще лучше мужчины, в том числе и Ваши дети, которые именно Вас, и никого больше — будут считать самой лучшей женщиной в мире, уникальной и ни на кого не похожей. И соответственно – ЛЮБИТЬ как единственную и неповторимую. Как женщину, подобной которой больше нет, и в принципе быть не может на всем белом свете.
Что касается уникальности, уверена: нет и не может быть двух совершенно одинаковых женщин, впрочем, как и мужчин…
Ты для себя — центр мира.
А Гео — для себя.
И я тоже для себя.
И все остальные.
И образуют многоцентровую систему.
Только не толкайтесь локтями! (шутка)
Да, что это я всё говорю прозой. Сегодня ей посвятил стихотворение на 8-е марта.
Зааодно желаю. чтобы всем женщинам мужчины посвящали стихи
Любовь – когда дух льется через край
души моей, мне Богом данной чаши,
и друг мой недругу рукой от счастья машет –
от чувств избыточных зовет с собою в рай.
А рай – везде: воспрянь и оглянись
и восприми влюбленными глазами
всё, чем заполнено пространство между нами,
как струйки зноя, устремились ввысь;
всё включено на восхожденье к Богу,
всё в суматохе праздничного счастья:
над бездной – высь, и нечего бояться
паденья в бездну: вверх ведет дорога
любви такой, что море по колено…
Ты – мой источник счастья и побед,
и вдохновенно варишь не обед,
а – снадобье бессчетного колена,
чтоб райскую судьбу приворожить.
Хозяйка рая и земное божество!
Ты гонишь прочь обыденность из быта.
И сколько раз была судьбою бита,
но не убитой лишь была любовь:
Она в мир льется днем, а ночью снится,
журча уютно, словно ключ в раю.
И я склоняю голову свою
перед тобой, моя императрица.
Конечно, это большое счастье получить от своего мужчины такие строки, но лично я согласна на прозу, лишь бы только слова не расходились с делом.
Ты скажешь:
— Какая ты красивая!
Тебе ответят:
— Ясно. Имеешь в виду, что кроме красоты я — полная дура.
Скажешь:
— Какая ты умная!
И услышишь:
— Сразу бы и говорил, я уродина, кроме ума и сказать нечего!
И в этом — цимес жизни!
Разве что могу посетовать, что умных женщин до обидного мало. Но зато, если где они есть — то это огромная удача общаться с ними, даже на расстоянии…
Ты тоже совершенно прав!
Общение с женщиной — это всегда загадочный процесс.
Насчет умных мало — ты, дружище, увы, НЕ ПРАВ.
Посмотри на этой странице вверх и вниз:
Елена
Рита
Оля
Онега
Татьяна
и опять Елена!
Красавицы и умницы, умницы и красавицы!
Разве тебе их мало?!
Мне — нет!!!
Разве что ждем еще Евгении, Надежды, Светланы…
«Невзлюбить» — это ещё нужно посмотреть, кто кого...)))
Кроме правил Клуба существуют ещё и много других правил.
Мы с тобой, дружище!
Что до Ваших недопониманий и(ли) конфликтов, развернувшихся в дальнейшей переписке, то меня они столь мало касаются, что я прошу вас избавить меня даже от косвенного участия в них, особенно в свете того, что я не имею удовольствия знать никого из вас лично. Спасибо вам за понимание!
Маргарита, пользуясь случаем, поздравляю Вас с наступающим! Радостной весны Вам! И побольше личностей, приятных и понятных в общении!
Что касается конфликта, я тоже писала о своём восприятии, исходя из своего опыта, а он у меня на двадцать с лишним лет больше, представляете? Самой не верится!
Идут 3 финна на лыжах из деревни Ёккала на хутор Пуккала.
Один из них замечает:
— Три километра осталось.
Через час второй возражает:
— Нет, пять.
Еще через час третий говорит:
— Друзья, не будем спо-орить!
«И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?»
(Исх., 2:13)
В том, что мы считаем себя уникальными — согласна, и в этом наш ум, а не глупость. Равенство и даже превосходство в чём-то потерпим, но при условии, что в дчём-то другом превосходим сами.
Еще мои любимые образы — Катя и Даша из «Хождения по мукам» (из «Сестер», 2 и 3 части романа — уже идеологический кич и могут расцениваться сейчас лишь как памятник лживому времени).
Они нравились мне настолько, что своих центральных героинь в оригинальном варианте «Хрустальной сосны» и назвал Катей и Дашей.
(В 1986 году, когда я написал это произведение под рабочим названием «Жила-была юная фея», надо мной довлела химера благодушия, и образы подходили идеально к именам.)
В окончательном релизе героини изменились.
Катя стала вызывать у меня гораздо меньше симпатии, но все-таки имя я оставил.
А вот жена героя стала совершенно несимпатичной, но очень жесткой, ей глуповато-мягкое имя «Даша» перестало подходить, она сделалась Инной, полностью в тему.
Мне кажется, в чем-то Виктор всё — таки прав. Наверное, мы сами виноваты, жалеючи наших драгоценных мужчин, взвалили на свои плечи слишком много…
Мне всегда нравились решительные женщины, целеустремленные, добивающиеся своей цели… А ещё… до сих пор верю в чудо, как Ассоль. К слову сказать, обожаю Грина, особенно его «Зелёную лампу».
Можно ещё долго рассуждать… Но завтра праздник. Дорогие женщины, будьте счастливы, любите и будьте любимы!
У него есть ЕДИНСТВЕННОЕ человеческое произведение — рассказ «Карантин».
Все остальное — сказки для глупых девочек, мающихся перед первыми в жизни месячными.
(Умные такую чушь даже в критическом состоянии не читают.)
Хотя именно никчемный романтизм Грина родил одну из моих последних книг.
А «Зелёная лампа»… Там герой поразил настойчивостью, любознательностью, добротой и, что особенно важно, умением быть благодарным.
Но с возрастом всегда приходит переоценка ценностей.
Ассоль и на меня произвела впечатление.
В моей повести — вот в этой, в 18 главе — к берегу подходит немецкий крейсер.
Бортовым залпом главного калибра он разносит в прах деревню Каперна.
А потом абордажная команда дожигает из огнеметов остатки и расстреливает уцелевших жителей, всех до одного.
Это — возмездие за то, как они измывались над Ассоль.
За слезинку ребенка, чисто по Достоевскому.
**********
— Мне нужен угольщик Филипп! – рявкнул Краузе, не обращаясь ни к кому конкретно.
— Филипп? – отозвался кто-то. – Да он с утра уехал в город и вернется наверное, завтра утром.
— Или даже послезавтра, — добавил другой.
— А какое тебе, кусок говна, дело до угольщика Филиппа? — поинтересовался тучный человек, выйдя из-за прилавка. – Ты кто?
— Ты, должно быть, кабатчик Меннерс? – миролюбиво спросил боцман.
— Ну Меннерс. Но ты не ответил на мой вопрос. Ты кто?
— Конь в пальто, — тем же тоном ответил Краузе и схватил хозяина за шиворот.
И хотя жирный лавочник казался таким же мощным, как боцман, тот поднял его в воздух легко, как игрушку.
— Ты помнишь Ассоль? – громко проговорил он.
— Какую — корабельную Ассоль? – уточнил Меннерс. – Сумасшедшую, которая якобы унеслась на небеса?
— Повтори, какую именно? Хотя это все равно. На небеса отправишься ты.
— Просто Ассоль, — прохрипел полузадушенный лавочник.
— Du bist die Katzendrecke, — констатировал боцман, опуская его на пол. — Но даже самые поганые кошки не гадят такими жирными колбасками.
С праздником, дорогая!
P.S. В теме ПМС и его связи с литературными предпочтениями не сильна — к счастью, никогда не страдала этим синдромом, поэтому поверю Вашему опыту:). Интересно, кстати, будет разобрать связь постпохмельного синдрома у мужчин в связи с литературными вкусами последних. Не хотите высказаться по этой теме? Уверена, Вам есть что сказать!
«Стоит только немножечко выпить, как все становится почти таким, как было прежде»
и
«Писать надо пьяным, править — трезвым».
Тут я, конечно, могу быть не прав, но стою на своей позиции.
Фэнтези — так же, как и детектив — НЕ литература, а словесная шелуха.
Оно лежит вне поля моих интересов.
(Как портвейн «777» для ценителя шэрри-бренди.)
Несмотря на то, что мы с Вами непрерывно покусываем друг друга за разные места (мягкие и не очень...), мне с Вами очень ИНТЕРЕСНО.
Потому что наша с Вами полемика идет по существу.
Мы обсуждаем не варианты перепрыгивания через навозную кучу в Иванов день у разных народов.
И не делимся колядками-малядками под масленичные блины.
И не рецензируем стишуёчки уровня "я сидела на диване, вышивала платок Ване."
Мы делам то, ради чего и существует этот клуб: говорим о ЛИТЕРАТУРЕ.
Это — главное.
*********************
Так вот, хочу возвратиться к Ремарку…
Прибегая к языку векторного анализа, изучение дивергентности образного поля (т.е. степени расхождения характеров персонажей) того или иного автора всегда очень интересно.
Ремарк — один из крайний вариантов, у него дивергенция равна нулю.
Это очевидно.
Но у всех авторов бывает по-разному.
Легче всего привести пример из себя.
Вот меня бросает из стороны в сторону.
Обычно хочется писать совершенно разных людей.
Например, в «Танаре» герой бывший летчик, в «Вальс-бостоне» — танцор без образования, в «Теще» — профессор-математик, а в «Приемщице» — лесбиянки.
Все разные, даже язык разный.
И это здорово.
Но вот «Тот самый снег» по внутреннему сюжету на 100% автобиографичен, описаны реальные события, реальные женщины с реальными именами и даже диалоги именно те, которые были в 1999 году между мной, коллегами по «академии» и моими студентками.
А в «Маленьком гареме» — вся та же сцена, вся та же атмосфера, те же женщины в тех же платьях и колготках того же цвета и с теми же именами… Но сюжет иной, хотя о тех же самых людях.
То есть тут я пережил ту же самую жизнь немного иначе, то есть по другую сторону, но еще раз.
И это тоже здорово.
По поводу следующего Вашего сообщения — с Вами тоже не соскучишься! Думаю, в этом интересе к осмысленной полемике и состоит одна из целей изучения литературы, в том числе теории литературы. Хотя… утопить в клозете? — так, кажется, Вы написали… — тоже идея… для романа .
P.S. «Варианты перепрыгивания через навозную кучу в Иванов день у разных народов» — какая чудная тема для курсовой!..
Ки Уэст к тому располагал.
И еще старик Хэм сказал абсолютную истину устами героя ОвО:
«Каждый грамотный человек способен написать пару книг о том, как он ложился в постель со своей первой женщиной, но этого недостаточно для того, чтобы считать себя писателем!»
Любовь в среде, где ненависть в фаворе –
есть подвиг личности, пытливой и упрямой.
Пройти терновник невозможно прямо –
колючки, словно двери на запоре,
и в плоть любви, доверчивой и голой
вонзаются, как извергов кинжалы,
иль, словно осы, сладострастно жалят,
не разбирая возраста и пола…
И больно как! Любовь – ты боль?!!! Страданье
ты зришь в своем зеркальном отраженьи.
Но не замедлишь ни на миг движенья
к любви ответной: ведь назначено свиданье
на том конце терновника, где ангел
любимую одел в цвет лепестковый,
где в счастье воплотилось Божье Слово,
где силачи на грудь бросают штанги
легко, играючи, как будто невесомость
царит на белом свете; шар воздушный
несу тебе, как воздух в смраде душном…
Моя любовь застряла в горле комом…
Пусть кровь течет, пусть плоть насквозь пробита:
колючки ненависти злы и ядовиты.
Царапаюсь, кричу, порой, от боли:
«Доколи, Боже?! Мне терпеть доколи?»
Бог отвечает: «Больно – значит любо.
Так любят ненависти злобной супротив.
Да, есть в любви трагический мотив:
споешь его, и боль пойдет на убыль…»
Это ты и я.
За количество банов из-за горячности голов нам давно уже пора иметь по кубку на странице: тебе серебряный, мне — золотой.
Но тем не менее мы смогли преодолеть свою умную дурость и поднялись выше себя прежних!
БЛАГОДАРЯ — каждый дурак (который не умный) сможет, а вот — попробуй пожить ВОПРЕКИ.
А давай с тобой организуем клуб в Клубе — героев жизни ВОПРЕКИ… Ну типа — малюсенькую ячейку, и в перспективе будем принимать в неё таких же умных дураков, как мы. Принимать исключительно по желанию пополнить нашу ячейку. Я бы порекомендовал — Ольгу Которову: она как-то бросила запомнившийся мне, полагаю, на всю жизнь слоган: два дебила — это сила…
Или же полагаешь. что крест умных дураков нам нужно нести молча, но с достоинством?
И давай придумаем дальше: 3 дебила — это…
А 4 — лучшие в мире!