Деревенская проза: вчера и завтра. Ко дню рождения Валентина Распутина
Сегодня день рождения Валентина Распутина, писателя, являющегося одним из наиболее ярких представителей «деревенской прозы».
Даже те, кто не жалует это направление в литературе, наверняка читали его повесть «Прощание с Матёрой» о затопленной в связи со строительством Братской ГЭС деревне на берегу Ангары. И уж точно видели фильм Ларисы Шепитько и Элема Климова «Прощание». Борьба старого и нового, традиций и современности, судьбы простых деревенских жителей – вот основной мотив произведений Распутина.
Кому- то больше запомнилась трагическая судьба Настёны из «Живи и помни», кому-то – голодный, но гордый Володька из «Уроков французского».
Вспоминая творчество В. Распутина, хочется сегодня поговорить о таком явлении, как деревенская проза, в целом.
Хоть и принято считать, что возникло это направление в период 1950-1980 годов, но истоки его, на мой взгляд, гораздо глубже. Они в русской классике 19 века, начиная от «деревенской» второй главы «Евгения Онегина» до «Записок охотника» И. Тургенева, «Деревни» И. Бунина, «Мужиках» А. Чехова и т.д.
В ранней советской литературе деревенская тема — почти всегда рассказ о переустройстве деревни, открывающем новые перспективы. Как тут не вспомнить «Поднятую целину» М. Шолохова, посвященную периоду коллективизации и раскулачивания.
Но в 50-е годы тональность меняется: новое поколение авторов открывает в жизни деревни свою драму и даже трагедию.
Рисуя картины жестокого разорения деревни сначала во время коллективизации («Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева), потом в годы войны («Братья и сестры» Ф. Абрамова), в годы послевоенного лихолетья («Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова), губительное влияние цивилизации «Царь-рыба» В. Астафьева, «Горькие травы» П. Проскурина), писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской деревни.
Противопоставляя своё творчество соцреализму, «деревенщики» ставили перед собой задачу раскрыть и сохранить те важнейшие черты народной души, которые были во многом утрачены в исторических переменах и катаклизмах XX века, но были сохранены национальным (исконно крестьянским) менталитетом в таких его канонических категориях, как национальная самоидентичность, русская идея, народный характер и т. п.
«Деревенская проза», начавшаяся с поэтизации детства и природы, закончилась осознанием великой утраты — «России, которую мы потеряли». Не случайно мотив «прощания», «последнего поклона» отражается и в названиях произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Ф. Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях, и в предчувствиях героев. Ф. Абрамов нередко говорил, что Россия прощается с деревней, как с матерью.
Говоря о деревенской прозе, нельзя обойти вниманием творчество Василия Шукшина, которого всегда интересовало исследование русского национального характера, характера земледельца, от Степана Разина до современного жителя села. Неслучайно первый сборник его рассказов так и назывался – «Сельские жители». Ярко, самобытно писал о деревне и В. Солоухин.
Но времена меняются, интерес к теме русской деревни исчезает вместе с самими деревнями. Можем ли мы сегодня говорить о существовании «деревенской прозы» 21 века? Нужно ли авторам, обращающимся к этому жанру, следовать традициям Распутина и Абрамова, Шолохова и Белова? Или мы может признать, что появился новый вектор «деревенской прозы», отражающий те же процессы – упадок, разорение, попытку возрождения – но в новых условиях, а основные её проблемы, конфликты, образы, характеры, сюжетные ходы не исчезли, трансформировались в соответствии с новыми реалиями современной российской литературы и культуры начала XXI века?
У нас в Клубе есть авторы, которые пишут о деревне. Это не только прозаики, но и поэты. Надеюсь, они присоединятся к нашему разговору и расскажут, чем близка им эта тема, какое значение для развития литературы она имеет сегодня.
Надо сказать, что ещё полтора года назад у меня и в мыслях не было писать. Жил себе и жил обычной городской жизнью. Сам то я деревенский. Вырос и школу закончил в селе. А после школы в 1971 году переехал в город. Сначала учился в политехническом, потом работал. Вышел на пенсию. Купил домик на хуторе в лесу.
Бывал там как на даче а два года назад решил переехать жить. Однажды переписываясь с другом в ОК на меня что-то накатило и я написал миниатюру-притчу ( Бумажный кораблик
pisateli-za-dobro.com/bumazhnyi-korablik.html ), и отослал другу как продолжение разговора. В ответ он мне написал что я его удивил и что мне нужно писать. Это было в октябре 2018 года и я уже как пару месяцев жил в селе. На самом деле это хутор в лесу где проживает не более 20-25 человек. И с того времени я начал писать. Второй работой была «Зима» «Наступило время, и вы, соскользнув тихонько с тёплой печки, стараясь не разбудить спящих, надеваете ещё отцовский старенький тулуп а босые ноги в тёплые валенки, тихонько крадётесь к входной двери. Еле слышный скрип петель, и вы уже на улице. А там морозная ночь.»
pisateli-za-dobro.com/zima5e5487c1e98ba.html
за ней " Елка к новому году", «Лес манит. Он как живое существо. Чувствую его: дрова колешь, а он в затылок смотрит, все заманивает. День не выбирался и как бы и не жил, не дышал. Лес…»
pisateli-za-dobro.com/elka-k-novomu-godu.html
потом «Предчувствие весны», «Я смотрю на снег, он, как и все в природе, проходит эти циклы. Он рождён капельками влаги, томившихся ожиданием в уютном облаке, парящим над землёй. Но вот пришло его время, и скованные холодом капельки, отяжелели и уже не могли удерживаться облаком. Они, превращаясь в снежинки, устремились к земле, к новой жизни, снежным океаном покрывали землю.»
pisateli-za-dobro.com/predchuvstvie-vesny.html
Писал о том что вокруг: лес, хутор, да и я сам как живу (Сказки забытого леса
pisateli-za-dobro.com/skazki-zabytogo-lesa-glava-1-kiryuha.html
Скорее всего я даже не деревенский автор, о деревне пишу конечно но скорее как воспоминания о детстве. А вот лес, природа, это то о чем пишу с особым настроением. Это моё.
Так почему я переехал в деревню? В чем смысл? На этот вопрос я ответил словами своего ЛГ в рассказе «Душевный разговор»
pisateli-za-dobro.com/dushevnyi-razgovor5e659a026c20e.html
" — Да, о жизни и смыслу её же у меня на хуторе. Тут понимаешь вот все имеет значение. Утром встанешь, во двор выйдешь и босыми ногами по травке с росой, а за лесом солнце поднимается, птицу будит, петухи соседские вторят спросонку и благость такая находит!!! Ветерок утренний, свежий такой, в голове мысли укладывает. А вокруг ни души, ну там соседи где то, так их и не видно. У нас по улице почитай только три дома-то жилых, а так все заколочены и лесом ухвачены, по дворам вишняки с соснами смешались. Дичаем, но и в этом главный смысл мой, я тут не отделяю себя от травы, деревьев, птиц."
Из почти 2/3 территории — 11 млн кв. км приходится на территорию Российского Севера, где проживает всего 6,80% населения России. Отток населения стал происходить начиная с 1989 года вплоть до настоящего момента. Несмотря на свою природную красоту и одаренность природными ресурсами, в том числе плодородным грунтом, регионы северо-западной части страны вымирают целыми деревнями. Люди покидают свои родные деревни и села, не видя перспектив своей жизни, не наблюдая развития территорий.
Хочется сказать:«За Державу обидно!»
Я с мая до середины октября живу на даче, практически в лесу, одна в деревне…
Наслаждаюсь тишиной, красотой, которая меня окружает, полная гармония…
А как здесь пишется.!…
Ракуле
Течет Двина, а на угОре
Стоит, как в сказке, терем — храм,
Луга, озера, лес — раздолье!
И дышится иначе там,
И кажется синЕе небо,
Пышней трава и гуще лес,
Нежнее, звонче птичек пенье…
Попал ты, словно в край чудес!
Прохожий каждый улыбнется,
Услышав «здравствуйте» в ответ,
И спросит, как тебе живется,
Предложит помощь, даст совет.
Погост, Подборье, Речка, Горка — Здесь много разных деревень…
Как сознавать сегодня горько:
Колхоз — то был «миллионер»!
Пустеют нынче деревеньки,
Лишь летом жизнь еще кипит:
В июне дачники приедут,
Повсюду детский смех звенит.
Местечко со смешным названьем,
(Его не всякий объяснит),
Меня зовет все чаще, манит,
Притягивает, как магнит!
Пустуют огромные территории бывших полей, заливных лугов, где лет 30 назад знаменитые холмогорские буренушки спокойно щипали травку…
И самое страшное, что нет никакой надежды на возрождение…
Я считаю эти места заповедными, святыми.
На правом берегу Северной Двины стоят два храма, вернее, то, что от них осталось…
Попасть сюда довольно сложно, в этом- то и вся прелесть...
Восторг внука выразила в маленьком рассказе.
Скорей бы уж лето что ли
Деревню Илька очень любит. Целый год с нетерпением ждёт того дня, когда мама и папа, собрав сумки, повезут его в Ракулу. Путь туда длинный и интересный. Сначала надо ехать по шоссе, потом свернуть на просёлочную дорогу, дальше на лодке переправиться через Северную Двину и, наконец, лихо мчаться в коляске мотоцикла через цветущий луг.
Дом с ярким зелёным забором виден издалека. Приехали. Пока дедушка выгружает сумки и ставит под навес мотоцикл, Илюшка уже гладит радостно повизгивающего Тишку и заурчавшую от удовольствия красавицу Асю. Успевает по-хозяйски обойти вокруг дома, примечая, чем можно полакомиться. Дождавшись дедушку, заходит в дом. Там мама и бабушка уже накрывают на стол. Папа, как всегда, остался на берегу ловить рыбу, его до вечера не будет. Придёт, уставший, но довольный с пакетиком окуньков и сорожек. Самых крупных увезёт вялить, остальных оставит Аське.
Пообедав, все отправляются по своим делам… Илька не отходит от деды Лёши. Вместе носят из сарая дрова, идут на колодец за водой (готовят баню), вяжут несколько свежих берёзовых веников…
В воскресенье вечером родители уезжают в город, оставив Ильку на целых два месяца погостить в деревне. Это самое счастливое время! Потом будет рассказывать друзьям, как рассматривали с бабушкой большую красивую бабочку, усевшуюся на бревно, как косили с дедом траву, ездили на лесное озеро за щуками, возили песок на шассике…
С дедушкой интересно, он не сюсюкается, разговаривают на равных:
-Давай расти скорей, мне помощник нужен для рыбалки и охоты. Кем будешь-то, когда вырастешь?
-Врачом. Буду вас с бабушкой лечить.
-Что ж, дело хорошее…
Прошлым летом научил дед Илюшу грибы собирать. Маленький осинничек на задворках, минут пять до него. Как гордился Илька, когда сам нашёл первый в своей жизни подосиновик!
Как был счастлив, в первый раз поймав окуня!
Да, скорей бы уж лето что ли…
Скучно и неинтересно ему в городе.
.
А как безжалостно вырубаются леса…
Не чистятся реки…
И закончить эту печальную статистику хочется этими строчками:
Спасенье мое
От бед, неурядиц, мирской суеты
Спасенья ищу лишь в природе:
На воду смотрю, как трепещут листы,
На яркую синь небосвода.
По лугу пройдусь поутрУ босиком,
Напьюсь из колодца водицы,
Схожу до реки, окунусь, а потом
Заслушаюсь трелями птицы.
Лишь тут, вдалеке от больших городов,
Я телом, душой отдыхаю,
От злости и зависти, злых языков,
Как в церкви, молясь, очищаюсь.
Деревня всегда была кормилицей.
А Россия когда — то… сельскохозяйственной державой! Когда-то…
Была.
А теперь я покупаю египетскую картошку.
Так восхвалять ли при нынешней ситуации русскую деревню с ее укладом, который привел к тому, что в России есть нечего!
Писатель должен думать.
Молоко, сметана, масло, мясо, зелень, овощи… Дело за малым- трудись. Себя-то ты точно обеспечишь
Не-хо-чу и имею право иметь возможность за свои труды пользоваться чужими трудами.
(У меня в доме, например, до недавнего времени наводила чистоту домработница, потому что не для того моя жена всю жизнь работала, чтобы руки портить мокрой тряпкой)
Потому и живем хуже ефиопов, что всегда готовы раком встать на своих грядках.
А в нормальном социуме человек, затративший усилия на создание самого себя, встает на социальную ступеньку, с которой его обратно не столкнуть.
И не для того я всю жизнь кормил налогами всякую сволочь: армию, полицию, судей, депутатов — чтобы теперь еще и на пенсии себя «трудами» кормить.
Но «деревня» для меня — слово нецензурное.
Особенно сегодня, когда почти в каждом произведении видишь какого-нибудь Кузьмича на завалинке.
Ясное дело, что город не проживет без сельского хозяйства, но оно бывает разным в разных социумах.
Одно дело — американский фермер, у которого к каждой корове прикреплен датчик GPS — и который занимается только коровами.
(А овцами — другой, кукурузой — третий, картофелем — четвертый.)
Другое дело — русская деревня, символом которой является Ваня-на-все-руки-мастер (который хватается за все, не умея ничего) в кирзовых сапогах и женщины, которые руками пропалывают гектар свеклы (урожай которой на 80% сожрут мыши из-за провала транспортной логистики).
Русская деревня — это символ затратной экономики, где главной затратой является труд, то есть человеческие ресурсы.
Мне могут возразить, дескать русские крестьяне живут в зоне рискованного земледелия.
Это полная чепуха. Природные условия и климат Эстонии еще хуже, там почти нет земли, один песок — но эстонская деревня это не деревня в воспеваемом нами понимании. Она больше похожа на город, чем какая-нибудь Уфа с населением 1 200 000 жителей.
Крестьянский уклад России глубоко порочен своей априорной нетребовательностью к условиям быта, общинностью, ложным коллективизмом, воинствующей необразованностью, неприятием любого, кто посмеет поднять голову выше принятых планок.
Это также ложки вместо вилок, миски вместо тарелок, баня раз в неделю, самогон и драка по праздникам.
Результат всего подобного мы видим сейчас.
Хочу подчеркнуть, что единение с природой к деревне как таковой не имеет никакого отношения.
Сегодня воспевать русскую деревню — это не просто глупо, а вредно. Это движение вперед с лицом, обращенным назад.
Деревенская тема сегодня — в той форме, какая она присутствует повсеместно — на развивает литературу, а тормозит.
Dixi, sapienti sat.
От себя могу сказать, что русская культура и традиции рождались и развивались в деревне. Крестьяне — основатели русской культуры и ее хранители, даже после окончательного закабаления в 17 — 18 веках и массового переселения в города в 19 — 20 веках. Ни один социальный слой в России не создал и не имеет более устойчивых и самобытных традиций. И это несмотря на постоянную занятость. Чиновники тоже заняты, но «чиновничьей лирики» со времён Петра так и не стало. Считаю, что экономика здесь ни при чём, лично не могу связать экономику и искусство. Стоит ли сегодня писать о деревне? Конечно же, смысла нет писать о том, чего нет и о том, что уже давно сказано и пересказано. Современный литературный критик скажет: это уже было и современный читатель не поймет, что такое, например, овин или скирда. Сам сталкиваюсь с этим: на Кольском севере замечаю, что деревенская лирика ни только не близка «поэтическому духу», но иногда как-будто раздражает местных читателей и писателей. И оно обусловлено, люди и их ближайшие предки жили всегда в городе, для них деревня это что-то стереотипное: невежественное, даже грязное. А вот в средней полосе наоборот такие стихи принимают более радушно, они более близки читателю. Поэтому, это субъективный вопрос и ответы, конечно, относительны. Предлагаю эту тему рассматривать и обсуждать с другого ракурса, с вопроса: Была бы русская культура без деревни?
Летом, будучи в Овстуге, в усадьбе Тютчева, я познакомилась с замечательным автором, Алексеем Гушаном, родом из Лодейного Поля. Последние годы он жил в Подмосковье и вот совсем недавно перебрался с семьей в сельскую местность, в район Мещёры. Его творчество очень созвучно вашему, только, может быть, немного оптимистичнее.
Дам ссылочку на литературную страницу Алексея — www.facebook.com/groups/1610672149204907/
«Завируха лютует – накрыла село дуроверть.
Всю округу заносит – вовеки никто не отыщет.
То не снежные птицы слетаются на токовище,
То земное вплетается туго в небесную твердь...».
«ПРОЩАНИЕ С ВЯТКОЙ
Металлы плавились, пылали домны.
Но только ли?
Я в этом городе была бездомной –
С другой земли.
Вмиг полюбив его бурьяны
И холода,
Я в этом городе была незваной –
Как и всегда.
И арифметики начальной
Познав предел,
Я в этом городе была печальной –
Как и везде.
Но исключением из правил
На руку скор,
Он что-то сам во мне расплавил
И что-то стёр.
Проклюнув слогом старомодным
В моих стихах,
Он мне казался огородом –
Весь в лопухах;
Задворками, старинным храмом
С тропой к реке;
Чудным прабабушкиным хламом
На чердаке.
Застенчивость былого века
К нему так шла,
Ах, то ли Вятка, то ли ветка,
То ли ветла…
Пребудут ввек благословенны,
Я поняла,
Лабазы, мостовые, стены
И купола.
И главное – в пути неблизком,
В мельканье числ
Я – малый светоч Божьей искры,
И в этом смысл…».
Поскольку стою на своем: писатель должен прежде всего ДУМАТЬ, а уже потом все такое прочее.
Думать, а не бездумно живописать пчелок среди цветочков.
Так вот, о чем думаю я?
О том, что у меня официальный стаж работы 28 лет. В 80-90 годы я имел официальную зарплату (со всеми отчислениями) лишь раза в полтора меньше, чем у какого-нибудь полковника СА. Сейчас получаю пенсию 682 шекеля.
Почему?
Потому, что живу в стране, где происходит первичное распределение награбленного.
Капитализм — это всегда грабеж и зверское дело, но цивилизованные страны миновали этот этап эволюции 100 лет назад и сейчас там все более-менее устоялось.
(Причем сам процесс распределения после первоначального накопления шел более мягко, чем сейчас, в условиях информационного рабства.)
Россия отстала от цивилизации на век.
Почему?
Потому что ею 70 лет правили коммунисты.
А почему они правили так долго в то время, как во всех других социумах им дали поиграть чуть-чуть, а потом свернули шеи?
Потому что зерно коммунистической заразы упало в России на благодатную почву, страна была крестьянской, причем жившей по общинному укладу.
Вековая община русской деревни — это прообраз советского колхоза, где все одинаково нищие.
Общинность деревни — это страшное зло.
Был в истории России умный человек — Столыпин — который пытался деревню уничтожить и развить хутора. То есть создать условия, при которых голодраная рвань (которую воспевал потом до сих пор боготворимый Есенин) сдохла под забором, а крепкие хозяева-единоличники поднялись и подняли бы экономику великой страны.
Увы, Петра Аркадьевича голодранцы укоротили, реформы задушили, самого убили — потом общинная рвань, поименовавшая себя коммунистами, держала страну в болоте равной полудеревенской нищеты еще 70 лет.
Это — объективность исторического процесса.
И об этом СЕЙЧАС должен думать (и писать) настоящий писатель, когда пишет о русской деревне — а не просто восторгаться закатами над унавоженной околицей.
Кто мне дает?
Египет, который поставляет картошку в деревенскую страну Россию, где своей уже нет в продаже.
И Австралия, присылающая говядину, которую можно есть, а не сразу выбросить.
Аргентина, питающая меня креветками.
Мексика, снабжающая текилой.
И, конечно, Белоруссия чьи сыры я ем: в России молочная промышленность умерла.
Повторяю еще раз.
Писатель должен ДУМАТЬ.
И если я сейчас плохо живу — а живу я плохо, потому что 682 шекеля за всю жизнь работы и кормления всей сволочи, от армии до депутатов — это не просто мало, а сущее ничто.
А почему я живу плохо? А потому что русская деревня (в отличие от эстонской, финской, немецкой и пр.) равнялась на бабок, тянущих назад, а не на хозяев, живущих батрацким трудом, но идущих вперед.
И хватит, в конце концов кивать на войну.
Та победа для нас глобально была поражением.
Пора бы наконец это признать, по результатам спустя 70 лет (или сколько там, я такие вехи давно уже не считаю).
Я не устаю повторять:
ПИСАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ.
Вот я и думаю…
Ясное дело, что меня постоянно заносит в сторону, но…
У меня, кстати, дорогая Татьяна есть нечто, могущее относиться к «деревенской» прозе: 1я часть 1й книги «Хрустальной сосны» описывает колхоз им. Калинина в деревне Абзаново Архангельского района Республики Башкортостан (которая тогда была БАССР).
Описана деревня со всеми компонентами: и красоты природы, Млечный Путь и пена таволги на лугах — и деревенская пьянь, за которую работают сотрудники Академии Наук. Все как было, но чего не пишут сейчас певцы Кузьмичей на завалинках.
Только к одному человеку по-настоящему.
Хотя на самом деле подавляющее большинство двуногих равнодушно вообще ко всему.
Вот сегодня добавил альбом на сайт БРОО.
Одна из лучших фотографий там (сегодняшняя):
Вел себя как ручной.
При том, что дрозды очень пугливые, это тебе не синицы и не воробьи.
А вот это — моя инкарнация.
(Фото 2019 года)
И БРОО было в восторге.
И зимой я видел ее почти там же еще раз…
Как говорил еще великий Носке: кто-то должен быть кровавой собакой!
И да, меня радует ваша энергия, перенаправленная в фото . По-моему, отличные иллюстрации для Ваших «фантиков»!
Ле хаим.
Деревня вымирает везде, не только в России, где, на мой взгляд, наметилась тенденция к её возрождению. Такого упадка сельского хозяйства, намеренного его уничтожения, как в Болгарии (которая еще в прошлом веке снабжала своими овощами и фруктами весь СССР и всю Европу, а сейчас в магазинах сплошь импортные) я не видела нигде. И уничтожили его во времена всеевропейской демократии.
Думающий писатель не будет хаять свои истоки, скорее, он будет извлекать уроки из происходящего, чтобы, сохраняя лучшие традиции своего народа, передавать их будущим поколениям.
Посмотрите, куда сейчас рванули сотни тысяч софиянцев, как только было объявлено ЧП и карантин? В провинцию, в деревни, к бабушкам и дедушкам, повезли детей и побежали сами. И это не только здравая оценка ситуации, это голос крови, подсознательное — там, на земле, в селе безопаснее и легче выжить.
Почему не продвигают болгарские продукты — это очевидно: такова политика ЕС и полное подчинение ей местной правящей верхушки. Болгарии дают деньги взамен от отказа поставок с\х продукции. Поэтому в магазинах голландские пластмассовые помидоры вместо вкуснейших болгарских. Хотя есть торговые сети, продвигающие нац. продукт, за что им спасибо.
Во все времена в России (в царские или советские) деревенские жители- это тягловое, лично несвободное население. Возвращаться к такому- это себя не уважать. Не говоря уже о низком культурном уровне деревни. Это первое.
Второе: замечено, что лучший солдат-это деревенский парень. И потому отток населения из деревни приводит к снижению военного потенциала государства и милитаризации общества. Как пример- ваша любимая Франция. Для защиты своих “национальных интересов» она уже не может мобилизовать своё население и привлекает иностранцев («Французский иностранный легион.»)
А в-третьих, до ВОРии, да и в советское время, старшее поколение старалось удержать своих детей. Сейчас тенденция изменилась и многие родители говорят своим детям: «Мы ничего хорошего не видели, уезжай, сынок. Хоть ты нормально поживёшь.»
Так я не имею принципиальных возражений, чтобы люди нормально жили.
«Ведь это не только основа сельского хозяйства (при современном уровне техники, индустриализации это значение деревень ослабевает), это основа национального менталитета, самосознания и культурных традиций.»
Вот это верно сказано. Сейчас набирают силу агропромышленные комплексы. Но как не странно это звучит, но они отучают население от сельского (прежде всего личного) хозяйства. На работу в них принимают лишь тех, у кого нет своей скотины- кур, овец, свиней, коров. Вероятно, по банальной причине- чтобы не воровали.) Да и глобализации с её унификацией является противницей «национального менталитета.»
Отсюда вывод: будущее «деревенской прозы»- это производственный роман и утопическая пастораль.
(Что редко бывает.)
И по поводу Франции, с ее Легион Энтранж. Тоже вышел в тираж, в свое время мне хотелось кго-то убивать и получать за то деньги, я туда вербовался (возраст позволял), отказался на последнем этапе, когда узнал, что легион сейчас всего лишь охраняет склады с тушенкой (тема легиона — например, в «33») — чего только в жизни не было…
И еще более согласен с Вами насчет будущего «деревенской прозы».
Взгляните, что даже тут пишут почти все «деревенщики» — именно утопические пасторали, от патоке в ж… ивоте слипается.
Потому-то я и в постоянно оппозиции ко всему, что не принимаю эту благостную «прозу» — бесконфликтную, бесхребетную, беззубую.
Вспомнить фильм «Они сражались за Родину!, где крупным планом показаны руки пожилой женщины с искорёженными работой суставами, со вздувшимися венами, а я это видела не на экране, на приём приходили такие старушки.И как ей поклонился Пётр Лопахин — Шукшин, уж он-то знал, что такое деревенский труд, и в его рассказах отражено.
Это, уважаемая Елена, не сотрясение воздуха, знать и говорить об этом. Почему слово „деревенщина“ приравнивается к тупости?! Да сколько замечательных людей, в том числе писателей и поэтов, вышло именно из деревни. У меня есть стихи о деревне, где я пишу что без неё не выстоять России. Читала когда-то детям » Уроки французского", плакала вместе с ними… В деревне особый уклад, особое почитание к хлебу, и к человеку, его растящему.
Опять же приведу в качестве примера Болгарию (это то лучшее, что я здесь вижу за 6 лет жизни) — умение сохранять свои народные традиции на высоте. От мала до велика знают танцы, песни, соблюдают обряды. Этому учат и в семье, и в детском саду и школе. В каждом населенном пункте есть свои танцевальные и вокальные группы, исполняющие не современную чалгу (попсу), а народные болгарские песни и пляски. Многие деревни выживают благодаря тому, что превращаются в действующие этнографические комплексы, не бутафорские, а живые. Сохранены и традиции народного костюма, вышивки, резьбы по дереву. Этот опыт надо перенимать и культивировать и в России.
При всём уважении, Вы говорите про явление, уважаемый Иосиф, о котором много судят, но которое никто не видел.
Толчком для развития служит городская культура. Деревня же сохраняет древние мифы, сказки- и всё. Основы же современных цивилизаций (как европейской, так и русской), вызрели за монастырскими стенами. Даже исламский мир сформирован религиозными подвижниками.
И, как сторонник монотеизма, не могу признать значимость для себя языческих (поганских) мифов.
Деревенский уклад — животный коллективизм.
Социализация низшего (спинномозгового) уровня — как у каких-нибудь пчел или муравьев.
Общинные крестьяне — биологические автоматы, настроенные на тупой труд, недостойный даже обезьян.
Я, конечно, по-другому выразился, но против «животного коллективизма» не имею принципиальных возражений. Поскольку коллективизм- это сущность слабого животного, которому в экстремальных природных условиях не выжить.
Про труд не могу согласиться- всё-таки это было причиной появления человека. Надеюсь, что вы не сторонник фантастических гипотез, родом из шумерских мифов, в которых Энлиль с планеты Нибиру с помощью генетических технологий создал себе работников из хомо эректуса. Тем более подмечено, что человек без регулярного труда быстро деградирует и в определенном возрасте Альцгеймер быстро набрасывается.
Деревенский труд- он не тупой, а однообразный, с чёткой сезонной подоплёкой. Но тяжёлый, зараза! И поэтому деревенский житель, находясь под влиянием природных циклов не сумел полностью вырваться из природного же круговорота. В отличие от городского жителя. Но городскому жителю уже недоступна сущность природной магии, которая выразилась словами Ленина в предпереворотном дне: «вчера было рано, завтра будет поздно.»
Не сторонник я мифов…
Орнитолог-любитель.
Эта дама в перьях явно инспирирована рябинником…
Всеевропейская демократия — детище насажденного после войны социализма, а он был порождением советского государственного строя, основанного на традициях русской деревни.
Дополню мысль о русской деревне.
Мне часто приходится слышать о том, что и на Западе демократии нет, что и там люди живут не так уж хорошо, и т.д.
Но встает вопрос: о ком идет речь?
О складских менеджерах, программистах, поломойках, водителях автофургонов, подавальщиках из Макдональдса?
Так они и должны жить плохо, jedem das Seine.
А я — Ph.D. с тремя дипломами и еще одним аттестатом (много ли таких знакомых в епсилон-окрестности большинства?) — однозначно, по итогам жизненных усилий в нормальной стране должен жить ХОРОШО.
А я живу хуже некуда — значит, страна плохая.
А почему она плохая? Да потому, что ориентирована на вековой уклад, воспеваемый до сих пор «деревенской» литературой.
Когда я работал над «Тещей», там надо было прописать 4 главы о том, как герой ( профессор) едет читать лекции в какую-то частную шарашку в Каоифорнии на семестр, встретиться с ним приезжает бывшая одноклассница Иезавель, эмигрировавшая в 80х, тоже доктор наук… Хотелось примерно дать масштаб материального уровня — послал фрагмент своему старому другу Лене Овэсу в Вашингтон, ДС, Оказалось, что в целом я все написал правильно.
И что хуже, чем в России, образованному человеку не бывает нигде, по крайней мере, в Америке — во много раз лучше.
Мой друг, профессор физики, приглашенный в США и проживший там лет 15 минимум, получил пару лет назад предложение вести курс в ВШЭ в Москве. Сейчас живёт на 2 страны и собирается с семьей переехать окончательно, так как ему (именно как учёному, преподавателю) здесь интереснее работать. Так что всё познаётся в сравнении, дорогой Виктор.
На американскую зарплату в России жить — лучше некуда!
Тот же Леня Овэс говорил: он Белугу попивает, но в Америке она 40 долларов. А тут — всего 20.
Все мои лучшие сокурсники по матмеху уехали в США, в Израиль — или совершили алею в Израиль из США.
В России остались только отбросы — типа меня.
Ни один из них даже не думал возвращаться.
Пишут наоборот: 16 лет в России не бывал и еще столько бы не быть!
Они не миллионеры там, но живут по-человечески. То есть пользуются всеми благами цивилизации, не стоят раком на грядках, едят и пьют чего хотят, учат детей в университетах и ездят отдыхать в Европу.
Они — мои РОВЕСНИКИ, но не выброшены из жизни, имеют работу, сферу применения своих знаний и способностей, активно участвуют в жизни, имеют служебные командировки по всему миру.
И самое главное — они не чувствуют себя бомжами, кем чувствует себя в России человек 60 лет, не успевший присосаться к нефтяной скважине.
Они — ЖИВУТ, а не ДОЖИВАЮТ.
А в этой трижды б… лагословенной Родине я уже в 47 лет не мог найти себе нормальной квалифицированной работы по специальности, которая позволяла бы жить прилично, не воруя на каждом шагу и не беря взяток.
Когда я рассказал Лене Овэсу (живет в Вашингтоне ДК, отец был арестован КГБ за «связь с иностранцем») о том, что оформил пенсию и озвучил ее размер, он написал мне ВК следующее (писал из аэропорта где-то в Брюсселе, русской раскладки не было, поэтому писал по-английски):
It’s sad that after the whole productive life, people receive $6.66 a day.
При том что он, как я сказал, не олигарх.
Так что, девчонки, не надо учить меня жизни.
Может быть, кошелкам, учителям средней школы здесь хорошо, но мне — профессору математики, разговаривающему на 2 языках (кроме русского нецензурного) — хуже, чем в России, быть не могло бы нигде.
Впрочем, даже профессором здесь мне удалось побыть всего 15 минут.
Дураком был, не уехал, пока был молодой.
Ваши самовосхваления просто смешны! Прямо-таки удивили знанием двух иностранных языков и высшим образованием… Елена Асатурова тоже не дура, но не размахивает дипломом МГУ (уверена, красным) на каждой нашей лит. беседе!.. Умные люди и без дипломов видны, к счастью. Все эти «корочки» им вторичны.
В Европу можно и из России ездить. Если ты гуманитарий, то как раз в своей стране легче устроиться. Хотя тоже сложно — переизбыток рабочих мест в наличии. С этим никто не спорит, как и с унизительно маленькими пенсиями. По поводу последнего я Вам и вправду сочувствую. Но это не повод превращаться в чудака…
Как говаривал мой приятель, Ленинградский писатель Валерий Прохватилов, покойник…
Впрочем, промолчу.
В России остались только отбросы — типа меня.»
Вы бы говорили, но не заговаривались. Так можно договориться, что и книги ваши…
«Они — мои РОВЕСНИКИ, но не выброшены из жизни, имеют работу, сферу применения своих знаний и способностей, активно участвуют в жизни, имеют служебные командировки по всему миру.»
Говорил вам дедушка, что надо было по комсомольской линии двигаться (а мудрый старик не мог не говорить!). Сейчас бы были держателем акций и беды не знали. Вы же по старой доброй традиции «Отцов и детей» в контрах пребываете. Опять же вы утверждали, что были у вас времена хлебные, но вы, как последний русский мужик… растранжирили. А надо было, как мудрый Соломон, шекель к шекелю. И кого теперь винить? Конечно, государство. )
Если у человека языковой барьер, то он не сможет работать в другой среде, ясное дело.
И от профессии зависит.
Ясное дело, филолог-болтолог за рубежом хиреет.
А математику весь мир на ладони, потому что язык науки интернационален.
Вот у меня есть старый друг еще по БГУ, Артур (полутатарин, еврей по маме). С 2000 года живет в Ашоде, Ph.D. (как и я.)
К языкам полностью неспособен.
Как сам мне писал — если бы русский знал так же, как знает иврит, его бы в России улицу подметать не взяли.
А там — доцент.
Читает лекции на уровне «твоя-моя».
А когда студенты говорят: Артур Вильевич, нам непонятно, что вы сказали… — отвечает: это вы дураки, потому что предмет не учите!
Каждому свое.
С бессловесными тварями все хорошо.
И вот Вам фото прошлогоднего Таллинна (окраины города)… это просто страшно! Я там ходила — искала дом Довлатова. Нашла в итоге — в нем сейчас массажный салон. Вокруг — убогость и запустение… (((.
Что дельного может быть в «доме Довлатова»?
И писателишка он, скажем прямо, так себе.
Фрагментарный стилист, не прозаик.
От массажного салона людям больше пользы, чем от музея с прогнившими полами.
Кстати, раз уж зашел разговор о нем, то приведу цитату в тему:
"— Что с вами? Вы красный!
— Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я — конституционный демократ".
Ну, и ссылка с афоризмами: interesnoznat.com/interesno/40-citat-sergeya-dovlatova-kotorye.html.
Некоторые из них как нельзя лучше подходят к сегодняшнему разговору, по-моему!
Довлатова я открыл для себя, когда мы с ним одновременно опубликовались в журнале «Октябрь» (№12. 1991)
Он — с «Зоной», я — с «300 лет».
Он стилист. Несомненный. (Параллель можно провести с Паустовским.) Но, кроме стиля, ничего НЕТ.
Нет произведений, нет сюжета.
Любой эпизод из той же «Зоны» можно убрать. Что угодно можно туда добавить. Произведение этого не почувствует.
Да, конечно, текстами Довлатова индуцированы мои любимые фильмы: «Комедия строгого режима» и «Конец прекрасной эпохи».
Но к Довлатову эти вещи имеют отношения ровно столько же, сколько «Пуаро» по сценариям Энтони Горовица — к бездарной писанине никчемной дуры Агаты Кристи.
И да, как по-разному складываются судьбы!..
Почему?»
По распространенному российскому мифу настоящий писатель должен быть бедным и голодным, чтобы создать что- то уникальное.
Есть уверенность, что вы оправдаете надежды страны.
Я уже создал.
Чтобы по аналогии, с набившей оскомину рекламой, вам без всякой задней мысли сказали:
— Вы Талантище и Космополитище!
?
Хотя бы Тещу.
Талантливая вещь.
И космополитичная, как…
После Мопассана и Набокова этим мир уже не удивить.
Это, как в анекдоте- я вам на личку расскажу.
А Тещу в этом клубе и не читал никто, ее нет в бесплатном доступе, она приносит роялти.
Поклёп на голодранцев. Ни одного там замечено не было. И эти реформы, на мой взгляд, приблизили государственный переворот. Поскольку породили огромные массы недовольных людей.
Очередной навет на поэты. Он этого не делал. Как пример, стихотворение «Анна Снегина.»
«Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.»
По бытовой ментальности он был типичный мещанин.
Я никогда не вникала в политику, пусть этим занимаются свЕдущие…
Но так относиться к простым труженикам сельской местности, считаю, недопустимо.
Ещё учась в университете, слышала, как преподаватели огорчались, что пропадает целый пласт культуры с вымиранием северной деревни…
Помню, я специально взяла тему курсовой «Северная говОря. Пословицы и поговорки». Ходила по бабушкам, записывала и… балдела… Певучая, неторопливая, спокойная речь… бабушки-это такой кладезь мудрости… Теперь это можно услышать только в глубинке…
Судите сами:
До сих пор в глубинке, на Севере Архангельской области можно услышать такую речь (говОрю)…
Плавная, мелодичная, окающая, цокающая… или чокающая… Но до того понятная и родная!
Отрывок из рассказа «Учит бабушка жизни меня» Лилии Корытовой
Моя бабушка любила между делом поучить меня, как надо жить, когда вырасту и придёт время замужества:
– А ты, деушка, робят-то порато не слушай, у них ведь одно на уме, сладенько едак поют, когды своего добитце хочут: «Смотри на нёбо, на луну, да вот те Бог, не омману». Повалишьсе-то одна, а встанёшь-то двоима, а он и взамуж взеть не подумаё. А приедё жених свататце, да не гленетце он тибе, дак нос-от порато не вороти, говорят: «Худой жених едё, хорошому дорогу кажё». А ишо, деушка, говорят у нас: «Ворон с места, сокол на место».
А замужём-то порато не форси, мужик, он любит, штобы по шёрстке него гладили, да не всё нему и сказывай, умна жёнка, деушка, мужика на день семь раз омманё, а всё кабыть так и надо, он думаё. А чего днём не добьёшьсе, об том ночью договоришьсе, запомни: ночная кукушка денную всё ровно обкукуё. Да поласковей будь с мужиком, знаёшь ведь, ласковое теля завсегда две матки сосёт.
А ишо, деушка, запомни, жись ведь она долгая, всего на веку будё: и соплей на кулак намотаёшь, и порадуёшьсе когды, дак ты в подружках-то свою подушку имей, што ней росскажёшь, всё тут и останетце. А подружки-то оне ловушки, всё выспросят, вынюхают, да потом тибя со всем г… ном и продают.
А ишо, не касти своего мужика свекровке, не жальсе, он ней сын и тибя ней завсегда дороже. Да жилы-то порато не рви, когды и отдохнуть падѝ, всех делов-то не переделать. А уж коли взамуж вышла, зажилась, робёнки пошли, дак ты уж терпи мужика-то, да пьяному не перечь, тибе же хуже будё, а утром, когды проспитце, тут уж воля̀ твоя, тут уж и корми него «зубаткой». Миня мама-покоенка так учила жить, то и я тибе глаголю.
Коли што не понятно, не ленись у людей вдругоредь спросить, езык не отвалитце, да лишной раз нос не в своё дело не суй, да и лишного не сказывай, видела, слышала, промолчи, пусть выйдё висть на̀ люди, да не от тибя. А ишо, деушка, не таи обиду, прошшать умей, говорят стегонули тибя по одной шшоке, ты подставь другую. Слушай, бабка што говорит, я на худоё не скажу. Храни тя Осподи, деушка, достаётце тибе смолоду, а советы мои помни, гожи будут в жизни, пригодятце когды-небудь.
А дело писателя — это видеть жизнь РЕАЛЬНО.
Я не говорю, что не надо изучать все эти говоры — хотя вот у меня лично они умиления не вызывают.
Бывал я в колхозах, где объединены три деревни: русская, чувашская и башкирская и все перемешались. Вот там говор так говор.
Башкир, желая выразить удивление, говорит «уштиблят», а русский, когда ему все равно, машет рукой: а мне бирбар"!
И не о говорах я говорю, повторяю еще раз.
Писатель должен не просто фиксировать жизнь, а ДУМАТЬ над происходящим и делать выводы.
И политика тут не при чем, если я думаю о своей жизни и о том, почему всю жизнь работал, как пёс, а теперь остался на мели.
А потому что Россия — это деревня с «лонись» ды «тудысь» и «соплей намотаешь» (меня от последнего выражения рвет!) без стремления вперед, без попытки вырваться из болота, а в бесконечном подчинении вековому укладу.
Все социумы зарождались в деревнях, все (кроме африканских дикарей) поднялись на цивилизованный уровень (в той же Германии деревня — лучше, чем у нас город) согласно законам мирового развития.
Разумный человек движется вперед и умеет отрицать то, что не приносит пользы в развитии.
А у на до сих пор «слушай бабка што говорит» при том, что еще Джеральд Даррелл давным-давно подчеркивал, что нет хуже дурака, чем старый дурак.
Ты просто-таки озвучил мои невысказанные мысли!
Деревня была основой всех социумов.
Но ты таки живешь в болгарской (хотя в русской было бы и дешевле...) потому что то самое патриархальное лекало тянет нас назад еще со времен Александра П Освободителя (которого, как остро отмечал мой полный тезка Мышлаевский — «бомбой»).
А русский патриархат (общинность, соборность и прочие модные слова) — это прежде всего НЕСВОБОДА, внешняя и внутренняя.
Поэтому мы так и живем, до сих пор упорно цепляясь за домотканые половики в то время, как давно пора поставить ветряк и запустить кондиционеры…
В той русской деревне, которой сейчас опять неумеренно восторгаются НЕТ ничего хорошего.
Белов — которого я в 80-90е читал с удовольствием — прекрасно описывал, как сильные, энергичные крестяьне-хозяева пытались идти вперед и как голодранская общинная кодла их потом пустила под раскулачивание.
Отчасти согласен.
Общинность- это пережиток зависимости от Орды: так проще было налоги собирать, в рамках коллективной ответственности. Или, как в том анекдоте: «если кто-то и попытается выбраться, то остальные его назад за ноги стащат.»
Соборность- это миф. Если какие-то сборы и происходили, то «по высочайшему соизволению.»
А патриархальность в современных условиях- это уже что-то эфемерное.
Но ведь и вы, городские люди, для меня, мягко говоря странные и какие-то недоделанные что ли. Вот Виктор сказал, что сейчас нужно ставить ветряки. Так в чем же дело — флаг вам в руки — ставьте. В том то все и дело, что вы, городские, по какой-то совершенно непостижимой для меня логике считаете, что ветряки должны запускать другие, а вы — будет пользоваться чужом трудом. Ну если ты лично не можешь, а то даже и не хочешь запускать ветряк, то какого хрена пеняешь на других. Чем другие хуже или лучше тебя? И вообще какое право, скажем фигурально, ты имеешь указывать другим ЧТО и КАК надо делать? Тем более что мы принадлежим к двум качественно разным народам (хоть и говорящим на одном языке и живущим в одной культур), а именно — к народу городскому, бывшем в подавляющей массе своей оккупантом, и глубинному народу, только-только освободившегося от европейского ига. Мы, я это уже говорю от имени глубинного народа — живем так, как хотим жить; а вы — живите тоже так, как хотите. Все равно вы нас под себя не переделаете, а вы нам и нафик не нужны… Мы пол свой худо-бедно а сможем вымыть сами: обойдемся без домработниц.
Понятное дело, что этот мой пост нарочито провокационен. Но иначе вы и не собираетесь нас услышать: настолько вы зациклены исключительно на самих себе: и кроме себя никого замечать не собираетесь. Глубинный народ (так называемая «деревенская проза») — это в первую очередь ДУХОВНОСТЬ, которой у вас отродясь не было. Вы даже и не знаете что это такое… Ну так живите себе в вашем БЕЗДУХОВНОМ мире, а мы по мере своих высвобожденных из-под вашего ига талантов, будем творить ДУХОВНОСТЬ и жить в ней. И уже тем более не будем бояться выглядеть в ваших глазах патриотами, то бишь негодяями…
Я совершенно не собираюсь ограничивать чью-либо свободу на перемещение и право выбора места жительства. Мои предки из деревни, но они уже так далеки от меня. Да и мне «к корням» возвращаться не хочется, прежде всего по бытовым причинам и пристрастию к комфорту. Но вам не запрещаю. Надеюсь, что писклявая тварь по названию мышь, ваши картины не погрызёт и не обгадит.
«В том то все и дело, что вы, городские, по какой-то совершенно непостижимой для меня логике считаете, что ветряки должны запускать другие, а вы — будет пользоваться чужом трудом. „
Задача сельского населения заключалась в том, чтобы выгоднее обменять продукты сельского труда на промышленные товары. Все мы- это винтики (по замечанию тов. Сталина) в единой государственной машине с присущей социальной функцией. И мало того, винтиком является даже тот, кто прочие винтики крутит. И любого из нас, на любом уровне, можно безболезненно заменить. Даже “золотому миллиарду», во время массовой иммиграции из стран Африки и Ближнего Востока, основательно продемонстрировали, что их есть кем заменить.)
Но будет интересно от вас услышать- сколько планируете запахать пашенных земель, когда отправляетесь на лесоповал- с целью дровозаготовок.
«Глубинный народ (так называемая «деревенская проза») — это в первую очередь ДУХОВНОСТЬ, которой у вас отродясь не было.»
Дорогой Вы мой человек- я вас давно искал. Наконец- то кто-то мне сможет объяснить, что такое «духовность». А то она от меня вечно ускользает, как флюгер. Думаю- вон там, а ветер меняется и уже с противоположной стороны маячит. Аж голова кругом идёт от этого принципа.
Я тоже наполовину из бар, наполовину из крестьян.
Так вот, бабушка моя была — не деревенская, а хуторская. От раскулачивания их семью спасло лишь то, что она еще при жизни Ленина вступила в партию и иконы сожгла в самоваре.
А дед — чисто деревенский. Но как из своей поганой деревни уехал в 17 лет, так за всю жизнь ни разу туда не съездил и вспоминал ее только со страшными проклятиями.
Вот это — корни, в гробину их дышлом!
Насчет этой самой «соборности» еще мой полный тезка В.В.Мышлаевский говорил:
— Ваш народ-богоносец вздернет вас на первом суку!
И оказался прав.
А самосуд- это в крови. В особенности на Кавказе.
Зачим жи нет?
Женчин много, мало так монет.
Забирай жену,
Запьем вином —
Потерял одну, так пъят найдем…
Тут я с вами согласна.
Но раскулачивание — это естественный продукт общинности.
Русский — язви его в душу — крестьянский уклад нацелен априорно на пресечение тех, кто хочет поднять голову чуть выше и питаться не квасом с тараканами, а хотя бы томатами.
Потому что в общине все должны быть одинаково нищими. (одинаково богатыми быть не могут, ясное дело).
(Почти по теме — у Чехова, «Новая дача».)
Это — бесспорный факт.
Самое страшное то, что простой смертный вряд ли что-то сможет изменить… И быть сторонним наблюдателем, значит, не быть патриотом… Куда ни кинь, всюду клин…
Да, Наташа, мы не может по одиночке изменить что-то глобально. Но каждый может изменить что-то в себе, в своём маленьком мире. В том числе и словом.
возможностей пытаюсь это делать.
(Сэмюэл Джексон)
Нам с детства преподносили совсем другое значение слову патриот…
А говорил Джонсон о британцах, которые, совершив преступления и дабы избежать тюремного заключения (или даже виселицы), использовали «патриотический» акт. Ссылка на него позволяла «негодяю» получить помилование и отправиться в британские колонии.
Для нашего же спора уместнее вспомнить отечественный, квасной патриотизм. Под которым придумавший его князь Вяземский понимал безусловное восхваление всего отечественного.
Но еще АС говорил, что неизменен во взглядах лишь дурак, который не имеет развития и не учится опытами жизни.
(Сэмюэл Джексон)" В.Улин.
Речь, наверное, про Самюэля Джонсона? Того, особо не выдающегося, британского писаку? Так это он про ложный патриотизм сказал. Но он много чего наговорил, в частности про пенсию. Пенсия, по его мнению, это измена государству.
Так что, не потворствует наше государство изменам (по Джонсону).
А у Вас есть личный повод для гордости- Вы государству практически не изменяете.)
(Сэмюэл Джексон — один из моих любимых негритянских киноактеров, как и Морган Фримен).
Опечатался: мартышка в старости слаба глазами стала…
Вот окунулся в процесс полемики и, как всегда, доминирует воинствующий мой друг Виктор Улин. Я читаю, с чем-то соглашаюсь, с чем-то нет, но подкупает убежденность моего друга.
Прости, Виктор, что перешел сразу на твою колоритную личность. Ты активный, думающий, но иногда, а чаще всего всегда, видишь картинку с натуры, не замечая ее задний план. Картинки у тебя сочные, ты же писатель.
Видишь, как можно хвалить, подразумевая что-то не совсем лестное.)) Так и у тебя, дорогой, думающий мой друг. Разве народ наш многострадальный виноват, что до сих пор лаптем щи хлебает? Да, он невежествен, пьянствует и многое чего негативного накопил, демонстрирует.
Вместе с тем бережно хранит именно в деревнях традиции, колоритный язык свой. Он такой, словно с двойным дном… Непотребности чаще, как защитная реакция на мерзости властей. «А подойди-ка с ласкою да загляни-ка в глазки...», так у тех же бабушек намоешь такое золото…
Но все это лирика, скажешь ты, любезный Виктор, а действительность? Да, тут во многом с тобой согласен. Но опять же — повернись к народу «избушкой», а не задом, дай дохнуть, помоги. И я уверен, что он воспрянет.
Вот хают советскую идеологию. Она порой примитивна и порочна, но в простоте своей, доступности именно она подняла в итоге сельское хозяйство, спася от вымирания, голодомора.
Опять же, всеобщая грамотность, ликбезы. Чуть заинтересовали крестьянина и он построил колхозы-миллионеры, совхозы с крепким хозяйством, которые худо-бедно кормили страну.
Думаю, если мы поживем в стабильности подольше, то все у нас наладится. Я, в отличие от тебя, дорогой, верю в свой народ, потому живу здесь не с брезгливой необходимостью, и не отделяю себя от тех, кто не научен думать, как ты, но живут в этих условиях, рожают детей (правда, все больше больных в пьяном и наркотическом угаре). Наша задача — найти им путь (поскольку мы думающими себя считаем), помочь начать уважать себя, а не ломать извечно шапки перед западными панами.
А ведь если вспомнить, именно «благодаря» гнилой интеллигенции, всем этим авантюристам мы получили то, что получили. И этому в немалой степени способствовали «думающие, наши оракулы-писатели, глашатаи революций и бесконечных реформ в многострадальной России.
Да мы сейчас кормимся не своей деревней в большинстве пока, а продуктами из Китая, Израиля, Египта, той же Беларуси… Глобализация, однако. Но уже хлебушек свой едим… Вернее, могли бы есть. Потому что качественную пшеницу продаем за границу, а своим закупаем их некачественные сорта — народ нетребовательный, съест, ему не привыкать.
Я считаю, что умный писатель должен развивать в своем читателе самосознание, национальную гордость. Чтобы мы думали о себе, о будущих поколениях, не забывая прошлого, в основном горького, но опыта, для чего-то нам даденного. Не все ж страдать да завидовать другим…
Я, конечно, сумбурно описал свою позицию и может не совсем корректно к моему оппоненту на данный момент -Виктору. Прости, дорогой, я люблю тебя, но истина дороже))
Вот только Отто фон Бисмарк был прав, говоря о том, что любой народ заслуживает того правительства, которое имеет.
Наш народ не может жить баз ярма на шее и кнута над задницей.
Колхозы-миллионеры, полагаю, такой же миф, как «герой труда» Стаханов, который на самом деле хотел заработать себе на корову.
Обсуждать тут, ясное дело, нечего.
Тем более, дорогой Александр, не устаю повторять, что у меня нет «своего» народа, я гражданин мира.
Если тебе так льстит, что ты — гражданин мира, ради всего святого…
Мне моя страна дороже всего мира. Мир можно посмотреть, пожить, восхититься красотами, наконец, но мне непонятен по своей сути космополит. Это или очень обиженный, ущемленный чем-то человек или перекати-поле.
Да, у многих и трава зеленее и солнце ласковей. Кто-то культурней и цивилизованней, но оглянись вокруг, может, не все так плохо… Я не менее бывал обижен и страдал, но люблю свое болото и никогда не хотел быть отделенным от соотечественников — плохих, хороших, родных и близких, наконец. Что мне сытый баварец или надменный брит. Мой родной поганец — внук на мне сидит. Он, хоть и поганец (так в сердцах изрек), но не иностранец — свой, родной навек))
Можно быть гражданином мира, но помнить свои корни и если у тебя возможностей гораздо больше, чем у Вани-тракториста, то и делать больше все-таки для своей страны. Да, мы Родину, как и мать не выбираем. И, может, кто-то не в навозе живет, пусть, они, наверно ЗАРАБОТАЛИ это право, Заработай и ты, сделай хоть что-то для других, чтобы и твои потомки жили не в навозе. А не можешь (ну так бывает), то молчи в тряпочку, не делай из себя героя. «Страна обидела», страна не додала"…
Давайте хаить ее все. А кто ж придет и додаст нам? Легче всего самоустраниться, дистанцироваться, а там — хоть трава не расти… Не, ребята-октябрята, сейчас, считаю, самое время нам осознать себя и начать налаживать жизнь. Это же не 37 год. Внуки наши, я замечаю, гораздо раскованней, свободней. Им просто надо помочь, подсказать… Но даже без нашей подсказки они все равно наладят жизнь, поднимут страну. Я верю в это без всякого пафоса, глядя на своих внуков. Мы такими не были и уж не будем. Нужно меньше ныть и по мере сил помогать им. Вот и все.
И если не нравится происходящее, у каждого есть выбор: бороться открыто; просто хорошо выполнять свою работу и жить для себя и своей семьи; наблюдать, анализировать, писать, извлекая уроки для будущих поколений — или сидеть и ныть, всё ругать, наслаждаясь этим состоянием. Каждый выбирает по себе…
А насчет «своей страны»… один из лучших анекдотов, из фильма «Зависть богов»:
— Папа, ну скажи, почему так? Другие червяки в яблоке живут, в апельсине… А мы — в навозе!
— Потому что, сынок, родину не выбирают!
Второй вопрос: вложив в себя столько усилий, что лично вы сделали реального для того, чтобы что-то изменить в своей стране?
Пенсии маленькие, потому что людей слишком много развелось и живут слишком долго.
Может быть, хоть коронавирус ополовинит человеческую популяцию, рот которой — как еще в 70-е годы писал Джеральд Даррелл — уже не в состоянии сдерживать ни войны, ни эпидемии.
Правда и чума не дремлет. Моя встреча с ней закончится однозначным и 100% результатом.
Мы сами кузнецы своей судьбы. Прежде чем винить мать за то, что она тебя родила, подумай, ну не родился бы ты, не страдал… Ты и не узнал бы — какова эта горькая-сладкая жизнь. Не смотря ни на что, тебя все уважают, некоторые даже любят… Прошлое не изменить, а вот настоящее в наших руках.
Чужую беду руками разведу, говорят. Я не в силах облегчить твою участь, как и ты мою. Но все же — больше позитива, Витя. Знаю, что ты классный парень, но по-моему в тебе это фронда, ты так себя позиционируешь, привык уже к этой личине и пестуешь в себе больного ребенка. Может я не прав, но мне так кажется)).
Приезжай в уфу, у нас уже первые грачи прилетели (сделал сегодня запись на странице Орнитологического общества, еще никто из профессионалов не видел), так и ты прилетай…
Бутылочку откроем, посмотрим вдаль…
Вот туда
(Фото сделано 28 февраля «Пентаксом» Иосифа)
А видом своим ты вряд ли кого удивил. Таких ТЭЦ и ГЭС по всей стране полно. Дымят, родимые. Ну что ж, мы не карликовая Европа, наши просторы отопить да снабдить энергией — нужно немало еще всяких источников. И АЭС и других. У нас здесь с экологией получше, но тоже есть перегибы. Известная наша российская проблема: сначала строить, потом ломать…
Но в квартале от этой ТЭЦ — жизнь.
Белые вороны, зяблики, дрозды-рябинники…
И я сделал новый альбом в группе Орнитологического общества.
Пусть побольше встречается на твоем пути зябликов, дроздов-рябинников и поменьше ворон и прочей нечисти. Хотя вороны — умные птицы, это человек их наделил некими свойствами, но мы же не можем жить без образов. Вот, кстати стишок мой про ворону:
ВОРОНА МАТРЁНА
Полюбуйтесь – на вороне
Чёрный «фрак». Как вождь на троне — Подозрительно глядит
На прохожих, посторонних.
Всюду нос суёт огромный,
Но имеет важный вид!
А зовут её – Матрёна,
Ходит смело вдоль перрона,
Как по рельсам паровоз.
Толя про неё сказал: «Прикольно!
Как хозяйка, ходит вольно,
На людей «накаркать» ей.
Босиком, ногам не больно.
Страсть – спесива и довольна,
Только нет её смешней…»
«Не смотря ни на что, тебя все уважают, некоторые даже любят…» Вот-вот. Это тоже по-своему удивляет. И говорит о том, что Виктор вовсе не такой… странный человек, каким упорно хочет казаться.
Александр, золотые слова, которые надо вынести эпиграфом к нашему осуждению.
Какое НС может быть, к примеру, у человека, у которого один дед украинец, второй узбек, одна бабка белоруска, вторая таджичка (знаю такого)
Не должно быть никакого НАЦИОНАЛЬНОГО самосознания, разумный человек должен стремиться к космополитическому самооосознанию гражданином мира.
»Прости, Виктор,… но иногда, а чаще всего всегда, видишь картинку с натуры, не замечая ее задний план". Ну, насчет тех планов, которые замечает Виктор, я бы поспорила… .
Финал Вашего послания — «Сократ мне друг...» — тоже вполне справедлив.
Спасибо Вам, что как-то разбавили своей взвешенной позицией — подчеркну, не слащавым оптимизмом, которого в Вашем посте не было и в помине! — нигилизм В.У.!
Вот такие у меня планы, а уж как получится, не знаю. Главное, не знаю, нужно ли это сейчас кому-то, мне самой, разве…
Хотя бы для того, чтобы никто, уехав из России, сюда уже никогда больше не возвращался…
Если б он не вернулся, не было бы моей мамы, меня…
Жила бы в Америке, не знала бы кто у вас президент (потому что в нормальной стране жизнь простого гражданина от этого не зависит) и лиловый негр подстригал бы сейчас (не загаженный собаками и на закиданный презервативами) вечнозеленый газон перед твоим домом.
Как раз хотела добавить: я бы согласилась, чтоб меня не было, только бы он не возвращался…
Но все-таки хорошо, что ты — ЕСТЬ!
Вот и пытаюсь оправдать своё существование, наверное, и не только своё…
В 70-е годы у нас, как Вы помните, был оголтелый «интернационализм», на самом деле к дружбе народов отношения не имевший.
(Уровня замечательного анекдота про армянское радио...)
Считалось, что негры из Африки — несчастные, бедные, затравленные и задавленные.
В общежитии матмеха ЛГУ (как и везде) селили в двухместки негра и русского (чтобы русский, при надобности, стучал на негра в КГБ).
Поселили одного парня с другого курса с негром. Он обрадовался: вот, будет с ним дружить, развивать его достоинство и пр.
Заходит в комнату.
2 кровати у разных стен, по полу между ними проведена черта.
На одной сидит негр и говорит:
— Это твой территория, это мой территория. Переступишь — убью.
Вы правы, Маргарита. И об этом надо писать, может. в первую очередь. Пока жив народ, ничто еще не потеряно. И пусть деревня умирает, почти умерла, но дай ей мощный посыл и она возродится. Я верю в это. Но пока эта власть сама не определилась — чего она хочет: социальное, справедливое государство или сытых, зажравшихся олигархов? Чтобы волки были сыты и овцы как-то не сдохли совсем… Тут надо думать всем. Нас же призывают быть активными. Волонтеры, молодых управленцев пестуют. В соцсетях мы вольны рассуждать… Такие темы тоже помогают в общей ориентации. Кто мы? Куда идем? Так что смелее в бой, друзья!))
Надо бороться, преодолевать. И старость сейчас хоть и не лечится, но медицина может скрасить, помочь еще чувствовать себя вполне дееспособным. Все зависит от угла зрения и кто смотрит на ту или иную проблему.
Что касается войны, всё так. Но Польша, Германия — тоже были разрушены. Вышел спор у меня с другом из Германии. Сам он из русских, много лет там живёт, и вот он уже судит о нашей русской жизни со своей колокольни, мол, сами виноваты, что в деревнях туалетов нет нормальных, чтоб в доме, честь по чести, да газ провести, чтоб удобно. Как Вы думаете, по карману это сельским жителям, настоящим, не состоятельным дачникам? С газом ещё сложнее, не для нас он добывается. Наше правительство всегда находит оправдания своей бесхозяйственности, бездействию, истинные масштабы безработицы скрываются. Думаю, их никто не знает. И вымирают уже не только деревни, но и города.
А примазываются, это я про последний эпизод, про Терешкову. Хоть бы кого помоложе нашли для такой цели… Я не говорю о своих предпочтениях, но метод, сами понимаете, с душком…
Еще после ее приземления (по результатам) Королев сказал:
— Пока я жив, ни одной б*** больше в космосе не будет!!!
И насчет *** он оказался совершенно прав.
А по Польше и Германии у меня есть свое мнение.
Умные люди в 1944 году говорили, что надо остановиться на границах 1939 года, и пусть Европа сама разбирается с Гитлером, которому рукоплескали в 38.
Но нет, Сталину нужно было мировое господство, Жукову — еще сотни тысяч трупов.
В итоге получилось то, что получилось.
Если бы не полезли в Европу, то сберегли бы миллионов 5 русских жизней.
И ни Германия, ни Польша НЕ БЫЛИ бы разрушены, потому что со стороны «союзников» немцы не оказывали такого сопротивления и города не приходилось превращать в лунный пейзаж.
Разрушение Европы — один из результатов «великой победы».
Насчет вашего вопроса-утверждения по поводу бесхозяйственности и бездеятельности правительства, власти я со многим согласен. Более того, у меня тоже, как и многих, есть немало претензий к власти. Считаю, к примеру, что агрессивная реклама в СМИ ТВ, на радио — нарушение лично моих прав, как и всех граждан. Последнее время вообще невозможно смотреть, слушать любые передачи, фильмы. Прерывают на полуслове, бедные бабушки-дедушки не врубятся — кино это или какая-то другая хрень (извините). Надо поднимать голос протеста против засилья рекламы. Просто потому еще, что большинство ее — фейк. Самих продавцов уже заставили говорить, что «это БАД — не является лекарством», но до бабушек последняя или первая эта фраза не доходит. Но главное — частота этой рекламы, ее агрессивность, изобретательность просто убивают. (Извините, наболело!).
Второе, что меня больше всего волнует, это налог. Пора вводит прогрессивный налог. Нам внушают, что недры и все в стране — это «национальное достояние» — чье? Кучки олигархов, которые в день получают по миллиону, плюс «золотые парашюты»?!
Впрочем. таких наболевших вопросов накопилось много, но почему-то в нашем «социальном» государстве не спешат на них отвечать. В этом я виню Путина. Хотя в целом, считаю его политику как внутреннюю, так и внешнюю положительной. Сказав А, пора говорить и остальной алфавит, но тут он не торопиться. А жаль, надо бы его подтолкнуть…
По поводу Терешковой. Нужен был авторитет. Какая разница, если власти надо, они всегда найдут то, что им нужно. Она — лишь пешка в большой игре, как и весь народ, которым власти прикрываются, когда им надо. Но это меня не волнует так. Это дело третье.
Но всего не охватишь. Спасибо Вам за понимание и поддержку. В таких дискуссиях выкристаллизовывается истина, насущные проблемы. Медленно, как ручейки в половодье, они стекаются в большую, полноводную реку и тогда ее нельзя обойти, проигнорировать. Нужно наводить мосты, нужно что-то делать, иначе она сметет все на своем пути...))
Хорошо про рябинника пишешь, это вечное, это само естество. Мы тут посверестим для успокоения души, а рябинники будут прилетать, пока шарик вертится. Вообще я лирик, мне ближе эти сопли, как ты говоришь, зато это настоящее. И деревня меня, как городского, но с деревенскими корнями, интересует больше с лирической стороны: рябинники, зяблики, белая кипень весны в садах, море желтой пшеницы и ржи, речка с мостком, на котором баба по старинке полощет белье. Это жаль, что оно уходит, и я, конечно, ностальгирую впустую, гораздо лучше, если под боком даже в деревне стиральная машина.)) И другая машина под навесом, а не телега и арба.
Весь этот благодушный треп хорош здесь, а жизнь течет по своим законам, что бы мы тут не пытались возвести в истину в нашем понимании. И пусть. Главное, отображать ее реалистично. Ну может. с долей художественности, иначе натурализм забьет.
Ты, Витя, и натуралист, и лирик, но со своим уклоном, чем и отличаешься от нас — слишком правильных, воспитанных в парадигме любви к Родине. И те и другие нужны. Прости за провокатора. Это в хорошем смысле, что нужны такие щуки, чтобы карась не дремал.
У нас давно и грачи прилетели, и кошки свадьбы сыграли. Ту неделю стояло 20* тепла, сегодня ночью похолодало до +1, снежок слегка припорошил. Но это ненадолго. У нас ведь вечная весна, как я уже писал где-то, с элементами золотой осени. Между ними зимушка робко заглянет да лето красное поярится жарким солнышком. Нас рябинником не удивишь. Я и так все время хожу удивленный и этой красоте, и этой щедрости природы, и горам с предгорьями вокруг, Эльбрусу, две белые груди которого (жаль, что в мужском роде гора, но с грудями) смотрят мне в окно на расстоянии 80 км. — рукой подать. И многому тому, чего ты, дорогой, не сподобился наблюдать, кроме снегов, морозов да сырого лета. От того у нас и восприятие жизни разное, нам никогда не понять друг друга, как пингвину не понять дельфина)).
Но все равно я тебя уважаю за твой профессионализм, за индивидуализм… многое за что, а главное, ты все равно хороший человек.
Будь!
Мы разные.
Но это не мешает нам любить и уважать друг друга.
Будь и ты, дорогой!
И знай, что всегда можешь рассчитывать на меня!
****
Но голландцы на знали русского,
А Бабаевы были слишком далеко.
Моя ненависть к ним не могла материализоваться.
И приводила к совершенно неожиданным мыслям.
Никто не мог знать, что было бы сейчас при ином результате второй мировой войны.
Но я знал, чем закончилась лично для меня победа СССР.
А сейчас думал, что было лучше, если бы победили немцы.
И запел другую песню – запрещенную в цивилизованном мире, но ласкающую душу одной строчкой:
— Die Knechtschaft dauert nur mehr kuerze Zeit!
В этот момент я бы в самом деле надел любую форму, взял в руки оружие и пошел за кем угодно, обещавшим избавить меня от рабства.
Но и эта песня врала.
Она не привела ни к чему, рабство было уничтожено лишь ненадолго, после чего вернулось с удесятеренной силой.
На этом свете не имелось, не могло иметься выхода для простых людей.
Но сейчас мне было почти хорошо.
Рядом со мной шагали камрады, сияющий огонь бара на крыше отеля казался маяком, выводящим на цель.
И я запел трагическое танго про парк Чаир, где рассветает миндаль и про золотистые косы, которые существовали лишь во сне.
И про корабли, которые ушли в даль голубую, чтобы никогда не вернуться назад.
Потому что предки — рабы.
(Кстати, знатоку языка не мешало бы помнить, что выражение «Иван, родства не помнящий» оригинально имеет совершенно иной смысл.
Аналогично столь же часто употребляемому «козлу отпущения»)
Я лично своих предков рабами не считаю и родством горжусь. При всём моём реализованном космополитизме.
Сегодня выражение относится ко всем, кто потерял веру и убеждения, разорвал связь с родной историей и традициями.
"Не помнящий родства" — так обозначал свое состояние бродяга в полиции, чтобы его невозможно было идентифицировать и этапировать по месту назначения: обратно на каторгу, в казенный дом, барину, от которого сбежал, на государственный завод и пр.
Эх, Наталья, когда человек — в отличие от меня! — так гордится своими привязанностями к своему народу, стоит хотя бы знать этимологию исконных выражений.
А то курица попадет в щи…
Хотя на самом деле наиболее распространенными именами в те времена, кажется, были Петр и Павел…
Аршином дурость не измерить.
Здесь дважды два — то три, то пять:
Смотря во что ты будешь верить!
Иду сегодня в МК — жена попросила купить жидкость для снятия лака.
По газону — по снегу среди собачьих какашек — прыгают два грача. Первые в этом году. (Женя Козловская потом сказала, что еще во вторник их же у себя во дворе видела).
Иду дальше, по «кошачьей аллее» (там летом кошки иногда сидят, побираются).
На рябине, где уже и ягод почти не осталось, сидит пестрый рябинник. Очень осторожный, а меня подпустил на этот раз на полметра, посмотрел одним глазом, на ветку чуть выше перелетел, потом сказал: тва-тва-тва-тва…
Вот это — ЖИЗНЬ.
Без всяких прочих идеологий.
Юрий Бондарев — скала, эпоха, предтеча правдивой психологической прозы (какой не было в советские времена!).
Один из моих духовных учителей.
Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. сборник «Поздним вечером», повестей «Юность командиров» «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Родственники» (1969), «Горячий снег», «Тишина», «Двое», «Берег». Силища какая!
Плохо ли было крепостное право? Возможно и чем-то плохо. Но для сравнения: самурайское право в Японии было несопоставимо хуже: там самурай за любую крестьянскую провинность отрубал крестьянину голову. Но ведь японцам удалось реформировать самурайство. И стать к сегодняшнему времени супер-современной страной.
А мы, я имею ввиду глубинный народ, до сих пор предоставлены самим себе. Нас только использовали, и практически ничего не давали взамен. А кто же нас использовал? Да. те самые 10 процентов городского населения, которые вели по отношению к нам как оккупанты. И культура, которой мы гордимся, в том числе и литература — оккупационная литература. Она нас обходила стороной. Можно назвать тысячу выписанных образов «маленького городского человека», но — ни одного образа крестьянина, как представителя глубинного народа…
Однако у меня лично нет уныния. Я всем своим естеством чувствую, что время работает на нас, глубинных людей. Мир, который нас угнетал — рушится на наших глазах. И нам легче прорастать через его обломки. А про себя скажу: пусть все и всё идет прахом, а вот лично я, даже один на всем белом свете буду жить праведно, чтобы попытаться начать с нуля (Ноева ковчега) жизнь всегда любимого мною глубинного народа…
Да, пусть будет так.
Но я во многом с Вами согласна, Георгий. Немного смущает последний абзац. Оговорюсь, уныния и у меня нет, есть страх — за детей, за внуков. Кому-то может показаться, что он успешен на данный момент и его не коснутся трудности, но мы все плывём в одной лодке, так устроен этот мир. Не понимать этого — вот высшая глупость. А наш русский мир каждый год становится меньше на один провинциальный город, и это при вложениях государства в рождаемость. И никого не заботят причины. На мой взгляд, очень странно… и грустно.
О том же я писал почти 20 лет назад в романе «Умерший рай».
Наполеон утверждал, что не желающий кормить свою армию будет кормить чужую.
Но на самом деле десять чужих не сожрут столько, сколько одна своя.
Армия — абсолютное зло, это Молох, пожирающий страну.
Япония поднялась именно благодаря запрету на армию.
Точно также — бывшая фашистская Германия.
И Бундесвер и НННА сами по себе были потешными полками, вкладывались в противостояние двух Германий русские и американцы.
Но если США использовали ФРГ как полигон для бесплатных испытаний своего оружия (только при доработках летающего гроба, истребителя Ф-16, погибло 200 с чем-то пилотов Люфтваффе!), то со стороны СССР военизация ГДР была полностью затратной.
В нашей же стране армия осталась в штатах военного времени — и золотопогонники уничтожили экономику.
Хотя у нас и разные взгляды.
Ubi bene — ibi patria.
По крестьянам я таки позволю высказать мнение.
«Маленьких» крестьян — грубых тупых скотов, идущих с косами конец на конец по престольным праздникам, а по будням бьющих кулаком в живот своих беременных жен — писал Антон Павлович Чехов. Лучше никто не напишет.
А вот насчет того, что тебе не нравится жить в России, ты это условной Татьяне рассказывай. Мне не надо. Ты — писатель. И писательство — твоя жизнь. Отнять у тебя писательство — это значит отнять и саму жизнь. Так что тебе как воздух необходимо окружающее дерьмо, чтобы обличать его. А где в мире его больше, чем в России? Вот потому именно Россия и дает тебе возможность полноценно жить, то бишь писать. А что для нас, писателей, еще может быть лучше этого?
Хочу делить с тобой всегда!
Давай пожмем друг другу руки —
И в дальний путь, на долгие гола!
Леонид Осипыч пел это про нас с тобой, Гео!
Мы так близки, что слов не нужно,
Чтоб повторять друг другу вновь,
Что наша нежность и наша дружба
Сильнее страсти и крепче, чем любовь!
Веселья час придет к нам снова,
Вернешься ты, и вот тогда
Давай дадим друг другу слово,
Что будем вместе, вместе навсегда!
Крупнейшими представителями «деревенской прозы» в русской литературе считаются Фёдор Абрамов, Василий Белов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Борис Можаев, Михаил Шолохов, Василий Шукшин и другие.
Так вот, а я лично тем и занимаюсь, что разбираю завалы разрухи в голове: в своей в первую очередь… Ну а там — как Богу будет угодно, если кому-то будут интересны мои наработки — поделюсь; а нет, то что я, как представитель глубинного народа, уже для себя самого делаю — тоже не плохо.
Вернёмся к началу дискуссии — литературе, «деревенской» тематике. Тоже много именно молодых авторов, обращающихся к этой теме, особенно наблюдаю это в поэзии.
Русских как «нацию» — буде таковая существует — сделали татары.
До этого «ига» — которого на самом деле, вероятно, и не было! — русские сидели в лесу и молились пням, причем каждая землянка — своему.
А князья — варяжский сброд — натравливали этих русских друг на друга.
Татаре объединили то, что потом стало Россией.
Саньку, кажется, читал в ЛИ-времена.
Ничего не помню.
«СанькЯ» — роман, посвященный юности Прилепина в рядах нацболов. Очень там здорово все эти «стаи» подростков описаны, и сила пропаганды со всех сторон… В произведении, правда, как некоторые скажут, нет главного — решения проблемы. А у кого оно есть?.. Поэтому финал закономерно открыт.
Видимо, не зацепило.
Деревня во всей красе.
Пьянь и рвань и инженеры, работающие вместо них.
И аборигены, удивляющиеся, зачем городские вкалывают всерьез, если это самим колхозникам не нужно.
И единственный проводник верной идеи — персонаж отрицательный, противопоставляющий себя обществу, живущему по понятиям общественной морали.
И главный герой, который за свое благодушное пионерство в этой русской советской деревне поплатился по сути всей своей последующей жизнью.
И все пьют.
Ведь что в очерке «Почему русские так много пьют?» я отвечална свой же вопрос:
— Да потому что в России трезвому делать нечего.
Хочется выразить еще одно свое мнение.
Люди — за редкими исключениями — одинаковые скоты в любой нации. Нет понятия «мой народ» — «не мой» народ, есть просто конкретные человеки, к которым имеется конкретное отношение.
Устал повторять, что 2 немца (которых я и в глаза не видел, познакомился заочно через журнал «Флигер ревю») сделали мне больше немотивированного бескорыстного добра, чем все русские, вместе взятые.
Вот вам «народ-богоносец», через 666 коромысел его в мутный глаз под иже херувимы и загробные рыдания, всегда животворяще господа…