Литературная карта. Метаморфозы истории: от Валдая до Дуная

Литературная карта. Метаморфозы истории: от Валдая до Дуная

Сегодня верный соратник МАСП (КМ) болгарский профессор из города Варна Илия Петров Пеев, капитан I ранга в отставке, прислал мне интересный материал, с которым захотелось поделиться со всеми читателями нашего сайта.

Осенью прошлого года газета «Валдай» опубликовала статью капитана I ранга запаса Владимира Матвеева о судьбе  писателя-мариниста Александра Егоровича КОНКЕВИЧА.

Александр Конкевич — кругосветный мореплаватель, первый командующий военным флотом Болгарии и основатель литературного жанра военной фантастики. Он родился 8 октября 1842 года в усадьбе Русское Городенского погоста Валдайского уезда, которая принадлежала его деду — валдайскому помещику Мирону Яковлевичу Подушкину. 

До семнадцати лет Александр проживал с родителями и получал домашнее образование. В те годы для дворянских детей умения читать, писать и считать считались достаточными для поступления на государственную службу. Александр выбрал морскую службу и 3 декабря 1859 года был зачислен в чине юнкера на Балтийский флот. Это был унтер-офицерский чин, который давал право на производство в офицеры после сдачи соответствующих экзаменов.

В офицеры Александра Конкевича произвели в декабре 1863 года. Он продолжает служить на кораблях Балтийского флота и дважды участвует в кругосветных плаваниях: в 1864-66 гг. на транспорте «Гиляк» и в 1869-73 гг. на корвете «Боярин». С 1868 года начинается и литературная деятельность Александра Егоровича — в газетах и журналах появляются первые его публикации.
С началом Русско-Турецкой войны 1877-78 гг.

Александра Конкевича, к тому времени уже капитан-лейтенанта, направляют в действующую армию, где назначают командиром Морских команд Рущукского отряда. Но в боях с противником принять участия ему не довелось. Обязанностями его команд стало содержание плотового моста и паромной переправы.

По окончании войны в Болгарии было создано автономное княжество, в котором временно установили русское управление. В числе других государственных структур началось и создание болгарского военного флота. Среди русских морских офицеров был объявлен набор желающих поступить на болгарскую службу. В числе изъявивших такое желание был и Александр Конкевич. Как самого старшего среди них по чину Александра Егоровича назначают командующим флотилией, сформированной из нескольких пароходов и катеров, подаренных Россией болгарам. Официально же его должность стала называться «Начальник флотилии и морской части Болгарского Княжества».

Александр Егорович разворачивает бурную работу по созданию военного флота этого нового государства: организует подготовку национальных морских кадров, занимается подъёмом затонувших судов и их ремонтом. Ему удаётся добиться заказа на строительство во Франции нового парового судна. Оно стало первым, купленным Болгарией за границей. Конкевич сам участвует в его сдаточных испытаниях во Франции, а затем, в мае 1883 года, приводит судно в Болгарию.
Но в том же году на А.Е. Конкевича было сфабриковано дело о нарушении отчётности и присвоении государственных средств, отпускаемых на флотилию. Он провёл пять месяцев в тюремном заключении, после чего был болгарским судом полностью оправдан. Однако в Морском министерстве России в тонкости дела вникать не стали, и Александр Егорович был уволен со службы в чине капитана II ранга.

Он уезжает на Белое море, где последующие несколько лет работает капитаном на местных пароходах. Тогда и начинается активный период его литературной деятельности. В 1886 году Александр Егорович публикует в журнале «Русское судоходство» свой первый фантастический роман «Крейсер «Русская надежда».


В нём была описана происходящая в будущем англо-русская война. По сюжету романа русский крейсер топит в Сингапуре английский броненосец «Агамемнон» и унич­тожает суда в гавани Бомбея. Причём все реалии морских боёв были описаны автором с большим знанием дела.

Сейчас книгу можно приобрести здесь: https://www.labirint.ru/books/717869/

Роман имел огромный успех у читателей и на следующий год уже был издан отдельной книгой. Более того, книга была переведена на английский язык и издана в Англии под названием «Русская надежда», или Британия больше не правит морями», а описанные в ней схемы морских боёв обсуждались даже в совете Британского Адмиралтейства.

Вслед за первым последовало ещё три романа, описывающие фантастические войны будущего: «Роковая война 18?? года», «Морские твердыни России» и «Черноморский флот в ???? году». И они имели большой успех. Кроме романов Александр Егорович пишет также морские рассказы и очерки о флоте. В честь своего нового места жительства он берёт себе литературный псевдоним «Беломор». Правда иногда пользуется и другими псевдонимами: «А. Бурун», «Максимилиан Гревизирский», «А. К-ъ.», «К. — Рус. Чел.» и «А.К.».

В 1892 году Александр Егорович принимает решение возвратиться на государственную службу, но уже не на флот, а в Министерство внутренних дел. Его назначают полицмейстером города Либава (ныне латвийский город Лиепая). Пять лет служит он на этой должности, за это время в свет выходят два сборника его рассказов: «Рассказы и мечты старого моряка» и «Письма о флоте».

Очередным поворотным моментом в судьбе Александ­ра Конкевича становится знакомство с приехавшим в Либаву Сергеем Юльевичем Витте, бывшим в то время министром финансов России. Впоследствии Витте писал о Конкевиче в своих воспоминаниях: «Это был человек с большим морским опытом, много плававший, … прекрасный, умный, замечательно прямой и честный …Он очень много и хорошо пишет …».

Витте предлагает Конкевичу сопровождать его в поездке на север России с целью выбора места для строительства нового порта, а после поездки и окончательно перейти на службу в своё министерство. Тот соглашается и в конце 1897 года становится чиновником для особых поручений Министерства финансов, а затем управляющим отделом по делам торгового мореплавания.

С этого момента всю оставшую­­ся жизнь Александр Егорович посвящает развитию торгового флота России. Он дослуживается до гражданского чина тайного советника (соответствовал военному чину генерал-лейтенант). Его заслуги были отмечены семью российскими и двумя иностранными орденами. И всё это время свою работу он продолжает сочетать с активной литературной деятельностью. Правда, романов Александр Егорович больше не пишет, зато из-под его пера выходит множество рассказов, очерков и газетных статей. Издаются несколько сборников его рассказов.
С началом Первой мировой войны Александр Егорович представляет Императору Николаю I записку о необходимости срочного сооружения железной дороги от Петрозаводска до Екатерининской гавани, где планировалось построить новый порт и город Романов на Мурмане (ныне город Мурманск). Проект Конкевича был признан наиболее лучшим, и в январе 1915 года началось строительство этой дороги. 23 января 1917 года Николай I в признание заслуг Александра Егоровича Конкевича «в деле осуществления Северного пути» даровал ему право присоединить к своей фамилии именование «Мурманский».

Но годы уже брали своё. В июле 1917 года из-за болезни Александра Егоровича Конкевича-Мурманского освобождают от всех занимаемых должностей и Указом Временного правительства назначают «состоять при министре торговли и промышленности». Дальнейшая его судьба остаётся неизвестной. Некоторые историки пишут, что он уехал в Мурманск, где и скончался в конце 1917 года. Но документальных подтверждений этому нет.

Владимир Матвеев, автор материала об Александре Конкевиче, выразил сожаление о том, что память о таком выдающемся человеке стёрлась на его малой родине.

А вот в Болгарии А. Конкевича чтут и поныне, и проф. Пеев много лет собирает о нём информацию.
В болгарском городе Русе, что на берегу Дуная, в 2019 году на фасаде т.н. Флотской башни  торжественно установлена памятная доска капитану-лейтенанту Конкевичу.

+11
883
RSS
18:17
+1
Елена, прочитала с интересом и удовольствием! Спасибо Вам за статью, а профессору Илье Петрову Пееву за предоставленные материалы! Таким земляком мы вправе можем гордиться! Это прекрасное доказательство таких давних русско-болгарских связей!
20:49
+1
Спасибо огромное за статью, Елена.
22:26
+1
Спасибо, Елена! Хорошо, что память о таком человеке жива.