​Цикл очерков «Душа Любви взыскует»!

​Цикл очерков «Душа Любви взыскует»!

     Цикл очерков «Душа Любви взыскует»!

                  Предисловие.

В этих, далеко не совершенных очерках, отразилась попытка передать чувство верующей души от соприкосновения со Святостью. Тема неисчерпаема, потому останавливаюсь только на тех местах, которые связаны с историческими районами Москвы, местами, где приходилось бывать не один раз — в том числе и по причине близости к месту проживания. Оттого и объединены очерки в некий «цикл» — нельзя же жизнь, тем более, жизнь духовную разделить на «составляющие», «разрезать на кусочки» — «разъять на атомы».

Всё, о чём в очерках рассказано, происходило на само деле — на такие темы не фантазируют. Только упоминаемый в рассказе удивительный батюшка с 2014 года был переведён настоятелем в больничный храм – а теперь он настоятель и ещё одного — недавно возведённого храма в Измайлове.

По соображениям этическим ни одно имя не названо – думаю, — незачем.

И ещё, все иллюстрации, скорее, отражают суть того, о чём говорится, но не являются точными копиями храмовых святынь – по разным причинам, прежде всего из-за невозможности найти все необходимые изображения.

Итак, представляю на суд цикл очерков...

    Очерк Первый «Музыка Вечной Жизни или Гимн Воскресшему».

Наверное, нет на земле человека, хоть раз в жизни не внимавшего многоголосию птичьего хора на рассвете, когда кажется, что поёт всё мироздание! И вот сейчас птичий хор тоже наполняет вселенную удивительным созвучием — столь разных и всё же являющих собою нераздельное единство голосов! Только теперь не рассвет — а освещённая светлыми, радостными звёздами весенняя ночь!

Кажется, «песня» неба, «музыка» небесных сфер и движения земли, о которой говорили ещё мудрые эллины, а потом и Отцы Церкви, «льётся» на землю, — и пробуждающаяся природа вторит Небесам многоголосием птичьего хора.

А разве может быть иначе?! Ночь-то сегодня особенная — Самая Главная в году! Уже пропели «Христос Воскресе» — и вся природа – луна и звёзды, редкие и лёгкие, похожие на каких-то причудливых существ облачка, деревья с набухшими почками и пробивающаяся из земли травка, отражающая небо гладь прудов, птичье многогласие и разливающийся в ночном воздухе колокольный звон — всё словно вторит церковному хору! Всех соединяет Великая Радость, дарованная Спасителем!

«Хор светил, живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал», «Песня с неба, как бывало», — написал великий А.А.Фет. И, здесь, у деревянного храма, в одном из самых известных старинных московских парков образы, созданные боговдохновенной русской поэзией, становятся не только духовной, но и физически ощутимой реальностью!

Музыка мироздания! Она не только вселяет радость в душу, но и невольно наводит на мысли о сути бытия. Кто «научил» птиц петь таким слаженным хором?! Кто этот виртуозный «дирижёр», благодаря которому звучит над мирозданием преисполненная радости «симфония»?!

А ещё удивительно, необъяснимо, непостижимо, что до полуночи, до — возгласа «Христос Воскресе» не было этого торжествующего созвучия! Птицы словно «готовились», как готовится к главной службе церковный хор. Разве уже одно это не говорит о Едином Творце, с любовью создавшем всё окружающее нас; о «разумной» душе мироздания; о том, что «Дух дышит, где хочет»?! Неслучайно даже в годы внушаемого народу материализма некоторые учёные в конце концов приходили к «выводу» о «Единой Руке», сотворившей весь мир!.. Да только тем, кто с радостью отвечает: «Воистину Воскресе», никаких «доказательств» не нужно!

Над старинным московским парком раздался мощный удар колокола – и звон наполнил собою весь ночной воздух! И «плывёт» колокольный звон над землёю, как плывут по небу облака. Кажется: немного подальше «сольётся» он со звоном колоколов большого храма, что недалеко от метро, — и «полетят» они к звоннице храма больничного, а потом «вольются» в торжествующий хор и колокола того храма, в котором стоит спасённый русскими десантниками Крест — тогда, в Сербии. И полетит звон всё дальше и дальше, неся людям Благую Весть Воскресения…

«Звон колокольный пронзает столетия» – как удивительно выразил иеромонах Роман чувство верующей души, устремлённой ввысь — вослед за «пением» колоколов! Звон «пронзает» и каждую душу — находящихся здесь, рядом со звонницей, и дай Бог — не только. Колокольный звон очищает, исцеляет – оттого-то и звонари почти никогда не болеют.

«Хоть под колокольный звон пойду» — говорил в старину человек – и не верить ему не могли. И даже родившийся в эпоху воинствующего безбожия Н.М.Рубцов воскликнул однажды:«Колокольцем каждым в душу»!

Колокольный звон, без которого нет России, нет Светой Руси!.. Это – ведь тоже музыка — музыка древняя, живая связь времён, единство дольнего с горним! А ещё так «похож» колокол на человека – язык, уши, плечи! Но главное, что он не просто уникальный инструмент. Колокол — «Глас Божий»! ...

А звонницу строили, как в старину, всем миром, внося свою, порою очень скромную лепту — но зато от всего сердца, от всего благочестивого помышления. Оттого-то ещё сильнее проникаешься здесь чувством соборного единства, ощущением нераздельной связи со всем происходящим в Святую Ночь — на окраине парка у деревянного храма – и не только. Каждый из нас — частичка, капелька, песчинка бесконечного и вечного мироздания! И Великой Руси! Именно «частичка», а не ничтожная пылинка, не безликий «винтик» при всей своей малости …

«Музыкальное воспитание очищает душу и подготавливает её к принятию впечатлений из духовного мира» — одна из мудрых мыслей Оптинских Старцев, икона которых находится в левом приделе. «Впечатление» — значит — «печать» — на сердце, на разуме. И «ставит» её Сам Создатель, когда внимает благочестивая душа музыке мироздания, колокольному гласу. И когда звучит в православных храмах общенародное пение! Оттого и боится дьявол поющего христианина!

Конечно, боговдохновенны и образы, созданные кистью или словом, если в них, как говорил наш великий мыслитель, «проносятся веянья Духа Божьего»; да только речь сейчас именно о музыке — Музыке в Самом Высоком Смысле. Музыке, звучащей над всей пробудившейся и «недремлющей» в Святую Ночь природой! И звучит, «льётся», «наплывает» она отовсюду!…

Но оставим пока ненадолго и удивительный деревянный Храм, и звонницу на окраине парка. (Может быть, кто-то уж и догадался, какой именно храм и в каком парке). И мысли свои направим к этим святым словам.

«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа».

Боговдохновенная Псалтирь, к которой и у Богослужения, и у боговдохновенного искусства отношение совершенно особое! Прочитав внимательно 150 псалом, можно многое узнать о том, какие музыкальные инструменты были у людей в те далёкие времена — однако самое важное — ещё раз «уразуметь сакральное их предназначение. Неслучайно же в течение многих и многих веков «служила» музыка только религиозному культу (не только христианскому) – и потому излишняя расслабляющая «сладость» никогда в христианской традиции не считалась большим достоинством...

Конечно, мы православные – и в наших храмах единственный «музыкальный инструмент» — возносящийся к небу голос, «обоженное человеческое тело», как писали русские исследователи.

Но разве может верующее сердце не трепетать при звучании органных «раскатов» великого И.С.Баха?! Истинного христианина, сокрушающегося, что в детях часто воспитывают не искреннюю любовь к Создателю Нашему, а лишь держащееся на страхе «юридическое» почитание! Разве может сердце не внимать хору, славящему Родившегося в яслях Бога Младенца, или не переполняться возвышающей радостью Воскресенья, слыша «Аллилуйа» из оратории великого Г.Ф.Генделя?! (Да и «Аллилуйа» звучит почти одинаково и на церковнославянском, и на латыни). Ради создания этого шедевра исцелил Господь почти уже умирающего композитора, даровав ещё почти двадцать лет жизни. Исцелил в Страстную Субботу, а когда пришёл срок, призвал раба Своего тоже накануне Главного для всех христиан Праздника! И как не проникнуться светлым чувством прозревшего, просветлённого народа, возносящего небу слова «Лети же мысль моя, на крыльях золотых» в финале великой оперы Дж. Верди?! Этот боговдохновенный труд тоже явил Господь во спасение потерявшему в эпидемию всю семью композитору!

Незатейливая деревянная дудочка, а может быть, свирель или флейта в руках Орфея примирила диких зверей в одной из самых красивых и преисполненных мудрости легенд.

Музыка победила злобу, ярость, вражду! Есть в русской философии такие удивительно ёмкие слова: «сверхнациональное» и «сверхвременное» — так вот они прежде всего о музыке!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И когда двенадцатилетнего Иоганна Штрауса учитель застал за исполнением одного из вальсов на органе, на замечание наставника чистый сердцем ребёнок ответил: «Я прославляю Бога в той форме, в которой умею»!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И великие оратории Г.Ф.Генделя и Й. Гайдна «выходят» из церковных стен на сцены концертных залов, чтобы люди вспомнили о Христе и не превращались в незнающих Христа язычников!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И создал русский народ великое множество благочестивых песен о житейском море и о Книге Голубиной, о слезах покаяния, о Заступничестве Пресвятой Богородицы и Воскресшем Спасителе!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И напрасно беснуется один из самых ярых советских богоборцев, думая, что в его силах уничтожить пение колоколов, созданные благочестивым русским народом богогласники и церковную музыку! Благодаря неимоверной изобретательности истинно русских музыкантов, всё равно звучат православные песнопения со сцены, пусть и называясь по-иному!

Живоносный Источник нельзя ни засыпать, ни заасфальтировать, ни взорвать!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И духовные песнопения звучат на государственном экзамене в Московской Консерватории — и слёзы радости на глазах слушающих. А народу столько, что сидеть кому-то приходится на подоконниках! Нельзя убить душу России, «заткнуть рот», заставить её «замолчать»!

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И вот уже в двадцать первом веке весь Большой Зал Московской Консерватории стоя слушает сопровождаемый оркестром финальный хор оратории «Страсти по Матфею» хорошо известного и всеми уважаемого Московского Митрополита, вторя про себя «Господи, Слава Тебе».

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! И поёт вся Россия – и с песней воскресает душа! «Русь ещё жива, Русь ещё поёт», — можно ли вернее выразить и все посланные Родине нашей испытания, и русскую соборность, и победу над злом?! Поёт Святая Русь! Поёт звенящими голосами птиц, мощными голосами колоколов и радостными голосами верующих. Поёт Славу Воскресшему Спасителю, крестными муками избавившего мир от жала смерти!

Христос Воскресе!!!

 Очерк Второй «Спасение от нравственного помешательства».

                Глава Первая «Явленный во спасение миру»

«Торжествующие созвучия», как написал известный философ и поэт Серебряного века, звучат в Святую Ночь повсюду – а мы снова возвращаемся к деревянному храму на окраине старинного московского парка… Сокольники. Но прежде, чем назвать имя святого, в честь которого храм возведён, перенесёмся мысленно в очень непростой для Русской Церкви век восемнадцатый… Росчерк пера – и вот лишена Россия одного из главных достояний своих – Патриаршества.

Но как будто бы в «противовес» свершившемуся беззаконию вскоре в наш грешный мир приходят те, без кого нельзя представить Православную Церковь. И один из них — мальчик Тимофей — будущий Святитель Тихон Задонский. В честь этого Великого Святого и возведён удивительный деревянный храм на окраине Сокольников. Возведён уже во второй половине века девятнадцатого на пожертвования купцов – а потом уж, как водится, разрушен большевиками и возрождён вместе с сонмом других святынь в конце века двадцатого. Святыня сия словно нарочно сокрыта деревьями от случайного взгляда, от праздного любопытства, от греховного веселья, которому, увы, некоторые считают возможным предаваться, отправляясь на прогулку в парк.

Святитель Тихон Воронежский и Задонский! Лишь одним боговдохновенным словом твоим вразумились те, которые, называя себе христианами, стали по неразумению и недостатку благочестия творить нечестивые языческие обряды — «бесовское игрище», как поётся в акафисте. Опомнившись, сами прибежали они просить у тебя прощения — и коленопреклонённые, омывали грех свой слезами покаяния! А сколько «бесовских игрищ» развелось ныне, в том числе на телевидении — и никто не приходит с покаянием! Святителю Отче Тихоне! Вразуми нас, неразумных! Не дай утонуть в бездне насаждаемого безумия и разврата!

А ещё для вразумления оставил ты русским людям множество трудов – о предназначении семьи, ответственности отца за чад, и о том, что Церковь – «духовная лечебница».

Святителю Отче Тихоне! Пошли нам осознания того, что все мы в ответе друг за друга!

Святитель Тихон Задонский! Вместе с Оптинским Старцем Амвросий вошёл он в художественную литератору в образе Старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».

А значит, благодаря боговдохновенному писательскому труду, через года ощутили и мы, сами того не осознавая, благочестивое влияние, а может быть даже, — и благословение заступников Земли Русской.

Батюшка Тихон! К тебе обращено великое множество молитв за душевнобольных. Несколько лет назад накануне Дня Пресвятой Троицы в один из скорбных стационаров было передано несколько икон Святого – а благочестивый охранник передал их в отделения. Передано и для исцеления больных, и, возможно, для покаяния тех врачей, которые забыв о главной заповеди, использовали во зло свои знания и имеющуюся над пациентами власть. (Да как вообще врач, касающийся души, может не быть верующим?!).

Просят тебя, милосердного, вразумить и тех, с которыми, как писали в самом начале двадцатого века, случилось «нравственное помешательство»; просят уберечь неразумных от наваждений, от заблуждений, от соблазнов!

Благодаря незримой помощи твоей вдруг сами собою находятся слова – и вот уже можно вразумить не желавшего ничего слушать и понимать собеседника!

А однажды заступничеством Святителя, и, конечно,Пресвятой Богородицы, был побеждён недуг, чуть не доведший человека до инвалидности! Наверное, не однажды – да не всё открывает нам Господь по Великой Мудрости Своей!

Святителю Отче Тихоне! Моли Милосердного Господа, чтобы вразумил нас, неразумных и заблуждающихся – и дал нам прозрения! …

  Глава вторая «Благочестивый помощник»

А ещё в Храме есть два придела – Святой Равноапостольной Княгини Ольги и Преподобного Серафима Саровского…

Летом 2010 года, когда казалось, что языки адова пламени уже касаются каждого, в День Памяти Батюшки Серафима во время крестного хода вдруг пошёл дождик над сим благословенным местом!

Великие Святые, Угодники Божии, Заступники Святой Руси, молите Бога о нас, о многострадальном Отечестве нашем! …

Отчего же именно сейчас, за Пасхальной Службой, вспоминается всё здесь когда-то произошедшее?! Оттого, наверное, что Ночь Эта Самая Главная, словно «подводящая некие итого» духовной жизни за прошедший год — и не только — прошедший…

И батюшка здесь удивительный! При одном только взгляде на него невольно вспоминается всё лучшее, что было в служителях Русской Церкви – ещё тогда, до главной русской трагедии. Оживают образы, созданные И.С.Шмелёвым илиС.А.Нилусом.

О таких говорят, что человек «светится изнутри». Удивительная доброта, умение понять и вразумить без назиданий! Каждую неделю молебен с чтением акафиста Святителю Тихону Задонскому, а в дни Великого Поста Последование ко Святому Причастию. Читают сами прихожане — каждый понемногу, соединяясь потом в хвалебном пении. А после проповедь с обращением к поэзии! И благословение каждого в храме пребывающего! …

А однажды, когда тысячи верующих стояли к Поясу Богородицы, одна из прихожанок рассказывала рядом стоящим об этом удивительном батюшке… И вдруг идёт он вдоль многокилометровой очереди и всех благословляет!…

И ещё, наверное, для многих, в храм этот приходящих, неотделим батюшка от самого Святителя Тихона – это невозможно объяснить – можно только почувствовать! …

В ту Пасхальную Ночь батюшка предстоял в облачениях разного цвета поочерёдно, словно являя в зримых образах все праздники — как непривычно, удивительно, словно реальность бытия уже иная! Словно в этом «действе» воплотилось Само Лето Господне и «проходило» перед глазами каждого молящегося! Ведь Воскресение Христово — Праздников Праздник!… В этом храме всегда великое множество молящихся, а уж в Святую Ночь – особенно. И замечательно, что много детей. И тех, что вместе с родителями внимают льющимся с амвона святым словам Пасхальной Радости, и тех, что по малолетству ещё спят на руках у родителей…

Святителю Отче Тихоне, сохрани детей наших от растления, от роковых заблуждений, от нравственных недугов!

Святителю Отче Тихоне, моли Бога о нас грешных! …

А ещё… просто невозможно не вспомнить в Святую Ночь о том, что порою так походит на сказку, однако свершается на самом деле – в нашей земной жизни…

                   Очерк Третий. «Омофор Богородицы над Москвой и Россиею».

Глава Первая «Вхождение».

Восточный округ нашей столицы самый большой и самый удивительный. Чем же он удивителен? Тем, что одна его часть «преисполнена» чудотворными образами, местами особой благодати, как это небольшое «владение» Угодника Божьего Тихона. Преисполнена исторической памятью, от Святости неотделимой. Другая же (к счастью, не очень большая) безликая, безблагодатная. Там не увидишь ни одного храма — и похожие один на другой дома словно сжимают вокруг нас своё каменное «кольцо». В таких местах даже природа вызывает порою какое-то тревожное, мистическое чувство – словно притаились где-то, как змеи в траве, невидимые глазу языческие капища. Слава Богу, что в последнее время возводимые повсюду православные храмы, хоть и медленно, но всё же постепенно вытесняют этот безблагодатный вакуум … Но, конечно, в Святую Ночь вспоминается всё лучшее, всё, что являет нам Милосердие Божие, Заступничество Пресвятой Богородицы и Сонма Святых…

Глава Вторая «Радосте наша»

В Северном Измайлове, в стороне от шумных магистралей, за кладбищем, возвышается Храм Рождества Христова, в годы власти беснующихся атеистов чудом избежавший трагической участи многих святынь. Такой «оазис» среди подступивших вплотную высоток! А в правом приделе выше человеческого роста икона Матери Божией Иерусалимская.

О служении здесь много лет назад Отца Иоанна (Крестьянкина), о заступничестве Пресвятой Богородицы чрез Чудотворный Образ Её и в веке восемнадцатом, и в годы Великой Отечественной войны многим хорошо известно – и истинно верующий никогда не станет в том сомневаться…

А вот начало века двадцать первого… Конечно, события иного «масштаба», но столь важные в жизни простого человека! Во время молитвы перед Иерусалимской иконой у преподавателя колледжа восстанавливается голос – закололо что-то в горле – и ушёл мешающий работать недуг! А говорили, не меньше месяца понадобится! Что значило это чудесное исцеление для того, чей голос — «орудие труда», да ещё и в преддверии множества литературных конференций, объяснять, думаю, незачем! А в другой раз по молитве Пресвятой Богородицы у одной женщины исцелился сын – прошла опухоль – исчезла сразу после того, как мама отстояла пред Иконой службу! И одного водителя спасла Пресвятая Богородица от ампутации ноги до колена по молитве супруги его пред тем же Образом Это, конечно, – лишь маленькая «капелька» Заступничества Матери Божией за нас, грешных! И вообще, пребывая здесь, почи физически ощущаешь, как Чудотворный Образ словно «притягивает» к себе, — и так не хочется от него уходить!

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали!

Глава третья «Владычице мира»

А теперь перенесёмся в ту часть Измайлова, где в названия исторические словно «клином врезаются» те, что связаны с не слишком понятным русскому сознанию праздником Первого мая…

В одном из обычных дворов вдруг открывается взору ещё один духовный «оазис» или «островок» Святости. Небольшой Храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы – Песчанская. По Промыслу Божьему тогда, в разрушительные и развращающие девяностые, не один год пустующее здание бывшего ведомственного детского сада чудом не досталось потерявшим стыд дельцам и не стало очередным местом сомнительных утех, а вместило в себя Святыню! Чудотворный Список Иконы, находящейся теперь в другом государстве! Спасибо Святителю Иоасафу Белгородскому за обретённую им по Милости Божией Святыню! А изображение самого Святителя и частичка святых мощей его рядом с Чудотворным Образом Пресвятой Богородицы. И такой благодатью, такой духовной радостью наполняется душа после водосвятного молебна с пением Акафиста Пресвятой Богородице! …

Песчанский Образ, Святитель Иоасаф, этот храм около Измайловского парка – ещё один пример кровного, Самим Творцом дарованного единства славянских народов, несмотря ни на какие козни лукавого!..

Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!

Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный! …

Старец Николай Гурьянов говорил, что с молитвой Богородице пред Образом Песчанским должно обходить свой дом, своё рабочее место – и тогда всё словно само собою обретает необходимый смысл и порядок. Наверное, тот, кто последовал совету мудрого Старца, ощутил это на себе – и не раз …

Однажды… Это место, расположенное на другом конце Москвы, вероятно, одно из тех, безблагодатных, о которох говорилось ранее. Стали там как-то в одном из колледжей происходить по вечерам совершенно непонятные, необъяснимые явления — и повторялись не единожды. Говорить о том, что должен почувствовал ставший тому свидетелем… лучше не стоит.Однако, следуя совету почитаемого всеми Старца, всю эту «нечисть» удалось «изгнать», обойдя аудиторию несколько раз с молитвой пред Образом Богородицы Песчанским! …

Пресвятая Богородица! Заступничеством Твоим защити нас от козней лукавого! …

И невозможно не сказать, что и к настоятелю Храма сего, и к другим священникам всегда хочется подойти с вопросами духовной жизни, рассказать о своих неурядицах – и перед операцией близкого человека, и перед воплощением творческого проекта, и перед паломнической поездкой. Чтобы уйти утешенным! А одна из студенток, попавшая в аварию, за которую по просьбе преподавателя молился настоятель, говорила по выздоровлению, что, находясь в больнице, ощущала молитвенную помощь.По милости Божией, с ней всё в порядке – и училась она всегда только на отлично, и конкурсные работы писала. И никогда не оставляла молитву…

А ещё, вроде бы мелочь, только вопреки расхожему представлению, гвоздики и розы, поставленные здесь пред иконами в одну вазу, вполне «уживаются» — и подолгу...

И, конечно, невозможно забыть, как пролилась с небес орошающая, живительная влага после крестного хода на Престольный Праздник — в то самое лето.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Святителю Отче Иоасафе, моли Бога о нас!…

Глава третья «Слава Богу за всё» и «Всем скорбящим радосте»

Под Покровом Богородицы вся наша древняя столица, вся Россия наша, но, кажется здесь, в восточной части Москвы заступничество Пресвятой Богородицы и Святых Угодников Божиих ощущается как-то по- особенному. Столько чудотворных образов — наверное, такого нет больше нигде!

А потому, очень хотелось бы вспомнить и освящённый Святителем Филаретом Московским Храм Воскресения Христова на бывшем Семёновском кладбище с с главной Святыней его — Чудотворным Образом Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Пред Образом этим по воскресеньям читается акафист и звучит всенародное пение. В честь него возведён и один из приделов. Какое удивительное название! Богородица даёт радость всем страждущим, исцеляет от всех недугов – телесных и душевных! Она наша последняя надежла на милость Суда Божиего!

«Всем скорбящим радосте» — поётся в одном из православных песнопений!… Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте!

Здесь же по вторникам читается, пусть и мирским чином, один из самых «поэтических» акафистов — «Слава Богу за всё». Кажется непостижимым, немыслимым, что создан он в самые страшные годы гонений митрополитом Трифоном (Туркестановым) – другом священномученика Серафима (Чичагова). И читая эти удивительные слова, невозможно не задумываться, что написавший их каждый день, час, каждую минуту рисковал жизнью, как и тысячи тысяч верующих. Какая сила духа! Господи, даруй нам хоть часть их крепости! Нельзя не преклониться перед этой памятью и не задуматься о том, как живём мы сами!

Слава Тебе, призвавшему меня к жизни;

Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной.

Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю

как вечную книгу мудрости;

Слава Твоей вечности среди мира временного…

Ныне во многих храмах совершаются молебны о семье, о счастливой семейной жизни – в христианском понимании, конечно. Неслучайно явил нам Господь немало примеров совершаемых на небесах браков, духовного единства супругов. И здесь постоянно совершается молебен Благоверной Княжеской Чете – Петру и Февронии Муромским, икона которых находится в правом приделе.

Символично, что почти рядом с ними Покровительница Всех Матерей — Святая Моника – Мать Отца Церкви Ефрема Сирина. Благовернная Княжеская Чета Древней Руси и Святая первых веков Христианства, выданнная замуж за язычника и воспитавшая сына, не отличавшегося в детстве и ранней юности благочестием! Разве все они ещё и ещё раз не напоминают нам о главном предназначении женщины — матери, призванной достойно воспитывать чад своих?! Ведь материнская молитва способна творить чудеса! И об истинном предназначении брака. И о том, что вечные нравственные ценности времени неподвласны! Молебны Благоверным Князьям о Покровительнице Всех Матерей служатся чередуясь…

А ещё, напоследок хочется вспомнить о том, что над головами всех молящихся на небесно — синем фоне изображён Спаситель, сидящий на радуге – и Его благословляющий жест обращён к каждому входящему!

Слава Тебе, Боже, во веки! …

Глава Четвёртая «Радуйся, Всецарице».

А вот Чудотворный Образ Всецарица в Храме Всех Святых, что в Красном селе. По молитве Пресвятой Богородице пред Образом этим исцеляются от одного из самых страшных недугов нашего времени. И потому хвалебное пение Богородице не прекращается здесь даже в дни Великого Поста. «Рак ждать не может», — как сказала одна из прихожанок.

Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая…

А настоятель храма – в прошлом учитель литературы, автор многих книг и статей.

По его благословению, стали осуществляться творческие проекты в самых обычных учебных заведениях. Однажды (а может быть, и не однажды) подарил он преподавателю литературы в утешение свою книгу…

Храм Всех Святых! Даже внешне напоминает он горящую свечу, устремлённую к небесам, — «горение к небесам», как говорил наш великий соотечественник князь Е.Н.Трубецкой!

Все Святые! Молите Бога о нас!…

Глава Пятая «Явленная Милость»

А теперь настало время вспомнить то испепеляющее лето. Даже рядом с водой суховей, даже сразу после выхода из воды ощущается его дыхание!

И неба почти не видно за дымом — а из-за дыма выглядывает солнце — маленькое, зловещее, и смотрит на нас, словно насмехаясь! Конечно, далеко не всем в те дни нужны были кислородные подушки или сердечные препараты. Но одно то, что от нас почти скрыто небо, наводило на весьма не радостные размышления! Заслужили своим небрежением!…

И вот наступило 10 августаДень Смоленской иконы Божией Матери… И направление ветра не менялось, и сильного дождя не было… Да только вдруг над Красным прудом в Измайлове небо само собою расчистилось — и солнышко засияло — и перестало смотреть на нас зловещим взглядом! А потом сразу же пошёл дождь – и даже не очень маленький! Народу на берегу в тот момент было немного – но все оказавшиеся там осеняли себя Крестным Знамением, благодаря Бога и Пречистую Матерь Его за спасение. В ту же ночь шестичасовой ливень предотвратил новые трагедии.

Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором! ...

Очерк Четвертый «Лето Господне» московских святынь.

Глава первая «Освящённое «Гороховое поле»

«Шёл Христос пытать людей в любови» — написал крестьянский поэт, всей кровью и плотью восприявший от предков Веру Христианскую, которую не уничтожили никакие внешние нестроения окаянного века двадцатого. Наверное, это сказано о тех сорока днях, когда Воскресший Спаситель ходил по нашей грешной земле… Но вот эти дни завершаются…

Гороховое поле. В каком же селе, в какой деревне? Оно, вероятно, до самого леса простирается и ветром колеблется? Да нет же – в Москве оно — и по нынешним меркам не так уж далеко от Центра. Только никакого гороха нет и в помине — и вокзал неподалёку – Курский. А рядом дома, Областной Педагогический Институт, Театр «Сопричастность». А там, где когда-то предки наши сеяли горох, нынче ездят трамваи, троллейбусы и автобусы. И надо всем, возможно, и не слишком радующим глаз урбанистическим «пейзажем» к небу вознеслась островерхая, со шпилем цвета ночного неба колокольня. Здесь, у поворота трамвайного пути, возвышается Храм в Честь Вознесения Господня, возвращённый к жизни, как и многие-многие святыни, в начале девяностых.

Надеюсь, что слова мои не будут восприняты как ересь, если скажу, что при глубоком, глубинном, сакральном смысле любого Праздника Лета Господня многим смысл Вознесения и, главное, следующих десяти дней не слишком понятен. Или, вернее, Праздник для многих словно чуть-чуть «в тени» Праздника Главного и Дня Пресвятой Троицы с Его замечательной традицией украшать храмы берёзками — ведь образ русской берёзы в сознании нашем неразрывно связан и Россией, и с Самой Пресвятой Троицей. А о Воскресении Христовом что ещё сказать?! Что не пострадал бы на Кресте и не Воскрес бы Христос, не было бы и нас?! Это и так ясно каждому верующему — и никаких объяснений не требует.

Даже в той самой знаменитой повести И.С.Шмелёва, где столь ярко, столь образно, от всего верующего сердца описаны два Святых Дня, отстоящих друг от друга на пятидесятницу и всегда празднующихся в воскресенье – о Вознесении Господнем не говорится. Может быть, тоже потому, что семилетнему отроку, коим был тогда будущий писатель, не совсем под силу было представить эти дни напряжённого ожидания Обещанного Утешителя?! Да и приходится Праздник, в отличие от Пасхи Троицы, всегда, разумеется, на будни. Только не стал он от этого менее значимым. И оттого очень хочется обратить сердце и взоры и к Самому Святому Дню, и к этому удивительному храму с колокольней, шпиль которой напоминает о таинственном ночном небе и к небесам устремляется.

Благочестивый русский народ, имея «детскую» веру чистого сердца, всегда проникал в духовную суть происходящего. Достаточно вспомнить Михаила Панкратович Горкина, без которого мог бы, наверное, и не состоятся автор «Лета Господня». А уж если речь идёт о временах много более ранних, о духовных стихах, которые рождались русским сознанием, русской душою на протяжении всех времён после Крещения Руси… И вот в одном из исполняемых под гусли произведений Христос перед Вознесением беседует с Иоанном Богословом. И говорит Иоанн, что не надо оставлять ни «молочных рек с кисельными берегами», ни «злата и серебра» — потому что всё это присвоят сильные и богатые. А «оставить» надо Слово Божие. Уж Его-то богатым не присвоить — Оно не продаётся, не покупается, не обменивается. А значит, главная мысль в том, чтобы научиться жить на земле по Слову Божию! Соизмерять свою жизнь со Словом Божиим и тогда, когда Спаситель уже не ходит по нашей грешной земле! И менее «актуальным» это с тех пор не стало — и не станет никогда.

А ещё в связи с Праздником невольно задумываешься о том, что нам всё-таки намного легче, чем было тем, кто своим глазами видел Вознесение, скорбел, что больше нельзя узреть Спасителя, нельзя обратиться к Нему за помощью, утешением, советом. И, наверное, в тягостном, тревожном ожидании пребывали люди, но веру не теряли. А у нас Утешитель есть с самого рождения – надо только осознать это!

Вы, кручиною согбенные,

Вы, цепями удрученные,

Вы, Христу сопогребенные,

Совоскреснете с Христом —

написал когда-то А.К.Толстой. Трудно более точно отразить образ мышления, показать душу русского православного человека, независимо от возраста и сословия — был бы огонёк веры в душе! Трудно найти более проникновенные слова утешения и для русского крестьянина, и для любого из тех, кто много-много веков назад видел, как покидал Спаситель нашу грешную землю. Потому что не мог истинно русский человек, а тем более, наделённый Божественным Даром поэт не «пропустить» происходящее почти две тысячи лет назад через своё сердце, не ощутить свою личную к тому причастность! …

Глава Вторая «В горниле испытаний».

А теперь с благоговением войдём в Святое Место Сие. У самого входа стражи великие — Благоверные Русские Князья – Александр Невский, Даниил Московский и Дмитрий Донской. Много веков назад стоявшие на страже Руси Православной, встречают они ныне всех приходящих. И дай Бог, чтобы всегда входили в храм только с миром, чтобы никогда больше не повторилась трагедия двадцатого века, когда враг был много страшнее и тевтонцев, и Орды!

Святые Благоверные Князья! Заступники Земли Русской! Молите Бога, чтобы больше не стали люди русские богоотступниками! Храните Землю нашу от врагов! Не дайте повториться трагедии, когда Русь Православная в одночасье стала добычей сил ада!

А о трагедии безвременья, о великой скорби, о власти, захваченной бесами, напоминают — и всегда будут напоминать Образы Царской Семьи и Матушки Елизаветы с Инокиней Варварой — они чуть дальше. «Их убили бесы» — так приходится отвечать на вопросы малых детей, которые в силу возраста ещё не могут знать истории.

Ныне Образы Страстотерпцев, а вернее, Мучеников смотрят на нас с икон почти в каждом православном храме – да только здесь ещё и Образ Царя-Мученика совершенно удивительный. Икона сия мироточила, что уже само по себе ни в каких объяснениях не нуждается! А ещё, с какой пронзительностью в образе зримом отразил иконописец то, что Венец Мученичества выше царской короны!

Царственные Мученики! Матушка Елизавета и Инокиня Варвара! Простите нас! Вразумите нас, неразумных! Вымолите многострадальную Россию нашу, чтобы как сто лет назад, не постигла нас кара за «небрежение», за отступничество!

И, конечно, «неразлучен» с Царской Семьею, неотделим от главной русской трагедии Образ Богородицы Державная!

Когда Государь-Император

Смиренно отрёкся от трона

Он вымолил Божию Матерь

Взять власть над страной и корону.

Обезумевшие предатели, требовавшие отречения Царя, «подписывали» тогда смертный приговор России — в том числе и будущим поколениям. И только по Великой Материнской Милости Богородицы, только Заступничеством Ея, мы, наверное, и пришли в этот мир – и живы – и в храм ходим, не оглядываясь!

Пресвятая Богородица! Спаси нас от безумия, от беснования, чтобы не уподобиться нам тем, кто своими же руками разрушил Великую Державу!

Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго! …

Матушка Божия одна — а икон Ея великое множество – и сколько их, Ей только и ведомо. И в Святом месте сем с любовью и материнской заботой смотрит Она на всех входящих и с иконы Нечаянная радость, и Утоли моя печали, и, конечно Казанской. Только о благодати, богородичными образами изливаемой, мы уже говорили ранее – а вычерпать океан невозможно…

Глава третья «Уроки» Священного Писания»

Мы с благоговением ступаем дальше… И, наверное, пришло время вспомнить о Святых, от земной жизни которых нас отделяют многие-многие столетия. Только не властно над Святостью время земное.

Правый Придел посвящён Святителю Николаю — да и сколько на Святой Руси храмов, возведённых в честь любимого Батюшки Николае! О нём — почитаемом всем Христианским Миром, о Святом, пришедшем из далёкого четвёртого века и ставшем своим, родным, близким для каждого верующего, можно говорить бесконечно – и к нему мы возвратимся несколько позже – в другом храме.

А пока обратим свои взоры к Приделу Левому.

Единственный во всей Столице нашей возведён Придел в честь того, кто сподобился узреть Господа и получить от Него Заповеди, по которым не одно столетие, не одно тысячелетие старается жить каждый благочестивый человек. Пророк Моисей! С именем его неразрывно связано преодоление духовного рабства! И, конечно, Неопалимая Купина – явленная Господом милость, а потом ещё и один из Чудотворных Образов Богородицы, не раз спасающий Русь Святую от пожаров!

Думаю, что мы, пережившие времена беснования и «неоязычества», глядя на Образ Пророка, должны ещё и ещё раз задумываться о том, как легко за кусок хлеба попасть в духовное рабство и как трудно рабство в сознании своём преодолеть, научится любить, преодолевая страх, вернуться к Богу! Разве до сих пор не боятся некоторые открыто объявить себя христианами, например, перед сотрудниками, хотя и в ров к диким зверям не бросят, и «тройка» из НКВ не явится во мраке ночи, и душевно больным не объявят, да и с работы даже не выгонят?! Да вот не так-то легко, как оказывается, перестать быть рабом животного страха и двойной морали! Только «рабам» ни в «Землю Обетованную» не войти, ни истинными христианами не быть! Вот уж более четверти века «рабство» преодолеть пытаемся… А сорока лет для этого хватит?! В Храме – и не только здесь — невольно приходит ощущение того, насколько всегда «актуально» то, о чём повествует Священно Писание.

Святой Пророк Моисей! Помоги нам преодолеть духовное рабство и в сердце и в сознании нашем!

Глава Четвёртая «Исцеляющая Благодать».

А теперь с благоговением подходим к Главной Храмовой Иконе. Величаем Тя,
Живодавче Христе, с Пречистою Твоею плотию,
Божественное Вознесение.

О Самом Празднике главное уже сказано. А ещё невольно вспоминается, как от прикосновения к Образу вдруг разом ушили куда-то и всё накопленное за день недовольство, и усталость. И, как сосуд живительной влагой, наполнилась душа благодатью, которая ощущалась физически! Конечно, в храм всегда идут за утешением, для покаяния и прикосновением к исцеляющей Святости. Только в тот день – даже вроде бы самый обыкновенный, а, может быть, тогда было Отдание Вознесения — особенно поразил этот физически ощутимый «прилив» исцеляющей благодати. Как вдруг преобразилось все окружающее – уже и за стенами храма – и старые дома вокруг, и вся улица с не слишком радующим глаз урбанистическим «пейзажем»! …

Остаётся ещё вспомнить водосвятный молебен, когда батюшка окроплял чело каждого молящегося. А ещё совершенно удивительного настоятеля! Вопреки всем проискам лукавого, не оскудела Земля Русская праведниками! Оттого и несокрушима! …

Глава Пятая «Святость Красного села»

Трамвайные пути далее разветвляются. Можно ехать прямо – в Лефортово, а если повернуть налево, то недалеко Красное село. Какое хорошее название! Сколько же «красных» сёл на Святой Руси! А здесь оно даже название станции метро «подарило» .

И вот недалеко от метро, недалеко от «вавилонского столпотворения» трёх вокзалов, над железной дорогой, около моста возвышается Величественный Храм солнечного цвета с белыми колоннами. Как и святыня на Гороховом поле, уничтоженный в окаянные 30-е и возвращённый к жизни в 90-е… Место сие посвящено Богородице – Простёртому надо всей Россией, над каждым верующем Покрову.

«Это — там, высоко, за звездами: там — Покров, всю землю покрывает… «сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом — Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся». Кажется, что в этом «солнечном» храме слова о Покрове из знаменитого «Лета Господня» ощущаются как-то по – особенному. И причин тому очень много — только объяснить, наверное, не получится. Но самое-самое главное в том, что все мы под Покровом Заступницы рода христианского – и только небрежением, неразумением своим можем его лишиться!

Невольно вспоминается, как перед пресловутым ЕГЭ возносилась здесь молитва о тех, кому предстояли испытания. С ними всё хорошо…

Покров — Праздник, почитаемый наравне с Двунадесятыми — почитаемый только в России, только народом русским. А о простёртом над молящимися Омофоре и об отражающемся в Нерли Белом Храме, знает, конечно, каждый верующий…

Мы же обратимся сейчас к возвышающейся над многочисленными «железными путями», как сказал один из поэтов, Святыне.

Об этом храме как-то сказали, что он «внутри больше, чем снаружи» — и правда, всем хватает места – и на Богоявление, и в Самую Главную Ночь года – безо всякой толчеи, сумятицы…

Конечно, нельзя представить православный храм без Образов Преподобного Сергия и Святого Серафима Саровского – здесь они даже рядом, без Святителя Николая. Почти в каждом храме смотрят на нас с икон Святые Жены Земли Русской — Блаженные Матронушка и Ксения Петербуржская. Ведь писал же Князь Е.Н.Трубецкой, что иконы тоже «смотрят» на нас – и надо ждать, пока они «призовут». Это само собою разумеется.

Глава Шестая «Стражи Святые Москвы Православной»

Только сейчас хотелось бы обратиться к Образу Святителей Московских, который почти сразу при входе – справа.

Может быть, это моё, субъективное, – только при взгляде на образ в душу входит благодатный покой! Стражи Москвы Небесные! Без вас — вашей мудрости и жертвенного подвига во времена выпавших Руси испытаний – от диких полчищ Орды, а потом от безжалостных польских завоевателей – и мы бы, наверное, в этот мир не пришли — потому что наших предков просто бы тогда уничтожили! И вот невольно приходят мысли о том, что на нас – жителях столицы особая ответственность за то, чтобы Москва была «Православной Столицей, а не окаянным Вавилоном», как написал архидиакон Роман. Не повод для гордости, тщеславия, снобизма, а именно чувство ответственности за состояние «дома», в котором мы живём – за его духовную атмосферу. Нам не пристало забывать, что если не устоит в духовной брани Москва – не устоять и России — ведь «четвёртому Риму не быти»! Москва – «Спасительница Царств» — и во время наполеоновского нашествия, и во время Великой Отечественной! А значит,Святители Московские – духовные покровители каждого из нас!

«Для нас знаменательно, что на другой день памяти Святителей Московских начался уход наполеоновских войск из Москвы. Для нас знаменательно, что в преддверии дня святителей совсем близко от Москвы остановилась и не вошла в Москву «коричневая чума» — гитлеровская фашистская армия. В этом мы зрим заступление Божие по молитвенному предстательству наших святителей.

Святители Московские, молите Бога о нас!» Разве не выразил один из старейших звонарей Даниловой Обители Михаил Иванович Макаров чувства тех, кто ощущает живую, кровную, неразрывную связь с городом, который уде много веков, несмотря даже на «эксперименты» Петра Первого, является православным «сердцем» нашей Родины?!

Для кого Москва – не географическое, а духовное «понятие»?!

Московская Митрополия, а потом и Патриаршество – всё неразрывно связано с нашим Первопрестольным Градом, с его Святыми Покровителями! Из Киева во Владимир, а потом в Москву! Разве это не ещё один повод осмыслить нашу историю и сделать должные выводы?!

Святители Московские! Святые Митрополиты и Патриархи! Сохраните Столицу нашу и наше Отечество от духовных нестроений! Вразумите нас, наставьте на путь Истины! Помогите осознать горькие уроки Истории, чтобы впредь избежать роковых заблуждений!

Глава Седьмая«Вне времени и пространства».

А вот у входа Почаевский Образ Богородицы, ещё и ещё раз напоминающий о неделимости славянских народов. Пресвятая Богородица! Молитвами Почаевских Святых спаси Славянский Мир от раскола, от власти обезумевших палачей!!! …

Конечно, отсутствие иконы не означает «отсутствия» самого Святого в храме, да и вообще в жизни. Это невозможно, если только сам человек не отверг благодать по греховности своей. Но всё же здесь с иконописных образов смотрят на нас те, кого мало где можно узреть. В правом приделе Святой Иоанн Русский – простой русский солдат петровской эпохи, в глубоком смирении крестообразно сложивший руки. Истинно русский воин, к которому прониклись глубоким уважением даже захватившие его в плен иноверцы. Русский! и всё – и больше ничего не надо говорить! Слово. Вместившее одновременно и «кто ты» и «какой»! «Русский воин», наверное, ни одному языку не вместить этого понятия! Не в силах просто! ...

Идём далее по часовой стрелке. Рядом с Образом Святителя Николая Образ его Святого «тёзки» — Николая Японского. Нет слов, способных передать величие подвига возложенной на него миссии!

А в левом приделе Образ, наверное, самого милосердного и таинственного пророка.

Пророк Елисей! Часто он словно несколько «затмевается» образом своего учителя, духовного наставника – Пророка Илии. Елисея и пишут-то чаще всего в преклонении колен взирающего на Илию, на огненной колеснице восходящего на небо. А здесь икона почти в человеческий рост. Много веков назад по молитве Елисея вражеские войска были ослеплены — только сказал Пророк празднующему победу полководцу: «Разве силой или хитростью взял ты их. Чтобы убивать? Отпусти!» И не мог грозный, суровый воин ослушаться мудрого слова! А окунувшись в воды Иордана, другой полководец по молитве Елисея исцелился от становившейся для многих смертным приговором проказы.

И вот, что ещё удивительно — в знаменитой сказке А. С. Пушкина о «Мёртвой Царевне и семи богатырях» только один — очень положительный персонаж наделён именем – Королевич Елисей. Быть может, в память о Милосердном Пророке?!

И, глядя на Образ Пророка, вспоминая сотворённые им чудеса, невольно задумываешься и о том, что вода, с которой на земле всё начиналось, вода, без которой нет жизни, не освящённая Духом Божиим, может стать человеку врагом. Стать только по греховности его и неразумению

Святой Пророк Елисей! Научи нас благочестию в повседневной жизни нашей! Научи нас милосердию! Моли Милостивого Бога о вразумлении нашем!...

А ещё в левом приделе образы глубоко почитаемых Святителей – спасающего от нравственного помешательства Тихона Задонского, к образу которого мы уже имели счастье с благоговением прикоснуться, и Митрофания Воронежского, глубоко почитаемого даже не отличавшимся благочестием и любви к Православию Петром Первым.

Когда нет службы и немного народа, как хорошо подойти к каждому образу и обратиться к святому как к мудрому наставнику! Конечно, не только здесь, но у каждого есть свои — глубоко личные переживания.

И потому снова обратим свои взоры к Святителям Московским. Быть может, это снова моё, глубоко личное, только иконы, столь зримо отражающие Соборность, вызывают у меня некое особое чувство. Они, наверное, являют собою и наиболее яркое, зримое отражение Литургической Мысли о Всеобщей Молитве. Соборной Молитве всех, в столь разные времена ходивших по земле.

А вот ещё один зримый образ соборной молитвы – напротив. Образ, тоже вызывающий особые, словами не передаваемые чувства. Три Святителя – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, научающие мир «Мудрости в Слове», как говорится в одном из их трудов.

«Он с детства любил книгу», — написано о Василии Великом в одном из детских православных календарей. Святые Отцы Церкви, как и Преподобный Сергий, помогает тем, кто учит и учится и понимает, что без Бога ничему хорошему не научить. А ещё невольно вспоминается, как один из героев И.С.Шмелева говорит, что отцы Церкви в земной жизни были людьми очень разными – один очень строгий, другой – добрый и мягкий, а третий где-то посередине. А на иконе все вместе. Оттого что Святость, оттого что Молитва Соборная выше земных разделений, выше всяких условностей.

Святые Отцы Церкви! Помогите нам понять, наконец, что не имеет права тот, кто избрал преподавание делом своей жизни, преподносить «уроки» безнравственности. За это рано или поздно всё равно наступит расплата. Святые Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов! Молите Милостивого Бога о нас, о детях наших! ...

И, наконец, снова возвратимся к Образу Богородицы, к Празднику Покрова.

Богородица Омофором Своим покрывает нас всех – и правых, и виноватых — неслучайно Храм в Честь Святого Праздника Ея помогает и тем, кто, оступившись, попал в заключение, и тем, кто остался без крова, без работы, опустился на дно жизни.

Милосердие – милость сердца, которое дарует нам Матерь Божия!

Пресвятая Богородица, спаси нас! Не дай оскудеть в сердцах наших источнику сострадания, душевного тепла, потребности помогать ближнему!

Все Святые Молите Бога о нас! Молите, чтобы страсти никогда не затмили разум.

Пусть возродится на Руси то, что называли лучшие умы наши «Вековечным ритмом труда и молитвы России», который всегда зиждился на Круге Лета Господня

Очерк Пятый «Живоносный Источник Московских Святынь».

Глава Первая.Две Святыни, друг в друга смотрящие.

И мы с благоговением, с благодарностью возносим молитву Заступнице рода Христианского — и выходим, чтобы следовать далее по Красному селу. Вот метро – только нам туда не надо. Повернём направо — и пред очами откроется та самая вознёсшаяся к небу свеча – Храм Всех Святых, о котором вспоминали мы, говоря о Чудотворных Богородичных Образах…

Какой-то «умник» догадался рядом со Святыней – ныне это возрождённый Алексеевский Монастырь – построить гигантский, уродливый Ашан! Да только возносящиеся в Монастыре молитвы всё равно выше!!!

А вдалеке – да и не так, чтобы уж очень далеко – на фоне неба вырисовываются золотые купола другой Святыни – Храма Воскресения Христова в Сокольника. Всего три трамвайных остановки. Тот самый храм, рядом с метро Сокольники. Храм, со звонов колоколов которого сливалось молитвенное пение звонницы Храма Святителя Тихона Задонского в Святую Ночь.

«Радуйся,благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая»! Каждую пятницу возносятся здесь к небесам из уст молящихся эти обращённые к Пресвятой Богородице слова пред чудотворным Образом Ея Иверским. Образ Иверский – Главная Святыня Храма! Образ Иверский — нерушимая связь Святой Руси и Святой Горы Афонской! Иверская икона Матери Божией — Образ, через который Богородица вразумила, посрамила гордость человеческую, когда икона не давалась в руки, а потом трижды являлась на вратах Святой Обители. Образ с кровью на щеке, наверное, более всех предостерегающий от того, чтобы христианин вдруг по неразумению не превратился в иконоборца, в богоборца. Образ, ещё и ещё раз являющий, что все грехи людские ранят Матерь Божию в самое сердце!

Левый придел вообще особенный – Страстная, Боголюбская или, как говорят в народе, «Боголюбивая», пред которой совершается водосвятный молебен, когда июнь уступает место июлю. Всецарица, вознёсшаяся над Святыми Целителями века двадцатого – Нектарием и Лукою. По молитве пред образом этим отступила болезнь — и встал на ноги уже приготовившийся покинуть этот мир.

А справа Собор Святых икон Матери Божией – в центре которого, конечно, Владимирская! Владимирская! Без молитв, вознесённых Богородице пред образом этим, не устоять было бы Руси перед жестоким, покоривших многие народы завоевателем.

Пресвятая Богородица! К Тебе взываем в болезнях и скорбях! Не оставь нас Заступничеством Твоим! Спаси, сохрани Русь Святую!

А вот ещё одна Иверская икона – только несколько ближе к входу. Какое удивительно прекрасное и по «канонам» классической русской красоты лицо! А совсем рядом внешне чем-то похожий Образ – Скоропослушница. «И каждый, увидав тебя, восславит Бога, создавшего такую красоту», — написал когда-то Великий Князь и поэт, из скромности подписывавший свои творения К.Р. Он сказал это о прекрасной лицом и душою Княгине — мученице Елизавете Фёдоровне. «Восславит Бога», и Пресвятую Богородицу, и Святых Мучеников, потому что истинная красота от Святости и Любви, от благодарности Творцу неотделима! Оттого, что истинная красота не служит разжиганию низменных страстей, а возвышает! Только в чистоте сердца, можно ощутить любовь и узреть красоту! И при взгляде на Лик Матери Божией понимаешь, вернее, — чувствуешь это с особой силой, с особой остротой!

Скоропослушница – удивительное название! Значит, помощь обязательно придёт – а как «скоро», то Матушка — Заступница ведает лучше нас.

Напротив Спас Вседержитель, с такой любовью смотрящий на каждого, что все скорби уходят сами собою – и в сердца вселяются надежда и утешение. Это надо самому пережить — словами всего не передашь.

А у входа Образ так по-человечески «родного» для каждого верующего Святителя Николая. Почти двадцать лет назад по молитве пред образом этим родилась новая семья, освящённая Таинством Венчания.

Святителю Отче Николае! Моли Бога о нас! Не дай заблудиться нам в море житейском!

Пресвятая Богородица, спаси сердца наши, разум наш от помутнения!

Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, не остави нас!

Глава Вторая. Вместо послесловия. «Из небытия в Вечность»

А сколько ещё прекрасного, удивительного и чудесного, если пройти дальше! Благодатное Небо и спасённый в Сербии Крест с разорённого храма. Это в Храме Благовещенья, недалеко от метро Сокольники, звон колоколов которого слышали мы в ту самую Пасхальную ночь. Храм в честь Праздника, без которого, как сказано в знаменитом «Лете Господнем», «не было никаких христианских праздников … как у турок». Место сие особенное – с самого основания Храм этот «военный». Пресвятая Богородица напутствует тех, кто идёт на битву за Святую Русь, за Веру Православную!

И вот перед нами снова пример нерушимого единства воинского служения и служения молитвенного. Храм Преображения Господня, что рядом со станцией метро, в честь Праздника и названной. Да разве только станция?! Весь исторический район Москвы — всё, в нём находящееся!

А Благодатное Небо здесь тоже одна из главных Святынь...

Только повернём ненадолго время вспять — потому что нельзя, невозможно об этом не вспомнить. Не в тридцатые годы, как обычно бывало, а уже в 1964 под покровом ночи подвели тяжёлую технику — и не стало главной Святыни Преображенского! Не стало памяти об истории Первого Гвардейского полка! Не стало памяти о Митрополите Николае (Ярушевиче)! Прошлись бульдозерами! Один фундамент от любимого храма остался!

Невозможно представить, что ощутили пришедшие утром! Как не лишиться от всего увиденного рассудка – ведь просто взяли – и душу вынули, выбросили на свалку!

Да только напрасно радовался обезумевший от бесовской злобы правитель. На фундаменте вновь поднялась Святыня! Через полвека – но поднялась! Собирали, как встарь, народные «копеечки». Конечно, пожертвование даёшь, даже если святыня возводится на другом конце города или в далёком посёлке, если и попасть туда ни разу не придётся. Только этот Храм восстанавливали именно «для себя»!

18 июля — вернее ночь с 17 на 18. В такую же ночь 1964 года произошло это … убийство! Иного слова нет. А если вспомнить о том, что было ещё почти за полвека до того -Ипатьевский дом и шахту в Алапаевске…

И вот через пятьдесят с лишним лет — в 2016 году в память о той страшной ночи Литургия служится в 4 утра в Нижнем Храме. Там, где остатки фундамента. Несмотря на ночное время, народу немало. И чувство особое… Наверное, его можно назвать исторической, генетической памятью. Разве боль тех, кто тогда с ужасом увидел мерзость запустения на месте любимого храма, скорби переживших гонения и в окаянные тридцатые и много-много веков назад от рук нечестивых язычников не наша общая боль, не наши общие скорби?! Разве не должен каждый из нас быть готов к испытаниям?! Ведь скорбей не стало меньше, просто стали они иными. Нам, конечно, легче — не грозит расстрел или растерзание хищными зверями за веру, да только духовно расслабляться нельзя, невозможно! И Литургия в ночь с 17 на 18 июля в Нижнем Храме со всей остротой напомнила об этом…

Вот, кажется, и всё – ведь океана не вычерпать, а глубин Святости – тем более. И всё же осталось то, о чём не рассказать просто невозможно…

Наверное, трудно найти человека, не знающего про Владимирский тракт — а уж тем более про знаменитую картину великого И.И.Левитана. Да вот этот каторжный тракт перед нами – только называется теперь Шоссе Энтузиастов. Безликое, лишённое истории название и не менее «безликий» район. Гаражная улица – а это вообще о чём?! Здесь никогда не было ни поселений, ни ремёсел, ни святынь – одни лишь гаражи?!

Исторически о «скорбном» тракте напоминают Владимирские улицы через несколько трамвайных остановок. А в безликое шоссе упирается Проспект Будённого, который невольно хочется назвать «дорогой, не ведущей к храму». Какая безотрадная картина!

Но вот всё изменилось — на перепутье магистралей «вырос» маленький светлый храм. Да не такой уж и маленький, как оказывается, если войти. Он словно пробившийся из-под земли святой источник, принесший живительную влагу всему, стоящему рядом. Храм, освящённый в честь Преподобного Александра Свирского!

Конечно, Преподобный Александр известен прежде всего тем, что на землеузрел Пресвятую Троицу. Однако ещё и являет он, как Преподобный Сергий, пример того, что можно назвать «семейной» Святостью! Сергий и Варварушка – именно так называют её служащие в храме, — родители Преподобного причислены к Лику Святых. Справа от Царских Врат икона самого Преподобного, а слева – его Святых Родителей!

И самое главное, что здесь, в этом до недавнего времени безликом пространстве теперь есть маленький «островок» Святости!

На картине И.И.Левитана где-то вдалеке едва заметная, маленькая белая церквушка. Была ли она на самом деле, что вполне для России естественно, — или отразил художник символ надежды на спасение заблудших душ? Теперь это уже не так важно. Потому что, когда видишь этот «островок» Святости — маленький светлый Храм на Гаражной улице, в душе возникает особое чувство – наверное, того, что ожидаемое свершилось!

Преподобный Отче Александре! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному и нужная к вечному спасению нашему.

Моли Милостивого Бога, чтобы никогда не утратил народ души своей. Чтобы никогда Православная Столица и вся Русь Святая не превратилась в безликое, бездуховное, безбожное пространство. Заступничеством Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы!

На сим и завершаем. Живая душа всегда взыскует Любви, взыскует Святости!

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:50
401
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!