Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся". Ч.2

Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся". Ч.2

Цикл очерков «Небесное, в земном воплотившееся». Ч.2

Посвящается новопреставленному Настоятелю Храма Богоявления в Елохове Отцу Александру (Агейкину)

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе!Очерк второй «Дивен Бог во Святых Его».

Небольшое вступление.

Когда мы говорим о т.н. «светском государстве», то ни у кого почему-то не возникает мысли о том, что же в таком случае принять за основу жизни, за основу культуры. Подобная «формулировка», как правило, — ширма, за которую прячутся от безысходности. Все же мало-мальски культурные люди понимают, что основой русской культуры всегда было Православие.

Неслучайно в русской литературе большое значение имеют Жития Святых, написанные прежде всего с целью показать положительный пример, к которому должно стремиться.

Жития Святых, от века Богу угодивших, стали, конечно, и основой литературы классической.

«Мне хочется стать святым – навёртываются даже слёзы», — написалИ.С.Шмелёв в знаменитой повести «Лето Господне». Понятно, что это – впечатления детства.

А вот детские воспоминания старейшего звонаря Свято-Даниловой Обители М.И.Макарова: «Я любил слушать жития святых, особенно жития преподобного Сергия и преподобного Серафима. Бывало, набегаешься за день, надо ложиться спать, но хочешь на ночь послушать житие…».

Думаю, довольно...

А потому обращаемся к самому очерку.

  Глава первая «Вне времени. Вне пространства».

Особые Дни от Воскресения Христова до Троицы! «Мы были крещены во Имя Пресвятой Троицы», — напомнил всему миру в год 900-летия Крещения Руси мыслитель и поэт В.С.Соловьёв...

Но вот эти сакральные пятьдесят дней завершились …

И какой глубокий смысл в том, что следующее после Троицы воскресенье – День Всех Святых. Всех Святых, во имя которых все мы, Крестом осенённые, именами своими нареклись. А ещё через неделю — День Всех Святых, в Земле Русской Просиявших (По Патриаршему велению Землю Российскую не Землю Русскую заменили. Русскую – от Святой Руси неотделимую). День этот всегда на время Петрова Поста приходится.

Господь во Святой Троице – Все Святые – Все Русские Святые! …

Замечательно, преисполненное сакрального смыла Слово – Просиявшие — в Земле Русской Просиявшие!!! Канонически так называют Святых, чья жизнь земная и Прославление приходится на время после Крещения Руси

Только разве не Просияли в Земле Русской — в Святой Руси рождённые ещё в девятом веке Создатели Азбуки нашей, те, в честь кого слагал гимны русский, православный народ?! «Слава вам, Братья – славян просветители»! …

Разве не Просиял в Земле Русской оставивший мир в четвёртом веке — тот, кто новорожденным младенцем простоял три часа в крещенской купели, к которому обращаются в молитве и о путешествующих, и о невинно осуждённых, и об оказавшихся на краю бедности?! Святитель Николай Мирликийский! Наверное, трудно назвать более «русского» Святого. Он и «Можайский», и «Зарайский», как поётся в духовных кантах. Держит он в руках на образах иконописных и храм Можайский, и один их храмом «Русской Голгофы» — Бутовского полигона.

А сколько московских улиц имя Святого запечатлело! …

Разве не Просияли в Отечестве нашем те, в память о страданиях которых мы «постимся из уважения», как сказал один из героев И.С.Шмелёва, — Первоверховные Апостолы Пётр и Павел?! (О них разговор ещё будет – но не сейчас).

Над Флотом Российским гордо реет стяг, названный в честь Апостола, что проповедовал там, где сейчас Крым. Значит, Просиял и Андрей Первозванный!

И Создатели Главной Книги Православного Богослужения – Евангелисты, образы которыхчаще всего на царских Вратах пишутся!

И Создатели Божественной Литургии, что служится

уже шестнадцать веков! (Есть та, что каждый день служится,

а есть та, что в особые дни — Великого Поста, например, и не только). Потому и их изображения нередко написаны на Вратах, что на границе Алтаря и остального храмового пространства. Иоанн Златоуст и Василий Великий...

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса.

Даже в годы господства советской идеологии, часто звучали по радио эти строки, созданные известным поэтом А.К.Толстым. То ли из уважения к написавшему на них музыку великому композитору П.И.Чайковскому, то ли оттого, что присвоившие себе право на умы и чувства наши

не знали, о ком поэма. Эти строки – лишь малая часть очень большого произведения, разным стихотворным размером написанного. В финале повести «Пути Небесные» показал И.С.Шмелёв всю глубину переживаний слушающих романс. Каждый вспоминал свой путь к Богу. Появление романса всколыхнуло всю Россию! (Никакое Евровидение по своему значению «рядом не стояло»).

Поэма «Иоанн Дамаскин». Тот, о ком она написана, — тоже один из Отцов Церкви. Это он, оклеветанный, с отрубленной рукою всю ночь Заступнице рода христианского молился. И чудо свершилась – приросла, встала на место отрубленная по лживому навету рука. (Как и в предыдущем очерке, не будем рассуждать о том, что познать нашему повреждённому грехом сознанию не дано. Чести это никому не делает).

В благодарность Пресвятой Владычице спасённую руку написал Иоанн Дамаскин на иконе…

Пред Образом, именуемым Троеручица, по горячей молитве исцелялись и исцеляются ныне увечные. Просиял на Руси оставивший мир земной в восьмом веке Святой Иоанн Дамаскин. Просиял и как создатель Чудотворного Образа, и как Учитель, трудами своими просвещающий, и как образ созданного на века романса!…

Там, минуючи зарю,

Ширь безвестных плоскогорий,

Одолеть судьбу-змею

Скачет пламенный Егорий.

Этими строками небезызвестный православный, крестьянский поэт Н.А.Клюев отразил всю суть души русской. (Наверное, за русскую душу, за крестьянское мировидение и был расстрелян поэт в конце окаянных тридцатых).

Кто же этот Пламенный Егорий?! Конечно же, Великомученик Георгий — Георгий Победоносец — мученическую смерть от нечестивого языческого императора принявший. Принявший в начале четвёртого века – во времена страшной «агонии» язычества. (Агонии — потому что через десять лет Императору Константину Великому явится в Небесах Крест. А потом созовёт Благочестивый Император Первый Вселенский Собор).

Через десять веков станет Святой Великомученик покровителем русских князей, имя его неразрывно с Бранной Славой связано будет.

И знаменитый с древних времён «Юрьев День» тоже от Имени почитаемого на Руси Святого Георгия.

В День Памяти Победоносца Святого прекратятся военные действия – и поверженное войско антихриста вынуждено будет безоговорочно капитулировать! В Победном Сорок Пятом!

Почитается Святой Георгий и русским, и грузинским народами православными.

Георгий, Егор, Юрий – все с именем Георгия крещены.

А потому Просиял Ослепительным Светом Духовным над Русью Святою Мученик первых веков Христианства — Воин Христов Георгий! ...

«Святой Пантелеймон и Воин Георгий» приходят на помощь к лежащему на «ложе болезни» и беседуют с ним. Может быть, к самому Герою Отечества, русскому офицеру и поэту Н.С.Гумилёву?!

Святой Целитель Пантелеймон! Тоже Великомученик, тоже нечестивыми язычниками убиенный — через два года после Святого Георгия. Пантелеймон, наверное, самый из Собора Целителей на Руси известный. (О Соборе Святых Целителей мы уже ранее — в предыдущем очерке говорили).

Оттого и в стихотворении А.К.Толстого ходит «Государь Пантелей» по русскому полю и собирает целебные травы. И преклоняется перед ним вся русская природа. Преклоняется вслед за народом русским.

Просиял Святой Целитель Пантелеймон в каждом русском¸ верующем сердце! …

Конечно, Столица России Православная, Златоглавая, звоном колокольным наполненная. Да только после многолетнего безбожия словно образовались в ней «пустоты» духовные. Одна из них в той части Москвы, что Соколиной Горой называется. На одной из улиц словно «сгусток» скорби. Конечно, в любую больницу не от радости приходят – только некоторые скорбны особенно. Прошу прощения – мнение субъективное — но разве это не так?! Там, где, возможно последние дни с онкологией доживают, там, где душевнобольные, и там, где больные инфекционные и нет посещений. А ещё, там, где «раздаётся» безмолвный крик беззащитных младенцев, которых права жизни за похоть свою ненасытную лишают! ...

И здесь, на одной из улиц Соколиной горы, кажется, всё зло, все скорби собрались – со всех окрестностей, откуда изгнаны были!

«Спальный» район?! Нет – духовно «мёртвый»! Без молитвы, без освящения не одолеть этого «сгустка» зла и скорби! …

А про Святого Целителя Пантелеймона даже в годы «диалектического и исторического материализма» знали. Не знали, возможно, в большинстве своём, Святых Трифона, Косьму и Дамиана – а Святого Пантелеймона знали почти все…

Времена изменились – стали при больницах храмы и часовни возводиться, или хотя бы комнаты для молитвы создаваться. А в некоторых больницах молебны в конференц-залах служиться — по средам, например.

Инфекционная больница! Разумеется, очень неприятно, нет посещений, но не смертельно же — вроде чуму и холеру с земли прогнали. К чему это? Да к тому, что нашёлся бы, конечно, батюшка в храме больничном служить готовый, если бы храм в сем месте скорбном был…

(Тогда, более десяти лет назад, мы с коллегами привезли и охраннику передали икону Святого Целителя Пантелеймона – пусть хоть на проходной будет, чтобы зияющую пустоту эту как-то прикрыть. И в некоторые другие «особо скорбные стационары» тоже передавали – и не только Святого Целителя, но сейчас речь об усердном Заступничестве Великомученика Пантелеймона)…

Одна из станций МЦК называется «Соколиная Гора» — в двух шагах от того скорбного стационара инфекционного. И если на станцию по ступеням подняться, то вдруг взору открывается небольшой больничный храм багряного цвета. А снизу не видно его — за корпусом, хищную птицу напоминающим. Храм, в честь Святого Целителя Пантелеймона несколько лет назад возведённый! Наконец-то! Словно лучик света хоть немного эту бездуховную, удушливую тьму разогнал!

А ещё очень хочется рассказать, что кроме Христа, Пресвятой Матери Его и Святого Целителя — Мученика, на одном из образов Особо Почитаемые Святые — и стоят они на фоне именно этого багряного Храма.

И вот что ещё не заметить просто невозможно — на иконостасе Пресвятая Богородица в несколько непривычном для русской иконописи облачении цвета небесного. Цвет Небес здесь словно самый «главный» — словно само небо отразилось и в облачении Спасителя, и Целителя Святого Пантелеймона, и во всём Праздничном ряду. Небеса на помощь скорбящим пришли!

Цвет небесный, синий цвет,

Полюбил я с малых лет.

В детстве он мне означал

Синеву иных начал...

Наверное, так мыслил и иконописец — а «иные начала» во всей иконописи, во всём пространстве Храма явлены – не только здесь, разумеется!…

Возвратимся же к Собору Целителей Святых — среди них – а как же иначе — есть Новомученики — и один из них тот, что скорби Царской Семьи разделил. Лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, к лику в 2016 году причисленный.

Невольно вспоминаются слова Ф.И.Тютчева:

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Они обо всех Целителях, что смотрят с образов иконописных на нас, в двадцать первом веке живущих. Смотрят вместе с Силами Бесплотными. И, конечно, здесь, где болезни, где скорби «собрались», в центре Архангел Рафаил.

Целители – Мученики — и от рук нечестивых язычников, и от рук бесноватых века двадцатого смерть за Христа принявшие! К ним мы в скорбях своих с молитвой обращаемся.

Стpастоте́pпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да пpегpеше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Святые Целители! Молите Бога о нас!

Наверное, каждый, в Храм не только на Пасху приходящий, знает о Дмитровской Родительской Субботе – не может не знать. А восходит её название к Великомученику, Воину Дмитрию из города Солоники. Его через год после казни Святого Целителя Пантелеймона язычники копьём проткнули...

Святой Дмитрий СолунскийСвятой Благоверный Дмитрий Донской, по благословению Преподобного Сергия, на бой с врагами Руси и веры православной вышедший. Один из примеров духовной «эстафеты» Воинства Святого – Воинства Благословенного!

Быть может, Святых Георгия и Пантелеймона знают немного больше, но Просиял и Святой Воин Дмитрий. Просиял и в славном княжеском роде, и во всей Руси Святой, всегда за Истину сражавшейся!...

Нет среди русских людей такого, кто не знал бы о Татьянином Дне, даже если в университете не учился. Знали и в годы официального атеизма. Великомученица первых веков Татьяна. Каждый раз невольно задумываешься, как смогли перенести такие страшные мучения женщины! Только имея веру непоколебимую, только на Бога уповая!

Теперь, наверное, все знают, что Святая Татьяна — Покровительница Московского Университета. Так неужели, зная это, до сих пор не понял кто-то, что наука и вера не могут быть «сражающимися» противниками! Что наука возникла именно в лоне христианской цивилизации – и по-иному быть не могло! (Об этом написал книгу врач и священник, Исповедник века двадцатого Святитель Лука Крымский. (Войно-Ясенецкий). Говорили о том и И.Ньютон, и Б.Паскаль, и Л.Пастер, и многие другие). Да и само слово «образование» от Образа Божьего происходит…

Храм Святой Мученицы Татьяны при Московском Университете (Сейчас и при других учебных заведениях святыни стали возводить) априори предполагает совместную молитву тех, кто учит и учится. Разве это не очевидно?!

Просияла Святая Великомученица Татьяна над российским образованием, над Святой Русью, над Великой Россией! …

Мы говорим о мученическом подвиге женщин. А если это девочки, младшей из которых всего восемь, а старшей одиннадцать?!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что день этот вызывает особое чувство. Какой? Наверное, нетрудно уже догадаться, что День Памяти о трёх девочках знатного рода, именуемых в честь Главных Добродетелей Христианских, и Матери их – благочестивой вдове, имя которой означает «Премудрость Божия». Вера, Надежда, Любовь и Матерь их София! Их тоже нечестивые язычники за веру казнили – даже детей…

В одном из далёких от Жития Святых, но не от христианского восприятия мира стихотворении Б.Ш.Окуджавы пред умирающим стоят «Три сестры, три жены, три судьи милосердных». Они«Молчаливые Вера, Надежда, Любовь». И называется стихотворение«Сёстры» — наверное, и объяснять нечего. Запечатлелись образы эти на каком-то подсознательном уровне, вошли в каждое сердце русское – даже тогда – много десятилетий назад.

Просияли Святые Мученицы Вера, Надежда, Любовь и Матерь их София в сердцах русских людей! …

А вот главное произведение всей русской литературы – даже всего русского искусства – «Пророк» А.С.Пушкина. По сути, — это зарифмованная Ветхозаветная Книга – не вся конечно. Книга мученическую смерть принявшего Пророка Исайи...

Конечно, в Православном Богослужении, как и в иконографии

Приоритет Книгам Нового Завета – но есть та, что почти «наравне», —

Псалтирь! Значит, Просиял Царь, бывший когда-то пастухом, юноша, великана одолевший. И Сын его, Мудрость Великую от Господа в дар получивший. На царских Вратах одного из подмосковных храмов не Благовещенье и Евангелисты, не Иоанн Златоуст и Василий Великий, а Царь Давид иЦарь Соломон...

И Пророк, которого считаю Покровителем ВДВ – Илия. В честь него даже одна из центральных улиц Столицы нашей названа...

Значит, Просияли на Руси Святой и Ветхозаветные Пророки, что жили ещё до прихода в мир Спасителя! ...

Во многих храмах рядом образы Святого Николая Мирликийского и Игумена Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, земную жизнь которых десять веков отделяют. Рядом с Пророком Илией, ходившим по земле за девять веков до прихода в мир Христа, Образ Преподобного Серафима Саровского.

Дни их Памяти рядом, а в земной жизни отделяют Святых более двух

с половиной тысячелетий.

А в самом древнем — Свято-Даниловом Монастыре явлен один из самых

ярких примеров духовной преемственности – Ветхозаветный Пророк ДаниилСвятой первых веков Христианства - Даниил Столпникнаш Благоверный Князь Даниил Московский, сумевший в трагическом тринадцатом веке Московское Княжество поднять…

В замечательном Храме Песчанской Иконы Матери Божией есть удивительный Образ Всех Святых. На Днепре стоят Святые Братья Кирилл и Мефодий и держат Крест. А вокруг них и Ветхозаветные Пророки, и Мученики первых веков, и Русские Благоверные Князья Древней Руси, и Новомученики века двадцатого, «новоявленными» бесами убиенные.

Нет для Святости ни времени, ни пространства! И русский человек понимал это не разумом даже, а душой! Своим глубоко верующим сердцем…

Дивен Бог во Святых Его!

                 Глава вторая. «Крещенская Купель славянства».

Радость Праведных о Господе! Радость Всех Святых!

Сразу же вспоминается, как в год 900-летия Крещения Руси создал неземной образ этот в храмовой росписи великий В.М.Васнецов под куполомВладимирского Собора в Киеве. Сонм Сил Бесплотных и сонм праведной, святой жизнью Богу на земле угодивших!

Пусть, изгнав ересь раскола, отступничества, возвратится расписанный благочестивыми художниками русскими величественный храм в лоно Истинного Православия!

Великий Днепр – Крещенская Купель славянства! Пусть смоют волны твои новых, кровожадных идолов, предателей, оскверняющих православные святыни, желающих возродить поганое язычество фашистской свастики!

Пусть над «заблудшим» Владимирским Собором, над древним Киевом, надо всей Малороссией вновь воссияет просвещающий всех Свет Христов! Пусть снова возрадуются Праведные о Господе!

Пусть вспомнят потерявшие память и совесть, во мраке злобы заблудившиеся, что Живоносным Источником Русской Святости стали Киевские Пещеры.

Слава, Днепр, седые волны!

Слава, Киев, чудный град!

Мрак пещер твоих безмолвный

Краше царственных палат.

Знаем мы, в века былые,

В древню ночь и мрак глубок,

Над тобой блеснул России

Солнце вечного восток -

написал более полутора веков назад великий мыслитель А.С.Хомяков. Беспредельно «краше» — оттого чтопросиял Светом Духовным, мрак идолопоклонства разогнавшим. Неужели кто-то «назад» возжелал?! Время вспять не поворачивается! …

Беседуя о радостном Дне Всех Святых, вдруг невольно о трагедии славянского мира заговорили. Честно говоря, не было изначально такого умысла – как-то само собою получилось. Только не вдруг, конечно. А при взгляде на образы Равноапостольных Владимира и Ольги, Михаила и Феодора Черниговских, Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского. И, наконец, на Образ Матери Божией, что Киево-Печерской именуется. Она на троне. Матерь БожияИстинная Царица, Главная Царица и над Великороссией, и над Малороссией. И Святые Иноки Антоний и Феодосий преклонили перед Ней колени.

Должно и нам вслед за Родоначальниками Иночества Русского колени перед Владычицей Мира преклонить – и тогда повод для «ненавистной розни мира сего» исчезнет сам собою.

Снова и снова приходят на память эти слова Преподобного Сергия: «Да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего». И воззрением на беспредельную Милость Богородицы. И воззрением на подвижническую жизнь Богу Угодивших!...

Изначально целью беседы были православные святыни — о них несколько позже.

Русская Святость, Святые Угодники, что на иконе у Крещенской Купели Днепра стоят! …

Именно поэтому, думаю, невозможно умолчать о том, что слуги антихриста общую Память нашу – Память Духовную, Память Историческую отнять пытаются! Да, у нас – у всех вместе, что славянами именуются! Память и о Крещении Руси, и об отвергнутой Унии, и о Победе в Великой войне! Разве это не оскорбление каждого, от духовных корней своих не отрекшегося, независимо от места проживания?!

Давно пришло время задуматься о том, что все мы – русские люди, наверное, какой-то духовной опасности не увидели, не услышали, не почувствовали, если вновь через столько лет после Великой Победы смогли подняться недобитые головы нацистского дракона и захотели испепелить, поглотить целый народ! Вспомнить и не забывать, что враг рода человеческого не дремлет и ищет уловить души людей, души целых народов!

Святые Киево-Печёрские! Все Святые Земли Русской! Исцелите нас от духовной слепоты, от духовного небрежения! …

С Киева начинается и Русь Православная, и Мученичество в трагическом 1918. Об убиении слугами антихриста Святого Митрополита Владимира у стен Главной Киевской Обители знают все, для кого вера, Церковь не пустые слова. 7 февраля свершили бесы своё чёрное дело – оттого во второе воскресенье февраля вспоминает Русская Церковь Православная Новомучеников и Исповедников Многострадального Отечества нашего.

И трагедия славянского мира с Киева начинается – и продолжается до сего дня! Вот уже, поистине, столетие Первого Мирового пожара новым пожаром ознаменовалось! Пожаром, предателями, палачами, богоотступниками разожжённым. Это — наша общая боль, общая рана незаживающая!

Невольно вспоминаются и «кричащая» боль, праведный гнев, излитые И.С.Шмелёвым в эпопее «Солнце мёртвых». (Читать эту книгу без слёз невозможно — и название само за себя говорит). «Новые творцы жизни, откуда вы?! С лёгкостью неимоверной расточили собранное народом русским! Рвёте самую память Руси, стираете имена-лики…». (Русь же не только в границах Р.Ф.!). До чего же ныне в Малороссии происходящее напоминает показанное русским, православным писателем почти век назад! И тогда, и сейчас – беснование! Новые «творцы», пожелали, чтобы над Матерью Городов Русских «солнце мёртвых» Свет Христов затмило! Чтобы Крест кровожадным, поглощающим души, жизни людей идолом заменили! Только долго так быть не может – когда-нибудь придёт конец — и за всё ответить придётся!

Но сколько ещё прольётся крови?!…

День Всех Святых, в Земле Русской просиявших… Не за горами Память о Святой Княгине, первой Крещение принявшей. А через четыре дня — и о её Внуке, которого назвал народ Красным Солнышком – а значит, о Крещении Руси — о Главном Выборе, что Русью сделан был!

Оттого и пришли эти мысли о Самой Древней Столице, ныне в бесновании пребывающей…

В поэме М.А.Волошина «Владимирская Богоматерь» есть к Святыне слова обращённые: «Ты покинув разорённый Киев, унесла великокняжий стол». В лихое время нашествия иноверцев – кочевников мудрый провидец – Святитель Пётр из разорённого Киева переносит Митрополичью Кафедру сначала во Владимир, а потом в Москву…

Так, может быть, пора «спохватиться» и вспомнить, что «Третий Рим – Царство Московское» и что «четвёртому не быти», как изрёк мудрый инок Филофей после падения Византии! Ведь именно тогда и стала Русь Святой именоваться.

У Столицы нашей Особая Миссия Духовная, за исполнение которой мы, москвичи, в ответе перед всем Миром Христианским!

Должно ещё раз вспомнить слова, сказанные всей Европе нашим великим соотечественником В.С.Соловьёвым: «Русь была крещена во Имя Пресвятой Троицы, а не во имя бесплодного единства». И уж тем более, не «во имя» разделения того, что неделимо!

Вспомнить о том, что Святой Князь Михаил Черниговский со своим болярином (именно так на иконе написано) Феодором и Святой Князь Михаил Тверской на мученическую смерть от рук нечестивых ордынцев-язычников пошли не для того, чтобы кто-то через много веков древние русские города границами и «идеологией» разделял! Чтобы, уходя в раскол, от Истины отрекался!

Вспомнить, что Святители Московские: Пётр, Алексий, Иона, Филипп,

Макарий, Филарет — и Святой Митрополит Киевский Михаил не могут быть «по разные стороны границ и идеологий» – нет в Мире Духовном таких «разделений»!

Вспомнить, наконец, что Святой Благоверный Князь Даниил в трагическом тринадцатом веке сумел поднять Княжество Московское не для того, чтобы две столицы врагами вдруг стали! Кстати, знаменитая история о том, как отец, умирая, наказывал сыновьям держаться вместе и для этого повелел разломать веник – сначала связанный, а потом по прутику, именно о нашем Князе Московском. И разве это мудрое наставление только для одной семьи?!

Святые Киево-Печёрские, Все Святые Земли Русской, молите Бога о нас! Вразумите мир славянский, дайте нам силы противостоять антихристу, чтобы не утонули народы в пучине ненависти, чтобы зло нас не поглотило!…

Глава третья. «Святыни Русской Соборности» или «Свидетели Славы Божией»

Все Святые – Соборная Святость! Сколько же на Руси Святой храмов в честь Прославленных Угодников Божиих! Кончено, прежде всего вспоминается тот, что на Мамаевом Кургане с Памятником Воинской славы соседствует. Единство подвига военного и подвига молитвенного! Здесь, рядом с Родиной – Матерью оно, наверное, ярче всего явлено. И не только здесь, конечно…

А мы всё же в нашу Древнюю Москву мыслью перенесёмся…

Какое хорошее название – Красное село! Сколько «красных» сёл на Руси! А здесь оно ещё и станция метро название подарило...

Словно «горящая к небу свеча», возвышается в Красном селе Храм цвета пламени. Снова вспоминаются слова русского мыслителя кн. Е.Н.Трубецкого: «Молитвенное горение к небесам». Здесь он зримо воплотилось.

Кстати, теперь это не просто Храм Всех Святых, а возрождённый Алексеевский Монастырь. По велению Святителя Алексия возвели в четырнадцатом веке Обитель сию в честь Древнего Святого — Человека Божьего Алексия.

Конечно, после возрождения Обители внутренне убранство несколько изменилось – некоторые образы места свои поменяли – но не так это важно.

«Дивен Бог во Святых Его»Слова Псалтири почти под куполом — словно с Небес к входящим в Обитель спускаются.

Пройдём немного дальше… Здесь, чуть слева от Царских Врат, всегда стоят люди, погружённые в чтение Акафиста Матери Божией пред Образом Всецарица. По молитве Матушке Заступнице пред Чудотворным Образом Ея самые страшные недуги отступали. По воскресеньям Акафист батюшка читает. Читает, даже во время Великого Поста, – потому что, как сказала одна из прихожанок, рак ждать не может. Потому что для христианина Любовь и Милосердие выше самого справедливого закона, важнее самого жёсткого церковного правила!

Всецарица! Какое ёмкое, всеобъемлющее название! Самую суть выражает! Она Царица Небесная! Она над всей жизнью нашей! Она не отворачивается от самого заблудшего, самого грешного! (У автора есть упоминание о Святом Образе в другом очерке).

В этой части ХрамаПрисутствие Матери Божией, наверное, особенно ощущается – совсем рядом Киево-Печёрский Образ Ея. Перед Ней преклонили колени те, с которых Русская Святость, как великая река с едва заметного ручейка, начиналась. Святые Феодосий и Антоний Печерские! Впрочем, и о них самих, и о том, чему научает нас, через тысячелетие живущих, подвиг первых Монахов Киевских Пещер, уже говорилось…

И, конечно, Образ Ея Казанский – чуть ближе к выходу. Без Образа Сего, наверное, ни одного православного храма нет…

У Алтаря Святитель Филарет. Это он спас от уныния, от отчаяния Солнце русской поэзии — ныне хорошо известен этот поэтический диалог. А ещё один — мозаичный образ Святого Митрополита у врат Обители. К нему подходишь прежде, чем в сами ворота войти…

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» — совсем рядом Крест со словами молитвы у подножия…

А ещё здесь Преподобный Сергий и Святитель Николай — явленная в образах «сверхвременная» Соборность – явленная не только здесь, конечно.

Чуть позади на одной иконе Святые, чьи имена с Северной Столицей неразрывно связаны. Блаженная Ксения Петербуржская и Всероссийский Батюшка – Иоанн Кронштадтский. Имена эти каждому православному христианину знакомы.

Рядом со Святителем Николаем тезоименитый Царь – Мученик с Царицей и Наследником. А с двух сторон по бокам (нет, не в клеймах) Святые Царевны.

Бесам, к власти пришедшим, надо было Сей Род Благодатный – единственную Богом данную власть уничтожить. При взгляде на Образ сей главная русская трагедия с особой остротой ощущается...

А рядом с Казанской уже упомянутые ранее Святые, чья жизнь земная на годы татаро-монгольского лихолетья пришлась. Святой Благоверный Князь Московский — Князь-Миротворец Даниил и Князь Черниговский, мученическую кончину от рук нечестивых ордынцев принявший, — Михаил. Имена эти мы тоже уже вспоминали, говоря о невозможности разделения Святой Руси...

Хотелось бы только ещё заметить: почти на всех иконах в руках Святого Князя Даниила Храм, очевидно, созданная им Обитель. Храм нередко держат в руках и другие Угодники Божии – но Князь Московский ещё и правой рукой на Святыню указывает. Указывает как на единственно верный жизненный путь. (Это даже умные мусульмане понимают. Из личного опыта)…

До того, как стал Храм монастырским, справа от Царских Врат был Образ Всех Святых. Сейчас на этом месте Человек Божий Алексий, в честь которого, как мы помним, и возведена Обитель сия.Угодник Божий, от земной жизни которого нас более полутора тысяч лет отделяют. Угодник Божий, не один год претерпевавший лишения, унижения, земное благополучие презревший ради стяжания Богатства Иного. Как созвучен молитвенный подвиг его Святым Земли Русской! ...

А ещё, конечно, не может в Святой Обители не быть Преподобного Серафима и Пророка Илии — чуть ближе к выходу. Они рядом — рядом не только здесь — но о том уже ранее говорилось…

Сама же Храмовая Икона чуть ближе к выходу стала, но, конечно, рядом со Святым Угодником Божьим Алексием. Сонм Святых, от века Просиявших!!! А в самом центре Христос Воскресший!

Невольно вспоминаются малоизвестные, к сожалению, строки И.С.Тургенева:

Христос воскрес! А если бы не так,

Все светлое давно б окутал мрак,

И Солнца Правды не узнали б мы,

И не было бы выхода из тьмы.

И если б Он из гроба не восстал,

Не влек бы нас высокий идеал,

И даже мыслью мы бы не могли

Подняться над растлением земли.

Конечно, не было бы тогда Сонма Святых Угодников, за Христа до конца претерпевших! Не было бы высоких творений ума человеческого!

Да и слово «Мученик» изначально значит «Свидетель». И смотрит на нас с Образов Святых, как сказано в Писании, «Облак Свидетелей»! Свидетелей Славы Божией, Свидетелей того, что смерть побеждена. Свидетелей того, как «из мрака скорбного могил Свет воссиял великий» — так воскликнул однажды в Светлый День Воскресения Христова Великий Князь, истинно русский, православный поэт К.К.Романов...

Святые Угодники – Пророки, Апостолы, Отцы Церкви, Благоверные Князья, Святители Московские, Ростовские, Киевские, Святые Монахи Земли Русской, Новомученики и Исповедники, от рук богохульников смерть принявшие! Молите Милостивого Бога за Отечество наше, за наш многострадальный народ! …

Монастырь женский – а потому тот, кто настоятелем Всесвятского Храма был, стал ныне духовником Обители. Человек удивительный – светлый! В годы «официального» безбожия преподавал он литературу в школе, а теперь, кроме пастырского служения, ещё и душеполезные книги пишет. (Автор очерка сего получил от батюшки благословение на очень серьёзный проект по творчеству Н.С.Лескова и книгу в подарок.

Проект уже несколько лет с успехом работает)…

Почти невозможно представить, что здесь, на месте «сумасшедшей» Рижской эстакады, несколько веков протекала размеренная жизнь монастырская. Теперь же Обитель лишь с одной стороны этой дороги бешеных скоростей – а с другой высится белоснежный, ранее монастырский, а теперь просто восстановленный Храм в честь Человека Божия Алексия — того самого. Купол похож на византийский – «небо, покрывшее землю», как написал не раз упоминаемый князь-философ Е.Н.Трубецкой.

Что ещё можно сказать об одной из многих и многих святынь, к великому счастью, возрождающихся ныне и в Древней Столице нашей, и по всей Руси Святой?!

Наверное, люди воцерковлённые помнят изображения Деисуса. На троне Господь в Царственном Облачении - а перед Ним склонились Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Здесь же, над входом, вместе с Матерью Божией пред Христом склонил голову Человек Божий Алексий. Но разве противоречит это Истине?! Перед Царём Небес и земли склонили головы Все Угодники Божии, весь род христианский! …

И ещё: есть в Алексеевском Монастыре Скит – это уже упомянутый в очерке о Пресвятой Троице Храм Святителя Тихона Задонского, что словно среди деревьев Парка Сокольники схоронился. (Храм Святителя Тихона не только здесь ранее упоминался – у автора два очерка ему посвящены)…

Возрождается Святость Московии, Святость Руси! Возрождается, даже рядом со скоростной трассой и шумным торговым центром!

Да, кстати, а Рижская эстакада ведёт не только к «одноимённому» вокзалу, но и к ещё одному Московскому Храму, в котором совершаются молебны пред Чудотворным Образом Матери Божией Знамение – Главной Храмовой Святыней и пред Чудотворным Образом Святого Целителя Трифона. В честь Целителя-Мученика и улица неподалёку названа.

Думаю, многие помнят слова из очень мудрого фильма «Покаяние» о дороге, которая должна вести к Храму… Теперь Храмы у обоих концов одной из самых шумных, самых напряжённых «дорог» Столицы нашей. А Главное, чтобы к Храму прежде всего душа стремилась прийти…

Святые Угодники! Укажите нам путь праведный! Все Святые! Молите Бога о нас!

                     Глава четвёртая «Сохранённая Память»  или «Возвращение к Истокам».

Храмы Всех Святых – Русской Святости Соборной!!! Конечно, их и по Москве, и по всей России немало. Мы же сейчас из Красного Села мыслью в северную часть нашей Древней Православной Столицы переносимся.

Станция метро напоминает о высоко летающей, ставшей символом и русского воинства, и возлюбленного птице. Конечно же, Сокол. Место сие, даже после разрушившего Россию переворота, долго ещё «оазисом» интеллигентности, культуры оставалось.

И, конечно, не могло не быть в этом «оазисе» Православной Святыни. Величественный Храм Всех Святых цвета золотых небес на рассвете. (Ныне рядом один из выходов станции метро). В отличие от своего «собрата» в Красном Селе, был отнят он у Матери-Церкви всего на семь лет. Через год после Великой Победы возобновились в восстановленном Храме богослужения.

А рядом удивительный мемориал. Чем удивительный?! Тем, что видим мы здесь захоронения, которые, по «логике» послереволюционного мышления, сохраниться никак не могли – но всё же сохранились! Это и герои Первой Мировой войны, и Священники, властью антихриста убиенные. Сохранил их Господь для нас, потомков, чтобы думать не разучились, чтобы людьми – русскими людьми быть не перестали! Именно для нас – потому что их души давно пред Господом предстоят…

А теперь с благоговением откроем двери величественного Храма, возведённого в восемнадцатом векев селе Всехсвятское, ставшего ныне Патриаршим Подворьем.

Не будем в очередной раз описывать неземную красоту внутреннего убранства, говорить о возвышающей красоте духовной – это само собою разумеется. Ведь именно Красота Храма, Красота Богослужения, к Небесам возводящая, и определила много веков назад выбор веры русским Князем Владимиром…

Перед нами, как и в каждой православной святыне, Образы Преподобного Сергия и Святителя Николая, Преподобного Серафима и Святого Пророка Илии, Образы Отцов Церкви, подаривших нам и мудрые наставления, и разъяснения Священного Писания, и прежде всего – Главную Службу Православную. И, конечно, Образ Казанский Матери Божией. Рядом с образами мерцают красные и зелёные лампады. (Такое сочетание цветов на иконах означает соединение Неба и земли. Это так – к слову)…

Древние Святые – три Отроковицы с Матерью - мы уже как-то говорили о них прежде — высоко над головами — словно по воздуху плывут.

А над входом Преподобные Радонежские – Сергий и любимый Ученик его Никон. Подвизавшиеся вместе в Обители Пресвятой Троицы, они и по преставлении своём нередко вместе являлись, чтобы попавшим в беду помочь…

В левом приделе у окна Образ Матери Божией, что именует народ Боголюбивой. ПредЦарицею Небесной преклонили колени и Святители Московские, и Святые Древние, во времена нечестивых, кровожадных римских правителей по земле ходившие.

Ещё один из многих и многих примеров «сверхвременной» и «сверхнациональной» Соборности под Покровом Матери Божией!

Невольно вспоминаются слова созданной одним из монахов песни:

Отмоли меня, Пречистая, отмоли,

Хоть просить Тебя недостоин,

Но, под звоны всех колоколен,

Погибающего вдали,

Отмоли меня, отмоли!

Отмоли грехи наши, по слабости духовной, по неразумению совершённые! …

У входа можно, конечно, записку подать. Здесь, кроме «заголовков» о здравии и упокоении, множество имён Святых, которым молебны пишутся, — и Николаю Чудотворцу, и Московским Святителям. И о чём молебен, тоже…

Метро Сокол – а следующая от центра станция… Да-да, до сих пор имя цареубийцы носит…Сколько подписей собрано, чтобы позор этот, наконец, с лица Православной Столицы стереть! Услышьте народ, те, которые у власти! ...

Почему вдруг об этом вспомнили?! Несколько лет назад здесь, в Храме Всех Святых, что на Соколе, пожертвования собирали, чтобы и в Память о Царственных Великомучениках Храм возвести. И возвели, наконец, — недалеко от той самой станции с проклятым названием! А ещё возвели в Анино и в той части Москвы, что от ясеня своё удивительно благозвучное имя получила. Через всю Столицу «протянулась» Память о тех, что за обезумевший, заблудший народ жизни свои в жертву принесли – в июле, в день семнадцатый, более ста лет назад. Так что самое время вспомнить. Вспомнить, что «за каплю каждую святой пролитой Царской крови народ поплыл кровавою рекой», как написал православный поэт и композитор В.Г.Волков.

Святые Царственные Великомученики! Вразумите нас, чтобы больше не заблудился народ во тьме греховной! Вымолите многострадальное Отечество наше! Вымолите нас, Святые Угодники Божии!!!

P.S. И напоследок вернёмся к Истокам нашим. Итак, Нахимовский проспект. Между двух оживлённых магистралей – самого проспекта и улицы Кржижановского «вырос», подобно незаметному цветку в глуши лесной, маленький деревянный Храм не совсем обычной архитектуры — чем-то корабль напоминает. С появлением Святыни всё почти безликое пространство сразу смысл приобрело. (На Нахимовском проспекте есть ещё замечательный Храм Преподобной Княгини Евфросинии – но довольно далеко отсюда).

При входе надпись: «Вытирайте обувь», а не привычное «Вытирайте ноги». Как разумно!

А дальше из притвора не прямо, как обычно, а налево – и налево ещё раз. Храм этот возведён в честь Отцов Киево-Печёрских! Ведьмы говорим о возвращении к Истокам.

Как радостно, что есть в Столице нашей Святое Место Сие!

Здесь Соборное Единство Славян более всего ощущается, несмотря на стремление слуг антихриста неделимую Русь Святую по частям разорвать!

У алтаря, конечно, Собор Киево-Печёрских Святых, в иконописном образе явленный. Рядом Матерь Божия на троне, перед Ней преклонили колени Святые Феодосий и Антоний. Тот самый Образ, который видели мы в Красном Селе. Здесь это — одна из главных святынь.

Конечно, как и в любом храме, смотрят на нас с икон Преподобные Сергий и Серафим, Блаженные Ксения и Матронушка… А вдоль всего храмового пространства Образы Святых, много веков назад в Киевских Пещерах подвизавшихся.

Смотрят они на нас, в двадцать первом веке живущих, напоминая о том, что духовное небрежение – главная причина всех нестроений, несчастий, трагедий. Напоминая о нашей многострадальной истории, о духовной преемственности двух столиц.

Здесь, между двух шумных магистралей московских, словно вышел из-под земли и забил Сокрытый Источник Святости Русской. И нельзя его ни высушить, ни засыпать, ни заасфальтировать. Он всё равно свой путь найдёт.

Соборность! Одно из главных слов, определяющих русский образ мышление, русскую душу. Наш соотечественник — мыслитель А.С.Хомяков сумел выразить в нём суть славянских народов, нашу духовную основу, на которой, как на фундаменте, жизненный уклад Руси веками возводился.

Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Этими словами иеромонаха Романа мы и завершаем беседу о Святых Угодниках и о возведённых в честь них Святынях. Безликая толпа всегда становится орудием в руках антихриста. Да не будет сего с нами!

Мы народ русский, который всегда был со Христом!  

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:30
458
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!