Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся". Ч.3

Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся". Ч.3

Цикл очерков «Небесное, в земном воплотившееся». Ч.3

Посвящается новопреставленному Настоятелю Храма Богоявления в Елохове Отцу Александру (Агейкину)

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе!Очерк третий «Первоверховные».

         Глава первая. «Из уважения…»

«Самые первые апостолы. Петра-то-Павел, — за Христа мученицкий конец приняли… Вот и постимся Петровками, из уважения»…

«Постимся из уважения» к мученической кончине – как это по-русски! Как точно сумел, не мудрствуя лукаво, выразить самую суть простой русский мужик, живший трудом и молитвой! Плотник Михаил Панкратович Горкин, служивший в московской благочестивой купеческой семье Шмелёвых, на будущего писателя – а тогда маленького Ваню повлиявший не меньше родителей. Наверное, не будь М.П.Горкина«божьего старичка», как говорил о своём мудром наставнике И.С.Шмелёв, не была бы написана лучшая, главная повесть «Лето Господне» так, что за душу каждой строкой берёт.Повесть, скоторой начали мы разговор о Первоверховных Апостолах — Петре и Павле…

Первый очерк главный — ведь Троица – основа мироздания. Второй самый драматический – и, казалось, что после него уже силы душевные на исходе…

Только как не вспомнить и об этом Великом Дне — о Празднике, который в России почитается почти на ряду с Двунадесятыми?!

Святые Апостолы Пётр и Павел! В душе и сознании нашем они почти нераздельны, в то время, как их жизнь земная, их приход ко Христу настолько непохожими были … Бедный рыбак, одним из первых за Христом последовавший, и ярый гонитель христиан, язычник Савл, которому в пути Сам Христос явился, чтобы очи духовные открыть, чтобы призвать к служению… И вот оба за Христа мученическую кончину принимают…

«Постимся из уважения»! Петров Пост самый «лёгкий» — в старину говорили, что для тех, которые Великий Пост соблюдать по какой-то причине не смогли… Ещё один из многих и многих примеров великой милости, снисхождения к немощам нашим! А ещё — единственный, не только время, но и продолжительность которого от Светлого Дня Воскресенья Христова зависит. (Последнее просто так – к слову)…

И, конечно, из уважения, преклонения, благоговения в честь Распятого вниз головой и мечом Казнённого святыни возводим. В память о муках, за Христа принятых…

В бывшем селе, а ныне в одном из восточных районов Столицы нашей возносятся купола, цветом небо напоминающие и словно с синевой небесной сливающиеся. В честь Первоверховных Апостолов почти три века назад возвели Святыню сию…

За храмом кресты на месте упокоения служивших здесь когда-то. Один из них Отец ВасилийПротоиерей Василий Свиденюк, восемь лет назад в Бозе почивший.

Как и другие иереи клира, приходил служить Отец Василий и в маленький храм больничный, что в Городской Больнице № 29. Невольно вспоминается молебен летом 2005 года. Народу немного — кто-то в больничной одежде, кто-то из посетителей. Возможно, завтра на операцию – или самому, или близким, что здесь находятся.

Отец Василий спрашивает имя каждого… А потом батюшка, которому уже далеко за семьдесят, с какой-то удивительной лёгкостью встаёт на колени пред Образом Христовым – и также легко с колен поднимается… Покинул мир Служитель Христов уже после восьмидесяти… Упокой, Господи, душу раба Твоего Василия

Но нельзя же только посмотреть и не войти… Взгляд невольно устремляется к Образу Матери Божией Нерушимая Стена. Образ удивительный — и название само за себя говорит.

Ты прости меня, Ты спаси меня,

В этой скорбной жизни земной.

От врагов моих защити меня,

Огради нерушимой стеной —

вспоминается созданная монахами Донской Обители песня о Пресвятой Богородице

О Святых, от века Просиявших, мы уже говорили в предыдущем очерке — а потому остановимся лишь на некоторых образах, которые нечасто встретить можно.

Итак, немного слева от входа создатели Главной Книги Священного Писания, во время чтения которой в храме особая тишина, особая сосредоточенность. А над ними Сам Спаситель, Книгу в руках держащий.

Святые Апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн! Просветите нас Словом Божиим, даруйте нам, грешным, вразумления, мудрости слов и благости деяний! …

Невозможно, чтобы не было в Доме Божием Образа Угодника Его Преподобного Сергия, которого Игуменом Земли Русской величают. Здесь он не один, а с одним из учеников своих. В келье Преподобного благоговейно преклонили колени иноки пред Матерью Божией. Житие повествует, как после усердной молитвы Преподобного, незадолго до блаженной кончины его, явилась смиренному иноку «Матерь Божия со апостолы». Явилась со словами о том, что молитва Настоятеля о созданной им Обители, о братии его услышана. Сие Храмовый Образ и запечатлел…

А теперь немного ближе в алтарю… Их жизнь земную разделяет более века, разделяет немалое пространство, но образы рядом — и не только в этих стенах. Патриарх-Мученик, убиенный предателями Гермоген и Святитель Белгородский, благодаря которому была обретена Икона Матери Божией Песчанская,Иоасаф. (О самом Чудотворном Образе и Храме, в честь него возведённом, о чтении пред Образом акафиста, о словах Старца Николая Гурьянова об Образе Песчанском у автора есть очерк, посвященный Заступничеству Пресвятой Богородицы чрез Чудотворные Образы Ея).

Святителя Белгородского ещё в юности Матерь Божия избрала. Вдруг увидел отрок Иоаким (об изменении имени в монашестве, в схиме любой мало-мальски воцерковлённый человек знает) на солнце Пресвятую Богородицу со Святыми Угодниками. И Сказала им Пресвятая, на отрока указуя: «Этот — нашего рода»… И скрылось видение сие…

Как же приводило в ярость, бесило, пришедших к власти слуг антихриста, что несмотря на все их «увещевания» и «вразумления», потоком нескончаемым народ к мощам Святителя на поклонение устремлялся! Да только сделать ничего не смогли – не под силу оказалось!…

В небе полночном Святая Душа

К Богу полёт совершает –

написал о блаженной кончине Белгородского Святителя Иоасафа архидиакон Роман…

Ныне частичка мощей Избранника Матери Божией в том самом Песчаником Храме пребывает. А здесь Образ у алтаря…

А вот и сами Первоверховные Апостолы! И стоят они на фоне Московского Кремля!!! Очевидно, тоже «из уважения»! И потому, что иконописец, как, впрочем, каждый истинно русский, истинно верующий, Священного Писание через сердце своё «пропустил»!

Рядом с Апостолами Образ Матери Божией Почаевская… Снова невольное напоминание о едином славянском древе. Как и обретённый Святителем Иоасафом, Образ Песчанский

Пресвятая Богородица! Пред Образом Твоим Чудотворным молимся о преодолении ересей и расколов! Потому что Святая Русь – Удел Твой!

Святые Апостолы Петре и Павле! Молите Бога о нас, об Отечестве нашем!

                                         Глава вторая. «Связующая нить».

Храм Православный — воплощение нераздельной связи земли с Небесами, земной жизни с Создателем. Икона, иконостас – «окно» в Мир Духовный, как написал убиенный властью безбожной П.А.Флоренский. Это понятно каждому верующему.

Итак, продолжаем беседу…

Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

Неопалимая Купина!

Напротив Почаевского Образа Неопалимая Купина! В этих строках М.А.Волошина — «неканонизированного мученика», в годы лихолетья Родину не покинувшего, отразилась самая суть Руси – Русской Святости.

Неопалимая Купина! Глас Божий, к пророку Моисею обращённый, словно долетает до каждого, Святое Писание всем сердцем принявшего.

Неопалимая Купина! Явленный через века на Руси Образ Богородицы, по преданию, от пожаров сохраняет. В четырнадцатом веке избу женщины, в руках сей Образ держащей, не тронул огонь, когда вокруг бушевало пламя…

Почему вдруг это предание вспомнилось? ВХраме сем, в честь Петра и Павла в Лефортове возведённом, Образ Неопалимая Купина прямо напротив Образа Почаевского и Первоверховных Апостолов. Не раз горела Русь Святая – только не под силу врагу спалить её до тла – она, как птица Феникс, из пепла возрождается!

И́же в купине́, огне́м горя́щей и несгора́емой, / показа́вый Моисе́ови Пречи́стую Твою́ Ма́терь, Христе́ Бо́же, / Огнь Божества́ неопа́льне во чре́ве прии́мшую, / и нетле́нну по Рождестве́ пребы́вшую: / Тоя́ моли́твами пла́мене страсте́й изба́ви нас, / и от о́гненных запале́ний град Твой сохрани́, // я́ко Многоми́лостив...

И Храм сей, в честь Первоверховных Апостолов возведённый, не сгорел в огне бесовского мятежа, в огне братоубийственных войн. Никогда он не закрывался!…

Какое глубокое по смыслу слово «поручиться» — безграничное доверие, безграничная любовь к тому, за кого поручился! Поручиться за кого-то – значит вместе ответ держать, вместе скорби нести. Споручница Грешных! Само название Образа Матери Божией напоминает о том, что просит Пречистая Сына Своего о милосердии к каждому, пусть и сотни раз оступившемуся. Она словно за каждого из нас пред Христом «поручается»! И нельзя обмануть столь высокое доверие!… Небольшой Образ в правом приделе, почти рядом с Нерушимой Стеной – Образом, который мы увидели сразу, переступив порог…

Утоли́ боле́зни/ многовоздыха́ющия души́ моея́,/ Утоли́вшая вся́ку слезу́ от лица́ земли́,/ Ты бо челове́ков боле́зни отго́ниши/ и гре́шных ско́рби разруша́еши,/ Тебе́ бо вси стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние,// Пресвята́я Ма́ти Де́во.

Утоли моя печали! Ещё один Образ Матушки Заступницы в правом приделе – у самого алтаря. Именно в честь Образа этого, под Покровом Матери Божией создала милосердная княгиня Наталья Борисовна Шаховская общину сестёр милосердия, чтобы раненных в боях выхаживать. Теперь здесь городская больница – мы о ней в предыдущей главе говорили, вспоминая в Бозе почившего Отца Василия...

«История пишется на небесах» — сказал истинно русский учёныйВ.Н.Тростников. Здесь, в Храме, в честь Первоверховных Апостолов в Лефортове возведённом, это как-то особенно ощущается. И не только потому, что написаны жившие две тысячи лет назад Пётр и Павел рядом с Московским Кремлём...

Многие Святыни этой части Столицы нашей так или иначе с началом Династии Романовых связаны. И потому, конечно, вместе с подвигами Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Ивана Сусанина вспоминается и мученическая кончина Патриарха Гермогена, призывавшего народ русский не принимать власть «Гришки-вора», не принимать власть пожелавших обманом сделать Русь католической. Мы уже говорили об убиении Патриарха предателями. Здесь две иконы Святителя-Мученика – одна у входа, рядом с Создателями Главной Книги, а другая, как уже ранее говорилось, рядом со Святителем Белгородским Иоасафом.

Святитель Гермоген! Моли Бога о нас, об Отечестве нашем! Дай силы перенести все посланные нам испытания! …

Преодоление иной, более поздней смуты семнадцатого века – смуты, виной которой стали нечестивые униаты, связано с именем другого Святителя Феодосия Черниговского. Образ Ревнителя Истинного Православия в левом приделе Храма. Святители Отечества нашего! Наверное, без вашего жертвенного служения, без вашей мудрости великой, Самим Творцом дарованной, не пришли бы мы, в двадцать первом веке живущие, в этот мир!…

Ночь. Как безмолвные зрители

Звездочки смотрят с небес.

Тихо. Вокруг от обители

Тянется Саровский лес.

Эта песня о Батюшке Серафиме — Преподобном Серафиме Саровском считается народной. Немудрено — ведь святым почитали его, наверное, ещё при земной жизни. Образ Преподобного Серафима совсем рядом со входом – ну да как не быть в православном храме образу одного из самых любимых, самых почитаемых святых?!

Почему мы вдруг песню вспомнили?! Потому что изначально было в ней: «дремлет Дивеевский лес» — да это неважно – всё равно же о Преподобном. А создатель строк этих — Исповедник века двадцатого, оставивший мир в годы т.н. «застоя». Тезоименитый Серафим Вырицкий!

Нечасто образ его в храме увидишь – а здесь есть – в правом приделе, пусть и совсем небольшой…

Новомученики и Исповедники окаянного века двадцатого — живая связь с Христом Распятым, с учениками Его, мученическую смерть за веру принявшими!

В левом приделе у алтаря Образ Покрова Богородицы. Предстоит Она с Избранными Святыми пред Господом на Небесах, а внизу, на земле, Новомученики – священнослужители Храма, в котором мы Милостью Божией пребываем, сродники их и прихожане. Такие образы теперь во многих храмах увидеть можно. При взгляде на них невольно задумываешься. Конечно, все прославленные Святые являют собой пример жертвенного служения — и пророки, и апостолы, и Отцы Церкви, и русские иноки, и благоверные князья, с погаными на поле брани сражавшиеся. Об очевидном не спорят.

А если Святые Мученики и Исповедники – ещё и наши прадедушки и прабабушки, в храме этом венчавшиеся, приносившие сюда крестить детей и отпевать окончивших земной путь сродников… Если кто-то помнит их, по земле ходившими…

А после, от Истины не отрекшиеся, были наши сродники, наши друзья, наши соседи властью антихриста убиты или в ссылку отправлены… И Храм, чудом не закрытый, не уничтоженный, в склад не превращённый, память о них хранит… Наверное, это – чувство, словами непередаваемое, заставляющее другими глазами на себя, на жизнь свою посмотреть….

На храмовой ограде много фотографий – молебны в воинских частях, освящение оружия. На одной из фотографий батюшка освящает танк…

Оружие освящается для сражения за Родину, за веру, а не для убийства безоружных. Это «у нас в крови, хоть этому не обучали», как написал ветеран Б.Ш.Окуджава...

Единство Подвига Военного и Подвига Молитвенного! Здесь, в бывшем селе Лефортово, воплотилось оно и в названиях — Солдатская улица, Госпитальный вал.

Почти рядом с Петропавловской Святыней парк, в котором всё напоминает о Бранной Славе Отечества – и прежде всего Памятник Героям войны с Наполеоном. Один из офицеров очень похож на героя, партизана, поэта Д.В.Давыдова.

А если, выйдя из Храма, налево повернуть, то можно дойти и до парка Казачьей Славы, до памятник тому, о ком сложил народ песню:

Слава Платову, герою:

Победитель был врагам,

Победитель был врагам.

Слава донским казакам!

Лефортово! Хранят улицы его память о доблести русского воина, об общине сестёр милосердия, о тех, что за Истину мучения приняли. И над всем районом, надо всей исторической памятью нашей и современной жизнью суетной возносятся купола, цветом небо напоминающие и словно с синевой небесной сливающиеся. Купола Храма, в честь Первоверховных Апостолов возведённого...

Святые Апостолы Первоверховные! Укажите нам путь праведный! Святые Петре и Павле! Молите Бога о нас!

                      Глава третья «День Памяти»

День Первоверховных Апостолов Петра и Павла! Почти наравне в Двунадесятыми Праздниками почитается он народом русским! …

В этом году непривычно прохладно и пасмурно, даже дождь небольшой начинается. Разобиделось на нас мироздание, как в любимом рассказе А.П.Чехова «Студент» — да не за что разве?! И худшего, пожалуй, заслужили. Только не об этом сейчас.

Ну, дождь – так дождь, а Крестный Ход всё равно будет – не может не быть! Под зонтами пойдём — невелика беда! Тем более, что Праздник Престольный! ...

Храм цвета утренней зари, что на Новой Басманной улице, как и тот, что в Лефортове, в честь Первоверховных Апостолов возведён…

В Дом Божий с молитвой за благодатной помощью идут – об очевидном не спорят. Только, как все помнят: мы в самом начале договорилась рассказывать об образах, которые не везде увидеть можно, которые запомнились именно здесь. И, конечно, не только за веру убиенных Апостолов.

Сразу у входа Святитель, которого, даже не жалующий Церковь Пётр Первый, почитал особо — Митрофаний Воронежский. В одном из исторических очерков говорится, что петровские реформы могли быть менее жёсткими, менее кровопролитными, проживи Святитель Митрофаний немного дольше. Может быть – только, как говорится, история «не терпит сослагательного наклонения».

Нам же, в двадцать первом веке живущим, должно не гадать, что могло или не могло случиться, а помнить, что без Святителей Отечества нашего мы в этот мир скорее всего не пришли бы. Кажется, о том как-то уже упомянули – да такое не грех и повторить.

А ещё о том помнить должно, что незнание своей истории, духовных корней своих, духовная слепота, духовное небрежение опасно — потому что в пропасть толкает. О том, что человек, сам по себе не жестокий, зла никому не желающий, но мало знающий, легко становится «игрушкой» в руках антихриста! Да разве мало тому примеров?!

Святителю Отче Митрофане! Помоги нам духовно прозреть!

Последователем, преемником Митрофания Воронежского стал Святитель Воронежский и Задонский Тихон, написавший немало душеполезных трудов. Имена Святителей в сознании русском связаны – иногда их вместе на иконах пишут.

В Храме нет зримого образа Святителя Тихона, но разве «присутствие» Святого в храме не разумеется само собою, даже если не смотрит он на нас с иконы?!

Святители Воронежские! Молите Господа о нашем духовном прозрении! …

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Совсем рядом любимые Старцы Оптинские – оттого и вспомнились эти воплощающие Вековую Мудрость Христианскую слова Святого Оптинского — Амвросия. К тому же День Памяти его всего на два дня раньше Дня Памяти Первоверховных Апостолов. Вырос Отец Амвросий (в миру Александр Гренков) в благочестивой семье! Сказать, что он среди Старцев главный, наверное, всё же неверно. Просто знаем его чуть больше – и благодаря мудрым словам – не только тем, что здесь приведены, и благодаря тому ещё, что к Старцу многие русские писатели ездили. Значит, должно, наконец, осознать, что на создание многих великих произведений, без которых русская литература немыслима, Старец Амвросий повлиял – хотят этого или нет «приверженцы» т.н. толерантности и светскости государства! И у Ф.М.Достоевского в Старце Зосиме воплотились черты и мысли Святителя Тихона Задонского и Старца Оптинского — Амвросия...

О Старцах, в Оптиной Пустыни подвизавшихся, об их молитвах, о словах о музыкальном воспитании; о возрождении Самой Обители и устроении Подворья в Столице нашей; о принявших смерть от рук сатанистов трёх иноках: Василии, Трофиме и Ферапонте - рассказывать можно бесконечно…

Только мы сейчас в Храме, в честь Первоверховных Апостолов на Новой Басманной улице возведённом, к тому же — в День Их Памяти. А потому, на сегодня «прощаясь» со Старцами Оптиной Пустыни, от чистоты сердца и добрых помышлений, пред образом сим чудным обратимся с молитвой к Угодникам Божиим:

Святые Старцы Оптинские! Просветите молитвой своею тьму духовного невежества, злобы, равнодушия мира сего! Молите Милостивого Господа о России!

                        Вместо заключения. «Размышления, из сердца исходящие».

Начиная с первого очерка, беседуем мы о Праздниках, в честь которых многие московские святыни возведены. А сколько в связи с этим невольных мыслей, невольных воспоминаний, на первый взгляд, к Первоверховным Апостолам не совсем относящихся! Да именно, что только «на первый взгляд» — потому что веруем мы во Единую, Соборную, Апостольскую Церковь.

А потому продолжим беседу об иконописных образах в Храме цвета утренней зари, что в честь Первоверховных Апостолов на Новой Басманной улице возведён.

К самим за Христа пострадавшим Ученикам Его подойдём чуть позже – сегодня это не так-то просто. А пока…

На иконе Святой, судя по облачению, один из Отцов Церкви… Да нет же – перед нами Исповедник века двадцатого – Святой Доктор Лука. Ныне образ Врача — Исповедника почти в каждом храме – только здесь написан он несколько по-иному – оттого и узнали его не сразу.

Канон, как сказал известный русский мыслитель — протоиерей С.Н.Булгаков, — «род духовной цензуры». Духовное «правило», но не убивающая творчество «схема» или «инструкция».

А напротив большая икона Святого, мимо взгляда которого не пройти. Смотрит Угодник Божий в Вечность и в душу каждого проникает, до самой глубины доставая. Взгляд строгий – такой только при истинной любви быть может. (Думаю, нормальному человеку, тем более верующему, не надо «доказывать», что т.н. «благодушие», попустительство, «толерантность» только равнодушием порождены быть могут — и часто к краю пропасти приводят). Описать повседневным языком, наверное, не получится – просто взгляд Святого Угодника о поступках своих, о жизни своей задуматься заставляет. Обычно так смотрят с икон Ветхозаветные Пророки – прежде всего известный своей строгостью Илия. Только, подойдя ближе, вдруг понимаешь, что облачение Святого такое же, как на служащих в Храме Священниках… Священномученик Василий. Один из тех, что от рук служителей сатаны, в семнадцатом году к власти пришедших, мученическую смерть приняли.

Наверное, в этом Образе, как и в образе Святого Целителя Луки отразили творческие иконописцы духовную преемственность тех, чью жизнь земную века разделяют, тысячелетие даже. Преемственность, Единство Духовное, до Конца Времён запечатлённое словами Символа Веры, всей Главной Службой Православной – Литургией, во время которой молятся живые с усопшими, по земле в разные века и тысячелетия ходившими…

Снова вспоминаются слова «божьего старичка» М.П.Горкина, русским писателем И.С.Шмелёвым пересказанные: «Самые первые апостолы. Петра-то-Павел, — за Христа мученицкий конец приняли… Вот и постимся Петровками, из уважения».

И не только постимся, конечно…

Когда появляется вдруг какое-то непонимание вокруг нас происходящего, наверное, надо задать себе вопрос: что было с Россией нашей сто лет назад?! Была братоубийственная война, было полное смятение, кризис, разрушение вековых основ. Неслучайно «кризис» дословно означает: «суд», «сужу». Внешне – «сужу» то, что веками было незыблемо, не обсуждаемо. А по сути, «сужу» себя самого — насколько от Истины удалился.

Вот и восстанавливаем ныне в беснование впавшими предками нашими порушенное. Не все впали, конечно, – иначе бы Церкви никогда не возродиться…

Отчего же вдруг в День Престольного Праздника, да о трагедии вспоминаем?! А как же не вспомнить, если беснование века двадцатого от нас не уж так далеко по времени отстоит?! Как не вспомнить, если Храм, в котором мы ныне пребываем, пусть не в девятнадцатом, а в тридцать пятом году, у Матери-Церкви похищен был – и только в начале девяностых возвратился, разделив судьбу многих и многих святынь. Как не вспомнить, если «новые творцы жизни» уподобились кровожадным язычникам, руками которых и Святые Апостолы, и тысячи христиан на мученическую смерть отправлены были?!

Честно говоря, не было изначально умысла о русской трагедии вспоминать – само собою получилось. Потому что и постимся мы, и святыни возводим «из уважения» к страданиям!

А такие, как Царственные Великомученики и Мученики Алапаевские, Митрополиты Владимир Киевский, Вениамин и Серафим Петроградские, Священномученик Василий, что смотрит на нас с иконы, «из уважения» и верности Христу Распятому вслед за Апостолами на смерть пошли…

А вот и Образ Самих Первоверховных. Здесь две их иконы в рост человеческий. Одна в окладе, другая — изображает Петра и Павла на фоне храма. Конечно, храмов таких в то время, когда ходил по земле Спаситель с Учениками Своими, не было. Изображённый на иконе Храм русский, православный как один из многих и многих примеров безграничной любви народа нашего к Христу и Ученикам Его. Ходившие по земле две тысячи лет назад Апостолы Пётр и Павел теперь «наши» — «русские»! Да мы уж говорили об этом в другом очерке…

А ещё у алтаря последователи просвещающих Словом Божиим Апостолов — те, что через девять веков славян просвещали и азбуку создали, — «Апостолы грамоты» Кирилл и Мефодий.

Просвещение Словом Божиим! Какое благое дело – а ведь сколько претерпеть пришлось! Последователей Святых Братьев преследовали и убивали – потому что враг рода человеческого не дремлет, потому что, как мы уже говорили, молитвенно беседуя с Русскими Святителями, не просвещённых Светом Христовым легче уловить в сети свои врагу рода человеческого. (Неслучайно один из самых отвратительных персонажей хроники Н.С.Лескова «Соборяне» – революционер опасается, что народ «святые книги читать будет». И тогда таким, как он, в России делать нечего. К сожалению, это и сейчас более «актуально», чем может показаться на первый взгляд).

Святые Братья Кирилл и Мефодий! Не дайте нам утратить духовное начало словесности нашей, образования нашего! Вразумите нас от духовного небрежения! ...

А через девять дней Память о Явлении одной из Главных Святынь Русских — Образа Пресвятой Богородицы в Казани. В левом приделе сей Образ Ея – не быть его в храме не может. А про другие чудотворные Образы Матери Божией мы уже беседовали в Лефортове – повторяться не за чем. Просто произнесём с благоговением: «Ра́дуйся, Засту́пнице усе́рдная ро́да христиа́нскаго».

Вот теперь, наверное, всё – беседу о Первоверховных Апостолах и Святынях, в честь них в Столице нашей возведённых, завершаем.

Престольный Праздник – День Памяти Первоверховных Апостолов, за Христа мученическую кончину принявших.

Святые Петре и Павле! Пусть никогда не повторится с нами трагедия богоотступничества! Не оставьте Землю Русскую молитвой вашей!

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:34
381
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!