Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся". Финал

Цикл очерков "Небесное, в земном воплотившееся". Финал

                        Цикл очерков «Небесное, в земном воплотившееся». Финал

Посвящается новопреставленному Настоятелю Храма Богоявления в Елохове Отцу Александру (Агейкину)

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе!  

                               Финал

Глава первая. «Перекрестие дорог, ведущих к Храму».

И напоследок: место сие – перекрестье путей — дорог, к Храму ведущих. Если встать рядом с Памятником Первому Гвардейцу лицом к возрождённой Церкви Преображенской, то прямо путь лежит в Сокольники — к тому самому Храму, в честь Главного Праздника возведённому, где столько лет Главная Преображенская Святыня пребывала. Где каждую пятницу читается акафист пред Чудотворным Образом Иверским

А далее к недавно возрождённой Обители Алексеевской, где всегда народ пред Всецарицей, где акафист Ей пред Образом Чудотворным даже в Дни Великого Поста звучит…

А если от перекрестья того в другую сторону направиться, то приведёт дорога к белому Храму в Черкизове, возведённому в честь Пророка, что, как говорят в народе, от светового дня «два часа уволок», в честь которого одна из центральных улиц Столицы имя своё получила. А на Главной Храмовой Иконе стоит на коленях Пророк Елисей и видит свершившееся обетование – Учитель его на огненной колеснице на Небеса возносится.

А ещё здесь на одной из икон явлена Матерь Божия в Образах — Всепетая и Живоносный Источник…

Поехали дальше – в Измайлово. Ещё один исторический район и память о Полке Гвардейском.Чуть в стороне удивительный Храм, в честь Праздника, в который вспоминается приход в мир Спасителя.

И всё же Главная СвятыняЧудотворный Образ Матери Божией, что Иерусалимским зовётся. Сколько чудесных исцелений пред Образом совершилось! Останавливались здесь смертоносные чума и холера – оттого и шли крестным ходом за спасением к Матери Божией — к Образу Ея Чудотворному, даже из Коломенского! Здесь Новомученики и Исповедники Отечества нашего словно на лозе изображены – словно Цветы прорастающие.

В годы военного лихолетья падали рядом с Храмом фугасы — и не взрывались! Служил здесь одно время всей России известный Старец Иоанн Крестьянкин. И в годы к власти пришедших бесов устояла Святыня, чудом не порушенная, не закрытая, как и Храм пророка Илии…

А дорога наша уже в Подмосковье. Рядом с Щёлковским шоссе вдруг открывается, словно оазис в пустыне, величественный Храм небесного цвета – цвет Небес и снаружи, и внутри. Храм, с куполом, похожим на византийский. Эта величественная Красота посвящена одному из самых любимых Богородичных Праздников, что почитается на Руси наравне с Двунадесятыми – а корнями в Византию «уходит». Празднику, с которым весь «распорядок» жизни прародителей наших всегда кровно связан был.

Один из приделов в честь того Пророка, о котором мы говорили совсем недавно. Напротив его Пророк, которому Господь в виде Неопалимой Купины на горе Синай явился. Два пророка во время Преображения Господня со Христом беседовавшие.

Другой придел Богородичный – в честь Праздника Двунадесятого, что в конце лета, перед осенью – незадолго до Церковного Новолетия. В честь Этого Дня Великого Главный Собор Кремля Московского возведён

И роспись над головами тоже особо почитаемые Дни Богородичные являет.

Рядом с Храмом Обелиск с именами русских воинов, в битве с фашистским «драконом» жизнь отдавшим. А сверху Крест. Теперь, Слава Богу, такое Единство не редкость.

Все помнят, конечно, строки: «На братских могилах не ставят крестов…». Теперь ставят!…

А через несколько километров со стены ещё одного устремлённого в Небеса Храма смотрит на входящих и на проезжающих Святая, подвиг юродства после смерти мужа на себя принявшая. Святая, чья жизнь земная с Северной Столицей нераздельно связана. В честь неё и Церковь сия построена, а рядом ещё и часовня.

В Храме есть образ Христа, очень похожий на тот, что В.М.Васнецов к 900-летию Крещения Руси создал, когда знаменитый Владимирский Собор расписывал.

Удивительно, вроде и рассказывать здесь больше не о чем. Только — может быть, это субъективно, но то, что называют намоленностью, здесь, в этом сельском Храме, рядом с Образом Святой, что не раз страждущим являлась, ощущается с особой силой...

Вот уже и октябрь к середине приблизился — к рубежу — к Покрову Пресвятой Богородицы! А рядом с Ксеньюшкиной Святыней розы цветут! И куст белого шиповника! Не погубил их почти зимний холод, что был недавно. Так не бывает — но всё же — есть! Наверное, не только внутри, но и рядом с устремлённой в небеса Святыней всё пространство особенное. Намоленное, как мы уже сказали…

А далее – через несколько остановок — снова Память о Пресвятой Богородице – о приходе Ея в этот мир – и о Благочестивых Родителях Иоакиме и Анне.

Не стоит село без Храма! …

Дальше не поедем – далеко… Возвратимся к тому перекрестью в любимом Преображенском.

Как мы помним, одну дорогу другая пересекает – та, по которой трамваи ходят. (Кажется почему-то, что к трамваю у нас, жителей двух столиц, отношение особое – как к исторической памяти, наверное. А ещё — в Москве по крайней мере — многие пути трамвайные около храмов повороты делают).

Итак, налево ещё одно историческое место с третьим Гвардейским Полком связанное, — Семёновские улицы – Большая и Малая, станция метро. И, конечно же, Храм, возведённый в Честь Победы Христа над Смертью. Храм, Святителем Филаретом Московским освящённый. Здесь под куполом Смерть Победивший на радуге изображён.

Один из самых «поэтических» акафистов «Слава Богу за всё» здесь каждый вторник, по благословению настоятеля, мирским чином читается.

Один из приделов в Честь Матери БожиейОбраза Ея «Всех Скорбящих Радость» — каждое воскресенье пред Образом Чудотворным звучит акафистное пение.

Другой придел в Честь Святого Князя, Русь крестившего.

А ещё — смотрят здесь на молящихся Образы Новомучеников окаянного века двадцатого. Смотрят не только с Иконописного Образа, но и с храмовой росписи над головой…

Семёновская площадь. Здесь, как и в любимом Преображенском, явлено единство служения Богу и служения воинского – у станции метро Памятник Безымянному Семёновцу – вернее, в лице его всему Славному Полку Гвардейскому.

А у подножия слова известной песни:

Мы верно служили при Русских Царях,

Дралися со славою, честью в боях.

Страшатся враги наших старых знамён,

Нас знает Россия с Петровских времён.

Воинская Доблесть, в веках живущая! Была станция метро Сталинской — да Семёновской стала! На месте сим стоял когда-то Храм Симеона Богоприимца, Сорокадневного Младенца Христа на руки принявшего и произнёсшего известные каждому христианину слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое…»

Память историческая на духовных корнях возрастает, а культ личности на богомерзких нечистотах!

И потому возвышаются над повседневной жизнью нашей Святые Храмы и Памятники Героям – Русским Воинам. И даже над этими, непонятно для каких нужд выстроенными стеклянными «чудовищами». Возвышается Память Духовная вне времени и пространства!

Да будет так до Конца Времён!!!

                                      Глава вторая «Живоносный источник имён».

Каких имён?! Конечно же, улиц, площадей и целых районов. Храмы, монастыри, как известно, – главный их источник. Потому-то и пытались пришедшие к власти бесы святые имена стереть и богоборческими заменить. Ну да всё, Слава Богу, к истокам своим возвращается…

Итак, продолжаем… В центре Москвы есть Храмы, именуемые «Большое» и «Малое» Вознесение – просто по величине. У нас же теперь — «Большое» и «Малое» Преображение.

Мы ещё вправо от того перекрестья в Преображенском не направлялись.

Несколько остановок на любом трамвае — и вот на повороте маленький деревянный, похожий на видение, Храм цвета небес на заре, словно сам из зари явленный. Как говорит история, единственный, деревянный храм, что сохранился из построенных в 19-ом веке. Он и есть «Малое» Преображение.

А один из приделов в честьМатушки-Заступницы освящён– Образа Ея Тихвинского.

(По преданию, во время возведения одного из храмов в честь Образа Сего явилась во сне сама Матерь Божия одному из мастеров и сказала, чтобы крест на куполе деревянный поставили. Да не послушались строители – разве для Прославления Матери Божией им металлического жалко?! Но когда стали крест устанавливать, вдруг упал он на землю вместе с мастером. Только не разбился никто и не покалечился. Ведь ничего скверного трудники не сотворили – просто непослушание проявили — по причине небольшого тщеславия).

А в честь Образа Сего Чудотворного возведён в Столице нашей ещё один из храмов — тот, пять престолов который имеет, купола которого словно небо ночное, звёздами усыпанное. Он у нового выхода метро ВДНХ – отсюда на 11-ом трамвае доехать можно.

А ещё один в Сущёве – недалеко от станции метро Новослободская. Там и переулок в честь Образа Сего имя получил. Тоже не за тридевять земель отсюда…

А другой придел – такое нечасто бывает – освящён в честь двух Святых, чью жизнь земную более двух тысячелетий разделяет. Того Самого Пророка, в честь которого Белый Храм в Черкизове возведён, и всей России известного Московского Митрополита, исцелившего от слепоты жену хана – за что тот в благодарность некоторые свободы Руси даровал. (Мощи Святителя в 1947 году из закрытого для посещения Московского Кремля в знаменитый Собор, что в Елохове, на грузовике везли — вместо положенного крестного хода… Самое важное, что для народа русского поклонение Святым Мощам Митрополита возможным сделалось)…

Напротив Главного Алтаря три образа соборныхНовомучеников и Исповедников Многострадальной России, Всех Святых, в Земле Русской просиявших. А между ними … Образ Святых двадцатого века – вернее, — Святые, прославленные в 2000-ом году,миряне, иноки, и Священномученики! Образа сего ни в одном из храмов, о которых беседа велась, мы ещё не видели....

В годы окаянные устоял маленький деревянный, похожий на видение Храм перед волнами богоборчества! Не прекращались здесь Литургия, Всенощное Бдение и молебны. И стали защитниками Святыни рабочие завода! Несмотря на все старания бесноватой власти, душу народа убить не смогли!...

Невольно вспоминаются времена, что называют «Вторым Крещением Руси» — начало девяностых, когда Храм Христа Спасителя на место своё предначертанное ещё не вернулся.

Как-то раз Богослужение в Святую Ночь Рождества по очереди из четырёх храмов транслировали. И вот одним из них был этот деревянный Преображенский Храм цвета зари, что в Богородском. Остановка на повороте так и называется «Богородский Храм». Чтобы путаницы не было: Храм в честь Преображения Господня возведён, а в честь Пресвятой Богородицы носит имя всё бывшее село, а ныне часть Восточного Округа, как Преображенское — в честьПраздника Двунадесятого. Потому что центром (пусть и не «географическим») любого села всегда был Храм. Потому что любой город, любое поселение, Крестом не осенённое, зияющей пустотой становится, несмотря ни на какие достижения цивилизации…

«Второй Спас…яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда».

Небезызвестный нам М.П.Горкин маленького Ваню – так будущего автора «Лета Господня» перед поступлением в гимназию наставлял, объясняя суть Праздника Преображения Господня. Пусть и не канонически, но от всего верующего сердца! Главное – что «Христос освятил» — ипосле этого уже ничего не страшно! Так, конечно же!

Ведь и слово само Преображение от «Образа» происходит. Потому что взошёл Спаситель Наш на Фавор в преддверии Искупительной Жертвы за грехи мира сего!

«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне» — эти слова И.С.Шмелёва, конечно, не только о голубом небе над садом и о нежарком солнце. «Свет в душе» — прежде всего Свет Фаворский! …

Мы же завершаем беседу — и не только о Великом Дне Преображения Господня, но и о Небесном, в земном воплотившемся – невозможно же объять необъятное.

Снова вспоминаются слова Святителя Николая Сербского: «То, что свершилось на небе, свершилось и на земле; то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе и на земле, должно свершится и в тебе».Дай Бог, чтобы свершилось!

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
23:42
352
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!