"Неизвестной" И. Н. Крамского

"Неизвестной" И. Н. Крамского

Всю ночь с небес крошило пухлым снегом...
А в час, когда заря уже видна,
Черты домов плывут, сливаясь с небом,
Явилась, как знамение, Она.

Укутан в бархат чуть колючий локоть,
И город, преклонив свои мосты,
Припудрив снегом прежний смог и копоть,
Её не оскорбляет красоты.

Как будто сутью тайны обладает,
Она царит, несуетно-свежа.
О будущем надменно не гадает,
Моменту одному принадлежа.

<br> Источник: <a href="https://poembook.ru/poem/2442601-%C2%ABneizvestnoj%C2%BB-i-n-kramskogo">https://poembook.ru/poem/2442601-%C2%ABneizvestnoj%C2%BB-i-n-kramskogo</a>
+22
00:07
391
RSS
12:40
+1
Мы с вами написали об одном и том же портрете, но по-разному.
17:18
+1
Да, забавно smile !.. Моё стихотворение очень старое — где-то ещё 90-х годов, и вдохновила меня на него радиопередача Людмилы Борзяк. Она вела такую программу «Третьяковская галерея». У слушателей спрашивали, не думают ли они, что на портрете Крамской изобразил какую-то любовницу какого-то из наших царей. Вот тогда у меня и родилось это стихотворение. Мне кажется, Крамскому было важнее, что это — «Женщина-Загадка», а не то, с кем она спит… Говорят, Людмила Борзяк потом даже читала моё стихотворение в эфире «Радио России», но я этого не слышала smile
Действительно, есть версия, что на картине Крамского изображена Екатерина Долгорукая — возлюбленная императора Александра Второго. И, хотя картину художник выставил впервые уже после гибели царя-освободителя и кончины самой княжны Екатерины, это предположение кажется близким к истине. Мне оно понравилось настолько, что я включила его в стихотворение «Запретная любовь».
22:57
+1
А ещё есть предположение, что это… Ольга Сократовна Чернышевская — любовь и жена нашего великого земляка-демократа Николая Гавриловича smile
Сомневаюсь, если учесть, что Крамской, скорее всего, писал с натуры. На момент написания картины О.С. Чернышевской было бы уже около 50 лет, «Неизвестная» же явно моложе. В любом случае, загадка до сих пор будоражит умы.
07:37
Да, но я не верю ни в О. С. Чернышевскую, ни в Ек. Долгорукую на этом портрете, а меньше всего в то, что он сделан с натуры. У Крамского женщины на всех «натурных» портретах выходили… страшненькими. А «Неизвестная» так не похожа на все его женские портреты… Для него это явно Мечта, Идеал, Загадка, плод воображения и полёт фантазий…