Исследование "Духовная преемственность русской литературы" (На примере творчества Ф.И.Тютчева и В.С

Исследование "Духовная преемственность русской литературы" (На примере творчества Ф.И.Тютчева и В.С

 «Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»

Смерть и время царят на земле, - 

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась. Исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

(В.С.Соловьёв)     

(На примере творчества Ф.И.Тютчева и В.С.Соловьёва)

 «Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»

Серебряный век – одна из самых таинственных и трагических страниц русской литературы и русской истории. Долгое время творчество великих поэтов этой переломной эпохи было под спудом безбожной, материалистической идеологии. Ныне, имея, наконец, возможность прикоснуться к великим именам, всякий культурный, мыслящий человек не может не видеть глубинную связь, духовную преемственность поэзии 19-го и 20-го веков.

Примеров такой преемственности немало, о чём писалось, например, в журнале «Русская речь». В данной же работе речь пойдёт о творчестве великих Фёдора Ивановича Тютчева (1803 – 1873) и родившегося ровно через 50 лет Владимира Сергеевича Соловьёва (1853 – 1900).

В.С.Соловьёв – сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьёва, поэт и философ, оказавший огромное влияние на целое поколение молодых поэтов: А.А.Блока, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского, П.С.Соловьёву ( младшую сестру ) и многих других; а имя Фёдора Ивановича Тютчева, очевидно, ни в каких комментариях не нуждается.

Одним из главных образов, воспетых во всём мировом искусстве, конечно,

всегда была и будет природа –

« Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть любовь, в ней есть свобода,

В ней есть душа, в ней есть язык» –

писал Ф.И.Тютчев, потому что природа — живое, творческое начало.

А вот строки В.С.Соловьёва:

« Природа с красоты своей

Покрова снять не позволяет -

И ты машинами не вынудишь у ней

Чего твой дух не угадает».

Никакая цивилизация, никакой прогресс не сделают человека лучше, счастливее, если дух повреждён, если душа, духовное начало – пустой звук.

Именно духовное начало – то главное, сокровенное, что видит и лирический герой у Ф.И.Тютчева в стихотворении «Осенний вечер»:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, пёстрый шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно – сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

В этом прекрасном, щемящем душу пейзаже, запечатлённом И.И.Левитаном, И.И.Шишкиным, К.А.Васильевым и многими другими великими мастерами, главное – « божественная стыдливость страданья», неотделимая от «разумного существа», а не биологической единицы.

И вот перед читателем «скудная природа» вместе с « бедными селениями», научающая кротости, смирению и через страдания приближающая к Христу в другом стихотворении Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…».

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что свозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил благословляя.

А у В.С.Соловьёва в одном из самых известных стихотворений «В Альпах» вовсе отсутствует описание одного из самых красивых мест земли, потому что пейзаж в данном случае – ступень духовного подъёма; потому и «мысли без речи», и «чувства без названия» как в начале, так и в конце стихотворения:

Мыслей без речи и чувств без названия

Радостно-мощный прибой,

Зыбкую насыпь надежд и желания

Смыло волной голубой.

Синие горы кругом надвигаются,

Синее море вдали.

Крылья души над землёй поднимаются,

Но не покинуть земли.

В берег надежды и в берег желания

Плещет жемчужной волной.

Мыслей без речи и чувств без названия

Радостно-мощный прибой.

Нельзя «наитие вещательного духа» (Н.С.Лесков) назвать «на ежедневном языке». ( А.К.Толстой.)

Если язычники обожествляли саму природу в проявлении стихий, то для христиан природа – нерукотворный храм Творца – и эта мысль, естественно, лежит в основе многих великих произведений искусства. И В.С.Соловьёв в своей основной ипостаси — религиозного философа писал: «Мы должны определить красоту как преображение материи чрез воплощения в ней другого, сверхматериального начала». Эти замечательные слова из небольшой статьи «Красота в природе» следует чаще вспоминать, чтобы в жизни не происходило роковой подмены понятий. Ведь даже ещё языческие философы: Сократ, Платон, жившие в 4-ом веке до Рождества Христова, — говорили об ином мире, где нет зла; о том, что красота на грани двух миров; о том, что есть музыка небесных сфер, недоступная человеческому слуху. Правда, пути в тот прекрасный мир не было, потому что Спаситель ещё не пришёл во плоти и не искупил крестной смертью грехи людей – а потому мир людей «гроб для праведника», а тело — «гроб души». Эти мысли великих, праведных язычников, по сути, предшественников христианского мышления, не могли не отразиться и в русской литературе, особенно в раннем творчестве многих поэтов.

Одним из ярких примеров такого отражения, наверное, можно считать ранние стихотворение Ф.И.Тютчева «Молчание», в котором «Мысль изречённая есть ложь», а потому и обречённый вывод: «Лишь жить в себе самом умей». И в другом его тоже раннем стихотворении «Фонтан» нельзя подняться выше «высоты заветной», а потому фонтан, а по сути человек «ниспасть на землю осуждён»:

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт…

Как жадно к небу рвёшься ты

Но длань незримо – роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

И у В.С. Соловьёва «Бескрылый дух, землёю полонённый», а всё прекрасное, заветное – «лишь сон один». Только во сне «прежний мир в немеркнущем сиянье опять встаёт пред чуткою душой». А в финале будет «тяжкое пробужденье» и снова мучительное ожидание «отблеска нездешнего видения» и «отзвука гармонии святой».

Но в стихотворении «Хоть мы навек незримыми цепями…» уже нет той обречённости, потому что «…под личиной вещества бесстрастной везде огонь божественный горит». Это даёт возможность лирическому герою смотреть и на земную жизнь более оптимистично. Похожее мироощущение присутствует и в стихотворении «Земля – владычица…», где видится, слышится, чувствуется «…сочетанье земной души со светом неземным …» – и потому « … от огня любви житейское страданье уносится, как мимолётный дым».

Любовь – основа, начало жизни, она побеждает зло, преображает мир и человека.

И вот, кажется, совсем иная жизненная ситуация, иные размышления Ф.И.Тютчева, в стихотворении «Два единства», навеянном прежде всего войной; но и здесь любовь превыше всего; она побеждает насилие, льющуюся кровь:

Единство,- возвестил оракул наших дней,-

Быть может спаяно железом лишь и кровью…

Но мы попробуем спаять его любовью –

А там увидим, что прочней…

По сути это – победа Христа, воплощающего любовь, над антихристом, который крестит «железом лишь и кровью», но перед любовью бессилен. А в другом своём стихотворении «Над этой тёмною толпою» Ф.И.Тютчев говорит о том же без всяких аллегорий:

…Но старые, гнилые раны.

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет,-

Кто их излечит, кто прикроет…

Ты. Риза чистая Христа…

«Риза чистая Христа» покроет, исцелит всё мировое зло, потому что «…любовь покрывает множество грехов…» и «…никогда не перестанет», как говорится в Священном Писании.

Тема любви, которая сильнее смерти, одна из главных и в творчестве, особенно позднем, В.С. Соловьёва. (Если так можно сказать о человеке, прожившем всего 47 лет.)

А когда без тебя

Суждено умереть –

Буду яркой звездой

Над тобою гореть –

Так написал он в стихотворении «Нет вопросов давно…»

Для его лирического героя (и не только здесь) важно только то, что «…сердце сердцу говорит в немом привете». (Стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…»). Эти стихи о том, что мир дольний есть лишь отражение мира горнего, который, как написал профессор М.М.Дунаев, «мы видим как сквозь мутное стекло». (Изначально это — тоже слова из Священного Писания). Но любовь, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестанет», которая больше, чем вера и надежда, поднимает человека над обыденностью, делает причастным вечности, приближает к тому, чтобы видеть, как сказано у того же апостола, «лицом к лицу». (Оба эти произведения, воспевающие вечную любовь, даже были положены на музыку одним из современных православных композиторов.)

И вот снова у В.С. Соловьёва обычный лесной пейзаж в стихотворении «Там, где семьёй столпились ивы…» пробуждает у лирического героя мысли о предназначении человека, и поэтому в финале он поднимается «…и над любовию земною, и над земною суетой»:

Там, где семьёй столпились ивы

И пробивается ручей,

По дну оврага торопливо,

Запел последний соловей.

Что это…Радость обновленья,

Иль безнадёжное прости…

А вдалеке неслось движенье

И гул железного пути.

И небо высилось ночное

С невозмутимостью святой

И над любовию земною,

И над земною суетой…

«Есть вечная любовь, которая, побеждающая смерть,» – говорят нам оба поэта своими стихами! И в философской статье «Смысл любви» В.С. Соловьёв писал о том, что только соединение в Боге ведёт к бессмертию, потому что «… перерождает жизнь вечною, нетленною силой благодати».

И снова одно из поздних стихотворений Ф.И.Тютчева, где выстрадавший свой духовный опыт поэт говорит, что благодать доступна лишь тем, кто «…умел…любя, страдать», а потому «чужие врачевать недуги своим страданием умел…», а иначе невозможно:

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел. Любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

И, конечно, в творчестве В.С. Соловьёва одним из самых значимых является образ Богородицы, потому что Она высшее проявление любви к грешным людям, их последняя надежда на прощение, заступница мира. Она путь духовного восхождения:

О Всесвятая, благословенная,

Лествица чудная, к небу ведущая.

С неба ко мне приклони Свои взоры…

Она своей безграничной милостью дала нам «…воду живую, в вечность текущую», и приведёт «… в горние страны, в божницу светов». (Это произведение, пожалуй, как никакое другое, похоже на молитву и напоминает песнопение «Царица моя преблагая…»). А в другом стихотворении «К чему слова в безбрежности лазурной…» Она — «…первое сиянье единого и творческого дня».

Но апогеем поэтического творчества В.С. Соловьёва, наверное, можно считать стихотворение «Бедный друг»:

Бедный друг, истомил тебя путь,

Тёмен взор и венок твой измят.

Ты войди же ко мне отдохнуть –

Потускнел, догорая, закат.

Где была и откуда идёшь,

Бедный друг, не спрошу я, любя,

Только имя моё назовёшь,

Молча к сердцу прижму я тебя.

Смерть и Время царят на земле,-

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

И каким тяжёлым был духовный путь самого поэта! Какие духовные испытания, искушения пришлось ему претерпеть, чтобы, как сказал другой великий поэт М.А.Волошин: «выстрадать великое познанье»! Выстрадать и донести до читателя: и своего современника, и будущих поколений!

И, конечно, нельзя не видеть, что все приведённые в статье стихи являют собой примеры истинно русского мировоззрения. Это — часто мучительный поиск смысла жизни земной ради обретения жизни вечной, попытка воспарить над земным временем и пространством. Именно такой образ мышления, такое мировоззрение, мироощущение создаёт великую русскую литературу, ярким примером которой является творчество Ф.И.Тютчева и В.С. Соловьёва.

P.S. Уже после погружения в творчество двух великих поэтов, прикосновения к глубинной связи их произведений невольно вспоминается одно посвящённое В.С.Соловьёву стихотворение. Это – «Воздушная дорога» в К.Д.Бальмонта. И дело вовсе не в преемственности творчества двух поэтов – символистов, хотя и очень разных. (Мы знаем об огромном влиянии В.С. Соловьёва на творческую молодёжь). И даже не то важно, насколько К.Д.Бальмонт шестым чувством проник в мироощущение своего великого предшественника. (Этот случай вовсе не единственный, например, стихотворение З.Н.Гиппиус «Крылатое», посвящённое И.А.Бунину).

Вот поистине удивительные строки:

Недалека воздушная дорога, —

Как нам сказал единый из певцов

Отшельник скромный, обожатель Бога,

Поэт-монах Владимир Соловьёв.

Везде идут незримые теченья,

Они вкруг нас: они в тебе, во мне.

Всё в мире полно скрытого значенья,

Мы на земле – как бы в чужой стране.

Мы говорим. Но мы не понимаем

Всех пропастей людского языка.

Морей мечты, дворцов души не знаем,

Но в нас проходит звёздная река.

Ты подарил мне свой привет когда- то,

Поэт-отшельник с кроткою душой.

И ты ушёл оттуда без возврата,

Но мир земли — для неба не чужой.

Ты шествуешь теперь в долинах Бога,

О дух, приявший светлую печать.

Но так близка воздушная дорога,

Вот вижу взор твой – я с тобой – опять.

Многое, написанное здесь, обращено ко всем людям, понимающим, даже скорее, чувствующим, что есть что-то большее, чем наша повседневная жизнь; что не всё человеку дано постичь на земле. И пусть не дано человеку понять «всех пропастей людского языка», «морей мечты» и «дворцов души», но «звёздная река» соединяет земное и небесное, временную жизнь с вечностью. Потому и не слышится здесь неизбывной тоски, звучащей в некоторых ранее приведённых произведениях.

Сам В.С.Соловьёв один из своих трудов посвятил памяти Ф.М.Достоевского, называя его представителем нового, христианского искусства. И один из любимых героев великого писателя говорит о том, что многое на земле от нас скрыто, но взамен того дарована живая связь с Христом; о том, что «корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных». Эта мысль одна из главных и в «Воздушной дороге», где уже название отражает незримую связь двух миров. А помогли её найти, увидеть, ощутить «отшельник скромный, обожатель Бога, поэт-монах Владимир Соловьёв» и многие великие писатели, до и после него. И данное стихотворение — один из ярких примеров духовной преемственности великой русской литературы, чему посвящена данная работа.

Литература.

  • 1.Сборник «Антология Серебряного века русской поэзии».
  • 2.Стихи разных лет и статьи Ф.И.Тютчева.
  • 3.В.С.Соловьёв «Красота в природе».
  • 4.В.С.Соловьёв «Смысл любви».
  • 5.В.С.Соловьёв статьи о Платоне
  • 6.Статьи журнала «Русская речь» разных лет.
  • 7.М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений».

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
14:23
441
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!