Как хорошо со Святителем рядом!

Как хорошо со Святителем рядом!

Как хорошо со Святителем рядом!

Глава первая «Из глубины веков на Русь Святую »

Хорошо, когда душа благодатью наполняется – и нет места дурным чувствам и мыслям.

Когда к Святым, преисполненными любовью очами с образов на нас взирающих, словно к старшим друзьям, словно к родным, словно к мудрым наставникам приходишь. Как здесь, например, — в Храме Святителя Мирликийского, Скорого Помощника осуждённых неправедно, да и просто порог судилища переступить вынужденных; Скорого Помощника нищетою задавленных; Скорого Помощника путешествующих. Святителя, к которому весь мир христианский в скорбях за помощью идёт. Не только к нему, конечно, — да только Угодника Святого и в России, и в Италии почитают. Святитель Николай, на Русь Святую из глубины веков пришедший…

Сколько Храмов на Руси в честь Чудотворца Мирликийского возведено!...

И вот один из них в той части Столицы нашей, что Память о Восхождении Христа с Учениками на гору Фавор хранит – и о Первом Полке Гвардейском, конечно. Даже в годы безбожные Память сия с карты Москвы не стиралась.

Здесь всё благодати особой, неизъяснимой преисполнено. И Памяти духовно-исторической.

Нет храма, в котором Святитель с образа на пришедших не взирал бы – а то и с нескольких.

И смотрит Святой Николай как-то по — особому – словно немую беседу с каждым ведёт.

Здесь же Святитель с трёх образов взирает, а ещё с четвёртого – при входе. И с колокольни – на всю округу…

Один из образов напротив входа, а рядом Крест и Икона в рост человеческий, с которойПречистая взирает. Она — Всем скорбящим радость приносящая. А скорбящие вокруг Матери Божией, может быть, с последней надеждой пришедшие. Вспоминается невольно удивительно светлое песнопение «Всем скорбящим радосте» В.П.Титова.

Чуть справа от Пречистой Святые Жены, имена двух столиц в именах своих запечатлевшие. Подвиг юродства после смерти мужа принявшая и от рождения слепая, да верующим сердцем видевшая. Ксеньюшка и Матронушка, как люди православные с любовью называют.

А над ними ещё один Образ Ея, имя которого с колыбелью веры Христовой связано — и с Ней Родители Святые. Ныне Образ сей в алтаре, а здесь взирают на молящихся те, с которых, как с ручейка малого река полноводная, православное монашество началось. Святые, много веков назад в Пещерах Киевских подвизавшиеся — Феодосий и Антоний! И не страшны им границы и беснования политические. Вера православная выше!

Кажется иногда, что смотрят Святые Подвижники на нас, в двадцать первом веке живущих, с некой укоризной что ли, словно вопрошая, как могла Святая Русь расколоться и к власти богоотступников допустить.

Господи, вразуми нас по молитве Святых Монахов

Глава вторая «Вместе со Святителем на Русь пришедшие»

А немного слева Образ Исцеляющей Святости. Какие мудрые слова: «целитель», «исцеление» — они о восстановление целостности, грехом разрушенной напоминают. О том, что именно грех – начало недуга.

Нет, наверное, ныне православного человека, к Святому Мученику – Великомученику с молитвой о спасении от морового поветрия не взывающему. Молим о «прегрешений оставлении» — без того и плоть не исцелить. Святого Целителя Пантелеймона и в годы безбожные знали.

А напротив него образ Святого «Соратника», наверное. Того, который сокольничего царя грозного от неминуемой погибели спас. Того, что, как и Святой Пантелеймон, смерть от беснующихся язычников принял. Тоже юный и прекрасный душою, плотью и разумом Святой Целитель Трифон.

Святые Целители! Помогите заблудшим понять наконец, что моровые поветрия не иначе, как по грехам нашим посылаются…

А те, что с Целителем Трифоном рядом, зримо не в каждом храме явлены. Святой Воин, имя которого невольно с победой под Полтавой в уме и душе связывается. Высится в память о победе «под знамёнами Петра» Храм красоты неземной надо всеми улицами окрестными, что рядом со знаменитым Домом Художника.

Здесь же – в Храме Святителя Мирликийского есть иконописный Образ из глубины веков на Русь пришедшего Святого Воина Иоанна.

А рядом… Когда-то автору очерка сего просто жизненно необходимо было житие его найти – для воспитания юношей…

Здесь этому Древнему Святому, в юности жизнь за Христа отдавшему, молебны служатся…

К сожалению, житие его не настолько известно, как Святителя Николая или Целителя Пантелеймона.

Юный красавец, со своею хозяйкой страстью нечестивой связанный, в одночасье Мучеником Святым стал и словно знал о том наперёд. Открыл Господь – за подвиг грядущий. «Может быть, моё тело привезёшь», — сказал юноша хозяйке, возжелавшей почему-то тело мученика христианского иметь. И свершилось – привезла она тело Мученика Вонифатия

Вот и ещё один очень серьёзный повод задуматься об искуплении грехов. Всей жизни греховной…

Глава третья «Матерь Божия и Святые Угодники вне времени…»

Православный храм – Дом Божий, по канону построенный и устроенный. А потому говорить о каждом образе, с которого Святые на пришедших взирают, большого смысла, наверное, нет. Да и при всём благоговении перед Святостью, говорит автор прежде всего о том, что душу и ум всколыхнуться заставило, о том, что вспомнилось помимо…

Есть в каждом Доме Божием «уголок» или, как говорят некоторые, — «стена» Матери Божией. Вот и здесь – рядом с Алтарём Образ, впервые на Горе Святой много веков назад явленный и во многих списках в Россию привезённый. Она на троне – Она Всецарица. Ныне почти в каждом храме Образ Сей явлен – потому что, как сказала когда-то одна благочестивая женщина: «Рак ждать не может»… Думаю, объяснять больше нечего и не для чего…

А рядом Образы, о покаянии прежде всех напоминающие. Слева Души Погибшие Взыскующая – Образ созданный в благодарность за спасение крестьянина во время пурги.

Совсем недавно Образ Сей и над бывшим каторжным трактом вознёсся – и «вырос» на месте том Храм, стражем, прибежищем от беснования ставший. (См. очерк «Свершилось…»).

Пресвятая Богородица! Взыщи души, грехом одержимые

Справа Образ, молитва пред которым на краю пропасти спасла грехом пьянства одержимого, на ногах опухших еле передвигавшегося. Милость великую даруя, явилась Сама Матерь Божия, и сказала идти в монастырь, чтобы найти там Образ Ея, Неупиваемой Чашей именуемый. После сего изменил крестьянин жизнь греховную…

Ныне о таких, как он, почти в каждом храме молитвы возносятся. И о тех, кого наркотики в плен взяли. Только не бывать исцелению без доброй воли, без покаяния, без жгучего желания от греха, душу и плоть убивающего, освободиться… Не должно русскому человеку в плен зверю ненасытному сдаваться!

Пресвятая Богородица! Протяни руку Милости Твоей в бездне греха утопающим…

А ещё при взгляде на Образ Сей вспоминается невольно замечательная повесть И.С.Шмелёва — то же имя, что и Образ Сам носящая. Вспоминается, как исцелился пред Образом Неупиваемая Чаша Мартын убогий, на костылях с войны возвращавшийся. Ночью после молебна пришла к нему Сама Матушка-Заступница…

И вот на следующий день бегал вчерашний калека у врат монастырских, о чудесном исцелении всем рассказывая… Повесть стала настольной книгой для многих русских людей, с Родиной слугами антихриста разлучённых…

Рядом Образ, можно сказать, Святости Семейной, ныне почти в каждом храме пребывающий. Образ тех, что в жертву себя за впавшую в беснование Россию принесли, под хасидскими ножами ритуальными смерть приняв.

Господу подобны Вы своей любовью,

Потому не рвется золотая нить.

Все грехи России, смывши царской кровью,

Не перестаете Господа молить.

Наперед все знали, прозорливо видели,

Да простит мне Боже неумелый стих.

Всей Руси-обители, Ангелы хранители,

Ближе многих близких и родней родных.

Множество строк стихотворных на ум невольно приходит. Но главное, что «прийти» должно — это осознание трагедии, с Родиной нашей случившейся. Осознание того, что не должно истинно русскому человеку повторять богохульство «гнилого» либерализма…

А потому вслед за автором стихотворения, песней ставшего, обратимся к Ним идущими от сердца словами: «Мученики Царские, вымолите нас»

Есть Имена Святые, каждому верующему знакомые – а с кем-то впервые встречаешься – без кавычек… Рядом с тремя Образами Пречистой и Царственными Мучениками пребывает Образ Древнего Святого, шестнадцать веков назад недалеко от Храма Влахернского подвизавшегося. Святого, достигшего, как в Житие говорится, «совершенства, подобного ангельскому». Святой Потапий Фивский, Константинопольский...

Сегодня перед Иконой Его долго юноша в молитве пребывал…

Снова и снова осознаётся и ощущается сердцем простая истина — Древние Святые на Русь пришли, чтобы для нас «своими» стать и помогать в скорбях – как Святитель Николай…

Глава четвёртая «Уголок» Святости Семейной».

А в левом приделе именно «уголок Святости Семейной» — точнее, наверное, и не обозначить. Образ о Приходе Её в мир говорящий – именно «говорящий» — потому что на иконе всё живое, всё вне времени, пространства и привычной миру земному силы тяжести. А ещё говорящий о Родителях Ея Святых, о том, что неспособность родить чадо для христианина не повод для разрушения брака. А ещё о том, что присутствие мужа при родах – порождение бездуховной цивилизации – рядом с Анной служанка, роды принимающая, а Иоаким в стороне — и даже не в центре. Могут супруги на иконе вместе быть, если уже родившееся и спелёнатое чадо у них на руках – но не ранее того. Икона многому научает, если «прислушаться» к ней…

Об Образе этом князь-философ Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Очерках…» с особым чувством говорил – как о воплощении любви человеческой, от любви Божественной неотделимой…

Впрочем, о Рождестве Матери Сына Божьего мы много раз беседовали. (См. цикл очерков «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший» или «Родники Русской Святости»)…

А рядом Образ Христа – Тот Самый – Нерукотворный, Чудом во время земной жизни Спасителя Сотворённый. Образ, с которым будут идти на битву воины русские – и гнать супостата с Родной Земли.

Слева и справа два Образа Матушки-Заступницы. Один из них, может быть, и не в каждом храме есть, да всей Руси Святой известен. Образ, как говорят герои одной из пьес в Духовном Театре «Глас», рубежи западные охраняющий, имя которого с древним городом русским связано. В честь образа Сего Монастырь Новодевичий возведён и улица, к нему ведущая, Пречистенкой именуется. Смоленская Икона Матери Божией!

Помнят все, наверное, пламя адово, в 2010 году разгоревшееся, и небо, дымом от людей сокрытое. Отступило пламя и небо расчистилось именно в День Памяти Образа Смоленского.

А ещё вспоминается невольно прихожанами в благодарность украшенный Образ Смоленский Чудотворный, что в Храме Великомученицы Ирины – недалеко отсюда...

Другой же Образ Чудотворный — Толгский. Явила Матерь Божия Образ Свой на месте впадения речки Толга в Волгу – Икона в воздухе парила – и только по горячей молитве покаянной епископа Прохора спустилась к людям. А после вознёсся над Волгой Монастырь...

А для нас, москвичей, связан Образ Сей прежде всего с Монастырём, от которого знаменитая Петровка имя своё получила. В Высоко-Петровском Монастыре у входа Храм в честь Образа Сего – а там по благословению Акафист пред Образом Матери Божией Толгская мирским чином читается – и сами прихожане поют. (Автору очерка посчастливилось однажды со студентами к чтению Акафиста присоединиться)...

Рядом Батюшка Серафим, Всероссийский Батюшка Иоанн Кронштадтский, самый строгий Пророк — Илия – да кто же из православных имён этих не знает?!

А напротив – тут же в левом приделе Матерь Божия, а рядом пламя. И пастухи с трепетом на Неё взирают. Кто-то сказал однажды, что это – Неопалимая Купина. Нет – пред нами в столь непривычном изводе Образ Почаевский, о чудесном явлении Пречистой, на месте том Милость Свою явившей. Почаевская Лавра – один из оплотов Православия в государстве, где у власти богоотступники.

Пошли, Господь, народу вразумление и избавление…

И, конечно, рядом один из Образов Святителя, в честь которого храм возведён…

Вот и всё, пожалуй…

___________________________________________________

P.S. На фасаде надпись об освящении Никольского Престола, об освящении Святителем Филаретом Московским Единоверческого Монастыря. За год до кончины Митрополита, что к Лику причислен будет.

А рядом Храм старообрядческий – в честь Успения Матери Божией. Хочется надеяться, что не попустит больше Господь избиения до полусмерти, «перекрещивания», что у С.А.Нилуса описаны. Не попустит позора, в «Соборянах» Н.С.Лесковым изображённого. Не попустит реформ, к трагедии, к ненависти, раздору, гибели людей приведших. А из родов старообрядческих много достойных людей вышло.

И Святителя Николая, из Мир Ликийских на Русь пришедшего, мы все почитаем…

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Святителю Отче Николае! Моли Бога о нас. Моли Господа о России. 

Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:10
299
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!