Цирк

Вокруг так тихо, как, наверное, никогда не бывает в цирке. Мало кто не переживает за счастливый исход этого волнующего номера. «Мне кажется или здесь очень жарко и невозможно дышать?» — думала Лена, стоя на узкой перекладине, на высоте восемнадцати метров. Конферансье[1] объявляет: «На арене цирка воздушные акробаты Елена Саламонова и Игорь Троянов». Он говорит что-то ещё, но Лена его не слышит. Всё как будто далеко от неё и картина перед глазами мутная, расплывчатая, словно в тумане.

« Игорь… Где он?» — мелькнуло в голове девушки, — «Всё нормально, стоит, улыбается мне. Надо улыбнуться в ответ». Но улыбка вышла у неё какая-то совсем странная: натянутая, недоверчивая и полная страха – страха позора. Конферансье всё говорил. «Это хорошо» — думала Лена, — «Пусть, пусть рассказывает».

Елена подняла глаза немного наверх и снова оценивающе посмотрела на канат, привязанный к трапеции[2]. «Не выдержит» — тихо сказала она, голос её дрогнул. Одна из верёвок была надорвана у основания. Конечно, трос не мог порваться сам и Лена прекрасно это понимала. Его кто-то испортил специально, причём так ловко, чтобы перекладина повисела, покачалась минуты две, а потом уже верёвка и не выдержала.

«Никто не мог этого сделать, никто! — носились мысли в голове девушки, — Как бы то ни было, прерывать номер нельзя. В зале сегодня очень значимые люди, от них зависит моя судьба. Мне нельзя останавливать выступление. Менять трос долго, а комиссия уезжает завтра. На меня даже смотреть не станут… И ведь Игоря тоже подведу. Зря он не согласился с Катей выступать, из-за меня его тоже не возьмут».

Сегодня в цирке действительно присутствовали «очень значимые люди», которые отбирали артистов для работы в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре. Программа Елены и Игоря обещала быть достойной внимания, особенно теперь, когда была обречена на провал.

***

«В Москву она захотела. Да-да, поедешь, теперь-то уж точно возьмут самую первую. Игоря моего себе переманила, половину элементов украла и лучшую подругу из себя строит, ну-ну. Опозоришься и никуда не поедешь» — думала Катя, наблюдая из-за кулис за тем, что должно было вот-вот произойти. Её карие глаза зло блестели. Девушка немного нервничала и ежеминутно заправляла непослушные густые волосы за ухо.

«…только сегодня вы сможете наблюдать выполнение этого элемента без страховки» — послышались завершающие слова ведущего.

«Да, давай-давай, без страховки… Как? Как без страховки?! — подскочила Катя, — Нет, стойте, подождите, не начинайте. Нельзя. Она же разобьётся».

Но было уже поздно. Лена летела с бешеной скоростью, крепко держась за перекладину. Её и без того светлая кожа стала совсем бледной, все мышцы были напряжены до предела. Тёмно-каштановые волосы, надёжно закреплённые в небольшом пучке, делали лицо ещё более натянутым. Лена перевела взгляд на канат – держится всего на нескольких нитях, грозящих вот- вот порваться.

***

«Отступать уже некуда. Надо сделать всё, на что я способна и всё, к чему я так долго готовилась, я и Игорь. Его подводить уж точно нельзя. И почему он решил выступать со мной?!» — Лена печально посмотрела на своего партнёра.

«…только сегодня вы сможете наблюдать выполнение этого элемента без страховки» — завершил свою речь конферансье.

«Пора» — подумала девушка и крепко взялась за перекладину. Заиграла до боли знакомая музыка, казавшаяся сейчас просто оглушительной. Лена глубоко вздохнула и, оттолкнувшись ногой, полетела вперёд, прорезая телом воздух. Она не прокручивала в мыслях каждое своё следующее движение, как делала это обычно, её мышцы сами выполняли давно выученную программу. Вот она пролетела почти половину арены. Кувырок: натянутые ноги на секунду остановились наверху, смотря прямо в центр циркового купола, и стремительно понеслись вниз. Она приблизилась к противоположной стене, сделав при этом несколько переворотов и, набрав ещё большую скорость, полетела назад, один раз оторвавшись от перекладины, чтобы выполнить оборот вокруг своей оси. Эти секунды были для неё вечностью. Вот Лена снова у того места, откуда она начинала программу. Девушка заметила краем глаза, что Игорь был уже готов, вися вниз головой на своей трапеции. Всё шло так, как и было задумано, секунда в секунду с музыкой, становившейся всё более напряженной. Лена без усилия, но с явным облегчение оторвала руки от своей перекладины. Сделав пируэт-сальто[3], затем просто сальто и поворот по горизонтали, девушка крепко схватила руки Игоря, подлетевшего к ней на своей трапеции.

Было слышно, как зрители в зале выдохнули с облегчением. Лена могла их понять, ей было намного уютнее и надёжнее находится в руках Игоря, который уж точно не даст упасть.

-Трос порван, — быстро сказала она в перерыве между элементами. Игорь молчал, разговоры отвлекали, но он всё понял. Сейчас Лена должна опереться на плечи Игоря, который, в свою очередь должен будет стать на перекладину, после чего пара создаст ощущение падения, в ходе которого партнёры возвращаются в прежнюю позицию: Игорь вниз головой держит Лену за руки. Но это здесь не самое интересное, а самое интересное здесь то, что девушка должна будет снова вернуться на свою трапецию, которая, как была убеждена Лена, не выдержит силы, приземления.

-Не делай банолло[4], — сказал Игорь, когда Лена стояла у него на плечах, — Вольтиж[5] без отрыва.

— Нет, — резко ответила девушка, и через секунду уже висела на руках Игоря.

Вся жизнь проносилась перед глазами за те секунды, которые требовались, чтобы подлететь на нужное расстояние к злосчастному снаряду. Лене вдруг вспомнилось всё детство, проведённое в этом самом цирке. Её родители тоже работали здесь, поэтому атмосфера цирка была знакома девушке с самого рождения. Она всегда знала, что будет воздушной гимнасткой, такой же бесстрашной и красивой, как и родители.

Она вспомнила Катю, появившуюся в её жизни тоже довольно рано. Тот день, когда шестилетняя девочка в первый раз пришла на занятия, занимал в сердце Лены большое место. Конечно, подруги нередко ссорились, но при этом не видели жизни друг без друга.

Игорь пришел в этот цирк около пяти лет назад и сразу завоевал сердца девушек. Лена была готова на жертву ради подруги, но не Катя. Тогда они все втроём решили, что останутся хорошими друзьями, хотя Катя так и не смогла принять такое решение до конца.

И теперь в этот напряжённый момент Лена думала только о родном цирке, который вот-вот может её погубить.

-Не делай, — в последний раз попытался Игорь. Но девушка категорично покачала головой. Парень хотел было силой не давать ей выполнить этот элемент, но вовремя понял, что если хорошо не разгонится, то Лена точно упадёт.

«Раз, два, три, прыжок», — девушка отпустила руки Игоря, приближаясь к своей трапеции, делая санжировку[6] и сальто. Оказавшись на мгновение вниз головой, Лене показалось, будто на арене что-то происходит, но что она так и не смогла разобрать. Завершено сальто, перекладина подлетела как раз вовремя. «Хоть бы выдержала», — подумала девушка, схватившись за неё обеими руками.

***

В тот момент, когда Лена долетала до противоположной стены, Катя бросилась с места. «Да где же все?» — думала она, бегая за кулисами.

-Пётр Иванович, подождите Пётр Иванович…Там Лена…сейчас разобьётся…У неё трос порван! — говорила она еле дыша.

-Что за ерунда, Катерина? — отвечал Пётр Иванович, мужичок среднего роста лет пятидесяти с очень необычным и запоминающимся лицом, — Мы всё проверяли.

-Я сама его это… — призналась Катя.

-Как?! — глаза мужчины вдруг нервно забегали, наверное, он понял, что такими вещами не шутят.

-Стёпа, Коля…батут. Быстрее, быстрее! Шевелитесь же, — метался Пётр Иванович.

Несколько крепких ребят выбежали на арену и начали разворачивать серую плотную сетку батута.

-Запуталась, чтоб тебя.

-Женька тяни, разворачивай.

-Давай-давай, натягивай.

-Он её не спасёт. Натянут батут очень низко, Ленка всё равно ударится с такой-то высоты, — почти шёпотом и чуть не плача говорила Катя.

***

«Только держись, прошу тебя», — думала Лена, вися на перекладине. Она летела под куполом цирка, не замечая ничего кроме верёвки трапеции. Сейчас надо сделать сальто. Лена собралась с духом и выполнила его, как и полагается. Зал, казалось, перестал дышать в этот момент, ведь люди тоже понимали – что-то произошло. Лена как можно мягче приземлилась на перекладину. Звук рвущейся ткани. Девушка определённо его слышала. Она настороженно подняла глаза наверх и тут же их опустила. Всего одна тонкая верёвка. Она не выдержит ещё одного прыжка.

«Если не сделаю обещанного элемента, то не пройду отбор. И Игорь из-за меня, — думала она, — Сделаю – упаду, верёвка не выдержит». Время бежало стремительно, не давая возможности принять решение. «Надо делать, но как? Думай, ну же, думай, — говорила Лена сама себе, — Не то сейчас полечу вертикально вниз». Ещё каких-то несколько секунд и нужно делать. «Вертикально вниз, вертикально, — крутилось в голове девушки. — Конечно, ну, конечно же! Хотя, могу ведь и не удержаться…»

-Бамбук[7], жди, — как можно громче сказал Лена.

Игорь её услышал, но сильно занервничал. Парень понял, что задумала его партнёрша и это ему совершенно не нравилось.

Лена схватилась за перекладину, переставив руки ближе к краю, так, что они почти касались целой верёвки. Девушка легко подняла туловище, зацепившись ногами за другой край перекладины. Она выдохнула и резко, со всей силы ударила ногами по трапеции. Верёвка оборвалась.

-Сейчас, — крикнула она при этом Игорю.

Лена висела на том, что осталось от трапеции. «Получилась! — думала она. — Надо как-то восполнить невыполненный элемент».

Игорь оттолкнулся и полетел навстречу Лене, как только она дала ему знак. И сейчас они неумолимо приближались друг к другу. Девушка сделала несколько круток на новом «бамбуке» и даже выполнила один давно забытый элемент.

Когда Игорь был уже совсем близко, она сказала: «Тройное колесо с приземлением». Это был приём, придуманный Леной и Игорем около года назад. Он сочетал в себе несколько сложнейших элементов. Но пара так и не смогла воспроизвести в жизнь собственное изобретение, и, вскоре, они перестали отрабатывать элемент, оставив его теоретическое описание более талантливым и опытным потомкам.

Игорь не успел ничего сказать, но можно было просто посмотреть в его глаза, чтобы понять, что он чувствовал в тот момент: опасение, страх и надежду.

Лена надёжно схватила руки парня, освобождая импровизированный бамбук. Нужно хорошо раскачаться. Сейчас. Лену подбросило вверх по инерции и, сделав сразу три сальто, она стала ровно посередине перекладины.

Движения вспоминались сами собой. Девушка поднялась по верёвке ещё выше, держась одними руками. Она даже сделала вид, будто идёт по невидимой дороге, чем немного разрядила обстановку в зале.

В это время Игорь встал в полный рост на перекладину, а на его плечи опустилась девушка. Здесь начиналось самое интересное. Лена медленно облокотилась спиной о спину Игоря, держась руками за его туловище.

Выждав несколько секунд, чтобы заинтересовать зрителей, парень вдруг прыгнул вперёд, а Лена в тот же самый момент отпустила руки. Кто-то в зале испуганно ахнул. Но Игорь вовремя успел схватиться за перекладину, а через секунду и девушка держалась обеими руками за ступни партнёра. Они оба были счастливы, у них получилось. Зал взорвался аплодисментами, зрители тоже были счастливы.

***

-О господи, Лена. Прости меня. Я…я не знала — Катя обняла подругу, слёзы катились по её плечам.

Все собрались вокруг девушек и смотрели на Катю. Пётр Иванович вышел вперёд и ждал объяснений.

-Простите… я не знала… я не хотела, — рыдала Катя.

-Так это ты?! – произнесла ошеломлённая Лена.

Катя не отвечала, а только сильнее залилась слезами. Она подняла глаза на Игоря. Парень смотрел на неё осуждающе.

-Прости-и-ите меня-я-я.

У Лены навернулись слёзы, и она поспешно отвернулась. Игорь взял её за руку, и они вместе ушли в свои гримёрные.

«Может так оно и лучше. С этим элементом нас точно возьмут. Как хорошо, что я не подвела Игоря», — думала Лена, держа парня за руку.

«Всё стало только хуже. Теперь меня все ненавидят, и точно не возьмут в Москву», — думала Катя.

А Игорь был просто рад, что не ошибся с выбором.



[1] Конферансье (нем. Sprechstallmeister) — работник цирка, ведущий циркового представления

[2]Трапеция (греч. trapesion — четырехугольник с неравными сторонами, букв. — столик). Гимнастический снаряд — металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках, прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе и в упоре как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

[3] Пируэт-сальто (франц. Pirouette — поворот, оборот, см. сальто). Сальто, выполненное с одновременным вращением тела акробата на 360° относительно продольной оси.

[4] Банолло — (от фамилии первого исполнителя упражнения, итальянского артиста Л. Банолло) гимнастическое упражнение — перелет с одного турника на другой с поворотом на 180 градусов в стойку на руках.

[5] Вольтиж — упражнения на раскачивающейся трапеции, а также отрывные упражнения в парной работе гимнастов на рамке, бамбуке, доппель-трапе.

[6] Санжировка в гимнастике — темповый поворот на 180° махом вперед на турнике или в полете.

[7]Бамбук — (от малайского bambu — род тропического растения) снаряд для воздушной гимнастики, представляющий собой металлический шест, длиной 3-4 метра, подвешиваемый вертикально, на котором упражнения выполняются двумя гимнастами. Название снаряда от известного растения, толстый ствол которого когда-то использовался в Японии и Китае для изготовления першей, трапеций.

+35
00:47
765
RSS
Комментарий удален