О Смеде и сыновьях

О Смеде и сыновьях

Языческие боги в лесах и горных нишах Старой Планины

хранят сокровища, власть над реками, озёрами, дождями

и засухой...


В лесах болгарских Баба Золотая
расставила служителей: змея,
русалка, пень. История простая –
о Смеде* повесть начинаю я.

О Смеде, что ушла в леса Планины,
оплакивая мужа. И взяла
четырнадцать сынов своих родимых
и горстку материнского тепла.

Не быть им под турецким глазом злобным
и гроздья винограда не срезать,
не жить в земле, что стала местом лобным! –
так молвила сынам под вечер мать.

На сборы — до захода солнца время
(взять тёплую одежду не забыть).
Уходит в ночь, в леса младое племя,
чтоб жить в свободе, а не в рабстве гнить.

Привалами короткими у речек
хрустальных, чистых, напевала мать
своим сынам о доле человечьей,
о горе том, то лучше бы не знать.

О том, что их отец сражался лихо
за дом их, за деревню, за народ.
Трещал костёр и спали дети тихо
на берегу, где водяной живёт.

О Бабе Золотой и о Софии
хранил народ сказание в веках:
в воде русалки жили разбитные,
сидели совы рядом на ветвях.

Легенды о языческой богине
забыты в православных деревнях.
Но живы духи в чаще и поныне –
уселись на разлапистых ветвях.

Глядят на Смеду и её богатство:
четырнадцать сердец, упавших в ночь.
Какое уж такое святотатство
их оградить от зверя и помочь?

Помочь избушку первую в чащобе
соорудить из веток и стволов.
А леший обещал помочь в учёбе
рубахою ловить в реке сомов.

София знает, как прожить на свете
без деревенских изб и без коров.
У слуг богини научились дети,
как чистить рыбу и сушить улов.

Как суп варить, кореньями богатый,
как шапки шить и шубы из лисы.
Не пропадут отважые ребята
в лесах болгарских девственной красы!

И лес рубили, и смотрели гордо
на первую дорогу под горой.
И тыкался телок в ладони мордой,
приблудный, первый, ласковый такой!

А леший и русалка помогали,
а пень трухлявый нашептал коня.
Без этой тихой помощи едва ли
пришла арба, колёсами звеня.

А турки что ж — простили и забыли
о бегстве и опальных сыновьях?
Злопамятны и злы их души были,
когда на хутор, нагоняя страх,

блестя кривою саблею, украдкой,
средь тёмной ночи пробирались в дом.
Сова кричала трижды. Сетью гладкой
опутан старший. И убит потом.

И турки отступали. Раз и боле.
Сожгли посевы. Вытоптали лён.
Но тот, кто раз познал блаженной воли,
не будет снова схвачен и пленён!

Уж лучше — смерть. Стояли насмерть парни,
а с ними мать и Софья, и овраг,
чтобы в густых лесах старинной Варны
ушёл ни с чем презренный злобный враг.

Так начиналось Смядово. Со Смеды,
с лесного хутора, с языческих богов.
И там, где знания языческого веды –
там тени предков, бога и основ.

Там ухает сова и плещет рыба
русалочьим хвостом, там ведьмин глаз.
Кто знает, как дружить с природой — прибыль
получит в дом в благословенный час.

Так и у Смеды с сыновьями. Город
уже давно раскинулся, широк.
Встают на горизонте синем горы,
блестит в лучах покрытие дорог.

Здесь пряный мёд целебный, чистый воздух,
здесь даже пень в болоте не гниёт.
И Золотая Баба бает звёздам.
Она как раз над Смядово живёт.



*В поэме отражена легенда о смелой и свободолюбивой болгарке по имени Смеда, которая в 16-17 в.в. вместе со своими 14-ю сыновьями основала село, а затем город Смядово.

0
07:51
984
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!