Путь к слову

ПУТЬ к СЛОВУ

(от кромешной тьмы до жгучей крапивы)

Достояние неоспоримое – язык наш, словесность. Есть даже мнение, что славянами, а еще словенцами, словаками народ стал называться от понятия слова, словесности. Конечно, любой народ, любого наречия может гордиться своим языком. И понимая, какой огромный, с «перекатами» извилистый долгий путь прошел наш язык через тысячелетия хочется понять его исторические и смысловые истоки.

Есть компетентное мнение, что вначале было Слово.

Великий хореограф утверждал: вначале был жест – информация передаваемая пластикой тела, из которого впоследствии родился танец.

Но все же, не отвергая справедливости сказанного, полагаю – изначален звук. 

Ибо именно звуками наполнен мир, звуки жили и живут независимо от нас, а человек только дополнил мир звуков, внеся в этот хор Природы звучание своей деятельности и свою осмысленную речь.

И именно звук, пройдя долгий путь, стал и словом, и музыкой….

Прежде всего, это ̶ слова звукоподражания – жужжит, тарахтит, стучит, скребёт, стучит,…шепчет…. и др.

Есть такой звук «кр», за которым целый строй слов и определений, история языка и культуры, имея в виду, что и этот слого-корень частица звукового ряда, наполняющего мир.

Звук «кр» возникает при плотном взаимодействии двух достаточно твердых предметов, издающих обычный скрип или скрежет. Прежде всего, этот звук мог появиться и в деятельности древнего человека, который что-то мог скоблить, царапать или крутить один предмет вокруг своей оси, прижимая его к другому предмету (ковырять, царапать, сверлить отверстия). В данном случае известна связь данного звука с процессом добывания огня трением твердых, как правило, деревянных брусков. В этом случае имеем древнее название огня – «крес» (предполагаю, что слово возникло из звукоподражания – кр и определения – есть сие), а по сути КР – звук, основа слова обозначавший понятие огонь.

Добывался огонь чаще всего в результате процесса кручения деревянных палочек или даже бревен. Если же происходило трение проскальзыванием брусков, то этот процесс был связан вероятно с появлением слов со слого-корнем тр – трение, тереть, трут, труд и т.д.

Другим важным действием, можно считать процесс нанесения изображений и первых символов путем скобления, царапанья на камне, глиняных дощечках и др. – в результате слова «манускрипт» – дословно «написанное рукой — рукой скребу», «санскрит» – дословно «высокий – сановитый язык, написанный рукой», «скрижали» и др.

Само слово «скрип» несет в себе звук «кр». На английском скрип: creak, scratch, crunch; на немецком: Kratzen; по-французски: craquement, cri, grincement; на итальянском: scricchiolio; на испанском: chirrido, crujido; на славянских языках скрип – скрип. Здесь очевидно «родство» слов, в которых присутствует слого-корень «кр», что указывает на древнейшее появление выше приведенных слов, которые появились в результате звука, сопровождающего скрип.

А трансформация скрипа в звуки музыки возможна таким инструментом как скрипка.

Слово «крес», которое теперь хоть и не используется активно в языке, определило целое направление в формировании ряда слов, понятий и иных смыслов. Огонь – крес и в настоящее время является неотъемлемой часть ритуалов, таких как церковные, – например, таинство Благодатного огня, богослужение или торжество огня олимпийского.

К слову «крес» можно отнести появление таких слов как «кресало» – простейшее устройство добывания огня, «кремень», а по-гречески «кремний» – камень-минерал, который и использовался в кресало для добывания огня, в кремневых ружьях 17 и 18 веков.

Замечательное слово «искра» – иначе говоря «из огня – из кра» или ещё «искра» – предшествие, начало огня, подобно слову «исток» – предшествие, начало течения (тока) реки.

Слово «искра» на различных славянских наречиях звучит похоже: по-украински, болгарски – скра, по-старославянски, польски, словацки – искра, чешки jiskra.

Так же слова воскреснуть и воскрешение (воскресение), крестьяне связаны со словом крес. Видимо первоначальный смысл этих слов был связан с угасанием и возгоранием огня – креса и использованием огня-креса в быту и иной деятельности.

Да! Сила этих звуков такова, что они присутствуют во многих языках, поскольку являются первоосновой, тканью человеческой Речи.

Безусловно, огонь, энергия в жизни человека значит очень много, определяя не только качество жизни и благосостояние, но и основные возможности для развития и распространения по Земле прогресса. Без огня в ранние времена цивилизации нельзя было приготовить пищу и согреться, расчистить поля, выплавить из руды металл, изготовить орудия для охоты, обработки земли. Люди поклонялись огню.Огонь был обязательным атрибутом священодействия  ритуалов и жертвоприношений.

Капища, места приношения жертв и справления священных обрядов неизменно имели центральное место для разжигания огня и создавались вокруг священного огня. Очевидно, что огонь оказал колоссальное и эмоциональное влияние на человека, во многом сформировав его мировосприятие, определив многое в формировании уклада жизни, верованиях и языке.

От древнеславянского слова «крес» – огонь происходит слово «крест».

Впечатление от явления священного огня, появляющегося в месте трения двух пересекающихся вертикальной стойки и двух горизонтально сложенных крестообразно брусков, привело к тому, что люди поклоняясь огню, стали поклоняться и средству его добывания – кресту. В древнерусском наречии «крес» – огонь и «крест» – средство его добывания оказались однокоренными. Впоследствии крест – обобщенная схема стилизованного изображения основания устройства для добывания огня стала символом веры, символом вечности и бесконечности, божественным знаком.

В слове «крест» добавлена буква Т – означающая твердь – основу добывания огня-креса. Любопытно, что в древних надписях, обнаруженных в различных регионах, буква Т иногда писалась как знак ┼ .

Крестом, вероятно, называлась часть устройства для добывания огня-креса – перекрестие двух брусков в основании устройства, в котором и происходило возгорание. Поэтому слово крест можно «расшифровать» так – основа-твердь креса, т.е. процесса добывания огня.

На немецком языке крест – Kreuz, по-английски сross, по латыни cruх, испанский, португальский, галисийский – cruz, французский – croix, итальянский – croce, румынский – cruce, валлийский – croesi, исландский – kross, норвежский – krysse, шведский – kryss, датский – krydser, голландский – kruis, литовский – kryžius, латышский – krusts, pāri … хотя венгры не индоевропейцы, там всё равно – kereszt, албанцы – мусульмане, но и там – kryq … на армянском khach. В древнерусских текстах присутствует слово «крьстъ» (договор Игоря с греками 911 г. и др.), в славянских языках всё тот же крест: украинский – крест, хрест, белорусский – хрест, болгарский – кръст, сербохорватский – крст, словенский – krst, чешский – krest, словацкий – krst, польский – chrzest, лужицкий – khrest.

В звучании этих слов, присутствует общий корень «кр», что указывает на очень древнее появление понятия и слова «крест», пришедшего в современные индоевропейские языки из единого, тогда существовавшего протоязыка.

Этот вывод противоречит мнению, что слово «крест», образовалось от имени Христа и символизирует распятие. Но образ Иисуса Христа знаком человечеству чуть более 2 тыс. лет, тогда как крест – как символ человеческой цивилизации, имеет возраст в десятки тыс. лет, а значит связывать и делать тождественными эти символы Веры и Культуры нельзя. Крест, как символ, очевидно, заимствован христианством, поскольку известно использование человеком символа креста в более ранних периодах истории.

А Христос, а также Кришна – это помазанник, т.е. отмеченный Богом. Мазать – красить, а краска и красить, это слова имеющие истоки от слова крес – огонь и продукта горения – угли и сажа, т.е. то чем можно было чертить и рисовать.

Поэтому крес не от Христа, а Христос косвенно от креса-огня.

Крест – один из древнейших универсальных символов человечества, культовый знак, который восходит к каменному веку. Крест имел повсеместное распространение, его изображение фигурирует в орнаментах Африки, Океании, доколумбовой Америки. Очень часто крест как культовый символ или декоративный мотив встречается в памятниках Восточной Европы и Азии. Крест у многих народов служил символом солнечного божества, например, у ацтеков и майя.

Крест – это наглядное графическое воплощение идеи центра, универсальный символ единства жизни и смерти, духа и материи в их нерасторжимой взаимосвязи.

Велико значение креста как символа перекрестка.

Крест как принцип соединения четырех противоположных друг другу точек имеет сакральный смысл, представляя место, в котором все вещи, сходятся между собой.

Христианство приняло и использовало древнейший и привычный для людей символ, наделив его новым смыслом.

Интересен греческий «след» в данном вопросе.

Крио, руны- золотое руно……

Например, кремний  ( по греч. - утес, скала) – название распространенного химического элемента, имеет непосредственную связь со славянским словом кремень. Любопытно, что кремний широко используется в настоящее время для изготовления солнечных батарей, т.е. выступает вновь в роли элемента устройства — источника энергии, а крест, как известно еще и символизирует солнце.

Логическая цепь замкнулась : огонь-крес – крест − Солнце – кремний ̶ солнечная энергия, «законсервированная» кремниевыми солнечными батареями.

В слове кратер (греч. – большая чаша) также присутствует древний славянский корень, который дает несколько другой и, кажется, более точный смысл слова – «огонь земли» (кр + терра) или, если учесть греческое участие, – «сила земли», ибо Сократ — имя силы. 

И то верно — нет ничего сильнее огня-креса.

Вариант «огонь земли» кажется более точным, отражающим существо явления, ведь кратер это не просто чаша, это место в котором периодически появляется огонь, дым, извергается лава. Кратер – место, которое «дышит» огнем. Именно это ярчайшее впечатление и могло дать основу для слова кратер.

Логический анализ этимологии слов показывает, что с огнем, влиянием и восприятием огня древним человеком и древним праславянским словом «крес», его обозначающем, может быть связано появление еще целого ряда других слов и понятий. Ранее уже говорилось о слове «искра».

Еще один пример, – слово «круг».

Так слово звучит на русском, украинском, белорусском, боснийском, сербохорватском, македонском; по-болгарски кръг, по-словенски krg, на чешском и словацком kruh, по-польски krag, древнеисландски hringr, по-латыни circulus, англосаксонски hring, итальянски cerchio, немецки Kreis, английски circe.

На санскрите круг – крук.

Можно привести и другие примеры. Это слово имеет очень древнее происхождение, а корень «кр» указывает на связь этого слова со словом «крес» и тем эмоциональным впечатлением и опытом, которые огонь оказывал на древних людей.

Вероятно, словом круг обозначали поверхность на земле вокруг костра или иного источника огня, освещаемую огнем в темноте.

Круг – место, которое объединяло людей вокруг костра или очага, стало местом священнодействий, ритуалов и торжественных церемоний.

От понятия «круг» – освещенное (святое) место у огня, родилось слово «вокруг», выражения – круг друзей, близких, единомышленников, так как вокруг огня собирались обычно только свои – близкие люди – род, племя, т. е. люди одной крови. А выражения «круг врагов»- не существует, так как врагов встречают только лицом к лицу, а если враги собираются в округ тебя, то ты в окружении. И сейчас, если же нужно о чем договариваться, то обычно собираются на равных у круглого стола, что бы все были видны, а разговор шел глаза в глаза.

Наряду со словом круг, для разделения освещенной поверхности и граничащей с ней темноты, появились слова – край, кромка, а ещезакрома.

Если связывать эти слова с описанием пространства вокруг костра (огня) в ночное время, то становится понятно выражение «кромешная тьма» – тьма за кругом, за краем, за кромкой – черная тьма без света. Здесь следует учесть, что свойство глаза, механизм его работы состоит в том, что, глядя на огонь, зрачок глаза сужается и темнота воспринимается непроницаемой, непроглядной, а от того настораживающей и пугающей. И всё это могло случиться еще в сумерках, когда только темнеет, а глаза ослепленные светом уже ничего не видят. Это способно произвести впечатление и даже испугать: ещё не наступила ночь, а уже совсем плохо видят глаза, темнота сгущается, впечатление усиливается.

Все опасности для древнего человека приходили из кромешной тьмы, и можно только представить, как себе объяснял древний человек себе вдруг резко наступающую непроглядную темень, не понимая физиологических свойств своего зрения.

Кромешная тьма рождала страх, суеверия и предрассудки.

Возможно понятие «кромешный» дало начало такому слову как «кроме» – то есть слову, исключающему что-то или кого-то, видимо из круга (иначе говоря – света) в темноту, за кромку или край.

Кровь – слово не менее древнее, чем «крес».

Общий корень объединяет слова на украинском – кров, старославянском кръвь, болгарском кръв, сербохорватском крв, словенском кri, krv, чешском krev, словацком и древнепольском krv, польском krew, литовском kraujas, древнепрусском krawia, древнеиндийском (санскрит) kravis, греческом cruor, ирландском cru, древнеисландском hrarи др.

В этот ряд можно поставить и слово кров – место, где горит огонь и можно найти тепло очага.

Край – в словаре В.И.Даля – предел, рубеж, грань. Сторона ближайшая к наружности. Там же находим выражение: «Не край это, не сторонка, а кромешная!». В слове Ожегова край – предельная линия, предельная часть чего-либо, например, край света, край освещенной костром, огнем поверхности на земле – край круга.

Край – грань – граница. Название страны – Хорватия (Крватия) связано со словом грань-граница – крайний по расположению народ славянского этноса.

Близкий смысл несет в себе и такое название страны как Украина.

Крамола – затаенная, спрятанная мысль, преднамерение совершить действия против установленного порядка, существующих правил и укоренившихся понятий. Люди, сеющие крамолу, стараются находиться в тени, темноте, то есть за кругом, кромкой, краем. В слове крамола два корня – «кра» и «мол» − первый связывает это слово с краем, кромкой, то есть пространством за кругом, другое же означает молвить – говорить. Получается крамола – слова, сказанные в тайне, за краем, потаенно и направленные из-за края, кромки – из кромешной темноты против тех, кто в круге – на свету, против крови (рода) или, что бывает чаще, лидеров рода.

Слово крамола и очень древнее, и межнациональное. По-сербски, словенски, чешски, болгарски оно звучит одинаково. По-украински и древнерусски – коромола, польски – kromow.

Для слова крамола есть и иное, очень убедительное объяснение – к – ра – мола, т. е. к – ра (солнцу) – мола (молитва, говорить-молвить) [ книга C.Т. Алексеева Сорок уроков русского]. Учитывая языческий мотив такой молитвы её церковники причислили к запретной теме и потому укоренилось, что крамола – это речь на запретные темы.

Крапива – растение, которое жжется как огонь – крес? На многих славянских языках это слово звучит очень похоже: по-украински – кропива, болгарски, сербохорватски – коприва, словенски – kropiva, чешски и словацки – koprva, польски – pokrzjwa, имеются и другие примеры.

Есть объяснение появления слова крапива, которое состоит в том, что поскольку крапива используется в качестве корма скоту, её предварительно следует обварить кипятком. При этом этимология слова крапива объясняется через слово на сербохорватском – кроп, которое означает кипяток. Это очень спорно, скорее слово кроп – кипяток на сербохорватском, появилось также от слова крес – огонь, так как кипяток жжется как огонь, а слова на сербохорватском кроп и коприва – кипяток и крапива – слова однокоренные, но обозначающие различные понятия.

Есть и другой близкий пример – растение «хрен» − жгучий корень. В понимании того, что хрен – это жгучий корень и таятся истоки таких слов как корень, а также народное название мужского детородного органа, который также назывался когда-то корнем, определяя истоки племени, рода или сословия, иначе говоря, − народ одной крови.

От слова крес, вероятно образовались слова красный и красивый, краска.

Краска– это возможно от того, что углями – продуктом горения, можно было чертить, рисовать и писать. На санскрите огонь – krsna, также звучит и слово, обозначающее черный цвет, чернота – krsnata.

От слова крес, вероятно, пошли такие названия как Краков и краковяк (польский народный энергичный танец – вокруг огня?).

Таким образом, анализируя опыт владения огнем и восприятия огня людьми, удается ответить на вопросы о происхождении многих современных слов и понятий, а также отметить истоки многих языков мира, зародившихся в древние времена, когда люди разных племен, возможно, хорошо понимали друг друга.

А друг, собственно, это кто? Возможно не я, а другой близкий и понятный мне человек из согретого и освещенного огнем круга?

Словацерковь по-русски, по-немецки – Kirche, по-английски – church, также несут в себе «память» об огне (буквенное сочетание цр, kr, chr).

Cвязь этих слов с древним словом «крес» основана на опыте создания священных мест, которые изначально строились вокруг огня неизменно сохраняя круговую схему.

И современные христианские храмы строятся, чаще всего, придерживаясь подобной схемы, только вместо огня – костра в центре святилища, теперь в церквях располагают алтарь – сияющий золотом, серебром и медью.

В слове храм, вновь явно звучит древний корень «кр», что совершенно не удивительно, ведь огонь для древнего человека был поистине священным. Форма храма – архитектурное воплощение огня, пламени устремленного ввысь, а звезды на куполах церквей – подобие искр из огня. Любопытно, что слово церковь, вероятно, возникло от латинского словаcirculus, подобно словуцирк, т. е. от слова круг. А вот храм слово русского языка, но и с ним, как и со словом церковь заметна связь с древним словом крес.

Храм вероятно – тайное и священное место хранения огня-креса.

Другое объяснение слова храм связано со стремлением к свету и солнцу (ра) – «к ра».

Вне сомнения слово «церковь» означает «круг».

Места поклонения среди древних народностей всегда были в виде круга. Сравните эту геометрическую форму с одним из самых древних памятников «стоунхэдж», Аркаим. Причина этого в том, что свет распространяется равномерно, образуя сферу освещенного пространства и круг на горизонтальной поверхности. В соответствии с оксфордским словарем английского языка слово «церковь» происходит от древнеанглийского «cirice» или «сirce», слово одного происхождения со словом «цирк». Также мы знаем, что диалектная форма слова «сirce» = «kirke». Немецкое слово для слова «церковь» = «kirk», «kirche», в шотландском пишется «kirk.

Огонь, − слово, пришедшее на замену слову «крес» в равной степени сохраняет свое присутствие в современных религиозных обрядах. Если раньше священные места, по сути, были местами поклонения огню-кресу, то теперь в центре современных церквей присутствует алтарь – место богато украшенное, с горящим на свету убранством и местом горения свечей – подобие огню-кресу – священному костру.

Купола же церквей и католических храмов неудержимо рвутся вверх, подобно огненным столпам, освещая духовной силой окрестности, а сияющие золотом звёзды на куполах – это память о летящих из ритуальных костров искрах.

Крест – основа устройства для добывания огня. Крестом, вероятно, называлась часть устройства для добывания огня-креса – перекрестие двух брусков в основании устройства, в котором и происходило возгорание. От слова крест появился термин крестовина – опорная деталь многих механизмов.

Крестьянин в отличие от слова христьянин – приверженца христианской веры, обозначает человека работающего на земле – землепашца, который при подготовке земли к обработке выжигал леса и, таким образом, освобождал землю и одновременно удобрял её золой. После нескольких лет использования пашни, когда земля истощалась, крестьяне переходили на новое место, где вновь выжигали лес. Именно поэтому укоренилось слово крест в обозначении рода занятий человека. При этом слово крест показывает связь деятельности человека, как с самим огнем-кресом, так и с устройством его добывания. Любопытно, что в других странах для обозначения людей работающих на земле – крестьян, использовалось другое слово boer (голл., исп,. франц.) – бур, которое, как показывает анализ, также может иметь отношение к устройству добывания огня и, таким образом, видимо к процессу получения огня и выжигания леса на новом для пашни месте. Можно вспомнить южно-африканских буров-земледельцев, отстаивавших в 19 веке свою независимость от метрополии – Голландии.

На санскрите – одном из древнейших языков индоевропейской группы землепашец, пахарь звучит как krsaka, а вспаханная обработанная земля – krsta.

Устройство добывания огня и устройство для сверления отверстий-бурения аналогичны.

Возможно слово-термин «бурение» возникло из слова «буровить», которое по В.И.Далю означает «буровить – вспахивать, взбуравливать чем-либо землю, например, перекошенным неисправным колесом повозки или перетаскиваемым волоком бревном, буровить воду веслом, лодкой – создавать бурун».

Буровить – значит преодолевать сопротивление, какого-либо материала, поэтому возможно из этого слова возникли слова «борение, борьба, оборона, боронá и др.». Из этого же слова могли возникнуть и слово «бурение», а затем и «бур», а также и немецкое bohren, голландское boor.

Слово бур на многих языках звучит практически одинаково: по-немецки – bohr, по-голладски – boor, шведски borr, на славянских языках – бур, в тюрских языках – бурав – сверло, бур – сверлить, по- английски – bore на ряду cdrilling.

Борой русские называли ураганный ветер. Это слово пошло от слова Борей. Если ураган со снегом, то это явление называли боран (буран), от которого появилось слова буря, которое в старину писалось как боуря. Последняя форма дает переход от слова боря к слову буря. В русских сказках есть герой Буря-богатырь – победитель Чудо-юды.

Корень бур положен в основу татарского слова буран (характеристика природного явления через слова крутить, вертеть – аналогия с процессом вращения при добывании огня). От этого слова могли появиться слова буря, бурный (поток). Интересно, что во многих языках есть очень похожие слова – боран (азербайджан.), буран (тадж., узбек.), борон (киргиз.), буурба (метель, снежная буря по-якутски). А еще есть слова бурун, буровить и др.

Можно предположить, что именно слово бур определило название инструмента, которым выполняется отверстие при сверлении-бурении, а изначально осуществлялся процесс вращения-трения при добывании огня-креса.

Слово бур, безусловно, имеет древнее происхождение и его появление связано, видимо также, как и появление слова крест, еще с древнейшим протоязыком человеческой цивилизации.

Бур – это ничто иное, как элемент устройства для добывания огня, а именно вертикальный деревянный стержень, который нагружался неким грузом (крузом) и вращался (осуществлялось кручение), вызывая процесс трения, нагрев и возгорание под торцом.

Бур опирался на горизонтальное перекрестие (необходимого для устойчивости устройства) двух брусков – крест.

Несложно отметить, что в словах кручение и возможно груз (кр при звонком прочтении = гр) присутствуют признаки в виде прото-корня КР, указывающие на принадлежность этих слов к процессу добывания огня-креса, а значит и процессам сверления-бурения. Поскольку процессы добывания, а также хранения (заметим, что в этом слове также присутствует характерный корень хр=кр, давший в последствии слово храм – некое священное место, видимо изначально для хранения огня) огня-креса имел священный для древнего человека характер, сами термины, имеющие отношения к этим действиям несут значение и смысл, определяющие элементы ритуального священнодействия.

И так, можно видеть, как осуществлена в нашей цивилизации трансформация звуков, понятий и ощущений человека в символы, веру, религию и мечту.

Внешние признаки, архитектура церквей, − как православных, так и католических сохраняют память об истоках современных религий.

Вот, таким образом, звук трущихся в процессе добывания огня деревянных брусков, сопровождая появление огня, трансформировался в общечеловеческие понятия и создал образы, которые, стали неотъемлемыми составными элементами человеческой цивилизации, нашего языка, словесности.

0
07:17
753
RSS
12:38
Обратите внимание! Это интересное и полезное исследование...)