Очерки «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший» или «Родники Русской Святости»

Очерки «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший» или «Родники Русской Святости»

«Северо-восток, дорогу к Храму нашедший»   или «Родники Русской Святости»

      Глава первая. «Пространство, смысл обретающее».

Христос – Солнце Правды, Солнце Истины! А потому Свет воплощают и Святые, жизни за веру Христову положившие. Положившие и две тысячи лет назад, и в окаянном веке двадцатом. Наверное, оттого и говорят о них – Просиявшие…

На Северо-востоке Столица нашей — в бывшем селе Свиблово словно видение сказочное, словно живительный источник среди пустыни духовной, появился удивительной красоты маленький белый Храм с сияющим куполом, на византийский похожим. Появился – и словно солнышко окружающий скучный пейзаж городской осветило.

Храм окружающее пространство «организует». Ориентир, который ни с чем не спутаешь — дай Бог, чтобы и не только географически. В Москве уж точно, да, наверное, и не только в Столице нашей.

Покойный профессор М.М.Дунаев говорил о духовной «наполняемости» русского пейзажа. Храм и рядом с речкой, лесом, полем и рядом с городскими домами «наполняет» пространство, делая его «осмысленным»…

Выход из метро – и вот он — словно сказочное видение, белый Храм с золотым куполом. Почти рядом – и всё же в некотором отдалении от повседневной суеты. В ином «измерении»…

Прошёл человек – снял шапку и перекрестился, как всегда на Руси было. Не всегда есть время зайти — а без Креста в жизни земной тяжко. Слава Богу, что вспомнили и осознать пытаемся. Человек этот в другой раз зайдёт обязательно...

А мы с благоговением войдём сейчас – для того и приехали сюда – в бывшее село Свиблово. Потому что белый Храм возведён в честь того, с кого Мученичество за веру века окаянного началось.

                        Глава вторая. «Скорбная Память России».

7 февраля 1918 в Колыбель Святости Русской, Святости Славянской, что в Святых Пещерах зародилась, ворвались палачи и осквернители. Пытая Служителя Господа Владимира, требовали от него казну монастырскую, а потом вывели, да тут же у врат Лавры расстреляли. Дали только несколько минут для молитвы…

А после сняли палачи и осквернители с мёртвого всё, что унести могли – только шубу выбросили – в руках не помещалась…

Митрополит Владимир, ещё так недавно всей Россией почитаемый! Всю жизнь свою служил он там, где труднее было — переводили его из одной епархии в другую – туда, где надо было дела церковные налаживать. Каждый раз со слезами провожала паства Пастыря любимого...

И теперь здесь, у врат Обители Святой, совершили пришедшие к власти бесы чёрное дело своё. Принял Мученический Венец Воин Христов Владимир

Монахи подобрали тело его и похоронили…

А потом полилась по всей России кровь жертв, новой власти неугодных… Да неужели не знает кто-то?!…

               Глава третья. «День Памяти Митрополита-Мученика»

Почти столетие прошло с того дня окаянного – и поднялась в бывшем селе Свиблово, что на Северо-востоке Москвы, Святыня сия, на сказочное видение похожая! Святыня, в Память Священномученика, в Память всех, под дулами, под прикладами палачей от Истины не отрекшихся!…

Войдём же, наконец, Крестом себя осенив и пред скорбной Памятью преклонив головы.

Это небольшое «пространство» Святости, Памяти можно назвать «сосредоточенным». Словно все чувства и мысли разом воедино собираются.

Сегодня День Памяти Митрополита-Мученика. Образ его в центре, бордовыми розами увитый. Цветами, на капли невинно пролитой крови похожими. А ещё образ справа, у алтаря. Смотрит на нас, через столетие живущих, тот, кто Мученической Кончиною своею спас в беснование впавшую Россию от чёрной бездны, от пропасти духовной. От погибели окончательной.

Может быть, это субъективно, но когда обращаешься в молитве к Священномученикам, которых от нашей жизни земной так немного времени отделяет, просить хочется только о даровании крепости духа – хоть малой доли, что у них была. Просить, чтобы укрепили примером подвига своего, в веках просиявшего, чтобы не дали сойти с Пути Истинного!

О том, чтобы больше никогда не повторилось в многострадальной России нашей беснование века двадцатого! А все неурядицы наши житейские пред страданиями их, перед подвигом их меркнут.

О помощи в неурядицах житейских просить «легче» тех, что по земле столетия, даже тысячелетие назад ходили. Хотя в «грядущем, прославленном мире», как сказал об Иконе Князь-Философ Е.Н. Трубецкой, земного времени и пространства нет…

                            Глава четвёртая. «Пространство» Святости и Памяти»

Иконостас словно резной – или это имитация резьбы – но всё равно удивительно красивый — цвета чистоты, Святости, Божественных Энергий. С Образом Пресвятой Троицы и Креста. Два такие любимые Образа – Спас в Силах и Матерь Божия – Образ Ея Казанский.

Матерь Божия — Заступница за род людской – здесь, наверное, Святое Заступничество Ея особенно ощущается. Покров рядом с алтарём, Всех Скорбящих Радость, Утоли Моя Печали – у алтаря и на аналое.

И, конечно, не может не быть в любом храме Образов Святителя Мирликийского и Чудотворца Радонежского – здесь они напротив другу друга.

Блаженная века двадцатого Матронушка, а напротив Образ Пресвятой Богородицы Почаевский. Образ сей, в отличие от Казанского, не в каждом храме — только здесь не быть Его не может. Лавра Киево-Печерская, Лавра Почаевская – оплоты веры Истинной в беснующемся, в беззаконном государстве!

Ой, как не хочется об этом – только не получится, наверное! Потому что невольно приходят мысли – место для храма Митрополита-Мученика здесь в Столице России нашлось, а в «Матери городов русских» — нет. Потому что предала древняя столица своих детей – славян, предала Память о Крещении в водах Днепра, о Святых Пещерах, о Святом Митрополите, о Великой Победе!...

Довольно! Мы здесь, в Москве, в Храме Священномученика Владимира!

Святой Мученик! Вымоли Отечество наше! Помоги нам не допустить нового беснования!

                                      Глава пятая «Торжество Истины Христовой».

А ещё в храмовом пространстве замечательная идея воплотилась – более всего почему-то именно здесь, на Северо-востоке Столицы. Воедино на большой иконе собрано великое множество маленьких. Иконописные Образы Матери Божией. Или иконы особо почитаемых святых, независимо от времени, когда они по земле грешной ступали. Не просто изображений – а именно маленьких икон.

Вспоминаются удивительная Часовня Святителя Мирликийского Николая на Бабушкинской, Часовня особо почитаемого на Руси Пророка Илии в Отрадном, почти в одночасье возведённые. Ныне стали обе святыни храмами-часовнями. В них прежде всех и была явлена эта замечательная идея соборного пространства.

Но возвратимся в Храм Священномученика Киевского. Рядом с Образом Почаевским ещё один из сонма Священномучеников — Иоанн Рижский. Пусть имя его нам менее известно, чем Мученика Киевского. Нам – но не Господу! Сожгли семидесятилетнего Старца слуги антихриста…

Священномученик Иоанн! Образ его ещё в одном московском храме есть – и тоже на Северо-востоке – в Алтуфьево. Вернее – деревянный Храм-Часовня в честь Мученика Рижского возведена.

Там на Царских Вратах не Создатели Главной Книги и Архангел Гавриил, Благую Весть Марии вещающий, не Отцы Церкви, слова Главной Службы Православной написавшие, изображены; а Апостолы Первоверховные. Маленький деревянный Храм, в Честь Мученика Рижского возведённый, словно тем малым ручейком стал, с которого река великая начинается.

А после вырос рядом величественный белый Храм в византийском стиле. Возведена Святыня сия не в честь Пресвятой Троицы, не в честь Образа Богородицы, не в честь Праздника Двунадесятого, не в честь Святого из Великого Сонма к Лику Причисленных. А возведён Храм в Честь Первого Воскресенья Великого ПостаТоржества Православия. Иконописный Образ Праздника являет Матерь Божию в окружении Сонма Святых и Сил Бесплотных. Являет Образ победу над ересью, над тем, что Истину Христову попирает. Являет восстановление иконопочитания.

Величественный Храм над оживлённой магистралью возвышается, надо всем районом, надо всей суетою. Рядом с повседневной жизнью суетной — и всё же словно в ином «пространстве» — и не только потому, конечно, что словно чуть-чуть в стороне от бесконечного потока машин.

Есть у поэта девятнадцатого века С.Ф.Рыскина такие строки: «Крестом в Небеса улетая». Они о Главной Колокольне России, в честь Иоанна Лествичника возведённой, — но и к этой Величественной Святыне можно отнести их с полным правом.

Любой Храм земное и Небесное соединяет, но при взгляде на Царственное Величие Святыни Алтуфьевской, на золотые купола, словно солнце, на фоне Небес золотом горящие, ощущаешь это всем существом своим.

Святые покровители Храма — живший в 16 веке Преподобный Феодосий Тотемский, родившаяся во второй половине девятнадцатого века Блаженная Матрона Анемнясевская — к ней мы вернёмся в финале – и ранее упоминаемый Мученик Иоанн Рижский, властью антихриста убиенный.

Торжество Православия! Не было и не может быть победы, торжества Истины без жертв, без претерпевания скорбей. Вне времени…

И вот через века встали на пути разрушителей, на пути тех, что Святость оскверняли, на пути тех, что во служение антихристу пошли, Священномученик Владимир, Священномученик Иоанн и сонм Новомучеников, кровь за веру Православную проливших, от рук осквернителей мученическую кончину принявших. Встали крепостью духа своего.

                     Глава шестая. «Найти путь к Храму».

Расплясались, разгулялись бесы

По России вдоль и поперек.

Рвет и крутит снежные завесы

Выстуженный северовосток -

написал век назад замечательный поэт Серебряного векаМ.А.Волошин, в годы окаянного лихолетья Родину не оставивший, относившийся к обезумевшей России как к больной матери. Понятно, что «северовосток» — лишь «внешнее» совпадение — тогда вся Россия «бесилась». Да и жил поэт – «исповедник» почти всю жизнь в Земле Крымской.

И всё же эти душу до глубины потрясающие строки со Священномучениками, что смотрят на нас с образов иконописных в бывших сёлах: Свиблово и Алтуфьево – крепко связаны. Связаны общей историей, общий трагедией, общей готовностью к самопожертвованию.

Нам ли весить замысел Господний,

Все поймем, все вынесем любя -

Жгучий ветр полярной Преисподней -

Божий Бич!- приветствую тебя! -

так завершает скорбные размышления поэт, выражая мысли и чувства многих соотечественников – истинно русских людей. Кажется, и добавить нечего.

Господи! Накажи, вразуми и прости!

                 Глава седьмая.

«Во Имя Князя Благоверного и Памяти России».

И вспоминается невольно ещё одна история, что крепко задуматься заставляет…

Есть на Северо-востоке Столицы нашей – в Медведково ещё один маленький белый храм, куполом в небеса летящий. Возвели его в Честь Князя Благоверного, что по благословению Преподобного Сергия поганых на Поле Куликовом разбил.

Такие храмы, как и тот, с которого мы беседу начали, словно живоносные источники, что сквозь «асфальт» бездуховности, безбожия пробились. Живая связь Мученика четвёртого века Дмитрия Солунского и Святого Князя, против ига иноверцев сражавшегося. А ещё — Святость Семейная. В храме сем – в одном из немногих, если не в единственном, Супруга Благоверного Князя Дмитрия изображена не только с монашеским именем Евфросинии, но и с мирским — Евдокии.

А главное, что безликое пространство серых домов вдруг разом преобразилось и осмысленным стало, как и в противоположной части Столицы — на Нахимовском проспекте, где высится Храм Преподобной Княгини – Матушки Евфросинии!

Да только, как оказалось, не всем духовная «осмысленность» и возрождение Руси Великой — Руси Православной по нраву. Началось вдруг в пространстве интернета «бесовское завывание» — кому-то, видите ли, проповедь «громкая» помешала! … Не дремлет, видимо, лукавый…

Да только, по Милости Божией, через несколько дней смолкли голоса бесовские — и «позора екатеринбургского» не было. И высится среди домов Святыня, в Честь Благоверного Князя – одного из Спасителей Отечества возведённая. Наши Князья Благоверные всегда врагов божьих изгоняли.

Святой Благоверный Князь Дмитрий! Моли Бога за Отечество наше! …

Как-то само собою получилось, что обратились мы к строкам поэта, сто лет назад с Россией скорби до конца разделившего. Ими и завершим рассказ о Храме Священномученика Владимира. Да и не только о нём, наверное:

Сотни лет навстречу всем ветрам

Мы идем по ледяным пустыням -

Не дойдем… и в снежной вьюге сгинем

Иль найдем поруганным наш храм...

Дай Бог, чтобы нашли – и не только на Северо-востоке Столицы нашей – а прежде всего в душе своей. Чтобы в Отечестве нашем больше не «устаивали пляски свои» слуги антихриста.

Святые Князья Благоверные! Святые Отцы Церкви! Святые Новомученики и Исповедники века двадцатого! Молите Бога о России!

                   Глава восьмая «Византийский Город на Северо-востоке»

или «Духовная «эстафета».

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь…

Именно тогда Русь, по словам мыслителя и поэта В.С.Соловьёва, «приняла эстафету», став единственным Царством Православным.

«Два Рима пали, третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не бывать». И забывать об этом пророчестве — «предупреждении» русских людей иноком Псково-Печёрского Монастыря Филофеем никак нельзя – иначе, конец всему.

Почему сейчас об этом вдруг вспомнили? Да потому, что в бывшем селе Бибирево — ныне почти рядом со станцией метро «вырос» не просто удивительный по красоте Храм – а целый «Град Византийский»! Византийский купол, как написано в знаменитых «Трёх очерках» Князя-Философа Е.Н. Трубецкого, словно «небо, землю покрывшее». Золото куполов рядом с синевой словно соединение неба, «очами зримого», с «золотом полуденного солнца»Царства Небесного.

В этом Величественном Пространстве пять алтарей. Главный – в Честь Собора Святых Московских – Святых Столицы Православной.

Собор, Соборность – Единство Духовное – Единство во Имя Христа, во имя Отечества Небесного и земного! Единство, что над временем и пространством! Оттого, наверное, Образы Соборные особое чувство вызывают.

Святые Московские – и Благоверные Князья, и мир сей презревшие Юродивые, и Новомученики окаянного века богоборческого.

А в центре, конечно, Святители Московские с Образом Пресвятой Богородицы. И перенесший в Москву Кафедру Митрополичью Пётр; и Алексий, по молитве которого сами собою лампады в Успенском Соборе зажигались; и за обличение опричнины убиенный Митрополит-Мученик Филипп

Словно Образ в Образе. Словно Икону Святителей Московских во времени и пространстве «расширили».

Снова и снова приходят мысли о том, что без них, без их вознесённых к Небу молитв, без мудрых их деяний, без жертвенного их служения мы, ныне живущие, могли и вовсе в этот мир не прийти.

           Глава девятая «Князь-Миротворец, в столице Православной просиявший».

Подойдём ближе с благоговением и всмотримся…

Князь Московский Даниил, которому лишь сорок два года земной жизни отпущено было! Спас Князь Столицу нашу Православную в годы нашествия поганых, возвеличил неприметное когда-то княжество до Града Стольного! Стала при нём Москва от врага прибежищем. Князь – Миротворец, Сын Святого Воина Александра. «Звезда Пресветлая Земли Русской», «Миротворец Святой», «кротость оружьем признавший» и победивший, приняв лишь одно сражение. (Слова сии из Жития Благоверного Князя Даниила и из песни о Благоверном Князе, созданной инокинями одной из обителей в Александрове, исполненной знаменитым Архидиаконом Романом).

Обитель, Благоверным Князем воздвигнутая, позже всех в годы богоборчества отнятая и раньше всех, ещё при партийных вождях, возвращённая, — самая в Москве древняя. Она на другом конце Столицы нашей. Благоверный Князь Даниил Московский, с иконы на нас смотрящий — один из великого множества примеров соединения во времени и пространстве земном.

                  Глава десятая«Через века и пространство земное…»

И не только, конечно, Образ Святого Князя Благоверного.

Один из Престолов здесь в Честь Святителя Мирликийского Николая. Да где же нет Образа почитаемого всем миром христианским Чудотворца?! Угодника Божьего, что, будучи ещё младенцем новорождённым, три часа в Крещенской Купели простоял! Святого Покровителя всех неправедно осуждённых, путешествующих, в нищете оказавшихся.

Вспоминается, с каким благоговением говорит о Святителе Николае простой урядник в повести И.С.Шмелёва «Пути Небесные». О том, сколько храмов Никольских в одном лишь Зарядье! И о том ещё, как обходили лихие люди их район, когда на дежурство заступал старый урядник, лицом на один из образов Святителя Мирликийского похожий.

Наконец, сколько улиц московских от Святителя имена свои получили – и даже в годы безбожные на названия советские не поменяли. (Вспомнить хотя бы фильм «Девушка без адреса»)...

А рядом — Престол в честь тех, что жили в окаянном веке богоборческом и как Истинные Воины Христовы за веру христианскую мученическую кончину приняли. Священнослужители и миряне разных профессий, Герои Отечества, в огне Первого Мирового пожара уцелевшие и слугами антихриста на Бутовской Голгофе убиенные.

Образ Мучеников Бутовских! Конечно, в памяти сразу же встают Храмы, на полигоне смерти из пролитой крови «выросшие», поднявшиеся. Кресты, — и тот, что с Соловков по всей России везли, и деревянный – замироточивший – там, где убиение двадцати тысяч русских людей слугами антихриста совершилось. И рвы, и Аллея Памяти.

А ещё Храм у станции «Бутово» в честь Митрополита Серафима, которого на расстрел скорая помощь везла…

Словно огромный «мост» и в пространстве — на Юго-запад Столицы — и во времени на шестнадцать веков…

                      Глава одиннадцатая «Взор, любви преисполненный»

Среди пяти престолов Храма должен же хоть один быть в Честь Пресвятой Богородицы?! Конечно, — справа от Главного Престола, в честь Образа Ея, чтоВзысканием Погибших называют. Образ, конечно, не столь древний, как Владимирский, Иверский, Млекопитательница. Ещё одно напоминание о Заступничестве Пречистой вне времени земного. Какое глубокое, заставляющее задуматься название – нет, Имя! Это не только память и молитва об убиенных. Молитва о душах погибших, отмолить которые только Ей под силу…

(Знаю один величественный Храм в Москве, где все три престола Чудотворным Образом Ея посвящены. Он далеко – в Марьине).

И неразрывно связан Образ Сей со Святой Московской двадцатого века, с Блаженной, что, слепой уродившись, духовным зрением жизнь каждого видела. С Блаженной Матронушкой Московской – по её просьбе и этот Образ Пресвятой Богородицы написали.

А сама Святая Матронушка с образа иконописного на всех приходящих с любовью взирает. Взирает, как и в Покровском Монастыре, что рядом с Абельмановской заставой, где, рекою многоводною притекает народ православный к мощам Святой. Взирает, как и во многих храмах московских.

Невольно вспоминаются слова Блаженной:«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»…

А ещё здесь рядом Образ Святой Княгини Московской, — супруги, сподвижницы Благоверного Князя, на Поле Куликовом с погаными сражавшегося. К Святой Благоверной Княгине – Матушке Евфросинии и к Князю-Воину Дмитрию мы уже обращались – там в маленьком Храме в Медведково, по Милости Божией «екатеринбургской участи» избежавшему.

А здесь взирает на входящих с иконостаса Святая Княгиня Благоверная...

И вот ещё один Образ, к которому обязательно надо подойти, – его не во всяком храме увидишь. Образ, напоминающий о Первой Неделе Великого Поста — о Победе Истины Христовой над ересью, над иконоборчеством. Образ Торжества Православия.

(Помните, мы говорили о Святыне, Дню Сему Великому посвящённой, что над Алтуфьевским шоссе вознеслась?! Она совсем не далеко отсюда. Минут за двадцать дошли, не спеша)…

Пять престолов – но есть ещё и нижний Храм, в честь Игумена Земли Русской освящённый. В честь Чудотворца Радонежского, русское воинство на битву с ордами благословившего.

Да разве есть хоть одна Святыня Православная, где бы не взирал на молящихся с образа иконописного Преподобный Сергий?!

                           Глава двенадцатая «Покровители Столицы Православной — Покровители Святой Руси »

И, наконец, при взгляде на Соборный Образ Московских Святых, невозможно не вспомнить и о том, что ежегодное московское празднество, что в начале сентября, совпадает – не случайно же — с тем Днём, когда вспоминает Церковь Святых Московских. (Первое воскресенье сентября). Потому что всё духовные корни имеет, даже если о том не знают или забыть пытаются…

Сей Образ Соборный со Святителями в центре, весь Величественный Храм, «эстафету» Царьграда принявший, — ещё одно напоминание о том, что на нас, в Православной Столице рождённых, особая – духовная, нравственная «миссия». Не повод «происхождением кичиться», а ответственность за сохранение духовных традиций...

Снова вспоминаются слова Инока Филофея, мыслителем, поэтом В.С.Соловьёвым через четыре века как напоминание повторённые: «Два Рима пали, третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не бывать».

Московские Святые! Помогите нам о том не забывать! Иначе, конец и Столице, и всей Руси Святой!

Московские Святые! Молите Бога о нас!

Глава тринадцатая «Возвращение к Истокам».

В завершении беседы перенесёмся мысленно в бывшее село Владыкино – в то место, что рядом с Окружным мостом. Зрелище, прямо сказать, невесёлое. Только вдруг, у моста, словно сказочное видение, «вырастает» маленький Храм цвета пламени...

Уцелела Святыня в годы повального безумия, охватившего страну беснования, разрушений повсеместных! И потом, когда «под видом» строительства парка снести хотели…

Храм напоминает о Её приходе в мир – оттого и такое название главы. Ведь без Неё – без Её свободного волеизъявления никогда не свершилось бы спасения нашего…

Икона, иконостас, храмовое пространство, как написал в своём главном труде бесовской властью убиенный П.А.Флоренский, — «окно в Царствие Небесное». Кажется, здесь, в маленьком Храме цвета пламени, ощущается это с особенной силой. Возникает ощущение, что пространство внутри больше, чем снаружи, что «мерок» земных здесь как будто бы и нет вовсе.

Храм в честь Пресвятой – оттого здесь великое множество Образов Ея! Казанская, что словно звёздочка на небе мерцает. Донская, Иверская, Смоленская, Утоли моя печали, Нечаянная Радость и ещё … какое удивительное название — Скоропослушница! Матерь Божия – Заступница во все времена и вне времени. Заступница во всех скорбях и неурядицах! …

А приделы в Честь Сил Бесплотных – Главы Воинства Небесного и Благую Весть Принесшего.

Великий Пост – время, когда во многих храмах в центре Христос в терновом венце. Здесь Образ Сей всегда – не стене начертан. А ещё – Моление о чаше…

Напоминание — и не только, как сказал поэт, «во дни печальные Великого Поста» — о том, что каждый из нас грехами своими Христа распинает, вовсе о том не задумываясь.

А ещё многие Образы Святые написаны здесь словно на той «грани», что не позволяет «наделить» их грешной плотью и страстями грешными, как на изображениях западных; и в то же время даёт возможность обратиться к самому высокому, что есть в душе на земле живущих.

Образы Царицы Небесной воплощают красоту лица, не «разжигающую чувственные страсти», а, как написал великий К.Р., побуждающую «восхвалять Бога, создавшего такую красоту».

Это соединение смысла иконы и чувств души человеческой в изображениях Христа перед Крестной Смертью, позволяет, наверное, с большей силой ощутить Страдания Его, за наш грешный мир принятые.

Да, сейчас, Слава Господу, восстанавливается великое множество Святынь, в годы беснования порушенных; возводятся новые, превращая безликие спальные районы в осмысленное пространство. А здесь, говоря языком одного из старейших звонарей, «молитвенное бдение», никогда не прекращалось…

Только не могли некоторые образы появиться до главной трагедии века окаянного. (Как и в большинстве храмов, конечно). «Присоединились» к Древним Святым и к Силам Бесплотным Мученики и Исповедники окаянного века богоборческого.

У входа Образ Святой Семьи Царской, палачами хасидскими убиенной. (Сейчас об этом знают многие). Царица и дочери её в одеянии сестёр милосердия — так ведь и было в годы Пожара Мирового. А Государь и Цесаревич в одеяниях воинских – воины Великой России, воины Христовы, за веру муки принявшие. Царственные Великомученики ныне почти во всяком храме на нас, нынешних, со стен взирают – да только такого Образа доселе видеть не приходилось…

А встречают всех, в Храм цвета пламени входящих, Истинные после Христа и Пречистой Матери Его Хозяева. На полигоне смерти близ села Бутова Мученическую Кончину принявший Настоятель Иоанн (Хрусталёв) и в ссылке земную жизнь окончивший Дьякон Сергий (Станиславлев).

Одна лишь мысль о том, что Мученики Христовы, на нас с церковных стен смотрящие, служили здесь менее века назад – как недавно по сравнению с почитаемыми каждым христианином святыми древними… Мысль о том, что есть, возможно, среди прихожан видевшие Мучеников во время их земной жизни, в трепет невольно приводит. При взгляде на Священномучеников снова и снова приходят нерадостные размышления: на какие жертвы каждый из нас за Христа Распятого и Воскресшего, за Христа, за грехи наши на Крест восшедшего, готов…

Два Образа Ангела Господня – один в руках с Книгой, другой – со свитком. Словно ещё одно напоминание о том, что Свет Христов просвещает всех, что слово «образование» от Образа происходит, что Истинная Вера от жажды познания Промысла Божьего неотделима, что не могут истинная наука и Истинная Вера сражаться за душу человека. Потому что, как написал Великий Поэт и Воин Н.С.Гумилёв, «всё в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога». Напоминание – вразумление, даже! …

Глава четырнадцатая «Ковчег Спасение»

Что ещё сказать об этом чудном и чудесном Доме Божием?! Что со Святыней сей неразрывно связан Образ упомянутой ранее Матронушки Анемнясевской, с детства скорби великие, страдания от нелюбящей семьи со смирением принявшей. (Немыслимым кажется, что можно так чадо собственное ненавидеть. Такие «родители», явно, как в народе говорят, Бога забыли). Здесь словно встречает Матронушка всех, в Храм входящих. На Иконе рядом с Храмом цвета пламени, в честь прихода в мир Пречистой возведённом, написан Образ Святой Страдалицы. А рядом с Храмом в честь претерпевшей великие скорбиСвятой Часовня возведена.

Там же — в пространстве между Храмом Богородичным и церковной лавкой вся история Святыни отражена. И земная жизнь за Христа смерть принявших и к Лику причисленных Священномучеников Иоанна и Сергия

А ещё можно прочитать здесь о четырёх волнах репрессий.

Какое слово подходящее – «волны»! Невольно вспоминается штормящее море. Время между громадными волнами — лишь миг один. А в этот миг — преддверие новой волны, что может стать роковой, смертоносной!

Так и с Церковью нашей многострадальной, столько лет слугами антихриста гонимой!

Да и ныне говорить, что «море спокойное», конечно же, заблуждением было бы, самообманом...

А Храм, во имя Прихода в мир Заступницы рода христианского, Царицы Небесной не разбился о рифы богоборчества и лживой пропаганды. И «плывёт», средь штормов, бурь беснования и клеветы, на Церковь, на веру возводимой. Уцелела Святыня в годы оголтелого богоборчества и годину войны, во времена «гнилой» «оттепели» и удушливого застоя.

Средь волн моря житейского и раздающихся со дна бесовских воплей «плывёт» и души людей спасает!

Да будет так до Конца Времён!...

На сим и завершим беседу о забивших на Северо-востоке Столицы Источниках Святости – нельзя же в самом деле объять необъятное, нельзя же до дна морского пешком дойти или до небес рукой дотянуться…

Пресвятая Богородица! Спаси нас!

Святые Иоаким и Анна! Святые Силы Бесплотные! Молите Бога о нас, о России многострадальной!!!

Пресвятая Троица! Сохрани соотечественников наших от трагических заблуждений духовных!

«Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение»!

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
22:31
373
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!