​ Размышление "Уголок» Пресвятой Богородицы в храме Пророка".

​ Размышление "Уголок» Пресвятой Богородицы в храме Пророка".

«Уголок» Пресвятой Богородицы в храме Пророка.

(Размышление).

Вступление.

Что называем мы чаще всего «уголком»?! Место на земле родное, сокровенное, к которому сердце навсегда «прикипело». И называет Землю Родную Матерью, как ту, что родила и воспитала, ту что дарила любовь.

Выросшие в семье священника братья-живописцы Васнецовы говорили, что у каждого человека три Матери – Мать-Земля, Мать, через которую Создатель жизнь даровал, и Та, Которая за всех нас пред Господом Ходатаица Милосердная.

Это — «присказка».

А беседа наша – об образах Ея в одном из старинных московских храмов. Почему «уголок»? А потому что в правом приделе рядом несколько образов Ея – словно нарочно воедино собранных.

Сам Храм цвета чистоты, цвета Святости, цвета Божественных Энергий в бывшем селе Черкизово рядом с прудом возвышается. Храм семнадцатого века, в честь одного из самых почитаемых на Руси пророков – в честь того, что на огненной колеснице на Небеса Господом взят был. Храм, что и в годы озверелого безбожия у Матери –Церкви отнят не был.

Только речь сейчас не о Пророке, а о том самом «уголке» в Правом Приделе, где Святые Образы Ея словно нарочно собраны.

Глава первая «Источник, Жизнь Вечную Несущий»

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Живоносный Источник! Значит, «Жизнь несущий» — сквозь заросли сорных трав, сквозь мерзость запустения, сквозь испытания.

Услышал император Лев Глас с Небес, когда искал воды для слепого нищего. Милость сердца, желание помочь попавшему в беду привели императора к заглохшему, илом покрытому, забытому источнику. Промысел Божией привёл!

И исцелился слепой, когда был возложен на очи незрячие ил, с источника императором по Велению Божьему принесённый...

И повел император источник расчистить и Храм на месте сем возвести...

А в тот день прозрел не только нищий. Прозрел духовно и император, а вслед за ним и великое множество людей, что будут к Источнику Святости приходить. Приходить за исцелением – и не только телесным…

Удивительный Образ — День Памяти Его в Пятницу Светлой Седмицы. Ровно через неделю после самого скорбного дня – когда в храмах Плащаницу выносят.

В День Памяти Образа Ея, что Живоносным Источником зовут, во всех храмах Малое Освящение воды совершается (Большое — на Крещение).

Прошу прощения – может быть, сие субъективно, но невольно напрашивается сравнение. Человек, Истины Христовой не познавший, словно заглохший, илом покрытый, сорными, «негодными», как в духовных кантах поётся, травами заросший, «забитый» источник. А Познание Истины, устремление жить по Правде Божией от всякой мерзости очищает и Жизнь Вечную дарует...

А ещё, наверное, при взгляде на Образ Сей приходят мысли о том, что тем, кому предназначено просвещать, доносить Дарованное нам Слово, помнить о заглохшем и расчищенном Источнике, Жизнь несущем, должно прежде всего.

От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благодати,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Глава вторая «Всепетая Мати»

О, Всепе́таяМа́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа.

На одной Иконе два Образа Ея. Под Живоносным Источников в круге…

Прежде, чем продолжить, вспомним, что на одеянии — на плечах и на плате Матери Божией пишутся восьмиконечные звёзды – Образ той Звезды, что волхвов к пещере Вифлеемской привела. Звёзды символизируют Её Девство, Непорочность до, во время и после Рождества. (Боже сохрани пытаться объяснить. Нам знать сие не дано, не положено). Иногда одна звезда Божественным Младенцем закрыта.

А у этого Образа на плечах не звёзды, а Силы Бесплотные.

Всепетая! Тоже сакральное название немолчным хором звучат песнопения и «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…» в мире православном, «Ave Maria» у западных христиан.

А при взгляде на Силы Бесплотные, что на плечах и голове одеяния Её — одеяния цвета царственного величия и жертвенной крови христианской, невольно вспоминается песнопение, которому с особым трепетом, с особым благоговением внимают, кто–то на коленях стоя.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, сующую Богоро́дицу Тя велича́ем…

И снова, наверное, личное, субъективное…

Образ этот невольно связывается в душе и памяти с Акафистной Субботой.

Однажды перед Благовещеньем в одном из московских храмов рассказал батюшка, что много веков назад был сей День Великий «подвижным» и с Акафистной Субботой совпадал. Да и ныне Два Дня Великих всегда недалеко друг от друга отстоят.

Пятая Неделя Великого Поста – не за горами Воскресение Христово. Вспоминается невольно Подвиг Её – Её выбор спасения человечества от смерти и ради того принятие скорбей великих. Вспоминается, как и в Светлый День Благовещенья. Да когда же забывают христиане о Великом Подвиге Её?!...

Однажды несколько лет назад — в Субботу Акафистную – подошёл к Храму сему мужчина лет пятидесяти. Очевидно, бывал он здесь не раз – только в тот зелья хмельного принял изрядно – а потому стоял у порога в раздумии — заходить или нет.

Вразумила Пречистая, что не должно Дом Божий видом непотребным оскорблять…

Он в другой раз зайдет – и не один раз, когда телесно и духовно протрезвеет…

Пресвятая Богородице Дево,/ рук наших дела исправи/ и прощение прегрешений наших испроси,/ внегда пети нам ангельское пение…

Конечно, слова Песнопения сего пред любым Образом Пречистой вспоминаются – и даже если нет пред очами образа зримого. Только при взгляде на Силы Бесплотные, что на облачении Её, слова песнопения просто не могут на ум не прийти. На ум – и в душу...

Рядом с Иконой водосвятные молебны совершаются — как мы помним, сверху – Живоносный Источник

На Иконе ещё четыре Образа Пресвятой и Угодники Божии предстоящие. Но они здесь — в этом «уголке» благодатном ещё и рядом. А потому мы о них прямо сейчас и побеседуем, сначала с благоговением припав.

Пресвятая Богородица! Просвети нас Светом Сына Твоего…

Глава третья «Всех Скорбящих Утешение и радость»

Ви́дяще то́ки чуде́с, излива́емыя от святы́я Твоея́ ико́ны, блага́я Богороди́тельнице, я́ко Ты еси́ моля́щихся блага́я помо́щница, оби́димых засту́пница, ненаде́ющихся наде́жда, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, де́вственных целому́дрие, стра́нных наста́вница, тружда́ющихся по́мощь, слепы́х прозре́ние, глухи́х благослы́шание, больны́х исцеле́ние, благода́рственне вопие́м о Тебе́ Бо́гу: Аллилу́иа.

Всех Скорбящих Радость! Отразилось, наверное, в Имени этом Заступничество Ея во всех образах явленное – во все времена – вне времени!

Вспоминается невольно Чудо в одном из храмов Северной Столицы свершившееся. Во время грозы ударила молния в блюдо с пожертвованиями, что рядом с Иконой было, — и начался пожар. Когда же погасили пламя, то увидели, что грошики из блюда к Образу прилепились. Грошики эти словно воплощение безмолвных прошений, простым людом русским, православным приносимых. С тех пор и Образ появился, что называют «с грошиками».

А здесь Образ сей в окладе – только сути это нисколько не меняет...

Вспоминается духовное песнопение «Всех скорбящих Радосте», созданное в восемнадцатом веке В.П.Титовым. Да разве только его привлекли слова, напоминающие, что без Заступничества Матушки Божией, как говорят в народе, истинной радости быть не может?!

Кстати, а неподалёку – в Храме Воскресения Христова, что рядом с метро Семёновская, каждое воскресенье перед вечерней службой пред Образом, что Всех скорбящих Радость именуется, коленопреклоненно акафист читается…

Мы же возвращаемся в Ильинский Храм, что в Черкизове…

Глава четвёртая «Заступница рода христианского».

А чуть выше Образ, без которого, наверное, ни один храм православный представить невозможно.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе…

Честною Иконою Казанскою.

Здесь же два Образа Казанских – один в левом приделе. А рядом Патриарх — Мученик Гермоген, народ на борьбу с польскими завоевателями призывавший, и Митрополит Алексий, исцеливший от слепоты жену хана — и получивший за то для Руси в годину ига послабление. В честь Святого Митрополита один из приделов храма освящён.

Перед Святителями Московскими преклониться должно – без них мы бы скорее всего в этот мир не пришли – были бы супостатом «затоптаны»…

Но сегодня беседа наша об образах Пречистой Матери Христа…

Явила Матерь Божия Образ Казанский в холст завёрнутый, в огороде закопанный…

Невольно вспоминаются последние строки замечательной повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Почему? Потому что Чудо в Казани явлено было прежде всех десятилетней отроковице, а не «умным и разумным», как и «провещания… Духа Вещательного» в повести…

И воссиял над Россией Образ Чудотворный!

Вспоминается невольно и маленький, словно видение сказочное, Храм на Красной Площади. Святыня Казанская, в окаянные годы слугами антихриста варварски порушенная и через десятилетия, словно птица Феникс, из пепла возродившаяся. Да сколько таких по Руси Святой – Руси Многострадальной!

У Казанской Божьей Матери

Тихо теплятся огни.

Жены, дочери и матери

К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию

Ставят с жаркою мольбой:

«Матерь-Дева, силой Божией

Охрани ушедших в бой.

Отразившие всю русскую боль и надежду строки С.М.Городецкого. Кажется почему-то, что молятся матери, жёны и дочери русских воинов именно в том Храме, что на Красной Площади. Создано стихотворение в годы Мирового пожара.

Мы воюем за спасение

Братьев — страждущих славян.

Мы свершим освобождение

Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —

Враг и Сына Твоего.

Дай же, Дева, дай, Пречистая,

Нашей силе торжество!»

Конечно, пред Образом Казанским возносятся молитвы не только в скорбную годину войн, и не только в самом сердце Столицы нашей. Но что значит Образ Казанский для русского человека! И во времена Российской Империи, и даже в трагическое лихолетье сорок первого. Да сколько о том ныне написано…

У Казанской Божьей Матери

Дивно светел вечный взгляд.

Жены, дочери и матери

Перед Ней с мольбой стоят.

Что значит для России Заступничество Матери Божией, во всех Образах Ея Святых явленное!...

Как-то давно, четверть века назад, наверное, шёл в Русском Духовном Театре «Глас» спектакль о Матери Божией и Чудотворных Образах Ея. Говорилось в нём языком простого народа русского, что воссияли на рубежах России, подобно стражам духовным, Чудотворные Образы Матери Божией. На западе — Смоленский, на востоке – Казанский, на Севере – Тихвинский, на юге – Иверский. А в центре просиял Образ Владимирский...

Почти все Образы Прославленные и в этом «уголке» благодатном «собрались»…

Матерь Божия в Иерархии Духовной и над Силами Бесплотными, и над Святыми Угодниками Божьими. Выше — только Сам Господь во Святой Троице.

Потому здесь над Казанской Иконой Образ Праздников Двунадесятых. Да и один из приделов в честь Праздника единственного, что от событий Священного Писания на четыре века отстоит, но с Крестом Господним неразделен, освящён. В честь Крестовоздвижения

Но ныне беседа наша о Матери Божией – и потому должно вспомнить, что один из праздников России с Днём Памяти Образа Казанского Пресвятой Богородицы совпадает – неслучайно, наверное...

Радуйся, Засту́пнице усе́рдная ро́да христиа́нскаго!

Глава пятая «Святыня Северная»

А упомянутый ранее Образ Тихвинский тоже рядом.

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Говоря об Образе, на Севере России просиявшем, невозможно не вспомнить одну историю – не здесь, а вдали от Столицы случившуюся.

Во время возведения Храма Тихвинского явилась одному из трудников Сама Пречистая и сказала крест деревянный поставить. Да не послушались Её – разве для возведения святыни, для Самой Матушки Божией железа жалко?!

И вот, когда стали крест ставить, вдруг тот крест ставившие с ним на землю и упали… С большой высоты упали – да целыми остались — не разбились, не покалечились. Просто вразумила Матерь Божия чад своих за небольшое ослушание. (А в хронике Н.С.Лескова «Соборяне» крест с разоряемой жидами-осквернителями часовни одному из них голову проломил). Повод задуматься…

Кстати, неподалёку, в Богородском — в Храме Преображения, один их приделов в честь Образа сего освящён. Словно звезда, сияет красоты небывалой Образ Матери Божией Тихвинский в серебряном окладе!

А ещё чуть дальше, в селе Алексеевском, возвышаются купола цвета ночного неба со звёздам. В этом Храме в Честь Образа Тихвинского главный престол освящён. (См. также цикл очерков «Небесное в земном воплотившееся» — финал)...

Мы же снова в Черкизово в «уголок» Пречистой возвращаемся.

Около всех образов молитвы написаны – замечательно! Но главное, чтобы слова, к Пречистой обращённые, от сердца!

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Матушка Божия! Не оставляй чад неразумных Покровительством Твоим!

Глава шестая «Главный Образ Святой Руси»

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

На Руси упрёком звучали слова о том, что кто-то Владимирскую от Казанской не отличает. Конечно, как можно главных Святынь своих – Святынь православных не знать?!

Не будем здесь и сейчас об отличии Умиления от Одигитрии рассуждать – знать надо — и всё!...

Итак, рядом с Образом Ея Тихвинским Образ Владимирский.

И с тех пор в часы народных бед
Образ твой над Русью вознесенный
В тьме веков указывал нам след
И в темнице — выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Воинов в сверканьи литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.

Эти строки поэта серебряного века М.А.Волошина посвящены Иконе Матери Божией Владимирская, чудесным образом из Византии на Русь перенесенной.

В раскалённых горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Её из огненной стихии

Был в земные краски воплощён…

Наверное, пред Образом Этим сама собою на уста просится молитва о вразумлении обезумевшей ныне Малороссии – о воссоединении Святой Руси, всего Мира Славянского!

Нельзя, стоя пред Образом Владимирским, не вспомнить, как остановился и не пошёл в Москву кровожадный завоеватель, силами войско русское многократно превосходящий! По искренней вере народа, по горячей молитве Матушке-Заступнице! Явилась ночью воину языческому «Сияющая Жена» с Силами Бесплотными и сказала на Москву не ходить. «Велик Бог Христианский», — изрекли мудрецы – и превосходящее силами войско от Москвы в сторону повернуло.

Знаменитый Сретенский Монастырь и улица, в честь него наречённая, — память о Чуде, Пресвятой Богородицей явленном, навсегда запечатлели. (См. также миниатюру «Великое Заступничество»).

Владимирская Икона Матери Божией! Одно из многочленных напоминаний историю Отечества забывшим, что всё «движение» происходило из бывшей «Матери городов русских», ныне детей своих предавшей, в Древний Владимир, а потом в Столицу нашу Вечную, Златоглавую!

Не погром ли ведая Батыев —

Степь в огне и разоренье сёл —

Ты, покинув обречённый Киев,

Унесла великокняжий стол…

Вдохновляли Образы Ея Чудотворные благочестивых поэтов русских и Древней Руси, и Российской Империи, и тех, на чью долю выпали годы окаянные, богоборческие.

Неслучайно, наверное, и стихотворение о Чудотворном Образе Матери Божией Владимирском стало для поэта последним и зазвучало в окаянные годы двадцатые как духовное завещание народу русскому! Как предупреждение, что утратившие Святость на гибель обречены…

Но жива Россия – потому что не сумели слуги антихриста веру до конца убить. Потому что Россия – Святая Русь – Удел Пресвятой Богородицы. И Милость Ея Великая во многих Образах Чудотворных Явлена!

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Пресвятая Богородица! Матушка-Заступница! Спаси Землю Русскую! Сохрани Единство Святой Руси!

Глава седьмая «Святые, на Матерь Божию взирающие».

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Вратарница – потому что трижды с одного из самых главных мест храма чудесным образом на врата монастырские переносилась.

Икона Чудотворная с кровью на щеке от удара одного из осквернителей, раскаявшегося после явленного чуда. Образ Матери Божией, от разорителей по морю до Святой Горы Афонской доплывший – по преданию, плыла Икона стоя.

Образ Иверский, над Столицей, над Отечеством нашим просиявший! В самом сердце Москвы – в самом сердце России возносятся пред Образом Чудотворным молитвы за Многострадальное Отечество наше – даже во Дни Великопостные! Каждые два часа молебны служатся – с раннего утра и до самого вечера. Приезжают служить священники со всех концов Столицы Православной.

И в скорбные дни морового поветрия, когда были мы со Святою Церковью карантином разделены, стояли молящиеся на улице около Часовни Иверской, внимая внутри происходящему.

«Часовня звёздная – приют от зол» — сказала о Святом Месте сем М.И.Цветаева.

«Приют от зол» среди «вавилонского столпотворения», нередко в центре Столицы творящегося. «Прибежище от бесов», - как говорит Псалтирь.

Подобно Фениксу, возродилась Святыня после шестидесяти лет разорения. (См. также очерк «Матерь Пречистая Христа Воскресшего» — первая часть)...

Служатся молебны пред Образом Иверским и в знаменитом, чудом в годы беснования уцелевшем Храме Воскресенском, что в Сокольниках…

В Храме Пророка Илии, что в Черкизове, два Образа Иверских, с противоположных стен на молящихся взирающих. В «Уголке» Пресвятой Богородицы рядом с Образом Святители Московские. Слева самый «старший», Кафедру Митрополичью в скорбном веке тринадцатом из Владимира в Москву перенесший, Высоко–Петровскую Обитель возведший – Пётр.

Справа предательски «другом детства», царём грозным убиенный за требование позорную опричнину упразднить – Святитель — Мученик Филипп.

Конечно, беседа наша о Пречистой и Образах Ея – но всё же о Святителе из рода бояр Колычевых – в миру Феодоре, а в иночестве Филиппе хоть нескольких слов не сказать невозможно.

Подвизался инок смиренный на Соловках, служения Богу в тишине, вдали от мира суетного восхотевший – да внял просьбе «друга детства» Кафедру Митрополичью возглавить.

А царь обещания своего не сдержал — и по приказу приближённого его — нечестивца Малюты Скуратова Святитель был убит. Убит, чтобы совести обличающей рядом не было…

Удивительный Храм, в честь Святителя возведённый, около знаменитого Олимпийского Комплекса – рядом с Проспектом Мира. Мы ещё скажем о нём в послесловии…

Прошло не одно десятилетие – и правнук царя, руки кровью осквернившего, Царь, что «Тишайшим» зовётся, принёс Святителю Филиппу за прадеда своего покаяние, положив грамоту в гробницу в Успенском Соборе Московского Кремля.

«…молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…».

Обсуждать, как это важно для народа русского, наверное, незачем...

А рядом с другим Образом Иверским — Игумен Земли РусскойПреподобный Сергий и Святые Соловецкие – Зосима и Савватий. Не очень далеко – в Гольянове в честь них Храм надо всем районом возвышается…

Образ Иверский – один из самых на Руси Святой почитаемых! Молится в скорби и радости Матери Божией пред Образом Сим русский народ православный!

«Она Царица Небесная, Она над всеми» — эти слова из знаменитой повести И.С.Шмелёва «Лето Господне», конечно, оСамой Пресвятой Богородице — и навеяны созерцанием Образа Ея Иверского...

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Глава восьмая «Она над всеми…»

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

А в самом углу Правого Придела ещё один Образ Пречистой – Образ почти в рост человеческий. Очень напоминает Он Главную Святыню знаменитого Храма Рождества Христова в Северном Измайлове, что всего в нескольких остановках отсюда.

Конечно, же Образ этот тоже Иерусалимский. Само название о «происхождении» вещает. Образ, по преданию, самим Евангелистом Лукой написанный.

Путь Богородичного Образа сего словно весь путь мира христианского – Святой Город – Град, в центре которого Собор, в честь Премудрости Божией (Потом храмы Софийские и на Русь придут) – Матерь городов русских – Сердце Руси Православной. Сколько чудесных исцелений, сколько случаев спасения от жизни уносящих болезней и падающих фугасов. (См. также «Небесное, в земном воплотившееся». Финал. Часть первая).

Рядом Святой Воин-Мученик времён «агонии» язычества. Его язычники копьём проткнули за то, что по молитве Святого победил почти немощный старец великана, жестокостью отличающегося.

Святой Воин копьё держит и Крест – копьё опущено, а Крест над головой

поднят – ведь Он любого оружия сильнее.

Святой Дмитрий Солунский – зримый Образ его не во всех храмах есть – но именно на Востоке Столицы две Святыни в честь Воина-Мученика возведены – на Соколиной Горе и в посёлке Восточном...

Но беседа наша об «Уголке» Пресвятой Богородице, в Храме Пророка Илии, что в Черкизове, — и подходит она к концу.

Остаётся лишь сказать напоследок, что здесь, рядом с сонмом Образов Ея и Главная Икона Храмовая, на которой Пророк Илия вместе с учеником своим Елисеем изображён — Елисей на коленях молится, когда Илия, по обетованию, на огненной колеснице на небеса возносится.

И получил узревший это Пророк Елисей «Мудрости в два раза больше», как восхотел...

Конечно же, не будут Святые Пророки на нас «в обиде», что мы сегодня прежде всего о Матери Христа Распятого и Воскресшего беседу вели – ведь Она над всеми – и над Сонмом Угодников Божиих, и над нами, грешными – прихожанами Храма сего.

Твоего́ предста́тельства увере́ние/ и милосе́рдия Твоего́ явле́ние/ ико́на Иерусали́мская нам, Влады́чице, показа́ся/ пред не́ю же ду́ши на́ша в моли́тве излива́ем/ и ве́рою Тебе́ вопие́м:/ воззри́, Милосе́рдная, на лю́ди Твоя́,/ вся ско́рби на́ша и печа́ли утоли́,/ утеше́ние благо́е в сердца́ на́ша низпосли́// и спасе́ние ве́чное душа́м на́шим, Пречи́стая, испроси́.

Пресвятая Богородица! Спаси нас! Спаси Отечество наше многострадальное!

Послесловие об Образах Ея.

Глава первая «Неподалёку. Около. Рядом».

«Уголок» Пресвятой Богородицы! В каждом храме, есть, наверное, место такое. Или Икона Собора Пречистой Матери Христа Распятого и Воскресшего, где в едином «пространстве» духовном великое множество Образов Ея.

А сколько их, Милость Великую дарующих, за две тысячи лет во всём мире явлено… Только Ей сие ведомо…

Вспомнили мы, рассказывая об Образах Пречистой в Храме Пророка Илии, что в Черкизове, и о других Святынях, что неподалёку – так само собою получилось. Неудивительно — потому что Главное для любого христианина — Соборность Святая, о которой мыслители русские говорили, которую из нас не одно десятилетие «вытравливали»… Да только не о главной трагедии двадцатого столетия беседа наша…

Итак, прежде всего вспомним в годы богоборчества уцелевший Храм в честь Рождества Сына Божьего. Рядом с Образом Иерусалимским, что в рост человеческий, Образом, пред которым останавливались моровые поветрия – много страшнее, чем ныне, ещё и Образ Казанский, и Всех Скорбящих Радость. Словно сила неведомая — вернее, «сила» Благодати удерживает рядом. (См. также финал цикла очерков «Небесное, в земном воплотившееся»)…

А в Святыне Преображенской, насколько лет назад из небытия возвращённой, в центре у алтаря Главный Образ Пресвятой Богородицы, на Руси более восьми веков назад явленный. Владимирский Образ, конечно.

Рядом Образ Боголюбский – стоят перед Пречистой коленопреклонённые Святые, в очень разные времена по земле ходившие.

Чуть слева – в самом углу Образ Афонский – Отрада и Утешение. Напоминание о Милости Ея Великой — даже за монахов «оступившихся», заветами «небрегущих», Сына Своего умоляющей. Если бы не Милосердие, не Заступничество Ея Великое, могла бы Святая Гора быть врагами растоптана…

Какое прекрасное, суть веры христианкой отражающее название – нет, Имя – Благодатное Небо. Образ Сей ближе всех к алтарю – на иконостасе. Благодатное Небо – напоминание о том, что Небеса живые, благодати, любви преисполненные – и стать «равнодушными» могут только к «отвернувшимся», в Благости Творца и Матери Его Пречистой разуверившихся. Не Небеса «равнодушны» – равнодушным, «тепло-хладным» только человек по неразумению своему, по безверию стать может.

Через Образ Сей покровительствует Матерь Божия тем, кто за пределы притяжения земного устремляется...

Когда в 2015 году возродился Храм Преображенский из небытия и прихожан ещё немного было, по благословению настоятеля разрешалось, конечно, если службы нет, на солею подняться, чтобы к Образу Святому прикоснуться.

(См. также четвёртый очерк цикла «Небесное, в земном воплотившееся»)…

Глава вторая «Воплощение Святой Соборности»

Незадолго до переворота, антихристом сотворённого, и чудом в годы беснования сохранённый Храм Воскресенский, что в Сокольниках. Там, как мы знаем, совершаются каждую неделю молебны пред Образом Иверским. А рядом — справа от Образа Чудотворного Собор Богородицы. В центре Собора просиявший в годы нашествия поганых Образ Владимирский.

Слева – Боголюбская«Боголюбивая», как говорят в народе. Перед Днём Памяти Образа Сего водосвятные молебны совершаются.

Рядом – Страстная. Образ, напоминающий о страданиях Матери, у Креста стоящей. О том, что грехами своими, может быть, и не задумываясь, мы каждый раз сердце Пречистой словно копьём пронзаем…

Напротив, наверное, можно сказать, «Икона в иконе». Вознёсся Образ Чудотворный, впервые на Афонской Горе явленный, над Святыми Целителями двадцатого столетия – Лукой и Нектарием, и над Храмом Воскресенским.

Замечательная идея: образы иконописные отражают единство Храма, в котором пребывают, со Святыми, в разные эпохи по земле ходившими. Наверное, самый яркий пример Святой Соборности вне времени и пространства.

А вознёсшийся над Храмом и Святыми Образ Богородицы – Всецарица. Совсем недалеко — в Монастыре Алексеевском пред Образом Чудотворным Всецарица каждую неделю молебны с чтением акафиста служатся. Служатся, даже в дни Великого Поста — потому что, как сказала одна из прихожанок, рак «ждать» не может. (См также третий очерк цикла «Душа любви взыскует»)...

Неслучайно, наверное, и здесь, в Воскресенском Храме в Сокольниках, Всецарица вместе с Целителями…

Образ Собора Пресвятой Богородицы есть и в Храме Воскресенском бывшего села «Семёновское», и неподалёку — в храме Древнего Мученика Дмитрия Солунского, что на Соколиной горе. Здесь два Образа Собора Ея рядом – по месяцам.

(Скорбное место – Соколиная гора. Кажется, здесь «задохнуться» можно – Слава Богу — Святыни возрождённые спасают)…

Вспоминали мы и Храм в честь Святителя-Мученика Филиппа, что у Проспекта Мира. рядом со свечным ящиком на одной Иконе девять Образов Ея. И те, что в каждом храме есть, и те, что не так часто встретить можно – Споручница грешных, или Достойно Есть. Рядом же Образ, что Троеручицей величают. По горячей молитве пред Образом Матушки-Заступницы, приросла, по злому навету, отрубленная рука одного из Отцов Церкви — Иоанна Дамаскина. В благодарность написал он руку спасённую на иконе как символ. Сначала писали руку другим цветом – серебристым, потом тем же, что и Сам Образ Пречистой.

Восстанавливается по молитве пред Образом Троеручицы разрушенная целостность. Исцелялись по молитве пред Иконой на войне увечные, приходили с рукой, плетью висящей, – а потом поднималась рука в Крестном Знамении. (См. также второй очерк цикла «Небесное, в земном воплотившееся»)…

Не так давно появился на упоминаемой уже горе Соколиной маленький Храм, в честь Целителя-Мученика Пантелеймона, нечестивым императором языческим обезглавленного. Появился, как оазис в пустыне мертвенной, на территории скорбного стационара. Там, чуть слева от алтаря тоже Образ Соборный Девы Пречистой. Владимирская, Казанская, Иверская, Тихвинская, Смоленская, Семистрельная, Неупиваемая Чаша, пред которой о попавших под власть греха винопития и наркомании молятся, Неопалимая Купина, от пожаров хранящая...

Шестнадцать образов, словно лучи Звезды Вифлеемской, вокруг Всецарицы, пред которой об исцелении недугов тяжких молятся. (См. также «Страданием своим исцеляющие»)…

И, наконец, в одном из храмов, как сказал настоятель, создана была «Стена Богородицы». Недалеко от станции метро, что в честь Красного села имя своё получила.

Утоли Моя Печали и Всех Скорбящих Радость, Иверская, Смоленская, Казанская.

И сама Святыня солнечного цвета, в окаянные тридцатые убитая и через шестьдесят лет возродившаяся в Честь одного из почитаемых Дней Богородичных возведена. В Честь Покрова Пресвятой Богородицы. (См также четвёртый очерк цикла «Душа любви взыскует»)...

Россия – Удел Пресвятой Богородицы – Святая Русь под Покровом, под Защитой Ея.

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Мы же на сим завершаем беседу об Образах Царицы Небесной – Матушки – Заступницы. Образах Ея, пред которыми возносятся в скорби и радости молитвы народом русским.

Пресвятая Богородица! Не отыми Покрова Твоего от Отечества нашего.

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
22:27
389
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!