Школа поэтического мастерства приглашает на разбор стихотворения
Уважаемые участники Литературного клуба «Писатели за Добро»!
Сегодня «Школа поэтического мастерства» приглашает вас к Открытому микрофону для обсуждения стихотворения одного из наших авторов, который пока сохранит инкогнито.
Автор стремится учиться и примет вашу критику и замечания.
Напомню, что задача рецензента — не просто поругать или похвалить, а объяснить, что не так, что требует исправления или дополнительной работы, а что удалось.
Просьба в комментариях соблюдать правила обсуждения у Открытого микрофона:
— критика должна быть дельной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг (за два последних сразу последует бан);
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
Стихотворение публикуется в авторской редакции.
НАВСТРЕЧУ СУДЬБЕ
Я, словно парус на волнах, блаженно
Плыву вперёд, в неведомую даль,
Как в мираже, блуждаю по Вселенной,
Мечтаю разогнать завесу тайн.
Ищу восток, чтобы закат был дальше,
В пути я много горестей снискал.
Плутаю, как скиталец, жду реванша –
Не затеряюсь в фокусе зеркал.
Хочу прожить в любви благословенной,
В потоке чувств, их испытать сполна.
Когда закат приблизится почтенно,
Чтобы в душе моей цвела весна.
Моя звезда найдётся непременно,
Лишь голосу судьбы я должен внять,
Пускай она в руках у жизни бренной,
Но заверяю я, моя печать…
.Я, словно парус на волнах, блаженно
Плыву вперёд, в неведомую даль,
Как в мираже, блуждаю по Вселенной,
Мечтаю разогнать завесу тайн.
Лирический герой — романтик. Он плывёт, блуждает, мечтает. Здесь есть и парус, и море, неведомая даль, мираж,, Вселенная., тайны. В таком блаженном блуждании находится ЛГ. Цель: разогнать завесу тайн.
Написано ямбом, рифмы приемлемые.
Удачи автору!
Думаю, другие читатели больше расскажут о своих впечатлениях.
Из технических огрехов бросились в глаза два. «Не затеряюсь в фокусе зеркал» Оптический фокус — это точка. В точке затеряться невозможно, в точке можно только быть или не быть… Хотя сам образ сильный, я бы подал его в такой редакции: Не затеряться бы среди зеркал..."
Ну и потом последняя строчка — по мысли она сильна, но выполнена неуклюже. Хотя должна быть ударной.
Ведь в Вашем варианте читатель (по крайней мере, я) воспринимает «блаженство» как свершившийся факт и воспринимает последующие строчки, оглядываясь на него. А тем боле у Вас «блаженство» — не точно подобранное слово, в Вашем контексте было бы уместнее употребить — «воодушевленное безоглядство»…
Резюме: мне думается, что если бы Вы написали это стихотворение в прозе (стихотворение в прозе), мысль была бы выражена четче и была интересней для воспринимающего. А когда стали рифмовать и подгонять под размер — то только запутали (по крайней мере меня). И весь эффект от философии пропал. А оно же ведь философское стихотворение… ну или я чего-то все-таки не понимаю… Если так, простите великодушно…
Но вот какие мои личные рекомендации. Я считаю, что это стихотворение Вам нужно оставить как есть. А продолжать писать в таком ключе, то есть написать цикл стихотворений. И те детали, в фокусом, скажем (и у Вас в объяснении действительно интересный феномен и интересная, по крайней мере незаурядная поэтическая интерпретация) — нужно описать подробно. Ну и самое главное — все-таки помните о читателе: нужно стараться писать так, чтобы было ему ПОНЯТНО. А для этого максимально точно подбирать слова.
Желаю Вам удачи, и если таки Вы решитесь замахнуться на цикл — я лично с удовольствием буду его читать…
В пути я много горестей снискал.
Плутаю, как скиталец, жду реванша
Не затеряюсь в фокусе зеркал.
Ищу, снискал, плутаю, жду, но затеряюсь.
Приём перемены времени в рамках строфы — приём ответственный.
Пушкиным, кстати, доведённый до совершенства.
Глагол будущего времени в конце строфы, похож на каретку в пишущей машинке ( кто помнит), он переводит, он мост к следующей, обычно.
В конкретном случае этого эффекта нет, текст с таким рядом разновременных глаголов воспринимается как сбой.
Что ещё бросилось в глаза: вторая строка несколько банальна, на мой вкус.
Далее:плутать и скитаться.
Вроде бы, оба слова описывают способ передвижения, но первый — на местности. в второй — по жизни… Жду реванша — из другой оперы мне показалось.
Фокус зеркал: во первых, фокус это точка, в точке не затеряешься…
Потом, смотря о каких зерцалах идёт речь, если о кривых, тогда фокусная точка, насколько мне помнится, имеет конечный смысл, но тут пусть меня поправят люди знающие.
Вывод для себя делаю таков — не всё, что ладненько зарифмовано при близком рассмотрении идентифицируется как хороший текст.
Прав Иосиф, автор пока определяется.
Надо продолжать писать, надо править сочинённое, возвращаясь к нему ни один раз.
Обязательно начнёт получаться!
Успеха вам
И.И.
,
Автору удалось передать и смятение чувств, и желание найти своё. Может быть, немного сыровато.
На мой взгляд, завесу обычно приподнимают, а не разгоняют.
Мне показалось интересным сопоставление времени суток с временем года, т.е. с жизнью, с желанием и к закату сохранить молодость души и чувств. Автору удачи!
Плыву вперёд, в неведомую даль,
Становится интересно, что за человек, который плывёт в неведомую даль и при этом испытывает блаженство. Первая мысль – счастливый! Наверное, он расскажет мне, как добиться такого состояния. А может быть, расскажет, что за блаженство его охватило.
Как в мираже, блуждаю по Вселенной,
Мираж – это нечто кажущееся. Видимо, здесь заложена глубокая мысль, что у каждого человека своя вселенная, базирующаяся на его личном отношении к различным обстоятельствам.
Мечтаю разогнать завесу тайн.
Каких тайн? Зачем он их разгадывает? В общем, чем дальше читаю, тем больше понимаю, что я пока ничего не понимаю. Картина такова: человек плывёт в неведомую даль, чтобы разгадать какие-то тайны. При этом ему очень даже хорошо.
Ищу восток, чтобы закат был дальше,
Отличный образ! Вырисовывается образ романтика.
В пути я много горестей снискал.
А блаженство? В первом четверостишии он утверждал, что плывёт блаженно.
Плутаю, как скиталец, жду реванша –
Итак, человек разгадывает тайны и ждёт реванша. При этом плутает, как скиталец. Плутать – это не знать дороги, запутаться. Заблудившийся странник, который блаженно плывёт, периодически испытывая горести, при этом хочет получить реванш. То есть, он хочет кому-то за что-то отомстить. Или отыграться за прежние неудачи. Блуждая в блаженстве по вселенной.
Не затеряюсь в фокусе зеркал.
Так, теперь мне надо ещё и зеркала в эту картинку вписать. Получается вот что: заблудившийся странник блаженно плывёт, испытав множество горестей в пути, чтобы получить реванш. И не потеряться в фокусе каких-то зеркал. Каких? Понятия не имею.
Хочу прожить в любви благословенной,
В потоке чувств, их испытать сполна.
Когда закат приблизится почтенно,
Чтобы в душе моей цвела весна.
Хочет любить и в старости. Пока это единственное понятное желание человека. Теперь могу предположить, что восток – это символ молодости.
Моя звезда найдётся непременно,
Лишь голосу судьбы я должен внять,
Я тоже верю, что человек найдёт свою любовь.
Пускай она в руках у жизни бренной,
Но заверяю я, моя печать…
Звезда в руках у бренной жизни. Чьей жизни? Или тут имеется в виду судьба? Предполагаю, что последняя строка – это уверенность в будущем счастье. Мне неудобно, но я опять спрашиваю: откуда блаженное состояние в первом четверостишии? Я в него не верю! Нет цельной картинки. Есть набор фраз, которые создали размытый образ доброго романтика, верящего в любовь.
Надо поработать, чтобы мысли были последовательными, тогда герой станет убедительным.
Если под стихотворением нужно объяснять, что хотел сказать автор, то это не слишком удачное стихотворение.
Сферическое зеркало (предмет в фокусе)
Рис. 6. Сферическое зеркало (предмет в фокусе)
Воспользуемся ходом луча, идущего параллельно главной оптической оси (отражается в фокус) и падающего в главный оптический центр зеркала (отражается под углом падения). В этом случае, оба отражённых луча оказались параллельными друг другу, т.е. точка пересечения отражённых лучей отсутствует. Это говорит о том, что изображения нет. Окружающий мир таков каким мы его воспринимаем. Мир нас воспринимает таким, каким мы отражаемся в нём и можно оказаться в такой точке, где вы будете видны в увеличенном размере или в уменьшенном, а можете и совсем станете незамеченными.
Каждое обсуждение в Школе поэтического мастерства — это урок не только для автора рассматриваемого произведения, но и для других участников Клуба, которые хотят чему-то научиться. Но это «что-то» — не задачка из курса оптики, а (в первую очередь) техника стихосложения и умение «зацепить» читателя. Поэтому диалог доложен быть полезен не только для вас, но и для всех остальных.
А ведь в комментариях рецензентов есть очень важные моменты: о заезженных образах, неточных или слабых рифмах и спорных сравнениях. Это как раз то, на что в первую очередь стоит обратить внимание автору в этой рубрике, над чем поработать.
Я пишу это не только лично для вас, но и для других смельчаков, которые придут на разбор со своими стихами.
«Блаженно плыть, блуждать в мираже Вселенной, мечтать о преодолении завесы тайн, снискать горести, плутать как скиталец, ждать реванша, затеряться, желание прожить в любви благословенной в потоке чувств их испытать сполна, когда закат приблизится почтенно, чтобы в душе цвела весна…»
Здесь отрезок жизненного пути. А на этом пути много всего происходит.
Мне кажется, если учесть замечания рецензентов и поправить текст, может получиться замечательное произведение. (Правда, может и не получиться).
Автору удачи!
Как парус на волнах, плыву блаженно
Куда-то в неизведанную даль.
Блуждаю по загадочной Вселенной…
«Даль – тайн» очень слабая рифма. Тут и по смыслу просится строка про поиск Святого Грааля….» Ищу восток, чтобы закат был дальше» — слишком громоздкая фраза, не вяжется со следующей строкой про горести. «Плутаю, как скиталец..» — повтор, в 1 катрене уже было сказано «блуждаю». Далее противоречиво: то «плутаю», то, наоборот, «не затеряюсь». И, наконец, в третьем катрене становится ясно, чего же ищет ЛГ – любви. Разве закат к нам приближается «почтенно»? Наоборот. Когда приходим к «закату», мы сожалеем о необратимости физических изменений в теле, а ощутить « цветение весны» в душе можно в любом возрасте. Далее … тоже размытые фразы. Короче, извините, кисель.
Плюсы. Ямб, какой- никакой сохраняется в тексте. А рифмы очень даже хороши: блаженно — Вселенной, дальше -реванша, снискал- зеркал и др. Средства выразительности речи: сравнение ищущего чего-то ЛГ с парусом (парусником) на волнах, «блаженно плывущим куда-то вперёд ». Лермонтовский парус был «мятежный» и просил бурю.
Сравнить мираж с Вселенной? Не согласна: где мираж и где Вселенная? И причём тут Вселенная? Почему ЛГ мечтает о любви именно «благословенной»? Или это слово притянуто ради рифмы? Трудно понять, от какого лица написано стихотворение. В первом катрене видится молодой человек, наслаждающийся «блаженством полных тайн неведомых далей». А во втором катрене – это уже видавший виды («В пути я много горестей снискал.») почтенный старик. А дальше опять мечты юноши о любви и пр. Думаю, автор затронул слишком широкую тему, не определился с содержанием, не создал конкретный образ ЛГ.
Он не сравнивает мираж и вселенную. Он в мираже ( состоянии) блуждает по вселенной. Не КАК или СЛОВНО, а по…
Марию благодарим за смелость выставить свои стихи на открытый разбор и обратную связь.
Но я соглашусь с Ольгой Которовой — "Если под стихотворением нужно объяснять, что хотел сказать автор, то это не слишком удачное стихотворение". И здесь дело не в том, что читателю надо преподнести произведение [как пирожок на блюде], да ещё и разжевать, а в том, чтобы он сам мог уловить авторский замысел и что-то домыслить, дорисовать.
В данном случае практически у всех комментаторов (замечу, весьма опытных поэтов и критиков) возникли одни и те же вопросы и недоумения. И совсем не обязательно каждый раз пускаться в пространные рассуждения и объяснения заложенного смысла. Просто стоит задуматься, в чём причина и какие штрихи можно добавить, чтобы идея была раскрыта.
Стихотворение правильно написано, но…
Мечтаю разогнать завесу тайн. Нельзя разогнать завесу. Разве, что дымовую, туманную. Завесу можно отодвинуть, откинуть, сквозь неё пройти.
Само желание, разогнать завесу тайн, тоже сомнительное. Открыть тайны — это стоит усилий. Разогнать — избавиться от тайн?
Вы точно этого желаете? Не думаю.
Сомнительная логическая конструкция.