Семинары по прозе. Открытое обсуждение рассказа - приглашаем всех участвовать

Семинары по прозе. Открытое обсуждение рассказа - приглашаем всех участвовать

Уважаемые рецензенты!

Сегодня у Открытого микрофона предлагаем вам обсудить легенду. 
Автора интересует,  насколько ему удалось передать дух легенды.  В рассказе важное место занимает песня, написанная автором как народная. Насколько гармонично это сочетание текста и песни? 
Так что сегодня перед нами образец «критики по запросу», что не мешает вам высказать и общее мнение о рассказе.

Правила открытого разбора остаются прежними, ознакомиться с ними можно в наших предыдущих семинарах. Ждём ваших комментариев!


Легенда о русалке.

Как только зима растаяла последним снегом в глухой чаще леса, а озеро скинуло опостылевший ледяной покров, в глубоком омуте, с трудом отрываясь от сладкого сна, проснулась русалка. Уже сотни лет долгий зимний сон был для неё отдушиной, светлым миром, где она была с ним, любовалась его лицом, трепетно ждала прикосновения его рук и радовалась их частым встречам. Когда в зыбком лунном свете в тени вишнёвого сада он так нежно и ласково целовал её, что замирало сердце и немело тело. Каждый день, к вечеру, возвращаясь с поля, она торопилась домой с одной мыслью, о встрече с ним.

Как стемнеет, в саду вишнёвом, он будет ждать её. И напевая, к вечеру всё успевала, и с первой луною к нему, в сад, под вишенки. А там так пьянит травяной аромат, и пока не выпадет роса, она с ним, с любимым. И только с первыми петухами домой, где петли водой поливала и на цыпочках на свою половину спать. А мать слышала, вздыхала. Не ровня мы ему в мыслях было и до рассвета глаз не смыкала.
«А пришлют ли сватов?» — сомневалась.

Не к добру в тот день ворон над домом кружил. Заныло сердце у матери. «Горе — печаль к нам ломится».
Только Меланья беды не слышала, скотину поила да песни пела, вечера ждала.

Пид стрихою ластивкы, ластивкы,
Щастям дивочим, звабылы, звабылы.
Кохання жаданого прынеслв, прынеслы,
Любощам гниздечко завэлы, завэлы.

— Не ходы, доню, с любчиком стоять, сердце мне беду кажет.
— Да, что вы, мамо, он же любит меня, обидеть не сможет.

А у её милого печаль душу рвет, слезой исходит, не уговорить ему отца на сватанье к Меланье. Непреклонен отец: «Не ровня нам она, нищая и думать забудь, и волю мою отцовскую выполни. А невесту тебе я богатую на дальнем хуторе сыскал.
Не мог он против воли отца пойти.

И в тот вечер её как огнем отметил:
— Прости, моя любонька. Не могу я против отца пойти. Не будет нам с тобою счастья.
— Любчику, губишь ты меня. Жить не смогу без тебя.
— Не плачь мое серденько, нету нам воли своей. Смиримся и в памяти оставим любовь нашу.
После слов его горьких ветер листьями печальную песню пел, месяц слушал — тоскою в тучах таял.

Нэ вбериг ты мылый любоньку,
Тож довику жытымеш спомыном.
Спомыном кохання першого.
Сывыною щастя втратого.

Обнявшись застыли, и туман печалью их укрыл.
Окаменела Меланья. Душа сгорела и пеплом над вишнями от слов горьких.
— Прощай моя любонька. Голубка милая. Не могу я с тобой быть, тому воля родительская.
И ушел. Растаял в тумане.
— Ох лю-ю-бчи-и-ку — вслед ему стонала.
»Как же мне теперь без тебя? Ох, мамко люба, ох, мамко, ридненька, отчего же не слушала, про беду не верила. Говорила мне, что богатые они, не ровня мы им. Да не послушалась я."

Ой де ж тии ластивкы, ластивкы,
Що щастя прынеслы, та й пишлы.
Змусылы мене плакаты, плакаты,
Долю мою проклялы, проклялы.

Обида горькая наполнила Меланью и в душе её поселилась. Что же ты, любчику, со мною сделал, зачем сердце мое разбил? Зачем ноченьки до зорьки со мною стоял? Зачем душеньку мою отобрал, и унес с собой, а меня покинул. Пустая я теперь. Зачем мне жить?
Стучало сердечко крылом сломанным и не видела, не слышала ничего Меланья, отчаяние мысли увело. Нет мне места здесь. Мамко, прости меня. И побежала к озеру. Дорогу не смотрела. Ноги в кровь ободрала, да боли не знала. И только месяц заплакал, как в озеро ушла.

Побигла за вербы до
риченькы.
Там на дни выру
глыбоко,
Прыйняла темна вода
дивоньку.
Заховала скрывджену
доленьку.

Постепенно отходя ото сна, она вспоминала, что уже нет давно её любимого, и что не было их свадьбы, и что свою судьбу она закончила в этом озере.

Плаче, плаче вербонька з берегу.
Там у прирви водному, водному,
Покынула свою матинку, матинку,
Опалена кривдою дивонька.

И она до последнего цеплялась за остатки сна в надежде не просыпаться и быть там, с любимым. Но весеннее тепло настойчиво тормошило её, возвращая в этот мир.
Скоро наступит жаркое лето, и на озеро придут люди, и опять среди них будет тот, кто напомнит его, и она не удержится и погубит. А потом долгой осенью будет оплакивать себя и его, и не находить покоя. Но придёт новое лето, и она опять будет искать, высматривать.

Ой як холодно дивоньци,
дивоньци.
Все блукає її душенька в глыбыни, глыбыни.
Там у выру темному, поночи,
поночи,
Маеться серденько скрывджене, скрывджене.

Время летит быстро, и на берегу уже веселые компании, смех, шутки и, как всегда, в кустарниках укрывшиеся парочки в поисках любви. Она всегда наблюдает за ними. Её тянет к ним желание узнать, что не успела — ведь кроме робкого поцелуя она ничего не познала, и потому с жадной ревностью наблюдала за влюблёнными. А потом впадала в ярость, пугала их и долго плакала, вспоминала своего любимого.
Как-то в один из тёплых летних дней услышала весёлый детский смех и, осторожно вынырнув в камышах, увидела, как на берегу рядышком сидели мальчик с девочкой и босыми ногами каламутили воду. Девочка думала о чем-то своем и мечтательно смотрела на дальний берег озера, а мальчик не отводил от неё восхищённых глаз.

И вдруг, поддавшись внезапному порыву, поцеловал её, и испугавшись, быстро отпрянул. Но девочка не обиделась. Она улыбалась. Мальчик осмелел, и спросил, придёт ли она сюда завтра, на что девочка, не отводя скучающего взгляда от дальнего берега, кокетливо ответила, что подумает.

На следующий день к вечеру русалка ожидала их прячась в камышах. Но пришел только мальчик. Он сидел на берегу и в нетерпении вскакивал при малейшем шорохе, но девочки не было. Вскоре совсем стемнело. Мальчик загрустил, застыл взглядом на дальний берег. Русалка подплыла к берегу и прячась в камышах тихонько прошептала: " Она не любит тебя" Мальчик вздрогнул, оглянулся, никого не увидел. Сжал кулачки и обращаясь к озеру громко прокричал: «А я все равно буду ждать её, и завтра, и послезавтра, и всегда!!!” И развернувшись убежал. Больше русалка его не видела. Шли годы, русалка уходила в сон, где с любимым в саду вишнёвом любылась, и месяц им свидетель был. А лето во снах бесконечно было. И опять, как и сотни раз прежде, пробуждение весной вносило смятение её душе. И не было ей покоя до следующей зимы.

Однажды летом русалка услышала голоса на берегу, необычный разговор заинтересовал ее. Она подобралась к берегу и спрятавшись в камышах увидела пожилую парочку. Женщина сидела на лавочке и смотрела на дальний берег, а мужчина рядом не отводил от нее влюбленный взгляд. Они о чем-то тихо говорили, но русалка не слушала, она узнала их. Это были повзрослевшие тот же мальчик и та же девочка. Настойчивость и преданность мальчика всколыхнула что-то в русалке и она поняла, что любовь — это великий Дар и не важно, любят ли нас в ответ. Осознание этого растопило камень обиды в её душе, и она стала свободной. Ей стало легко и радостно, и она устремилась к своей любви, к своему любимому.

Ой лечу я ластивкою, зустричай.
Тебе знайду мыленькый, зачекай,
Будемо кохатыся,
так и знай.
Те що було гиркого,
забувай.

И озеро вдруг вспыхнуло особым светом — русалки не стало.

+5
09:48
770
RSS
10:09
+2
Ох ты, Господи! Какая милая история. За строчками чувствуется женская рука. Если писал мужчина, тогда я буду сильно удивлена.
В повествование органично вплетены красивые украинские напевы. Я прямо слышу их! И вижу эту русалку. И пейзаж вижу.
Единственное, что мне не понравилось — мораль концовки. Банальная какая-то мысль: любовь — это великий Дар и не важно, любят ли нас в ответ. Хочется чего-то душещипательного, а автор взял навязал героине полное умиротворение, после которого она совсем исчезла.
Ещё одно пожелание: надо бы со знаками препинания поработать.
18:03
+2
Спасибо, Ольга. Легенду написал я. Вы знаете, я и сам сомневался в концовке. Мне не хватило опыта донести свою мысль до читателя. Главная идея этого рассказа это чувство обиды на другого человека, и это чувство держит нас в прошлом, не пускает в нашу жизнь новое. Для Меланьи это чувство привело её к такой кончине и главное это чувство обиды и после смерти держало её среди людей в виде русалки, её душа попала в капкан обиды. И она, её дух жил среди людей. Её душа сотни лет томилась в плену. Этот случай с мальчиком помог ей понять что она сама себя держит здесь на земле. Когда она поняла это и простила своего возлюбленного, она стала свободной. Её душу уже ничего не держало на земле. Она стала свободной. И она ушла с надеждой на новое рождение и с верой в то что найдет любимого в другой жизни. Это рассказ об освобождении человека от обиды.
19:17
+1
У меня было подозрение, что это Вы написали, стиль узнаваем. Но подумалось, что для Вас слишком банальный лозунг в конце рассказа. Как правило, это женщины любят красивые лозунги о любви.
Идея Ваша хорошо понятна, и она достойна уважения. Но она, повторюсь, банальна. Слишком интересно читать про эту русалку, поэтому в конце хочется какой-то неожиданной или яркой развязки. Но по смыслу концовка проигрывает всему тексту.
Ту же мысль про ценность любви можно воплотить как-нибудь иначе. Мне кажется, что было бы интересней вложить данный лозунг в чьи-то уста. Анна дала много хороших советов, поэтому повторяться не буду, всё равно ничего умней не придумаю.
10:52
+1
Пожалуй, комментировать не стану.
Не мое.
18:05
Спасибо, Виктор. Пробую себя и в реализме, в основном это воспоминания о детстве и юности. Пока я в поиске себя.
18:14
+1
Я пытался, Стас, тебя не обидеть — хотя даже мысли не было, что это ты!
Просто не-реализм трудно комментировать.
20:07
+1
Ты прав, Виктор, я начинаю понимать, что путь в фентези все же легкий путь, а настоящий путь писателя — реализм. Настоящий путь это сам человек в реальной жизни, его сомнения, тревоги, страхи и главное его прозрение, его путь к истине. Вот как в твоём Запасном аэродроме. Для меня он как образец как надо писать. Спасибо, Виктор.
05:40
Да не за что, дорогой Стас.

Ты сейчас сказал совершенно верные мысли.

Желание писать детектив, фэнтези, фантастику, мистику и пр. — это детская болезнь писателя, еще не способного подняться на высоту жесткого реализма.

Но настоящий писатель рано или поздно поднимется!
А ненастоящий так всю жизнь и пишет галиматью.
11:07
+4
А мне почему-то кажется, что писал мужчина))) Легенда понравилась. Мне представилось, как в деревенской избе при свете ночника в кровати уютно устроилась маленькая девочка, а бабушка сидит на краю постели и тихо рассказывает о русалке своей ненаглядной внучке. Речь бабушки неспешная, плавная, напевная. И песня очень гармонично включается в повествование. Глаза малышки открываются всё реже, она на границе грёз и яви. И вот уже девочка окончательно погружается в сон, но сказка не исчезает – она живёт в воображении ребёнка. Возможно там, во сне, у легенды будет другая концовка… Спасибо автору за такое колоритное и самобытное произведение. Прочитала с большим удовольствием. Очень удивилась, что, не зная украинского языка, смысл песни поняла. Видимо, автор вложил в неё сильный эмоциональный посыл, и текст начал жить не только в словах, но и материализовался в образах. Я её картинками видела))) Согласна с Олей – нужно несколько раз перечитать текст, окончательно определиться со знаками препинания, местами исправить опечатки, и будет красота. Лично меня конец истории не огорчил. Ожидаемо, да, но впечатления не портит. Дорогой автор, от души благодарю за возможность познакомиться с Вашим миром творчества. Желаю не останавливаться на достигнутом. Успехов!
18:06
+2
Спасибо большое. Понимаю что многому мне надо ещё учиться.
18:25
+3
Я сразу узнала Вас, Стас))) Но не стала свою догадку озвучивать. У Вас свой неповторимый стиль, и это дорогого стоит — быть узнаваемым.
11:34
+4
Дякую. Дуже цікава історія.Напісано образно, інтригуюче. Тільки я б залишила віршовані рядки українською мовою. Прочитала з цікавістю. Легенда сподобалася.
Автору — бажаю успішноi творчості.

Прочитала с интересом. Легенда понравилась.
Автору — желаю успешного творчества.
12:27
+2
Ирина, у автора есть вариант этого же рассказа на украинском языке. Вообще он хотел разместить сразу двуязычный вариант, но мне подумалось, что мало кто сможет прочесть. Возможно, автору будет интересно ваше мнение и об украинском варианте. Он может опубликовать его или в комментарии, или в своем профиле.
12:37
+1
Елена, я имела ввиду публикацию не всего текста, а только стихов на украинском. А вообще язык не сложный. Я когда-то его учила в школе. меня не аттестовали, поскольку пришла в школу(г.Николаев) в 6-й класс, но от посещения уроков не освободили. Учительница украинского языка очень меня поддерживала, и я быстро освоила чтение, язык, труднее был пересказ. Потом жизнь внесла свои коррективы — учёба в мед.училище, потом институт… Но язык помню. очень люблю песни на украинском языке. Недавно стала переводить стихи Елены Гешко.
Просто автора как раз интересовало, как будет оценен и вариант на украинском:)
18:08
+2
Спасибо, Ирина. Я все же выставлю сейчас украинский вариант Легенды, он мне ближе. Хотелось бы ваше мнение. Я пытался писать на украинском 18-19 века, в этом осноаная трудность.
Як тільки зима загубилася посірілим снігом в лісовій хащі, а річка скинула льодову ковдру, на самому дні глибокого виру, відриваючи себе від солодкого сну, прокинулась русалка.

Вже багато років довгий зимовий сон був для неї просвітком від розпачу в який ввела себе багато років тому. У тому зимовому сні вона насолоджувалась його ніжними обіймами у затишному вишняку за хатою.
Там у мерехтивому місячному сяйві він так лагідно поцілунками вбирав, що тремтіло серденько та мліло тіло.
Згадувала, як кожного дня вертаючись з поля, летіла мов пташка, щоби встигнути до темна скотину впорати та й до милого в сад вийти. А там вже під зорями він чекає, серденько їй гріє. Навкруги пахучі трави вколисує вітер, і обійми милого до самого ранку.

Та с першими півнями до хати бігла, й на двері воду, щоб не рипіли і на пальцях по хаті, щоб не будити матінку.
Та не спала мати, її чекала, розуміла, бо сама ж такою була. А зараз тільки зітхала. Не рівню собі донька в любчики взяла. «То може й змилується Боженька та й сватів діждуся.» — Зітхаючи засинала.

То хіба ж хто знає де його лихо вхопить? Адже долю свою кожний має. І тільки їй знати навіщо той вісник біди, ворон, над хатою кружляв і так тужливо каркав.
" То несчастя до нас йде." — подумала мати.

От тільки Меланка біди не чула: скотину напувала та пісні співала, на вечір чекала.

Під стріхою ластівки, ластівки
Щастям дівочим, звабили, звабили.
Кохання жаданого принесли, принесли.
Любощам гніздечко завели, завелы.

Та в матері неспокій на душі, тож просила Меланку:
— Ой не ходы доню на вечір з любчиком стояти, серце мені біду віщує.
— Та що, ви, мамко. Він кохає мене. Про яку біду кажете?

А її милий не знає як батька вмовити, щоб сватів до Меланки заслати. Невблаганний батько, бо заможню родину для сина знайшов. То вже й домовився.
Не міг він проти батькової волі. Тому йшов до вишняку понурий неначе чорну хмару з собою ніс. Вгледіла Меланка, злякалася:
— Ой, любчику мій, що сталося? Лице твоє потемніло. Чи недуг який в тебе вбрався?
— Вибачай, моя ластівка. Лиху звістку несу тобі, то й ледь тримаюся, відчай душить мене.
— Що за звістка, любчику?
— А та, що не має більше волі нам кохатися. Батько силує сватів до другої засылати.
Тож не буде нам с тобою щастя. Довіку нам в розлуці бути.
— Любчику мій, як жити без кохання твого?
— Не плач голубонько, змиритися треба, нема нам долі одної.
Від тих слів скамяніли дерева, та захмарився місяць, і тільки вітер листя заколисував та пісню співав:

Не вберіг ти милий любоньку,
Тож довіку житимеш спомином
Спомином кохання першого
Сивиною щастя втратого

Обійнявшись стояли вони і
туман журбою їх омивав.
Ще казав він щось про долю їх порізну та Меланка не слухала. Душа її вигоріла і попілом над вишнями розвіялась.
— Прощавай моя люба.
Тай за мить пішов, потонув у тумані.
— Ох лю-ю-бчи-и-ку — вслід Меланка стогнала.
— Куди мені тепер без тебе?
Ой мамко, що ж мені робити? Казали ви, що богаті вони, не рівня нам. Та не слухала я.

Ой де ж тії ластівки, ластівки
Що щастя принесли, та й пішли.
Змусили мене плакати, плакати.
Долю мою прокляли, прокляли

Підкосилися ноги Меланки, на коліна впала, думки не зібрала, себе не чула, світу не бачила. Образа світ білий затьмарила, в душі поселилася, та й панувала.То вже й себе не памятала, тільки слова впошепки на губах гіркотою танули:
«Ой що ж ти любий зі мною зробив?
Навіщо серце покраяв?
Навіщо душу мою взяв та й не повернув.
Нащо мені таке життя? Забилося її серденько відчаєм. Себе не чула, як до річки бігла.
Бігла, дороги не знала, ноги до крові збивала.
Та тільки місяць заплакав як в воду війшла.

Побігла за вербы до річеньки.
Там на дні виру, глибоко,
Прыйняла темна вода
дівоньку.
Заховала скривджену доленьку.

То ж тепер поступово, відходячи від сну, вона згадувала, що давно вже немає її любого, що не було в них весілля і що долю свою знайшла на дні виру в річці. І тепер до останнього пробудженню противилась, щоб у ві сні ще хоч хвильку з коханим побути.
Але тепло весни збурювало, спати не давало, тай вертало до гіркої долі.

Плаче, плаче вербонька з берегу
Там у виру водному, темному
Покинула свою матінку, матінку
Опалена кривдою дівонька.

Ось, ось настане спекотне літо і до річки під вечір люди прийдуть прохолодою тішитись.
І знов-таки серед них буде той що на нього схожий. Тож втримати себе не зможе, та потягне його до виру тай згубить. А потім довгої осени себе та його приплакуватиме, і не буде їй спокою. А прийде наступне літо і вона знову його шукатиме.

Ой як холодно дівоньці, дівоньці
Все блукає її душечка в глибині, глибині.
Там у виру темному, поночі, поночі.
Маеться серденько скривджене скривджене.

Час непомітно лине і на березі вже гамірливі гурти, веселий сміх, жарти. Там як завжди, в затишку кущів любчики шукають кохання.
А вона з цікавістю спостерігала за ними. Її притягувала до них цікавість — адже крім ніжних поцілунків нічого в коханні не пізнала. І тому підглядала за ними, а потім змучена ревнощами лютувала, лякала і довго плакала.

Якось одного теплого літнього дня почула вона веселий дитячий сміх, тож обережно підкравшись очеретом до берега, побачила дітей, хлопчика та дівчинку. Вони сиділи на рибацькому місточку і ногами каламутили воду. Дівчинка замріялась та дивилась на протилежний берег, а хлопчик не зводив з неї захопленного погляду. Аж раптом немов підштовхуваний кимось, поцілував її похапцем і швидко відхилився злякавшись її гніву. Та дівчинка не розсердилась, тільки мрійливо посміхалась. Тож хлопчина посміливішав і запитав чи прийде вона сюди завтра під вечір. На що дівчинка, не відриваючи погляду від далекого берегу, відповіла, що не знає, може й прийде.

На другий день під вечір русалка чекала в очереті вчорашніх дітей. Ось і хлопчик вже прийшов. Сидів на березі і весь час оглядався, й дивився на стежку, чи не йде дівчинка. А її все не було, й не було.
Вже й зовсім стемніло, а хлопчик все чекав.
Русплка підпливла ближче і тихенько прошепотіла:
»Вона не любить тебе"
Хлопчик підскочив, заоглядався, але нікого не побачив. Він стиснув кулачки та звертаючись до річки прокричав: «А я всеодно буду чекати її, і завтра, і післязавтра, і завжди!
І повернувшись побіг до стежки. Більше до річки він не приходив.

Минали роки. Русалка на зиму засинала, і як завжди уві сні з любчиком під вишнями кохалася. І знову, як і сотні років тому, пробудження на весні вносило сум»яття в її душу. І не було їй спокою до наступної зими.

Якось літом, русалка почула голоси на березі. Підпливла і ховаючись в очереті побачила літніх чоловіка та жінку. Жінка сиділа на лавочці і замріяно дивилася на протилежний берег. А біля неї стояв чоловік і не зводив з неї закоханого погляду. Русалка не дослухалась до того про що говорили, вона пізнала їх. Це були ті самі: хлопчик і дівчинка.

Вірність хлопчика своєму коханню дуже вразили русалку і вона зрозуміла, що кохання це великий дарунок долі і зовсім не важливо чи воно взаємне.
Усвідомлення цього розтопило камінь образи в її душі і вона стала вільною. Їй стало легко, радість переповнювала її і вона полетіла до свого кохання, до свого любчика.

Ой лечу я ластівкою, зустрічай.
Тебе знайду миленький, зачекай,
Будемо кохатися,
так і знай.
Те що було гіркого,
забувай.

Річка раптом палахнула особливим сяйвом і русалки не стало.
11:45
+1
Стас, спасибо. Прочитала с интересом. Правда, перевода, значения некоторых слов не знаю, но по смыслу всё понятно. Легко, напевно звучат строки стихов. Что касается сюжета, то не важно — сказка это или легенда. Главное, описана интересная история девушки -русалки, заставляющая сопереживать ей. Конечно, её месть не оправдана. Но… она переживает каждый раз, когда отнимает жизнь молодого юноши:
«А потім довгої осени себе та його приплакуватиме, і не буде їй спокою.»
Прочитала все комментарии. Согласна, с запятыми есть проблема, но это дело поправимое.
Успешного творчества.
Это, скорее, сказка. Мы помним греческие легенды о богах, героях. Это что-то более возвышенное, эпохальное. studopedia.su/11_92184_osnovnie-raznovidnosti-legend.html Это сноска о жанровой принадлежности легенд. Все, конечно, относительно. И, как творчество народа, и то и другое переплетается, имеет схожие признаки.
Легенды я писал и не одну. Они как раз могут быть с хорошей или назидательной концовкой: «Основ­ные функции легенд — объяснительная и нравоучительная» (цитата из приведенной ссылки). Могу привести ссылку на Литресе: Самиздат на свои легенды, но это целиком книга, включающая в себя и сказки. Ее надо покупать…
Здесь же навевает народностью, может, псевдонародностью, потому что подобные вещи в народе закручиваются гораздо круче и трагичней. Как правило, это несчастная любовь русалки и смертного, причем, любовные сети затягивают молодца и он погибает в объятьях хвостатой красавицы. Или русалка погибает, не в силах противостоять коварству людей, их сложной земной жизни (вспомним Андерсена). Это заведомо губительное предприятие для двух несовместимых стихий. Согласен с предыдущим комментарием, хэппи энд тут как-то противоестественен. «Природа» русалки мстить людям, иначе это не русалка.
Но допустим, прочь каноны жанра. Такая вот она сознательная и не стандартная, к тому же она сама погибла из-за своей слабости. Но ради чего? Если бы это был предмет ее любви… Просто сознательной оказалась, поверила в настоящую любовь и самоустранилась…
Мне понравился язык, манера изложения. Сказка имеет право на существование, но не в столь банальном сюжете. Песня как раз украшает повествование. Если бы было это в диктофонном варианте, с музыкой и нежным женским исполнением под цимбалы и другие народные инструменты. Мне так видится…
18:12
Да, Вы правы, Александр. Это скорее сказка. С концовкой вот так получилось, не очень убедительно. Спасибо за ваши замечания.
Ничего, дорогой, от всей души! Учтете замечания, поработаете еще… И классики долго порой и трудно доводили свои произведения до того варианта, который мы теперь читаем. Вообще же, предела совершенству и совершенствованию нет…
16:04
+2
Не думаю, что это легенда. Может, сказка, но только придуманная не народом, а автором (или я каких-то сказок не знаю). И русалка вызывает только негативные чувства, потому как каждое лето топит молодых парней. За что? Мстит… А зачем подглядывает за парочками в кустах? И если она при жизни не испытала каких-то чувств и ощущений, то увиденное ею вряд ли разозлило бы ее… Да и вообще, представить, что за влюбленными парочками, которые уединились в кустах, наблюдает столетняя русалка… Думаю, эта «сказка» выиграла бы, если бы в ней было побольше разных человеческих историй, которые русалка могла бы наблюдать из своих камышей. Что-нибудь интересное, уникальное, что заинтересовало бы читателя. Или, если бы она сама как-то повлияла на ход событий, которые разворачивались бы на берегу. Кого-то спасла, к примеру, девушку, которую бросил парень… Вариантов много.
Что же касается вставок-песен, то даже реально не слыша их, все равно где-то в душе «слышишь», вот такой эффект. И даже без музыки текст воспринимается в «соль миноре».
Опять же — надо бы повнимательнее к знакам препинания.
К автору испытываю чувство уважения за то, что он пишет в своем стиле, выражает свои чувства в таком вот странном, не сформировавшемся жанре. Возможно, он находится в поиске своего стиля и потом «вырулит» в реалистическую прозу, к примеру. Или же, наоборот, разовьет свой писательский талант в сторону легенд, сказок, хорошенько разобравшись в этой литературной нише, вникнув в основы и глубину уже существующих произведений этих жанров.
Удачи!

18:17
+1
Спасибо большое, Анна. Все Ваши замечания принимаю. Вы правы. Мне понравилась ваша мысль участия русалки в земных событиях и эти события повлияли бы на неё и возможно именно они освободили её в итоге. Спасибо. Мне очень помогают замечания и советы ваши и всех участников обсуждение. Это даёт мне возможность понять что я делаю не так и в будущем не повторять ошибок.
22:38
+1
Стас, привет. Вы, как всегда молодец. Мне сразу показалось, что автор мужчина, и это, скорее всего, вы.
Люблю и сказки, и легенды. Люблю и понимаю мелодичный красивый украинский язык, знаю и пою украинские песни…
Стас, я уже раньше говорила, что вы талантливы и у вас всё впереди. Это уже третье произведение, которое вы не боясь критики, выставляете на общее обсуждение. А это многого стоит! Понравилось почти всё. Сюжет, несколько необычное завершение… Вовремя и в нужных местах звучит песня…
Да, хотелось бы немного другой судьбы героине, но… хозяин — барин… Удачи вам!
Да, кстати, уже сказали выше по поводу знаков препинания.
23:13
Спасибо, Наталья. С запятыми прям проблема. Не знаю как, хоть в школу по новой поступай. Забыл всё.
Это не проблема. Раза два, думаю этого вам вполне хватит, встретиться с учителем, желательно старой закалки, он вам всё напомнит, покажет, потренируетесь, и всё у вас будет прекрасно и удивительно!
23:59
Стас, добрый вечер! Спасибо за Вашу сказку! Все же я склоняюсь к тому, что это авторская сказка. В целом, мне понравился Ваш стиль, напевность текста, присущая ему поэтичность, да и представленный сюжет неплох! В отличие от большинства рецензентов, Вашу ключевую идею про чувство обиды, которое нас держит в прошлом, я принимаю, и даже – с учетом того, что сказки обычно пишутся для людей юных – не считаю слишком избитой. Другой вопрос, что в комментариях Вы эту мысль развили куда более полно, чем в самом тексте. И здесь речь не об идее, хороша она или не очень, а о том, что Вы ее (на лексическом, стилистическом уровнях) подали не вполне убедительно. И это замечание – определенная небрежность, допущенная Вами – касается, к сожалению, и всего представленного текста…
Например, в самом начале герой не назван, так что с первого прочтения даже не вполне понятно, кого ждет русалка: «Уже сотни лет долгий зимний сон был для неё отдушиной, светлым миром, где она была с ним (со сном?..), любовалась его лицом, трепетно ждала прикосновения его рук и радовалась их частым встречам» (ну да, я тоже люблю поспать:)). Почему бы не написать «где она была со своим любимым», «с возлюбленным»?..
Некоторые выражения я бы заменила, например, «зима растаяла последним снегом» (тогда уж – истаяла); «замирало сердце и немело тело» – здесь перебор какой-то… Хочется динамики, а тут все замирает и немеет…
Следующий диалог героев показался приторным и банальным:
"— Прости, моя любонька. Не могу я против отца пойти. Не будет нам с тобою счастья.
— Любчику, губишь ты меня. Жить не смогу без тебя.
– Не плачь мое серденько, нету нам воли своей. Смиримся и в памяти оставим любовь нашу".
Многие фразы в сказке грамматически неверно построены:
1) «Не ровня мы ему в мыслях было и до рассвета глаз не смыкала». Прямая речь требует оформления, запятые – расстановки. Ну, и куда подлежащее пропало, тоже непонятно…
2) «Душа сгорела и пеплом над вишнями от слов горьких». «Развеялась пеплом»?.. Сказуемое где?..
Сами образы у Вас красивые, но иногда их слишком много, так что они, наплывая друг на друга в рамках одного описания, обессмысливают один другой. Например, «стучало сердечко сломанным крылом», на мой взгляд, перебор. Мне в этот момент представилась куриная косточка, падающая со стола…
Под финал у Вас сменился стиль повествования: «Время летит быстро, и на берегу уже веселые компании, смех, шутки и, как всегда, в кустарниках укрывшиеся парочки в поисках любви». Может, такова была Ваша задумка (мол, прошло время – изменился мир), но потом Вы опять перешли к старой – сказовой – манере повествования… Этот момент тоже остался для меня не очень понятен.
Ну, и, конечно, определенной доработки требует заключительная фраза. Тут уж Вы и вовсе как топором рубанули: «озеро вдруг вспыхнуло особым светом — русалки не стало». Такое впечатление, что немного торопились, когда дописывали текст… Или просто психологически от него устали. Такое тоже бывает.
В целом, подумалось, что песни и природа получились у Вас живее людей! А персонажи немного ходульные вышли. Из-за этого и финал рассказа не вполне понятен. Ясно, что сказочный жанр и тонкости психологизма не очень совместимы. Тем не менее, действия героев должны быть как минимум объяснимы. В качестве примера – проза Марии Семеновой. Простая, как три копейки, но душевная и не лишенная внутренней логики и стилистической стройности.
А у Вас многовато нестыковок. Даже само поведение героини вызывает вопросы… В начале истории она по полночи с возлюбленным проводит: «с первой луною к нему, в сад, под вишенки. А там так пьянит травяной аромат, и пока не выпадет роса, она с ним, с любимым». А к финалу оказывается, что ничего, кроме робкого поцелуя, у нее в жизни и не было. Ну, как-то не вяжется это с предыдущим описанием, где прямо полнейшая любовь на лоне природы, как в каких-нибудь «Легендах осени»:).
Продолжая эту мысль, я бы на Вашем месте дала 1) немного больше развития характеру героини (до того, как она в русалку обратилась); 2) «зазеркалила» бы истории героев. Может быть, стоило убить возлюбленного героини, а потом «вернуть» его в образе смелого и любящего мальчика?.. Тогда были бы понятнее и самоубийство самой девушки, и ее месть влюбленным, и ее последующее раскаяние и душевное освобождение. Это как вариант.
Идея Анны Даниловой про разные истории «парочек на берегу» очень интересна, но в качестве самостоятельного рассказа, а не «гибрида» по мотивам представленного текста. Я бы на Вашем месте для начала эту сказку доработала – она, при всех имеющихся недостатках, стоит того! smile Спасибо. С уважением.
03:22
Спасибо, Елена, очень важные замечания. Соглашусь наверное со всеми. Вот только неполные предложения на которые Вы указали написаны мною без сказуемого не по небрежности, а по задумке. Мне очень нравятся такие предложения, не могу объяснить почему, скорее интуитивно. Я практически во всех своих рассказах использую их. Мне на это часто указывают при обсуждении, понимаю вашу правоту, но ничего с собой поделать не могу. Этот рассказ вначале писался как миниатюра из семи предложений а потом я вот так его доработал. Похоже не дотянул. Все замечания для меня очень важны. Спасибо
23:31
+1
«Вот только неполные предложения на которые Вы указали написаны мною без сказуемого не по небрежности, а по задумке». У меня была такая мысль, Стас, поскольку они встречаются у Вас не единожды. Но в таком случае знаки препинания (тире) Вам в помощь! «Душа сгорела и — пеплом над вишнями от слов горьких». См., например, old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=93. Желаю Вам удачи! Уверена, что все получится! )))
23:46
Спасибо, Елена. Отличная подсказка, именно это мне и нужно, как я сам не сообразил. Действительно, тире решает проблему неполных предложений. Просто, а сам протупил. Вот спасибо Вам большое.