Открытое обсуждение рассказа нашего автора - приглашаем всех участвовать
Уважаемые рецензенты!
Сегодня приглашаем вас к Открытому микрофону для обсуждения рассказа нашего автора Риты Самойловой.
Рита представила рассказ в наш Летний сборник и просит вас разобрать его и помочь выявить ошибки.
Напоминаю, что все произведения, поступающие в рубрику «Рецензии. Семинары по прозе», публикуются в авторской редакции.
Правила обсуждения всем знакомы.
Задача открытого разбора:
— сообщить автору о своём впечатлении от произведения в целом;
— провести общий анализ произведения и дать оценку;
— выявить противоречия;
— выявить и разобрать ошибки;
— подсказать пути исправления ошибок.
При этом:
— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;
— без эмоциональной составляющей (иронии, сарказма, высокомерия и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
Итак, рассказ Риты
«Вышли деньги, Лёха!»
Продлись мгновение молодого лета, оставь Тульской трассе скорость прожитых лет, пятую передачу и коробку-автомат городской жизни. Июньский полдень…
Цветущие пионы и лиственница, стАтью вековОй графини, привычно наблюдают, как уже не мои и не моей сестры сандалики игриво бегут по скошенной траве, настойчиво ищут отцовскую удочку и о чем-то своём беседуют с гусиным семейством.
Шашлычный аромат, абхазское вино, мужская суета по мелкому ремонту… В размеренном полуденном зное теперь уже мы сидим на крыльце, ведя тихие-тихие пересуды о женской судьбе.
Я привыкла пить кофе с настоящим российским шоколадом. Но, по-прежнему, больше всего люблю «сластену», её фантик не такой приметный для продажи, он проще, продаётся в магазинах в единственном числе, поштучно.
У моей подруги сегодня День рождения, у моей родной «сластены», моего вечного неунывающего двигателя, моего второго мешка пороха, моей белокурой красавицы-бабушки.
— С твоего крыльца можно самолеты рассматривать.
— Да, из аэропорта набирают высоту в южные направления или заходят на посадку из Петербурга.
— После всеобщей самоизоляции и массового психоза по короновирусу хочется уже на две недели к морю!
Взглянув на белый шлейф улетающего в теплые края самолета, я засмеялась:
— Ждать отдых полгода, приземлиться в Адлере и первым сообщением написать: «вышли денег, Леха!».
— Ахаха, это как?
— В тот год Абхазия только начала вспоминать о своей былой славе и статусе элитной здравницы Советского Союза. Союза уже давно не было, а лечебный сосновый воздух Пицунды остался. Дешевое жилье, вино и чача, безлюдные пляжи и чистое Черное море манили молодежь через пограничный пункт в Цандрипш – курортный поселок близ города Гагры, с одной стороны, и границы с Россией, с другой. Я бы и сейчас в сорокоградусную жару с удовольствием съела Тот зажаристый чебурек из рук хозяйки, с выжженными гидр пиритом волосами, или ее красавцев-сыновей. (показав от локтя до кончиков пальцев размер незабываемого блюда)
— Вы поехали без денег?
— Мы? (я засмеялась от предвкушения истории и воспоминаний). Мы собирались с декабря-месяца. Купили дешевые авиабилеты из Москвы и после Нового года мысленно жили уже в коттедже «Эммы и Арсена», была бы возможность – матрасы надули бы еще в Калуге. Из-за своего страха летать на самолете только я ждала покупки билета на быстрый поезд повышенной комфортности «Москва-Сочи». Между прочим, по факту заплатила больше, чем за авиабилет, купленный друзьями в декабре-месяце.
Компания собралась на удивление многочисленная, не смотря на занятость и перспективы карьерного роста. В последующие года хозяева с нетерпением ждали «дружную семейку», занимающую весь второй этаж коттеджа.
Прибыв наземным, железнодорожным, транспортом в Адлер, рано утром, я отправилась на городской пляж в ожидании встречи и долгожданного отдыха. Лежу я, ненасытная южным солнцем, жду гордую железную птицу из Москвы с друзьями на борту. Над головой приземляются самолеты-куротнички. Согласно расписания, в 18.00, появляется Он — мощный, напыщенный, одним словом, «Московский» идет на посадку – мои на месте.
В стадии подкопчённой курицы на лице и вареной креветки на спине и плечах, слышу знакомую музыку мобильного телефона.
— Лежишь на пляже?
— Лежу…уже в стадии полуфабриката…
— Вот и лежи дальше до готовности. Мы едим картофель-фри в аэропорте и ждем вылета.
— Все вместе? Что случилось?!
— В Апрелевке встали в автомобильную пробку…нееее, сначала кое-кто забыл паспорт дома…Короче, через три часа прилетим, взяли еще одни, уже дорогие билеты, какие остались. Купи еды на всех! Жди!
К десяти вечера встретились. Я – в готовности «курицы-гриль», они, как участники недельного турпохода – уставшие и голодные.
Ныне солидный и уважаемый Евгений Сергеевич, тогда еще в шортах ярко лимонного цвета, новоиспеченным главой семейства, не на привычном ему сегодня английском языке, а на простом русском, коротко и ясно, не доходя пограничного пункта с Абхазией, написал лучшему другу в Калугу: «Приземлились. Вышли денег, Леха! На чебурек и чачу не хватает».
Жизнь стоит благодарить за ее воспоминания. Об одном сожалею, как сытые породистые гончие теряем желание охотиться. Взрослая жизнь на пути к тридцатилетию, на перекрестке житейского опыта, благополучия и беспечного авантюризма, выбирает краски спокойнее, постельных тонов, и утрачивает способность радоваться мелким подаркам судьбы.
Еще с лесистых гор веяло запахом утихших выстрелов, а мы, в дружной компании, были счастливы Черному морю, абхазской кухне и вину среди развалин минувшей войны, летающих над головой вдоль побережья вертолетов-патрулей и еще невосстановленного туристического сервиса.
Но чебурек…пусть неухоженный, но уже открытый, парк в Гаграх, красное «Лыхны» остались визитной карточкой Абхазии.
Я бы не хотела сейчас в Цандрипш. Он, наверное, стал такой же, как и мы: благоустроенный, статусный, степенный, а значит предсказуемый согласно требованиям сферы туризма.
Взяв бокалы с красным абхазским вином, обняв меня за плечи, подруга шепнула: «Да не протечет крыша старого дома, да не остынет шашлык на наших тарелках, да не стопчутся сандалики на проселочной дороге. За нас!».
В размеренном полуденном зное теперь уже мы сидим на крыльце, ведя тихие-тихие пересуды о женской судьбе.(После зное,)
Не пойму зачем писать слово Тот с большой буквы в середине предложения, вроде не местоимение. Гидр перитом — пропущена буква «о» или так задумано?
И мне не понятно слово в предложении:
Над головой приземляются самолеты-куротнички. — «куротнички» это как? Тоже буква упущена? Или я просто не знаю такое слово.
Больше добавить нечего. Спасибо, рассказ интересный, жизненный, летний и со смыслом.))
Но… соглашусь со Стасом, читала тяжело, как бы запинаясь…
По поводу орфографии уже сказано
ГидрОперит, коронАвирус…
Соглашусь с Марией -есть лишние запятые.
Думаю, с учетом советов, которые дадут автору профессионалы, произведение будет жить и радовать читателей.
1) Но, по-прежнему, больше всего люблю «сластену», её фантик не такой приметный для продажи, он проще, продаётся в магазинах в единственном числе, поштучно. В одной фразе рядом два однокоренных слова — продаётся и продажи. Смотрится не очень хорошо. И, хотя понятно, что эта фраза введена в текст для выражения чувств к подруге, но по общей концепции она, на мой взгляд, лишняя.
2)Я бы и сейчас в сорокоградусную жару с удовольствием съела Тот зажаристый чебурек из рук хозяйки, с выжженными гидр пиритом волосами, или ее красавцев-сыновей. Получается, что я бы сейчас съела чебурек или красавцев сыновей.
Следующее далее уточнение в скобках, почему-то отделённое точкой, лучше сделать отдельным самостоятельным предложением. Например, для наглядности показываю от локтя до кончиков пальцев размер незабываемого блюда.
3) Безусловно, в аэрпортУ, а не в аэропортЕ.
4)предсказуемый согласно требованиям сферы туризма — стилистически выбивается из предыдущего повествования. Я бы заменила «согласно» на, например, предсказуемо следующий
Ну и есть ещё целый ряд пунктуационных ошибок, лишних или отсутствующих знаков препинания.
В связи с этим у меня важное замечание не только для Риты, но и для всех, кто представляет свои тексты в рубрику «Рецензии». Задача подобных разборов — обсудить произведение в целом, с точки зрения жанра, стиля, выразительности, соответствия смысла и способов выражения. Но — не выполнять работу корректоров. Для этого есть масса специальных программ, которые совсем не трудно применить самому. Мы здесь, на сайте, неоднократно писали об этом и давали нужные ссылки. Я всё же считаю, что авторы должны ответственно относиться к тому, что публикуют. Выложив текст с мобильного, его без проблем можно поправить через редактирование.
Несколько слов о самом рассказе, вернее, зарисовке. Потому что для рассказа, как уже отметили, не хватает сюжета. Отрывистость разрозненных воспоминаний напоминает дневниковые записи. Лично у меня сложилось впечатление, что это куски разных текстов, которые попытались соединить. Вот сандалики мне понравились, но не увязались ни с чебуреками, ни с лимонными шортами, ни с Лёхой.
1) Пионы и лиственница наблюдают, причём, обычно стройное дерево наделено статью вековой графини, сандалики ищут, я подумала — это бы в сказку.
2) В предложении о подруге «сластёне» сразу ПЯТЬ моя, моей, моего…
3) Почему-то речь идёт о «постельных» тонах, а не о пастельных.
4) Странным показался жест, каким героиня определяет размеры «любимого блюда», упоминая тут же красавцев-сыновей хозяйки, не очень свойствен женщине.
5) Мне тоже показалось, что зарисовку пробовали сложить, как мозаику, а в результате «всё смешалось в доме Облонских»., кусочки текста не совсем стыкуются между собой.
Безусловно, Рита писала с самыми добрыми намерениями поделиться весёлыми воспоминаниями, наверное, немного поторопилась. А если подработает, может получиться! Удачи
Цветущие пионы и лиственница, стАтью вековОй графини, привычно наблюдают, как уже не мои и не моей сестры сандалики игриво бегут по скошенной траве, настойчиво ищут отцовскую удочку и о чем-то своём беседуют с гусиным семейством.
Первую фразу второго абзаца разбираю по членам предложения. Пионы и лиственница – подлежащие; наблюдаЮТ – сказуемое. Судя по падежу слова «стать», они наблюдают именно статью, складностью строения, так сказать. Но как это возможно? Думаю, правильней было бы написать примерно так: «пионы и лиственница, имеющая стать вековой графини, наблюдают…» Вторая фраза про сандалики. Предполагаю, что они переданы по наследству какой-то девочке от героини и её сестры? Или имеется в виду, что девушки выросли, а когда-то тоже бегали по этой местности? Каким образом сандалики ищут удочку и беседуют с гусями? Может быть, эти действия совершает их обладательница?
Далее коротко и сочно описывается обстановка отдыха. Только напрягает фраза «…теперь уже мы сидим…» Опять возникает вопрос: до них кто-то сидел на крыльце сегодня или много лет назад? Интуиция подсказывает, что это воспоминания о предыдущем поколении, но хотелось бы, чтобы такие вопросы у читателя не возникали.
Вдруг героиня делится со мной тем, что любит шоколад «Сластёна». Но опять не пойму, почему именно этот шоколад продаётся в магазинах поштучно. А остальные шоколадки только кучками что ли?
У моей подруги сегодня День рождения, у моей родной «сластены», моего вечного неунывающего двигателя, моего второго мешка пороха, моей белокурой красавицы-бабушки
Ой-ё-ёй… Не поняла у кого день рождения. Кто она? Родная бабушка, которая стала подружкой? Женщина более старшего возраста? Самое главное, почему здесь слово «сластёна» опять в ковычках? Опять упоминается шоколад? Короче говоря, я совсем запуталась.
Если самолёты можно рассматривать, значит, они летят низко. Так ведь? Не припомню, чтобы я наблюдала белый шлейф за пассажирским самолётом. Полезла гуглить. Нашла информацию, что кондиционный след остаётся только на высоте 8 км, да и то при условии высокой влажности. У нас знойный день и самолёты можно рассматривать, поэтому вряд ли это похоже на правду.
Мне кажется, что монолог героини об отдыхе в Абхазии лишён разговорной непринуждённости. Сделать бы его попроще, натыкать междометий, смеха, показать реакцию слушательницы, чтобы живенько получилось.
Об одном сожалею, как сытые породистые гончие теряем желание охотиться. Думаю, здесь надо вместо запятой поставить двоеточие. Краски бывают «пастельные» (пастель), а не «постельные», если только не имеются в виду краски цвета постельного белья.
Ощущения от прочтения противоречивые. С одной стороны, вижу этих женщин, чувствую запахи, ощущаю жару, значит, написано талантливой рукой. С другой стороны, текст сумбурный, неотточенный.
С одной стороны хорошо, что тема сандаликов закольцована. С другой стороны, мне не хватило этой темы. Хотелось бы ещё несколько штрихов о том ребёнке, который бегает в сандаликах.
С одной стороны есть глубокая философия, которая чувствуется между строк: ностальгия по детству, по молодости, жизненный оптимизм юморных, симпатичных женщин в расцвете лет. С другой стороны, не щемит, не торкает. Наверное, не хватает тонкостей, позволяющих полюбить героинь. Рита! Хочу их полюбить! Не знаю, как это сделать, но очень надо!
Желаю Вам утвердиться-таки в своем индивидуальном (непохожим ни на какой другой) литературном почерке. Лично я в Вас верю…
***
В общем и целом, мое мнение по поводу данного конкретного текста ближе всего к первому же отзыву Стаса! Мне тоже рассказ уважаемой Риты показался излишне отрывистым. Слишком много в нем односоставных предложений. Понятно, что это, вероятно, часть стиля, и так писать, безусловно, можно, но это не отменяет желательности возникновения «целостной картинки» по итогу, пусть и сотканной из калейдоскопа разнообразных воспоминаний — ярких картинок-образов… У меня лично эта картинка, как у читателя, не сложилась. Слишком много не связанных слов, слишком много разношерстных деталей… Хочется также и более стройной композиции текста. Подчеркну, что «стройная» при этом не означает «стандартная». Про ляпы вроде «постельных тонов» уже сказали — повторяться не буду.
***
«Уже они выучились ПРАВИЛЬНО писать, и других учат, а сами к ЭТОМУ так и не дошли». Я не знаю, кто и чему выучился, если честно, но от себя скажу, что лично я смотрела на этот текст как читатель. Критика ради критики не является, думаю, целью ни одного из участников этих встреч:).