Русская дружина

Русская дружина

«Благословенное русское воинство».

Часть Четвёртая — заключительная «Русская дружина»

(На примере творчества Ю.В. Друниной.)

 (На примере творчества Ю.В. Друниной.)

Это было в Руси былинной.

<strong>В домотканый сермяжный век:</strong>
<strong>Новорожденного Дружиной</strong>
<strong>Светлоглазый отец нарек.</strong>
<strong><u>В этом имени - звон кольчуги,</u></strong>
<strong><u>В этом имени - храп коня,</u></strong>
<strong><u>В этом имени слышно:</u></strong>
<strong><u>- Други!</u></strong>
<strong><u>Я вас вынесу из огня!</u></strong>
<v> <v> Т<v><v><v><v><v><v><v><v><v><v><v><v><v><v><v>ак начинается одно из самых прекрасных произведений о Великой Отечественной войне – стихотворение <strong>«Друня»</strong>. И неслучайно начинается оно с образов Древней Руси – с наших далёких предков, всегда насмерть стоявших за Отечество. Потому и <strong>«новорожденного Дружиной светлоглазый отец нарек»</strong>. И каждый мальчик с молоком матери впитывал изначально данное ему предназначение. Не находить радость в том, чтобы пролить чужую кровь, как встреченные Садко жестокие, мрачные воины, а защитить Родину от «ворога», спасти попавшего в беду, если придётся, <strong>«вынести из огня»</strong>, пусть даже ценой собственной жизни. <v> <v> С первых строк ощущается глубинная преемственность поколений – детей и родителей – значит, это самое важное для автора, это – главная мысль всего произведения – и оно не единственное. Перед стихотворением автор пишет: <strong>«Друня» — уменьшительная форма от древнеславянского <u>слова «дружина»</u>. </strong></v></v>Оносозвучно таким прекрасным словам, вечным понятиям, как: <strong>«друг», «дружить»</strong> - а значит, является воплощением духовного, нравственного единства, без которого невозможно единство ратное! И потому, конечно, рефреном трижды звучащие выделенные строки – жизненное кредо автора - <strong>Юлии Владимировны Друниной</strong>, со школьной скамьи, ушедшей на фронт. А теперь продолжим вчитываться в эти замечательные строки: </v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v></v>
<strong> Пахло сеном в ночах июня,</strong>
<strong>Уносила венки река.</strong>
<strong>И смешливо и нежно</strong>
<strong>"Друня"</strong>
<strong>звали девицы паренька.</strong>
<strong>Расставанье у перелаза,</strong>
<strong>Ликование соловья...</strong>
<strong>Светло-русы и светлоглазы</strong>
<strong>Были Друнины сыновья.</strong>
<v> <v> В памяти сразу всплывают прекрасные и внешне, и внутренне герои былин, народных песен и сказок – в которых часто внешняя красота героев дополняет прекрасные качества души: доброту и отвагу, верность и мудрость сердца, душевную чистоту и готовность на самопожертвование. Потому, думаю, неслучайно, что и в произведении двадцатого века все </v></v>
они: и отец, и сын – <strong>«светло-русы и светлоглазы». </strong>Ине просто потому, что наши предки, не «испоганенные» ещё татаро-монгольскими завоевателями в большинстве своём такими внешне и были. Они <strong>«светлые» </strong>по своей сути!
А потом вдруг – а, может быть, и не вдруг, одночасье из Древней Руси автор «перелетает» в век двадцатый – в суровые реалии 1941года. 
<strong>Пролетали, как миг, столетья,</strong>
<strong>Царства таяли словно лед...</strong>
<strong>Звали девочку Друней дети -</strong>
<strong>Шел тогда сорок первый год.</strong>
И оказывается, что Святая Русь - такая же реальность – <strong>реальность духовная, до поры до времени скрытая от глаза и явившая себя в годину лихолетья! </strong> (О чём говорилось уже в предыдущих частях – и прежде всего об <strong>«Ожившей фреске» Б.Л. Пастернака</strong> в части первой). Святая Русь именно <strong>«воскресла» - </strong> а потому у автора звучит именно это слово, сакральное значение и происхождение которого объяснений не требует! В произведении слово звучит дважды, - и в данном отрывке автор, скорее всего, подчёркивает, что <strong>«воскресла» вся Святая Русь</strong> – дух русского воина, его духовное начало; что вспомнили о бранной славе Отечества, начиная со времён Крещения Руси, чему свидетельств было немало - и сейчас это хорошо известно.
И ещё совершенно очевидно, что пришла пора «вскрыть болезненный и кровоточащий нарыв» и нашей многострадальной истории, и жизненного пути самого автора. Думаю, становится совершенно ясным, что при исследовании произведения не самым главным является личная вера и воцерковленность автора. Потому что звучащие в произведении мысли можно назвать «генетическим кодом» русского человека, любящего своё Отечества и готового ради него на самопожертвование.
<v> <v> <strong>В этом прозвище, данном в школе,</strong></v></v>
<strong>Вдруг воскресла святая Русь,</strong>
<strong>Посвист молодца в чистом поле,</strong>
<strong>Хмурь лесов, деревенек грусть.</strong>
<strong><u>В этом имени - звон кольчуги,</u></strong>
<strong><u>В этом имени - храп коня,</u></strong>
<strong><u>В этом имени слышно:</u></strong>
<strong><u>- Други!</u></strong>
<strong><u>Я вас вынесу из огня!</u></strong>
<v style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;"> Мысль о преемственности поколений, с которой начато произведение, особенно ярко отразилась в финале, где автор говорит о сражениях времён Великой Отечественной войны – не конкретно, а в целом. Это не просто мысль, это - мироощущение, судьба <strong>Ю.В. Друниной</strong>, кровно связанная, переплетённая с тысячами, миллионами судеб таких же русских людей, сражающихся за свою любимую Россию. Как наши далёкие предки, как <strong>«светло - русый и светлоглазый Дуня»,</strong> солдаты, рождённые в двадцатом веке, готовы отдать жизнь за Родину и <strong>«вынести из огня»</strong> тех, с кем сражаются в одном строю на Волге и на Курской Дуге, под Москвой и Ленинградом. Так же, как ратники предводительством <strong>Александра Невского и Дмитрия Донского</strong>.</v>
<strong>Пахло гарью в ночах июня,</strong>
<strong>Кровь и слезы несла река,</strong>
<strong>И смешливо и нежно "Друня"</strong>
<strong>Звали парни сестру полка.</strong>
<strong>Точно эхо далекой песни,</strong>
<strong>Как видения, словно сны,</strong>
<strong>В этом прозвище вновь воскресли</strong>
<strong>Вдруг предания старины.</strong>
<strong>В этом имени - звон кольчуги,</strong>
<strong>В этом имени - храп коня,</strong>
<strong>В этом имени слышно:</strong>
<strong>- Други!</strong>
<strong>Я вас вынесу из огня!..</strong>

Такой народ сломлен не будет никогда! Ему поможет память о славных деяниях предков!

А теперь, очевидно, следует сделать небольшое отступление именно потому, что автор столь прекрасных стихов о бранной славе России – хрупкая женщина. Женщина, через которую даётся жизнь, и война — понятия несовместимые! Однако, таких, как Ю.В.Друнина — школьниц, добровольно ушедших на фронт, было великое множество! И мало кто мог без слёз смотреть фильм «А зори здесь тихие» по повести Б.Л.Васильева. Русский – не китайский, конечно. Однако, сам факт экранизации повести о подвиге русских зенитчиц в далёкой стране с совсем иными духовными и культурными корнями говорит об очень многом.

И образ женщины, поднявшейся вместе с мужчинами на защиту Отечества, не менее яркий, с неменьшей любовью навеки запечалился и в произведениях Ю.В.Друниной.

Конечно, всем хорошо известно о подвиге девицы – кавалериста <strong>Надежды Андреевны Дуровой</strong> во время Отечественной войны 1812года, были подобные примеры и ранее, но во времена Великой Отечественной войны их было многократно больше. Думаю, многим известны и эти строки:
<strong>Нет, это не заслуга, а удача</strong>
<strong>Стать девушке солдатом на войне.</strong>
<strong>Когда б сложилась жизнь моя иначе,</strong>
<strong>Как в День Победы стыдно было б мне!</strong>
<strong>С восторгом нас, девчонок, </strong>
<strong>не встречали:</strong>
<strong>Нас гнал домой охрипший военком.</strong>
<strong>Так было в сорок первом. </strong>
<strong>А медали</strong>
<strong>И прочие регалии потом...</strong>
<strong>Смотрю назад, в продымленные дали:</strong>
<strong>Нет, не заслугой в тот зловещий год,</strong>
<strong>А высшей честью школьницы считали</strong>
<strong>Возможность умереть за свой народ. </strong>

Наверное, также с детства все помнят «Принцессу», из одноимённого стихотворения, у которой «в косичкине банты — бинты вплетеныи ножки похожи на спички, и полы шинельки длинны». Действительно, эти женщины прекрасны!

И как гадки, пошлы, отвратительны те, кто пытался опорочить защитниц Отечества, как некоторые, взятые из реальной жизни персонажи книги С.А.Алексиевич «У войны не женское лицо» или «сплетники» из стихотворения Б.Ш.Окуджавы «Ах война…»! Удивительно прекрасна и эта безымянная «Принцесса», и сама Ю.В.Друнина, и Зинаида Александровна Самсонова – горой Советского Союза, погибшая в 1944г — «светлокосый солдат», чей образ навеки запечатлён в одном из самых известных произведений – «Зинка».

<strong>Знаешь, Зинка, я против грусти,</strong>
<strong>Но сегодня она не в счет.</strong>
<strong>Где-то в яблочном захолустье</strong>
<strong>Мама, мамка твоя живет.</strong>
<strong>У меня есть друзья, любимый,</strong>
<strong>У нее ты была одна.</strong>
<strong>Пахнет в хате квашней и дымом,</strong>
<strong>За порогом бурлит весна.</strong>
<strong>И старушка в цветастом платье</strong>
<strong>У иконы свечу зажгла.</strong>
<strong>Я не знаю, как написать ей,</strong>
<strong>Чтоб тебя она не ждала... </strong>
Читать последние строки, особенно вслух, очень трудно – думаю, и объяснения здесь ни к чему. Но внимание обратить хотелось бы именно на эти две строки: 
<strong><u>И старушка в цветастом платье</u></strong>
<strong><u>У иконы свечу зажгла.</u></strong>

Что в них особенного?! Именно то, что происходящее столь естественно для матери Зинки и сотен тысяч, миллионов русских женщин, матерей. Молитва! Молитва и о спасении воинов — их детей от гибели, и об упокоении душ на поле брани убиенных. Так было всегда — и этого, как оказывается, никому не отнять!

Наверное, нет ничего страшнее, чем пережить своих детей. Но молитва за убиенных соединяет молящегося с теми, кто остался на земле. (О Литургии и Литие говорилось уже в предшествующих статьях). Молитва эта не прерывалась на протяжении многих веков – потому что только мысль о том, что Господь призвал к себе самых близких, родных людей, что пребывают они в Райской Обители, (как души убиенных на полях Первой Мировой войны в произведениях Н.С.Гумилёва); что ожидает нас встреча с ними, даёт возможность перенести горечь потери их на земле.

Оказывается, и для этой «старушки в цветастом платье», и для сотен других русских людей совершенно неважно то, что страна «исповедует» официальный атеизм! И для читателя тоже, наверное, не самое главное духовное состояние создававшего стихотворение автора, о чём было сказано выше. Ю.В. Друнина, бесспорно достойная преклонения, как все защитники Отечества, хоть и сказала о себе в конце жизненного пути: «всё ж крещёная — помолюсь», вряд ли могла иметь веру Н.С.Гумилёва или даже А.А.Тарковского.

(Думаю, многим известно, как трагически оборвался её жизненный путь. Называть это своим словом в контексте и статьи, и всего цикла, мы не можем. Да и не нам судить, а Тот Судия «милосерднее нас», как говорили герои классической русской литературы. И повинны в этой трагедии, наверное, прежде всего, те, кто в страшные 90-е годы разваливал Россию и развращал народ. Уничтожал Великую Россию, ради которой шли в 1941году не смерть чистые сердцем семнадцатилетние школьницы).

Вот и возвратились мы снова к мысли о Высшем Духовном Начале и подвига, и жизни в целом, даже в те времена, когда вслух об этом запрещено было говорить.

А потому от образа женщины – защитницы Отечества мы снова переходим к духовным традициям русского воинства, что в контексте и данной статьи, и предыдущих, самое главное. И играет огромную роль в творчестве Ю.В.Друниной.

«Как волков обложили нас половцев рати.

Несть числа им, лишь кони дружину спасут.

Ну, а пешие смерды?.. Тяжело умирати,

Но неужто мы бросим, предадим черный люд?»

Голос Игоря ровен, нет в нем срыва и дрожи.

Молча спешились витязи — предавать им негоже.

Был в неравном бою схвачен раненый Игорь,

И порубаны те, что уйти бы могли…

Но зато через ночь половецкого ига,

Через бездны веков, из нездешней дали

Долетел княжий глас: «Нелегко умирати,

Только легче ли жить во предателях, братья?»

В предыдущей статье мы уже встречались с обращением к образу Князя Игоря — вернее, к знаменитому «Слову о полку Игореве» в тяжёлую годину испытаний в произведении А.А.Тарковского. (См. часть третью). Подобное «обращение» происходит и в стихотворении Ю.В.Друниной «Голос Игоря». Однако, А.А.Тарковский вообще нигде, кроме эпиграфа, не говорит ни о князе, ни дружине; а Ю.В.Друнина, описывает неравный бой, в котором был «схвачен раненый Игорь, и порубаны те, что уйти бы могли». Конечно же, поэт обращается в большей степени не к исторической реалии, а к реалии духовно-нравственной, говоря о мужестве и самопожертвовании ратников княжеской дружины, для которых «предавать негоже»!

Образы ратников, которые предпочли смерть предательству, становятся духовно-нравственным примером мужества, отваги и жертвенности для тех, кто сражается на фронтах Великой Отечественной войны – и это главное! Ко всем к ним через века доносится «голос» сражавшегося с ворогом Князя Игоря: «Нелегко умирати, только легче ли жить во предателях, братья?» Это не вопрос. Это – призыв не посрамить воинской чести!

И вот постепенно приближаясь к финалу не только статьи о творчестве Ю.В.Друниной, но и всего цикла, обратимся ещё к одному довольно известному стихотворению без названия, посвящённому доблести русского воинства:

<strong>В моей крови -</strong><strong><br> Кровинки первых русских:<br> Коль упаду,<br> Так снова поднимусь.<br> В моих глазах,<br> По-азиатски узких,<br> Непокорённая дымится Русь.<br> Звенят мечи.<br> Посвистывают стрелы.<br> Протяжный стон<br> Преследует меня.<br> <u>И, смутно мне знакомый,<br> Белый-белый,<br> Какой-то ратник<br> Падает с коня.Упал мой прадед<br> В ковыли густые,<br> А чуть очнулся -<br> Снова сел в седло...<br> <u>Ещё, должно быть, со времён Батыя<br> Уменье подниматься нам дано.</u></u></strong>
<u> Нельзя не увидеть, удивительную схожесть мыслей и образов со знаменитой <strong>«Друней».</strong> </u>
Та же причастность русской дружине, сражающейся с супостатом на поле брани. 
<v> <v> И снова перед нами образ всадника, соединяющего русскую былину и воинскую повесть с образами тех всадников, которых видел <strong>Евангелист Иоанн Богослов и отразил в Последней Книги Священного Писания</strong>, о чём говорилось во всех предыдущих статьях. И потому произведение <strong>«В моей крови…» </strong>можно назвать неким духовно – нравственным «обобщением». </v></v>
Этот «всадник», наверное, - и мальчик, который <strong>«облекался в латы, за мать</strong>
<v> <v> <strong> в воображенье ратуя» в «Ожившей фреске»</strong> <strong>Б.Л.Пастернака</strong>; и один из тех, чью душу <strong>«белоснежные кони ринут в ослепительную высоту»</strong> к <strong>«Начальнику в ярком доспехе»</strong> в стихотворении <strong>«Смерть» Н.С.Гумилёва; </strong>и тот, кто<strong> «в грядущих временах, как мальчик привстаёт на стременах» </strong>и <strong>«судьбу свою к седлу приторочил» </strong>в произведениях<strong> А.А.Тарковского!</strong></v></v>

И, вот, дойдя до финала, обратимся к этим словам ветерана Великой Отечественной войны Ю.В.Друниной:

<strong style="text-decoration-line: underline; white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">И откуда</strong><br>
<strong>Вдруг берутся силы</strong>
<strong></strong>
<strong>В час, когда</strong>
<strong>В душе черным-черно?..</strong>
<strong>Если б я</strong>
<strong>Была не дочь России,</strong>
<strong>Опустила руки бы давно,</strong>
<strong>Опустила руки</strong>
<strong>В сорок первом.</strong>
<strong>Помнишь?</strong>
<strong>Заградительные рвы,</strong>
<strong>Словно обнажившиеся нервы,</strong>
<strong>Зазмеились около Москвы.</strong>
<strong>Похоронки,</strong>
<strong>Раны,</strong>
<strong>Пепелища...</strong>
<v> <v> <strong>Память,</strong></v></v>
<strong>Душу мне</strong>
<strong>Войной не рви,</strong>
<strong>Только времени</strong>
<strong>Не знаю чище</strong>
<strong>И острее</strong>
<strong>К Родине любви.</strong>
<strong>Лишь любовь</strong>
<strong>Давала людям силы</strong>
<strong>Посреди ревущего </strong>
<strong>огня</strong><strong></strong>
<strong><u>Если б я</u></strong>
<strong><u>Не верила в Россию,</u></strong>
<strong><u>То она</u></strong>
<strong><u>Не верила б в меня.</u></strong><strong><u> </u></strong>
Не только тогда <strong>«в сорок первом»</strong> на подступах к Столице Нашего Отечества, но и всегда во все времена – и <strong>до Конца Времён</strong>! 
И до Конца Времён будет стоять Вечная, Великая Россия – Святая Русь, Удел Пресвятой Богородицы! Россия, в которой, как писал <strong>Святой Иоанн Кронштадтский</strong>, 
навеки связаны, нераздельны Подвиг Молитвенный и Подвиг Ратный! 
<u style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;"><strong>Только вдумайся, вслушайся</strong></u><br>

В имя «Россия!»
В нём и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы
попросила -
Чтобы снова враги не пошли на
Россию…


И в этом духовная сила Благословенного Русского Воинства! 

<strong> Литература.</strong>
<strong>1.</strong>Сборник поэзии Ю.В.Друниной – стихи разных лет.
  • 2.Материалы журнала «Русский дом» за 2003год, за 2005 год, за 2011год и за 2014год
  • 3.Житие Святого Благоверного Князя Александра Невского.
  • 4.Житие Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского.
  • 5.Житие Святого Иоанна Кронштадтского.
<strong>6.</strong>Сборник духовной поэзии «Слово и дух».<strong></strong>
  • 7.Собственная сертифицированная методическая разработка творческих занятий «Бранная слава Святой Руси и Великой России».
<br>
<br>

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
22:26
527
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!