"Светлый покой" мироздания и души

"Светлый покой" мироздания и души

Воскресшая Святая Русь,

воплощённая в творчестве Н.М.Рубцова

«Национальная духовная культура есть

как бы гимн, всенародно пропетый Богу

в истории или духовная симфония,

исторически прозвучавшая

Творцу Всяческих»

(И.А.Ильин «Путь духовного обновления»).

Духом одухотворить и себя, и природу».

(И.А.Ильин «Путь духовного обновления»).

                                       Вступление.

Данное исследование стало результатом работы с произведениями русской лирики — в данном случае — Н.М.Рубцова. Произведения его очень важны для изучения, потому что отражают духовную преемственность русской поэзии – ведь родился поэт в годы коллективизации и т.н. «безбожной» пятилетки, о чём говорится и в самом исследовании.

Обычно на углублённое изучение творчества Н.М.Рубцова времени не остаётся, но к его произведениям мы обращаемся во время проведения творческих занятий — литературно-музыкальных композиций. У автора исследования есть сертифицированные методические разработки творческих занятий: «Память сердца и разума» и«Возвращенный источник живой воды», в которых достаточно большую часть занимают произведения Н.М.Рубцова как отражение Святости Руси через одухотворённый русский пейзаж.

А во время проведения творческого занятия <strong>«Русь Святая. Русь родная»</strong>, посвящённого творчеству <strong>С.А.Есенина</strong> и других крестьянских поэтов, тоже звучат наиболее известные произведения <strong>Н.М.Рубцова</strong> как пример продолжения духовных традиций, о чём было сказано выше. (Методическая разработка тоже сертифицирована и получила первое место на <strong>Всероссийском Конкурсе «Мой Есенин»</strong>). 
Кроме того, на основе произведений <strong>Н.М.Рубцова</strong> студентами техникума были написаны творческие работы, получившие дипломы и призовые места на <strong>Межрегиональном Конкурсе «Алтарь Отечества»</strong>, а также призовые места на межвузовской и международных конференциях, приводимых <strong>Институтом экономики и Права им. А.С.Грибоедова</strong>. 

Поэтому, считаю, что данное исследование может помочь глубже постичь творчество замечательного русского поэта и, как писал один из исследователей поэзии Серебряного века, (не имеет значение, что Н.М.Рубцов жил и творил позже – это – общий подход), «обострить ассоциативность». (А многочисленные изображения представлены не для «декорации, а для воплощения единства Слова и Образа).

Часть Первая «Светлый Купол Небес» над русскою природой и душою».

Светлый покой
Опустился с небе

И посетил мою душу

(Н.М.Рубцов)

Глава Первая «Светлый покой» мироздания и души».

Светлый покой
Опустился с небе

И посетил мою душу!

Светлый покой,

Простираясь окрест,

Воды объемлет и сушу...

О, этот светлый

Покой-чародей!

Очарованием смелым

Сделай меж белых

Своих лебедей

Черного лебедя — белым
!

«Светлый покой», воцарившейся в душе лирического героя, — это посланная свыше благодать. Это — Образ Света Небесного, который нисходит на грешную землю нашу – и объемлет всё живое — и воды, и сушу, и души людей. И понятно, что образ этот главный, всеобъемлющий в стихотворении – и не только в нём, конечно. (Неслучайно, слово «светлый» в таком небольшом произведении встречается трижды). И вот душа, с радостью Свет восприявшая, стремится очиститься от всего безблагодатного и греховного – но об этом чуть-чуть позже.

А пока обратимся к началу произведения. Благодатные, благочестивые мысли навеял – лирическому герою образ русской природы – ведь стихотворение называется «На озере». И вот тогда оказывается, что всего лишь двенадцать строк могут вместить такую глубину мыслей, дна которой не достать.

«На озере»! Наверное, прежде всего следует мысленно «возвратиться» к Началу Дней Творения, когда была лишь вода — и над ней витал Дух Божий. И на лирического героя «светлый покой»Свет нисходит с небес при созерцании водной глади.

В отличие от многих прекрасных стихов, в которых присутствует образ природы, поэт не говорит о каком-то конкретном времени года или суток, хотя, думаю, многие представляют себе летнее утро – даже, скорее всего, рассвет, Впрочем, может быть, и тихий вечер, закат. А может быть, всё это «происходит» поздней весной или ранней осенью — только ясно, что в реальности духовной.

А ещё многие стихи Н.М.Рубцова «перекликаются» с творениями И.И.Левитана – и об этом будет ещё сказано. Сейчас же речь о том, что стихотворение «На озере» «перекликается» с великими творениями художника: «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой плёс» — и, конечно,«Озеро. Русь» — тем, прежде всего, чтовремя года и суток вторично по сравнению с образом Вечности; по сравнению с единством природы и храма. А природа для христианского понимания мира — это «Нерукотворный Храм Творца» и «Книга Премудрости Божией», как писал М.В.Ломоносов. Даже если зримый образ храма в произведении отсутствует или не упоминается.

«Эстетический образ» озера раскрывает «эстетический предмет» Света, благодати, данной земному мирозданию Небом, о чём говорилось в самом начале. И в прекрасных стихах, и в великих полотнах «проносятся веяния Духа Божьего», даже тогда, когда «внешне нет ничего церковного и религиозного». (Понятия: «эстетический образ», «эстетический предмет» — атакже последующие цитаты принадлежат великому русскому мыслителю И.А.Ильину. С «эстетическим образом» всё более или менее ясно – можно сказать, что это в данном случае — образ литературный, А «эстетическим предметом» русскиймыслитель называет Высшее Духовное Начало, которым создаются все великие произведения искусства, как, например, в пушкинском «Пророке». Также в трудах И.А.Ильина звучит слово «Предметность», очевидно, как синоним духовной реальности — прим. автора).

А теперь вспомним о благих устремлениях лирического героя. В произведении отразились вечные мысли, «преломлённые» русским сознанием, русской душою — ведь образ белого лебедя — очень известный символ, начиная со времён Древней Руси. Это – символ чистоты, верности; с белыми лебедями сравнивали, идущих в бой русских, православных воинов. А о чёрных лебедях в древности не знали – скорее всего не видел их и сам поэт. Только понятно, что дело вовсе не в новой породе лебедей, а в противостоянии добра и зла – а белый и чёрный цвета – слишком хорошо понятные всем символы.

Однако, как мы помним, во многих произведениях русской литературы антитеза добра и зла воплощается в образе белого лебедя и чёрного ворона – а здесь чёрный всё — таки лебедь. Выскажу предположение, что отразилась в столь непривычном для русского человека образе одна из главных тем русской литературы – покаяние! Все мы созданы единым Творцом – но одни стали праведными, другие по разным причинам – заблудшими. В стихотворении нет ни сражения, ни наказания. Звучит в нём «просьба», вернее даже, молитва об очищении; о том, чтобы, очистившись, грешники «соединились» с праведниками! И подчёркнутые строки – самое яркое тому доказательство – и прежде всего, слово «твоих»!!! Оттого и можно говорить о Создателе и обращённой к Нему молитве!

Так снизошёл к людям после Вознесения Господня УтешительСвятой Дух, Которым «всяка душа живится», Который «дышит, где хочет». И вот«посетил» Он душу лирического героя! Тогда становится совершенно очевидным, что в стихотворении, особенно, в выделенных финальных строках по сути звучит молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Вот и в стихотворении «Светлый покой… воды объемлет и сушу». А лирический герой молится об очищении от скверны и о спасении души – и не только своей!!!

Великий Святитель двадцатого века Николай Сербский мысли о Вечном выразил в книге с поэтическим названием «Моление на озере» — звучит «моление на озере» и в двенадцати удивительных строках русского поэта! «Что свершилось на небе, свершилось и на земле», — пишет Святитель – Свет, сошедший с небес, объемлет землю в стихотворении.

Говоря словами того же Святителя, свершившееся в вечности и во времени «должно свершиться» и в человеке – и вот «свершается оно в душе лирического героя. И, конечно, не только его одного!

Поэт не мог, просто не имел возможности читать трудов Святителя Николая — только вот образы стихотворения – и не только — «На озере» как будто взяты из его книги. Потому что «Дух дышит, где хочет»!

У упоминаемого выше великого русского мыслителя И.А.Ильина есть прекрасные слова о том, что Родина – это дар Духа Святого – а потому человек должен «духом одухотворить и себя, и природу». И мысль это сполна воплотилась в стихотворении, где Высшее Духовное начало отражено в истинно русских, столь привычных нам поэтических образах — лебедя и озера.

А ещё кажется удивительным, непостижимым, что строки эти принадлежат поэту, рождённому в годы разгула сталинских репрессий, «безбожной пятилетки»; в годы колхозов, заменивших сёла с храмом, который был не только центром села, но и центром всего распорядка крестьянской жизни. Но время показало, что не удалось пришедшим к власти бесам до конца убить, растоптать душу народа; уничтожить то, что можно назвать духовным «генетическим кодом». Да и слово крестьянин происходит от слова «христианин». А потому поэзия Н.М.Рубцова – яркий пример того, что Святая Русь жива!

Мы обратились к одному из самых прекрасных произведений — и в данном исследовании оно будет для нас главным – «ядром». Однако о творчестве поэта нельзя судить по одному лишь произведению — пусть и столь прекрасному и глубокому. А потому обратимся и к другим — тоже удивительным стихам.

<strong> «И над родиной, полной покоя,</strong>

Так светлы по ночам небеса».

(Н.М.Рубцов)

Глава Вторая«Музыка Небес».

<strong>"Чудный месяц плывет над рекою",-</strong>
<strong>Где-то голос поет молодой.</strong>
<strong><u>И над родиной, полной покоя,</u></strong>
<strong><u>Опускается сон золотой!</u></strong><strong></strong>
<strong>Не пугают разбойные лица,</strong>
<strong>И не мыслят пожары зажечь,</strong>

Не кричит сумасшедшая птица,

<strong>Не звучит незнакомая речь.</strong>
<strong>Неспокойные тени умерших</strong>
<strong>Не встают, не подходят ко мне.</strong>
<strong>И, тоскуя все меньше и меньше,</strong>
<strong>Словно бог я хожу в тишине.</strong>
<strong>И откуда берется такое,</strong>
<strong>Что на ветках мерцает роса,</strong>
<strong><u>И над родиной, полной покоя,</u></strong>
<strong><u>Так светлы по ночам небеса!</u></strong>
<strong>Словно слышится пение хора,</strong>
<strong>Словно скачут на тройках гонцы,</strong>
<strong>И в глуши задремавшего бора</strong>
<strong>Все звенят и звенят бубенцы...</strong>
Перед нами чуть менее известное, но не менее прекрасное, преисполненное музыки стихотворение без названия. Как и в предыдущем произведении, главные образы - тоже, совершенно очевидно, - <strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;"><u>Свет и Покой</u></strong>. И снова <strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">Покой </strong>объемлет и <strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">«воды»</strong> - реку, и <strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">«сушу»</strong> - <strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">«задремавший бор»</strong>. И тоже начинается произведение с образа водной глади, в которой отразилось небо – <strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">«чудный месяц», плывущий над рекою</strong>.<br>

И опять же образы Света и Покоя неотделимы от Родины лирического героя – в данном случае воплотившейся в песнях, тройках и бубенцах. Отовсюду «звучит» музыка! Она — один из главных образов и в этом стихотворении, и в русской поэзии в целом. И если в самом начале произведения звучит столь знакомая и родная русская песня за рекою, то потом она «превращается» в музыку, которую даже ещё мудрые эллины, а вслед и за ними и древние христиане назвали «музыкой небесных сфер». Эту прекрасную, недоступную простому человеческому слуху музыку «издаёт» движение небесных тел – а значит, и вся созданная Творцом природа. «Словно слышится пение хора»«хора» небесных светил, может быть «хора» ангельского, как в ставшей мировым шедевром державинской оде «Бог», как в знаменитом стихотворении А.А.Фета «На стоге сена ночью южной» и многих других. (См. статьюТворчество Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816) – яркий пример духовного начала русской литературы и отражение русского мышления). А ночь в стихотворении Н.М.Рубцова, как и в упомянутом уже шедевре А.А.Фета, не наводит мистический ужас, а становится временем для размышления о Вечном.

«Светлый покой», «посетивший» душу лирического героя, в этом произведении, кажется, «наполняет» собою уже всё мироздание. На благословенную русскую землю «опускается сон золотой» — т.е. и здесь показан образ снисходящей с небес благодати.

Совершенно очевидно, что в данном контексте слово «сон» звучит как синоним покоя, умиротворения. А «золотой» он как символ чего-то прекрасного – потому что золотой «из цветов цвет, из чудес чудо» как писал князь Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе». Конечно, деревенский поэт, тем более, времён безбожия и этих трудов читать не мог – но ведь такое — христианское восприятие мироздания вне времени и пространства… и сословия!

А ещё нельзя не увидеть, как от воспринявшего в душу свою Свет лирического героя отступает зло – оно не в силах причинить ему вред, не в силах нарушить дарованный свежее Покой! (Шесть раз употребляет поэт отрицательную частицу «не», чтобы подчеркнуть эту мысль). Наверное, то, о чём просил он Создателя, услышано – и душу покидает тоска, сомнения – и наполняется душа радостью, благоговением. А потому ни в этом, ни в предыдущем произведении нет борьбы, нет противостояние светлого и тёмного – <strong>Свет</strong> уже одержал победу! 
«<strong>Словно бог я хожу в тишине</strong>» - говорит лирический герой. Как и в предыдущем произведении созерцающий Величие Божьего Мироздания, «соединяется», даже «сливается» с ним – и устремляется к Небу. 
<strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;"> И откуда берется такое,</strong>
<strong>Что на ветках мерцает роса,</strong>
<strong><u>И над родиной, полной покоя,</u></strong>
<strong><u>Так светлы по ночам небеса! – </u></strong>
восклицает он! И это не вопрос, потому что ответ тоже «восходит» к Небу! Небо светлое, несмотря на ночь, потому что преисполнено <strong>Светом Вечным, Светом Нетварным! </strong>И этот <strong>Свет Небес</strong> наполняет и Родину лирического героя, да и самого поэта – Святую Русь! Потому и становится слышной его <strong>«не земному слуху, а только внемлющему духу»</strong> эта <strong>«музыка небесных сфер»</strong>! Как и лирическому герою многих произведений великой русской поэзии. (Цитата является поэтической строкой <strong>И.А.Бунина</strong> – прим. автора). А образ <strong>«светлых небес»</strong> присутствует не только в этом столь «музыкальном» произведении – а потому мы к нему ещё вернёмся - но немного позже.

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений (Н.М.Рубцов).

Глава Третья «Природа «без потрясений».

<strong>Высокий дуб. Глубокая вода. </strong>
<strong>Спокойные кругом ложатся тени. </strong>
<strong>И тихо так, как будто никогда </strong>
<strong>Природа здесь не знала потрясений! </strong>
<strong>И тихо так, как будто никогда </strong>
<strong>Здесь крыши сёл не слыхивали грома! </strong>
<strong>Не встрепенётся ветер у пруда, </strong>
<strong>И на дворе не зашуршит солома, </strong>
<strong>И редок сонный коростеля крик... </strong>
<strong>Вернулся я - былое не вернётся! </strong>
<strong>Ну что же? Пусть хоть это остаётся, </strong>
<strong>Продлится пусть хотя бы этот миг, </strong>
<strong>Когда души не трогает беда, </strong>
<strong>И так спокойно двигаются тени, </strong>
<strong>И тихо так, как будто никогда </strong>
<strong>Уже не будет в жизни потрясений, </strong>
<strong>И всей душой, которую не жаль </strong>
<strong>Всю потопить в таинственном и милом, </strong>
<strong>Овладевает светлая печаль, </strong>
<strong>Как лунный свет овладевает миром... </strong>

И снова перед нами образ ночи, располагающий к размышлению – произведение «Ночь на родине». И снова всеобъемлющий Покой Вечной Природы, «не знающей потрясений».

Неслучайно в стихотворении многократно звучат слова, однокоренные «тишине», «покою». Как и в двух, прочитанных ранее произведениях, покой и в мироздании, в душе лирического героя – и нет места злу, тревогам и скорбям. (Невольно вспоминается знаменитая строка «Нет безобразья в природе» Н.А.Некрасова). К этой мысли надо будет ещё вернуться несколько позже.

А сейчас обратим особое внимание на то, что благодатным покоем душа лирического героя преисполнена только на его родине – среди русского пейзажа – родного села, соломы во дворах, крика коростели! Только прежде их всех предстаёт перед читателем образ самого могучего русского дерева — «тысячелетнего исполина», как назвал его И.С.Тургенев; и, конечно, воды, с которой всё начиналось. (См. выше). «Высокий дуб. Глубокая вода» — оба прилагательных подчёркивают величие, значимость, даже неисчерпаемость и этих глубоко символических образов, и русской природы в целом. Созерцание этого величия и вселяет покой в душу лирического героя.

«И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений».

Как дорог этот покой, это благостное состояние души! Как хочется, чтобы это состояние души тебя не покидало, чтобы было оно хоть чем-то нарушено!

«Продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда…»

Думаю, невольно вспоминаются хорошо известные всем слова: «Остановись мгновенье — ты прекрасно» – только, очевидно, у Н.М.Рубцова эта мысль глубже – его лирический герой всеми силами старается сохранить эту благодать души! Наверное, в этом произведении нет такого высокого духовного подъёма, «соединения» мира земного с миром духовным, как в двух предыдущих. Но отражено здесь некое единство человеческой души и Вечной Природы. А образ природы настолько многогранен, что отражает и высокий духовный подъём – «полёт к небу», и глубоко личные душевные переживания.

«И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром...»

И слово«потопить», как и упомянутом выше стихотворении А.А.Фета, не несёт в себе безысходности, а означает соединение, слияние, «растворение» в том, что более важно.Потому-то и печаль «светлая», и нет скорби в том, что «былое не вернётся». Важно то, что есть Родина, Русская Природа… и Русская Душа!

«И, разлюбив вот эту красоту,

<strong> Я не создам, наверное, другую...»</strong>
<strong> (Н.М.Рубцов)</strong>

Глава Четвёртая «Нет иной красоты».

<strong>Когда заря, светясь по сосняку,</strong>
<strong>Горит, горит, и лес уже не дремлет,</strong>
<strong>И тени сосен падают в реку,</strong>
<strong>И свет бежит на улицы деревни,</strong>
<strong>Когда, смеясь, на дворике глухом</strong>
<strong>Встречают солнце взрослые и дети,—</strong>
<strong>Воспрянув духом, выбегу на холм</strong>
<strong>И все увижу в самом лучшем свете.</strong>
<strong>Деревья, избы, лошадь на мосту,</strong>
<strong>Цветущий луг — везде о них тоскую.</strong>
<strong><u>И, разлюбив вот эту красоту,</u></strong>
<strong><u>Я не создам, наверное, другую...</u></strong>

Многогранность образа мироздания! И вот теперь на мысли о Вечной Красоте и Любви наводит лирического героя образ утра. «Утро» — так называется следующее стихотворение. В произведении отсутствует глубокая символика, как, например, в первых двух. Но кое-чем оно не совсем обычно. В данном исследовании произведение выбрано именно для того, чтобы показать бесчисленные грани, которыми сияет творчество поэта с очень непростой судьбой, так мало прожившего. (Всего 35 лет). Но крестьянские «корни» которого «обрубить» не смогли!

Итак, с самого начала здесь ощущается некое «движение» — заря «горит», свет «бежит» — а навстречу ему «бежит» лирический герой, да и все остальные жители села с радостью рассвет «встречают».

Заря – символ начала, какого-то «обновления». Конечно, в русской литературе образ утра чаще передаёт ощущение радости, а здесь, наверное, даже нет «светлой печали», как в предыдущем произведении. Думаю, стихотворение этим и удивительно прежде всего — образ утра, бесспорно, любимый сельский пейзаж навеял лирическому герою какую-то щемящую сердце тоску – недаром же в произведении звучит слово «тоскую»! Отчего же вдруг?! Наверное, стоит обратиться к мыслям великого И.И.Левитана о «переживании красоты», которая вне человека. А ещё о том, что мы уйдём из этого мира, а красота останется! (О великой роли живописца в творчестве Н.М.Рубцова разговор в следующих частях. Ощущал ли поэт, как когда-то великий художник то, что ему так мало отпущено любоваться земным мирозданием – знает только Творец. А нам остались «шагнувшие в вечность» великие творения). А сейчас ещё раз обратимся к самому произведению. Лирический герой взбегает на холм, чтобы скорее увидеть солнце? Конечно, — но, возможно, это – и символ некого духовного или душевного подъёма, который позволяет по-иному взглянуть на свою жизнь. (Такое мироощущение отразилось и во многих полотнах упоминаемого не раз И.И.Левитана). Подняться над чем-то мелким, не слишком значимым, чтобы увидеть главное. И вот, «взбежав на холм», делает лирический герой – а по сути, — сам поэт главный вывод своей жизни, с которого и начата эта глава! И помогает понять самое главное в жизни русская природа, неотделимая от Родины, без которой тоскует душа.

«И дышится, как плачется, отрадно

От примиренья неба и земли»

(Иеромонах Роман).

Глава Пятая «Устремление к «Светлым Небесам »

<strong>У сгнившей лесной избушки, </strong>
<strong>Меж белых стволов бродя, </strong>
<strong>Люблю собирать волнушки </strong>
<strong>На склоне осеннего дня. </strong>
<strong>Летят журавли высоко </strong>
<strong><u>Под куполом светлых небес</u></strong><strong>, </strong>
<strong>И лодка, шурша осокой, </strong>
<strong>Плывёт по каналу в лес. </strong>
<strong>И холодно так, и чисто, </strong>
<strong>И светлый канал волнист, </strong>
<strong>И с дерева с лёгким свистом </strong>
<strong>Слетает прохладный лист, </strong>
<strong>И словно душа простая </strong>
<strong>Проносится в мире чудес, </strong>
<strong>Как птиц одиноких стая </strong>
<strong><u>Под куполом светлых небес</u></strong><strong>... </strong>
И вот в финале первой части перед читателем снова располагающий к глубоким раздумьям образ вечера, да ещё и осеннего – <strong>«склон осеннего дня»</strong> - значит, располагающий «вдвойне». У стихотворения нет названия потому, наверное, что всё это – философская мысль, воплотившаяся в образе осенней природы – конечно, родной и для поэта, и для его лирического героя. Только главный образ, конечно, тот, к которому обращается поэт и почти в самом начале – и в завершении. Это – <strong>«купол светлых небес»</strong>! Какое удивительное сочетание слов! 
Образ <strong>Света Небесного</strong> главный, как мы помним, и в других приведённых ранее произведениях. <strong>«Светлые Небеса»</strong> над всем: над избушкой, грибами, осенним лесом, каналом, осокой, плывущей лодкой. Только в этом стихотворении небо показано именно в образе купола, венчающего мироздание! Это – <strong>«купол»</strong> Нерукотворного Храма Творца, о чём уже говорилось. 

А неба свод, глубоко синий, -
Как купол, увенчавший храм!

Похожие по смыслу, по «мироощущению» строки принадлежат поэту Серебряного Века <strong>В.Я.Брюсову</strong>, который менее всего ассоциируется с подобными образами и произведения которого вряд ли мог читать <strong>Н.М.Рубцов</strong>. Только и мысли эти и образ этот вне времени. И, видимо, следует вспомнить ещё, что и купол любого православного храма символизирует небо! Объяснять что-то ещё по этому поводу, видимо, незачем! К <strong>«куполу светлых небес»</strong> устремляется душа! <strong>«Где просто, там ангелов сто, а где мудрено – там ни одного»</strong>, - говорил <strong>Старец Амвросий Оптинский</strong>. И в произведении истинно русского поэта «<strong>душа простая проносится в мире чудес». </strong>Душа, пожелавшая увидеть мир духовный - <strong>«мир чудес»</strong>, как называет его создатель стихотворения. А всё под этим <strong>«куполом»</strong> и чисто, и светло!
<strong></strong>А образ птиц – сначала столь любимых русским человеком журавлей, а потом птиц вообще, - в данном контексте, скорее всего, символизирует воспарившие над землёй души людей. (Думаю, всем хорошо известна традиция - на Светлый Праздник Благовещения отпускать птиц на волю). 

Остаётся, наверное, добавить, что в этом удивительном стихотворении вообще нет никакого упоминания чего-то тёмного, недоброго тревожного. Нет в стихотворении ни «чёрных лебедей», ни «разбойных лиц», ни «потрясений». Нет здесь и тоски – может быть только «светлая печаль» — но только очень-очень «светлая»! Потому что над всем и над всеми «купол светлых небес»!

Глава начинается с эпиграфа взятого из стихотворения без названия ныне хорошо известного иеромонаха Романа «Люблю смотреть на звёздное скопленье…». И хотя его лирический герой созерцает «у нощи» на исходе», а в стихотворении Н.М.Рубцова «склон осеннего дня», в обоих произведениях отразилось «примиренье неба и земли». Собирание волнушек, плывущая по каналу лодка и полёт «под куполом светлых небес» — всё в нераздельном единстве, столь присущем прекрасным стихам «крестьянского» поэта.

И это единство неба и земли дарует лирическому герою не нарушаемый ничем душевный покой.

Итак, «Светлый Покой опустился с небес» — наполнил собою всё Божье Мироздание и душу поэта – и тогда к «куполу светлых небес» воспарила душа его!

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
22:51
731
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!