Учитель и ученики в высшем смысле

Учитель и ученики в высшем смысле

«Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственно воспитание».

«Святые Земли Русской, молите Бога о нас»!

Это — продолжение.

Часть Третья «Учитель и ученики в высшем смысле».

Глава 10 Преподобный Сергий, Святой Андроник, Святой Иконописец Андрей Рублёв и чудом спасённая Обитель.

В начале статьи уже говорилось о Музее Древнерусского искусства им. Андрея Рублёва, расположенном в Спас-Андрониковом Монастыре. Именно отсюда идёт Андрей Рублёв со товарищами в Московский Кремль расписывать Благовещенский Собор. А поэтому нельзя не сказать об одном из любимых учеников Преподобного – Андронике. Его благословил Сам Преподобный основать Монастырь на Яузе (ныне это-территория Москвы, даже не очень удалённая от центра), и часть братии будет подвизаться здесь. И основан Монастырь в 1360г. (т.е. он один из самых древних в Москве) в честь чудесного избавления от погибели плывшего на Русь Константинопольского Патриарха. (Самостоятельное Патриаршество будет установлено на Руси лишь в 1589г.). Чудо это происходит в день Спаса Нерукотворного-отсюда и название. Но дело не только в этом.

В хорошо известном всем фильме А.А.Тарковского «Андрей Рублёв» (Изначально «Страсти по Андрею»), как мы помним, изображён в том числе упоминаемый уже поход Андрея в Кремль. Там, где ныне не продохнуть от транспорта, были густые леса – и, самое главное, — языческие племена, не принявшие Святое Крещение, скрывающиеся от властей и ненавидящие христиан. Они хотели распять Андрея – и он повторил слова Апостола Петра: «Вяжите вниз головой». И спасает его то, что одна из девиц, извращённо понимающая христианскую любовь как, извините. «свальный грех», Андрея отпускает, воспылав к нему нечестивой страстью. Слава Богу, обошлось без осквернения иконописца, идущего выполнять столь серьёзную работу.

Думаю, очень важно на этом примере осмыслить и незримую трагедию, происходящую в недрах Святой Руси и то, насколько страшно язычество, пытающееся бороться с Христианством, и к какой трагедии приводит формальное отношение властей к истинной вере (Недаром уже в 19 веке устами одного из героев Н.С.Лескова скажет, что Христианство на Руси ещё не проповедано. (У автора статьи есть опубликованное исследование «Россия, чающая движения воды», посвящённое именно осмыслению истинной веры героями Н.С.Лескова). Только мы сейчас говорим о времени задолго до Синодального периода – даже до установления на Руси самостоятельного Патриаршества). И, конечно, нельзя не помнить, что Русь. когда жил Святой Иконописец, ещё не освободилась полностью от Ордынского ига. Но Русская Святость, как говорили завоеватели, «Русский Бог» помог выстоять народу и сохранить живую душу,- и во многом, благодаря святыням, — и огромна в том роль Преподобного Сергия.

На этом можно было бы завершить главу, однако хотелось бы добавить очень важное с точки зрения духовно-нравственной. Как писал князь Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе», великие произведения искусства, тем более икону, надо выстрадать. Шедевры пишутся не во время трагедии, а после того, как выстояли, выстрадали, преодолели! Потому и приходится расцвет иконописи на времена Преподобного Сергия, Святого Андроника и Святого Иконописца Андрея Рублёва. А дальше будет некоторый духовный упадок – достаточно посмотреть на изменения Образа Пресвятой Троицы. Но сейчас хотелось бы не на этом акцентировать внимание. Давайте вдумаемся в следующее – до большой самостоятельной работы — росписи Благовещенского Собора в Кремле Андрея Рублёва допускают только в возрасте 45 лет! Это в 14 веке, когда в среднем жили намного меньше. Андрея в одном из источников даже называют Старцем. Это – лишний повод задуматься тем, кто предпочитает делать ставку на молодой возраст, забывая, что человеку для серьёзных дел надо приобрести, а, может быть, и выстрадать жизненный и духовный опыт.

Глава 11«Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик».

(Н.В. Гоголь)

Конечно, слова эти относятся ко всем христианам, однако, главное слово для нас в данном случае – «ученик». Ученики, вернее, последователи Преподобного Сергия – те, без кого нельзя представить историю, культуру Святой Руси, великой России и, конечно, сонм Русских Святых.

«Он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях… И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения...». Слова эти относятся к ученику, последователю Преподобного Сергия – Преподобному Савве Сторожевскому. Удивительно, а, может быть, вовсе и нет, но даже некоторые иконописные образы Святого очень похожи на некоторые из многочисленных образов Преподобного Сергия! «Икона не портрет, а изображение грядущего Прославленного Мира», — писал уже не раз упоминаемый князь Е.Н.Трубецкой в своих «Трёх очерках…»; да и портретов в 14 — 15 веках не было, и когда появятся всё равно икону не заменят – это и объяснять не требуется. Однако, рискну сказать, ни на что не претендуя, что изображены в образе Преподобного Саввы не только присущая иконе святость, но и преемственность Ученика и Учителя Святости! И то же можно сказать и о некоторых иконописных образах Святого Андроника и Святого Андрея Рублёва. (Нельзя же, например, говорить о подобном сходстве Святителя Николая и Преподобного Сергия или Преподобного Сергия и Преподобного Серафима Саровского; нельзя спутать Святые Образы Святого Благоверного Князя Даниила и его сына — Святого Благоверного Князя Александра или его внука — Святого Благоверного Князя Дмитрия — сразу же отличим).

С именем Преподобного Саввы, как известно, связана одна из главных святынь Руси – Саввино-Сторожевский монастырь. Конечно, незачем повторяться и говорить о Преподобном Савве всё то, что говорилось о Святом Сергии Радонежском. Всё-таки главный разговор о Преподобном Сергии, да и никакого места не хватит в таком случае. Кроме того, как всем хорошо известно, Жития Святых писались с воспитательной целью, а потому примерно по одному принципу (Не по схеме, конечно). Вот и хотелось бы остановиться на некоторых наиболее важных, на мой взгляд, аспектах.

Какое удивительное название обители! Сразу же вспоминается Незримый Страж! Конечно, монастыри выполняли, как всем хорошо известно, и оборонительную функцию, не единожды становясь на пути супостата. Но всё же главное то, что стояли и стоят они на пути супостата, желающего подчинить себе, погубить род человеческий, того самого «врага с рожками», о чём уже говорилось ранее. И, слыша название сей обители, невольно о том вспоминаешь. А ещё название города – Звенигород и объяснять незачем. «Хоть под колокольный звон пойду», — говорил русский человек- и никто не сомневался в истинности его слов! «Выше вас, цари, колокола», — сказала уже в начале 20-го века М.И.Цветаева. «Звон заокольный и окольный» — сказал о Святой Руси Н.М.Рубцов, родившийся в страшные 30-е годы, в пришедшем на смену крестьянской Руси колхозе. Разве Вечная Истина и Глас Божий нуждаются в доказательствах?!

И ещё очень – очень важно: конечная станция железной дороги — тупиковая ветка, или, вернее, уходящая от основной, от «соблазнов суетного мира», как писал упоминаемый уже поэт С.М.Соловьёв; место почти на «окраине света», как сказал один из поэтов 20-го века А.В.Жигулин. Одним словом — и железнодорожная станция, и сам Монастырь, добраться до которого, как оказывается, не так-то просто. А уж, тем более, один из многочисленных святых источников, несущих всем неистощимую благодать, о чём уж тоже говорилось.

Входя в пятиградусную воду, невольно понимаешь, что не бывает очищения без усилий над собой, без сильного духовного напряжения, духовной сосредоточенности; И. конечно, вспоминаются слова М.П.Горкина, сыгравшего огромную роль в воспитании будущего писателя И.С. Шмелёва и запечатлённого в незабываемой повести «Лето Господне». Слова о том, что тем, кто погружается в ледяную воду с молитвой, Господь дарует здоровье; а те, кто «от задора», могут и помереть.Не бывает здоровья физического без здоровья духовного!

Глава12 «Сонм святых и их обители».

«Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.


Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Так говорится о Святом Савве Сторожевском в одной из статей журнала «Православие и мир». И как похожа блаженная кончина Ученика на то, как оставил сей мир Учитель – Преподобный Сергий, до конца земной жизни радевший за обитель и за наставление братии в святой жизни!

Вообще эти три части (с 10-ой по12-ую) одна переходят в другую и практически составляют единое целое.

А потому ещё раз обратимся к не раз упоминаемой книге Б.К.Зайцева — «Всё Подмосковье, и на север, и на юг пронизали монастыри Сергия…» Один из них — Николо Пешношский монастырь — «Прекрасно названа одна обитель: Пешношская, за рекой Яхромой. «Пустыннолюбивый» Мефодий для постройки церкви в ней таскал на себе брёвна через речку вброд, пеший носил, помнил, как учитель Сергий строил Лавру…». А потом ещё и посетил Преподобный Сергий своего ученика и дал совет построить церковь на более сухом месте. Другой же, наверное, чуть более известен, благодаря литературе, (достаточно вспомнить «Бедную Лизу» Н.М.Карамзина). Это — Симонов Монастырь — один из самых «трагических»

Трагических – из-за того, что учинила с обителью и захоронениями воинов безбожная власть.

Как будто бы и следа пости не осталось от былого величия… Но нет! На месте сем стоит ныне скромная церквушка в честь Рождества Богородицы – и даже коридор сделали на территории завода, чтобы люди беспрепятственно попадали к Святыне. А ещё совершается там великая милость – службы с сурдопереводом.

Этот белый храм олицетворяет ещё и память обо всех воинах, павших на Куликовом поле (Ещё один пример живой связи с Преподобным Сергием) – ведь битва-то была именно в тот день, когда Церковь празднует память о Той, Которая пришла в этот мир, чтобы стать началом Спасения. Храм Рождества Богородицы!

Пришла Матерь Божия в наш грешный мир через благочестивую чету – Святых Иоакима и Анну, тоже особо почитаемых на Святой Руси (Очевидно, с них начинается «семейная святость», о которой в статье уже не раз говорилось).

А Рождение чада у семидесятилетних родителей – чудо, возможное только Богу и даруемое по великой вере, по великой молитве!

И стоит маленький, едва заметный храм среди этого безликого, промышленного района, недалеко от метро Автозаводская, где в названиях улиц ещё сохранилось имя «великого слуги антихриста», из которого долгие годы создавали для нас идола. Но, однако, всё снова возвращается на круги своя. И люди через поколения будут помнить не о вожде мирового пролетариата, а о Рождестве Богородицы и о павших на Поле Куликовом за Веру Православную и Русь Святую! Никогда не убить святости и памяти народной о воинском подвиге! Святой Источник Благодати вновь пробился из-под грязи строительного мусора и бетона — и дарует жизнь, даёт силы всем к нему приходящим! Пресвятая Богородица, Спаси нас! Благодаря Тебе после стольких испытаний не ушло в небытие наше Отечество. Ведь Россия – удел Твой!

И, как мы хорошо помним, явилась Матерь Божия с двумя апостолами в келью Преподобному Сергию и ученику его Михею.

А ещё следует вспомнить об основателе Симонова Монастыря.

Святой Феодор – племянник Преподобного Сергия. А потому хотелось бы вспомнить некоторые факты Жития. Фёдор — сын старшего брата Преподобного – Стефана. Но Стефан, овдовев, решает уйти с Варфоломеем и стать иноком. И его дети остаются на попечении младшего брата Петра и его жены. И никаких проблем при этом не возникает – потому что семья должны быть «Малой Церковью» (Так, к слову, если задуматься о духовно-нравственном состоянии большинства семей современных). Да и почитание иноческой жизни тоже комментариев не требует. Но, наверное, важнее то, что происходит дальше. Ведь, как известно, Стефан не выдерживает тягот пустынножительства и уходит в Богоявленский монастырь. А потом, к сожалению, между братьями будет настоящий, говоря современным языком, конфликт, произошедший, естественно, по вине Стефана. То есть, особым благочестием, а уж тем более, святостью, старший брат Преподобного не отличался. И вот сын его как будто бы восполняет, «исправляет» недостоинство отца. Преподобный Сергий и Святой Феодор – пример единства родства по крови и по духу!

И, наконец, завершая главу, хотелось бы вкратце напомнить о некоторых наиболее известных храмах и приделах Преподобного Сергия в Первопрестольном Граде нашем.

Итак, ранее уже говорилось о глубинной связи Преподобного Сергия и Московских Святителей.

И вот перед нами одна из центральных улиц Москвы. Название её всем хорошо известно и у многих ассоциируется с работой М.У. Р. Это – знаменитая Петровка – и название сие происходит от находящегося на ней Высоко–Петровского мужского Монастыря, основанного в 14 веке Митрополитом Петром Московским (Удивительно, как это советские вожди проглядели.)Святитель Петр перенес Митрополичью Кафедру из Владимира в Москву, что способствовало духовному подъёму столицы.

На территории монастыря расположено несколько совершенно удивительных небольших храмов: Казанской иконы Божией Матери, Толгской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери, Преподобного Сергия Радонежского, самого Святителя Петра. И самый большой из них – Храм Преподобного Сергия Радонежского. В 2012г. во вторник Страстной Седмицы в этом храме служил сам святейший Патриарх Кирилл. Именно в этом храме в конце 2011г. узнали мы со студентами о страшной смерти от рук безбожников Священномученика Фаддея Тверского.

Несмотря вынужденную близость Монастырь к суетной жизни города, невольно ощущаешь в нём удивительную причастность святости, вспоминаешь прочитанное у наших русских писателей-эмигрантов, до конца дней ностальгирующих о потерянной русской святости, о Москве как о «Граде Божием». (Конечно, прежде всего, труды И.С.Шмелёва).

Преподобный Сергий «соседствует» и со Святителем Филиппом — в Храме Святителя один из приделов освящён в честь Преподобного Сергия. Два Престольных Праздника почти подряд — 16 и 18 июля! Храм – тоже совершенно удивительный, но описывать все Святыни Стольного Града не хватит ни времени, ни места. Хочется только сказать, что в Пределе Преподобного Сергия изображено служение Преподобного вместе с ангелом.

А прикосновение к мозаичному изображению Святителя Филиппа снаружи Храма мгновенно прогоняет грех унынья. (По крайней мере, это — мой личный опыт).

А через несколько трамвайных остановок – место, которое, кажется соединяет разные «реальности бытия», как сказала одна из моих знакомых. Рядом с напряжённой магистралью и одновременно будто бы в другом измерении стоит на горе Подворье Троице – Сергиевой Лавры.

Как гласит история, появляться подворья стали ещё при жизни Преподобного Сергия. Основание же Сей Святой Обители относится примерно к 17-18 столетию. Здесь, в притворе Троицкого Храма, мы можем прочитать об истории храма, увидеть портреты благочествых женщин, матерей воспитавших Святителя Филарета и Священномученика Владимира, снова и снова невольно возвращаясь к мысли о благочестии русской семьи и истинном предназначении женщины.

А ещё от Храма получили название несколько окрестных проездов. И, кроме того, связан монастырь особыми узами с Московскими Святителями.

В Митрополичьях Палатах тоже расположен храм. Кажется, вот он – прямо за главным храмом -а пройти туда не так-то просто, надо знать, как. Так и духовный путь простым не бывает.

А главное то, что братия, кажется, каждое воскресенье служит молебны Преподобному Сергию, прося его за нас грешных!

Служит старец монах в белом монастыре

И Спасителя молит о всех –

Эти строки написал безвременно ушедший, ныне достаточно известный поэт В.Г.Волков.

Конечно, Подворье Троице – Сергиевой Лавры не белого цвета и стоит не «над рекой», как в самом стихотворении, а над бульваром, но ощущение, поверьте, очень похожее!

И снова возвращаемся к району, нераздельно связанному, как писал Б.К.Зайцев, с именем «тихого», «смиренного» Андроника – ученика Преподобного Сергия. Улица Сергия Радонежского! И больше говорить не о чем! Она ведёт от метро к Обители, созданной Святым Андроником. А по дороге – часовня Проща, где незадолго до своего преставления прощался Преподобный со своим любимым Учеником, наставляя в святой жизни.

И, наконец, рядом с Монастырём и Музеем Храм Преподобного Сергия в Рогожской Слободе.

Это соседство, кажется, тоже говорит само за себя. В храме этом среди множества святынь есть и малоизвестные пока образы Новомучеников, и нечасто встречающийся Образ Богородицы Отрада и Утешение.

А со стены, обращённой к Обители Андроника и Музею смотрят на нас Преподобный Сергий и его ученик. Преподобный и в посмертие своём не оставляет созданных им обителей!

И нельзя, конечно, не вспомнить о том, что нередко на иконах пишутся вместе образы Святых, земную жизнь которых отделяют века. Об этом уже немного говорилось, но, мне кажется, что нельзя не вспомнить, как довольно часто на одной иконе пишутся Преподобный Сергий Радонежский и Преподобный Серафим Саровский, пришедший в этот мир почти четыре с половиной века спустя.

  Кстати, для Преподобного Серафима этот год тоже юбилейный. И о Батюшке Серафиме речь пойдёт далее.

(Продолжение следует)

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
21:12
785
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!