Анатолий Градницын
+10

Анатолий Градницын

Модераторы Наши авторы Гордость Клуба
Да-да, и синица в небе между домами со стрельбой из пистолета, и мучительное ощущение случившейся с супругой беды, о которой догадываешься, и не можешь не думать, но боишься сказать, и дурацкий бизнес и всё, всё, всё… Читал с большим удовольствием, хотя радоваться там нечему, плакать нужно. Но такова жизнь…
Анна и Ляман! С большим интересом и пониманием прочитал Ваши комментарии, и мне приятно чувствовать созвучие наших оценок и мнений по обсуждаемой проблеме. В Ваших словах раскрываются и новые её грани. Причём, не умозрительно, а на основе жизненных наблюдений и практики, существующей у разных народов и в различных конфессиях. В Азербайджане одни обычаи и традиции, сложившиеся и под влиянием ислама и, видимо, имеющие и другие исторические корни. У болгарских турок — другие, хотя и это мусульмане. Когда я был в древней христианской Армении (правда, в советские времена поголовного государственного атеизма), то наблюдал подобные (с определенными своими, местными особенностями) жертвоприношения и там, хотя в христианстве этого быть не должно (не будем останавливаться на том, почему). И во всех этих случаях возникает общая нравственная проблема — отношение человека к возможности и необходимости убийства животного, влияние этой практики на нравственное здоровье человека и т.д.
«Барбару» рекомендую всем для прочтения. Считаю, что поднятая сегодня тема достаточно многогранна и заслуживает такого же многостороннего рассмотрения. Думаю, что можно будет и обсудить по достаточно удачно складывающейся схеме. не сомневаюсь, что будет интересно и познавательно.
Другой жизненный пример в развитие темы. Когда надо было забить борова (именно достаточного взрослого хряка и крупного хряка), хозяева несколько раз перед этим приводили к нему в стайку (хлев) своего кума с ружьём. Понятное дело, чтобы животное не испытывало страх пере чужим. Ну, а потом, вопрос нескольких секунд. Это тоже своего рода обман во благо.
«Барбару» читал с большим интересом, сразу же, когда она была выложена на сайте. Своё положительное отношение высказал и ещё раз подтверждаю.
Да просто жалко мне дамочек. По-хорошему жалко. Не могут больше одного раза прочесть. Я только об этом. И только потому, что за телёнком не видят человека. А человеку-то что? А ничего. Как с гуся вода. Только совесть болит. И глаза по ночам снятся. А болит ли она у тех, кто каждый день варит борщ, да на бульоне, а не просто так? Поймите правильно. Я вовсе не сексист и за гендерное равноправие. Но разница в восприятии всё-таки есть. А впрочем, без неё было бы неинтересно.
Прежде всего, о дамах, проливающих слёзы. Это, конечно, хорошо. Не спорю. Так и надо. Но ни одна из вас после прочтения рассказа (хоть после двадцати раз) веганом не станет. Если только не другие причины подтолкнут к этому. О гуманности или негуманности забоя домашних животных спорить можно до бесконечности, и все будут правы. Но как убивали животных, так и будут убивать. Что бы вы не делали. Даже, если бросите покупать колбасу в магазине. Так что, спорить сейчас о гуманности (в указанном выше смысле) бессмысленно. Извините за тавтологию. Вопрос здесь о совершенно другом. К нему ближе всех комментаторов, на мой взгляд подошёл Виктор. Нельзя убивать того, к кому привязался. Дополню Виктора — и того, кто к тебе привязался. В этом основная коллизия ЛГ. Он не смог есть своего друга сегодня, но сделает это завтра и будет делать потом. И не станет вегетарианцем. Это уж точно. И только Борькины глаза будут ещё долго смотреть в его душу. А почему так? Да всё потому, что ЛГ вольно или невольно предал преданное ему существо, хотя и из благих побуждений. Он приласкал телёнка, чтобы тот не почувствовал опасности и процедура прошла бы без сучка и задоринки. Без долгих мучений животного и разгрома подворья. Как это воспримет человек, обладающий душой? С одной стороны — надо, с другой стороны — жаль. И что делать? С одной стороны, если «предать» Борьку, то тому меньше мучиться. А ведь, всё равно убьют. А если не предать? Не сыграть роль козла-провокатора, заводящего за собой стадо баранов на убой на мясокомбинате? Тогда что? Видели хоть раз, что вытворяют мужики (да и бабы) с недоколотой свиньёй, когда она вырывается из рук своего оплошавшего или неопытного палача, который не смог с одного удара завалить её? Или курицу с отрубленной головой, которая может минут двадцать носиться по всему двору? Вот в этом «предательстве» и есть основная коллизия. Основная «сверхзадача» Стаса в данного рассказе — показать именно это. Что он и сделал. Какими средствами — выше уже говорили. Не буду повторяться. Теперь о деталях, они, мол не нужны. Не согласен. Нужны. И кувалда за спиной брата, и пучок травы. И здесь всё на 100 % правдиво и точно. И тазик, и нож… Даже свежатина (в Сибири называют свеженина) на столе под самогон сразу после убоя, когда туша ещё остывает во дворе. Всё так, все детали верны и именно они ещё больше оттеняют то главное, что хотел сказать автор. Только что был Борька, живой Борька, с его эмоциями, с меняющими своё выражение глазами, с живым ещё, хотя и угасающим, взглядом, и вот те на — куски свеженины на сковородке и весёлые разговоры под самогон. Что сейчас на душе у «козла-провокатора», кто скажет? Мне кажется, что именно в этой плоскости и следует рассуждать о достоинствах рассказа, о художественных приёмах и прочих литературных «выкрутасах». А вы, извините, только сопли жуёте — телёнка жалко. Жалко, не спорю. А что делать? Некоторые селяне делают проще. Животное никуда не выводят и специально к убою не готовят. Неожиданный выстрел в голову из ружья. И все дела. Не можешь сам — в любой деревне найдётся спец. Единственное неудобство — пулю из головы придется потом выковыривать.
А можно ли представить счастье или любовь в безглагольном пространстве? И как бы это выглядело сегодня?
Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, —
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье – глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, —
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце просила, но сердце заныло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
1900 г.
Здравствуйте, Онега! Рад новой встрече. Я не о Вашем. Просто, о жизни.
… Разлюбило и ушло.
В Ростове в семидесятых годах цыгане на главной улице продавали тени, плавки и солнцезащитные очки. Иногда просто хватали прохожих за руку. Мне было лет шестнадцать-семнадцать, и я решил однажды пошутить. Выбрал цыганку помоложе и стал с ней торговаться. Она просила за плавки 8 рублей. У меня в кармане не было даже трёх копеек на трамвай. Незачем — жил от самого центра в десяти минутах ходьбы. Долго я с ней торговался и, наконец, сбил цену с восьми рублей до двух. И тут я ей говорю, что без примерки купить не могу. Пошли, мол, в подворотню за угол, или в какой-нибудь подъезд. Я там прикину, а ты постоишь в сторонке, если хочешь. И, естественно, скорчил на роже скабрезную улыбку. Дальше можно не рассказывать. Лна моментально всё поняла. Так что, и их лексикон, и говор мне известен давным-давно. Это только один эпизод. У меня подобных было множество и в разных городах. Тут есть, кстати, и определённые географические различия. Ростовские цыгане совсем не такие, как, например, иркутские.
А я видел знаменитую барахолку на площади возле Новосибирского вокзала. Правда, это было уже в другие времена — в девяностых (ближе к концу). Причём, работа она с раннего утра. там был и опт, и розница. А я там торчал несколько часов, у меня была пересадка. Вот там было всё. Вплоть до того, как бичи продавали щенка дворняжки. Так что, есть, с чем сравнить и что вспомнить.
Вы преувеличиваете, Виктор. Просто память избирательна, и по одной детали помогает воспроизвести сюжет, но при условии, что эта деталь тебя задела (в хорошем смысле), а не достала. В данном случае воспроизвожу некоторые детали, связанные и с автомобильным крылом, и с тестем-огородником, и с крольчихой и т.д.
К сожалению, я узнал не всю уфимскую «экзотику». Но говядины по-башкирски в ашхане (по-моему, так они они назывались) попробовал. А вот когда ехал мимо Башкортостана на машине (в 2010 и 2011 г.г.) и специально хотел найти хоть одну ашхану с национальными блюдами, то пролетел. Даже в Иглино с его фонтаном возле поселковой администрации и покрашенными во всей деревне одной краской заборами я такого заведения не нашёл. Кстати, мне хорошо запомнилось описание этой местности в Вашем рассказе. Было с чем сравнить (имею в виду собственные дорожные впечатления). К тому же мне пришлось в тот раз чуть ли не полдня поколесить по окрестным деревням в поисках дальней родственницы жены. Так, вспомнилось почему-то.
Верной дорогой идём, товарищи! Я серьёзно.
Насколько я знаю «Аллочкиных подруг», они сначала дырку в голове у мужа просверлят, все мозги прополощут, потом высушат, а дальше поступят по-своему. Тем более, блондинки (извините за грубость). Кстати, ещё нюанс. Что-то слишком уж долго — две недели — муж собрался болеть. Бюллетень на такой срок не давали. К чему эти мелкие заморочки? К вопросу о «художественной правде» или правдоподобии.
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-20 из 1083