Велимиру Хлебникову и др. наше с кисточкой

Велимиру Хлебникову и др. наше с кисточкой

* * *

Вечер. Тени.                                                                                                                                                                                           Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя
В каждом взоре — лет копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом:«Жарь!»
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
                                                       1908г.
(Велимир Хлебников — Русская поэзия серебряного века.
1890-1917. Антология.
Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др.
Москва: Наука, 1993г.)

* * *
Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз
                     1913 г.
(Алексей Крученых — Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.)

Мой ответ через сто лет с хвостиком и кисточкой:

Справа сплава слева слива слово снова лени сила
вечер тени сны олени сени сини сами с нами
сидя соду сада ада бег обет заветы зада
Жарь, мальчонку, Велимир, знатный пир и златый мир
В латах, лАптях, эполетах эпохально канул в лета.
С лета спета песня вся, всю за всё закату стих.
Стих и стих и слава Маре, Перуну, Велес в ударе.
Недокрученый Крученых рядом с Дыр бул щыл почил.

Черная дыра пухом и Чёрным квадратом!
Велимир, Казимир — два клинических брата.
Алексей крутизной недокручиной пал
спал пул пыл пел пил пол плыл плёл
пчёл пыль прах прях крах птах псих стих...
всё!

17.03.2019г.
1-35

Источник «входновения-вдохновения-сдохновения-сходновения-снисхождения»:
https://rupoem.ru/xlebnikov/all.aspx

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+7
01:52
1307
RSS
Могу только одно сказать, не завидую я детям, если это Ваше стихотворение, Наталья, войдёт в школьную программу. Однажды имела несчастье видеть, как тяжело у них идёт Пушкин. Надеюсь, Вы меня понимаете.))
13:55
Ох и шутница, Вы Маргарита!
Дети нынче в самом деле пошли странные. Даже у Лукоморья дуб зелёный запомнить не хотят.
А уж про шедевры мировой литературы Кручных и Хлебникова не знаю — слыхали ли?
Комментарий удален
14:00
+1
Честно говоря никогда не понимала в чем там весь цимус этой «классики» Дыр бул щил..."
А вчера тема Черного квадрата подстегнула ещё раз задуматься.
Спасибо за отклик, Анжелика.
Надеюсь все поняли ход моих мыслей и причину стеба.
think
Комментарий удален
16:31
+1
Ну дак, мы с тобой не зря тему замутили…
Приятного прочтения, дорогая и новых мыслей насчёт…
Обнимаю с теплом.
inlove inlove inlove
Комментарий удален
Комментарий удален
14:02
Ну да, ну да, Вы наверно больше всех поняли смысл этого произведения.
Комментарий удален
14:04
+1
Какие стихи, такой и ответ, Люция.
До классиков мне наверно далеко, но тоже можем постараться выдать на гора.
22 (5)
Наше вам с кисточкой! smile Сумели крутизну перекрутить, Наталья! thumbsup
14:06
Надя, мне больше всего странно, что Евгений Евтушенко
занимался ерундой и помещал в сборники современной поэзии эдакую лабуду.
Наташа, понять поступки другого человека невозможно, лучше и не пытаться))) Мы не можем иногда понять поступки близких людей, людей, которых хорошо знаем; наших современников, а уж что двигало, какова цель действа прошлых лет — и подавно))) Так что, Бог им судья! А мы будем исходить из факта, что мир дуален, от этого никуда не деться))) С теплом, Надежда.
18:35
Понять всегда всё можно — не всегда принять и оправдать.
Бог всем нам судья.
Евтушенко хоть и жил всласть в СССР и в штатах до конца дней,
чудил иногда, но для литературы советской и русской
сделал не мало, стихи его мне нравились и нравятся.
Не зря собирал стадионы.
Была на его похоронах. Долго его тело через океан доставляли на родину.
Упокоился рядом с Пастернаком и моим земляком Виктором Боковым на погосте в Переделкино.
С теплом и уважением я.
Комментарий удален
14:10
+1
Ой и юморист, Вы Анатолий. Хохотала до коликов. На немецком Дыр бул щил… умора!!!
Уж не помню кто, но лет 15-ть назад, когда меня агитировали вступить в писательский союз,
эдакие корифеи, сидящие в высоких кабинетах союза
советовали мне почитать Хлебникова и поучиться у него.
Вот решила наконец поучиться. Наверно никогда не поздно.
Комментарий удален
16:35
+1
Изучала неглубоко на курсах повышения квалификации психиатрию в трёх ВУЗах.
Получился больше диалог взаимообогащающий с профессорами-знатоками проблемы и строения мозга.
Надо знать как устроен их электроприбор и почему, откуда корни интеллекта.
Взаимно с Вами
Наталья.
13:52
+1
А я по своему обыкновению отвечу занудно и дотошно. Но сначала — затравка. Наталья, если Вы жили бы во времена Крученых и Хлебникова, и при этом состояли в поэтическом кружке футуристов, и при этом если бы еще написали ваше стихотворение, то оно абсолютно точно вошло бы в антологию русской словесности. А так — оно в лучшем случае — смотрится как пародия. В худшем — как подражание. То есть в том и другом случае — оно вторично. А в классику входят исключительно «первичные» произведения, не зависимо от их поэтического качества.

А теперь так же занудно постараюсь объяснить почему это так происходит. Есть — культура, словесность — составная органичная часть культуры. И это, если так можно сказать — живое (духовное) существо. Оно — живет, развивается, то есть, как всякая жизненная форма — совершает экспансию. Маяковский сказал про это: «Поэзия — так же езда в НЕЗНАЕМОЕ». Так вот, это живое духовное существо можно представить в виде грибницы, из которой вырастают грибы — поэты как личности и их стихи. Без грибницы в принципе не может быть настоящих поэтов, которые стихами творят КУЛЬТУРУ. А потому грибница для культуры не сопоставимо важнее всякого отдельного поэта, или его отдельных стихов.

Крученых и Хлебников, а так же их произведения — составные (неотъемлемые части) именно грибницы поэтической культуры так называемого «серебряного века». Это — раз. Теперь — два. Всякий, кто хоть как-либо знаком с историей словесности этого исторического периода, тот знает о манифесте футуристов, где наряду со «сбрасыванием Пушкина с корабля современности» есть и устремленность к ЗАУМИ. ЗАУМЬ — как насущное проявление иной реальности. Стихотворение рассматриваемых нами поэтов — это и есть ЗАУМЬ. А то, что её не понимают, так ЗАУМЬ и невозможно понять. Она — это то, что находится за пределом УМА. И всякий пытающийся понять ЗАУМЬ — это человек или необразованный (а если сказать мягче — не знакомый с теорией развития словесности) или сумасшедший. К ЗАУМИ нужно относиться как к нечто, находящемуся за пределом понимания. А если не интересно, то и не читать вовсе. И делов то.

Не могу попутно не сказать вот еще о чем. Истории ЗАУМИ трагически прервалась в России. Её уничтожили большевики. Тогда как в западной культуре она прекрасно развивалась. И достигла своего высочайшего расцвета у сюрреалистов. Чем значительно обогатила мировую культуру.
14:56
Ну да, Вы наверно правы, большевики уничтожили прекрасную заумную литературу Крученых и Хлебникова, но почему-то все годы застоя и до самой перестройки и тем более после переворота, почтительно помещали эти стихи классиков при помощи понятных и уважаемых поэтов богемного порядка (Евтушенко и др.) в антологии и сборники шедевров мировой литературы.
Не дано мне оценить на полном серьёзе футуризм Серебряного века. Мне как-то Зинаида Гиппиус с её антисоветскими стихами и та ближе.
Наверно я умишком не вышла, за гранью моего познания и УМА моего короткого такая высокая поэзия.
Кстати, первым Чёрный прямоугольник (почти квадрат за 33 года до него) черной краской написал какой-то американец и назвал свой шедевр «Битва негров в туннеле». «Чёрный квадрат» Малевича — это уже подражание или пародия, не новаторство, то есть грибница (вирус заокеанский) поразил и его тогда и его современников тоже.
Мухоморы я пробовала, но трижды вымочив и трижды выварив. Вкусные, как шампиньоны, канцерогены зауми уходят бесследно при термической обработке.
Наталья, боюсь, что Вы меня не совсем поняли. Я не говорил (и не буду говорить), что заумная поэзия Крученых и Хлебникова — прекрасна. Я говорил, что поэтическая заумь в России была уничтожена большевиками на корню. А вот там, где ей позволили естественно развиваться, она достигла высочайшего поэтического уровня. Приведу только несколько поэтических строк Элюара и Лорки «Её лучезарная грудь погружалась в кусты Синим лемехом ясного утра Родником форштевнем зелёным» «Под водою слова застыли. Голоса затерялись в иле. И среди ледяных соцветий -ай! — дон Педро лягушек тешит, позабытый всеми на свете.» Как знать, если бы ни большевики, то и российская заумь, достигнув поэтической зрелости, стала такой…

Второй аспект, более важный. Боже упаси, я вовсе не собирался оценивать стихотворения вышеназванных поэтов. Это прерогатива исключительно его величества Времени. И Время их оценило. Иначе мы и не обсуждали их. И дело тут вовсе не в том (как вы сами написали) «умишком не вышли» (Кстати, я учуял вашу иронию). Ум здесь вообще (даже семи пядей во лбу) ни при чем. Просто, на поэзию, как и вообще на все произведения искусства бытуют два разных взгляда. Условно говоря (подчеркиваю, условно говоря) — любительский и профессиональный. Любительский зиждется на вкусе (а еще говорят, вкусовщине) А профессиональный — заглядывает в глубь и отыскивает взглядом откуда у стихов (и поэта) ноги растут. С любительским вроде все понятно — нравится, не нравится. А профессиональный всматривается (я уже это говорил) в грибницу. Если Вам не нравится понятие грибница, то можно — пользоваться понятием — плеяда. Но суть — одна: грибница (плеяда) вписывает конкретных поэтов и их стихи в разрастающуюся ткань мировой культуры. Благодаря грибнице (плеяде) поэт и находит себе подобающее место в культуре.
Кстати, не было бы грибницы футуристов, не было бы и грибницы символистов, и соответственно не было бы и Зинаиды Гиппиус. Именно таковой, которую мы знаем.

Да, вот еще. Черный квадрат под названием «битва негров в туннеле» это предтеча Малевича, поскольку указывает зрителю ЧТО воображать на черном холсте. А Малевич отказался и от такого указателя… Малевич подвел зрителя к абсолютному ничего…
19:29
+1
Цитирую крупицу Вашего сообщения:
«Приведу только несколько поэтических строк Элюара и Лорки
«Её лучезарная грудь погружалась в кусты
Синим лемехом ясного утра
Родником форштевнем зелёным»
«Под водою слова застыли.
Голоса затерялись в иле.
И среди ледяных соцветий -ай! —
дон Педро лягушек тешит,
позабытый всеми на свете.»
Как знать, если бы ни большевики, то и российская заумь, достигнув поэтической зрелости, стала такой…»

Георгий, ещё раз чётко и ясно для особо тупых, если можно: Вам на полном серьёзе нравится вышеприведённая Вами поэзия и Вы готовы рассматривать её как некую аксиому гениальности, или же вызывает только недоумение и сочувствие к не совсем психически здоровым авторам, их неудачным заигрываниям с публикой и критиками, может вы назовете мою критику завистью к их сомнительному успеху, что тоже можно отнести к спектру чувств при прочтении лит.опусов? А не идёт ли тут речь о невидимках — авторах — переводчиках, ведь мы в большинстве своем не владеем языком оригинала, не читаем в оригинале.
Я обладаю врожденным педагогическим даром и навыками психолога, отчего меня не раз приглашали читать лекции в ВУЗах, работать там в качестве психолога. Я толерантный человек и много лет отдала служению людям с ограниченными возможностями, дав им путевку в жизнь, помогая достичь самых высоких ступеней в области спорта и культуры. Люди с ограниченным возможностями трудолюбиво и самопожертвенно порой реализуют себя в разных областях, наравне со здоровыми достигая высокого уровня мастерства и профессионализма. Чем оправдать такие строки? В чём я Вас не поняла? Люди с ограниченными способностями внятно и логично, красиво мыслить марают бумагу и преподносят при помощи шарлатанов (профессионалов-критиков и литературоведов, искусствоведов) эдакий суррогат и подложное псевдоискусство. Я считаю своим долгом указать на обман и подмену понятий, на непрофессионализм и несостоятельность этих авторов и ценителей их поэзии.
Вы считаете иначе. Я толернатна к Вашему мнению. Пазлы истории (Эпохи Водолея) рано или поздно сложатся в прекрасные или отвратительные коллажи-витражи и от нас зависит чья пересилит.
Для меня нет принципиального отличия авторов чёрных прямоугольника и квадрата они оба как минимум шутники и ленивые бездари, а максимум подлецы и воры.
Они украли уйму времени и сил у здравомыслящих и впарили своё ничто, воспитывая на этом дерьме поколения идиотов.
Кто виноват? НЕ ЛЮБИТЕЛИ ПРЕКРАСНОГО, КОНЕЧНО, А ПРОФЕССИОНАЛЫ — САМОЗВАНЦЫ, ПОДЛЕЦЫ-КУКЛОВОДЫ МИРОВОЙ ЗАКУЛИСЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РУБЛЕМ И ДОЛЛАРОМ, РЕГАЛИЯМИ ЭТИХ «ПРОФЕССИОНАЛОВ»!
Настало время всё расставить на свои места, вычистить мир от черни и гнили, от засилия зауми умалишенных, от коммерцизации и монетизации этой мерзости.
Это сугубо моё оценочное мнение, никому его не навязываю, тем более Вам — зрелому человеку, фото-художнику со своим видением мира, может и через зеркала и стекла, искажающими реальность.
С уважением к Вашему мнению
Не профессионал, но любитель прекрасного и логичного.
Наталья, Вы предлагаете ответить на ваши вопросы на «любительском» уровне. Легко. Произведения Крученых и Хлебникова мне никогда не нравились. А вот произведения Поля Элюра — нравятся. А Лорка вообще один из моих любимых поэтов. ЗАУМЬ, как в поэзии, так и в ИЗО обожаю, но до определенного уровня, пока сохранена эстетика. Я вообще обожаю ВСЁ прекрасное. В том числе ЗАУМЬ. Поскольку ЗАУМЬ — это уход за УМ. А я, хоть и гороскопическая дева, уму не доверяю. А уж в нынешнее время — вселенского обмана и подтасовок тем более. Я произведения искусства, в том числе поэзии — читаю СЕРДЦЕМ. И я абсолютно равнодушен к шарлатанам, бездарям, шизофреникам и прочим имитаторам искусства. Но (и это моя принципиальная позиция) — пусть себе творят. Если их искоренять, как это делали большевики — то будет уничтожено очень много светлых (талантливых) личностей. А что касается пазлов истории (Эпохи Водолея), то вся моя жизнь была нацелена на то, чтобы вся витражи сложились в прекрасные узоры. Более того, я даже воочию вижу эти узоры…
20:09
+2
Спасибо за исчерпывающий ответ. Я спрашивала именно о приведённых Вами строках выше, Крученых и Хлебникова мы оставили за скобками как отечественных аналогов иностранной зауми.
Я за ум и за грань равновесия. Именно на ней держится мир и любая цивилизация, это мой заменитель религии.
Всё что за гранью здравого ума — это предмет моего внимательного рассмотрения, но не почитания, поддержки.
Эстетикой могу назвать с натяжкой японскую поэзию, но не приведенные Вами выше строки про "… Родником форштевнем зелёным..." и "… дон Педро лягушек тешит..."
Комментарий удален
Комментарий удален
00:45
+1
Это точно! Рубка века!
Спасибо за поддержку огнём!
thumbsup
05:07
Поддержка ушла. Нас оставили сражаться в одиночку на поле боя.
Комментарий удален
19:53
Фёдор, Ваш комментарий в поддержку точки зрения Георгия?
Стесняюсь спросить, заумная — это за гранью разума?
20:21
за гранью разумного
клиника и диагноз иными словами
Наталья, ну зачем же вы Маргариту вводите заблуждение. Элюар и Лорка абсолютно здоровые в психическом отношении люди, может быть даже здоровее нас с вами. ЗАУМЬ — это то, что за гранью разУМа, а не за гранью разумного. Ну взять хотя бы интуицию, она тоже за гранью УМА. Всякая мать любит своего ребенка, пребывая, за гранью УМА. Ибо любит сердцем. Иными словами ЗАУМЬ — это те сферы, куда не дотягивается УМ.
Георгий, не волнуйтесь, я уже в том возрасте, когда меня трудно ввести в заблуждение. ))
Достойный ответ мудрой женщины:)
22:30
Интуиция, Георгий, никакая не заумь, а сокрытая в матрице мозга информация, взятая вовремя шестым чувством на вооружение. В конкретном Вашем "… Родником форштевнем зелёным… " и "… дон Педро лягушек тешит..." никакой зауми нет, вероятнее всего переводчик жестко поиздевался над автором, стилистически и в смысловом смысле подставив автора оригинала, Вы прямо подстегиваете меня поискать исходник и перевести с дурацкого на понятный.
Что Вы конкретно знаете о чём-то запредельном, недоступном простому смертному, статистически среднеумному человеку? Может быть вы имели контакты с инопланетным разумом, внеземными цивилизациями, потусторонним сознанием, призраками, спиритическими и мистическими энергетическими сгустками, может быть у вас элементарно повышенное или зашкаливающее высокое биополе, были случаи облучения или электрошока, стресса, клинической смерти? Я спрашиваю о том, о чем сама имею более-менее явственное понятие, жизненный опыт, врожденные или приобретенные признаки и навыки.
Может мне начать употреблять наркотики и стать запойной алкоголичкой чтобы в состоянии измененного сознания начать больше понимать тех, кто двух слов связать не может и пишет откровенную лабуду и абракадабру, пачкает холсты и бумагу?
Я сама поюморить и посатирить люблю, могу манипулировать и блефовать, выдавать желаемое за действительность, но плыть по течению за стаей зараженной губительным вирусом рыб не хочу и не буду.
Потому лично для меня термин Заумь — это синоним Недоумка. Могу посочувствовать, пройти мимо, проигнорировать да и только.
С уважением.
Комментарий удален
Комментарий удален
02:20
+1
Мне нравится спокойствие, такт и незлобливость Георгия,
нравится, что он отстаивает свою точку зрения и право на свою и чью-то близкую ему заумь.
Имеет полное право.
В демократическом обществе живём.
Комментарий удален
13:06
+1
Молодец Мария! Наш Человек! На таких Мать Земля Русская держится!
Комментарий удален
04:01
+1
Вам спасибо, Мария! Русскую женщину-поэта на мякине не проведешь!
20:55
www.stihi.ru/2018/04/17/667
ИзВечный выход, что напротив

Взрослеть не хочет человек —
Удобно слыть и быть детсадом.
В глазах туман, прозрачность век,
И быль, намешанная с адом.

Тропой войны с опорой вниз
Бредёт «всезнающее» племя.
Лишает «Бог» свободных виз,
На боль нанизывает время.

Круша завет — открой закон,
Не спи, когда пора сражаться.
Ещё не пройден рубикон —
Не уничтожен орден братства.

Опора — вверх к истокам дней —
Где правит дух гипербореев.
Открой глаза — уйди смелей
Оттуда, где царят пигмеи.

Где узость лба — там серость рас,
Белее снега — трезвость мысли.
Открой учебник без прикрас —
Из Тори — в вымысле зависли.

Бросая тень на солнца лик,
Не будешь вечно изворотлив.
Из неоткуда не возник
ИзВечный выход, что — напротив.
17.04.2018
Какие же вы все!!.. ОДУХОТВОРЕННО ГЕНИАЛЬНЫЕ!..