Литературный институт

Литературный институт

Всем, кто был рядом со мной

в те далекие и счастливые годы

« — Но я таки попытался!

— сказал Иаков, потирая разбитое колено.»

(Виктор Улин. Из ненаписанного)

Всему свое время, и время всякой вещи под небом,

— так говорил иудейский царь Соломон.

Время читать чужие мемуары и время писать свои,

— так скажу я, русский писатель Виктор Улин.

* * *

Впрочем, это самое время не все делает своевременно.

Ведь даже лучшая из лучших, главнейшая из всех мировая сущность —

ЖЕНСКАЯ ГРУДЬ

— достигает нужного размера слишком поздно.

А вовсе не тогда, когда того хочется обладательнице.

* * *

Жизнь катится чем дальше, тем быстрее.

Если в детстве невыносимо длинными казались минуты, в молодости приходилось считать дни, то с определенного момента уже годы свистят, как пули.

Но не у виска, а прямо в сердце.

Традиционно принято считать что желание писать собственные мемуары есть неосознанное предощущение конца.

Насчет последнего — покажет жизнь.

Но тем не менее сегодня, оглядываясь назад — только назад, поскольку вперед смотреть нет никакого смысла, а на настоящее давно закрыты глаза — оглядываясь назад, я понимаю, что в жизни моей было нечто достойное.

Достойное даже в наше время, лишенное авторитетов, знаний, самого понятия о культурном пласте, созданной предыдущими поколениями и предыдущими веками.

Мне повезло: я родился в культурной семье.

В раннем детстве мама читала мне вслух «Евгения Онегина» (которого мой дядя Сима вообще знал наизусть!).

Я никогда не читал фантастики; «Трех мушкетеров» с трудом одолел до половины и бросил от скуки — меня всегда влекло к себе что-то реальное.

И сейчас я понимаю, что жизнь не обделила меня знакомствами с интересными людьми.

Например, с Семеном Степановичем Гейченко — директором Пушкинского музея-заповедника в селе Михайловском Псковской области.

Или с академиком Чазовым — министром здравоохранения СССР, личным врачом Л.И. Брежнева…

О них, возможно, я тоже когда-нибудь напишу.

А здесь я собрал несколько мемуарных очерков об одном из лучших периодов своей жизни: учебы на заочном отделении Литературного института имени А.М. Горького Союза писателей СССР в Москве.

Мой друг Литинститутских времен, Самарский драматург и прозаик Александр Ануфриев (http://www.proza.ru/avtor/ludmila20), с которым я делился некоторыми отрывками в процессе создания книги, написал:

Слушай, ты единственный из нас, кто это делает. Пусть хоть что-то от нас останется!

Надеюсь, что в самом деле останется хоть что-то.

Конечно, любой выпускник нашего уникального учебного заведения может написать мемуары, но все видят по-разному одно и то же явление.

И кроме того, хочется подчеркнуть один несомненный факт.

Сейчас общий уровень высшего образования в России снизился почти до нулевой отметки, ВУЗы все как один поименовались университетами (без осознания самого понятия «университет») и перешли на коммерческую основу. Возможность стать студентом и выпуститься по любой специальности зависит только от платежеспособности соискателя.

В наши годы Литинститут финансировался Союзом писателей СССР со всеми вытекающими требованиями. Учеба была бесплатной, студентами становились на основе строгого отбора по творческому конкурсу, да и все пять лет никто никого не тянул, за творческую несостоятельность безжалостно отчисляли.

Поэтому сам уровень нас, тридцатилетних студентов конца ХХ века, отличается от таких же 30-летних выпускников 2-й декады века 21-го таким же образом, как издание книги в те времена (с включением с планы издательства, несколькими стадиями редактуры и «невозвращаемым авансом» автору) от ситуации нынешней – когда любой богатый графоман в течение 2 недель может издать свое 20-томное ПСС на мелованной бумаге, с шитым блоком и в тисненом переплете.

Sapientisat.

Мне захотелось вспомнить своих сокурсников, воскресить в памяти какие-то черты и черточки той жизни, поведать что-то смешное, что-то грустное, но могущее быть интересным хотя бы тем, что по мере написания ко мне приходили мысли о литературе, которые я не излагал в других произведениях.

Разные части писались в разное время и с разными подходами; некоторые главы изначально не предназначались для широкого круга.

Однако по мере написания у меня возникла мысль вывести свою память на простор и объединить все фрагменты в одну книгу.

Что я и сделал.

Кое-что может повторяться, кое-какие детали могут не совпадать.

Я не стал менять ничего.

Оставил и реальные события и реальные имена.

Оставил все детали бытия и ту неповторимую ауру чувственности, которая окутывала будущих художников слова, стоявших у порога лестницы, которая казалась ведущей на Олимп.

И предложил почитать все, что возникает у меня в памяти при мысли о том здании на Тверском бульваре №25, где прошли с промежутками 5 лучших лет моей жизни — с 1989 по 1994 годы.

Надеюсь доставить своим бывшим сокурсникам ностальгическое удовольствие, а новым читателям — интерес от встречи с жизнью, которая уже никогда не повторится вновь.

*   *   *

«Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо.»

Так говорил товарищ Сталин в 1928 году, обращаясь к делегатам VIII съезда ВЛКСМ.

И он был тысячу раз прав.

Учиться надо всему, чем хочешь овладеть в той степени, чтобы хотя бы самому себя аттестовать профессионалом.

Проведя в Литинституте 5 лет, я старался выучиться всему, что было возможным.

Одной из форм контроля нашего заочного образования было написание письменных работ — контрольных и курсовых.

Уже в те — глубоко доинтернетские! — времена большинство моих сокурсников писали эти работы с единственной целью: отвязаться от требований и кое-как сдать сессию.

Я же писал все самостоятельно.

Более того, в процессе подготовки материалов к сессии я получал удовольствие, сравнимое с тем, какое испытывал при написании лучших своих художественных произведений.

И это в общем получалось: за курсовую работу по античной литературе, посвященную роману «Дафнис и Хлоя», я получил отличную оценку «автоматом» на экзамене.

Сейчас мне подумалось, что все эти работы заслуживают того, чтобы предложить их читателям.

Выкладывая все 20 (!) контрольных и курсовых работ, я преодолел желание редактировать хотя бы стиль — поместил их в том виде, в каком они были написаны в 1990-1993 годах.

Отмечу также, что радикальные обложки, разработанные мною на основе собственноручных фотографий разных лет, отражают подъем на вершину художественного Олимпа.

Счастливой горы, где можно — и нужно! — находиться в невинной обнаженности древних греков.

2018 г.

***************************************************

ВЫ ПРОЧИТАЛИ БЕСПЛАТНЫЙ ФРАГМЕНТ КНИГИ

***************************************************

Книга посвящена Литературному институту имени А.М.Горького Союза писателей СССР, полный курс заочного отделения которого автор окончил в 1994 году по семинару прозы. Здесь можно найти мемуары о сокурсниках и сокурсницах – прозаиках, поэтах, драматургах, известных сейчас всему русскоязычному читающему миру. Также в сборник включены тексты 23 письменных работ, самостоятельно написанных автором по учебным заданиям в 1989-1993 г.г.

© Виктор Улин 2019 г. – дизайн обложки.

726 стр.
ISBN 978-5-4493-8929-9
Ссылка на произведение на www.litres.ru:
https://www.litres.ru/viktor-ulin/literaturnyy-institut/

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
18:41
1062
RSS
03:40
Любопытно — что же реального хотелось подростку вместо трех мушкетеров?
На дне Горького, наверно, слишком реалистично.
08:12
Вообще-то в те годы больше всего я любил читать БСЭ — «Сталинское» синее издание, 50+1 том.
А также:

Джеральд Даррелл — «Моя семья и другие звери».
Артур Конан-Дойль — «Затерянный мир».
Джералд Тиккелл — «Солдат возвращается с войн».