Колонка админа. Кто они, наши читатели?
Чем мне нравится наш сайт, так это тем, что даже острые споры и противоположные точки зрения рождают новые проекты,
Так, наш вчерашний диалог с Георгием (Гомункулус) о читателях современной поэзии навёл на мысль провести в нашем Литературном клубе такую онлайн-встречу с читателями и напрямую узнать — нужны ли им наши стихи.
Но для реализации этой идеи необходима ваша помощь, дорогие авторы Клуба!
Ведь читатель к нам сам не придёт — может просто не найти дорогу в дебрях интернета.
Предлагаю вам пригласить на такую встречу кого-то из ваших постоянных читателей, желательно из тех, кто сам писательством не балуется и не является близким родственником. Но в принципе — любого на ваш выбор.
Ему будет выслан список вопросов, ответы на которые мы опубликуем на сайте. И дадим возможность участникам Литклуба и читателям пообщаться и поделиться мнениями.
Самых активных читателей мы хотим также пригласить в жюри необычного конкурса, который собираемся провести.
Пишите в комментариях ваше мнение об этом проекте и присылайте мне в личку электронную почту читателей, готовых ответить на вопросы.
Надеюсь, этот проект поможет лучше узнать, какие стихи ждут от нас читатели.
Итак, мой АНТИТЕЗИС: Ныне читателей стихов нет. Нет практически. Исключение (в случае, если таковых наберется с десяток) то это будет – только подтверждение правила. Нет не потому, что современные поэты не умеют писать хороших стихов. Ничего подобного, как человек, обладающий определенным поэтическим вкусом и имеющий высшее филологическое образование, смею утверждать, что подавляющее большинство стихотворений, опубликованных в Клубе – нисколько (и ни по каким параметрам) не уступают качеству поэзии серебряного века. То есть родились бы мы на сто лет раньше, то уже ходили бы в классиках. (Смею утверждать это с полной ответственностью) Даже те, кто по ложной своей скромности считает себя поэтической «неумехой» и оправдывает себя тем, что он только учится. Коллеги, Лермонтов написал на смерть Пушкина в 14 лет. И это его «детское» стихотворение – классика.
Нет ныне читателей совершенно по другой, и совершенно не зависящей от поэтического мастерства причине. Читатели стихов – это главным образом, если так можно сказать – потребители эстетического удовлетворения. Прежде, хотя бы даже сто лет назад, во времена серебряного века – книжка стихов была единственным носителем (использую тут цифровой термин) эстетического удовлетворения. Ныне носителем последнего стал КЛИП (пять видов искусства в одном: поэзия, музыка, исполнение, живопись, кино или театр). Притом доступность последнего не только бесплатна, но и в буквальном смысле в одном клике. Может ли стихотворение, пусть даже самое гениальное, конкурировать с клипом? Мне кажется, что нет.
Но стоит ли сразу же пораженчески поднимать руки вверх, и понуро укладывать голову на плаху времени? Тоже – нет. Я и затеял этот разговор для того, чтобы, если окажется, что читателей действительно нет. По крайней мере, нет в таком количестве, что ради которого одного и стоит только писать стихи, то нужно искать новые ориентиры поэтического творчества и новые смыслы, оправдывающее это творчество. Ибо (и в этом я убежден абсолютно) сама поэзия, как таковая, а вместе с ней и поэтическое творчество – бессмертно. С него возникло человечество (в Начале было Слово), и с ним человечество сгинет, ежели таки на то будет Воля Божья.
Полностью поддерживаю конкретное предложение Елены – пригласить в Клуб Читателя. Но у меня есть и другие предложения. Их предполагаю высказать по ходу начавшегося обсуждения. Ежели таковое окажется интересным членам нашего Клуба.
Для того, чтобы обсуждение этой темы было более предметным, провожу сейчас небольшой соцопрос среди своих подписчиков. И уже появляются интересные и важные замечания, которые стоит учитывать тем поэтам, кто хочет донести своё творчество до читателей.
Я думаю, что людей, ориентированных на эстетическое удовлетворение, меньше не стало. Изменился (если выражаться вашими словами) способ его потребления — бумажный томик стихов стал менее востребованным, чем пост в интернете. Люди стремятся получить всё — от товаров до информации, от общения до «пищи для ума и души» мгновенно, «в один клик». Этому не стоит ужасаться. Таковы реалии мира, меняющегося с дикой скоростью. Надо просто учитывать эти изменения и подстраиваться под них, меняться самим.
Читатель есть, это я признаю безоговорочно. Но моя позиция вот в чем. Если его, Читателя, мало, то тем более с ним нужно обращаться чрезвычайно бережно, и не убоюсь сказать это – беречь как зеницу ока. Но это должны делать в первую очередь и сами поэты.
А что я конкретно вижу в нашем Клубе? Для писателя (поэта) ценность Читателя нулевая. Вот смотрите, конкретный пример. Перед самым Новым Годом был опрос о годовых достижениях. Все говорил о чем угодно: о том, что написали много произведений, о том, что издали за свой счет книги, о том, что раздарили их родным и знакомым, о том, что побеждали во всевозможных конкурсах, о том, что вступили в творческие союзы. Но никто, буквально никто ничего не сказал о Своем Читателе. Ну, типа, так: количество моих читателей за отчетный период выросло с N до N+X. И для этого мной было сделано то-то и то-то. И пусть даже число этих читателей равно пальцам на одной руке. Но в свете нынешних реалий это достижение. Почему за все время пребывания в Клубе я не прочитал ни одного рассказа о встрече Поэта со своим Читателем? Рассказывали о чем угодно, но только не об этом. Я не беру в расчет писательские мероприятия, которые всегда проходили и проходят чаще всего формально. Но даже на таких встречах теоретически возможна неформальная встреча поэта со своим Читателем. Почему бы подробно не рассказать о ней. Более того, вот мы не считаем зазорным издать книгу за свой счет, а что же зазорного будет в том, чтобы заплатить определенную сумму (к примеру, за аренду помещения) и встретиться тет-а-тет со своим читателем?
Короче, вот мое конкретное предложение. Чтобы пригласить читателей в Клуб, нужно время. А почему бы прямо сейчас, как говорится, куй железо пока горячо — не добавить всего одну графу в свои творческие достижения под рубрикой «Моя личная встреча с моим читателем». Где подробно рассказать, как эта встреча происходила, кем была организована, рассказать о своих впечатлениях, ну, и если кто столкнулся на этом пути с какими проблемами и препятствиями, рассказать и о них.
Ибо ныне замалчивать о своих встречах с Читателем (если, конечно, они бывали) – равносильно предательскому ножу в спину поэзии.
Могу по горячим следам рассказать вам о том, как я организовала встречу с читателями, прилетев в Москву из Болгарии осенью 2018 года. Заранее оповестила о приезде своих московских читателей через Фейсбук, сделала анонс мероприятия, провела опрос по удобной им дате, заказала небольшой зал (по количеству подтвердивших участие) в так называемом антикафе (когда платишь за время пребывания компании, а чай-кофе-печеньки входят в стоимость). Кстати, мои гости решили поучаствовать в оплате, чтобы компенсировать расходы (получилось примерно по 200 руб. с человека).
Привезла свои книги (на тот момент я презентовала сборник «Великий мечтатор») и всякие вкусняшки к чаю.
Так как аудитория собиралась на 99% женская, в качестве подарка дамам одна из приглашенных (амбассадор косметической компании) сделала небольшой стенд со своей продукцией и маленькие презенты участницам встречи.
Всего собралось около 20 человек (в процессе кто-то уходил, кто-то подъехал чуть позже — рабочий день). Отмечу, что помимо тех, кого я знала в реале, пришли и мои виртуальные читательницы из Инстаграма и Фейсбука. Атмосфера была очень тёплая, душевная. Мы сидели за круглым столом, пили ароматный чай, читали стихи из моей новой книги, было много вопросов — о процессе творчества, о романе, над которым я тогда работала. Я как раз собиралась в Питер на финал «Серебряного голубя России -2018» и прочитала свои конкурсные стихи. Была также премьера стихотворения — «Новый ковчег», только что написанный для «Арфы Давида».
В общем, всё прошло замечательно. Плюс ко всему было куплено около 20 экземпляров «Великого мечтатора» (цену уже не помню, 250 или 300 руб.)
Прикреплю ссылку на пост в ФБ с фотографиями с этой встречи: www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=761606550854040&id=100010141067587
Если такая практика полезна, могу рассказать, как я организовывала в Бургасе презентацию своей первой книги и как был организован мой творческий вечер в Святом Власе. Мне бы лично тоже было интересно перенять чей-то аналогичный опыт.
Но вот смотрите, чтобы продолжить, и главное еще больше углубиться в тему: а Вы не смогли бы сделать словесный (обобщенный) набросок Вашего Читателя? Кто это? Из Вашего повествования видно, что женщина. Сколько ей лет? Кто она по профессии? Что любит в жизни, а что не любит? Какие стихи предпочитает?
Кстати, ссылка почему-то не открывается...(
Этот контент сейчас недоступен
Возможно, владелец удалил контент или ограничил доступ к нему.
Хотя я зарегистрирован на ФБ
И еще, ремарка по поводу современных читателей, — думаю, что сегодня нет четкого разделения на творцов и их почитателей, пишущих и внимающих. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Но факт в том, что автору свою аудиторию надо всячески подталкивать к сотворчеству, к диалогу. Уходить от монологических форм общения, в широком смысле этого слова. Устраивать беседы о прочитанном, поэтические практикумы, конкурсы для читателей и т.п. Тогда это может быть интересно.
Елена! Вот полностью согласен с этим пожеланием. А так же с тем, которое высказывалось в Клубе многократно: что писать следует для Читателя. Но чтобы писать для Читателя, нужно в буквальном смысле этого слова знать читателя в лицо, знать чем он живет, что из себя представляет, и соответственно, что в свою очередь ждет от СВОЕГО писателя (поэта). Писать же для читателя, не зная о нем ровным счетом ничего, это даже хуже, чем писать на деревню дедушке. Это писать ТО, НЕ ЗНАЯ ЧЕГО, и писать ТОМУ, НЕ ЗНАЯ КОМУ. Хуже того при этом считать, что пишется для Читателя. То есть, попросту говоря – обманывать себя, и другим предлагая ввязываться в коллективный самообман.
Эта данная ветка открыта, как я понимаю, для того, чтобы восполнить этот пробел, чтобы попытаться общими усилиями нарисовать словесный портрет «МОЕГО ЧИТАТЕЛЯ». То есть набрать достаточный объективный материал для дальнейшей аналитической работы. А Вы почему-то проигнорировали ответ на самый главный вопрос: а вот лично у Вас есть Читатель? Пусть даже он будет в единственном числе. Как Вы вышли на него? О чем говорили с ним? Какое впечатление на Вас произвел разговор с ним?
Пока на такой вопрос ответила только Елена Асатурова. Она рассказала об одной своей встрече со своими читателями. И привела к этому даже «документальное подтверждение», то есть фотографии на память. На меня, умеющего читать фотографии, они произвели довольно сильное впечатление: я взглянул на Елену еще и глазами её читателей. Это очень ценно, и это, конечно же, обогатило меня тоже.
Так что Елена, прошу Вас (равно как и всех остальных членов Клуба), если Вам по каким-либо причинам лень писать о своих читателях так же подробно, как это сделала Елена, то хотя бы односложно ответьте на вопрос: Есть ли у Вас читатели? – ДА, или НЕТ.
Это необходимо для сбора эмпирического материала.
Обязательно буду ссылаться на первоисточник. Теперь только осталось выяснить, правильно ли я Вас понял. (Ну это когда я работал журналистом, написав материал, приносил тому, о ком писал, на согласование)
Итак, мое приблизительное резюме такое: «У Елены Вишневой (ПОКА) нет своего Читателя. А потому нет и своих так называемых „встреч с читателями“ Все, кому она поначалу адресовала свои словесные творения — её непосредственные знакомые и друзья. Но она довольно ярко и отчетливо представляет, каким её ЧИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ. И КАКИМ она его хочет видеть. То есть в сути своей она пишет для Читателя, но Читателя не реального, а воображенного. И, похоже на то, что она ни разу с этим воображенным читателем в реальной жизни не сталкивалась.»
Ну, вот, где-то так. Если я сделал не верный, или даже не совсем корректный вывод — укажите мне на это: внесу поправки. Это ведь не окончательный вердикт, а та самая творческая коллективная работа, за которую Вы ратуете…
…
Творческих встреч имени себя я действительно пока не устраивала и в ближайшее время не собираюсь . На настоящий момент мне вполне хватает коллективных посиделок на кухне с интересными мне людьми, лекций на 100 человек и семинаров в малых группах, которые я веду. Это все, по сути, творчество… Я так воспринимаю, по крайней мере. И стараюсь организовывать любые занятия и встречи в формате диалогов-практикумов, в рамках которых можно и взглядами обменяться, и поговорить о важном… И знаете, меня как раз отчасти подтолкнули к художественной писанине мои возрастные студенты — те, кто приходил ко мне на занятия в рамках получения второго высшего образования. Почему-то они неоднократно мне после моих занятий говорили, что хотели бы почитать мою будущую книгу , что мне надо всерьез писать. Вообще мне так часто это говорили, совершенно разные люди, в разных группах и аудиториях, по разным поводам и совсем, казалось бы, некстати, что я, наконец, решила себя в этом попробовать. Опять же не с нуля начинаю: опыт написания и научных текстов, и журналистских статей, как Вы знаете, у меня имеется.
…
За «коллективную творческую работу» я ни разу не ратовала! Разве что в шутку — увы, их не все понимают. Очевидно, что любая внутренняя работа всегда индивидуальна. Но окружение, которое мы создаем и от которого заряжаемся энергией, действительно крайне важно. Я так считаю. Более того, я знаю это наверняка. Поэтому замыкаться в своей «келье» ни разу не собираюсь!
…
А по поводу Ваших подписчиков из Инстаграмма и распространенности этого явления — да, это прямо уже классическая история, иллюстрирующая «путь из блогера — в писатели»))). И наверняка первый тираж как раз между подписчиками и разошелся! Хороший пример грамотной коммуникации в Инстаграме! Я уже тоже там зарегистрировалась, наконец, (отсталый я представитель социума, однозначно...) и скоро загляну к Вам на страницу! Ваш пример вдохновляет!
Конечно, ничего страшного, Елена!.. Такое случается довольно часто, особенно у творческого (пишущего) человека. А когда такое случается у меня, я обычно обращаюсь к толковым словарям и энциклопедиям. Потому как порой причина «не вмещения в логику» оказывается банальной: собеседники вкладывают разные смыслы в понятия, которыми оперирует. А на самом деле оба утверждают одно и то же.
Поэтому сначала определимся: а что мы понимаем под словом «ЧИТАТЕЛЬ стихов»? В моем понимании Читатель (понятное дело в советском, «старорежимном» смысле, когда еще наблюдался бум читаемости, в том числе и стихов) – это человек, безусловно любящий поэзию, но сам стихов не пишущий. Так вот он сам по собственной воле приходит в книжный магазин или библиотеку и сам выискивает для себя, что ему еще бы прочесть для удовлетворения своей эстетической потребности. Находит книгу незнакомого автора, открывает её, читает попавшееся на глаза стихотворение. И если оно ему понравилось, читает еще и еще, а потом, определив, что этот автор ему симпатичен, отыскивает и другие книги этого автора, читает их и вот только теперь становится его ЧИТАТЕЛЕМ.
Никто из перечисленных Вами читателей под это определение не попадает. А наоборот, отчетливо попадает под определение, о котором мы тоже говорили раньше – «РОДСТВЕННИКОВ, ДРУЗЕЙ и ЗНАКОМЫХ. Ежели Вы вкладывает другой смысл в понятие ЧИТАТЕЛЬ (а именно: читатель — тот, кто читает), тогда – ДА. Тогда читатели (а вместе с тем и слушатели стихов) есть у каждого поэта. Просто дело в их количестве. Но в любом случае с таким читателем не нужно устанавливать никакой обратной связи, ибо она существует априори. Но тут, правда, можно задаться еще одним чрезвычайно важным для поэта вопросом: а являются ли такие Ваши читатели еще и покупателями Ваших поэтических книжек?
Однако, если Вы придерживаетесь второй трактовки понятия читателя, то Вы один в один поддерживаете мой изначальный тезис, который я высказал Елене Асатуровой еще год назад. А именно: читателей (подчеркиваю, в моем понимании этого слова) нет, или ничтожно мало, что их и не нужно брать в расчет. Но они, для того, чтобы полноценно творить, и нафик не нужны, по крайней мере, их отсутствие (может быть даже абсолютное) никаким образом не мешают полноценному творческому процессу. Поскольку у поэзии (как творческого процесса) есть огромное количество других привлекательных для поэта граней, которые вовсе не нуждаются в читательской поддержке.
И наконец, третий момент, в котором Вы, скорее всего невольно поддержали выше высказанный мною тезис. Вы рассказали о достаточно продуктивной, я бы даже заметил, чрезвычайно насыщенной творческой атмосфере, как Вы сами назвали её «коллективные посиделки на кухне с интересными Вам людьми». Но опять же такие «посиделки» есть абсолютно у каждого поэта, правда, в разном количественном и качественном составе, но и опять же этот состав напрямую зависит от потребностей самого автора. Наш Клуб тоже один в один попадает под определение таких посиделок. И у меня прежде были такие посиделки в реальном формате, и особенно широкие – на фотографические темы и, соответственно, с фотографами. Теперь же мне вполне достаточно глубоких и обстоятельных разговоров со своей женой. Она у меня тоже филолог по образованию.
Ну, а если мне (это я тоже заявляю на полном серьезе) хочется расширить этот круг, то иду на огород и в буквальном смысле читаю стихи помидорам, и физически ощущаю, как они отзываются на мои стихи. То есть они для меня в этот момент — полноценные слушатели моих стихов. А тем более у меня достаточно фантазии наделить их всеми теми качества, какими Вы наделили своих читателей. То есть я к тому: являются ли вот эти мои «поэтические посиделки с помидорами» — моей индивидуальной творческой кухней? Безусловно — являются. Вдохновляют ли они меня на написание новых стихов? Безусловно – вдохновляют. Заряжают ли они меня творческой энергией? Безусловно – заряжают, да еще какой!
И в завершении вопрос: так какой же СМЫСЛ (первый или второй) мы вкладывали и намерены вкладывать в понятие ЧИТАТЕЛЬ? Кстати, этот вопрос я задаю и всем членам Клуба, кого, так или иначе, заинтересовала эта тема.
…
Филологическая семья — это прекрасно. А Ваша жена-филолог присутствует на этом сайте?
Я обеими руками поддерживаю ваше предложение быть внимательными читателями друг друга. Думаю, можно начать с того, что на главной странице в разделе «Рекомендуем к прочтению» будем еженедельно выставлять произведения четырёх разных авторов. Даже, считаю, можно временно убрать блок фотографий «Гордость клуба», который занимает значительный объём главной страницы (при этом отметка о принадлежности к этой категории останется на страничках авторов).
Также призываю самих авторов активнее участвовать в жизни сайта, рассказывать о себе, своём творчестве. Это не навязчивость, а нормальный процесс общения единомышленников.
Для меня Ваш комментарий к утренней публикации, на вес золота был! Я бы сказала, дороже!
Промолчать было трудно. Очень уж трогательное письмо. Понятное каждому. На самом деле, мы, люди очень похожи. И если бы мы концентрировались на том, что нас объединяет, а не наоборот, то мир стал бы лучше. Эту цитату я у кого-то слямзила. У кого — не помню. Но тоже так считаю.
Читайте, заходите на странички к понравившимся коллегам, оставляйте отзывы.
Если вы хотите привлечь внимание к каким-то стихам или рассказам, которые почему-то остались незамеченными, пишите мне в личку.
Самим авторам напоминаю о существовании функционала «Авторский анонс» (который вы можете активировать при публикации своего текста, поставив галочку в соответствующей строке в форме публикации).
А многие ли пользуются этим? Всего-то надо нажать на иконку под текстом — и вас прочтут на Фейсбуке, в Одноклассниках и т.д. Делиться можно (и нужно) не только своим, но и тем контентом, который вам нравится, любимыми авторами нашего сайта. Начните прямо сейчас — и вы увидите, как вырастут просмотры.