Литературное кафе. О чём мы пишем? Поговорим откровенно
Наступили выходные, и наше Литературное кафе открыто и приглашает всех совершенно неформально поболтать на разные темы.
Сегодня я хочу пригласить вас к обсуждению вопроса — о чём мы, собственно, пишем? Почему выбираем тот или иной жанр, тему, сюжет для своих произведений, будь то короткое стихотворение или многостраничный роман? Руководствуемся настроением момента или конъюнктурой книжного рынка, хотим быть «как все» или наоборот – выделиться?
Предлагаю поговорить не о побудительных мотивах (типа «пишу, потому что не могу не писать» или «пишу, чтобы изменить мир»), а именно о тематике ваших произведений.
Фантастика и мистика, лирика и юмор, любовные романы и исторические повести, рассказы для детей и детективы… Вы ведь совсем не случайно выбираете среди них? Готовы ли провоцировать читателя «острой» темой?
Изучив рейтинги самых популярных книг последних лет, я пришла к выводу, что современный читатель выбирает реализм. Несмотря на то, что статистика упрямо утверждает, что лучше всего продаются фантастика, детективы и историко-приключенческая литература, не устал ли от них читатель? ТОПы разных издательств показывают, что самые востребованные книги — истории, которые произошли или могли бы произойти в обычной жизни (Одиночество в Сети, Похороните меня за плинтусом, Зулейха открывает глаза и т.д.).
Такую же тенденцию я заметила и в поэзии – наибольшее количество откликов читателей собирают стихи с конкретным реалистичным сюжетом, будь то неразделённая любовь или какое-то иное событие, пережитое лирическим героем. Да, вдумчивый любитель поэзии восхитится красками пейзажной лирики или пафосом гражданской, но сопереживать будет тому, что мог бы пережить или пережил сам.
Кстати (и тут статистика неумолима), книги категории нон-фикшн (документальная проза) значительно опережают художественную литературу. Не потому ли, что они на 100% реалистичны?
А вы как считаете?
Опять же, про что бы я ни писал, все равно про любовь получается…
Стихи люблю не за сюжет, а за то, как они сделаны.
А проза? Сама люблю читать что-нибудь философское, для ума и сердца. Книга должна быть интересным собеседником. Каждый выбирает для себя собеседника сам, о чем ему интересно порассуждать.
Как кинокритик 29 (на данный момент) уровня я о нем недавно писал.
Смысл его конфликта — не моральная дребедень о Р-Д-В или чести-совести будущего строителя коммунизма, а межгендерные отношения педагогов.
У которых — если судить по кичевым пропагандистским дешевкам уровня нашумевшего «Розыгрыша» — между ног было гладкое место и жили они как бесплотные ангелы.
И герой «ДдП» — лучшая роль Тихонова, актера в других фильмах в общем никакого, имеющего тот уровень мастерства, которые в актерской среде именуется просто «штаны».
Светлана (адресат в данном контексте) уже увидела мой вопрос и дала развёрнутый ответ.
В поэзии первостепенна форма.
Да в в прозе тоже.
Текст без совершенства формы — это не литература, а полицейский протокол, при всей значимости содержания.
Наблюдение за читающей аудиторией (я сама, друзья-знакомые, малознакомые пользователи различных ресурсов) показывает, что людям нравится то, что (не обязательно все пункты одновременно):
а) выглядит умным. Действительно высокоинтеллектуальные вещи среднепотолочного читателя, тем не менее, могут отпугнуть.
б) имеет причудливую форму, искру юмора на грани сарказма, но банальное содержимое.
в) укладывается в картину мира читателя. При этом реальные истории, находящиеся за гранью читательского опыта, воспринимают как «недостоверные», а голой воды реалистичная фантастика, подпевающая тараканам читающего, «заходит» на «ура».
г) якобы или реалистичные истории, где герои имели сходные с читателем, но гипертрофированно трагичные истории (токсичная семья — распространённое явление, вот и популярно «похороните меня за плинтусом», смешение реальности и виртуала также затронуло практически каждого, вот и «одиночество в сети» выстрелило)
д) популярность психологических и псевдопсихологических блогов также способствует распространению «историй о жизни». Блогеры же упоминают!
Как-то так вижу.
С одной стороны, есть вероятность, что книжки постепенно станут очень популярными и на голову рухнет реальное богатство. С другой стороны, кто это может гарантировать?
С одной стороны, каждый приличный автор убеждён, что пишет нетленки. С другой стороны, есть ли на этой земле люди, кроме друзей, мамы и прочих родственников, которые считают так же?
С одной стороны, допустим, автор нашёл весомые подтверждения, что он гений. Но история знает случаи, когда гении признавались только после смерти.
В общем, каждый взвешивает все обстоятельства и выбирает сам.
А почему у вас рождаются именно кошмарики? Не свои ли наружу просятся?
Ну, ещё и книга с рассказами Лавкрафта и Дирлета, зачитанная до дыр в начальной школе, дала свои всходы)
Мне важно, чтобы мне нравилось, что я делаю. К тому же, я могу и не записывать. Для читателя я бы писала псевдопсихологосоциальную чернуху. Или такие же «мотивашки». Людям это нравится.
Пишем ДЛЯ СЕБЯ.
Хотя и печатаем для черни, о чем еще АС писал Кюхельбекеру.
смеяться, мечтать, грешить!
Быть искренней, быть собой!
Не мучаясь, просто жить.
Бежать по траве густой,
в лесу барсуков спасать!
В морях плыть, как Жак Кусто!
Как Бродский, стихи писать!
Жить в музыке! Слиться с ней!
Как Поль Мориа- любить!
А летних дождавшись дней,
в лугах мотыльков ловить!
Приблизить пейзаж вдали,
украсив цветами холст.
И чтобы понять Дали,
на радужный глядя мост!
На солнце взглянуть хоть раз!
И гордо: глаза- в глаза.
Чтоб жизни понять контраст:
жара, холода, гроза.
Родник отыскать средь скал!
И пусть неприступен фьорд!
3абыть, что судьба резка
к тому, кто, как камень, твёрд!
Зажечь бы в крови огонь!
И каплями рос тушить.
Рискни. Вот моя ладонь…
Хотелось бы просто жить…
Заметила, что всплеск бывает, когда в жизни собственной происходит какое-то событие, стресс… Могу продолжительное время не брать в руки карандаш, а потом вдруг накатит…
Интереснее с песнями, у меня их немного, но нЕкоторые уже звучат… Сначала появляются строчки, потом несколько вариантов мелодии, выбираю, которая больше по душе…
И вам творческих успехов!
Я думала, только у меня бывает так…
Знаете, вспомнила коротенькую жизнь Лермонтова… Его замечательное стихотворение " Молитва"… Его жизнь- сплошные стрессы…
Странно то, что при всей любви к нему его бабушки, он был несчастнейшим человеком, причём, практически, во всём…
Я не знаю, пожалуй, больше ни одного такого творца…
Хот, нет… ещё Николай Рубцов…
Лермонтов прожил 27 лет, трагически погиб, Рубцов — 35 — трагически погиб…
Да… Судьба…
Всё в этом мире неслучайно. Каждая встреча что-то нам даёт…
И это здОрово!
Я всегда благодарю Судьбу за то, что она посылает в мою жизнь интересных людей…
В прежней жизни моей приятельницей и застольной собутыльницей была женщина из потомков МЮ, член «Лермонтовского общества» и пр. Никогда не шло речи о родстве с АС или фарфоровой куклой его женой, а уж они свои шэжэре шерстили еще как…
Сейчас вижу, что это была женщина пустая и никчемная (кчемным вокруг него было мало, но та же Ушакова все-таки могла ему что-то дать).
И я не вижу причин, по которым не имею права судить и ее и кого угодно другого.
Человек свободен.
Очень подробно показано хитросплетение родственных связей великих поэтов
Ольга, я вас понимаю. Почти такая же ситуация. Когда-то давно я закончила музотделение Архангельского педучилище. Повезло, что последний год принимали без музподготовки. Эти четыре года не прошли даром. Потом, получив профессию учителя русского языка и литературы в Университете, заниматься музыкой и песнями стало некогда. А вот теперь вспоминаю те навыки.Мелодию долго ношу в голове, иногда обращаюсь к друзьям, связанным с музыкой, записываем минусовка, и я исполняю сама на выступлениях…
Иногда бывает, стрелка влево помогает, возникает опять закрывшееся окно ответа!
Я всегда с техникой была на ВЫ… к сожалению…
Сангвиник: — Бедная женщина, какое несчастье, что она погибла.
Холерик: -Какой ужас- раздавили женщину! Как плохо работает наш общественный транспорт: уже на улицу выйти невозможно, чтобы тебя кто-то не сбил.
Меланхолик: -Какое несчастье, бедная женщина- её так раздавило. И вон валяются сумки, с выпавшими из них продуктами. Бедная её семья- муж и дети,- они теперь останутся голодными.
Флегматик: -Еду я мимо толпы, смотрю- сбили кого-то. Да и поехал дальше.
Я к тому привёл эти примеры, уважаемая Елена, чтобы задать встречный вопрос: а может ли в нашем субъективном мире что-то быть 100% реальным? Тем более, что художественная литература, пусть даже основанная на реальных событиях- это субъективная картина виденья конкретного писателя. Через призму его убеждений, темперамента, мировоззрения, культурного поля и идеологических установок.
С уважением.
Говоря о реализме в литературе, я имела в виду отражение действительности в художественных образах, через которые автор сам познаёт окружающий его мир.
Оптимист: Да ты что, дружище? Будет, будет, и еще как будет!
Шутка, насмешливое слово, часто удачнее и лучше определяет даже серьёзные вещи. А еще говорят, юмор даёт нам возможность видеть три стороны одной медали… Я начал писать с маленьких коротеньких юморесок. Поучаствовал в нескольких конкурсах читателей. Потом и мои рассказы стали печатать… Где черпаю вдохновение? Да в обычной жизни… Оглянитесь, кругом столько смешного. Надо только внимательно присмотреться. Вот утром зашел в наш гастроном за хлебом и наблюдаю такую картинку. Женщина отоварилась, набрала две сумки продуктов и пошла на выход. Вдруг затормозила у прилавка с мясом. Долго смотрела на выложенную там целую свиную голову… Вроде бы что-то вспомнила и говорит: «Ой, совсем забыла! Муж просил бутылку пива купить»… Чем не сюжет для небольшого рассказа…
За психологические книги взялась, потому что чувствовала необходимость систематизировать собственные мысли.
Сейчас стихи не пишутся, а я и рада — значит, у меня всё хорошо. Больше всего опасаюсь впасть в графоманию, когда начну писать, лишь бы писать. Пока, вроде, не заболела.
В жизни я не живу, а безвольно дожидаюсь какого-то финала.
А живу в своих текстах, там и есть та жизнь, которой в реальности нет и не будет уже никогда.
Там я езжу на тех автомобилях, на которых хочу ездить, пью то и столько, сколько желаю, уничтожаю всякого, кто мне не нравится и мне отдается всякая женщина, на которую падает мой взгляд.
Там — жизнь и в этом смысл писательства, который формулировал еще мой старший друг Валерий Суров:
— Надо или жить, или писать.
Но, уважаемая Ольга, НЕ ДАЙ Вам б-г дожить до такой жизни…
Все впереди. Полагаю, Вы находитесь в начале пути. Без стихов тоже никуда.
Как я писал много где:
Поэт, не пишущий прозы — легковесный мотылек.
Прозаик, не пишущий стихов- стилистический труп.
Как я писал в одном из стихотворений:
Но в мечтах я лукавить не буду,
Этот мир очевиден без призм.
До сих пор я надеюсь на чудо:
Жду вселенский лихой катаклизм.
Может, схлопнутся ядра урана,
Вдруг на Землю Луна упадет,
Или добрый порыв урагана
Смелет в прах человеческий род…
И кроме того, что такое примитив?
Примитив — это рыбачить и смотреть футбол.
А мечтать проехать всю Европу на «Файрбёрде» — это не примитив.
И к тому же жизнь складывается из простых вещей.
Только в плохом романе герои спорят от дуализме и детерминизме в сравнении с этикой Аристотеля.
Реальные люди обсуждают, какой порноресурс лучше: чешский или немецкий — и почему.
Я хаусдорфов и иного образа бытия не мыслю.
Кое с кем общаюсь из той горстки людей, которые все-таки близки.
Иногда попадаются хорошие фильмы.
Например, «Черное зеркало».
Случайно нашла в интернете такое понятие: Эффект Даннинга-Крюгера. Копирую из википедии:
метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей[2].
Ссылочка на всякий случай: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0_%E2%80%94_%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0
Писать начал со стихов, как многие. Всегда был неудовлетворен тем, что выходило из под пера, потому что сравнивал свои вирши и читал других, особенно классиков. Хотелось достичь той высоты, когда не стыдно прочитать другим вслух, опубликовать. Мастерство с годами росло, но чувство неудовлетворенности оставалось. Не так остро, но все же… Уже опубликованное перечитывал и тут же находил слабые места. Снова работа. И так бесконечно. Мы знаем это и на примере великих. Это нормально. Хуже, когда некоторые авторы удовлетворяются достигнутым, обижаются на замечания, как правило, справедливые. Говорят: «так свыше пришло. И ни строчки, ни запятой не отдам». Некоторые уверены, что исправлять — удел редакторов. Но где они теперь? Надо уважать других и прежде всего себя — повышать свою грамотность, ведь это инструмент, с помощью которого мы выражаем себя. Никто не возьмет в руки дрель или молоток, если не может ими пользоваться.
Я прошел неплохую школу, сотрудничая на сайтах, в СМИ, писал статьи, обзоры, критические заметки. Рассказы, повести. Писал для детей. Мне все было интересно и это главный двигатель в творчестве. Без интереса ничего не получится. А мастерство придет. Другое дело — насколько талантлив автор… Но главное, чтобы писательство приносило радость. Радость самому при создании и радость от того, что это кому-то нужно, нравится.
Я пишу несколько сумбурно, что приходит в голову. Конечно, это всегда интересовало и тех, кто пишет, и тех, кто читает. Об этом написано много специалистами, критиками и сами пишущие постоянно задаются этими вопросами. Кто-то почерпнет для себя полезное зерно и то уже хорошо. Желаю всем авторам достичь той цели, которой они себе ставят! Быть неординарными, востребованными, читаемыми и почитаемыми! Спасибо автору темы! Лишний раз задуматься о том, чем занимаешься и как — полезно и актуально.
А я порой инвертирую: пишу как раз наоборот, что события имели место, герои созданы из прототипов.
Или даже посвящаю произведение вымышленному человеку, чтобы усилить иллюзию реальности.
Например, роман «Теща», рассказывающий о жизни мужчины, который 34 года счастливо сожительствовал с матерью жены и тем держался, имеет посвящение женщине, которой никогда не существовало в природе.
Пытаюсь понять… возможно, так оно и есть, хотя у меня родных нет, равно как и у моих героев тоже.
Вот такие размышления у меня возникли по этому вопросу: «о чём писать»…
Я это вижу также. Это идеал. Это то, что можно назвать качественной литературой. Литературой, которая несет пользу, формируя личность человека в позитивном ключе, а не просто дает возможность с интересом коротать время.
Понравилось состояние естествоиспытателя- поиск своего пути, а так же те смыслы и знания, которые без поэзии не получить.
Иду на ощупь, поскольку опытного наставника не имею, возможностей своих не знаю. Ищу свои симпатию и антипатию, экспериментирую. Понял, что японская поэзия- не моё: совершенно чуждый для меня культурный мир.
Удачи всем на их творческом пути.
Колея- это протоптанная дорога и здесь можно скатиться в эпигонство.
У меня иная задача- найти свои дебри и их окультурить.))
И пожалуй соглашусь в этом вопросе с Виктором Улиным- творчеством надо заниматься для себя. Т.е. не искать своего читателя, а читатель должен найти в авторе писателя.
С уважением.
— И ты тоже прав, Менухим!
Бог любит троицу.)
А изба без четырех углов не строится.
А у Аарона было по 5 пальцев на каждой руке.
А могендавид имеет 6 лучей.
…
А колен Израилевых было 12.
…
А Иосифа оплакивали 70 дней.
В общем, нет предела совершенству.
Но речь о анекдоте, где троица с одним.
И вот о чём я всё время думаю:
1. Мне повезло, что могу писать на востребованные темы, то бишь, мои книжки могут стать реальной статьёй дохода.
2. Я трусиха и амёба, значит, никаких денег не увижу, потому что у советских собственная гордость.
И что делать? Думаю, надо избавляться от комплексов.
Интересная мысль, Татьяна. В Германии, например, в некоторых землях надо сдавать экзамен на право завести собаку. Это при условии, если у Тебя раньше не было собаки. Те, у кого есть двухгодичный опыт содержания животного, экзамен сдавать не должны. Опять же — при условии, что проблем с этой собакой не было. Отошла от темы. Извиняюсь.
Собачников я бы всех перестрелял, до одного.
О чем не устаю писать в своих книгах.
Самая свежая цитата из романа, на данный момент доводимого до публикабельности:
************
Человеческая память имеет особую организацию, построенную по стохастическим законам.
Что-то очень нужное, просто-таки необходимое она может удержать с великим трудом ненадолго и потерять в любой момент. А нечто случайное фиксируется надолго, если не навек.
Недалеко от дома, где мы сейчас живем, проходит красивый бульвар. На его клумбах все лето до глубокой осени пестреют сменяющие друг друга цветы, особенно красивые под рассаженными через равные промежутки кустообразными рябинами. Эти рябины тоже радовали глаз, сначала играя своими узкими листьями, потом привлекая наливающимися гроздьями, затем напоминая, что жизнь все-таки продолжается в ягодах, и под снегом краснеющих на голых оранжевых ветвях.
Но однажды проходя мимо самой высокой рябины, я совершенно некстати увидел что на земле под ней лежит большая куча собачьих экскрементов. Собаки – не бродячие, боящиеся собственной тени, а откормленные и наглые домашние – загадили весь наш город, мне уже давно хочется передушить их владельцев.
В тот день я просто ускорил шаги, стараясь пройти быстрее. Но память поместила увиденное в ячейку типа ROM. Прошло уже пять, если не семь лет, много раз выпадал и таял снег, почва очистилась без следа. Но всякий раз, видя эту рябину, я представляю какого-то мерзкого бультерьера, присевшего между кустиками свежих бархатцев в то время как его хозяйка – отвратительная баба в чересчур обтягивающих джинсах и красной куртке — разговаривает по смартфону с подобной гадиной, чей дог испражняется на другой клумбе.
И в последнее время я даже стараюсь обходить этот бульвар стороной.
Но в кругу друзей имеет смысл повториться.
Я пишу только реализм, жесткий реализм.
Ни фантастики, ни фэнтэзи, ни философии, ни детектива — только реальность.
Причем очень жестко, без оглядки на общественную мораль, традиции, устои общества и прочую дребедень.
В основе ВСЕХ без исключения произведений крупных форм лежат собственные опыты.
Они могут быть полностью перенесенными в книгу, подвергнувшись минимальному охудожествлению и замене имен тех реальных людей, которых я по каким-то причинам не хочу идентифицировать — «Камрад»
Может быть оформлена литературная мистификация из телескопических сюжетов, в которых внутренний автобиографичен.
Внешний может варьироваться.
Так, в «Пчеле-плотнике» аутогенный главный герой совершает то, на что сам я не решился.
А в повести «Тот самый снег» мистификация имеет более высокий уровень: внешний сюжет написан от первого лица женского рода, повествование ведет центральная героиня внутреннего сюжета, как бы читая мемуар о себе самой.
Некоторые произведения основаны на полностью реальных событиях, но дополнены минимумом вымысла — «НАИРИ».
Некоторые используют журналистские опыты разных лет, сведенные в единую жизнь вымышленного персонажа, который тоже аутогенен.
Есть, конечно, произведения полностью вымышленные, но и там используются личные опыты.
Например, все героини (и главная и центральные) романа «Приемщица» — лесбиянки. Но тем не менее в нем многое основано на знаниях, полученных мною в свое время от подруг «розовой» ориентации.
Я сказал о произведениях крупных форм, вещи меньше листа я обычно не беру в расчет.
Но однако даже среди рассказов есть произведения, написанные с тем же подходом, как и романы.
Например, сильнейший (на данный момент) рассказ «Синица в небе» по сути является «маленьким романом», просто действие там концентрировано. Его сюжет полностью синтезирован из опытов жизни — из событий, случавшихся со мной, моей женой, моими друзьями- и лишь композиция выстроена так, чтобы временной ряд событий был органичным и привел к экспрессивной развязке.
Если говорить о самом главном, что определяет, как и о чем я пишу, отмечу так.
Меня НЕ ВОЛНУЕТ то, что говорят о моих произведениях читатели, издатели, критики, ценители, профессионалы и непрофессионалы, знакомые и даже друзья.
Кому не нравится — может не читать, а я пишу так, как хочу сам.
Давно хотел задать Вам вопросы, который тянутся из прошлой темы.
1. Что такое «шестой уровень», который позволяет Вам свои моральные принципы?
2. Вас не пугает, что игры с окнами Овертона могут закончиться дефенестрацией?
Спасибо.
1. 6й уровень то и означает: как я строю мораль, так и живу. Хорошо то, что меня удовлетворяет, плохо то, что я не приемлю.
2. Если честно… даже не пытаюсь узнать, что это за окна. У меня хватает времени на написание своего, чтобы читать чужое. Все нужное я прочитал еше до ЛИ.
Мне, конечно, говорил мой приятель Григорий (после жизни в Израиле- Гершэль), что у меня есть немного еврейского счастья, но честно признаюсь- я не в теме.)
По Вашим предпочтениям могу судить, что являетесь носителем такого философского направления, как пробабилизм.
Что касается «окон Овертона», то в них игрались писатели и поэты Серебряного века (правда не знали, что с ними)). И доигрались… до революции.) А там уж… что и как с кем.
Жму руку.
А какой я носитель… философов я вообще не сильно уважаю.
Свою позицию определяю как хаусдорфовость.
Пробабилизм в своей этике опирался на такую позицию, что закон надо трактовать в свою пользу, а мораль использовать под нужды момента. Говорят, что это учение очень использовали иезуиты в Польше, сдержав таким образом распространение протестантизма.
Хаусдорфовость- это новое слово в литературе или перенос математических принципов на словесное творчество?
Такими словами я приветствовал своего старшего друга и коллегу по кафедре математического анализа БГУ, доцента Израиля Айзиковича Соломеща — прежде, чем обрушить на него ругань за то, что он все еще не уехал в Израиль, а прозябает в Уфе.
Великий еврей Феликс Хаусдорф, основатель топологии (науки о локальных свойствах объектов, не меняющихся при определенных преобразованиях: с топологической точки зрения бублик, пивная кружка, пудовая гиря и голая женщина, упершая одну руку в бок суть одно и то же) ввел понятие пространств, где каждые 2 точки можно отделить друг от друга непересекающимися окрестностями (условно говоря, кругами с центром в них самих).
Хаусдорфовость — высшая степень индивидуализма, до нее не дошел даже мой бог — Ремарк.
Впрочем. из всех профессий, которые он перебрал (как и я) все-таки математиком он не был.
Я так думаю, что в Израиле скрипачей и математиков- перебор. Что Вам такое сделал Израиль Айзикович, что Вы хотите определить его в разнорабочие?)
Как-то одна художница мне рассказала, что иудаизм подарил миру круг. Мои представления это высказывание как-то покоробило- Храм-то был прямоугольный. А теперь с Вашей хаусдорфовостью до меня дошло (как до того жирафа)). Круг- это не так, чтобы круг, а сокровенный периметр.
Думаю, она бы ему чем-то помогла.
ИА был уже в пенсионном возрасте, ему бы там дали пенсию, а в Израиле в любом случае на пенсию жить лучше, потому что не надо зимней одежды, зимней еды и пр.
Кроме того, там нужны преподаватели, толковые.
Лет 15 назад уехал мой друг Артур, полутатарин (но мама еврейка!). В математике почти нуль, к языку не способен: сам хвастался, что читает лекции в колледже на иврите иногда переходит на английский, на уровне «моя — твоя», а если студенты говорят: Артур Вильевич, непонятно объясняете… — он на них орет, что они сами ослы, шлимазлы и лыгнеры, они замолкают.
При том прекрасно живет, звонил мне много раз в уфу из Иерусалима по сотовому при том. что у меня нет денег лишнее слово тут сказать.
По вопросу автора статьи о тематике произведений, мне пока нечего сказать, так как по большей части мои темы продиктованы жизненными ситуациями. Собственный стиль не выработан, конкретные жанры не выбраны. Я можно сказать только в начале своего творческого пути.
Это проверено неоднократно.
Вот что существенное МНЕ, прошедшему через многие круги не райской жизни, может сказать женщина, всю жизнь просидевшая на своей даче (или в своей гостиной) и высасывающая из пальца серию о гениальных сыщиках?
Ясное дело, что ничего.
Ту же Агату Кристи (прочитанную мною лет в 10 или 12 от роду полностью, причем на английском языке и без адаптации) я в грош не ставлю.
Потому что писала она полную х***ню, не имеющую никаких реальных деталей, от ее мисс Марпл меня тошнит, а о Пуаро я засыпаю.
Героев старой дуры оживил лишь сценарист Энтони Горовиц (фактически всю ее дребедень переписав заново) и вложив свою душу в Дэвида Суше, Хью Фрейзера, Филипа Джексона, Полин Моран (которой в оригинале никогда и не было) и прочих актеров.
Кто-то даже Толкиена читает.
А он — дешевое фуфло.
Но.
1. Вчера мне нравилось одно, сегодня нравится другое, не знаю, что будет нравиться завтра. За моими предпочтениями не угнаться.
2. Авторитетов для меня не существует, я уважаю только того, кого уважаю (на данный момент).
Если бы мне очень хорошо заплатили, то я бы, конечно, даже об Агате Кристи хорошо сказал.
Но в разговоре просто так мнения не скрываю.
Агата Кристи- ничтожная пишущая домохозяйка (как 99% современных детективщиц). Случайно добившаяся успеха.
И восторгаться ею могут тоже только домохозяйки.
Например, моя мама: до самой смерти любила перечитывать всю эту чушь про мисс Марпл. Она, конечно, была доцентом математиком, но имела менталитет домохозяйки, всю жизнь жила в одной квартире, работала на одной кафедре и пр.
Детектив детективу, конечно, рознь тоже.
Сименона порой можно было читать, хотя его Мегрэ — плебей и мне имманентно чужд.
Чейза в оригинале не читал, но кое-что у него неплохо.
Честертона и Конан Дойля читал, тоже в детстве и тоже в оригинале.
Оп патера Брауна можно уснуть и не проснуться.
А вот Шерлок Холмс хорош.
Им увлекались многие дельные люди. Вот эта чудесная книга, например (https://www.labirint.ru/sherlock/ ) имеет обширные комментарии, написанные моим другом прежних лет Темой Владимировым, сыном героя моей мемуарной книги.
Артур с Агатой бы рядом не стал, приключения ШХ полны реальной жизни.
(И не имеют ничего общего с тем шоу двух придурков, какое у нас принималось с восторгом по ТВ — «ПШХиДВ»)
Из русскоязычных относительно приемлема, конечно, Маринина — если из ее книг вырезать бабскую философию на мелкой воде и слегка очеловечить героев, наделить хоть какими-то пороками.
ОЧЕНЬ приемлема Анна (Жановна!) Малышева, у нее жизнь… но, на мой взгляд, слишком много крови.
Все прочие детективщики: и наши и не наши, и покойные и ныне здравствующие — гроша ломаного не стоят.
В Англии ХХ века был всего один умный человек — лорд Галифакс, который в 1940 пытался через Муссолини замириться с Гитлером, поскольку Британию войны в Европе касаются постольку, поскольку кому-то просто хочется воевать от нечего делать.
В целом- «Общество Туле» в действии.
Я не принимаю общество и государство, в котором приходится доживать, я презираю мораль и законы — и потому пишу то, что хочу, без оглядки на традиции.
Это не какой-нибудь ***й Кандинский или ***плет Пикассо.
Прекрасны и его послеипрские рисунки, когда он уже работал в монохроме, лишившись цветного зрения после газовой атаки.
Да и Шпеер создавал свою неповторимую архитектуру под непосредственным контролем Гитлера.
Как художник (живописей и график), фотограф и дизайнер обложек скажу, что мир НИКОГДА не знал такой высоты дизайна всех направлений — от мундиров до почтовых марок, не говоря уж об автомобилях и самолетах — как в Ш Рейхе.
Отвергнув Гитлера, профессора Венской академии изящных искусств лишили мир ХУДОЖНИКА
А кровавым фюрером мог стать кто угодно: Кальтенбруннер, Дирлевангер, Глобочник, Зейсс-Инкварт, Ленин, Сталин…
О том я намекал в «Незабудках».
Точка бифуркации тем.
Одним из лучших опытов, был мой роман «Ошибка», где я расправился с реальным человеком, своим бывшим одноклассником, изменив лишь одну букву в его фамилии как героя.
(Ну, уничтожил и еще одного, походя, под реальным именем, поскольку тот моими стараниями уже отбывал срок в ИТК)
Не только получил большое удовлетворение, но после выхода книги в АСТ отправилась на тот свет вся его семья, так сложилось…
Да, Элли, я НЕ ЛЮБЛЮ людей в целом, как абстрактную совокупность, того не скрываю, равно как не скрывают и мои герои.
И кого я обижаю походя? Никого не обижаю. Просто высказываю свое мнение на все явления природы, общества и человеческого сознания.
Как говаривал один мой еврейский друг,
— Таки заплатите мне миллион, тогда я сделаю вид, что слушаю Ваши нравоучения!
Вчера на сайте со мной случилась забавная история, я, нажав, по-видимому, не туда, попал в конец июльской дискуссии и не без удовольствия в ней поучаствовал. Сегодня, хвала небесам и спасибо Елене Асатуровой, я попал на он-лайновское общение…
Как все-таки по разному мы, друзья мои, воспринимаем творческое начало в себе или, если кому -то угодно наоборот, себя в творчестве.
Никогда не претендовал на литературную значимость своих текстов. При том, что человек я вполне зрелый, цену себе и содеянному знаю.
Просто, всё то, что я всю жизнь ( уже полвека почти!) пытался выразить в стихах, и что много реже, чем мне бы хотелось, получалось, — всё это гораздо больше нужно мне самому, чем кому- либо из моих близких, друзей, людей прочитавших мои опусы. В этом смысле, я не литератор, не писатель, не поэт.
То есть, значительные отрезки своей жизни я смог прожить, не написав ни строчки. На бумаге. Внутри, в душе они всегда роились с самого детства, чаще в виде мелодий. И многие свои строчки я вначале" услышал". До сих пор некоторые мои работы, те, что по моему мнению удались, имеют музыкальную подоснову. Слова долго были вторичны. В юности была студенческая литературная студия в Киеве. Какие- то первые публикации состоялись. Но острая потребность обращаться высоким штилем к миру и ко граду во мне закончилась ещё в ранней молодости. А музыка всегда оставалась внутри. Притом, я вовсе не музыкант, не закончил толком средней музыкальной школы, увлекшись спортом. Потом, спустя много лет, мне захотелось опять из этой" внутренней музыки" выпустить на волю слова. Что- то из этого получилось, что-то нет. Но благодарен судьбе за то, что это желание во мне живо и поныне. «Насочинял» на сборник, не так давно издал, думаю об ещё одной книге. Приятно её держать в руках, свою книгу, в меру льстят нежданные лауреатства — спору нет.
Но главное удовлетворение, когда ты свою внутреннюю мелодию сумел выразить словами
Всё другое — вторично.
Как-то так
А в стихах, как и в музыке в первооснове эмоции авторские.
не спорю. Но иногда ведь и сам не знаешь, что явилось толчком…
У меня есть текст, который мне приснился однажды. НЕт, не весь, но основные строки.
Откуда что берётся?!
Это было просто выплеском эмоций. Потом добавилось несколько лирических зарисовок, и пара неоконченных романов(…
А поделиться захотел потому захотел © Портос
Мне показалось, что мои мысли могут быть кому-то интересны, кроме меня…
Профессионала от непрофессионала отличает соотношение законченного и незаконченного.
Причем я говорю о крупных формах, зарисовки — чешуя; даже из 1000 кошек не сложить 1 льва
Я всего лишь любитель: на хлеб я зарабатываю не литературой, а литературу просто люблю…
Что касается прозы, то тут всё не так однозначно. Раньше я писала статьи по правовой тематике, в том числе и целый раздел в толстой книге по книгоиздательской деятельности в РФ. Есть цикл статей в модном стиле нон-фикшн об адаптации в иммиграции, вот подумываю на их основе и собственном опыте написать книжку в стиле «Записки эмигрантки, или надо жить у моря...»
А вот в рассказах я пытаюсь показать какую-то сторону жизни, которая в данный момент кажется важной или когда ощущаю нехватку каких-то эмоций. Так, «Хризантемы» появились тогда, когда я начала помогать жертвам домашнего насилия. «Поезд в август» — ностальгия по молодости и первой любви. Написав для родственников и потомков художественно-документальный рассказ «Добрый пастырь» о своём прадеде, я поняла, что мне интересно совмещать художественный вымысел с конкретными историческими фактами и даже преданиями, легендами. Наверное, именно поэтому в моей первой большой книге — «Жене хранителя маяка» — несколько жанров (все мои самые любимые — детектив, мистика, триллер -предвижу ужас в глазах В.Улина) переплелись с историей, религией и легендами. Реакция издательства и читателей показала, что подобные тексты — как раз коммерческий вариант, так как книга весьма неплохо продается.
И тут я задумалась: а почему бы не использовать свои профессиональные навыки и знания в литературе? Перечитав тонны детективов, заметила, что многие (а фактически — большинство) грешат жуткими ошибками и вольностями там, где речь идёт о расследованиях. Меня лично это всегда коробит. Единственная, кто пишет об этом грамотно — А.Маринина. Поэтому следующей моей книгой стал, естественно, детектив — с одной стороны, классический, с обычным следователем в главной роли, с другой стороны — мне снова захотелось покопаться в прошлом, поэтому сюжет завязан на реальных исторических событиях, дополненных моей фантазией. Посмотрим, что получится. Но это попытка написать именно коммерческий вариант для широкой читательской аудитории.
Простите, текст получился большой, но хотелось поделиться своими соображениями и планами.
Он обоснован тем, что любое отклонение о реализма — в детектив ли, в фантастику, в мудристику — есть testimonium paupertatis.
Свидетельство о неумении (или нежелании) автора выразить мысль человеческими средствами, не впадая в гарипотерство или… толкиенизм.
Что касается стороны жизни… Тут сложно.
Та же «Барбара», рожденная всего лишь фотографией, которая прислала мне однажды Варвара Можаровская, и имеющая чуть больше листа объема, имеет минимум 2 разных слоя.
Классовая ненависть, неприятие плебейства аристократом крови и духа.
Отношения между человеком и животными.
Масса вопросов, ни одного ответа.
Но рецензенты над этим рассказом друг другу пейсы рвали.
«Так, «Хризантемы» появились тогда, когда я начала помогать жертвам домашнего насилия.» А вот это прям моя тема. Я, начиная с января, иду на трехмесячную практику в приют для женщин и их детей, пострадавших от домашнего насилия. Это та сфера социальной работы, которая меня наиболее интересует. Буду тестировать себя. Как пойдёт. Психическая нагрузка там большая. Я по натуре человек впечатлительный. Но очень надеюсь, что справлюсь!
Я узнала, какой крутой Виктор Улин и как его от всех тошнит. А между этими откровениями понять, что у каждого свои мотивы в литературе. Но мне в этом случае вспоминается Александр Сергеевич:
Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Лучше и не сказать.
Что до выбора темы, то здесь обратный порядок
Объективное вторгается во внутренний мир и будит в авторе субъективное восприятие некой детали реальности. Запах цветка, блеск стекла в окне, порыв ветра в лицо. Что-то в вас отразилось, потянуло за собой ряд образов настоянных на эмоциональном коньяке и… Вуаля!!!