Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский

Годы жизни:
12 мая 1933 — 01 июня 2010
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Поэт

Андрей Вознесенский родился в Москве в 1933 году. Свои первые стихи он написал в 10 лет. Спустя четыре года юный поэт отправил свои произведения на рецензию Борису Пастернаку. Через некоторое время Пастернак позвонил Вознесенскому и предложил встретиться — так началась их многолетняя дружба. Пастернак не признавал институт ученичества: считал это лишней тратой энергии поэта. Однако Андрей Вознесенский стал его единственным учеником. Они часто встречались, беседовали о жизни, судьбе, поэзии.

После школы Андрей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт. Поэт вспоминал:«Это Пастернак. Он запретил мне идти в Литературный институт, потому что он говорил: «Вас ничему там не научат, только испортят», и я пошел в Архитектурный».

В 1960 году практически одновременно вышли два сборника стихов Андрея Вознесенского, один во Владимире, второй — в Москве. Владимирский сборник «Мозаика» сразу попал в немилость. 

Последовали «проработки», слежки, скандалы в Союзе писателей. В это время Вознесенский старался не появляться в Москве, не выступал в Лужниках и Политехническом музее. Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.

В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская — писательница, критик, драматург, «Оза» из поэм Вознесенского. В 1964 году они поженились. В доме Вознесенского и Богуславской часто проводились поэтические вечера, дружеские встречи. Гостили Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова. Здесь бывали и друзья семьи, живущие за границей, — драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стенли Кьюниц, брат американского президента Эдвард Кеннеди с семьей.

В конце 1964 года Юрий Любимов пригласил Андрея Вознесенского выступить со своими стихами в Театре на Таганке. Любимов вспоминал: «Нас познакомил Пастернак. Я спросил у Бориса Леонидовича, мол, к кому из молодых поэтов мне следует присмотреться и прочитать внимательно. Он сказал — к Андрюше Вознесенскому». Изначально Любимов планировал организовать вечер «Поэт и театр». Репетиции шли два месяца. В постановке участвовали Владимир Высоцкий, Александр Васильев, Борис Хмельницкий. Постепенно проект перерос в полноценный спектакль на стихи Вознесенского «Антимиры». Его премьера состоялась 2 февраля 1965 года. Спектакль оставался в репертуаре Театра на Таганке последующие 15 лет, был показан почти 800 раз и всегда собирал аншлаги.

Постановка Ю. Любимова
Художник Э. Стенберг
Музыка Б. Хмельницкого , А. Васильева , В. Высоцкого

В спектакли участвовали все артисты театра.

Файл:Афиша спектакля Антимиры Театра на Таганке, 1971 год.png

1967-1970 гг.:

1967-1970 гг.:

Еще один известный театральный проект в творческой биографии Андрея Вознесенского — либретто к рок-опере «Юнона и Авось». Ее премьера прошла в Московском театре им. Ленинского комсомола 9 июля 1981 года. Тогда западная пресса оценила рок-оперу как антисоветский спектакль. Из-за такой характеристики театральную труппу не выпустили с «Юноной и Авось» на гастроли за рубеж, однако стараниями Вознесенского этот запрет позже был снят.

«Вознесенский сыграл громадную роль в становлении нашего театра, около 30 лет назад придумав произведение, признанное визитной карточкой труппы. Спектакль «Юнона и Авось» обрел широкую известность не только в России, но и за рубежом. И это произошло во многом благодаря дружбе Вознесенского с великим модельером Пьером Карденом, авторитет которого способствовал показу постановки в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира»Марк Захаров

Всего Андрей Вознесенский опубликовал около 20 сборников прозы и стихов, в 1983 году выпустил трехтомное собрание сочинений. Эстрадные песни на его стихи стали известными в последней четверти XX века: «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате». Также в творчестве Андрея Вознесенского появился жанр видеом — визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом Вознесенского проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Андрей Вознесенский до конца жизни продолжал писать стихи и видеомы. Поэта не стало в 2010 году. В первую годовщину его смерти Зоя Богуславская и ее сын Леонид Богуславский основали Благотворительный фонд имени поэта Андрея Вознесенского и учредили премию «Парабола» для «художников любого вида искусства». В 2018 году в Москве на Большой Ордынке открылся Культурный центр Андрея Вознесенского с интерактивными мультимедийными экспозициями, посвящёнными произведениям поэта.

+14
231
RSS
22:38
+2
Спасибо, Анатолий! Я начинал интересоваться поэзией с маленькой пластинки Андрея в 62-м году, потом были и все его сборники, и личные встречи, и разочарования. И прощание на сцене ЦДЛ. Как во многих больших любовях… Я меня об этом есть небольшое, сравнительно, эссе «Кепка Пастернака и шарфик Вознесенского», не сочтите за пиар (?!), оно выходило и в книгах, и в СМИ, поэтому мне неудобно его выставлять на наш сайт. На моей странице на Прозе оно есть proza.ru/2010/08/31/949
Спасибоогромное, Иосиф. Вот моя 1 встреча с Вознесенским:


Спектакль
Анатолий Федотов
(Рифмованная проза.)

Театр на «Таганке»

Идет спектакль «Антимиры»

Стихи Андрея Вознесенского.

Попасть невозможно, как жалко.Увы.

Начало в 22. 00, спектакль 40 минут, только, идет.

И не поверите, чудо, неописуемо это

У меня два билета,

Стоят 30 копеек всего,1 ряд

Как был я счастлив и рад.

К девушке, которой, не мог подойти,

Звоню :«Ты пойдешь?»В ответ:«Бегу, жди!»

Спектакль начинается, актеры читают стихи.

Высоцкий, Хмельницкий, Филатов, Васильев, Фарада,

Золотухин, Смехов Демидова, Славина, Шацкая,.

Едины все стали, актеры и мы

Браво шептали, кричать не могли.

Они не играли, а в роли вжились.

Ведра наполнены, когда мыли полы,

Брызги летели, все мокрые мы.

Понял, тогда, почему дешево так

Стоил билет партера на первый ряд.

Девушка в платье белого цвета,

Мокрая вся и полна восхищения!

Жалко так мало длится спектакль

Сорок минут пролетели как пять…

Хмельницкий в конце выходит на бис,

И с улыбкой тихонечко в зал говорит:

«Зрители для вас сюрприз,

Случайно Вознесенский нас посетил.»

Выходит на сцену, врубили весь свет,

Актеры на пол присели

И слушаем вместе как читает поэт.

Он нам читал еще два часа,
16:29
+1
Спасибо, Анатолий, за свидетельство времени.

Жаль виртуально, Иосиф.
Очень интересно! Спасибо, Анатолий!!!
Спасибо, заглянули, Надежда.
Иосиф Давидович, с интересом прочла Ваше эссе! Объемное и в то же время очень личное свидетельство времени.
"- Не давит? Повернись к свету…" — само начало захватило внимание jokingly . Ну, потому что живая история получилась: не про «памятники великим», а про личностное восприятие всего, даже самих памятников!..
Также близкими показались ощущения от нынешнего, искореженного Переделкино, где цитадели и замки нелепо соседствуют с благородными в своей изящной простоте писательскими дачами… (((. Зримой иллюстрацией многочисленных современных элит вместо «оазиса культуры», обещанного в рекламных проспектах.
19:02
+1
Спасибо, Елена! Наверное, в этом и есть метод — писать только личное, от себя, себя не жалея в сравнении с тем миром, который видит твое Я. Поэтому начисто не пишу «в художественном воображении», в крайнем случае, тасую детали и имена, но не выдумываю. Претит. Слишком привык отвечать за слова за 42 года журналистики. Ну и писания в стол, туда ведь своеволие не будешь прятать, только то, что надо сохранить…
22:48
+2
Анатолий, спасибо Вам за этот познавательный материал! «Юнона и Авось» — это целая эпоха в жизни театра! И до сих пор эта рок-опера притягивает к себе любителей музыки и слова. Я сама смотрела дважды, была под определенным впечатлением.
Отдельно благодарю за ссылку на культурный центр имени Вознесенского: пока что я в нем еще не побывала: собиралась-собиралась, слишком долго, как оно водится, а тут и карантин наступил blush . Но буду исправляться!

Кстати, там много онлайн-мероприятий проводится. Кому интересно, поделюсь ссылкой: www.voznesenskycenter.ru/events/lektsiya/.
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, Елена и какие стихи и музыка.
Композитор Алексей Рыбников в 1978 году показал Марку Захарову свои импровизации по православным песнопениям. Музыка понравилась, и режиссер предложил Андрею Вознесенскому создать спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Поэт представил свой вариант — поэму «Авось», написанную под впечатлением от «Консепсьон де Аргуэльо» Брета Гарта. «Давайте я почитаю», — сказал Захаров и на следующий же день согласился.
Рок-опера на советской сцене — настоящее испытание. «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» 1976 года того же Марка Захарова комиссия отклоняла 11 раз. Наученный горьким опытом, Захаров с Вознесенским, как вспоминал потом поэт, поехали в Елоховский собор и поставили свечки у иконы Казанской Божией Матери, о которой идет речь в опере. «Юнону и Авось» приняли с первого раза.

16:52
Если честно, ЗиСХМ я честно пытался посмотреть (про «музыкальные» произведения подобного рода «послушать» невозможно говорить...) в Ленинграде году в 79-м, уже не помню где.
Надо было отклонить и 12-й…
Анатолий, сегодня все эти испытания рок-оперы советской сценой кажутся далекими!.. Но музыка осталась. И слова. А значит, в очередной раз произошло то чудо, которое на языке слов звучит банальной формулой — «искусство пережило эпоху»:). Сегодня этот спектакль не только визитная карточка «Ленкома», но еще и большое количество других театральных, авторских прочтений… Даже в театре Сац когда-то делали балет по мотивам «Юноны...»!..
В мае 2011 года монетный двор Польши по заказу правительства острова Ниуэ выпустил серебряную монету достоинством в 1 новозеландский доллар, посвящённую рок-опере и спектаклю театра «Ленком». На оборотной стороне монеты изображены Николай Караченцов и Елена Шанина в ролях Резанова и Кончиты, а также размещена надпись «Юнона и Авось» на русском языке[
Ещё до театральной постановки было принято решение выпустить пластинку с этими песнями. В 1980 году, за год до спектакля, запись была осуществлена. И об этой записи тогда же был снят небольшой документальный фильм, который мы можем посмотреть!

Партию Резанова исполняет певец, композитор и актёр Геннадий Трофимов.
А за Кончиту поёт совсем юная Аня Рыбникова, дочь композитора!
19:33
+1
Даже так!.. ))) Ничего себе.
Блестящий спектакль.
19:39
+1
Красота!.. angel

Алексей Рыбников ‎– «Юнона» И «Авось»
Лейбл:
Мелодия ‎– С60-18627—30
Формат:
2 × Vinyl, LP, Gatefold
Страна:
USSR
Дата релиза:
1983
Жанр:
Stage & Screen
Стиль:
Musical
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «ТИШИНЫ»
Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины…
Чтобы тень от сосны,
щекоча нас, перемещалась,
холодящая, словно шалость,
вдоль спины, до мизинца ступни.

Тишины…

Звуки будто отключены.
Чем назвать твои брови с отливом?
Понимание —
молчаливо.

Тишины.

Звук запаздывает за светом.
Слишком часто мы рты разеваем.
Настоящее — неназываемо.
Надо жить ощущением, цветом.

Кожа тоже ведь человек,
с впечатленьями, голосами.
Для неё музыкально касанье,
как для слуха — поёт соловей.

Как живётся вам там, болтуны,
чай, опять кулуарный, аральских?
Горлопаны, не наорались?

Тишины…

Мы в другое погружены.
В ход природ неисповедимый.
И по едкому запаху дыма
мы поймём, что идут чабаны.

Значит, вечер. Вскипает приварок.
Они курят, как тени тихи.

И из псов, как из зажигалок,
Светят тихие языки.

1963
Марофон
17:37
+1
Да, Анатолий, пересечение тем произошло, некоторым образом!.. jokingly
Стих, заставляющий прислушаться к себе… Как ты сам звучишь? Не фальшиво ли?.. Умеешь ли расслышать тишину, прикоснуться к огню, уловить запахи дыма и тумана?..
И какие цвета))
Статья словно относит меня в далёкие школьные годы, когда для нашего поколения всё только начиналось…
Анатолий, и у меня такое же ощущение появилось.
Да, Анатолий, стихи от руки Вознесенского, пленки Окуджавы и Высоцкого…



Андрей Вознесенский
***
Уберите Ленина с денег
***
Я не знаю, как это сделать,
Но, товарищи из ЦК,
уберите Ленина с денег,
так цена его высока!
Понимаю, что деньги – мера
человеческого труда.
Но, товарищи, сколько мерзкого
прилипает к ним иногда…
Я видал, как подлец
мусолил по Владимиру Ильичу.
Пальцы ползали малосольные
по лицу его, по лицу!
В гастрономовской бакалейной
он хрипел, от водки пунцов:
«Дорогуша, подай за Ленина
два поллитра и огурцов».
Ленин – самое чистое деянье,
он не должен быть замутнён.
Уберите Ленина с денег,
он – для сердца и для знамён.
07:57
-3
Вознесенский всегда казался мне распиаренным непонятно кем и за что.
Когда я сам писал стихи и не мог их никуда пристроить, но открывал какую-нибудь «Юность» и видел там его спиралевидный бред, то понимал, что он со своими ослостишочками занимает МОЁ место в русскоязычной поэзии.

Ненависть в Вознесенскому — московской пустышке, на которую кое-кто молится до сих пор — сохранилась и поныне.
14:42
+2
Дорогой Виктор, пару замечаний. 1. Непонятно за что — так и говори, а распиаренный — это воспаленное воображение, у тех, кто в те же годы пиарил «свою партию», было такое же мнение, но в памяти от «их партии» ничего не осталось. По крайней мере, сравнимого по масштабу влияния с ААВ. 2. Тот, кто ненавидит более удачливых, никогда не добьется своего. Чего-то и добьется, но не того, чего хотел.
15:40
Ну не люблю я его, Иосиф…
Ну рожа его мне не нравится.
И этот изящно повязанный шейный платок достал.
Хотя Евтушенкоу я не люблю еще сильнее.
Впрочем, я вообще никого не люблю…
15:47
+2
Дорогой, об этом мой старый очерк, в том числе — и о платке, который прикрывал его нездоровое горло. А «Юность» к тому времени, когда ты ее читал, получил тираж благодаря, в том числе, Евтушенко и Вознесенскому. Недоволен — читай «Наш современник».
Виктор, Вознесенский гений.
И в те годы уже затрагивал такие темы:
Стриптиз

В ревю танцовщица раздевается, дуря…
Реву?..
Или режут мне глаза прожектора?

Шарф срывает, шаль срывает, мишуру.
Как сдирают с апельсина кожуру.

А в глазах тоска такая, как у птиц.
Этот танец называется «стриптиз».

Страшен танец. В баре лысины и свист,
Как пиявки, глазки пьяниц налились.

Этот рыжий, как обляпанный желтком,
Пневматическим исходит молотком!

Тот, как клоп — апоплексичен и страшон.
Апокалипсисом воет саксофон!

Проклинаю твой, Вселенная, масштаб!
Марсианское сиянье на мостах,
Проклинаю, обожая и дивясь.
Проливная пляшет женщина под джаз!..

«Вы Америка?» — спрошу, как идиот.
Она сядет, сигаретку разомнет.

«Мальчик,— скажет,— ах, какой у вас акцент!
Закажите мне мартини и абсент».

16:57
Тему затронул.
Но написал чистый советский кич.
Как и положено было писать про гнилой Запад и их нравы во времена, когда нашим актрисам замазывали соски белилами под купальник.
Стишок — спецзаказ, между строчек поблескивают очёчки Суслова.

Этому стихотворению не хватает лишь финальной фразы из великого советского анекдота про мужика, который мечтал посмотреть стриптиз в Париже:

Прав был наш парторг: отвратительное это зрелище!
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «БЬЮТ ЖЕНЩИНУ»
Бьют женщину. Блестит белок.
В машине темень и жара.
И бьются ноги в потолок,
как белые прожектора!

Бьют женщину. Так бьют рабынь.
Она в заплаканной красе
срывает ручку, как рубильник,
выбрасываясь на шоссе!

И взвизгивали тормоза.
К ней подбегали, тормоша.
И волочили и лупили
лицом по лугу и крапиве…

Подонок, как он бил подробно,
стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг!
Вонзался в дышащие рёбра
ботинок узкий, как утюг.

О, упоенье оккупанта,
изыски деревенщины…
У поворота на Купавну
бьют женщину.

Бьют женщину. Веками бьют,
бьют юность, бьёт торжественно
набата свадебного гуд,
бьют женщину.

А от жаровен сквозь уют
горящие затрещины?
Не любят — бьют, и любят — бьют,
бьют женщину.

Но чист её высокий свет,
отважный и божественный.
Религий — нет, знамений — нет.
Есть
Женщина!..

… Она как озеро лежала,
стояли очи как вода,
и не ему принадлежала,
как просека или звезда,

И звёзды по небу стучали,
как дождь о чёрное стекло,
и, скатываясь,
остужали
её горячее чело.
Оппонентам
Так поэзия и движется.
Вам шипится, а мне — пишется.

АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
14:41
+2
Да, так и есть… Стихи — нечаянная радость в мире дефицита гармонии:). Спасибо, что вспомнили эти строки, Ольга! inlove
Комментарий удален
Спасибо, Ольга.
12:56
+3
Анатолий, спасибо, что вспомнили об Андрее Вознесенском. Да, его стихи часто печатали в«Юности». А я вспомнила эпизод «Москва слезам не верит», какая толпа собралась вокруг поэта в один из вечеров, послушать его чтение своих стихов.Талантливые люди всегда щедры, ведь не со сцены, за деньги, а просто так — люди, подходите, слушайте!
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «А МОЖЕТ, МИЛЫЙ ДРУГ, МЫ ВПРЯМЬ СЕНТИМЕНТАЛЬНЫ?..»
(из поэмы «Оза»)

А может, милый друг, мы впрямь
сентиментальны?
И душу удалят, как вредные миндалины?
Ужели и хорей, серебряный флейтист,
погибнет, как форель погибла у плотин?

Ужели и любовь не модна, как камин?
Аминь?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,
мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?
И радостно и робко в нас души расцветают…
17:25
+1
Спасибо большое, Анатолий!
Хочется поделиться стихотворением, которое произвело на меня в детстве огромное впечатление в детстве.
Васильки Шагала.

Лик ваш серебряный, как алебарда.
Жесты легки.
В вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.

Милый, вот что вы действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски
выдавленным
голубым!

Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!

Это росло у Бориса и Глеба,
в хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба — чуточку неба.
Небом единым жив человек.

Их витражей голубые зазубрины —
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.

В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.

Как занесло васильковое семя
на Елисейские, на поля?
Как заплетали венок Вы на темя
Гранд Опера, Гранд Опера!

В век ширпотреба нет его, неба.
Доля художников хуже калек.
Давать им сребреники нелепо —
небом единым жив человек.

Ваши холсты из фашистского бреда
от изуверов свершали побег.
Свернуто в трубку запретное небо,
но только небом жив человек.

Не протрубили трубы господни
над катастрофою мировой —
в трубочку свернутые полотна
воют архангельскою трубой!

Кто целовал твое поле, Россия,
пока не выступят васильки?
Твои сорняки всемирно красивы,
хоть экспортируй их, сорняки.

С поезда выйдешь — как окликают!
По полю дрожь.
Поле пришпорено васильками,
как ни уходишь — все не уйдешь…

Выйдешь ли вечером — будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
все васильки, все васильки…

Не Иегова, не Иисусе,
ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.
В 1973 году, после многолетнего перерыва, Марк Шагал прилетел в Москву. Встреча в гостиничном номере, простые васильки в банке — с этого начинается стихотворение, в котором переплетается жизнь художника, его творчество, история…

А. Вознесенский. «Гала-ретроспектива Шагала»
С возвращением под родное небо, Марк Шагал, гений века, голубой патриарх мировой живописи!
Наконец мы дождались его настоящего воскрешения.
Наконец его шедевры смотрят в выставочных залах Музея имени А.С. Пушкина люди его земли, для кого он творил. Собственно, Шагал никогда с родной землей и не расставался. В Париже, Нью-Йорке, Сен-Поль де Ванс она неотвязно цвела на его магических холстах. Эйфелева башня у него стоит на курьих ножках, подобно видениям его родной земли.
Париж он называл своим вторым Витебском.
Помню первое его краткое возвращение в 1973 году в Москву. Тогда он прибыл по приглашению Министерства культуры. Номер его в отеле был завален корзинами цветов и торжественными дарами. Но гениальный голубоглазый мастер, с белоснежной гривой, как морозные узоры на окне, разрыдался над простым букетиком васильков — это был цвет его витебского детства, нищий и колдовской цветок, чей отсвет он расплескал по витражам всего мира от Токио до Метрополитен.
Тогда я написал ему стихи.
      ВАСИЛЬКИ ШАГАЛА
Спасибо, Анатолий! Вспоминается, как Андрей Вознесенский сыграл самого себя в фильме «Москва слезам не верит» )
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «АНТИМИРЫ»
Живёт у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят
Антимиры!

И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик,
и щупает Лоллобриджид.

Но грезятся Антибукашкину
виденья цвета промокашки.

Да здравствуют Антимиры!
Фантасты — посреди муры.
Без глупых не было бы умных,
оазисов — без Каракумов.

Нет женщин — есть антимужчины,
в лесах ревут антимашины.
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.

Люблю я критиков моих.
На шее одного из них,
благоуханна и гола,
сияет антиголова!..

… Я сплю с окошками открытыми,
а где-то свищет звездопад,
и небоскрёбы сталактитами
на брюхе глобуса висят.

И подо мной
вниз головой,
вонзившись вилкой в шар земной,
беспечный, милый мотылёк,
живёшь ты,
мой антимирок!

Зачем среди ночной поры
встречаются антимиры?

Зачем они вдвоём сидят
и в телевизоры глядят?

Им не понять и пары фраз.
Их первый раз — последний раз!

Сидят, забывши про бонтон,
ведь будут мучиться потом!
И уши красные горят,
как будто бабочки сидят…

… Знакомый лектор мне вчера
сказал: «Антимиры? Мура!»

Я сплю, ворочаюсь спросонок,
наверно, прав научный хмырь.
Мой кот, как радиоприёмник,
зелёным глазом ловит мир.
Андрей Вознесенский сыграл самого себя в фильме «Москва слезам не верит» в 1979 году. В любимом киноромане миллионов поэт прочитал свои стихи у памятника Маяковскому.
17:07
+1
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «БЬЁТ ЖЕНЩИНА»
В чьём ресторане, в чьей стране —
не вспомнишь,
но в полночь
есть шесть мужчин, есть стол, есть Новый год,
и женщина разгневанная — бьёт!

Быть может, ей не подошла компания,
где взгляды липнут, словно листья банные?
За что — неважно. Значит, им положено —
пошла по рожам, как бельё полощут.

Бей, женщина! Бей, милая! Бей, мстящая!
Вмажь майонезом лысому в подтяжках.
Бей, женщина!
Массируй им мордасы!
За все твои грядущие матрасы,

за то, что ты во всём передовая,
что на земле давно матриархат —
отбить,
обуть,
быть умной,
хохотать —
такая мука — непередаваемо!

Влепи в него салат из солонины.
Мужчины, рыцари,
куда ж девались вы?!
Так хочется к кому-то прислониться —
увы…

Бей, реваншистка! Жизнь — как белый
танец.
Не он, а ты его, отбивши, тянешь.
Пол-литра купишь.
Как он скучен, хрыч!
Намучишься, пока расшевелишь.

Ну можно ли в жилет пулять мороженым?!
А можно ли
в капронах
ждать в морозы?
Самой восьмого покупать мимозы —
можно?!

Виновные, валитесь на колени,
колонны,
люди,
лунные аллеи,
вы без неё давно бы околели!
Смотрите,
из-под грязного стола —
она, шатаясь, к зеркалу пошла.

«Ах, зеркало, прохладное стекло,
шепчу в тебя бессвязными словами,
сама к себе губами
прислоняюсь
и по тебе
сползаю
тяжело,
и думаю: трусишки, нету сил —
меня бы кто хотя бы отлупил!..»
17:09
+2
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «МИЛЛИОН РОЗ»
Жил-был художник один,
домик имел и холсты.
Но он актрису любил,
ту, что любила цветы.

Он тогда продал свой дом —
продал картины и кров —
и на все деньги купил
целое море цветов.

Миллион, миллион, миллион алых роз
из окна видишь ты.
Кто влюблён, кто влюблён, кто влюблён — и всерьёз! —
свою жизнь для тебя превратит в цветы.

Утром ты встанешь у окна —
может, сошла ты с ума?
Как продолжение сна,
площадь цветами полна.

Похолодеет душа —
что за богач там чудит?
А за окном без гроша
бедный художник стоит.

Встреча была коротка.
В ночь её поезд увёз.
Но в её жизни была
песня безумная роз.

Прожил художник один.
Много он бед перенёс.
Но в его жизни была
целая площадь из роз…

1982
17:20
Если честно, ничего особенного в этих стихах не вижу.

Во-первых, сами по себе розы — это уже кич.
Если женщина любит только розы — это такое же testimonium paupertatis, как когда мужчина из всех машин вершиной видит «мерседес».
Во-вторых, сюжет настолько избит и затаскан, что такое воспринималось бы только в 60-х годах.

Стихотворение стало известным (и популярным) лишь потому, что его удачно спела старая зёбра Пугачева, и в песне эти слова уже потеряли всякий смысл.
«Кубик» же сложился.
И тем не менее это «затасканное» — до сих пор популярнейший мировой хит, который любят и поют далеко за пределами России.
21:07
Зомбирование ритмом и мелодией.
Само стихотворение — ничто.

Это не "Just say I love you".

Да и кто поет? толпа на площади. она все, что угодно споет.
Виктор, да вы ему завидуете?!
09:17
Да что мне ему завидовать…
Пусть он завидует мне, что мой перевод «Песни Хорста Весселя» в википедии приведен в числе трех лучших и наиболее аутентичных.
Большая советская энциклопедия

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (род. 1933), русский поэт. В лирике — стремление «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложнённость ритмической системы, звуковые эффекты. Сб-ки «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978), «Аксиома самоиска» (1990). Поэмы «Мастера» (1959), «Лонжюмо» (1963), «Оза» (1964), «Авось» (1972; рок-опера «Юнона и Авось», пост. 1981), «Ров» (1986). Мемуарная проза, публицистика; кн. «Прорабы духа» (1984).

Википедии — свободной энциклопедии

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933[, Москва[ —1 июня 2010, Переделкино, Московская область— советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из известнейших поэтов середины XX века, т. н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник.
17:13
+2
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «СТИХИ НЕ ПИШУТСЯ — СЛУЧАЮТСЯ...»
Стихи не пишутся — случаются,
как чувства или же закат.
Душа — слепая соучастница.
Не написал — случилось так.

1973
17:45
+2
Андрея Вознесенский

Кто мы — фишки или великие?

Кто мы — фишки или великие?
Гениальность в крови планеты.
Нету «физиков», нету «лириков» —
Лилипуты или поэты!

Независимо от работы
Нам, как оспа, привился век.
Ошарашивающее — «Кто ты?»
Нас заносит, как велотрек.

Кто ты? Кто ты? А вдруг — не то?
Как Венеру шерстит пальто!
Кукарекать стремятся скворки,
Архитекторы — в стихотворцы!

Ну, а ты?..
Уж который месяц —
В звезды метишь, дороги месишь…
Школу кончила, косы сбросила,
Побыла продавщицей — бросила.

И опять и опять, как в салочки,
Меж столешниковых афиш,
Несмышленыш,
олешка,
самочка,
Запыхавшаяся, стоишь!..

Кто ты? Кто?!— Ты глядишь с тоскою
В книги, в окна — но где ты там?—
Припадаешь, как к телескопам,
К неподвижным мужским зрачкам…

Я брожу с тобой, Верка, Вега…
Я и сам посреди лавин,
Вроде снежного человека,
Абсолютно неуловим.

Год создания: 1959 г.
18:20
+1
Насчет пути из «архитекторов — в стихотворцы!» вспомнился Андрей Макаревич:).
lifedrive.livejournal.com/171700.html
Я АРХИТЕКТОР)))
18:53
+1
Анатолий, Вы продолжаете меня удивлять многогранностью своих дарований!.. smile
В марафоне об этом есть стихи.
Да, Анатолий, точно! Но я как-то не связала это с вашей личной жизненной историей… Подумала, что это Ваш, несколько приукрашенный фантазией лирический герой blush . Буду знать! )))
Да и для спектакля«Хроники» в театре" На Таганке", осуществил идею Любимова, выполнил наружный балкон. вот)))
19:59
+1
А интересная у Вас жизнь, Анатолий! ))) Чем дальше, тем больше в этом убеждаюсь.
19:46
+3
5. Андрей Вознесенский оставил после себя не только стихи, но и архитектурные работы. Ведь по профессии поэт был архитектором и закончил Архитектурный институт. Одну из таких работ мы можем видеть на Тишинской площади. Это монумент «Дружба навеки». Скульптура выполнена Зурабом Церетели, но архитектурные расчеты для нее сделал Андрей Вознесенский.

Монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе, установлен на Тишинской площади. Архитектор — Андрей Вознесенский, скульптор — Зураб Церетели Фото: Анатолий Морковкин/Фотохроника ТАСС
Монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе, установлен на Тишинской площади. Архитектор — Андрей Вознесенский, скульптор — Зураб Церетели Фото: Анатолий Морковкин/Фотохроника ТАСС
Также разработал поэт уникальное здание «Поэтарха» для выставки в Париже. Уникальное здание без колонн должно было парить в воздухе. Однако на завершение идеи не хватило денег. А еще одна придумка Вознесенского – огромные пасхальные яйца. В этом году они стали украшением Москвы, но мало кто помнит, что автором идеи был поэт. Еще в девяностых годах первое яйцо на подставке по идее Вознесенского было поставлено на улице Неждановой.
20:10
+3
В молодости Вознесенский шутил: «Знаете, чего больше всего на свете хотел бы Евтушенко? Чтобы Вознесенский стал архитектором».
Немножко злой «анекдот», но зерно правды в нем, скорее всего, есть! )))
Евтушенко когда-то занимался дурацкой игрой: ему стоило выпить стакан, как он начинал выпрыгивать из машины, хватать первых попавшихся людей на улице и спрашивать: «Кто лучший поэт России? Но когда говорили: «Вознесенский» — это был самый страшный удар, удар ниже пояса. Тут он просто сгибался и отползал. Незадолго до своего отъезда я как-то был у Евтушенко в Переделкине, мы с ним о чем-то поговорили, и я пошел к себе домой. И по дороге обнаружил, что забыл шапку. И пошел обратно за шапкой и встретил в аллее Вознесенского. Тот спрашивает: «Ты куда?» Я объяснил, что шапку забыл у Евтушенко. Вознесенский говорит: «Я пойду с тобой и воспользуюсь этим для того, чтобы с ним помириться, а то вот проходит десятилетие за десятилетием (смеется), а мы все с ним враги, а тут хороший предлог — ты идешь за шапкой, я по дороге с тобой встретился, мы так небрежно зайдем и просто будем говорить, потом ты уйдешь, а мы останемся вдвоем и выясним все и решим». Я говорю: «Прекрасно, давай так и сделаем».
Фрагмент сборника Василия Аксенова «Лекции по русской литературе», посвященный отношениям поэтов Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского.
Вот уж поистине — дурацкой! Пиши и радуйся! Зачем сравнивать себя с кем-то? Правильно я говорю, Анатолий? wink
Спасибо Вам за статью и за возможность заглянуть за кулисы. Мне в этом смысле очень понравился фильм «Таинственная страсть». Он обо всех этих людях. Правда, что в нём вымысел, что правда, знают только они сами…
Спасибо, зашли Маргарита, хороший сериал Влада Фурмана.
20:10
+2
Про Вознесенского говорили, что он скрытный человек. Но никто даже не представлял, насколько. Только после смерти поэта выяснилось, что у него есть дочь и внук.
Андрей Вознесенский — Я двоюродная жена: Стих

Я — двоюродная жена.
У тебя — жена родная!
Я сейчас тебе нужна.
Я тебя не осуждаю.
У тебя и сын и сад.
Ты, обняв меня за шею,
поглядишь на циферблат —
даже пикнуть не посмею.

Поезжай ради Христа,
где вы снятые в обнимку.
Двоюродная сестра,
застели ему простынку!

Я от жалости забьюсь.
Я куплю билет на поезд.
В фотографию вопьюсь.
И запрячу бритву в пояс.
20:12
+1
Однажды журналист Урмас Отт спросил Вознесенкого: «Не слишком ли много вы делаете? Не обижайтесь, но мне кажется, вы распыляетесь». Вознесенский ответил, что был бы счастлив заниматься только поэзией. Странно, но его слова были услышаны. После того как врачи поставили поэту тяжелый диагноз, а потом он потерял голос, Вознесенский не мог делать ничего, кроме как писать стихи.
00:42
+1
Андрей Вознесенский — Сага (Я тебя никогда не забуду)
————————————————————————
(1977)

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

НА КРАЮ… У РАЗНЫХ БЕРЕОВ…
———————————————
Lusia 2012


Акварель. Автор Lusia
Я рисую… Иль мне это снится?
Акварелью ложится образ…
Улетают две белые птицы
К облакам… На небесный остров.

__________________________________________________________.

***
Почему до сих пор я храню твои письма?! А порой достаю…и… И читаю опять.
И печаль на глазах, и слеза на ресницах… Дважды два есть четыре, знаю точно, не пять.
Но какая-то, мне неподвластная, сила, тянет руку к письму, заставляет читать…
Будто ждёт, чтобы я эту тайну раскрыла. Дважды два есть четыре… Может всё-таки пять?!
Слой, за слоем… снимается краска с картины… О писавшем её, можно много узнать…
***
Мы с тобою из разных Миров…
Я со временем где-то ошиблась.
Из каких Ты придуманных снов
Появился, скажи мне на милость!?

Это было когда-то… давно.
Это было… до нашей встречи.
Это было сюжетом… в кино.
Это было…
Знакомые речи.

Ты — в одном Мире. Я же — в другом…
И со временем вышла ошибка.
Ты — с метелью, с морозом, с дождём…
А в моём… светит солнце улыбкой.

А потом, а потом, а потом?
Мои реки покроются льдами…
Не пробиться к ним зимним лучом.
Что тогда?
Что тогда будет с нами?!
Мы с тобою из разных Миров…

***
Раскрытая тетрадь лежала на земле. Забытая… В траве аллеи парка.
Из утренней росы небесное колье вокруг неё, без адреса, без марки.
Кто мог её забыть? Иль, может, потерять? Останется и тайной, и загадкой.
Но ветер…Ветер был своей находке рад — страницу каждую читал украдкой.
А на одной… Остановился. Замер вдруг… И тишиной откликнулся, как эхом…
Читал признание, соединяя двух, в стихах, подаренных творцом-поэтом.
Забытая… Сплетение из грёз и мук. Из счастья… В уголках земного Рая.
И страхом потерять (Не разорвать где круг)… Как молния, врасплох, у бездны края.

***
Прикосновенье рук и взглядов — Почти невидимых, незримых…
И это было бы наградой — Ах, если б в жизни так могли мы!
Но лишь мечтам дана возможность
Летать везде, расправив крылья,
И опускаться к изголовью — Своих любимых, нежных, милых.
Сказать всё то, что так хотелось,
Переполняемой Любовью,
Мечтам всегда даётся смелость,
Хотя… И отзовётся болью.

***
Без тебя, но как будто с тобой,
Я прошла по аллеям всех парков,
Шелестя золотою листвой,
И к тебе прикасаясь украдкой.
Я твоё ощутила тепло — Без тебя, но как будто с тобою:
— Мы — одно! Мы — одно! Мы — Одно!
Тайну эту когда-то раскроем…
_________________________________
И в осеннем лесу колдовском,
Написала такие вот строки…
Их оставила вместе с дождём,
Где поэзии были истоки.

***
Один
Твой
Жест,
Один
Твой
Взгляд
Рождает
Нежность
В храме
Сердца
И вдохновеньем
Пишет
Скерцо
Любви
Симфоний
И сонат…
_____________________________
Один твой жест, один твой взгляд

***
Снежинки тают на ресницах чёрных… А я смотрю…Смотрю в твои глаза
Восторженной, доверчивой девчонкой. (И хмурю лоб под непослушной чёлкой)…
И катится…И катится слеза моей Любви: «Спасибо, Небеса!!!»
Я по глазам твоим ответ читаю…(Воробышки вспорхнули дружной стаей)
О, как красив сегодня Зимний сад! В снежинках белых… Сказочный наряд!

***
Не уходи!
Останься «на чуть-чуть»:
Ещё на десять…
Пять…
Четыре…
Три…
Минуты.
Но, как стремительно они бегут?!
Остановить их может
Только…Только Чудо!
Но чуда нет –
Минута подошла
И нужно говорить –
«Пока, пока».

— Пока… пока… пока…
— Пока!
И в этом суть!

И, всё же:
— Не уходи!!!
— Останься «на чуть-чуть»!


***
… И
Не вернуть
Былого красноречья.
Слова…
Слова утеряны
До немоты…
Как высыхают
В мелководье
Реки…
Когда на миг
(Всего на миг?!)
Уходишь ТЫ…

***
Не знаю, сколько зим осталось –
Того, что не дано узнать…
А рядом, пеленой, усталость,
Непрошенною гостьей, кладь…
___________________________
На полустанке, одиноко,
Стою, но мчатся поезда…
О! Сколько их проходит… Сколько!
Без остановок… В Никуда…
Не тормозят — не сбавят хода.
И лиц в вагонах не узнать.
Но я всё жду, что выйдет кто-то — Кого всю жизнь дано мне ждать.

***
Сердце натянуто, словно струна. Миг – и от боли оно разорвётся…
Это всё было и есть, но ОНА… В эти минуты во мне отзовётся.
Бросит спасательный круг, как всегда. Радостным смехом сквоз ь вечность прорвётся. Руку протянет, сжимая года… Сердце вздохнёт… и к жизни вернётся.

***
И дождь — это тоже мы.
Две капли с одной Судьбой — Сорвавшись с небесной тьмы,
Блеснём на щеке слезой…
Блеснём и тихонько вниз,
Холодный укрыв асфальт.
Мы — дождь…
И судьбы каприз
Играет печальный альт…

— А утром?!
Луч солнца вновь,
Мокрый асфальт, встречай:
Две капли с одной Судьбой
Поднимутся снова в Рай…
И там — на вершине Звёзд,
Слившись уже в одну,
Забудут про бремя слез
В райском своем саду.

***
Слов простых…
Откровенье твоё — Глубина,
Чистота,
Прохлада…
Горных рек,
Голубых озёр.
Я тебе бесконечно рада!
Знай, не часто…
Не часто дано
Душ родство ощущать так сильно.
Мы не вместе, порою, но…
Но под Небом лазурно-синим!

***
В шкатулках памяти
Живёт живоё.
Все тайны…
Откровения
Души.
Не исчезают
Даже миражи.
Где – ты…
Где – я…
В одной Судьбе нас двое.
Где строчка к строчке льнёт,
Где тает лёд…
Минуты счастья умножая вдвое.

***
Сбор заливаю кипятком. Живое в памяти не смято.
И пахнет летом в кружке мята, день наполняя ароматом… Глоток вдыхаю за глотком… Чабрец, Душица, Зверобой… Рассветы… дней неповторимость…
И нам отпущенная милость — весну почувствовать зимой.
И миг… Ещё один… С Тобой…

И миг ещё один с тобой
В стихи без боли окунуться.
Тебя вернуть,
К тебе вернуться…
О, Время!
Дай, на время, сбой!

***
Уснуть
Блаженно
На твоём
Плече.
И знать,
Что просыпаясь…
Рядом будешь.
Уводишь ты,
Легко,
Из прозы буден
И поднимаешь
Высоко,
К мечте.
Рука в руке.
Строка к строке.
Там… где…

_______________________
.
_______________________

_______________________
Cон
Под утро…
И… Явью небыль — Так отчётливо,
Так легко…
Удержать…
Дотянуться
Мне бы
Ещё раз
До тебя
Рукой…

.
Оооооочень!!! Сколько здесь чувства! Спасибо, Люсия!
Спасибо, lusia.
09:05
+1
Андрей Вознесенский — Романс: Стих

Запомни этот миг. И молодой шиповник.
И на Твоем плече прививку от него.
Я — вечный Твой поэт и вечный Твой любовник.
И — больше ничего.

Запомни этот мир, пока Ты можешь помнить,
а через тыщу лет и более того,
Ты вскрикнешь, и в Тебя царапнется шиповник…
И — больше ничего.
18:41
+1
Огромное спасибо Вам, Анатолий, за интересную «экскурсию по Вознесенскому». Давно не читала. Всё прочувствовалось знакомое забытое… Поэтический мир А.Вознесенского особенный, неповторимый. Этим интересен. Многие стихи как «оголённый нерв». Читать тяжело, а впечатление потрясающее.
Надежда!

Благо-дарю, Анатолий!!! Такого букета мне, увы, никто не дарил.
Жалко виртуальный.
10:54
Спасибо, интересно, поучительно!