Чистейший Свет Духовный

Чистейший Свет Духовный

«Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственно воспитание».

«Святые Земли Русской, молите Бога о нас»!

Это — продолжение

Часть Четвёртая «Чистейший Свет Духовный»

(В.Г.Бенедиктов)

Глава 13 «Свет родимой стороны — Отче Серафиме»!

Ночью безмолвные зрители

Звездочки смотрят с небес.

Тихо вокруг. От обители

Тянется Саровский лес.

Келия там одинокая,

В ней Серафим обитал.

Знала пустыня широкая

Как подвиг он совершал.

Там, при дороге под соснами,

Камень тяжелый лежал,

Старец ночами бессонными

Здесь на коленях стоял.

Лето и зиму холодную

Он, не смыкая очей,

Выстоял волей свободною

Тысячу дней и ночей.

Весь без участья ко внешнему

В сердце молитву слагал.

«Боже, будь милостив грешному», -

Старец усердно взывал.

Годы прошли, но чудесного

Старца с любовью мы чтим.

Помощь дает нам небесную

Батюшка наш Серафим

Это — довольно хорошо известная песня, с любовью сложенная народом о Преподобном Серафиме Саровском – и вариантов её несколько. (Именно этот вариант песни исполняла Жанна Бичевская). Думаю, что объяснять её незачем – каждая строка проникнута и любовью, и единением. Батюшка Серафим, как и Преподобный Сергийвеликий Заступник Земли Русской! Абсурдно, даже, наверное, кощунственно говорить о том, кого из них, да и целого Сонма Русских Святых мы больше любим. И в храмах часто находятся рядом икона Преподобного Сергия и икона Преподобного Серафима.

(Кстати, в одном из вариантов «тянется Саровский лес», а в другом – «дремлет Дивеевский лес»).

А слагались ли народные песни о Преподобном Сергии? Возможно, только времени с той поры прошло намного больше, да и 14 век ознаменован борьбой с татаро-монгольскими завоевателями – а потому многое просто могло не сохраниться.

Мы неоднократно обращались к образу Преподобного Сергия в классической литературе – обратимся к ней и, вспоминая Батюшку Серафима. (Кстати, это удивительно тёплое сочетание слов как раз из приведённой выше песни). Но начнём именно с песен народных, чтобы показать лишний раз, насколько необходимы Русские Святые. хотя, конечно, некоторые необходимы душе народа-необходимы, как воздух, иначе, мы задохнёмся в бездуховности и унынии.

Хотелось бы обратить внимание на факт, вроде бы известный, но о котором мы мало задумываемся. Только Христианство, особенно Православие просто изобилует сонмом Святых. Уже в 20-м веке русский мыслитель Э.С.Менделевич изрёк очень мудрые слова: «Самая личностная из всех религий — Христианство». Именно для христиан сияют из глубины веков примеры подвижнической жизни, указуя верный путь. Да и, наверное, не только для христиан. Достаточно вспомнить хотя бы приведённые ранее воспоминания М.И.Макарова о том, какие мысли посещали его, тогда ещё ребёнка, когда он слушал житие Святого Сергия, Святого Серафима. И хотелось ребёнку поступать так, чтобы тоже стать святым. И не захлестнул его водоворот событий, в который безбожники тянули Россию, как в омут. И народные песни говорят о том же.

И, конечно, немаловажно то, что авторов одного из вариантов песни, как очень давно выяснилось является Святой Исповедник Серафим Вырицкий, преставившийся уже в 20-веке – в годы так называемого «застоя».

Можно, наверное, тоже говорить о преемственности ученика и учителя – только по-другому, через века. Понятно же, чит не мог Святой Серафим Вырицкий видеть Батюшку Серафима и беседовать с ним – «беседа» происходила только через молитву.

Другим таким «учеником» был Новомученик Митрополит Серафим (Чичагов), много сделавший для официального прославления Святого Серафима Саровского и расстрелянный большевистскими палачами 11 декабря 1937г. на Бутовском полигоне в возрасте 81года. (А на расстрел везла его… скорая помощь. Господи, да что же случилось с людьми, с теми, кто давал клятву спасать людей, даже врагов?! Но это – отдельный разговор – и мы уже касались того в самом начале статьи).

Святой Серафим, тогда Митрополит, потомок славного рода русских офицеров Чичаговых принял смерть как истинный Воин Христов.

Митрополит Серафим, кроме того писал ещё и духовную музыку. Это он создал иконописный образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне.

И на одной из икон приходит (Может быть, не конкретно этот извод, но этот образ Великого Молитвенника, выстоявшего на камне «Тысячу дней и ночей»).

И неслучайно на одной из икон приходит Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов) вместе с Преподобным Серафимом Саровским к Царственным Страстотерпцам.

Создал ещё Священномученик Серафим (Чичагов) и знаменитый Образ Спасителя

в хитоне, как будто бы символ пророчества Грядущего Воскресенья в Вечную жизнь всех, кто за Веру Христову взойдёт на «Русскую Голгофу».

Воистину, не оскудеет святостью Земля Русская!

В том же 1937г. году безбожные палачи расстреляли другого Священномученика – Серафима (Звездинского).

И память о нём хранит в том числе одна из возрождающихся подмосковных святынь – Серафимо – Знаменский Скит.

Символично, что обитель была основана уже в трагическом 20-м веке – в 1912г. Настоятельницей обители стала Схиигумения Фамарь — грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова (1868-1936), сестра выдающегося реформатора театра Константина Марджанишвили. Она была высокообразованная женщина своего времени и красавица, одной из замечательнейших людей своего времени.

Мне кажется, что даже эти несколько строк – достойный ответ всем возгордившимся, в том числе, потерявшим стыд феминисткам.

А в 30-годы Матушка Фамарь, как её называют и ныне, и сёстры созданной ею обители разделили участь всех верующих. Но палачи ушли в бездну небытия, а имена святых и праведников никогда не стирались в памяти народной, но главное, что предстоят они перед Престолом Божиим.

Перед нами одно из клейм Иконы Новомучеников и Исповедников Российских – и изображено на нём разорение Саровской Обители. Однако, святотатство было повсюду – и это – один из бесчисленных примеров преемственности страдания за Христа, за Веру, преемственности мужества Воинов Христовых!

Не могу ещё не обратить внимание и вот на что: конечно, Преподобный Серафим Саровский – один из Великих Заступников за всю землю Русскую, но в нашей земной жизни имя его связано с Тамбовской губернией – и официально его «относят» к Тамбовским Святым. И потому для меня лично, думаю, и не только, тем более важно, что возрождающийся скит находится в Подмосковье – в Домодедовском районе.

А ещё в Первопрестольной есть храм Преподобного Серафима рядом со Свято-Даниловым Монастырём – вернее часть сей Святой Обители. Это — церковная лавка и Обители в монастырской стене, в нескольких метрах от входа, и маленькая церковь с Чудотворными Образами Преподобного и Матери Божией Умиление.

Ещё один из великого множества примеров глубинной связи Святых, разделённых в земной жизни не одним столетием. И гораздо ьольшим временем, чем с Преподобным Сергием.

И ещё не могу не вспомнить о Приделе Преподобного Серафима Саровского в Храме Святителя Тихона Задонского, о котором тоже будет сказано несколько слов, в том числе и потому, что в 1914г.490 лет со Дня Его Памяти.

Во время крестного хода в день Памяти Батюшки Серафима тем самым страшным летом 2010г. вдруг пошёл дождик. Именно в День Памяти Преподобного!

Смиренного автора статьи Господь сподобил не единожды посетить Обитель Преподобного Сергия и несколько храмов Сергиева посада, и Подворье Лавры в Москве, и Храм в Высоко – Петровском Монастыре, и знаменитый Храм в Рогожской слободе; но из обителей Преподобного Серафима – только Серафимо – Знаменский Скит. Этот островок святости, благочестия, как будто затерявшийся в лесах Подмосковья!

«Посреди равнин стоит

Русское селенье,

Здесь монахов умилит

Матерь «УМИЛЕНЬЕ»

Прекрасные слова эти, ставшие песней, написаны

безвременно ушедшим архидиаконом Романом и посвящены

Дивеевской Обители.

Только, думаю, что с полным правом можно отнести их к Серафимо – Знаменскому Скиту. И пусть «умилит» приходящих сюда не «Матерь „УМИЛЕНЬЕ» а «Матерь Знаменье», всё же Заступница Мира — Заступница Рода Христианского Одна – одна для всех! И бесчисленные иконы Ея – проявление великой Ея милости!

А знаменитая «Канавка», очевидно, — символ соединения дольнего с горним, путь к Царствию Небесному, который указала нам — грешным людям Сама Пресвятая Богородица.

В Дивеево станут приезжать и в годы безбожной власти. несмотря на все старания властей и милиции, которая всячески будет стараться не пускать, незаконно допрашивать, к кому и зачем приехали. А ещё …скидывать обувь молящихся в воду…. Но Святость, любовь к Богородице и память о Святых угодниках убить невозможно! А милиционеры теперь поддерживают порядок, когда множество народа идёт поклониться святыням. Дай Бог, чтобы ещё и воцерковились!

А теперь хотелось бы ещ1 раз обратиться к этой замечательной песне. Думаю, и другие её слова относятся ко всем святым местам, связанным с Преподобным Серафимом, да и, конечно, с именами всех Русских Святых:

«А кругом все Ангелы,

Иже херувимы

Свет родимой стороны,

Отче Серафиме».

(Именно эти слова и дали название главе).

И ещё:

«Бью поклоны сотни раз -

До изнеможенья,

Чтоб Господь отсрочил час

Нашего сожженья».

Святые Земли Русской! Испросите нам прощения у Создателя Нашего за все прегрешения наши – вольные и невольные!!!

А две сеи обители — Серафимо-Дивеевская и Серафимо-Знаменская– тоже один из примеров великой духовной преемственности!

А теперь, завершая разговор об этой скромной Подмосковной Обители, вернёмся к Образу Священномученика – Серафима (Звездинского). Жизни его – тоже пример преемственность Святых Учителя и Ученика – двух Святых с именем Серафим!

Конечно, не могут миряне вмешиваться в дела Церкви, просто выскажу ощущение верующей души – было бы прекрасно соединить в одном иконописном образе всех святых с именем Серафим, что означает «огненный» воплощает, неостывающую в сердце любовь к Богу, как сказал князь Е.Н.Трубецкой, «молитвенное горение к небесам»!

Глава 14 «Неразрывная, живая связь дольнего с горним миром»

«Корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных» Ф.М.Достоевский

Со ступеней БОЖЬЕГО ПРЕСТОЛА

Смотрит вниз, на Землю, Богоматерь.
Под ногами серп горит алмазный,
А пред Нею — кольчатая бездна
Девяти Небесных Иерархия:
Ангелы, Архангелы, Архаи,
Власти и Начала, и Господства,
Троны, Херувимы, Серафимы...
Дышит бездна,
Разжимаясь и сжимаясь,
Поглощая свет и отдавая.
И дыханье бездны:
“Аллилуйя!
Аллилуйя!
Слава ТЕБЕ, БОЖЕ!»
И вокруг ГОСПОДНЕГО Подножья
В самом Сердце Вечности и Славы
Чище всех и ближе всех к Престолу -
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви.

И в плаще клубящихся сияний,
Звездных бурь и ураганов Солнц,
В пламенах гудящих шестикрылий,
Весь пронизан зреньем, и очами
Весь покрыт извне и изнутри,
Предстоит пред Девою Пречистой
Серафим.
И Серафиму Дева
Молвит:
«Мой любимиче! Погасни
В человеках. Воплотись. Сожги
Плоть Земли сжигающей Любовью!
Быть рожденным, значит быть извечно
Названным по имени Творцом.
Я — Мария, Матерь и Матерья,
Память мира, Целокупность твари,
Я — Сокровищница всех имен,
Из Меня возник и вновь в Меня вернется
Земный мир, пылающий страданьем,
Я — Мария, Роза всех молитв.
Мой любимиче! Молю тебя — умри
Жизнью человеческой, а Я пребуду
Каждый час с тобою в преисподней».
И взметнув палящей вьюгой крыльев,
И сверля кометным вихрем небо,
Серафим низринулся на землю…

Так написал поэт Серебряного века М.А.Волошин в своей поэмеСвятой Серафим — поэма в течение долгих лет безбожной власти пребывала в забвении, а известной стала только благодаря потомкам русских эмигрантов.

Конечно, она неканонична – даже некоторые люди, работающие в храме, опасались, что кто-то примет всё происходящее буквально. Думаю, опасения во многом напрасны. Поэт – человек глубоко верующий, истинный христианин, отказавшийся покинуть мятежную Россию, сказавший, что когда мать больна, дети должны оставаться с ней. А кроме того, во время Гражданской войны он укрывал в своём доме тех, кому грозил расстрел, естественно, сам при этом будучи на волосок от смерти. Конечно, он с трепетом, с благоговением относился к Образу Преподобного Серафима — а в одном из стихотворений, обращаясь к образу России и русского человека написал

«Мы заражённые совестью – в каждом

Стеньке – Святой Серафим…»

Поэт символически показал именно ту мысль, которая заложена в названии главы и в приведённом эпиграфе, ещё раз показав, что всё сначала свершается на небесах! «То, что свершилось в Вечности, свершилось и во времени. То, что свершилось на небе, свершилось и на земле», — написал Святитель Николай Сербский в своём знаменитом и прекрасном «Молении на озере». Эту мысль отразил и истинно русский православный поэт, всегда ощущавший свою неразрывную, корневую связь с Родиной.

А ещё в поэме звучит мысль, к которой мы обращались, говоря о Преподобном Сергии – мысль о благочестивой семье, изначально избранной для рождения и воспитания избранного Творцом.

Богородица Сама для Серафима

Избрала чету

И час рожденья:

Сидора с Агафьей Мошниных,

В граде Курске,

В месяце июле,

Девятнадцатого дня,
За шесть лет до смерти
Государыни Елисаветы,
Дочери Петра Великого.

Знаем мы и то, как был спасён будущий Святой – тогда ещё отрок Прохор от неминуемой гибели. И благочестивые родители понимают предназначение, данное Творцом — и покоряются Воле Божией.

Сын рожденный наречен был Прохор.

Дремной жизнью жил младенец Прохор.
Дивные виденья озаряли
Детский сон. В душе звучали хоры
Ангельских далеких песнопений.
Жития подвижников пленяли
Детский дух преодоленьем плоти…

Лет семи с верхушки колокольни

Оступился он. Но чьи-то крылья

Взвились рядом. Чьи-то руки

Поддержали в воздухе, и невредимым

На землю поставили.

Мать шептала про себя:

— «Что убо будет

Отроча сие?» — И, прозревая

Дивные предназначенья, сына

К жизненным делам не понуждала.

Прохор же читал святые книги,

В церкви служб не пропускал, и в храме

Чувствовал себя, как в доме отчем…

А после говорится о том, что Сама Пречистая избирает место подвижничества Святого Серафима:

Богородица сама избрала место
На Руси меж Сатисом и Сарой
Для подвижничества Серафима.

Погиб гор порос от века бором,
Дремный лес пропах смолой и зверем,
Жили по рекам бобры и выдры,
Лось, медведи, рыси да куницы.
Место то незнаемо от человека.

Сотни лет безлюдья и пустыни,
Сотни лет молитвы и молчанья.

То, что в жизни, в духовном становлении Прославленных Святых – особенно Преподобных Сергия и Серафима много общего, очевидно и для людей не самых воцерковлённых. И, думаю, именно в том и есть глубочайший смысл!

И вот мы приближаемся к финалу поэмы:

Раз зимой во время снежной вьюги

Заплутал в лесных тропах крестьянин.

Стал молиться жарко Серафиму.

А навстречу старичок — согбенный,

Седенький, в лаптях, в руке топорик.

Под уздцы коня загреб и вывел

Сквозь метель к Дивеевским заборам.

«Кто ты, дедушка?» — спросил крестьянин.

— «Тутошний я… тутошний...» И сгинул.

А зайдя к вечерне помолиться,

Он узнал в часовне на иконе

Давешнего старичка и понял,

Кто его из снежной вьюги вывел…

— «Тутошний я… тутошний...» Из вьюги,

Из лесов, из родников, из ветра

Шепчет старческий любовный голос.

Серафим и мертвый не покинул

Этих мест, проплавленных молитвой,

И, великое имея дерзновенье

Перед Господом, заступником остался

За святую Русь, за грешную Россию».

А значит, — за всех нас!

Остаётся ещё вспомнить, как Преподобный был избит разбойниками, решившими, что у Старца есть какие-то богатства – и простил их Святой Старец.

Однако, Старец Серафим, Встречавший всех приходящих словами: «Радость моя! Христос Воскресе!», будущего декабриста прогнал с гневом и беседовать с ним не стал. А потом объяснил одному из своих духовных чад – Николаю Александровичу Мотовилову, что станут декабристы мутить народ и толкать его в омут. Надо ли что-то ещё объяснять?!

А ещё, что однажды у Н.А.Мотовилова зимним вечером стали сами собою зажигаться свечи у лампад, когда закончилось масло, по молитве Преподобного Серафима.

Не раз упоминаемый И.С.Шмелёв описал реальный случай, когда на его рентгеновском снимке… появилось изображение Святого Серафима – и писатель, уже готовящийся к смерти, выздоровел и прожил более десяти лет. А одной из старейших сотрудниц музея в Коктебеле в молодости Святой Серафим пришёл во время тяжёлой болезни и исцелил её. Она готовилась к операции на горло – но изумлённые врачи констатировали, что операция не нужна!

И ещё раз хочется вспомнить об общении Святых с животными, — приходил медведь к Преподобному Сергию, приходил и к Преподобному Серафиму. И сбывалось, как говорили герои упоминаемого уже произведения Н.С.Лескова «Лев Старца Герасима», Пророчество Исайи.

А потому, приближаясь к финалу, хотелось бы обратиться к рассказу ещё одного писателя-эмигранта И.С.Лукаша

Рассказ называется «Медведь Святого Серафима»

«В лесу вечерний туман. Лес замер таинственно, точно слушает. В траве идут двое. Идет старый монашек, согбенный днями. Белеет его холщовый подрясник и скуфья. В тонком сумраке сквозит морщинистое, с голубыми глазами, лицо. Светит на нем неземная нетронутость, небесная тишина. Такая целомудренная нетронутость бывает на лицах старых русских мужиков. Все лесные звуки, свет и молчание как бы запечатлены на лице старого монашка.

А с ним медведь.

Рука монаха на загривке медведя. Над жесткой шерстью вьется холодный дым.

Медведь выступает бесшумно и мягко, его узкие лапы в росе. Темно бурая шерсть на груди, сбитая клочьями, потемнела от мокрой травы. Зверь дышит сильно, в тумане огромная влажная голова.

Там, где потрепанный, набравший воды лапоток монаха хрустнет валежником, пройдет легко, не коснувшись, когтистая лапа медведя. Свежестью, кислым холодом веет палый лист. Листва сотрясается, облетает, точно тихо рушится стена красноватой меди.

В чаще есть серый камень. Над ним прилажены две липовые доски, чтобы ночной ветер не задул свечи. Монашек станет на колени, на камень, затеплит обительскую свечу, и слышен его простой, озябший голос:

– Давай, брат, помолимся за всех и за вся…

Голос пройдет от листа к листу, облетающему в сумраке.

Волк навострит уши, станет на задние ноги, а ноги дрожат, серые, сильные, с перебитыми жилистыми сгибами, где посинела кожа от охотничьей дроби.

Птица встрепенется, откроет глаз, полузатянутый пленкой.

Березки, желтые, прозрачные, и в темноте светятся легким золотом. Каждый листок дрожит, дрожат и осины, уже почерневшие от заморозков, терпкие, и орешины. По дубам, высоко, пройдет шум.

Зайчишка, вылетевший в поваленные, недокошенные овсы, перевернется, закинет уши, зажмурится. Тоже услышал:

– Давай, брат, помолимся…

И ворон, прыгающий на одной ноге по колючему жнивью, захлопает в черные крылья.

Далеко у реки скрипят обозы – в Москву ли, в Питер. Кони и возчики в изморози. Кое кто снимает сочащую кровью, медвежью голову, и от руки стало светло и тепло:

– Полно тебе горе мыкать. Пойдем, брат…

И они пошли, медведь и монах, оба прозрачные…Те же холодные утра на русской земле, как при Серафиме. Та же алая заря, и леса, и лужа, затянутая тонким льдом на проселках, острая прохлада от листопада, так же свежо светлеют от снега лица людей, и тот же след на мокрой земле – цепкие значки от пробежавшей голодной лисицы.

Все то же русское небо, все та же русская земля, и облако так же идет покойной длинной тенью над зелеными хлебами, и просторный шум ветра тот же.

Когда же люди, белка, стукнувшая еловой шишкой и обронившая пушистый снег, травы и дубы, овсы, полегшие в поле, и звери, на своей неведомой звериной речи, листва, и бегучие воды, и холодная русская заря – все знают, что идет по русской земле прозрачный монах, с ним прозрачный медведь.

Кто знает, может быть, эта тугая медвежья голова и есть Россия. А на ней покоится святая рука Серафима.

Еще будет так, что и люди увидят, как на заре, из леса, идет белый монашек, в росе, в легком дыме, а с ним медведище, дышащий туманом.

Так будет, когда настанут иные русские времена, когда придет Серафимова Россия».

В рассказе, кто только не пытался завладеть медведем – и были все они лживыми и жестокими, пытавшимися поработить, искать свою выгоду. И только от руки Святого Серафима стало вдруг «светло и тепло», только он сказал: «Полно тебе горе мыкать. Пойдем, брат…». И тоскует душа — и стремится к «Серафимовой России»!

Глава15 «Дай нам, Господь, духовного прозрения»!

Если Преподобный Сергий для нас связан с Древней Русью, с освобождением от татаро-монгольского ига, то Преподобный Серафим жил на рубеже 18-19веков.

Во времена Преподобного Сергия Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому Патриарху. Патриаршество на Руси воцарилось в конце 16 века, а времена Преподобного Серафима – Синодальный период после незаконной отмены Патриаршества Петром Первым. Период, нанесший серьёзный урон Церкви и верующей душе. (Этому вопросу у автора посвящено сертифицированное исследование «Россия, чающая движения воды»). А потому считаю нужным обратиться в финале к этой мысли. В двадцатые годы 18-го века, когда не стало Предстоятеля перед Богом за весь народ русский, да и вообще во время синодального периода в этот грешный мир приходят те, на кого возложена миссия духовного спасения народа – известные всей Руси, и не только Руси, Святые. Мы специально остановимся на тех святых именах, которые стали флагманом духовной жизни, спасением для очень многих русских людей в эти очень непростые годы. В 20-годы годы 18-го века в наш грешный мир пришли Святитель Тихон Задонский, имя которого уже упоминалось. Святитель оставил нам для вразумление много святоотеческих трудов – и о предназначении семьи, ответственности отца, и о том, что Церковь – «духовная лечебница». Именно он был любимым Святым Ф.М.Достоевского. С него и с Амвросия Охтинского написан Старец Зосима в «Братьях Карамазовых». К Святителю Тихону обращаются с молитвой о душевнобольных. А ещё в житии рассказывается, как Святитель лишь одним своим боговдохновенным словом вразумил христиан не творить нечестивых языческих обрядов — «бесовского игрища», как поётся в акафисте.

И люди сами прибежали просить прощения. А сколько ныне этих «бесовских игрищ», сколько, «рекламы греха»?! Святой Отче Тихоне! Вразуми нас!

А однажды, на Пасху в два часа ночи рядом с Храмом Святителя Тихона в парке Сокольники запели птицы! Невольно вспоминались стихи небезызвестного архидиакона Романа:

Ах, как птицы поют — так в неволе не спеть

Ублажаю тебя, Божье слово – Свобода

Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

Под акафист подобного рода»!

Может быть, то были и не соловьи, только «акафист» звучал! И Хвала Воскресшему Спасителю, возносимая всем мирозданием!

Но возвратимся кСамому Святому. Святитель Тихон считается последователем Святителя Митрофана Воронежского, которого слушался даже Пётр Первый при всём своём отношении к Православию.

В те же годы родился Паисий Величковский, стремившийся следовать духовному опыту афонских монахов.

В 18-ом веке родился Святитель Иоасаф Белгородский, благодаря которому была обретена Чудотворная Икона Божией Матери – Песчанская. О нём несколько слов было сказано в самом начале.

Нельзя не вспомнить иОптинских Старцев.

Все они, особенно Святой Амвросий, повлияли на писателей, а значит, на нашу классическую русскую литературу – а значит, на всех нас!

А ещё в 2014г исполняется 185 лет со Дня рождения Всероссийского Батюшки Иоанна Кронштадтского Ему принадлежат слова о единстве подвига военного и подвига молитвенного.

А в самом начале уже говорилось о явленных Святому пророчествах прихода антихриста.

Всероссийский Батюшка исцелял одержимых грехом пьянства – но ставил одно непременное условие – человек должен сам осознать, что дальше так нельзя, дальше -путь в пропасть. Осознать, покаяться и начать новую жизнь.

И ныне существует Душепопечительский центр Иоанна Кронштадтского в Патриаршем Крутицком Подворье – и священник Анатолий Берестов исцеляет молитвой и трудом тех, кого не могут исцелить вовсю рекламирующие себя клиники.

В замечательном рассказе А.П.Чехова «Случай из практики» главный герой – врач перед одним из Церковных Праздников вдруг осознаёт, что нельзя излечить неизлечимые болезни, причина которых «непонятна и неустранима». Потому что причина болезни – дьявол, создавший порочные отношения между людьми. И «побеждается» он не медикаментами, а звоном церквей и мечтой о «Жизни будущего Века».

И, завершая разговор, который можно продолжать бесконечно, хочется ещё и ещё раз напомнить, наверное, очевидную истину Без святости, без благочестия, без Бога нельзя построить нормальную человеческую жизнь. И никакие Сверхновые технологии не помогут. Выжить – значит сохранить веру, сохранить свои духовные корни, не превратиться в «иванов, не помнящих родства», в «перекать поле». И ответственен за это каждый человек – перед собой, перед своими детьми, перед Богом! А потому предлагаю «возвратиться» к самой древней Московской Обители – Обители Благоверного Князя Даниила и не раз упоминаемой книге М.И.Макарова «Из жизни Православной Москвы двадцатого века»

Здесь колыбель Москвы, здесь колыбель России,

Здесь наша общая святая колыбель!

(Как древле, вскоре после Кия,

В Почайне для Руси соделалась купель).

Бог нас наказывал за наше нераденье,

И эта колыбель пришла в разор;

И прекратилось здесь молитвенное бденье;

И пал на наши головы позор.

Но… сколь велико Божие терпенье! Я снова здесь за службой был.

И снова слышал ангельское пенье, И знаю: Бог нас не забыл!

Я верю: по молитвам Даниила Бог сохранит его великий град;

И меч Архистратига Михаила Здесь остановит ужас, смерть и ад.

Остановит по молитвам Святых Угодников Божиих, Пресвятой Богородицы, если не будем прогневлять Бога своими грехами и стараться жить праведно!

Господи, прости нас!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Все Святые, молите Бога о нас!

М.В.Нестеров «На Руси» (Душа народа) М.В.Нестеров «Святая Русь»

М.В.Нестеров«Страстная пятница»

Литература

  • 1.Житие Преподобного Сергия Радонежского, изложенное Епифанием Премудрым и акафистом Преподобному Сергию Радонежскому.
  • 2.Житие с акафистом Преподобного Серафима Саровского.
  • 3.Житие с акафистом Святителя Тихона Задонского
  • 4.Житие с акафистом Святого Иоанна Кронштадтского.
  • 5.Акафист Всем Святым в земле российской Просиявших.
  • 6.Жития Святых, о которых говорится в статье.
  • 7.Книга «Чудотворные иконы Богородицы».
  • 8.Акафист Образу Божией Матери Песчанская.
  • 9.Акафист Образу Божией Матери Иерусалимская.
  • 10.Поучения Святителя Тихона Задонского.
  • 11.Поучения Василия Великого.
  • 12.Журнал «Даниловский благовестник».
  • 13.Книга издания Свято-Данилова Монастыря «Даниловские колокола»
  • 14.Книга издания Свято-Данилова Монастыря «Звездо Пресветлая»
  • 15.И.С.Шмелёв «Богомолье».
  • 16.И.С.Шмелёв «Лето Господне».
  • 17.И.С.Шмелёв — сборник статей.
  • 18.И.С.Шмелёв «Поле Куликово»
  • 19.И.С.Шмелёв «Свет разума».
  • 20.И.С.Шмелёв «Старый Валаам».
  • 21.И.С.Шмелёв «Неупиваемая чаша».
  • 22.И.А.Ильин «Путь духовного обновления» .
  • 23.И.А.Ильин «Путь к очевидности».
  • 24.И.А.Ильин — сборник статей о России.
  • 25.М.И. Макаров «Из жизни Православной Москвы двадцатого века».
  • 26.Д.М.Балашов «Похвала Сергию».
  • 27.Б.К.Зайцев «Река времён».
  • 28.Е.Н.Поселянин «Очерки из истории Православной Церкви»
  • 29.Е.Н.Поселянин «Судьбы Царёвы».
  • 30.Э.С.Менделевич «Пойми простой урок моей земли».
  • 31.Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы».
  • 32.А.П.Чехов «Случай из практики».
  • 33.Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
  • 34.Е.Н.Трубецкой «Смысл жизни».
  • 35.Даниил Сысоев «Простыми словами о тайне Троицы».
  • 36.Б.В.Раушенбах «Предстоя Святыя Троице»
  • 37.Святитель Николай Сербский «Моление на озере».
  • 38.М.А.Волошин поэма «Святой Серафим ».
  • 39.М.А.Волошин цикл стихов «Пути России».
  • 40.Н.С.Гумилёв стихотворение «Андрей Рублёв».
  • 41.Н.С.Лесков «Неразменный рубль».
  • 42.Н.С.Лесков «Скоморох Памфалон»
  • 43.Н.С.Лесков «Лев Старца Герасима»
  • 44.Стихи А.А.Фета.
  • 45.Стихи А.С.Хомякова.
  • 46.Стихи иеромонаха Романа (Матюшина)
  • 47.Стихи архидиакона Романа (Тамберга).
  • 48.Святой Серафим Вырицкий — стихи, посвящены преподобному Серафиму Саровскому
  • 49.Народные стихи, посвящены преподобному Серафиму Саровскому.
  • 50.И.С.Лукаш «Медведь Святого Серафима».
  • 51.Материалы журнала «Православие и мир».
  • 52.Материалы журнала «Православная беседа».
  • 53.Материалы журнала «Русский дом».
  • 54.Материалы журнала «Русское возрождение», посвящённые Преподобному Серафиму Саровскому
  • 55.Материалы журнала «Русское возрождение», посвящённые Святителю Филарету.
  • 56.Воспоминания москвича А.Н. Добровольского.
  • 57.Воспоминания Н.А.Мотовилова о Преподобном Серафиме Саровском.
  • 58.Произведение древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом побоище».
  • 59.Произведение древнерусской литературы «Задонщина».
  • 60.Произведение древнерусской литературы «Похвала учению книжному».
  • 61.Книга из серии «Белый город», посвящённая М.В.Нестерову.
  • 62.Программа из цикла «Библейский сюжет», посвящённая Пресвятой Троице и Андрею Рублёву
  • 63.Программа из цикла «Библейский сюжет», посвящённая В.М.Васнецову «Богородица с Младенцем».
  • 64.Программа из цикла «Библейский сюжет», посвящённая М.В.Нестерову «Благовещение Пресвятой Богородицы»
  • 65.Программа из цикла «Библейский сюжет», посвящённая Б.В.Раушенбаху и Троице как основе мироздания.
  • 66.Программа из цикла «Лето Господне» посвящённая Пресвятой Троице.
  • 67.Программа из цикла «Православная Энциклопедия», посвящённая П.А.Флоренскому.
  • 68.Материалы лекций Музея им. Андрея Рублёва.
  • 69.Материалы экскурсии в Троице – Сергиевой Лавре.
  • 70.Материалы выставки, посвященной 150-летию со Дня рождения М.В.Нестерова.
  • 71.Материалы выставки, посвященной 700-летию со Дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
  • 72.Личные впечатления поездок по Святым Местам Москвы и Подмосковья.
  • 73.Собственная сертифицированная статья «Россия, «Чающая движения воды».

74.Реальные случаи заступничества Богородицы и Святых.

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
21:17
675
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!