Лунные ангелы

                       Ангелы присели у костра
                      Отогреть замерзшие ладошки

                                                 И. Чернышева  

Стлался бархатистой синевой
Вечер по серебряной пороше.
Ангелы над нами — мой и твой -
Хлопали, довольные, в ладоши.
Помнишь, ты воскликнул: «Посмотри,
Ангелы!» Танцующие блики.
Празднично мерцали фонари,
Плыл огнями город многоликий.

С улицы — к каминному теплу.
Кофе на двоих сбегал из турки.
И скользили плавно по стеклу
Милые крылатые фигурки.
Тихий трепет слов и нежность рук.
«Ты мой ангел». Жаркий щёк румянец.
«Ты мой ангел». Гулкий перестук
Двух сердец. Крылатый лунный танец.

… По привычке кофе на двоих.
Тлеют угли жалобно в камине.
Терпеливо-горестно притих
Выветренно-стужный вечер синий.
Лунных бликов странная игра.
Видишь, на заснеженном окошке
Пара ангелочков у костра
Молча греет зябкие ладошки.
+22
22:08
770
RSS
22:36
Ваше произведение принято. Удачи в конкурсе, Клавдия!
Благодарю, Онега!
Клавдия, Вы меня покорили своими ангелами.
Удачи Вам!..
Спасибо, Маргарита! Доброе слово дорого…
09:52
Клавдия, примите мой восторг inlove От души желаю победы в конкурсе rose
Спасибо огромное, Виталина! Победа, вообще-то, не так важна )), а доброе слово радует!
23:43
Невероятно романтично и душевно!!! kissing И сразу два замечательных воспоминания навеяли своим текстом — пастернаковское стихотворение «Снег идет» и фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином»!.. bravo
Спасибо, Елена! Ваше внимание тронуло…
14:05
+1
#конкурс рецензий

Первый стих как первая любовь (иронично-личная рецензия)

Писать о текстах тех авторов, которые тебе хорошо, пусть и только виртуально знакомы, всегда сложнее, чем о тех, чье авторство тебе неизвестно или мало о чем говорит. Личное знание не добавляет объективности, зато усиливает эмоциональность высказываний. Впрочем, на мой взгляд, рецензия на любое поэтическое произведение в плане поиска объективных истин — занятие, КПД которого приближается к нулю, так что не побоюсь ни причастности, ни пристрастности и поделюсь своим личным взглядом на сказочный стих Клавдии Петрушенко «Лунные ангелы».

Отмечу, что это был первый текст Клавдии, который я прочла на сайте «Писатели за добро» и в который сразу же влюбилась. История литературы и киноискусства знавала «Роман с кокаином», «Роман с камнем», а вот у меня — верите или нет — приключился роман со стихом! В состоянии влюбленности я начала следить за творчеством К. Петрушенко и мне даже не приходилось прилагать для этого особых усилий, ведь большинство сайтовских конкурсов, в которых я участвовала, Клавдия тоже не обходила стороной, причем по большей части легко и заслуженно меня обыгрывала:). После этой небольшой предыстории, демонстрирующей как бесспорный талант и неизменную активность уважаемого автора, так и бурную конкурсную жизнь сайта, перейдем к анализируемому тексту!

Стлался бархатистой синевой
Вечер по серебряной пороше.
Ангелы над нами — мой и твой —
Хлопали, довольные, в ладоши.

Помнишь, ты воскликнул: «Посмотри,
Ангелы!» Танцующие блики.
Празднично мерцали фонари,
Плыл огнями город многоликий.

С улицы — к каминному теплу
Кофе на двоих сбегал из турки.
И скользили плавно по стеклу
Милые крылатые фигурки.

Тихий трепет слов и нежность рук.
«Ты мой ангел». Жаркий щёк румянец.
«Ты мой ангел». Гулкий перестук
Двух сердец. Крылатый лунный танец.

… По привычке кофе на двоих.
Тлеют угли жалобно в камине.
Терпеливо-горестно притих
Выветренно-стужный вечер синий.

Лунных бликов странная игра.
Видишь, на заснеженном окошке
Пара ангелочков у костра
Молча греет зябкие ладошки.


Эпиграфом к стиху «Лунные ангелы» стала строка современной поэтессы Инги Чернышевой «Ангелы присели у костра отогреть замерзшие ладошки…». Отмечу, что роль эпиграфа в данном случае преимущественно не тематическая, но визуализирующая — прочтя его, мы сразу же представляем себе центральные образы стиха, а они в свою очередь задают неоднозначную, мажорно-минорную тональность произведения. Я бы даже сказала, используя современную компьютерную терминологию, что это 3-D стих, поскольку в нём — как в любом хорошем поэтическом тексте — есть объём, а не просто плоская картинка. Помимо многочисленных цветов и оттенков («синева», «серебряная (пороша)», «огни», «жаркий румянец», «вечер синий»), здесь присутствует и движение («стлался», «хлопали», «танцующие», «плыл (огнями)», «мерцали (фонари)», «сбегал (кофе)», «скользили», «перестук сердец», «лунный танец») и осязаемость («бархатистая синева», «зябкие ладошки»).

По манере изложения стих представляет собой монолог с вкраплениями диалога. Композиция текста линейная, с элементами ретроспекции: сначала идут воспоминания о прошлом, затем — возвращение в настоящее, причем место действия при этом не меняется, а меняется настроение. Комната, предметы в ней остаются, с внешней точки зрения, прежними, но вечер, такой же синий, как и раньше, утрачивает всю свою праздничность, крылатый лунный танец кажется забытым, угли в камине жалобно тлеют, а ангелы, которые некогда довольно и восторженно хлопали в ладоши, теперь зябко греются у костра. Описываемая ситуация, когда любовь, как и свежесваренный кофе, становится просто привычкой и перестает приносить людям радость, понятна любому. В стихе заложена простая, но мудрая мысль о том, что часто мы забываем в жизни о самом главном — о любви и человеческой теплоте, преображающих мир. Но, как бы мы ни были погружены в скучные проблемы и однообразные будни, волшебство никуда не исчезает — оно всегда остается вокруг нас, как эти замерзшие ангелы на заснеженном окне, которых нужно лишь согреть теплом своих сердец. «Оставайтесь неравнодушными, оставайтесь любящими!» — вот тот посыл, который лежит и в этом, и во многих других поэтических текстах Клавдии Петрушенко. Неслучайно её лирическая героиня — это немного чудаковатая, сохранившая в себе детские черты, творчески воспринимающая мир дама неопределенного возраста.

К художественным достоинствам стиха «Лунные ангелы» можно отнести и точные рифмы, и обилие запоминающихся эпитетов, и оживляющие картину реплики персонажей, и присутствующий в тексте неологизм — «выветренно-стужный». Неологизмы — одна из характерных особенностей творчества Клавдии, которая присутствует во многих её стихах, например, «Парижи» (во множественном числе) и «расштормится» — в произведении «Зурбаган»; «горлать» и «снеготалый» — в стихе «Март с Маяковским»; «истленена» и «по-поэтски» — в стихе «Верю в искренность Есенина; «нежно-ромашков» — в «Посвящении А. де Сент-Экзюпери; «некрасовскорусская (грусть)» — в «Читая Некрасова» и др.

Не обойдусь без замечаний — отмечу небольшую стилистическую шероховатость, впрочем, не особенно мешающую восприятию. Читая текст повторно, я споткнулась на фразе: «Кофе на двоих сбегал из турки». Я, правда, старалась держать лицо, но на этом эпизоде, как говорят подростки, зарофлила: мне живо представились двое людей, которые облились кофе, так что любовная линия резко сменилась комедийной. Однако, как уверял меня один автор, не особенно любивший редактировать свои тексты, рассказ без запинок скучен, как гладкое бревно. Так что спасибо, что не дали мне заскучать! smile И благодарю за всегдашнюю радость чтения! Искренне Ваша, Лена Вишнёвая
Леночка! Спасибо огромное! Как это я мимо такой прелести долго ходила)) Очень признательна за такую классную рецензию, и приятно, и поучиться есть чему.
Благодарю и желаю радости всегдашней и настроения весеннего!