Господи, я верую!

Господи, я верую!

Эссе

Дед Сергея по отцу Никита Осипович прожил всего 42 года и в молодости хотел уйти в монастырь, за что он и все его потомство получили кличку «монахи» и «монашки». Бабушка Аграфена Панкратьевна постоянно давала приют странникам, богомольцам. Очень любила петь. Когда Сергею было 3 года, мать его ушла из семьи из-за разлада с мужем и конфликта со свекровью и привела сына к своим родителям. Дед и бабушка оставили внука у себя, а Татьяну отправили в Рязань зарабатывать на жизнь для себя и для ребенка в Иоанно-Богословский монастырь.
Бабушка Наталья Евтеевна была женщиной кроткой и набожной, внука любила и берегла. В доме часто собирались странники, слепцы, пели духовные стихи. Бабушка любила ходить на богомолье, брала с собой и внука. В одной из автобиографий Есенин пишет: «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь… Я, ухватившись за ее палку, еле волоку от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, ягодка, Бог счастье даст»». Радовицкий монастырь был посвящен святителю Николаю, в обители пребывала и чудотворная икона святителя. Ходили и в Иоанно-Богословский монастырь, о котором Есенин потом напишет:

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь

Дед Сережи, Федор Андреевич, был глубоко верующим человеком, он рано начал учить внука читать, рассказывал ему притчи из Священного Писания, приучал к молитве.
С детства Сергея отличала душевная хрупкость, утонченность, впечатлительность. Он был как бы «не от мира сего». И эти качества он тоже сохранил на всю жизнь. Душевная хрупкость и нежность делали его часто «белой вороной», его не понимали окружающие. И это еще более усиливало тот комплекс одиночества, который развился у него с раннего детства. Очень любил Сережа бывать в доме сельского священника Иоанна Смирнова. Во время учебы в Константиновском земском училище пономарил в храме, помогал отцу Иоанну в алтаре. Очень любил богослужение, в 1905 году Великим постом бывал в храме ежедневно. Сельскую школу Есенин окончил с похвальным листом и поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу-интернат. В воскресные и праздничные дни неукоснительно бывал на богослужении в Спасо-Преображенском храме села Спас-Клепики. Так же, как и в родном селе, пономарил, любил бывать на службе.
В стихах он пишет:

Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.

В это время Сергей уже пишет много стихов, сам он говорил, что начал писать стихи лет с девяти. Показывал свои стихи о.Иоанну Смирнову, а в Спас-Клепиковской школе — своему любимому учителю, преподававшему словесность, Евгению Михайловичу Хитрову. Поначалу Е.М. Хитров относился к творчеству своего воспитанника сдержанно, но потом увидел в нем незаурядное поэтическое дарование.
Одна из удивительных страниц жизни поэта — его дружба с Гришей Панфиловым (к сожалению, тот рано ушел из жизни из-за скоротечной чахотки). Письма юного Есенина к Грише, оставшемуся в Спас-Клепиках, — глубокие, чем-то наивные и чистые — полны поиска истины, смысла жизни. Сергей пишет в одном из таких писем: "… в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято… как в образец в последовании любви к ближнему". А вот отрывок из другого письма: "… люби и жалей людей — и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников: ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай ласкою жизненные болезни людей… Все люди — одна душа. Истина должна быть истиной, у нее нет доказательств, и за ней нет границ, ибо она сама альфа и омега..."
Какое-то время поэт испытал увлечение идеями толстовства, но потом вернулся к православному учению, в котором был воспитан и которым жил с детства.
В 1915 году Есенину удалось встретиться с Александром Блоком, которому понравилась поэзия рязанского юноши. «Стихи свежие, чистые, голосистые», — так отозвался Блок о творчестве Есенина. Благодаря авторитету Блока и его рекомендации стихи Есенина стали печатать в известных журналах, его стали принимать в литературных салонах.
В 1915 году при поддержке Государя Николая II было создано «Общество возрождения художественной Руси», которое, как было сказано в его Уставе, ставило своей задачей «широкое ознакомление с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное развитие в применении к современным условиям». В это общество входили известные художники, архитекторы и литературные деятели. Примкнул к нему и Сергей Есенин.
В начале 1916 года Сергей Есенин вместе с поэтом Николаем Клюевым выступал в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. На этом чтении присутствовала сама Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, которой понравилось их творчество. Вскоре поэты еще раз удостоились приема у Великой Княгини вместе с другими членами «Общество возрождения художественной Руси» и опять читали свои стихи. Тогда Елизавета Феодоровна подарила Есенину Евангелие из своей личной библиотеки и образки Покрова Пресвятой Богородицы и святых Марфы и Марии. Позднее, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна подарила Сергею Есенину на именины икону преподобного Сергия Радонежского.
Есенин подарил Императрице свой сборник «Радуница». Дарственная надпись гласила: «Ея Императорскому Величеству Богохранимой царице-матушке Александре Феодоровне от баяшника соломенных суемов словомолитвенного раба рязанца Сергея Есенина»:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску.

Есть cвидетельства, что услыхав однажды совместное выступление-чтение Клюева и Есенина, Григорий Распутин написал записку полковнику Д.Н. Ломану: «Милой, дорогой, присылаю к тебе двух парешков. Будь отцом родным, обогрей. Робяты славные, особливо этот белобрысый. Ей Богу, он далеко пойдет».
А в то время либеральная общественность возмутилась, она не прощала монархических чувств. Есенина стали называть «змеей», «новым Распутиным», говорить о его «гнусном поступке»… И Есенин потом постарался всячески заретушировать свои отношения с Царской Семьей. Но все же после Февральской революции он не нарушил присяги Государю, данную на кресте и Евангелии. Сергей Есенин отказался присягать Временному правительству и дезертировал из армии. А после Октябрьского переворота 14 декабря (ст.ст.) 1917 года Есенин подписал в Царском Селе клятвенное обещание на верность Царю. Этот документ был обнаружен в 1966 году.
Но, к сожалению, в дальнейшем, духовное помрачение, охватившее в то время большинство русских людей, коснулось и Сергея Есенина. И закружило его, завертело. Вначале было увлечение революционными идеями, затем он отошел от православной веры. Как пишет М.М.Дунаев: «В слишком соблазнительное время попал Есенин со своей неокрепшей душевностью — и оно сломило его».
Судя по его же стихам, все это время, при разных его увлечениях и метаниях, в глубине его души оставалось нечто чистое, светлое и настоящее.
В 1917 году Есенин примкнул к литературному движению «Скифы», куда входили А. Блок, А. Белый. «Скифы» воспринимали революционные события как путь к духовному обновлению России и преображению человека и мира. Тогда еще Есенин писал: «Господи, я верую!» Но уже через год он отходит от Церкви. Увлекается идеей создания «крестьянского рая на земле». Создает с друзьями-поэтами общество, название которого само за себя говорит — «аггелизм». Начался период богохульства, богоборчества, что нашло отражение в его творчестве. В поэме «Инония» (1918 год), пытаясь провозгласить какую-то новую веру, поэт пишет кощунственные строки.
Революция, социалистические идеи очень скоро разочаровали Есенина. Православное мировоззрение он тоже утратил. И тогда начался период, принесший ему дурную славу хулигана, скандалиста и пьяницы.
В 1919 году создаётся общество имажинистов (от слова «образ», их лозунг: «образ — самоцель»), к которому примкнул Есенин. По существу, он был чужд этой компании.
Его спасала необыкновенная чуткость, нежность души, всепоглощающая любовь к России, способность любить и понимать мир природы. Это было в нем настоящим, а остальное – наносное, чуждое. Душа его, в общем-то, была Божия и отзывалась болью на то насилие, которому он подвергал ее. Поэтому постоянное стремление на родину, тоска, боль. А в конце жизни еще прибавилась безумная боль за погибающую Россию, ибо он увидел и понял, что сделали с Россией большевики. И это именно светилось в его глазах. Может, помогали молитвы матери, того сельского священника о.Иоанна, который крестил Сергея, напутствовал на учение, а потом и отпевал.
О душевных качествах Сергея Есенина есть много свидетельств. Вот, например, слова поэта Андрея Белого: "… меня поразила одна черта, которая проходила потом сквозь все воспоминания и все разговоры. Это необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность".
В 1920 году Есенин приехал домой и увидел вымирание деревни, голод, ничего нельзя было купить. Дед лежал на печке и проклинал советскую власть: «Безбожники, это из-за них Господь людей карает. Консомол распустили, озорничают они над Богом, вот и живете, как кроты». Тогда уже Есенин говорил: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого…»

В 1922-м году после поездки на родину, Есенин присел на ковре у печки-времянки, неподвижно смотрел на огонь, а потом, словно через силу, произнес: «Был в деревне. Все рушится… Надо быть самому оттуда, чтобы понять… Конец всему»»:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Это написал человек, которому 26 лет… Россия велика на таланты, жаль, что многие из них уходят рано и бездарно, оставляя нам горечь утрат дорогих нашему сердцу людей.

В статье «Сергей Есенин и русская революция» священник Сергий Рыбаков пишет: «Русский народ во всех, выпавших на его долю испытаниях сохранил в себе образ Божий, свет иного бытия. И одним из тех, кто раскрыл устремленность русской души к небесному, горнему миру, был народный поэт Сергей Есенин».
«Душа грустит о небесах, «Она нездешних нив жилица», эти есенинские строчки характеризуют духовный путь поэта, который вел его ко Христу, но никак не к Иуде. Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы А.В. Гулин заметил: «Огромное движение, проделанное Есениным за его жизнь, главные итоги этого движения противоречат мысли о его самоубийстве. Одухотворенность поздней его поэзии способна убеждать: не участь висельника Иуды, а честная мученическая смерть во искупление грехов была уготована ему в конце».

30.08.18 г Игорь Назаров / Игорь Сибиряк /.

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
08:37
1065
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!