«Любовь к Пресвятой Троице, любовь к родным берёзам».

«Любовь к Пресвятой Троице, любовь к родным берёзам».

Всё темней и кудрявей березовый

лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

Все цветет и поет, молодые надежды тая...

О весенние зори и теплые майские росы!

О далекая юность моя!

Одно из лучших произведений И.А.Бунина, созданное до изгнания. И начинается оно с самых любимых русским человеком образов — берёзы и Троицы. Берёза испокон веков символом России считалась, наверное, даже ещё со времён дохристианских.

А потом ветвями берёзы на Великий День Троицы дома и улицы украшать стали.

Оттого и в другом стихотворении поэта приносит в храм каждый русский человек вместе со молитвой и смиреньем «гирлянды молодых березовых ветвей».

«Земля Ему (Господу) всякие цветочки взрастила, берёзки, травки всякие…», — так объясняет плотник М.П.Горкин суть Праздника будущему писателю И.С.Шмелёву, тогда — маленькому Ване. И снова берёзки…

А мы продолжаем то, с чего начали. Берёзовые ветви, которыми храмы на Троицу украшают, снова и снова напоминают о нерушимой связи между Россией с Пресвятой Троицей.

Неслучайно появляется в пятнадцатом веке иконописный Образ Троицы, что Отечеством именуется. Отечество – это Родина человека, место, которое он готов защищать, за которое готов жизнь отдать.

А есть Отечество Небесное — Царство Небесное, Вечный Дом. И для каждого истинно русского, православного человека Отечество неразрывно с Отцом Небесным Связано. Потому что обращением к Отцу Небесному начинается главная Молитва всех христиан.

«Всеобщий Наш Отец, который в Небесах» — воскликнул в стихотворении, на основе этой Молитве созданном, и А.А.Фет. Мысль эту воплотили и создавшие Образ Отечества иконописцы…

А мы возвращаемся к стихотворению И.А.Бунина.При всей значимости Образа Троицы – «Троицыного Дня», ононе только о Самом Празднике. «О далёкая юность моя!» — восклицает лирический герой. Он чувствует душевную привязанность ко всему происходящему — и к Самому Празднику, и к родной России. С этим «круговоротом» Лета Господня вся жизни его связана – даже глубоко личные переживания сердечные. Может быть, и первая любовь.

Лирический герой – русский человек, воспоминания которого связаны с юностью, с русской берёзой, с Праздниками Церковными, что всех воедино собирали. И хоть стихотворение от первого лица написано – но не только от лица самого поэта, а от лица всех русских людей, что на Троицу в Храм с берёзовыми ветками и цветами шли.

А вот ещё одни строки великого русского поэта И.А.Бунина.

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

Как и первое произведение начинается оно с прекрасного русского летнего пейзажа, от созерцания которого наступает умиротворение, душевный покой.

А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат…

Пейзаж неразрывно, кровно связан с образом Храма — и не может быть по-иному. Храм словно часть всего русского пейзажа – и не только в этом стихотворении. И наши предки об этом всегда помнили.

Природа и Храм – дом Божий — а потому являют собою нераздельное единство. Словно выстроен Храм не трудами рук человеческих, а сам собою «вырос» вместе с берёзами и ландышами.

И всё же выстроили его благочестивые трудники, явив этим единство со всем сущим, со всем, Творцом созданным, с Самим Создателем неба и земли.

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

Этими мыслями и чувствами всегда жил русский человек, тем всегда Россия держалась.

«Как красота и мера скажут», – таковым был и принцип повседневной жизни наших благочестивых предков, которые после земных трудов шли в Храм, через молитву Вечности приобщаясь. 

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
22:10
183
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!