О жертвенной любви
Наш «повседневный» опыт «показывает», что смерть — это непреложный удел каждого человека и закон природы. Однако Священное Писание говорит нам, что первоначально смерть не входила «в планы» Бога о человеке. Смерть не есть «нечто» Богом установленное. Она вторглась в природу человека как «следствие» нарушения первыми людьми запрета, Самим Творцом установленного. Как «следствие» желания «познать» зло.
И ради того, чтобы вернуть человеку утраченную им Жизнь Вечную пришёл в мир Сын Божий...
Все мы смертны… И никакие «изобретения» не смогу сделать человека бессмертным здесь – на земле.
Но все же победа над смертью возможна…Вероятно, нет на земле человека, который не знал бы – или хотя бы не слышал о Крестной Смерти и Воскресении Иисуса Христа. Более двух тысячелетий назад Сын Божий добровольно умер на Кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам Жизнь Вечную… Оттого и в литературе победа жизни над смертью, света над тьмой – одна из главных тем.
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» -сказал Апостол Павел.
И вот один из самых ярких тому примеров – жертвенная любовь к России и народу русскому Царя-Мученика Николая и всей Семьи его Святой.
Приняв оковы кротко, на бога уповала
По подвигу подобной тебя на свете нет
Любимица Христова за Русь святую пала
Пречистой упованье и Серафимов свет.
Это – одно из многочисленных стихов о Царской семье, вернее, - о царице Александре.
За её жертву «распятую Россию помилует Господь». За любовь и жертву всех, кто служил Богу и России, отвергая себя.
Когда Государь-Император
Смиренно отрёкся от трона
Он вымолил Божию Матерь
Взять власть над страной и корону.
Боярской изменой обманут,
Освистан глумливой толпою,
Он, зная грядущее, плакал
Над русскою горькой судьбою.
Он, помня былое, молился,
И падая ниц пред иконой,
Не скорбь свою вылить стремился
Просил за Россию с поклоном.
Забыв о супруге, о детях,
О милом больном Алексии,
О муках грядущих, о смерти,
Со вздохом просил о России.
Образ Царской Семьи присутствует во многих произведениях, как образ великой Жертвенности, Образ Святости. Царь Главный. Царь несёт ответственность за всю страну. Прежде всего – ответственность перед Богом.
Но всегда были такие, которые хотели Царю «помешать».
Революционеры – «бесы», как назвал их Ф.М.Достоевский, (можно было бы и без кавычек). Они строили в стране жизнь «на ножах», как сказал Н.С.Лесков! Они делали всё, чтобы люди забыли Православного Царя как единственную законную, Богом данную в России власть. Они говорили всем, что борются с социальным неравенством — на самом же деле, как много веков назад царь Ирод, боялись они пришедшего в мир Спасителя – оттого и разрушали храмы и безжалостно истребляли всё, с Церковью связанное. Вера народа в Бога была главным «препятствием» новой, кровавой власти – власти разрушителей, растлителей и палачей, над Царской семьёй глумившихся.
Случилась страшная трагедия — трагедия отступничества… И вот в последние минуты, позабыв даже о своей семье, молился Царь за народ, всю Россию. Царь Николай знал, что обречён, хоть и старался он всегда быть хорошим царём, пытался продолжить дело своего Отца-Миротворца — продолжить с достоинством. Но обезумевшие, отрёкшиеся от веры люди позабыли о всех нравственных ценностях и вслепую последовали за «новым идолом». Лживые, «красочные» слова затуманили голову народу — и, как написал Исповедник Патриарх Тихон, были они уверенны, что построят «рай на земле без Бога и Святых Его». Сам чудом не убитый Патриарх – тоже пример жертвенной любви. Пример, отдавшего жизнь свою за дуги своя.
А «рай на земле без Бога и Святых Его» построить не получилось и никогда не получится. Только невинная кровь прольётся, как случилось с нашей многострадальной Родиной.
Но возрос на пролитой крови целый Сонм Новомучеников и Исповедников, отдавших жизнь свою за дуги своя. Тех, кто спас Россию от окончательного разложения. Благодаря кому она возродилась.
В обоих произведении — и в реальной жизни Святые Царь и Царица, взяли на себя вину народа, чтобы отмолить до Страшного Суда самой большой грех – грех отступничества, грех отречения от Бога, от веры. Как и великое множество тех, которые от Христа в мучениях не отреклись, которые умели «любя, страдать». Кого, как нашего Царя — Мученика «к жертве любовь призывала».
Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут.
Грехами Тебя прогневляют,
И горе одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами
Спасенья себе уж не просят.
Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских избави.
Сердца, помрачённые злобой,
Смягчив, к покаянью направи.
Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем Надежда,
И к жертве Любовь призывала.
И вновь за народ, на коленях,
Уже ни правитель, ни Царь,
За Русскую молится землю
Раб Божий святой Николай.
Царственные Великомученики отдали жизнь свою за дуги своя – за весь народ.
До конца «претерпели»! И стали Святыми! ...
Так получилось, что говорили мы в основном об искупительной жертве Царственных Великомучеников – потому что это – незаживающая рана каждого русского человека, всей России. Это – Святость Руси, перед которой должно преклониться...
Но всё же любовь бесконечно многогранна. А потому, постепенно приближаясь к финалу, обратимся к мыслям о Вечной Любви — Любви, побеждающей смерть русского религиозного философа и В.С.Соловьёва. Вот, наверное, – одно из лучших его произведений:
Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.
Где была и откуда идешь,
Бедный друг, не спрошу я, любя;
Только имя мое назовешь -
Молча к сердцу прижму я тебя.
Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Есть то, что незримо, неслышимо, неощутимо нашими пятью чувствами, а постигается только душою человека, только любовью: мы во власти времени и смерти – и только любовь даёт нам надежду быть причастными Бессмертию.
И вот мысль эта словно «продолжается» в одном из его же философских трудов «Смысл любви». «Только соединение в Боге ведёт к бессмертию» потому
что «…перерождает жизнь вечною, нетленною силой благодати». Все посланные на земле страдания — это путь к Вечному Счастью, Вечной Радости в «Небесных
Селениях».
А завершая беседу, обратимся к этим строкам истинно русского мыслителя и поэта:
О Всесвятая, благословенная,
Лествица чудная, к небу ведущая!
С неба ко мне приклони свои очи!
Воду живую, в вечность текущую,
Ты нам дала, голубица смиренная,
Ты Солнце Правды во мрак нашей ночи
Вновь возвела, мать, невеста и дочерь,
Дева Всеславная,
Миродержавная
И таинница Божьих советов!
Проведи ты меня сквозь земные туманы
В горние страны,
В отчизну светов!
О ком они?! Конечно же, о Богородице, потому что Она высшее проявление любви к грешным людям, их последняя надежда на прощение и на Жизнь Вечную.