«Спасительное прозрение»

«Спасительное прозрение»

                     Штирбу Алин Витальевич

                 «Спасительное прозрение».

Замечательная пьеса А.Н.Островского «Бедность не порок» — о скольких нравственных проблемах задуматься заставляет!

Итак, традиционный купеческий дом в провинции, в котором хозяин с говорящим именем Гордей -  Торцов Гордей Карпович.

   Богатство настолько застит Гордею глаза, что он по сути отрекается и от брата, и от покойного отца. «Я, видишь, говорит, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня, говорит, и этого стыда довольно, а то еще тебя на шею навязать», — бессовестно бросает он  брату Любиму. Обезумевший богач  стыдится родного  отца,  потому что тот был  «мужиком».  Возможно, и в своём брате видит Гордей  отца.                          Но вместо того, чтобы ценить своего брата как «частичку» отца, как единственного родного человека, возгордившийся самодур брата презирает.

    Кстати,  а что значит «из мужиков»?!  Из «мужиков» -  крестьян — т.е.  из  народа, происходило большинство купцов. А что вкладывает в это понятие Гордей?! Очевидно, своё представление о  «необразованности», о чём говорит  он московскому фабриканту Коршунову при виде ряженых. Хотя, как понимают и сам драматург, и внимательный читатель, об «образовании» Гордей имеет весьма отдалённое понимание – ведь «новый сюртучишко»  при оценке человека для него гораздо важнее тетради со стихами                     А.В. Кольцова.  И потому, думаю, слово «мужик», вернее «мужлан»  Гордею подходит намного  больше, чем Любиму.

У младшего брата Любима в отличие от старшего брата понятие о любви и чести есть, он понимает, что нельзя выдавать племянницу Любу замуж за фабриканта Коршунова.

 «Не трись возле сажи — замараешься», говорит он и брату, и, по сути, всем зрителям.                    А ещё понимает он, что так семью не создают, что племянница не вещь и не рабыня…

Коршунов – даже фамилия героя «говорит» о том, что он не знающий жалости «хищник» и потому самый скверный герой пьесы.  Он совесть свою давно за богатство «продал»

Коршунов решил, что и любовь можно «заработать» или купить. Оттого и красавицу жену в могилу свёл.

А богатства не имеющие  для него и не люди вовсе.

     Нет у Коршунова скромности, стыдливости, присущей истинно русскому, православному человеку. За стыд заплачено!!!

    И какая  может быть любовь – если он, можно сказать, «покупал»  дочь  у хозяина дома Гордея Карпыча. Коршунов, как коршун,  «охотился» за деньгами, а жертвами его «когтей» становились люди — его покойная жена прежде всего. И вот теперь, будучи уже довольно старым, Коршунов высматривает новую жертву  — молодую жену.  А её чувства никого не интересуют.

     И жертва это не единственная. Беззлобный, честный и несколько легкомысленный Любим Торцов -  брат Гордея тоже стал жертвой «цивилизованного хищника». Так называли  Коршунова и ему подобных исследователи творчества великого драматурга. Любим доверил Коршунову свои деньги, а тот обманул, воспользовался  тем, кого называл «другом», и оставил Любима без гроша в кармане. Хотя, наверное, Любим стал жертвой не только Коршунова, но и своего родного брата Гордея.

Вот до  чего может опуститься человек, вот к чему могут привести ставшие идолом деньги, умственная, духовная  ограниченность!!! Человек начинает жить чуть ли                                 не  инстинктами «низшей твари» и становится хуже её,  потому что забывает о данных Творцом разуме и совести, как забыли  о них эти герои пьесы А.Н.Островского.  Даже звери «гуманнее» этих испорченных богатством самодуров!

    А теперь обратимся к очень важному событию в пьесе. Когда Коршунов пришел                         в гости к Гордею, в зале веселились гости – вернее, вся живущая в доме молодёжь.  Ведь                        дни-то Святочные –  так отчего же не порадоваться всем вместе!

Только Гордей  сразу же приказал жене всех прогнать – оттого что  «стыдно» перед московским гостем! Чего же стесняется самый богатый в городе купец? А стесняется он, страшно сказать, русских традиций, святочных песен, что поют девушки. Ему куда лучше музыканты, которым платишь, — музыканты «по форме»,  чем народные песни, доставшиеся нам от предков.

По сути с этой мысли мы и начали…

   Гордея где-то даже жалко за его духовную слепоту. Да только от его «заблуждений» самые близкие люди страдают!

     А теперь, прежде чем продолжить рассказ о семье Торцовых и московском «хищнике» Коршунове, обратимся к одному очень важному вопросу.

Коршунов стесняется «быть русским»! Во все времена писатели  высмеивали таких – «галломанов»  - «отступников» от корней своих.

     Думаю, такие как Торцов и Коршунов, по сути своей предатели. Ведь их же растили те, что всегда придерживались исконно русских традиций, понятий, ценностей. Такие как будто предают своих родителей – да, наверное, и не «как будто»!  В душе Гордея и ему подобных  всё перевернулось «с ног на голову».

 Оттого-то Гордей  и пытается  «заслужить уважение»  в глазах таких, как Коршунов – таких же «предателей»! … 

  И всё же финал произведения очень счастливый.  И, можно сказать, вразумляющий. Ведь говорит он о том,  что люди могут исправиться.

  Благодаря тому, что Любим обличил при всех Коршунова – и тот, возгордившись, отказался от невесты, Гордей осознал свои ошибки, осознал ужас всех ранее  произнесённых им слов и совершённых действий. И мыслить он стал именно как русский «мужик», как глава семьи, а не как отступник.

    Несколько бесшабашный,  но добрый, бесхитростный Любим, которого изначально считал Гордей позором семьи, открыл глаза  старшему брату на то, что он из собственной гордости, собственного самодурства  чуть не погубил жизни двух молодых, чистых, прекрасных людей – дочери Любы и её возлюбленного Мити. Любим смог достучаться до брата — и тот наконец-то услышал его! Услышал, к счастью вовремя, а не тогда, когда могло быть слишком поздно! «Снял ты с нашей души грех великий – не отмолить бы нам его», говорит благодарная жена Гордея – Пелагея Егоровна.

    Деньги, если становятся «идолом», превращают в «нелюдей». Где начинаются поклонение деньгам, там  заканчивается дружба,  родственные связи и любовь.
       Смысл же этого замечательного произведения  - и, конечно, не только его —  ясен, как день, когда небо не затянуто облаками. Не отказывайся от того, среди чего вырос, от того, что нами впитано с молоком матери. Не меняй душу на богатство. Иначе, и от тебя  могут отказаться самые близкие – и ты потеряешь всё.                      

     В заключение хочется сказать, что многие люди, обретая богатство материальное и будучи бедными духовно, нравственно, отрекаются от счастья, от чувств, от того самого что делает человека человеком.

Я думаю, мудрость,  совесть, даже если не было их изначально, должны приходить с возрастом – потому что человек должен приобретать духовный опыт. Человек с приближением к «переходу» в мир иной должен особенно задумываться о душе – хотя думать о душе следует всегда – ведь она Самим  Творцом человеку дана!

    Конечно, добрые люди, люди совестливые, люди, от юности понявшие и принявшие  главные нравственные ценности, всегда были и будут. Ведь именно молодые герои и брат Гордея  своим смирением и незлобием по сути «побеждают» ослепленного богатством и гордостью  самодура.

«Я теперь другой человек», — говорит Гордей, обращаясь в финале и к своей семье, и по замыслу драматурга,  к публике…

  А те, которые, наконец, осознали, что жили не по-человечески, не по-христиански, «перешли» от «эгоистического» богатства к готовности любить и жертвовать, ведомы Страхом перед Судом Божьим, страхом за свою душу. Но такой «страх» не может быть без раскаяния и любви.  Дай Бог осознать это как можно раньше!

О том и говорит нам великий, истинно русский, истинно православный драматург Александр Николаевич Островский.

 

0
20:24
264
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!