​О русской душе и отнятой у нас России. Гл. 13

​О русской душе и отнятой у нас России. Гл. 13

Глава тринадцатая «О поиске Небесного Пути»

Иван Сергеевич Шмелёв пережил супругу свою на четырнадцать лет — и вот, будучи уже вдовцом, сильно заболел — почти при смерти был.
И случилось чудо – наподобие того, что в «Неупиваемой Чаше» отразилось. На рентгеновских снимках писателя вдруг явственно проступил Образ одного из самых любимых, самых почитаемых русских святых — Старца Серафима Саровского. И почти умирающий писатель пошёл на поправку…
Ольга Александровна Шмелёва (Охтерлони) происходила из очень знатного рода. Ни по каким «меркам» земным не должна была она судьбу свою соединить с «купеческим сыном» Иваном. Да не нашего ума дело такое – о том Промысел Божий…
Ольге Александровне посвящён последний двухтомный роман – И.С.Шмелёв даже третий том задумывал – да забрал Господь с земли раба божьего Иоанна. Произведение, созданное за пределами родной России, начатое лет на десять раньше, чем будут окончательно завершены самые известные повести. Наверное, ещё при жизни Ольги Александровны.
Название словно некий «итог» жизни человеческой – «Пути Небесные». Здесь сложностей жизни земной тоже немало – наверное, даже больше, чем в повести о Чудесном Образе Пречистой.
Вот некоторые названия глав первого тома, сами за себя говорящие: «Откровение», «Перепутье», «Искушение», «Грехопадение», «Тёмное счастье», «Очарование», «Отпущение», «Соблазн», «Прозрение», «Наваждение», «Прельщение», «Восхищение», «Знак», «Злое обстояние», «Обольщение», «Метание», «Дьявольское поспешение», «Помрачение», «Последнее испытание», «Вразумление», «Послушание» — и т.д. Словно этапы духовного становления. И духовное, если можно сказать, «напряжение» словно «предела» достигает.
А главы второго тома напоминают чем — то «Лето Господне» и «Богомолье»: «К Николе-мокрому», «Пришедше на запад солнца…», «Чудесный образ»…
Однако и здесь испытания не завершились…
Итак, учёный Виктор Алексеевич Вайденгаммер, рассказавший эту историю, стал почти нигилистом, «никаким по вере». Жена тоже стала «никакой» — «проповедовала» «закон отбора» — и однажды застал её супруг со своим же приятелем…
На том семейная жизнь и завершилась, хоть и двоих детей родить успели. Женились по любви, повенчались, чтобы «соблюсти порядок», а из-за того, что «Бог стал не нужен», семья распалась — хоть и не было тогда «лёгких», как ныне, разводов. Тоже повод для серьёзных размышлений…
И вот однажды ночью после усердных трудов вышел Виктор Алексеевич на балкон, взглянул на полное звёзд небо – и словно пронзила его мысль: такая красота, такое величие не может быть «результатом» хаотического движение. Всё создано Высшим Разумом – Творцом Неба и земли… И даже сознание от нахлынувшего прозрения потерял. Так к вере не только герой И.С.Шмелёва приходил… или возвращался…
И после всего пережитого встретил главный герой белошвейку Дариньку…
Отец её был графом, а мать в доме служила. К скорби великой, не единственный случай, трагедией ставший. Только отец всерьёз хотел отношения узаконить — да на охоте погиб. А вскоре умерла мама. Сестра покойного отца без всяких «сословных предрассудков» хотела забрать племянницу и сама воспитывать — да родня по злобе или глупости не отдала…
А сколько пришлось из-за того вынести красавице Дариньке – в том числе от нечестивцев похотливых…
И однажды решила девушка разом со всеми скорбями покончить – с Каменного моста в реку прыгнуть… И вдруг увидела пожилого мужчину с белой бородою, похожего на Святителя Николая, как его на некоторых образах пишут. Посмотрев на Дариньку грозно, сказал он: «Не смей» — или что-то подобное. И исчез…
Не свершила девушка греха смертного, а вскоре после того встретила Виктора Алексеевича.
Похожий на Николая Чудотворца… Был он урядником – и как на дежурство заступал, так лихие люди район этот обходили. Было почитание Святого даже у разбойников лютых (Вспоминается, конечно, и образ Пречистой «Нечаянная Радость», и «Было двенадцать разбойников» Н.А.Некрасова).
Только Даринька неслучайно — главная героиня романа – была она прекрасной не только лицом. Может быть, неслучайно и то, что она не графиня, а белошвейка. Как мы помним, И.С.Шмелёва в детстве – в период духовного становления окружал русский, православный народ.
И Даринька, как знакомый Виктора Алексеевича сказал, живёт на грани земного и духовного. А то, что беда чуть не случилась… Так и более старшие люди иногда в отчаяние впадают – а здесь сирота с раннего детства…
Пережившая боль и отчаяние, а после — потерю нерождённого младенца, Даринька не озлобилась – и всегда готова была на помощь прийти. Отправляла, конечно, пожертвования и солдатам, и детям. Недоброго, пустого человека так называть писатель не станет.
Ездила Даринька в монастыри московские молиться – немало в романе изображения московских святынь, как и в «Лете Господнем». Именно она исцелит Виктора Алексеевича, «никакого по вере», от того, что «Бог стал не нужен» …
И прежде, чем продолжить, невозможно не вспомнить историю про того урядника, что на Святителя Николая похожим был.
В следующей главе вспомним…
(Продолжение следует)

Аудиофайл:
razmyshlenie.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
16:17
192
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!