О «сверхнациональной», «сверхкультурной» Соборности… Глава 6

О «сверхнациональной», «сверхкультурной» Соборности… Глава 6

ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА КО ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ. У МЕНЯ ЕСТЬ БЛОГ, В КОТОРОМ НАПЕЧАТАНЫ СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ — Т.Е. РАБОТЫ МОИХ СТУДЕНТОВ, УЧАСТВОВШИХ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ «АЛТАРЬ ОТЕЧЕСТВА». НА МОЕЙ СТРАНИЦЕ РАБОТЫ ТРИ, НАВЕРНОЕ. ЗДЕСЬ ЭТО НЕ ПОЛОЖЕНО. ВСЕ РАБОТЫ, ДАЖЕ С БОЛЕЕ ДАВНИХ ВРЕМЁН, НАПЕЧАТАНЫ НА САЙТЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ «ПРОЗА.РУ».

Глава шестая «О портрете и душе»...

И вот, наконец, о портрете. Образ, конечно, глубоко символический. Какова же роль его в литературе?

Представлялось, что глава эта последней будет – да придётся на две разделить и вспомнить, что беседа наша всё-таки не только о творчестве великого английского писателя, хоть и проходит оно красной нитью, а о «сверхнациональной», «сверхкультурной» соборности. А если вспомнить всех авторов, к которым мы обращались, то ещё и в какой-то мере к «сверхвременной».

А потому…

Никого со мною нет.

На стене висит портрет.

По слепым глазам старухи

Ходят мухи, мухи, мухи.

Хорошо ли, — говорю, —

Под стеклом твоем в раю?

По щеке сползает муха,

Отвечает мне старуха:

— А тебе в твоем дому

Хорошо ли одному? –

«Потрет» — название стихотворения, созданного уже в двадцатом веке А.А.Тарковским.

Лирический герой, конечно же, не сошёл с ума – и беседует не с картиной – а через время земное с изображённой на портрете женщиной – родственницей, наверное, которая, судя по всему, уже в мире ином. Да разве только этот лирический герой беседует с «портретом»?

И завершается недолгая «беседа» по сути риторическим вопросом, который, очевидно, бередит лирическому герою душу. Создаётся впечатление, что никого нет с ним не только сейчас. А почему – остаётся за пределами этих десяти строк. И смотрящая с портрета родственница, с которой, возможно, беседовали когда-то, — единственный человек, с которым можно мысленно пообщаться, спросить о том, о чём других не спросишь...

А вот «Портрет», созданный другим поэтом того же поколения – знаменитое произведение Н.А.Заболоцкого.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Портрет не фотография – он больше времени требует, а значит, и большего проникновения в душу. А о том, что глаза душу отражают, будучи её «зеркалом», ещё А.П.Чехов говорил. Потому эти строки Н.А.Заболоцкого, наверное, о сути портрета как такового, о том, что должно видеть тому, кто души касается.

А дальше…

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

И слова о её прекрасных, удивительных глазах, которые «со дна души мерцают», хоть и жизнь нелёгкой была…

Увидел, ощутил душу этой женщины С.Ф.Рокотов – и свою душу в творение вложил…

Вложил душу и художник, написавший портрет юного, прекрасного и тогда ещё души не утратившего Дориана Грея.

О нём в следующей главе…

Аудиофайл:
svete-tihii-hor-sretenskogo-monastyrja.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
00:53
157
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!