Образ Вечной Руси.

Образ Вечной Руси.

Глава первая «О великом Дне Грядущем»

Еще молчат колокола,

А уж восток заря румянит;

Ночь бесконечная прошла,

И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!

Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль, перекрестясь,

Ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся благовестный звон,

И весь Восток им огласися!

Тебя зовет и будит он,—

Вставай, мужайся, ополчися!

В доспехи веры грудь одень,

И с богом, исполин державный!..

О Русь, велик грядущий день,

Вселенский день и православный!

Образ Вечной Руси! Сколько бы ни претерпела она, многострадальная, сколько бы раз ни наступали тёмные времена, с колен всё равно поднимается! Поднимается – и вновь становится великой – потому что Самим Христом избрана!

«Ночь бесконечная прошла» — о чём же говорит поэт – великий Ф.И.Тютчев? Возможно, о погружении в беспросветный мрак, бесконечное забвение, которое прошло, которое было побеждено появившимся Светом. Потому что «светлый день настанет». Это ещё не произошло, но произойдёт обязательно.

«Вставай, мужайся, ополчися!

В доспехи веры грудь одень,

И с богом, исполин державный!..»

Какой глубокий смысл в этих трёх строках! Звучит призыв ополчиться — выйти на бой со злом, с мраком! Но чтобы мрак победить, Руси должно духовно очиститься.

Русь Самим Господом хранима. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» — поётся в 26 псалме. Разве не относятся слова эти к нам, на Руси живущим?!

Словно «эстафету» во времени принимает великий русский художник И.С. Глазунов, изобразивший «Вечную Русь» на одном из самых известных своих полотен. В центре картины народ, над которым возвышается Крест с Распятием – Главная Святыня всего мира христианского.

Смотрящие же на нас с полотна Преподобный Сергий, Митрополит Алексий, убиенный Святой Цесаревич Дмитрий, Святой Князь Дмитрий, поганых одолевший, словно напоминают нам, что сила Руси в искренней вере, в готовности на самопожертвование!

Мы же снова обратимся к стихотворению, с которого начали. Поэт, а вслед за ним лирический герой верит в Россию – и для него вера в Отечество своё неотделима от веры в Бога – в Божий Промысел.

О Русь, велик грядущий день,

Вселенский день и православный!

Потому вселяют строки эти надежду — и, думаю, способны они поменять мировоззрение многих, что их прочитали.

И проникнута мыслью этой, чувством любви и гордости за Русь вся наша литература.

Глава вторая «Единство строится любовью»

А потому обратимся к другому произведению того великого русского поэта

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, –

А там увидим, что прочней…

Так и называется стихотворение – «Два единства».

«А там увидим, что прочней…» — только для самого лирического героя – а по сути самого поэта всё изначально ясно – иначе, таких слов не написать.

Русские люди, славяне всегда были изначально миролюбивыми – и воевали только ради защиты Отечества своего.

Единство, основанное на насилии, страхе и крови, всегда недолговечно. Страх перед правителем всегда может перейти в озлобление — и тогда вспыхнет восстание, которое приведёт к кровопролитию. Мысль эта зримо предстаёт пред нами в первых строках. «Так быть не должно» — говорит нам поэт. Говорит через века.

Насилие и страх — путь в тупик, потому что всё это против человека и против Бога прежде всего. Сама идея убийства людей для создания единого мира, на мой взгляд, является страшным грехом и приводит к тому, что Долготерпеливый Господь в конце концов гневается и наказывает потерявших совесть и разум людей. И вот —

«Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней»…

Потому что Западная Европа сей безумной идеей – идеей «единства на крови» движима.

Крепко, прочно, жизненно только то, что построено на любви и доверии. И на вере истинной. Да и само слово «союз» происходит от слова «узы» — узы любви и братства. Противопоставление силы, страха, ненависти и доверия, любви, братского единства и есть антитеза, на которой построено одно из лучших, одно из самых «актуальных» произведений Ф.И.Тютчева.

Поэт говорит — вернее – предупреждает от одной из главных трагедий, от того, чего делать категорически нельзя, — иначе наступит погибель всего мира. Говорит об истинном, соборном единстве народов. И прежде всего, конечно, о духовной сути родной Руси.

Глава третья «Преемственность раздумий судьбоносных»

Чего же еще недоставало?

Зачем весь мир опять в крови?

Душа вселенной тосковала

О духе веры и любви!

И слово вещее — не ложно,

И свет с Востока засиял,

И то, что было невозможно,

Он возвестил и обещал.

Словно продолжает мысль своего великого предшественника родившийся через пятьдесят лет поэт и религиозный философ В.С.Соловьёв в стихотворении «Свет с Востока». Продолжает главную мысль – вернее, отражает ту же антитезу любви, доблести и рабского страха, на лжи «замешанного», — «доблестных граждан» и «стада рабов», которые трусливо убегают.

«Свет, идущий от Востока» — о чём говорит великий поэт и философ В.С.Соловьёв? Скорее всего, «восток» в данном случае понятие не «географическое». Возможно, следует внимательно посмотреть на само слово. Словно «поток» мыслей, чувств, молитв к небесам восходит. На восток обращён алтарь православного храма. Название Главного Праздника Православного в дословном переводе с английского значит именно «восток». На востоке солнце встаёт, чтобы дать начало новому дню. А «запад» в таком случае словно «закат» или «падение». Потому, возможно, звучит здесь мысль, не раз «озвученная» в русской литературе – Запад отошёл от Христа – и богоотступничество порождает бесконечные войны – да мы уже говорили об этом, читая одно из лучших произведений Ф.И.Тютчева.

Нет, наверное, человека, не знающего, что в средние века на Западе именем Христа творилось множество злодеяний. Чего стоит только сжигание людей на кострах и обвинение их в колдовстве. (На Руси такое бывало — да очень-очень редко).

В отличии от европейцев, у славян слово «ведьма» происходило от слова ведать, а знания – величайшее сокровище, Свыше дарованное.

И про крестовые походы… Именем Христа совершались убийства — но разве Умерший за грехи людские на Кресте заповедовал смертоносным мечом «крестить»?! Разве сами, походы эти совершавшие, не нарушали одну из главных заповедей «Не убий»?!..

Душа славянская всегда была добрее и чище, чем там – на Западе.

Как писал известный русский мыслитель И.А.Ильин, русский народ никогда не пытался захватить, поработить, уничтожить языки других народов и насильственно насадить свой!

Глава четвёртая «Попрание Соборной Святости»

И потому невозможно умолчать о нынешней трагедии Мира Славянского. Под влиянием отрекшегося от Христа Запада нашу общую Память – Память Духовную, Память Историческую у нас отнять пытаются! Память о Крещенской Купели славян в волнах Днепра, об отвергнутой Богданом Хмельницким Унии, о Митрополите Владимире Киевском, с которого Мученичество века двадцатого начинается, о Победе в Великой войне! Всё это — оскорбление чувств каждого, кто от духовных корней своих не отрёкся! И когда-то за растление душ, за попрание святынь, за жизни людей, невинно убиенных, ответ держать придётся!..

Глава пятая. «Единство во Христе».

От нерадостных размышлений о происходящем в нашей нынешней жизни снова к строкам Ф.И.Тютчева возвращаемся – к другим и не менее известным.

Смотри, как запад разгорелся

Вечерним заревом лучей,

Восток померкнувший оделся

Холодной, сизой чешуей!

В вражде ль они между собою?

Иль солнце не одно для них

И, неподвижною средою

Деля, не соединяет их?

В чём суть вопроса, которым завершает поэт одно из главных произведений своих?! Смею предположить, что говорит он о принесшем немало бед расколе Церкви. Расколе и вражде, что словно и в цвете Небес отражаются.

Но ведь Господь Один! «С нами Солнце Истины – Иисус Христос» — напишет почти через полтора века известный русский поэт Иеромонах Роман.

А в начале двадцатого века русский философ кн. Е.Н.Трубецкой воскликнет, что Христос «русский, итальянский, немецкий» всё равно, что «зелёное, голубое или фиолетовое солнце».

Всему, чем Ваша грудь согрета,

Всему сочувствуем и мы;

И мы желаем мира, света,

Не разрушенья — и не тьмы.

Так выразил суть истинно русскую суть – суть русской души, русского мышления великий И.С.Тургенев, благодаря которому и мир узнал гениальных русских писателей, и русский люди прочитали великие творения Запада.

Такие мысли звучат и у не раз упоминаемого Ф.И.Тютчева – ведь все, к чьим творениям мы обращались, — истинно русские люди. И завершает Ф.И.Тютчев риторическим вопросом – потому что для него, как и для Князя-Философа, как и для Поэта, принявшего монашество, ответ ясен. «Солнце Истины – Иисус Христос» соединяет всех, кто истинно верит в Него, кто готов за Ним следовать.

Глава шестая. «Выбор Жизни Вечной».

И снова о стихотворении великого русского Мыслителя В.С.Соловьёва — о Свете, с Востока «исшедшего».

Думаю, что говоря о Востоке, мыслит русский поэт о Возвышенном, Чистом, Грех победить пытающемся. О стремлении к потерянному по грехам Раю.

Тогда всё Смыслом, и Светом наполняется. «Примирить» может только Свет Истины, Свет Христов, что просвещает всех, а не насилие с его крестовыми походами.

Оттого и «исходит» Свет от Востока.

И всё же завершается произведение В.С.Соловьёва тоже риторическим вопросом.

И, разливаяся широко,

Исполнен знамений и сил,

Тот свет, исшедший от Востока,

С Востоком Запад примирил.

О Русь! в предвиденье высоком

Ты мыслью гордой занята;

Каким ты хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?

Пасть к ногам жестокого, бессовестного, воинствующего Ксеркса или всей душою принять Свет Христов, последовать за Спасителем, присоединиться к единству веры – осознанный выбор каждого – и человека, и народа. Вот и призывает великий русский философ и поэт следовать за Христом, а не тратить силы на вражду, уподобляясь царю языческому. Потому в финале, как и в стихотворении Ф.И.Тютчева, «поставлен» вопрос риторический, ответ на который слишком хорошо известен и самому В.С.Соловьёву, и всем истинно русским, православным людям.

Вместо заключения «Дух Жизни».

И напоследок хочется сказать: прозвучал, словно ответ на все волнующие русского человека вопросы, финал одного из лучших произведений поэта–славянофила А.С.Хомякова.

Твое всё то, чем дух святится,

В чём сердцу слышен глас небес,

В чём жизнь грядущих дней таится,

Начало славы и чудес!..

О, вспомни свой удел высокой!

Былое в сердце воскреси

И в нём сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему — и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

И станешь в славе ты чудесной

Превыше всех земных сынов,

Как этот синий свод небесный —

Прозрачный вышнего покров!

Это – призыв — к нам, русским людям! Призыв услышать голос совести, очиститься от всего внешнего, наносного, второстепенного. Призыв прислушаться, увидеть, внять тому, «чем дух святится». Дух жизни, сокрытый в истинно русском сердце.

«Мы заражённые совестью – в каждом Стеньке Святой Серафим» — напишет почти век спустя поэт Серебряного века М.А.Волошин.

И не может быть совести без веры истинной, без Бога в душе. (Показал же Ф.М.Достоевский, что совесть без Бога может заблудиться до самого безнравственного).

Оттого и обращается истинно русский поэт, славянофил ко всем соотечественникам своим, чтобы не забывали об истинном предназначении России – не отступали от Заповедей Божьих и миру всему «сияние веры пролили». (Недаром говорят умные европейцы, что именно на русских вся надежда).

Но, матушка-Русь, без тебя на земле

Огня и тепла не станет.

Пусть все побросали свои кресты

И ходят во тьме без Бога,

Но если спасёшься одна лишь ты,

Собою спасёшь ты многих.

Эти пронзительные слова поэта двадцатого века Н.А. Мельникова словно «продолжают», доводя до предела мысли и чувства, выраженные великим предшественником.

И потому, подводя итоги размышлений, хочу сказать, что Образ Вечной Руси – это нечто большее, чем то, что может представить и выразить один человек. Чтобы постичь хоть немного суть России – Святой Руси, надо прочитать, изучить множество произведений истинно русских писателей — «по-русски» мыслящих и чувствующих, стремящихся постичь Великую Тайну Родины нашей. И самим продолжать духовные традиции наших предков – хорошо, что теперь это становится возможным.

Хранимая Богом Родная Земля, врагом несломленная! Вечная Русь – Земное и Небесное Отечество наше! 

Аудиофайл:
volkov-v-g-pravoslavnye.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+2
16:28
317
RSS
Автор поднял очень важную тему — духовного начала отечества нашего