Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2. Гл.2

Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2. Гл.2

Глава вторая «Две Святые Ночи…»

В эту ночь Земля была в волнении:
Блеск большой, диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады…
Звезда, которая — «Взгляд Отца», которая «как гостья, смотрела на Деву», которая «голубоватая, святая… низко над двором, над Бармихинским садом».
(См. также «Образ Рождества в русской литературе» и «Преддверие Рождества»).
Звезда Рождества, указавшая Путь Спасения. Оттого о Начале Всеобщего Спасения столько произведений писателями русскими создано — и не только русскими, конечно…
Итак, продолжим:
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
Не раз вспоминали мы слова великого русского живописца из духовного сословия – В.М.Васнецова о том, что в Эту Ночь вся земля пришла в движение – оттого изображают вместе и пастухов, что были на соседнем поле, и волхвов, которые шли за звездою года два.
В одном из рассказов Е.Н.Опочинина в Рождественскую Полночь рядом с палатами Иоанна Грозного медведи мордами в снег уткнулись, словно в поклоне. И долго ещё в Москве говорили, как даже у палат царских звери вместе с людьми Родившемуся Христу поклонились…
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три волхва в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
Много-много веков назад не писали на иконах Рождество Христово так, как пишут теперь – неизобразимой была Тайна Великая. Писали только Поклонение волхвов. Образ их — и ныне неотъемлемая часть изображения Начала Всеобщего Спасения – ведь дары волхвов символизируют Бога, Царя и предсказание смерти на Кресте…
Оттого не мог не появиться образ этот и у истинно русского поэта. Кажется, всё стихотворение являет собою большой Образ Иконописный. И то, что узреть очами телесными невозможно.
Не «переносит» А.С.Хомяков Евангельские События на «русскую почву», как, например И.С. Шмелёв или И.А.Бунин. Горит звезда не над «белою землёю» — то есть над Россией, как у В.С.Соловьёва или над русскими полями, как у Н.М.Рубцова. Горит она над всем миром и смотрит в пещеру, в которой родился Спаситель мира.
(См. также «Звезда, в литературе русской просиявшая»)
И словно «подходим» мы к ней вместе с поэтом — вслед за волхвами и караванами:
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
Вспоминается невольно и созданное молодым А.А.Фетом:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик…
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
Только это произведение с Самого Таинства начинается. А выражение: «дары волхвов» даже вышло за рамки одного из Главных для каждого христианина Событий. (Вспомнить хотя бы О. Генри.)…
И вот последнее четверостишие:
В эту ночь вся тварь была в волнении,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
Птиц, «в полуночной мгле поющих», в России слышать приходилось — в Ночь Пасхальную. (См. также «Музыка Вечного Мироздания» или «Гимн Воскресшему»). Пели ли птицы над Пещерой Вифлеемской?! Скорее всего пение их — всё-таки символ мироздания, Славу Младенцу Христу приносящего. И потому для русского поэта пение птиц – нечто за рамки обыденности выходящее.
И через него приближается поэт к молитве – если уж быть точным, к Тропарю Рождества Христова.
Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» — воплощается, звучит в каждой строке стихотворения истинно русского, православного поэта.
И невозможно, наверное, беседуя о прекрасном стихотворении А.С.Хомякова, о теме Рождества Христова в литературе, не вспомнить эти строки:
Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру тайну Боговоплощенья
Слова одной из великого множества колядок воплотилось и в одном из лучших произведений поэта — славянофила…
А вот Главный День – вернее – Главная Ночь, когда звучит во всех храмах: «Христос Воскресе»! И стихотворение «Кремлёвская Заутреня на Пасху».
В безмолвии, под ризою ночною,
Москва ждала; и час святой настал;
И мощный звон промчался над землею;
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества;
И, слыша глас ее, душе знакомый,
Подвиглася великая Москва,
Все тот же он: ни нашего волненья,
Ни мелочно-торжественных забот
Не знает он, и, вестник искупленья,
Он с высоты нам песнь одну поет, –
Победы песнь, песнь конченного плена...
Наверное, объяснять что-то незачем — и не передать чувств верующей души, людей, идущих Крестным Ходом, после которого прозвучат Главные Слова: «Христос Воскресе»! И ответить единым, слаженным хором: «Воистину Воскресе»!
«Океан звона», — сказал о Пасхальной Столице старейший звонарь Свято-Даниловой Обители М.И.Макаров. «Все мы встретимся Там», — понимал, будучи ещё ребёнком, И.С.Шмелёв. (См. также «О русской душе и отнятой у нас России». Гл.7).
А эти строки С.Ф.Рыскина —
Ждёт великий минуты земля…
Затаила дыхание природа…
На холме исполина-Кремля
Колыхается море народа –
словно преддверие изображённого – вернее – отражённого А.С.Хомяковым.
Даже песня весны у А.А.Фета, когда «сердце, пленник зимних вьюг, уж разучилося сжиматься» — тоже «песнь конченного плена» — «плена» ада, побеждённого Воскресением Христовым…
Но всё же кроме этой песни «конченного плена» звучит в стихотворении и нечто иное:
Мы слушаем; но как внимаем мы?
Сгибаются ль упрямые колена?
Смиряются ль кичливые умы?
Откроем ли радушные объятья
Для страждущих, для меньшей братьи всей?
Хоть вспомним ли, что это слово – братья –
Всех слов земных дороже и святей?
Даже в эту радостную Ночь Воскресенья Христова словно слышатся отголоски покаянных стихов о России (См. Ч.1. Гл.4). Сколько риторических вопросов о предназначении человека! И главный из них: что значит Воскресение Христово в жизни каждого – «повод» для застолья и гуляний или переживание всем сердцем и разумом того, что смерть побеждена?! Что Христос умер на Кресте за грехи каждого из нас – и не должно забывать о том и грешить. Иначе, «становимся» мы «рядом с распинателями».
Рождество Христово, Распятие и Воскресение – повод задуматься о своей жизни во Христе. Каждому задуматься…

А ещё об образе Неба и звёзд побеседуем — в следующей главе … 

Аудиофайл:
16-eta-noch-svjataja.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
00:30
383
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!