Иерусалим: город, в который хочется вернуться

Иерусалим: город, в который хочется вернуться

Мое первое впечатление об Иерусалиме было странным. Не хорошим и не плохим, а именно странным. Мы приехали туда с мужем, которому предстояло участие в научной конференции, в одну из июньских суббот, то есть в шабат, когда весь город замирает: не ходит общественный транспорт, не работают кафе, почти никто не гуляет на улице. Разве что прохаживаются периодически «истинно верующие» в своих необычных, закрытых – не по сезону – строгих черно-белых облачениях. Из-за этого у меня поначалу сложилось впечатление, что Иерусалим – что-то вроде альтернативной, показанной в фильме «Матрица», реальности. Постепенно, впрочем, оно дополнилось другими мыслями и взглядами... 

Хорошо, что в Иерусалиме живет одна моя хорошая подруга: она сразу же взяла нас под свою опеку и показала нам и центр города, и редкие работающие кафе, так что голодными – ни до пищи, ни до ощущений – мы не остались.

Иерусалим, при всей своей внешней консервативности, город еще и очень современный. Это заметно и по уровню медицинского обслуживания; и по городскому транспорту; и по количеству интерактивных музеев; и по тому, что все кафешки и кофейни снабжены вайфаем, наконец. Но эта современность вполне себе мирным образом уживается с многочисленными отсылками к древности, встречающимися буквально на каждом шагу, наиболее яркие из которых – несомненно, Старый город и Храмовая гора.

Традиционно Старый город, которому уже четыре тысячи лет от роду, разделяется на четыре неравных квартала, современные границы которых сформировались лишь в XIX веке. Это Мусульманский, Христианский, Еврейский и Армянский кварталы. Нынешнее население Старого города проживает в основном в Мусульманском и Христианском кварталах. В стенах Старого города чувствуешь дыхание вечности, и это не простые слова. Одна из важнейших христианских святынь этого примечательного места – Виа Долороза: крестный путь, тянущийся от Львиных ворот Старого города до Голгофы. Когда мы шли по нему с экскурсией, нам навстречу вышла группа испанцев, исполнявшая религиозные песнопения а капелла. Очень сильно, слаженно и проникновенно. Помню, что во время их пения, сначала приближавшегося, а потом отдалявшегося от нас, я словно выпала из реальности. Где я?.. Кто?.. В каком веке нахожусь?.. Здесь только что вели на распятие Христа. И здесь же раскинулся сейчас рынок – кипит обыденная жизнь с ее простыми сиюминутными радостями, толчея людей, смех и нестройный хор голосов...

Идейным центром Христианского квартала является Иерусалимский храм Воскресения Христова – храм Гроба Господня. По сути, это целый архитектурный комплекс, включающий в себя Голгофу с местом распятия, ротонду – сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, соборный храм иерусалимской церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, Храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположен целый ряд монастырей, вспомогательных помещений и галерей.

Храм поделен между шестью конфессиями христианской церкви (греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской), каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Храмовая гора, упоминавшаяся в Пятикнижии, – еще одно священное место в Иерусалиме. Это обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города. Ее высота — 774 метра над уровнем моря. Храмовая гора – наиболее священное место для иудаизмаи третье по святости – для ислама. На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский храм. Здесь же, согласно еврейским представлениям, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения — мечеть Аль-Аксаи Купол Скалы.

Помимо Старого города, в Иерусалиме огромное количество интересных для посещения мест. Здесь множество парков, очень любопытный в своей разношерстности «Музей Израиля», по которому мы бродили почти целый день; привокзальная площадь с уймой уютных кафешек, открытых даже в субботу; артистический район художников и его символ – мельница; кошерный «Макдональдс»; арабский рынок и ооочень странное сооружение Струнный мост «Арфа Давида».

В Израиле уживаются множество самых разных людей и таких же далеких друг от друга религий, в том числе, конечно, и православие. Одной из интереснейших поездок для меня стала поездка по православным местам. Кажется, она называлась «Русский Иерусалим» или что-то вроде того, но при этом мы заезжали еще и в Вифлеем, в храм Рождества Христова, построенный, по преданию, на месте рождения Христа. В Вифлееме грязно и неухоженно, как, впрочем, везде в палестинской части Израиля... Мы ооочень долго ждали водителя, который никак не хотел к нам приезжать – представления о пунктуальности здесь тоже особые, свои. Великий храм, к сожалению, не произвел на меня должного впечатления: и из-за толп народа, и из-за разноголосицы экскурсий, и из-за ремонта, который в храме проходил...

В ходе того же экскурсионного тура мы заезжали в иерусалимский женский православный монастырь Марии Магдалины с семиглавой красавицей-церковью. Ее называют визитной карточкой России на Святой Земле. Внутри она украшена работами В. Верещагина и С. Иванова.

Самое большое и умиротворяющее впечатление произвел на меня, пожалуй, Горний Казанский монастырь. Это православный женский монастырь в ведении русской духовной миссии в Иерусалиме. Расположен он в Эйн-Кареме, в семи километрах на юго-запад от Старого города Иерусалима. Название монастыря – Горненский или Горний – связывают с тем, что он находится в той местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся в горах.

В обители – около шестидесяти сестер. Настоятельница монастыря с 1991 года – игумения Георгия (Щукина). Сейчас ей уже более 80 лет. В начале 90-х она приехала в Израиль, не думая оставаться здесь надолго, но... «пути господни неисповедимы».

Даже не знаю, как описать свои чувства от посещения этого места – скажу только, что я внезапно почувствовала себя дома! По святым местам я ездила и без мужа, который в тот день работал, и без подруги, которая к тому времени тоже израсходовала свой запас выходных дней, с группой незнакомых мне людей, в основном женщин среднего возраста, естественно, религиозных и преимущественно воцерковленных, так что в ходе экскурсии не всегда ощущала себя в своей тарелке... Но в Горнем монастыре мы все как будто немного сроднились: завязались какие-то общие беседы, всем захотелось друг другу улыбнуться. Здесь очень тихо, уютно и ... богоугодно, если можно так выразиться. Очарование этого места можно сравнить с неприметной красотой средней полосы России. Кажется, что ничего особенного вроде бы и нет, ничего потрясающего воображение, глобально-масштабного, но чем дольше смотришь – тем больше хочется здесь остаться. Если мне посчастливится снова попасть в Израиль и в Иерусалим, то очень бы хотелось снова выбраться сюда, подышать этим воздухом и заглянуть в храм с длинным и гордым названием – «Храм Всех Святых в земле Российской просиявших».

Еще одна примечательная особенность Иерусалима состоит в том, что это «белый город» – все его дома построены из особого белого известняка. Когда мы только-только приехали из Израиля в Москву, у меня первое время все еще стояли перед глазами бело-желтые, нагретые в солнечных лучах иерусалимские здания!.. И где-то с неделю я привыкала к виду «родных» московских многоэтажек, разношерстных строений, отличающихся функциональностью в ущерб красоте и стилистическому единообразию.

(июнь 2015)

+2
20:53
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!