Студент "Челом к эфиру вознёсшийся"

Студент "Челом к эфиру вознёсшийся"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Кругляк Никита Константинович (Студент дал согласие на публикацию)

«Челом к эфиру » вознёсшийся».
(О Главной Русской Святыне в стихах).
Глава Первая. «Наши духовные истоки».
В кругу очертясь заповедно-твердынном,
На холме великом, на холме святом,
Царей православных жилище старинном,
Он стал и вознесся к эфиру челом;
В эпоху тревог и печали народной,
В дни голода вырос… недаром он тощ!
И веет с чела его мглою холодной,
И в нем откликаются воля и мощь.
«Пока стоит «Иван Великий», стоит Россия…» - так во все времена считал русский народ. Перед нами строки произведения, которое без всякого мудрствования названо именем самой высокой в Москве Колокольни - Колокольни Московского Кремля. Колокольни, построенной и освящённой в честь Древнего Святого – Иоанна Лествичника. Колокольни, строить выше которой в Москве было запрещено.
Иван Великий являет собою живую связь со всей Святой Русью, с победой над врагом в самых, казалось бы, немыслимых испытаниях – и во времена татаро-монголького нашествия, и во время битвы с поляками, и во времена войны с антихристом – Наполеоном.
Иван Великий - Дом Божий. Ему стоять веками, отражая Волю Божью мощь России и Сердца её – Москвы, воплощая Глас Божий колоколами!
А теперь небольшое отступление. Часто старшее поколение сокрушается о том, что молодые люди не понимают истинной сути, истинной ценности таких понятий, как вера, Слово Божье, хотя сами многие пришли к вере непростым путём и уже будучи взрослыми.
А также о том, то молодое поколение в большинстве своём не испытывает гордости за свою страну, не знает её истории. С этим не поспоришь. Но что же делать?
Честно признаться, не знаю. Но я уверен, что живу в одном из красивейших городов мира, славная история которого достойна того, чтобы её знали и понимали, чтобы относились к ней с благоговением. Да только сухие исторические факты вряд ли могут найти отклик в сердцах людей. Возможно, кому-то, как и мне, нужно поэтическое слово, истинно русский поэт, способный, как писал А.С. Пушкин, «глаголом жечь сердца людей».
И вот один из примеров прекрасного произведения, отразившего главное в Колокольне Ивана Великого. Поэтому снова обратимся к произведению:
Горит и красуется сторож могучий,
Сокровище взору, источник мечтам,
И волны молитв и громовых созвучий
От купола яркого мчит к небесам.
Он к Богу взывает, как Веры посредник,
И смотрит на мир с рубежа облаков,
И дней безграничных державный наследник,
Смеется полету голодных веков.
На само деле, конечно, не «посредник», а воплощение, как уже говорилось, живой связи с Творцом детей Его!
Глава Вторая. «В каждом сердце русском – с самого детства»
Великий русский мыслитель – москвич, вспоминая спустя много лет свои прогулки с мамой в Кремле, напишет в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе», что Иван Великий похож на гигантскую свечу, «горящую к небу над Москвою». Он подчеркнул, что будучи ребёнком просто чистым сердцем почувствовал живую связь верующего, молящегося с небом. Да и свечи в храме ставят во время молитвы – а Иван Великий, говоря словами Е.Н.Трубецкого, словно «зажжена» молитвою всей Москвы, всей России!
А потому во всём стихотворении ощущается «движение вверх». Ведь Иван Великий «волны молитв и громовых созвучий от купола яркого мчит к небесам»! «Мчит» вместе с устремлённым к небу «пламенем гигантской свечи»!
А теперь возвратимся к стихам. Девятнадцатый век поистине был золотым веком русской поэзии. Однако не все имена нам известны. А среди них есть немало таких, чьи произведения – это целая картина мира. Их язык, возможно, может показаться слишком торжественным для живущих в век информационных технологий. Но, если вдуматься, - то человеческие чувства не претерпели изменений – потому что вне времени, над временем. И стихотворение Е.Л.Милькеева, с которого начата наша беседа, – яркий тому пример.

Глава Третья «В поэзии запечатлённый».
Когда двадцать лет назад отмечали 850-летие нашей Древней Столицы, вдруг, словно пробившиеся из недр забвения источники, вышли на свет многие почти забытые имена, многие неизвестные большинству произведения. И это стихотворение – одно из них. И что ещё очень важно: многие признававшиеся в любви нашей Древней Столице, воспевавшие её святыни, родились и выросли далеко от Москвы.
Так кто же он - автор этих преисполненных любовью к Москве, к её святыням строк?! Поэт, которому Господь даровал лишь тридцать лет земной жизни –, был поэтом – самоучкой. Родился он далеко от Москвы - в Тобольске, но был вдохновлён Святым Градом. Ведь Москва всегда была «духовной» столицей всей России – каждого истинно русского человека! Читая стихи, посвящённые Главной Святыне московского Кремля, я открыл для себя имена трёх поэтов: Евгения Лукича Милькеева, Александра Ивановича Полежаева и Сергея Фёдоровича Рыскина.
Глава Четвёртая. «Свидетель многострадальной истории русской».
А потому обратимся теперь к образу, созданному:
Один крестьянин полудикий
Недаром вымолвил в слезах:
«Велик Господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!»
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух московский,
Гуди во все колокола!..
Даже необразованный человек понимает – вернее, ощущает верующим сердцем величие Кремлёвской Святыни – а главное, Величие Божие, в Святыне воплощённое! Мы начали с этих строк, но у поэта образ крестьянина «полудикого» - наверное, не очень грамотного, возможно, в первый раз оказавшегося в Москве, но глубоко верующего, показан в финале. И неслучайно! Крестьянин отражает душу народа – русского, православного, благочестивого народа, всем сердцем устремившегося к Богу. И потому слова его звучат словно некий нравственный «вывод» о сути нашей Древней Столицы – и всей Святой Руси.
Но обратимся и к другим строкам стихотворения А.И. Полежаева, чтобы показать ещё раз, насколько многогранен образ Ивана Великого.
Итак, в отличие от Е.Л. Милькеева, А.И. Полежаев несколько больше углубляется в русскую историю:
Его набат и тихий звон
Всегда приятны патриоту;
Не в первый раз, спасая трон,
Он влек злодея к эшафоту!
И вас, Реншильд и Шлиппенбах,
Встречал привет его громовый,
Когда, с улыбкой на устах,
Влачились гордо вы в цепях
За колесницею Петровой!
Углубляется, чтобы показать историческую преемственность, величие русского «трона».
Вот он — огромный Бриарей,
Отважно спорящий с громами,
Но друг народа и царей
С своими ста колоколами!
Даже некоторая связь с античными временами, что в русской поэзии не редкость!
Для чего? Наверное, для того, чтобы ещё раз подчеркнуть величие Святыни.
И Святослава меч кровавый
Сверкнул над буйной головой,
И, избалованная славой,
Она склонилась величаво
Перед торжественной судьбой!..
А это - отражение победы Православия над язычеством, что для Руси переоценить невозможно!
Конечно, в целом стихотворение А.И.Полежаева, в отличие от восторженных слов Е.Л.Милькеева, полно и не очень радостных размышлений, например, о том, что Москва – «песку и камней только груда». Но всё же главное в обоих произведениях - Великая, над временем и пространством вознесённая Святыня. Вписанный «во все скрижали» Отчизны» - «среди щитов, огней, блистаний», горящий «в радугах цветных» Иван Великий! «Посредник веры», взывающий к Богу за всю Святую Русь!

Глава Пятая. «Звон Пасхальный над Столицей».
И, наконец, третий названный поэт, как и Е.Л.Милькеев, проживший очень короткую земную жизнь - С.Ф.Рыскин. Он тоже обращается к Образу Главной Русской Святыни. И впечатление от стихотворения усиливается ещё и оттого, что всё изображаемое происходит в Главный Праздник наш – в Святую Пасхальную Ночь.
Ждёт великий минуты земля…
Затаила дыхание природа…
На холме исполина-Кремля
Колыхается море народа…
Поэт передаёт трепет, охвативший верующих в ожидании Великого Торжества - Воскресения Христова.
Для того, чтобы передать особую роль колокольни Ивана Великого, поэт использует традиционное и так необходимое здесь олицетворение:
Колокольня Ивана темна
И, крестом в небеса улетая,
Ждёт священной минуты она…
«Ждёт» не только Иван Великий - «ждёт» вся Москва - «ждут» все здесь собравшиеся.
И вот Святая Минута настала! Разнеслась над Москвой Благая весть о Воскресенье Христовом. И сопровождается она пением колоколов, звучащих «серебристой могучей октавой».
Поёт вся Москва! «Это был океан звона», - напишет десятилетия спустя москвич – звонарь Свято-Даниловой Обители М.И.Макаров. И у С.Ф.Рыскина пению Ивана Великого вторят «голоса сорока сороков колоколен». Это – соборное единство всей Православной Москвы, всей Руси Православной. Которое особенно ощущается в Самую Главную для любого православного Ночь – Святую Ночь Воскресенья Христова.
И душа каждого верующего во Христа, внимая пению колоколов, «всё земное оставить готова», чтобы воспарить к небесам вслед «уходящему в небеса звону».
Чутким ухом внимает земля
Благовестью любви и спасенья…
Хороша на вершине Кремля
Эта дивная ночь Воскресенья! ...
Внимает «чутким ухом» и сам поэт, и все, создавшие прекрасные стихи о Главной Московской, Главной Русской Святыне!
Пасха – наш Главный Праздник – Праздников Праздник - а потому разговор о Московских Святынях, о возносящемся к небесам Иване Великом завершим здесь – на вершине Кремля в Святую Ночь Светлого Воскресенья Христова.

0
23:14
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!