Студент "Исцеляющее покаяние"

Студент "Исцеляющее покаяние"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Баскаев Тамерлан Игоревич. (Студент дал согласие на публикацию)

Исцеляющее покаяние.

Глава первая «Очистить душу от грехов»

Очень часто в русской литературе встречается тема покаяния – и неслучайно. Потому что призыв к покаянию — это призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира. Покаяние значит - глубокая перемена ума, и немыслимо оно без искренней веры в Бога. Именно покаяние дает человеку возможность увидеть мир таким, каким сотворил его Сам Господь.
Итак, обратимся сначала к народной духовной поэзии, издавна отражающей душу народа и нераздельный с душою образ мышления.
Душа моя прегрешная, что не плачешься?!
Ты плачь, душа, рыдай всегда, тем утешишься.
Не успеешь ты тогда плакати, когда приидет смерть.
А по смерти грехи твоя обличат тебя.
Скинь одежду ты греховную в покаянии.
Конечно же, покаяние – главная мысль произведения. У каждого человека есть свои грехи – никто не безгрешен. И перед тем, как покаяться, человек испытывает чувство вины, угрызение совести, и только после осознания греха происходит истинное покаяние. А когда приходит смерть - уже поздно каяться, ведь покаяние — это не только просьба, обращённая к Богу о прощении – это, как мы уже сказали, - кардинальное изменение мышления, образа жизни. Лирический герой, если можно так его назвать - образ, конечно же, обобщённый - потому что относятся эти мысли, эти слова ко всем, мыслить не разучившимся. Он словно «призывает» себя покаяться - пока еще есть время, чтобы прожить оставшуюся жизнь с чистой душой, добрыми помыслами и изменить свое отношение к миру. И не только себя, конечно.
А главное время покаяния – Великий Пост.
«Откуду начну; плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» - так начинается Покаянный Канон, который читается на Первой Неделе.
Главное слово – «окаяннаго» - так называет создатель Канона – Святой Андрей Критский свою жизнь - не только свою, конечно - потому что грехов немало у самого хорошего человека. Такова наша жизнь земная. И вот размышляет Святой о том, с чего начать путь покаяния. А приходит покаяние через исповедь перед Богом. И звучит здесь надежда на возможность осознать, пересмотреть всю прошедшую жизнь. Покаяние дарует человеку жизнь новую.
«Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное… Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй!» - так воспитывал благочестивый плотник Михаил Панкратович Горкин будущего писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. До ребенка с самого малого возраста доносится мысль о том, что надо очистить душу от грехов, чтобы увидеть мир таким, как мы уже говорили, каким его Бог создал.
Простой русский человек говорит о том, что составляет основу его понимания жизни – и ребёнок «впитывает» душою и разумом, чтобы потом - через много лет и своим детям передать.
Ведь именно в семье формируется духовный мир человека. Как жалко – вернее – какая страшная трагедия в том, что всё, отражённое в знаменитой повести «Лето Господне», у нас десятилетиями отнималось…
Глава вторая «Исцеляющее» наказание»
А теперь перенесёмся на несколько десятилетий назад и обратимся к знаменитому роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Главный герой - Родион Раскольников совершает смертный грех - убийство. Он лишает жизни старуху-процентщицу и ее сестру, чтобы забрать деньги и улучшить состояние своей семьи, чтобы помочь множеству нищих, как он себе представлял. Родион пришел в размышлениях своих к теории «сверхчеловека», разрешающей убить одного человека во благо других людей. Разрешающей «сверхлюдям» вершить судьбы других, распоряжаться их жизнями. Но «теория» очень быстро «рассыпается»…
Главный герой не в силах жить с этим – неслучайно и деньгами воспользоваться не смог. Он испытывает желание донести на себя - но сознание героя еще не готово к раскаянию. Раскаяние, а вслед за ним покаяние придет позже, на каторге.
Там Раскольников сильно заболевает - и видит странный сон. Видит он странных существ, именуемых трихинами – вернее то, что делают они с людьми. Трихины, вселяясь в разум человека, становятся угрозой для человека, для всего мира. Люди, принявшие их в себя, становились жестокими и убивали друг друга. «Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». Этот сон полностью «противоречил» теории Раскольникова - потому что речь, конечно, о святых, а не возомнивших себя «сверхлюдьми». Сон и болезнь, во время которой был Раскольников при смерти, помогают герою избавиться от «трихин» в его душе. Болезнь и сны Раскольникова сыграли важную роль в осознании им преступления, это было словно наказанием, которое прошел Раскольников. И неслучайно происходило оно в то самое - особое для человека время – Страстной Седмицы Великого Поста и Светлой Седмицы.
А ещё огромную роль сыграла в покаянии Раскольникова Соня – и чтением Евангелие, и своим примером покаяния и жертвенности – ведь она, принеся свою жизнь в жертву ради мачехи и её детей, считала себя великой грешницей.
Итак, на каторге у Раскольникова происходит духовный перелом – и главный герой приходит к истинному раскаянию.
Он воскресает душой. Свой путь к покаянию Раскольников начинает тогда, когда осознает ужас прошлого и преисполняется верой в будущее — совсем иное будущее…
Сознание собственного несовершенства невозможно без покаяния - ведь оно открывает человеку возможность познать самого себя и увидеть Промысел Божий о человеке. Как не может быть веры без покаяния, так и покаяние невозможно без веры.

0
21:38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!