«Пространство глубокой сосредоточенности».Вступл.и гл.1
«Пространство глубокой сосредоточенности».
Небольшое вступление.
Рассказ наш, конечно, об одной из святынь православных — и название, наверное, к любой из них «подошло бы». Но в этом небольшом Храме – в одном из самых «молитвенных» — по крайней мере, по числу храмов православных – районе Столицы нашей слова о духовной сосредоточенности ощущаются, кажется, на уровне пяти земных чувств. Ведь слово само означает, что вся «среда», нас окружающая, словно в «точку» собралась, сжалась — для того, чтобы самое главное оказалось «под лучом в окружающей тьме».
А здесь, как мы уже сказали, «пространство» молитвы совсем небольшое – и Образов Святых немного, а рядом с алтарём нет вовсе. Но Образы эти каждому верующему с раннего детства, наверное, знакомы. Они словно вглубь «почвы» русской, русского души, сознания русского «проросли» — и глубину эту не измерить.
Мы об этих Угодниках Святых, об Образах Пречистой говорили, конечно, — и не раз. Потому сейчас просто совершим небольшой молитвенный «путь», кланяясь в пояс пред Образом каждым или на колени припадая – тем более, здесь это вовсе не трудно...
А в честь кого Святыня сия возведена и где вознеслась она над московскими улицами,- об этом в финале скажем. После молитвы пред Образами Святыми…
Глава первая «О Матушке-Царице»
Образы Пречистой в любом храме православном – «тема», наверное, особая – потому что Она Единая Мать, Заступница, благодаря добровольному согласию Которой в мир наш Спасение пришло и «вырвано» было жало у смерти (См. также «Уголок Богородицы в Храме Пророка »). А Образов Ея множество великое — и кроме Самой Девы Пречистой, никто не знает — не узнает никогда, сколько их, людям любовь Богородицы являющих…
Да в каком же храме Иконы Этой Чудотворной нет?! Её, как и Владимирскую,Евангелисту Луке «приписывают» — потому что Одигитрия к Первообразу восходит. Молясь пред Нею, называют Царицу Небесную Заступницей рода христианского.
А ещё — Образом Этим чаще всего на супружество благословляют...
Сама Матерь Божия отроковице – дочери стрельца явила Образ Свой Чудотворный, в холст завёрнутый и в огороде закопанный. Было это во времена Царя Грозного в городе древнем, от которого и Икона, всей Россией почитаемая, Имя Своё получила. Казанский Образ Матери Божией...
Радуйся Заступнице Усердная рода христианского…
А вот два Образа напротив друг друга – Образы, на которых Она на троне. Их во времени земном почти семь веков отделяют. Один из них на Русь со Святой Горы в тринадцатом веке «спустился». Пред Ним молятся прежде всего о тех, кому рак пытается «приговор вынести». Может быть, именно потому Образ Этот ныне почти в каждом храме – два из них, исцелениями прославившихся, в хорошо известных монастырях. А День Памяти Образа накануне учебного года…
Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице, избави от обстояний к Тебе прибегающих, от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.
Другой же явлен был, когда Россия великая обезглавленною стала – как сказал один из героев И.А.Бунина, народ стал словно «скотиной без пастуха — всё перегадит и себя искалечит». Явлен был Образ Чудотворный в селе Коломенское – как знак того, что ныне в России есть только Царица – Царица Небесная. Этот трагический день и стал Днём Памяти Образа.
Но ты, милосердная Мати,
Детей своих падших заблудших
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души –
молился Пречистой Последний Царь Русский. (Стих. Архидиакона Романа. См. также «У скорбной памяти «в гостях»).
Может быть, благодаря молитве Императора, после крови и страданий века окаянного вернула Пречистая Россию в лоно Церкви Православной. Хорошо бы — не только «внешне». Слишком долго душу народа русского, душу, что изначально, как сказал раннехристианский писатель Тертуллиан, — «христианка», ломали, давили, вытравливали. «Язычницей лукавой» сделать пытались – или солгать, что её вовсе нет…
Наверное, более века спустя снова должно молиться пред Образом Этим за Отечество наше – слишком много нестроений духовных, и так часто очевидным становится нежелание или невозможность осознать, наконец, почему главная трагедия века прошлого случилась. И в чём виноваты мы – и предки наши сто лет назад…
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей “Державней”, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу.
Если кто-то не догадался ещё, то подошли мы к Образам – Всецарица и Державная. (Какие прекрасные, глубинные названия – нет, имена — потому что икона – «предмет» одушевлённый)…
(Продолжение следует)
Прочли стихотворение или рассказ???
Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!