Рецензия на рассказ Ирины Дроновой "Блажь" по запросу автора. От Сергея Светланина.
Написать рецензию на рассказ «Блажь» я согласился сразу, потому что он кинематографичен и похож на литературный сценарий.
Начав писать, поймал себя на том, что пишу не рецензию, а режиссёрскую разработку, прикидывая, на каком видеоряде должен звучать голос за кадром. И как это было бы интересно показать олениху с оленёнком. И где автору нужно дописать сцены и добавить диалоги браконьеров, ожидающих отъезда лесничего, в то время, как он мирно беседует с дочерью. По всем законам кинодраматургии и параллельного монтажа…
Но вовремя сказал себе: «Стоп» и напомнил разгулявшемуся воображению, что это рассказ, а у рассказа другие законы!
Рассказ написан хорошим литературным языком. Использована разговорная лексика и выдержана стилистика каждого, в зависимости от характера, пола и возраста. Удачны диалоги, в которых автор сумел точно передать взаимоотношения Насти и её папы. Как и многие отцы, он не очень-то понимает тонкости настроения дочери-подростка. Но находит верный тон и простые слова, в которых каким-то волшебным образом улавливается даже интонация. Все физические действия во время диалогов очень продуманы, либо созданы на вдохновении, когда писатель видит каждый взгляд, жест и даже позы своих героев, что передаёт их внутреннее состояние и пробуждает читательское воображение. Хорош повествовательный тон автора при описании размышлений отца, его воспоминаний, оценок происходящего, тревоги за дочь, стремлении оградить её душевный покой и как-то порадовать. Лирические отступления логичны, к месту и многое объясняют читателю. В коротком рассказе – целая жизнь с её сбывшимися и не сбывшимися планами, надеждами на будущее. Выстроен событийный ряд, который держит внимание читателя на протяжении всего произведения.
Действие начинается накануне дня рождения дочери Лесничего – Насти.
На неё накатила «блажь» – в ней «застряли слёзы».
В конце рассказа мы понимаем, что это было предчувствие беды. Браконьеры убили олениху. Но каким-то чудом выжил оленёнок, которого Лесничий нашёл на дороге и привёз дочери. Охота на олениху осталась «за кадром». Мы можем только домыслить, как она уводила браконьеров от «лёжки» и как, словно «завороженный», оленёнок оказался в свете фар машины Лесничего.
Здесь впервые в рассказе происходит встреча читателя с оленёнком. Я было решил посоветовать автору добавить в один из начальных эпизодов рассказа, где описываются фотографии природы, которые Настя выкладывает в сеть для своих подружек – фото, не убитой ещё, оленихи рядом с трогательным оленёнком. Но потом подумал, а может быть, автор специально не заостряет на этом внимание читателя, точно так же, как Лесничий специально не сообщает дочери о гибели оленихи?
Девочка, выросшая без матери, увидев беспомощного детёныша, расплакалась. «Застрявшие внутри слёзы» пролились сплошным потоком с хлюпаньем носом, всхлипами и размазыванием по щекам. Настя объяснила отцу, что это слёзы радости.
Но ведь она ещё мала и не может проанализировать, осознать всё происходящее в душе. Мы видим это в самом первом диалоге с отцом. Автор медленно, на протяжении рассказа, подводит нас к тому, чтобы мы самостоятельно сделали вывод, какие это слёзы.
Девочка, выросшая без матери, переполнена жалостью к оленёнку, и радостью, что он выжил. Это самый дорогой подарок. Он не попал в руки браконьеров, не потерялся, не достался лесным хищникам.
Автор, как хороший рассказчик, «выманивает» читательскую мысль о том, что, может быть, эти «застрявшие слёзы» и спасли оленёнка от жестокой расправы. Судьба сделала Насте и детёнышу погибшей оленихи подарок – жизнь, которая продолжается.
Не буду вдаваться в сложные психологические тонкости и проводить параллели между оленёнком и Настей, оставшимися без своих матерей. Но то, что они под надёжной защитой сильного, доброго и надёжного человека – это очевидно.
Мы знаем, что зло всегда ищет свои жертвы. Тонкая женская интуиция «чувствует» его смрадное дыхание, окружающие принимают это чувство за «блажь». Но может быть, именно эта самая «блажь» и спасает каким-то невероятным образом «детёнышей» от гибели. Сохраняет продолжение жизни на нашей планете. А сильные и добрые мужчины охраняют эту жизнь! Это и есть ценности Добра.
Я конечно дилетант и графоман, но сегодняшняя ваша рецензия,- лучшая на сегодняшний день.
С уважением.
Думаю, что организаторы меня поддержат, т. к. их решение, отодвинувшее прозу, было не из лёгких!
Думаю, что в Болгарии, на писательских встречах, в конце августа 2017 года достойный автор прозаик Ирина Дронова будет по справедливости присутствовать, как один из победителей.
Почему я отдал ей предпочтение можно узнать из моей рецензии на её рассказ «Блажь».
Надеюсь на понимание и поддержку остальных членов клуба «Добро».