Семинары по прозе приглашают к обсуждению!
После летнего перерыва возобновляет свою работу рубрика «Рецензии», и сегодня она открывается очередным Семинаром по прозе.
Приглашаем всех к Открытому микрофону для обсуждения и критики рассказа нашего автора, чьё имя мы пока по традиции оставим в секрете для большей объективности.
Сам автора на анонимности не настаивает и обязательно примет участие в дискуссии.
Семинары задуманы для того, чтобы помогать друг другу в работе над своими текстами, повышать мастерство, работать над ошибками.
Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, содержит его краткий анализ и оценку достоинств и недостатков, советы по правке и корректировке. Для рецензии очень важна объективность и справедливость в оценках.
Вы можете оставить отклик-впечатление или сделать комплексный анализ (критический разбор) текста произведения, оценить содержание и форму, специфику композиции, особенности индивидуального стиля автора, указать на типичные грамматические и лексические ошибки.
Напоминаю правила обсуждения у Открытого микрофона:
— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично;
— автор, представивший своё произведение на рецензирование, должен быть готов воспринимать критические замечания и отвечать на них, соблюдая те же правила.
Итак, читаем рассказ (он представлен в авторской редакции) и оставляем свои отзывы в комментариях.
«Палач» ей клялся, что влюблен
Казалось, что жизнь остановилась и ни что не происходит вокруг.
Мила поплотнее укуталась в плед, мыслей почти уже не было в голове кроме одного вопроса: «За что?»
Слез тоже уже не было, но тело немного дрожало.
— Ну, как же так? Почему? За что?
Обида и непонимание наполнили ее всю, не хотелось есть, пить, спать. Хотелось только понять – зачем, ОН так со мной?!
Почти 4 года они прожили вместе, как семья. По крайней мере все так и думали про них, говоря «какая красивая пара». ОН строил планы на их будущую совместную жизнь, как состарятся и «умрут» в один день. Мила слушала, улыбалась и думала «вот оно мое счастье, ОН любит меня, а я его».
Все выглядело со стороны – идеально. Но, жизнь состоит не только из праздников, но и быта, а еще решения разных ежедневных вопросов.
ОН был в разводе, Мила тоже была давно разведена и, казалось бы, встретились два человека с уже своим жизненным опытом, полюбили друг друга, жить бы да радоваться каждому дню…Но цели могут быть «одни», а планы другими. У каждого свои.
Когда они познакомились, у Милы был свой, вполне доходный бизнес, который обеспечивал ее жизнь полностью. Работать приходилось иногда ненормированно, что давало свои дополнительные бонусы. Новая квартира, с только что приобретенной в кредит красивой мебелью. Стабильная жизнь в достатке.
ОН работал на производстве наемным сотрудником на фиксированной заработной плате. Имел свою квартиру и машину класса люкс, но «давнего» рождения. ОН рассказывал, что, когда у него был свой доходный бизнес, смог все это себе купить. С тех пор фортуна его покинула и поэтому в его жизни настал полный застой.
Мила слушала его и говорила:
— Все будет хорошо, мы же вместе теперь. И машину тебе отремонтируем, и холодильник новый купим, а то в этом продукты портятся быстро. Да и одежду тебе обновить бы надо, а то я устала уже твои носки и брюки штопать.
Он обнимал ее и говорил:
— Обожаю тебя, дорогая!
Мила прижималась к нему, уткнув нос в плечо и думала «вот оно счастье».
Холодильник выбирали долго, ОН смотрел подешевле, но Мила настояла и купили большой и удобный.
— Дорогой, мне нужно срочно к подруге съездить, но это не близко, ты же меня отвезешь?
— Да, конечно дорогая, отвечал он. Вот только боюсь, что в пути, что ни будь с двигателем случиться и мы встанем на дороге.
— А что с ним? Что-то серьезное?
— Думаю, что да, я уже давно хотел в нем ремонт сделать, но ты же понимаешь, что с моей зарплатой не до него.
Через неделю Мила позвонила подруге и сказала:
— Ну что, жди в гости, мы завтра выезжаем к тебе.
Потом наступила их первая зима и дороги стали скользкими.
— Дорогой, ты меня сегодня отвезешь на работу?
— Да я бы с радостью дорогая, но ты же видишь, какой гололед на улице?
— А резина у меня не зимняя и так езжу потихоньку, на своей старенькой резине.
— И что теперь? Спросила Мила
— Опасно так ездить, ответил ОН.
Каждый вечер, у него был ритуал: пиво и рыба, а сегодня, в честь новой резины, ОН купил вино для Милы.
— Дорогая, я так счастлив, что ты у меня есть!
Они возвращались с банка, где Мила взяла очередной кредит на потребительские нужды. ОН предложил ей заехать по дороге к знакомым на чай, Мила согласилась.
ОН рассказывал другу, что отремонтировал двигатель в машине, а на днях купил зимнюю резину. Друг поддерживал его, говоря, что наконец то, машина стала приходить в норму, а то столько лет уже «кряхтела» и похвалил друга.
Они стали прощаться и начали одеваться в прихожей. ОН взял свой ботинок и тут, у ботинка отвалилась подошва на «глазах» у всех. Все стали смеяться, этой ситуации.
— Ну, что поехали покупать тебе обувь, вздохнув, сказала Мила.
— Да не удобно мне, ответил ОН.
— А как ты ходить собираешься?
Из магазина они вышли с тремя коробками обуви для него.
Так «пролетело» почти 4 года.
Жизнь его налаживалась по всем сферам, ОН стал выглядеть солиднее.
Мила после работы, возвращалась уже давно на маршрутном автобусе, так как у него стали появляться какие-то свои неотложные дела. Она несла тяжелые пакеты с продуктами от остановки и потом поднималась на третий этаж. Они жили в его квартире.
Уже с год, Мила начала задумываться над назойливым вопросом, появляющимся в ее голове:
— Что я тут делаю? Убираю его квартиру, варю, собираю за ним разбросанные постоянно вещи, глажу ему рубашки. Он целый день то на работе, то непонятно где и с кем. Может прийти ночью, не предупредив даже. Я ложусь спать с «открытой» дверью…
А потом, все произошло как-то не понятно. ОН просто перестал разговаривать с Милой.
Молча приходил в любое время, переодевался и уходил без объяснений…
Потом его не было несколько дней. Мила приняла решение уйти от него.
Она набрала его номер в телефоне
— Да, говори, сказал ОН.
— Я хочу вернуться к себе, ты сможешь меня с моими вещами отвести?
— Так я же уехал и вернусь через месяц, ответил ОН
— Ты, шутишь? Спросила Мила.
— Нет, меня по работе отправили в командировку, ответил ОН.
— Тогда я уеду на такси, ключи занесу твоим друзьям в офис.
— Хорошо, ответил ОН и отключился.
Мила зашла в офис к его друзьям и подала ключи
— Передадите ему, когда вернется.
— А ты куда? спросил его друг
— Я к себе, в свою квартиру возвращаюсь.
Друг с удивлением посмотрел, но промолчал.
Мила опустила голову на подушку. Все воспоминания нахлынули волной.
Зачем, ОН так со мной?
Я ему открыла свою «душу», поверила, что будем с ним до конца жизни вместе.
ОН обещал, рассказывал, какие мы будем с ним в старости, каким будет наш красивый дом, новая машина и как мы будем ездить отдыхать на море каждый год вместе…
2021 год
Что бросилось в глаза. Что Мила неоднократно штопала носки и брюки. Не верю. Это просто невозможно при ее заработках, она купила бы мужчине носки на второй день их совместного проживания.
Что она в нем нашла, кроме его способности говорить красивые слова и обещать долгую и безоблачную жизнь? Ничего.
С одной стороны, Милу можно было бы назвать глупой женщиной, ведь ясно же было, что ее возлюбленный никто и звать его никак. Что альфонс стопроцентный. Но я не назову ее глупой — таких историй слишком много, слишком… Добрая, заботливая женщина, она до последнего надеялась на счастье. Возможно, жила в своих мечтах… Но ведь об этом ни слова. Нет ничего: ни ее ночных раздумий, ни каких-то грязноватых, с душком, поступков «сожителя», играющих на его характер, ни, напротив, того мужского очарования, которое сделало ее слепой. Брюнет с голубыми глазами, от взгляда которого она замирает, просто умирает от любви… Да? Или кареглазый блондин, нежный любовник, который приводит ее в восхищение? Да? Что в нем такого?
Не поняла, почему они жили в его квартире. Не поняла, почему она ездила на маршрутке и носила тяжелые пакеты, если все необходимое можно купить в магазине рядом с домом или же привезти все на такси, это недорого.
Ноль в сфере их отношений.
«Так «пролетело» почти 4 года». То есть, четыре года женщина содержала мужчину.
«Уже с год, Мила начала задумываться над назойливым вопросом, появляющимся в ее голове:
— Что я тут делаю? Убираю его квартиру, варю…»
Значит, прошло в общей сложности пять лет, как бедная наша героиня драит полы в неприглядной скромной квартирке ее сожителя в то время, как у нее есть своя квартира с красивой мебелью. И при этом ничего не получая взамен.
Пусть это просто схема, план рассказа. Возможно, такая история разворачивалась на глазах автора (может, кто-то из подруг стал прототипом этой истории). Тогда, тем более, можно же проанатомировать эти отношения, найти все плюсы, не только минусы этого союза. Какая она, наша героиня, красавица или нет? Какой он?
Побольше боли, страданий, очарований, любви, страсти, холода, жара, ярких поступков, слез, истерик, грез, сердечного буханья в груди… Побольше жизни надо бы. Ведь история на самом деле (и к большому сожалению) часто встречающаяся. Здесь есть, над чем поработать. Проанализировать. Пусть эта схема обрастет «мясом», понимаете?
Пусть на кухне появится кастрюля с супом, а на пиджаке возлюбленного она найдет длинный белый волос, пусть она сменит губную помаду, чтобы привлечь его… Побольше каких-то деталей, подробностей…
И при всем этом надо, чтобы произведение получилось художественным, наполненным хорошо прописанными диалогами, красочным описанием (пусть даже это будет всего один абзац!). Если рассказ о неразделенной любви, так напишите эту любовь, чувства. Пусть женщина посмотрит на себя в зеркало, на блестящий розовый носик, большие карие, с припухшими от слез веками лицо, чтобы и мы, читатели тоже увидели ее…
Можно написать необязательно большой рассказ. Но тогда надо бы завязать крепкий сюжет: героиня увидела своего альфонса спустя годы и вспомнила (это я так, грубо, к примеру). Или же начать с того, как она выходит из ЕГО квартиры с большим чемоданом своих вещей, покидая свое прошлое, и вдруг решает оставить даже чемодан на лестнице, чтобы ни одна ее вещь не напоминала ей о прошлом, она сейчас вернется к себе и купит себе новое платье, пальто… Все с чистого листа (это тоже грубо, чтобы была интрига с самых первых строк).
И ведь ни слова о беременностях, детях, мечтах с этим связанных.
Ох, так много написала. Надеюсь, что автору хотя бы что-то из мною написанного как-то поможет. Сюжет-то на самом деле — настоящая драма, может разбередить женские раны…
Удачи!
Анна, волос на пиджаке — давно избитая банальность.Если он с ней не разговаривает, значит и не смотрит на неё и новая
помада — пофиг.
Как уже сказано, героине надо менять внутренний мир, а не внешний.
Точное замечание.
Но вот вопрос на засыпку: а такие люди вообще способны поменять свой внутренний мир, или даже подумать над этим?
Как по мне — такими становятся те, кто, уйдя в себя, перешел точку невозврата", и без сторонней помощи (психологов, психотерапевтов, психоаналитиков) им из себя не выбраться…
Рассказ прочла с интересом. Бытийный, детализированный, но вместе с тем поверхностный.
Не нашла кульминацию сюжета, да и финал получился не завершенным, на мой взгляд. Поэтому мне, как читателю, не хватило впечатлений. Описывается история с позиции одной главной героини, нет глубоких психологических портретов всех персонажей.
Вроде бы присутствует друг, но активно не участвует. Образ супруга угадывается по его поступкам, он явно негативный, но за что-то полюбила мужа главная героиня. Не стоит включать в сюжет контрастные и однобокие образы. Это не имеет под собой жизненной основы.
У всех людей есть достоинства и недостатки и это надо отражать в сюжете. Лучше раскрыть одно событие, но так, чтобы читатель не мог оторваться от чтения. В тексте, на мой взгляд, ярко представлена лишь обида главной героини и причины потери любви.
Все сюжетные линии должны быть связаны по смыслу и раскрыты так, чтобы читателю было интересно и понятно.
Думаю, что не может так просто перестать разговаривать с любимой мужчина. Для этого должны быть мотивы, а мы их не видим в тексте.
Есть недочеты в языковом оформлении.
Например:
"… Казалось, что жизнь остановилась и ни что не происходит вокруг..." (Ничто пишется вместе, это местоимение)
"… что ни будь с двигателем случиться..."
(Что-нибудь – через дефис. Случится — без ь)
Наконец-то – через дефис
Неудобно – пишем слитно.
Да и многие другие ошибки в тексте.
Постоянные повторы «уже не было», «хотелось», «но»
Проблема со знаками препинания. Много лишних запятых, например.
Или отсутствие запятых (я бы рад, дорогая) – обращение на письме выделяем запятыми.
Прямую речь в диалогах отделяют от слов автора с помощью тире.
В целом, рассказ не зацепил. Стоит поработать над ним автору. Хотя эмоции главной героини угадываются зримо. Удачи.
Главным героям желательно придать какие-то индивидуальные черты и внешности, и поступков, чтобы полнее раскрыть характеры, вид деятельности, а то они как две серые тени.
На «палача» герой не тянет. Какой из него палач, это хорошо приспособившийся альфонс. За что она его любит, непонятно. Да и любит ли? Может, это страх одиночества?
А вообще, стенания героини выглядят так — я-то думала, а он-то оказался. А ведь он не действовал исподтишка, его поступки не отличаются разнообразием.
Автор описывает довольно часто встречающуюся жизненную ситуацию, но не углубляясь в мелочи, из которых состоит жизнь. Стоит поработать, сделать героев ярче, колоритнее, эмоциональнее. Всё получится, удачи!
Анна Данилова подробно описала моменты, в которые не верится. Здесь, скорей всего, девушка переселилась к парню из комнаты общежития или от родителей. Какой у неё может быть доходный бизнес, если она пешком ходит и носки штопает? Разве что ИП с крошечным доходом.
Конечно, рассказ нужно в корне переработать. Мне, как специалисту по отношениям, видятся два варианта, как можно «углубить» сюжет:
1. Мужчина является откровенным подонком, а девушка влюбилась так, что ослепла и оглохла. Надо продемонстрировать читателю, как она убеждает себя, что всё нормально, что надо ещё немного поднажать, обслуживая и охаживая возлюбленного, и он вдруг поймёт, что обрёл сокровище. Однако подонками с рождения не становятся. Скорей всего, мужчина когда-то получил жёсткий отрицательный опыт, поэтому не способен ни полюбить, ни отблагодарить подругу. Если отразить в произведении подобный расклад характеров, герои не будут такими плоскими. И для читательниц поучительно.
2. Мужчина и женщина взаимно полюбили. Но героиня настолько рьяно начала строить благополучный совместный мирок, что нечаянно отняла у партнёра мужские функции — опекать, обеспечивать, защищать. Тем самым убила в нём чувства, стала скучной и предсказуемой. Вполне возможно, парень проводил такие эксперименты: говорил, что колёса пора менять, и она тут же отстёгивала необходимую сумму. Допустим, бывшие точно так же не ценили его мужские возможности, и теперь его бесят услужливость и подобострастие. Кроме того, человек вряд ли без причины перестал разговаривать. Не верю, что это была такая экзекуция: молчать, пока девушка не уйдёт. Тут или сто раз сказано, а она так и не поняла, либо пятьсот раз неумышленно наступила на мужское эго, поэтому он крепко разочаровался.
Короче говоря, для этого сюжета есть аудитория, только героев надо прописать объёмно, руководствуясь правилом: нет плохих людей, есть только причины, по которым они ведут себя не так, как нам хочется. Ну и ошибки надо исправить. Грамотность текста — это вежливость перед читателем.
И он же упоминал, что тот кого разлюбили виноват сам, вовремя не заметив этого.
А вообще этот текст — хороший пример к недавнему обсуждению о необходимости учиться. Автору явно не хватает теоретических знаний о жанре рассказа, так как не каждый пересказ житейской истории относится к этому виду художественной литературы. Тут я с тобой полностью соглашусь, Оля, для соцсетей и обсуждений на тему «все мужики — козлы» это вполне подходит. А рассказом литературным тексту ещё предстоит стать, если автор учтёт все высказанные советы и поработает над ним.
Имена — то у них есть!?
Все критики непонятно почему посчитали это произведение реалистичным и соответственно раскритиковали (в самом лучшем смысле этого слова) текст именно как реалистическое произведение, то есть достаточно подробно, а Анна Данилива, нужно отдать ей должное, и вовсе скрупулезно выявили ТО, что не хватает в тексте, чтобы быть полноценным реалистическим произведением.
Но ведь этот текст может быть и постмодернистским, и тогда воспринимать его следует именно как постмодернистское произведение. И оно, опять же на мой взгляд, именно как постмодерн – тоже великолепно. Поясню. Есть такой общераспространённый литературный прием, как прямая речь от своего литературного героя. То есть — показ образа героя через его речь, через то, как он говорит, что он видит и что чувствует.
Так вот, этот герой, в данном случае героиня-женщина – ничего, чуть ли ни абсолютно ничего, не видит, ничего не чувствует, ничего не знает о жизни, ни о своей собственной, ни окружающей, и знать не желает. Все замеченные несуразности, нелепости и нестыковки критики отнесли за счет литературной (назову это мягко) неумелости, отсутствия мастерства и опыта автора (авторши). Но ведь же все эти недостатки имеют место и в реальной жизни. Нам через постмодернистский текст показана полная женская никчёмность, от которой, ну, это опять же на мой мужской взгляд, хочется бежать сломя голову.
Про таких женщин мужчины издавна сочиняли фривольные стишки, с одним из таковых я познакомился, когда служил срочную службу в армии (это более полвека назад) Он тоже в постмодернистском стиле, хотя тогда никто и слова такого не знал:
Ну, как теперь верить людям?!
Я ему отдалась при луне,
А он взял мои девичьи груди
И узлом завязал на спине.
По смыслу это точный ремейк обсуждаемого текста, при условии, что текст заведомо постмодернистский (ежели этот фривольный стих режет нежные женские уши, тотчас удалю его). А то, что тест именно постмодернистский, или пародийный автор (авторша) указывает уже вначале второй фразы «Мила поплотнее укуталась в плед…» Я не знаю есть ли в нынешней русской литературе еще более избитая фраза, чем «кутание в плед».
Душу автор взял в кавычки. Случайно ли? или нас действительно разыграли, показывая, что пустота и «плоскость» персонажей — не упущение автора, а горькая реальность? И все использованные штампы — следствие такой заштампованной жизни героев рассказа? Интересно будет послушать самого автора.
P.S.
«Случайный, не мой»
Благодарю, что не держал и не побежал за мной вслед!
Благодарю, что просто уйти мне дал, не сказав: «не прости, не прощай» напоследок!
Благодарю, что не звонил и не узнавал, как я там!
Благодарю, что адрес забыл и встречи со мной не искал!
Благодарю, что дал мне остыть и боль пережить одной!
Благодарю, что рядом с тобой поняла, что мне нужен мужчина иной!
Благодарю, что позволил мне жить той жизнью, свободной, другой!
Благодарю от души тебя, человек случайный, не мой!
09.01.2022 год
И еще одно стихотворение
«Так будь же ты счастлив»
Так будь же ты счастлив, хотя бы из вредности,
Теперь уж далекий, не мой человек.
Сотри в своей памяти, годы прошедшие,
Живи и наслаждайся жизнью своей.
Тебе повезет обязательно, помни,
Что даришь другим, то вернется вдвойне!
Что в жизни твоей очень много присутствует,
Все это ты создал, сам себе.
Не нужно искать виноватых и прочих,
Взгляни на себя со стороны.
Так будь же ты счастлив, хотя бы из вредности,
Прости уже всех! Простим и мы!
11.04.2022 год
Да, ошибки орфографические и прочие, есть. Про программы исправляющие ошибки я не слышала, буду признательна, кто напишет.
Рассказ обо мне и моих отношениях с 2017 по 2020 год, героиня Мила, это я :).
Время прошло и это уже история, из моей жизни. Сейчас можно сделать «работу над ошибками».
Вначале немного расскажу как Ведический Астролог.
Планета Венера, отвечающая за отношения и деньги, находится у меня в 7 Доме, это «Дом партнерства». Такое расположение называется «розовые очки» или напишу строчкой из известной всем песни: «Я его слепила из того, что было...»
Проходит время и «розовые очки» начинают «сползать» и тут приходит озарение: вовсе не принц оказался, да и белый мерседес не тот.
Кто виноват? Сама себе придумала, делая вид, что не замечаю не соответствие. Ждала, измениться.
Включила «заботливую маму» пожалеть, накормить, решить все текущие вопросы, я же сильная, все могу!
Отвечу на вопросы, которые выписала.
«Штопала носки и брюки» — элементарное желание женщины, заботиться о любимом человеке.
«Что в нем нашла?» — когда возраст уже 50, хочется (вернее сказать хотелось), чтоб была полноценная семья, то самое «надежное плечо». Элементарное чувство просто женщины. Он с самого начала отношений, постоянно рассказывал про наше семейное будущее, как будем воспитывать внуков (у него сын, у меня две дочери) и умрем в один день. Я ЕМУ ВЕРИЛА! Розовые очки помогали :)
«Жили в его квартире» мы жили в разных городах, он работал вахтой в моем городе, потом поменял работу и я переехала к нему.
«Ездила на маршрутке» да, все верно, не пешком же ходить по городу.
«Тяжелые пакеты» продукты покупала в магазинах у дома, их нужно донести до подъезда и подняться на 3 этаж (лифта нет в 5-ти этажках).
«Почему палач» когда отношения стали исчезать, я задала ему вопрос: «Почему перестал делать комплименты? Оказывать знаки внимания? Обнимашки-целовашки?» Ответ был таким:
— Зачем? Ты же уже здесь, можно не играть в чувства.
" Не пишу имен"- думаю имена не играют большой роли в данном рассказе, здесь ОН и ОНА.
Вроде ответила на все. Готова к обсуждению, пишите.
А по поводу розовых очков… Эх, так и тянет меня прочитать Вам лекцию про мужскую психологию и женские страхи.
Спасибо вам, Надежда, за смелость и принятие критики. Это верный шаг к успеху.
Сюжет для обложки к новой книге. На странице конкурса по моему приглашению присутствует один из героев книги.