Рецензия на рассказ "Тарелки моей бабушки"

Рецензия на рассказ "Тарелки моей бабушки"

Друзья, предлагаю прочесть рассказ Риты, нашего автора, который выразил желание получить рецензию ведущей мастер-классов по прозе Анны Даниловой, а потом обсудить его. Мнение Анны Даниловой  вы можете найти сразу после рассказа.

---------------------------------------------

Тарелки моей бабушки

Тарелки моей бабушки

Жареные лисички с картошечкой и лучком сегодня удались на славу. Блюдо получилось с той непередаваемой по вкусу корочкой, какую бабушка называла «пенкой». С детства смысл слова «пенка» для картофеля, грибов и макарон остается для меня загадкой. Это как раз тот случай, когда важно чувствовать запах и вкус, чем понимать процесс приготовления. Манящий запах «шкворчащей» картошечки чувствует вся новостройка, еще неуютная и необжитая.

Пора готовиться к обеду и доставать тарелки, с синими цветочками по окантовке.

Наша посуда все чаще стала безликой, скучной и однообразной. Современные белые или коричневые стеклянные тарелки своим присутствием на столах стерли границы между домашним обедом и бизнес-ланчем в общественном месте. Мы перестали готовиться к воспоминаниям, как перестали готовиться к домашнему семейному обеду. Окружающий мир стал динамичным и скоростным. Своим ритмом он диктует, каждому из нас, не оставлять в памяти моменты уходящей жизни, как будто сам уже не успевает разделять жизнь на мгновения.

Тем временем, «шкворчащая» картошечка с грибами, лучком и сливочным маслом на бабушкиных тарелках дразнит, манит и увлекает в мир папиных болотных сапог, велосипеда «Салют», проселочных дорог и запаха скошенной травы.

В голодные годы на фоне политических репрессий старинный кирпичный деревенский дом спас своих обитателей. Сколько раз горел — не помнит, наверное, сам дом. Крыша выгорала полностью, оставались только вековые стены. Благодаря этим стенам, дом снова начинал дышать, разговаривать, смеяться, играть по новой крыше осенней спелой Антоновкой.

Без преувеличения скажу, бабушка купила их ровно сотню, сотню одинаковых белых тарелок, с синими цветами по окантовке. Проще один раз купить сотню тарелок, чем каждый раз собирать их по всей деревне на Троицу, свадьбы дочерей, по случаю результатов соцсоревнования, да и просто завершения посевной или сенокоса.

Вопреки тяжелому колхозному труду, хозяева и гости зеленого дома у пруда умели радоваться каждому дню. Дом был гостеприимным, тарелки бились к счастью на свадьбах, юбилеях, поминках и были свидетелями жизни нескольких поколений в доме «У Генерала».

Хозяин дома не имел высокого воинского звания. За большой рост, командный голос, силу и мощь дедовского кулака его прозвали Генералом. Никто не помнит автора этого прозвища. То ли после выступления деда на районном собрании, то ли после очередного областного смотра сельскохозяйственной техники, но зеленый дом у пруда обрел имя «У Генерала».

Скажу прямо, вы мало знаете своих родственников, если не участвовали под руководством деда в семейном подряде по уборке сенокоса. 9 июня… Не пятое, не десятое, а девятое июня… Эта дата странным образом повторялась из года в год независимо от дня недели. К этому времени, каждый из нас, обязан был приготовить свой «тревожный чемоданчик»: книги – школьное наказание за летние каникулы, ленточные кассеты и десяток пустых конвертов для писем подругам, тем несчастным, остающимся в городе в июльскую жару.

На протяжении десятка лет на сестру из Новогиреево возлагалась еще одна жизненно важная обязанность – привезти два кг карамели «Мечта». Шоколад и остальные сладости съедались в первый вечер при встрече, на бревне у пруда. «Мечта» оставалась с нами на весь период сенокоса.

Вы можете тысячу раз взлететь и приземлиться на самолете, но настоящее чувство полета и свободы испытываешь на велосипеде по проселочной дороге мимо отдельно стоящих деревьев, вдоль скошенных полей, полей спелой ржи и еще цветущего картофеля. Не знаю, был ли у И. Шишкина велосипед, но на картине «Рожь» явно не хватает велосипеда «Салют».

Первые цветные фото, сделанные «мыльницами», на фоне копны: в старых рваных обрезанных джинсах, майках и цветных платках на голове, в руках – велосипед или грабли. Сегодня, наш вид оказался бы в тренде: шорты, бандана и топ. Все повторяется. Грабли?!

Да, грабли…

При надвигающихся дождевых тучах, «греби-не греби», но правду узнаешь и о маме, и о папе, о себе и дяде: кто «не шевелится», у кого руки не из того места растут, кто сожалеет о совместно прожитых годах…Жизнь начинается двигаться с такой скоростью, как будто ее заводят те самые тучи.

А тучи попыхтят, подуются и уплывут в сторону города. Куда бежали, куда мы торопились?! Главное — вместе, не сказать, что в согласии, но любя друг друга. Чувство гармонии и равновесия возвращалось после слов моего отца: «Пойдемте, пожрем что ли?!».

И дружная семья размеренно шла вдоль скошенных полей и еще цветущего картофеля. Каждый раз, проходя и наблюдая за разноцветием картофельных бутонов, дед с гордостью говорил: «От макарон уйдем!».

Смысл его слов стал понятен всей семье только в лихие «девяностые». Вопреки государственному кризису и гуманитарной помощи в виде «ножки Буша» каждый выходной «шкворчащая» картошечка и «Сало Генерала» ждали нас на бабушкиных тарелках. Приготовленное дедом сало являлось примером кулинарного мастерства: шириной с мужской указательный палец, двумя красными прослойками, мягкой кожурой и легким чесночным ароматом. Оно появлялось на многих обедах, застольях и мужских посиделках всей области: как закуска, как гарнир, как заказное самостоятельное блюдо «Сало Генерала».

Дом «У Генерала» обветшал и смотрит на новые коттеджи армянской диаспоры с мудрым спокойствием хозяина окружающей природы. Каждый год, ласточки возвращаются гнездиться под крышей, старые сирень и жасмин, по-прежнему весной, укрывают его белоснежными цветами, а спелая осенняя Антоновка стучит по крыше мелодию деревенского быта.

Больше двадцати лет хозяин дома не готовит сало, а люди в своих воспоминаниях до сих пор чувствуют вкус и запах блюда «Сало Генерала». Счастливые воспоминания помогают сберечь человеческую душу от шрамов, называемых жизненным опытом.

Современная жизнь спешит внедрить повсеместно свои технологии связи, несовместимые с душевной гармонией. Может поэтому представители Ростелекома и сельсовета единодушно решили установить таксофон «У крыльца Генерала».

В первый год мы с грустью улыбались этому нелепому сочетанию времен. Приезжая из столицы, брат фотографировал москвичам диковину провинциальной жизни: хутор, старый дом, а у крыльца – новый таксофон».

Жизнь продолжается…Когда поставили новый забор, а молодые яблони принесли первые плоды, «старика» захотелось покрасить. Нелепый таксофон стал уже неотъемлемой частью зеленого дома «У Генерала», как Антоновка и жасмин. Городские жители вновь приготовили свои «тревожные чемоданчики»: планшет, зарядные устройства и флешки с любимой музыкой. Вместо велосипедов внедорожники, облепленные родной проселочной грязью, подъезжают к крыльцу.

Деревянный бабушкин сервант открывает свои надежные дверцы, чтобы на стол поставить тарелки, с синими цветочками». Я выхожу на крыльцо и говорю интонацией покойного отца: «Давайте, пожрем что ли?!».

Чтобы жизнь не стала чередой воспоминаний в трудные минуты судьбы, а запах счастья оставался по-детски ясным – не покидайте старые дома. И поверьте, жареную картошечку с грибами, селедочку с зеленым лучком и крупно нарезанные помидоры с растительным маслом вкуснее есть с тарелки своей бабушки.

-----------------------------------------------------------------------------
Итак, слово ведущей рубрики Анне Даниловой:

Рассказ Риты попал мне, что называется, прямо в сердце. Куда бы я не переезжала, на тысячи километров, в другую страну — повсюду вожу с собой коробки со своей любимой посудой. И никогда не пойму женщин, в кухонном шкафу которых стоят металлические кружки, миски… Должно быть, любовь к хорошему фарфору передалась мне от моей мамы, которая в далекие шестидесятые везла из Польши (где мой папа работал в геофизике), огромные деревянные коробы с красивой польской посудой. С супницами, салатницами, фарфоровыми безделушками… Эта посуда жива до сих пор, и на семейные праздники мы всегда, глядя на эти тарелочки, соусники и салатницы, вспоминаем наше прошлое, ушедших самым близких наших людей, и их голоса звучат в наших душах, а кажется — наяву… И цветочки на посуде выгорели, краска и позолота стерлась, а вот память — нет.

Да что там, я даже старинный роскошный буфет немецкий купила здесь, в Болгарии, чтобы поставить туда весь свой фарфор — в знак великого уважения к памяти всех тех, кого мне хотелось бы увидеть за нашим семейным столом… И еда из этих тарелочек на самом деле вкуснее…

Вот такое эмоциональное предисловие к самой рецензии.

Понимаете, это у нас в рубрике уже второй случай (после рассказа Ирины Коробейниковой), когда в рассказе нет сюжета. Хотя, если разобраться, сюжет есть, и он — сама жизнь, ее течение, память, картинки прошлого, семейные ценности и особенности…

Героиня рассказа, вернувшись в семейное гнездо, деревенский дом, предается воспоминаниям. И все вокруг нее, сам дом, его стены, пейзаж за окном, аромат жареной картошки с грибами — вызвал целый ряд ассоциаций, она пропустила через себя яркие и дорогие ее сердцу сюжеты семейной хроники, невольно сравнивая свое прошлое с сегодняшним днем. Причем, ненавязчиво, просто задумавшись… И призывает нас всех не забывать свои корни, своих близких, ведь дело-то не в тарелочках с синими цветочками, а в том, какие чувства мы испытываем, когда берем их в руки…

Такой маленький рассказ, а как много в нем зашифровано, какая глубина! Семейные дела, какие-то конфликты, о которых — вскользь, как штрих, создают эффект подсматривания в замочную скважину, и мы на мгновенье становимся свидетелями каких-то старых ссор, недопонимания… И вот вдруг самое важное: «Главное — вместе, не сказать, что в согласии, но любя друг друга».

Вообще-то, хотела просто написать, что рассказ — хорош, никаких особых замечаний, наоборот — лавина собственных воспоминаний, вызванных прочтением рассказа. Но получилось многовато. Думаю, это неплохо.

Спасибо Вам, Рита, за замечательный рассказ.

Вам же, друзья, предлагаю выразить свое мнение о рассказе Риты. Какие чувства вызвал он у Вас? Поверьте, для автора это будет крайне полезно и ценно.

+4
17:05
1223
RSS
17:11
+2
Друзья! Приглашаем всех к открытому обсуждению рассказа Риты в рубрике Рецензии.
17:26
+2
Рассказ очень хороший, спасибо большое за приглашение, Елена.
Комментарий удален
13:42
+1
Друзья! Мы благодарим друг друга за отзывы и замечания, об их важности не раз было сказано на этом сайте. Я — о другом. Хочу поблагодарить Анну и Елену, каждого, кто оставит свой отклик. Главное- вы помогли мне преодолеть себя и решиться на опубликование своего творчества. А еще важнее написать так, чтобы тебе поверили: сочувствовали, сопереживали героям или, наоборот, спорили с ними. «Задеть» ту самую струну читателя. Я сама с удовольствием читаю ваши произведения, учусь на ошибках в практикумах и надеюсь на дальнейший обмен знаниями и эмоциями yahoo rose rose rose ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ КАЖДОМУ…
16:41
+1
Рита, здравствуйте! Я в первый раз, кажется, читаю вашу прозу. С удовольствием, но и с тревогой: тему-то, идущую из души, вы, может быть, исчерпали, потому что развивать ее линейно, по принципу: а вот еще вспоминаю — только портить. Здесь все сжато и многомерно, женские тарелочки, мужское сало. Придется вам переходить к характерам и сюжетам, а этот рассказ оставить как запев. Думаю, надо делать цикл.
16:52
В точку!!! Низкий поклон thumbsup … сейчас для меня главная задача — определиться… Знаете, как в «Ликвидации» «Фима! Что дальше?!»… Согласитесь, смысл тогда в рецензии и публичных замечаниях?.. Определить свой вектор rose
17:54
+2
Мне рассказ (я бы назвала это даже лирической зарисовкой) понравился своей душевной открытостью, простотой, лёгкостью прочтения. Все образы сразу находят отклик, визуализируются. Мне кажется, каждый, кто прочтёт рассказ Риты, вспомнит о чём-то своём, сокровенном, спрятанном в глубинах памяти. Я вот сразу вспомнила, что и сама писала об этом:
Не покидайте старые дома,
Где прожиты мгновенья не напрасно.
Пускай в них тесно, пыль и кутерьма,
Но здесь гостили и любовь, и счастье.

Здесь дует в окна и скрипят полы.
Остыл камин, нетоплен и разрушен.
И комнаты нам кажутся малы,
Но в них теплом согреты наши души.

Не покидайте старые дома — Не разоряйте мимоходом гнёзда.
Нас гонят прочь осенние шторма,
Но возвратиться никогда не поздно.

Соглашусь с И.Д. Гальпериным — хочется почитать вашу прозу с характерами и сюжетами, думаю, все необходимые качества для этого есть.
Что еще приятно — рассказ написан хорошим языком и очень грамотно, что для меня лично имеет очень большое значение.
Одна замечание всё же выскажу. Я бы изменила строку с «коттеджами армянской диаспоры», убрав отсылку к конкретной национальности. Это сделает рассказ более космополитичным.
18:23
Я подумаю! Возможно исправлю, раз изначально я себе задала вопрос :«Стоит ли акцент делать, чьи коттеджи?!»…
20:01
+1
Мне кажется, в данном случае такой акцент на принадлежности коттеджей показывает некоторую предвзятость автора по отношению к конкретной национальности. Понятно, что эти новые постройки контрастируют со старым, любимым домом. Я бы просто написала " смотрит на новые современные коттеджи с мудрым спокойствием".
20:29
О предвзятости нет ни одной мысли… Наоборот… Надо убирать, раз так inlove
01:03
+1
Душевно. Сентиментально. Понравилось…
rose спасибо