Школа поэтического мастерства приглашает к Открытому микрофону

Школа поэтического мастерства приглашает к Открытому микрофону

Уважаемые участники Литературного клуба «Писатели за Добро»!


В последнее время в раздел «Рецензии» поступает  много заявок. Это очень позитивная тенденция, которая демонстрирует стремление наших авторов к творческому росту, готовность к критике, желание учиться и совершенствоваться.
Но практика показывает, что устраивать несколько открытых разборов подряд, в течение одной недели, сложно. И внимание рецензентов рассеивается, и выбрать время для вдумчивого прочтения и анализа непросто.

Поэтому сегодня – в качестве эксперимента – вашему вниманию предлагаются сразу два поэтических произведения. Они совершенно разные по стилистике, по манере написания и технике, но объединяет их, на мой взгляд, лиричность и открытость автора читателю.

Перед вами, уважаемые рецензенты, не стоит цель сравнивать эти произведения. Каждый автор ждёт своей оценки, своего анализа.
Поскольку оба стихотворения небольшие, надеюсь, вам будет удобно прочитать их и в одном — двух комментариях высказать своё мнение – о каждом в отдельности. Безусловно, какие-то сравнения возможны и будут интересны, но они не должны выражаться в форме «это лучше, а это слабее». Найдите иные критерии сопоставления — пусть и ваша задача сегодня усложнится:)

По итогам сегодняшнего открытого разбора мы сможем сделать предварительный вывод: допустима ли такая форма обсуждения в этой рубрике.
Ну а общие правила – вежливость, доброжелательность, конструктивность критики, соблюдение правил сайта – остаются прежними.

Кстати, сегодня авторы вышли к вам с открытым лицом, не анонимно. Оценим их смелость. Итак, встречайте:

Stas (Станислав Тарасенко) http://pisateli-za-dobro.com/users/14724


Побег от себя

Холодные звёзды.

Пустое небо.

Столбы у дороги.

Мрачные тени,

Монотонный шорох

Старой резины.

Тоскливые мысли

Меня не догонят.

Лечу дорогой

Навстречу ветру.

Свои сомненья

Оставлю в прошлом.

Луна оставляет

Странные тени.

Лес у дороги

Пятнами кроны.

Ночь встречает

Мнимым покоем.

Она тревожит,

В горле комом.

Мне бы забыть,

Отдаться дороге,

Но память взрывают

Встречные фары,

Огнями тоски

В прошлое тянут.

А ждут ли меня там?

Никто не знает.

Я знаю, дорога

Залечит раны.


____________________________________________________________________________

Галина http://pisateli-za-dobro.com/users/14318

Не тускнеет любовь, никуда не уходит, не гаснет.

Тихо тлеет она и нас греет тот призрачный свет.

Если даже ты стар, над любовью своей ты не властен,

Она греет теплом бесшабашных и памятных лет.

Лет, где были тела так упруги под лёгкой одеждой,

Где не верили мы, что так будет, увы, не всегда,

Но как хочется нам быть счастливыми снова как прежде,

Чтоб хранила от бед безымянная в небе звезда.

Та звезда, что когда-то влекла к себе трепетной дрожью,

Предлагая нам тихое счастье в любимых глазах,

Та звезда, что когда- то предали мы глупою ложью,

В миг один всё могла перевесить на божьих весах.

+13
23:46
1567
RSS
12:40
+1
В обоих стихотворениях хорошо передано и состояние ЛГ, и определённое настроение. Относительно «Побега...» — не ясно, зачем было надо
так дробить строки, по два слова, теряются и так немногочисленные рифмы. По поводу стихотворения Галины — некоторые сомнения в
формулировке предпоследней строчки: чистые и яркие юношеские отношения, о которых говорится вначале, обычно теряются
не от предательства «глупой ложью», а просто от обычной дурости и глупости молодости, ну это чисто моё субъективное мнение...)))
Сергей, вы правы: в юности мы бываем не так мудры, чтобы сохранить то, что само даётся нам в руки -об этом я и хотела написать.
18:53
+2
Спасибо. Это первая проба. Вначале были полные строчки но мне показалось, что ритм движения требует вот такого изложения. А ранее был и вот такой
вариант:

Холодные звёзды. Пустое небо.
Столбы у дороги. Мрачные тени,
Монотонный шорох, старой резины.
Тоскливые мысли, меня не догонят.
Лечу дорогой навстречу ветру.
Свои сомненья оставлю в прошлом.
Луна оставляет странные тени.
Лес у дороги пятнами кроны.
Ночь встречает мнимым покоем.
Она тревожит, в горле комом.
Мне бы забыть, отдаться дороге,
Но память взрывают встречные фары,
Огнями тоски в прошлое тянут.
А ждут ли меня там? Никто не знает.
Я знаю, дорога залечит раны.

Как видите в одну строчку теряетсч ритм, ритм дороги, ритм движения.

Рифму я не искал, стихотверение отношу к верлибру.
21:32
+1
Ну, если в смысле ритма, то короткой строкой выигрышней, конечно.
13:33
+2
Первое стихотворение (Станислава Тарасенко) вполне могло быть магическим и завораживающим ритмом вводить в транс, в подсознание. Но не знаю почему, ритм не выдержан. Потому, полагаю, и некая скованность, которой в таком жанре и близко не должно быть. Чтобы прояснить свою мысль, навскидку сделаю редакторскую правку:

Мрачные тени,
Шорох мистический
Старой резины.
Мысли тоскливые:
«Нас не догонят,
Нас не догонят!.»
Еду дорогой…
Ну и т.д.

Второе стихотворение вообще не по мне, и не мне его обсуждать. Уже с первой фразы непроизвольное отторжение: НЕ тускнеет любовь, а — тлеет… Но ведь тление — это как раз и есть тусклость. Но это ладно — не суть важно: мне остро не хватило в этом стихотворении энергии. Пусть хоть позитивной, хоть негативной, но — энергии. А так по мне — серое стихотворение о серых переживаниях. Но это, опять дело вкуса — кому-то возможно и нравится такое переживание.
18:54
Спасибо. Именно мастический ритм я и искал, когда дорога как бубен шамана
19:30
+1
Станислав, ну, тогда Вам нужно сойти с ума (в самом лучшем смысле этого слова), и без оглядки вообще на что либо, перевести стихотворение на ритм. Тут (в таком жанре) необходим безупречный слух ритма. Сбиваться нельзя — вся магия вмиг исчезнет… В этом смысле стихотворение можно выправить за полчаса: нужно только ОЧЕНЬ сильно сосредоточиться… Это необычный жанр: тут за техникой стихотворения не спрячешься. Тут или пан, или пропал. Удачи! Не сомневаюсь, что у Вас получится.
15:41
+2
Доброго всем дня — и авторам и участникам, что — то последних совсем мало.Скажу о своих ощущениях и впечатлениях.
1. Стихотворение Стаса хорошо передаёт эмоциональный фон, не смотря на обрывистые местами рифмы.А может, это не недостаток? Когда едешь по бетонке просто этот ритм физически чувствуешь. Как притягательны ночные тени и свет фар встречных машин — начинаешь думать — едут туда, откуда я уехал.По — моему, верно передано состояние тревоги, ведь ночью в дорогу, так описанную, гонит тоска, беда, безысходность… Георгий точно подметил навязчивые звуки старых шин — нас не догонят… Стас, удачи Вам, меня «дорога» заинтересовала.
18:57
Спасибо, Таттяна. Я не пишу рифмованнве стихи, да и этот можно сказать первый. Верлибр, попытка.
19:01
на мой взгляд, весьма неплохая. Удачи!
Я бы ещё попробовала в миниатюре.
19:18
+2
Татьяна, спасибо. Миниатюры я люблю писать в прозе, это моя слабость. Что-то подобное пытался и в поэзии, вот одна из проб:

Остров

Облака тают в синеве,
Моего одиночества.
Яркие звёзды шепотом,
Тебе обо мне.
Так где тот остров,
Где мы вдвоем?

Ожидание

Коварная птица.
Ты там, где звёзды.
Со мною редко.
Так, иногда.
Крылом касаясь,
Даришь мгновенье.
Потом исчезаешь.
Проходит вечность.
Падающим звёздам,
Веду я счёт.
Сокращаю время.
Ожидаю тебя.

Вот в таком духе тянет меня писать.
Спасибо Вам еше раз.
16:02
+2
2.В стихотворении Галины, на мой взгляд, описаны воспоминания в переплетении с сожалениями, когда уже прошли годы, потому чио тлеет обычно уже что — то прогорающее, подёрнутое пеплом, и сомнения — стоит ли ворошить. разгорится ли вновь, хотя автор выражает надежду.Рифмы выдержаны, как — то стало грустно. сколько люди глупостей делают по каким — то причинам, а потом жалеют., вот об этом и говорится.
Мне сразу показалось, что можно определить, где мужское, где женское, в данном случае.
В отношение серого — грусть светло — голубая чаще в юности, а потом больше серым отливает. Галина, желаю удачи!
Спасибо вам, Татьяна, вы правильно поняли чувства, которые я пыталась передать.
18:13
Галина, Вам всего самого доброго!
19:04
Стихотворение Стаса мне понравилось.
Это, конечно, странно, поскольку я в целом не принимаю стихи, выходящие за рамки канонов классической русской силлаботоники.
Рифмы в этих стихах искать бессмысленно, поскольку они задуманы даже не как белые, а как в общем и не стихи. Это скорее верлибр и — повторяю! — он имманентно чужд русскому стихосложению.
НО.
Тема близкая, настроение меня тронуло, стихи «вошли».
Может быть, потому, что я сам когда-то писал почти о том же — «М7».

О втором стихотворении лучше промолчать, но я таки выскажусь.


Набор банальностей и штампов: одежда, конечно же, легкая, а звезда не может быть никакой иной, кроме безымянной.
И т.д.
Стертые клише ничего не несут ни уму, ни сердцу.
И в то же время нет в этих стихах той гениальной Пушкинской легкости, которая даже пустопорожнее делает трепетным.

Работать, работать и работать.
19:21
Спасибо, Виктор. Вы правы, пытаюсь писать верлибр. Прка вот так, первые пробы.
19:31
Вот если честно, Стас…
Надеюсь, не обидишься.

Брось ты эту чепуху.

Верлибр для русского стихосложения неорганичен, форма ублюдочна, приемлема лишь в тех языках, где настоящий, силлаботонический стих не может быть сконструирован. (Например, во французском.)

Верлибры пишут бездари и обдолбанные снобы, которым хочется что-то сказать, но ничего путного из себя выс… выродить не в состоянии.

Ты — ТАЛАНТ.

Ты можешь — и должен — писать человеческие стихи!
19:47
+3
Виктор, а вот смотри. Я эти стихи написал почти пол века назад, когда меня в буквальном смысле воротило от сложившейся к тому времени культуры, в том числе и стихосложения, а уж тем более от соцреалистических смыслов и тем. А не писать, как ты сам понимаешь — не мог. Это стихи не рифмованные (верлибр), но если это не стихи, то тогда что?
Привожу для краткости две строфы из стихотворения «апофеоз любви»

А голые женщины взяли скрипки
и повели животами по струнам
и выросла музыка и бесстыдно
легла со мной рядом раскинув ноги
я уничтожил свою сексуальность.

А скрипки звали расставив ноги
стояли женщины как жандармы
соски как дула их револьверов
зрачки выцеливали мужчинам
я уничтожил свою сексуальность.
22:19
+1
Ну что ты, Гео!
какой же это верлибр?
Это классический белый стих, по всем канонам русской силлаботоники.
Все есть, только без рифм.
22:33
+2
Ну, тогда значит, Виктор, когда я, сломя голову убегал от классики, то бежал в… классику:) Вообще-то для меня классика (традиция, школа) — святое…
22:36
Вот это я хотел сказать, Гео!
Святое — оно и есть святое!
15:49
Георгий, я о Вашем беге от классики… в классику. Как удачно, я рада!
Виктор, для меня лёгкая одежда-это летняя одежда, например футболка, под которой видны накаченные мышцы у мужчины.А звёзды, по крайней мере многие из них, безымянны.Конечно я не сумела передать в полной мере сожаление о молодости, увы, я только учусь и, надеюсь, вы мне поможете в этом своими советами.
18:46
+1
Конечно помогу, Галина!
С большим удовольствием.

Отмечу гендерные особенности, посмейтесь…

Для меня «легкая» одежда — это какая угодно, но без бюстгальтера под ней.
20:13
+2
Первый текст оценивать не буду.
Верлибр не верлибр… не моё.
Магии, увиденной коллегами, почему то не приметил…
Плохо смотрел, наверное...)
Во втором тексте в последних двух строках что-то с управлением не то…
Та звезда, что когда- то предали мы глупою ложью,
В миг один всё могла перевесить

Опять же, безымянная звезда
в руках мастера воспринимается прекрасно, в данном тексте кажется штампом.
22:23
Жму руку, Игорь 2 раза:

1. За сочувствие в неприятии верлибра.
Надо иметь эстетическое мужество, чтобы признаться, что не принимаете верлибр!

2. За сомыслие о том, что для совершенства легковесности нужна рука мастера.
Т.е. работать надо автору и работать…
20:39
+1
Оба стихотворения передают состояние взволнованности. Первое отражает в конце надежду, второе — сожаление об ушедшем счастье. Первое эмоционально, второе философично. В обоих стихотворениях есть недочёты. Стасу можно поработать над стихом ещё. Удачи обоим авторам!
Комментарий удален
Обычно основным признаком поэтического текста мы считаем наличие рифмы и ритма.
Однако в стихосложении, в том числе русском, есть нескольких разновидностей нерифмованных стихов. И суть здесь не в том, принимаем мы лично или не принимаем такой вид стихотворчества, а в самом факте его существования. И если мы берёмся такие стихи рецензировать, то в первую очередь должны правильно определить, что перед нами.
Мне кажется, что и сам автор первого произведения, и участники обсуждения неправильно определили сам вид стихотворения
Конечно же, это не верлибр (франц. vers libre — свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слогового метра, ни регулярной строфики. По сути, это проза, разделенная на строки. Написать настоящий верлибр под силу лишь опытному и талантливому автору, так как выверять необходимо каждую фразу, каждое слово, а смысловые недочёты не скроешь за изящной рифмой или необычным ритмом.

Сравним верлибр А. Блока:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней…

и стихотворение Станислава:
Холодные звёзды.
Пустое небо.
Столбы у дороги.
Мрачные тени,
Монотонный шорох
Старой резины.

Очевидно, что Стас старается соблюдать определённый заданный ритм и размер, и только отсутствие опыта влечёт небольшие сбои. Налицо не имеющий рифмы, но сохраняющий остальные признаки силлабо-тонического стихосложения белый стих. Прекрасный пример такого белого стиха привёл в обсуждении Георгий.

Учитывая, что это первый поэтический опыт автора, то он достоин похвалы. Есть что-то, что «цепляет» читателя – и ритм дороги, и настроение, и общая картинка, написанная простыми, но точными мазками.
В стихотворении нет излишних метафор, все образы просты и узнаваемы: «холодные звёзды», «мрачные тени», «монотонный шорох», «странные тени», но потому и осязаемы.
На мой взгляд, автору стоит подумать над неоднократным повтором слова «дорога», пятикратное упоминание которой излишне.
Стихотворение Галины, напротив, соответствует всем необходимым требованиям силлабо-тонического рифмованного стихосложения. Очевидно, что автор хорошо знаком с ритмикой стиха, и рифмы подбирает пусть не всегда оригинальные, но точные.

Настроение грусти и сожаления об утраченном чувстве тоже передано неплохо. Но некоторая стилистическая небрежность, которая выражается в повторах одних и тех же слов в одном катрене (2 строка — нас греет тот призрачный свет; 4 строка — Она греет теплом), плеоназмах (греет теплом), обилии вспомогательных временных конструкций (не всегда, снова как прежде, когда-то), смысловых несоответствиях (дрожь трепетная, но счастье предлагает тихое), уже отмеченных выше штампах, — лишает стихотворение целостности и снижает его эмоциональность.
В третьей строке первого катрена стоит поменять местами слова если и даже – и для точности размера, и по смыслу.
Я бы посоветовала Галине поработать над стихотворением с учётом этих замечаний.
Последний катрен мне кажется самым сильным, особенно последняя строка, но возникает вопрос по управлению между словами, который перетягивает внимание читателя на себя (начинаешь думать – звезда которую? мы предали…).

А в целом И Стасу, и Галине желаю дальнейших творческих экспериментов, вдумчивой работы над словом и новых произведений!
02:08
+1
Спасибо большое, Елена. Все высказанные замечания в этом обсуждении очень важны для меня и помогают мне выдерживать правильный путь моего роста как автора. Да, Вы правы, велибр это не просто и для меня как вызов. Возможно я еше вернусь к этому виду поэзии, есть что-то в велибре загадочное, мистическое, пока мне не понятное но очень притягательное для меня. Спасибо вам еще раз.
Стас, я всё таки ещё раз обращу ваше внимание, что у вас получился не веРлибр (именно так, через Р), а белый стих с достаточно чётко выраженным ритмом. Советую почитать теорию об этих двух совершенно разных видах нерифмованного стихосложения и примеры из классики. Это поможет вам в дальнейших экспериментах. Успехов!
Комментарий удален
14:44
+2
Добросовестно прочла всё опубликованное выше.
Стихотворение Стаса сразу оставило след, хотя, казалось бы, тема второго — любовь, которую не смогли сохранить, должна быть ближе… не зацепило…
Да простят меня авторы…
Надо иметь мужество, чтобы выставить свои произведения на обсуждение таких строгих мастеров слова…
Спасибо огромное Елене, Виктору, Георгию:
всё разложили по полочкам, расставили по своим местам.
Сердечно всех благодарю! Постараюсь писать более вдумчиво.
Стинислав
Вот ритм первого катрена:
Холодные звёзды.010 010 амф. 2 стопы,
Пустое небо. 01 010 ямб 2 стопы,
Столбы у дороги. 010 010 амф. 2 стопы,
Мрачные тени, 100 10 дактиль 2 стопы
Хорошо если всё стихотворение будет в этом ритме – строфный логаэд.
Но ритм первой строфы не поддерживается:
Монотонный шорох 00 10 10 хорей 3 стопы,
Старой резины. 100 10 дактиль 2 стопы,
Тоскливые мысли 010 010 амфибрахий 2 стопы,
Меня не догонят. 010 010 амфибрахий 2 стопы.
Значит стихотворение написано в тонике, с малым количеством ударных слогов с преобладанием стоп 3х-слогового размера.
Судя по первому катрену, стихотворение можно разделить на 4х-стишную строфу с рифмовкой перекрестной: зв/ёзды – до/роги – рифма не точная, совпадают по звучанию только ударные гласные «ё» и «о»; н/ебо – т/ ени — совпадают по звучанию только ударные гласные «е».
Во втором катрене: ш/орох – дог/онят – рифма не точная, рез/ины – м/ысли – рифма не точная.
Если в первом катрене рифмовка была перекрёстная, то во втором – охватывающая.
В третьем: дор/огой –пр/ошлом – рифма не точная; в/етру – сомн/ения – рифма не точная. Рифмовка охватывающая.
В четвёртом: дор/оги – кр/оны – рифма не точная; оставл/яет — т/ени – не рифма.
То есть те рифмы не точные с трудом можно отнести к рифме.
А в пятом катрене не рифма: встречает – тревожит.
В шестом: забыть – дороге – не рифма.
А последнее будет – 6ти-стишие с рифмой: тянет – знает – раны – здесь с рифмой лучше – она точная. Но нет рифмы: тоски – дорога.
Повтор в рифма слов: дороги, дорогой, дороги, дорога, дороге – не лексический – не эпифора. Вывод: стихотворение технически слабое.
Ночь встречает
Мнимым покоем.
Она тревожит,
В горле комом.
В этих стихах противоречие смысла (покой и тревога)и второе противоречие:
Я знаю, дорога
Залечит раны. (дорога в горле комом и дорога залечит раны).
Это не верлибр и я не стал бы сравнивать его со стихотворением Блока «Она пришла с мороза»
Стихотворение мало информационное, хотя строк много. Стихотворение – эмоция.
Настроение одиночества передано.
Стихотворение соответствует названию.
В противоположность первому стихотворению Станислава Тарасенко
стихотворение Галины длинным метром.
Не тускнеет любовь, никуда не уходит, не гаснет. 010 010 010 010 010 амфибрахий 5 стопный, длинный метр как в восточных поэзиях. Ритм задан классический.
Но он не выдерживается во втором стихе:
Тихо тлеет она и нас греет тот призрачный свет. 101 001 011 011 001 хотя метр один и тот же,
но стопы 1я, 3 и 4 – двух ударные.
Третий стих тоже стопы утяжелены дополнительными ударными слогами:
Если даже ты стар, над любовью своей ты не властен, 101 011 001 001 1010
Рифмовка катренов – перекрёстная.
Хорошо с рифмой, она точная и ассонансная – близкая к точной:
Всегд/а – звезд/а, глаз/ах – вес/ах,
Св/ет – л/ет, др/ожью – л/ожью, г/аснет – вл/астен, 0д/еждой – пр/ежде.
Технически хорошее стихотворение.
Но менее эмоциональное, более рассудительное.
Если в стихотворении Станислава – одиночество.
И лирический герой пытается убежать от него, то себя, то в стихотворении Галины — любовь тихая и спокойная.
Чему отдать предпочтение – эмоции и юношескому минимализму или тихой зрелой любви. По моему они по своему хороши и то и другое. Естественно, Станиславу предстоит работа над техникой стороной. А у Галины оно готовое.
19:11
Спасибо, Алексардр, Ваша рецензия наиболее ценна для меня. Очень важные вещи пишете. Я себе скопирую и поработаю. Очень интересно!
Спасибо еще раз.
Стас, и даже не стоит пытаться править ваш стих в этом направлении — он у вас совсем по-другому написан и тем по-своему хорош. Проще написать новый.
Спасибо, Александр, за такой подробный разбор стихотворения и одобрение!
Вот по поводу анализа стихотворения Стаса совсем не соглашусь с разбором Александра. О каких рифмах и размерах можно говорить, если перед нами чистой воды белый стих, не подчиняющийся этим правилам? Зачем, простите за выражение, впихивать невпихуемое в не предназначенные для этого рамки и пытаться все стихи подогнать под силлабо-тонику и чёткий метр?
Елена, спасибо! Я еще раз просмотрел и теорию стихосложения, и стихотворение.
Ведь мы высказываем своё субъективное мнение на основе своих знаний и эмоций.

Белый стих — это стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха (верлибра), обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый хорей, белый дактиль, ну даже — белый дольник. Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения…

У Стаса ритм разного метра.
Холодные звёзды.010 010 амф. 2 стопы,
Пустое небо. 01 010 ямб 2 стопы,
Столбы у дороги. 010 010 амф. 2 стопы,
Мрачные тени, 100 10 дактиль 2 стопы,
Потому склонен отнести стихотворение к белому дольнику, ( хотя читал и такое в теории противоречивое высказывание как «рифмованный верлибр») если считать те неточные рифмы случайными, и автор действительно, не хотел их применять.
Чтобы стих стал «белым стихом», следует поправить стихи до амфибрахия, и это не трудно.
Как пример:
Холодные звёзды.010 010 ам. 2 стопы
Пустынное небо. 010 010 ам. 2 стопы,
Столбы у дороги. 010 010 ам. 2 стопы,
И мрачные тени, 010 0 10 ам. 2 стопы.
Но действительно, автору решать каким быть стихотворению.
Первое произведение мне вообще не зашло, потому без комментариев. А второе очень понравилось реалистичностью чувств, которые на мой взгляд очень четко переданы. Интересно было погрузиться на мгновение во внутренний мир литературного героя или автора, чтобы посмотреть на жизнь с высоты лет. Смысл стихотворения заставляет призадуматься о честности в отношениях между любящими людьми. Техническую сторону я комментировать не берусь.
Ольга, спасибо вам за поддержку!