Школа поэтического мастерства приглашает к открытому микрофону!
Коллеги, уважаемые члены Литературного клуба!
Школа поэтического мастерства продолжает свою работу и предлагает вашему вниманию ещё одно стихотворение для открытого разбора.
Перейдём от Зимнего танго к Осенней прогулке.
Правила рецензирования всем известны, Автору интересны все замечания и рекомендации, а также ваше общее впечатление от произведения.
ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Осенью поздней приятны прогулки.
Выберу свой я маршрут:
Тихие улицы и переулки,
Парк и за мостиком пруд.
Стёрты осенние буйные краски
Ветром и серым дождём.
Утром по улице ходишь с опаской:
Лужи затянуты льдом.
Нет больше листьев на ветках берёзы,
Сброшен их дивный наряд.
Птички синички боятся морозов:
В город из леса летят.
Тянутся вверх тополиные ветки,
А в вышине – неба синь.
Тихо вокруг, только слышится редко
Песня синичек «дзинь-дзинь».
Ёлки в иголках – пушистом уборе,
Крона их – птицам приют.
Словно играя, синички проворно
Вслед друг за другом снуют.
Красные гроздья рябин у дороги
Ярко и смело горят.
Падают ягоды прямо под ноги,
Рядом – синичек отряд.
Я по дороге домой в магазине
Семечек птичкам куплю.
Слушать люблю, как синички «дзинь-дзинят»
Чудную песню свою.
Осенью поздней приятны прогулки.
Вот и окончен маршрут:
Тихие улицы и переулки,
Парк и за мостиком пруд.
Выберу свой я маршрут:
Тихие улицы и переулки,
Парк и за мостиком пруд.
Стёрты осенние буйные краски
Ветром и серым дождём.
Утром по улице ходишь с опаской:
Лужи затянуты льдом.
Нет больше листьев на ветках берёзы,
Сброшен их дивный наряд.
Птички синички боятся морозов:
В город из леса летят.
Тянутся вверх тополиные ветки,
А в вышине – неба синь.
Тихо вокруг, только слышится редко
Песня синичек «дзинь-дзинь».
Ёлки в иголках – пушистом уборе,
Крона их – птицам приют.
Словно играя, синички проворно
Вслед друг за другом снуют.
Красные гроздья рябин у дороги
Ярко и смело горят.
Падают ягоды прямо под ноги,
Рядом – синичек отряд.
Я по дороге домой в магазине
Семечек птичкам куплю.
Слушать люблю, как синички «дзинь-дзинят»
Чудную песню свою.
Осенью поздней приятны прогулки.
Вот и окончен маршрут:
Тихие улицы и переулки,
Парк и за мостиком пруд.
И даже очень плохо.
Есть серьезные неточности.
Как любитель синичек усомнюсь, что осень. они «дзинькают». Они говорят «вжик-вжик», звенят весной.
Боятся они не морозов, а отсутствия корма: насекомые прячутся глубоко.
У ёлок убор не «пушист», он колюч и довольно недружествен, это не пихта.
Да и вообще слово «убор» к повседневной хвое как-то не очень подходит.
Птицам «приют» — тоже сомнительный образ. Приют означает место гнездования или зимовки, но синицы — не клесты и не корольки, они в кронах не зимуют.
Они как раз зимой прикочевывают в город.
(А при благоприятных кормовых территориях и летом в лес не откочевывают, гнездятся в многоэтажных домах, под оконными отливами, и пр.)
Синички осенью не «снуют друг за другом» (это не период создания пар!) — они просто пытаются отнять друг у друга корм.
Ягоды рябины — если дерево не больно! — под ноги не падают. Они висят всю зиму, держатся даже под снегом. Когда весной возвращаются дрозды-рябинники, они еще доклевывают на ветках остатки.
«Отряд» — упорядоченная структура. Синицы — не стайные птицы, они летают то в одиночку, то по несколько штук, но не обладают (в отличие от воробьев) системным поведением, каждая ведет себя самостоятельно.
Если писать о птицах, то надо их передавать правильно, а вот так приблизительно лучше и не писать.
То же самое относится и к описаниям природы. «Буйные краски», «дивный наряд», «пушистый убор», «неба синь», «чудная песня» — эти эпитеты столь затерты, что их даже штампами назвать нельзя, слишком плоско.
В целом стихотворение — набор общих фраз, не рождающий лексического образа.
Погрешности самого стихосложения даже разбирать не стану.
Слишком скучно само произведение, техника его не спасет.
Но сразу бросаются в глаза полузияние "свой я" — неизящно, "в вышине неба синь" — ошибка просодии, и т.д.
В общем, тут надо переписать все заново.
Хоть чуть-чуть уточнить детали и найти оригинальные образы.
А синички именно дзинькают, а не взжикают. По крайней мере, у меня в саду всю зиму:)
Синички у нас осенью не дзинькают. Им печально возвращаться от лесных свежих насекомых на гниль городских помоек.
Зимой — дзинькают… когда увидят сало в кормушке.
И кошкам и собакам и… пенсионерам.
Включить синтезатор, выбрать темп и можно петь.
А сегодня — букварный стих ни о чем.
Но мне показалось, что сегодня штампов в разы меньше, хоть читай, хоть пой…
В средней полосе России не водятся…
А вот это — точно ОН, галстучек широкий.
(Снято в другое время.)
НО.
Такое зияние «полутора» гласных звуков слишком сильная фигура, чтобы ею бросаться просто так.
Она должна играть. А тут — не играет.
Вот аллитерация «птИЧКИ синИЧКИ» при всей банальности — играет, а эта пропадает. Так не стоит делать.
Не устаю повторять, что стихи сами по себе и стихи, положенные на музыку — вещи разные.
Огрехи текста — даже прямые ошибки в деталях — скрадываются.
Я уж не говорю о том, что все просодические и ритмические неточности можно сгладить.
Песня — это песня, стихи — это стихи.
Иосиф как-то раз мне сказал, что музыка убивает стихи.
И я с ним частично согласился: песенная поэзия воспринимается совершенно иначе, нежели просто текст.
Вот песни – в них классический размер
Порой не нужен, ведь они поются;
Не признают шедевры полумер,
Они в сердцах такими остаются:
Рисунок рифм корявых часто сер,
Слова без музыки не отзовутся,
И от досады, закусив губу,
Перевернулся Пушкин бы в гробу.
краски-опаской, берёзы-морозов, ветки-редко, уборе-проворно, магазине-дзинят,
а там посмотрим.
краски-опаске, берёзы-морозы, ветки-редки, уборе-заборе, магазине-дзине и т.д.
Лучше, конечно, чтобы в абсолюте совпадал упорный согласный звук, а ещё лучше, вообще предупорный слог. С этим я не спорю. Но окончание – обязательно хоть в женской, хоть в мужской, хоть в дактилической, хоть в гипердактилической рифме.
Вот, сегодня родил ради примера:
Как необъятна ты, Россия!..
У нас – весна, у вас – метель.
К тебе, лишь только попроси, я
Примчусь за тридевять земель.
При этом, чтоб было, как Вы правильно заметили умеренная дозировка глагольных, однородных рифм и штампов; не было слов не в размер; и применялись составные рифмы.
И самое главное, чтоб читалось. Мне лично стихи с неабсолютными окончаниями в рифмах читать тяжело: раз, два, ну три споткнулся – дальше по диагонали.
И только в мужской с окончанием на опорный гласный одинаковый согласный обязателен, например, тропа-черепа. А такие рифмы, как тропа-камнепад — для меня не рифмы даже у В.С.Высоцкого.
Наконец-таки нашёл статью о классификации рифм, которая для меня всё расставила по полочкам.
Единственное, в чём я не согласен с автором — это то, что невозможно писать точным гипером; я раньше тоже так думал, пока серьёзно не попробовал — всё возможно! ( Цитирую:… точная рифма – рифма, в которой совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков. Чем их больше, тем рифма точнее; ...«Точная рифма является богатой, если в ней совпадает предударный согласный (называемый опорным)...)
Вся статья — по ссылке:
nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/vidy-rifmy/
Мне стихотворение понравилось.
Напоминает спокойный рассказ, впечатления от увиденного во время прогулки.
Про дивный наряд берёзы…
Осенью листья её бывают золотыми…
И смотрятся так роскошно.
Потом это «золото» шуршит под ногами…
Подобрать другой эпитет… к дивному наряду…
Казалось бы, всё слишком просто… Но…
Видеть в обычном, привычном прелесть… Это ведь здОрово!
Но я полностью согласна с Виктором — синицы осенью не дзинькают, а с чего дзинькать-то — впереди зима, уже наступает такая пора, что всё укроет снег, где корм искать? О чём-то конкретном и нужно писать также. Ягоды рябин, конечно не падают под ноги, и синиц не видно целыми стаями. Но и Виктор не совсем прав в том, что в ветках елей не находят приют птицы, конечно, находят, особенно если в стволе есть дупла, где птицы и зимуют. Автору спасибо и удачи!
Причём, птички мутировали — боятся мороза. )
Нет ощущения, что автор не смог промолчать.
Строки не рвутся из души — в неба синь или куда-то там ещё.
Зато есть ощущение незавершенности замысла.
И оно, это моё личное. разумеется, ощущение оказывается доминирующим.
Потому-то синицы в изрядном количестве и запоминаются, не взыщите.
Что делать?!
По мне — зачесть за черновик и до поры забыть.
Кривая вывезет, вернётесь, переделаете…
А не вернётесь, значит-таки, просто экзерсис.
не унывать!
Во втором восьмистишии можно легко исправить повтор синичек, например, на «звонка песня дзинь -дзинь».
Утром по улице ходишь с опаской:
Лужи затянуты льдом. — просто и достоверно удалось передать ощущение ночных заморозков, характерных для поздней осени.
Словно играя, синички проворно
Вслед друг за другом снуют. — очень живая картинка.
Повтор строки Осенью поздней приятны прогулки замыкает круг, и читатель вместе с автором завершает неспешную прогулку по тихим улочкам.
Не знаю, где живёт автор (специально в профиль не подсматриваю), но представился небольшой городок, затерявшийся среди лесных массивов.
На мой взгляд, удачные рифмопары: снуют — приют, горят — отряд, синь — дзинь.
В целом стихотворение мелодичное, легко читается, технически грамотно сформировано. Несмотря на свою простоту, мне оно запомнится глаголом «дзинь-дзинят».
Виктор ошибается, синицы говорят фиить-фиить.
2.Противоречие в стихотворении:
Осенью поздней приятны прогулки.
Выберу свой я маршрут:
Тихие улицы и переулки,
Парк и за мостиком пруд.
и
Стёрты осенние буйные краски
Ветром и серым дождём.
Утром по улице ходишь с опаской:
Лужи затянуты льдом.
В первой строфе – приятны прогулки. Во второй – ходишь с опаской по улицам. Уж если приятны прогулки не стоит писать об опасности их.
3. Много не нужных уточнений: Птички синички; Ёлки в иголках; Ярко и смело горят;
4. Рядом – синичек отряд. Синички не стайные птицы и их не назовешь отряд, это воробьи стайные. Синички или одиночные или парные.
5.Не лексический повтор слов «синички» — 5 раз.
6. НЕ лексический повтор слов «птички» — 3 раза.
Чем длинней стихотворение, тем труднее избежать повторов слов и мыслей.
7. Звукопись не совсем хороша. Конец одного слова и начало другого создают новое слово:
«Выберу свой я маршрут» — своя.
8. Конкретизация:
Нет больше листьев на ветках берёзы… что в данном регионе растут только берёзы? Если нет то скорей всего нужно было писать «на ветках деревьев». «Сброшен их дивный наряд». – Наряд берёзы не назовёшь дивным. У клёна да, можно назвать. Но такие слова общие лучше не употреблять.
Ведь слова должны нести: цвет, запах, форму.
9. Чудную песню свою. – Та же ошибка- употребление определения общего типа. Здесь тоже нужно было писать: звонкую, тихую, весёлую.
Длинновато написано, поэтому читать скучно.
Зато рифмы радуют добротностью. Единственная рифма, которая мне совсем не понравилась: куплю-свою. Тут единственная буковка «ю» совпадает. В уборе-проворно хотя бы ударные слоги созвучны, и на слух воспринимается вполне прилично.
Что мне совсем не понравилось – это блаженная восторженность героини, которая неизбежно сквозит от эпитетов «чудный», «дивный». Сладко до приторности.
Есть некоторые косячки в распределении ударных слогов. Дело в том, что на первый слог падает сильный акцент, поэтому строчки «нет больше листьев на ветках берёзы», «а в вышине – неба синь», надо подкорректировать, чтобы читалось легче. Допустим, поменять слова местами: «бОльше нет лИстьев на вЕтакх берЁзы. Или «свЕрху промЫтая сИнь». Тогда язык не будет выделять второстепенные слова и «съедать» значимые.
Относительно вчерашнего стихотворения — небо и земля. Да у нынешнего есть немало недостатков, но оно ближе к поэтической сущности, есть игра мысли, словотворчество. Одна такая находка, как «дзинь-дзинят» оправдывает появление данного стихотворения. Есть и еще кое-что не ординарное.
«Стёрты осенние буйные краски
Ветром и серым дождём».
Словно с оконного стекла — стекла гуашь осеннего буйства))
И тут же:
Утром по улице ходишь с опаской:
С опаской не вообще, как коллега пишет, а только там, где «Лужи затянуты льдом».
Но дальше теряется настроение по причине уже сказанных огрехов.
Птички-синички — лучше через дефис. Или через запятую. Иначе зачем это уточнение?
И многое еще чего, например, «Красные гроздья рябин у дороги
Ярко и смело горят».
Почему смело? Почему только у дороги? А другие? Ну и так далее.
И так можно до бесконечности, до последней косточки, до буковки разбирать. Нет стихов без изъянов. Но есть стихи, которые мы с упоением читаем при всем их несовершенстве.
Возьмите любое есенинское. Как напевно, красиво звучит, например, «Не жаль мне лет,/Растраченных напрасно. /Не жалю души сиреневую цветь./ В саду горит костеР Рябины красной...» Недопустимо слияние двух одинаковых согласных да еще звонких. Но как по другому? По-другому, наверно, можно найти словосочетание, но образ скорее всего разрушится.
А вот здесь мне совсем не нравится:
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Коноплянник с широкиМ Месяцем? То есть у коноплянника есть широкий месяц, к тому же снова стык двух согласных. И первые две строки насчет «Пройдет, зайдет и вновь оставит дом» не очень удачны.
И все-таки мы с придыханием поем привычные строки…
Классики уже вне времени и вне критики, это понятно. Я не призываю закрывать глаза на ошибки. Но на то и классики, чтобы мы учились у них и на их ошибках.
И все же у меня больше положительных эмоций и предпочтений к стихам Любови, нежели к вчерашним (автора нам так и не назвали. Или я пропустил этот момент?)