Семинары по прозе - Открытое обсуждение рассказа на актуальную тему

Семинары по прозе - Открытое обсуждение рассказа на актуальную тему

Уважаемые рецензенты!
Сегодня «Семинары по прозе» приглашают вас прочесть новый рассказ нашего автора  и у Открытого микрофона высказать ваше мнение.

Рассказ состоит из трёх частей, объединенных одной общей идеей: привлечь внимание к людям старшего поколения, которые сейчас особенно уязвимы из-за сложившейся ситуации с вирусом. Тема, как видите, актуальная. Текст даётся в авторской редакции.

В первую очередь автора интересует — имеет ли произведение эмоциональный отклик у читателя? 
 

Прошу при обсуждении соблюдать наши правила критики и общения, с которыми можно ознакомиться во вступлениях к предыдущим рецензиям. Напомню, что тон обсуждения должен быть дружелюбным, критика — конструктивной, без перехода на личности.

Автор пока сохраняет инкогнито, поэтому догадками об авторстве просьба не делиться.


Бабушки

1.

…По дороге с работы я вдруг вспомнила, что хотела забежать в магазин – вчера на ужин израсходовала последнюю картошку. Да и к завтраку надо бы что-то прикупить. Как раз поравнялась с «Пятёрочкой», в неё и завернула.

Прямиком двинулась в овощной отдел. Картошка была двух видов – мытая, расфасованная в сетки, и грязная россыпью в картонных коробках. Вторая, естественно, дешевле. Копаться в земле не хотелось, да и ящик был занят – в нём пыталась отыскать что-то стоящее маленькая, сухонькая старушка. Мельком глянув на её скромный «улов» – штук пять-шесть картофелин в полиэтиленовом мешочке – я ухватила сетку и пошла за мюслями.

В отделе «молочки» заметила всё ту же старушку. Она осторожно натягивала фасовочный пакет на кулёк с кефиром. Видимо, на случай, если кефир протечёт в сумке. Я стала искать на полках подходящее молоко, а пожилая женщина покатила тележку дальше.

В третий раз мы пересеклись в кондитерском отделе. Моя знакомая держала в руках упаковку самого дешевого зефира. Несколько мгновений она постояла в раздумье, потом положила товар на место и направилась в сторону кассы. На ходу закинув в корзину две коробки зефира в шоколаде, я ускорилась и нагнала её. Мы встали в очередь на кассу – она впереди, я за ней. Мне хорошо были видны заплатки – на рукаве и на спине куртки – пришитые вручную аккуратными стежками, обмотанные изолентой потрескавшиеся ручки старенькой сумки и выцветший, но чистенький, платок на её голове. Кассирша нетерпеливо барабанила пальцами, дожидаясь, пока медлительная покупательница скрупулёзно отсчитывала нужную сумму без сдачи. Наконец та отошла, а кассирша принялась за меня. Деловито «пикая» сканером по штрих-кодам, она энергично метала товары в мою сторону и рассчитала меня буквально за пару минут.

У столика, где покупатели освобождают магазинные корзины, я снова оказалась рядом со старушкой. Она уже успела переложить купленное в походную тележку и собралась уходить.

– Простите, пожалуйста, – набравшись смелости, я тронула её за рукав. – Могу я Вас угостить?

Она медленно обернулась и внимательно посмотрела мне в глаза. И я впервые почувствовала, как это, когда тебя «видят насквозь». Кажется, я покраснела. Стояла с коробкой зефира в протянутой руке с полным ощущением того, что прошу милостыню. Но отступать было поздно – я бухнула первое, что пришло в голову.

– Знаете, вот решила попробовать зефир, не покупала раньше этой марки, но зачем-то взяла две коробки. Мне две много. Могу я Вас угостить?

Бабушка ещё какое-то время пристально смотрела мне в лицо. Конечно, она всё поняла.

– Как Вам будет угодно, – наконец произнесла она с достоинством.

Я облегчённо выдохнула.

– Возьмите, пожалуйста. В следующий раз встретимся, поделимся впечатлениями – понравилось или нет. Ну, я пойду. Всего Вам доброго.

Я улыбалась, но почему-то хотелось плакать.

– Благодарю Вас, деточка.

Вцепившись в пакет с продуктами, я рванула к выходу. Из кармана выпал чек. Когда нагнулась, чтобы поднять его, увидела, как старушка крестит меня вслед…

2.

…На неё я обратила внимание сразу. Она стояла чуть в стороне от бойких торговок зеленью и первой редиской и держала перед собой горшок с комнатным растением. Глиняный горшок «на вырост», великоватый для своего обитателя, очевидно, был тяжёлым. И хотя хозяйка цветка была «в годах», она не выпускала из рук своё сокровище, только теснее прижимала его к себе – так было легче держать. Изредка она бросала испуганный взгляд на спешащих мимо людей и снова опускала глаза. Цветок выглядел ухоженным и очень жизнерадостным. Толстенькие овальные листочки на солнце чуть отливали глянцем. Но было в них что-то не совсем обычное – издалека не разглядеть. Я подошла ближе и увидела, что на зубчатой кромке листьев плотно друг к другу сидят крошечные растеньица с тоненькими, как реснички, корешками.

– Что за чудо? Никогда такого не видела, – удивилась я.

– Женщина недоверчиво посмотрела на меня, а когда поняла, что я обращаюсь к ней, оживилась. Улыбка прочертила глубокие морщинки-лучики в уголках глаз, но это, против ожидания, не добавило ей возраста. Скорее, наоборот. На худом строгом лице откуда-то вдруг появились щёчки-яблочки. Этой миловидной даме нельзя было дать больше шестидесяти пяти.

– Правда же, он великолепен? – в её голосе слышались нотки гордости. – Вам действительно не приходилось встречать Каланхóэ Пиннáта?

Я отрицательно покачала головой.

– О, это удивительное растение! А Вы знаете, что его называют «домашний хирург»? Нет? Это потому что у него исключительные лечебные свойства. Он мгновенно заживляет ранки и порезы. Вот я, к примеру. Два дня назад обожгла палец – неудачно сняла свисток с чайника. И тут же вспомнила про каланхоэ. Но мне так было жаль оторвать с него даже один листик. Ведь у него детки. Обошлась пластырем. А вчера вечером меня ждал сюрприз. Вы только посмотрите, – она повернула ко мне горшок другой стороной, и я увидела соцветие-зонтик на длинной ножке с мелкими бутончиками. Цветы обещали быть тёмно-красными.

– Он ни разу у меня не цвёл, представляете? За три года ни разу. И вот вчера… – женщина вдруг осеклась, сникла и судорожно стиснула цветок. Передо мной снова стояла старушка с потухшим взглядом на худом морщинистом лице.

– Зачем же Вы его продаёте? – искренне удивилась я. Она посмотрела куда-то влево, за меня, и ответила уже совсем другим голосом – глухим и бесцветным.

– Мне до пенсии… рублей двести… Четыре дня осталось, а я… не рассчитала.

Последнее слово она произнесла почти шепотом. Я вынула из кошелька пятисотку и молча протянула ей. Женщина подалась вперёд, но горшок с растением мешал ей взять деньги.

– Давайте, подержу, – я перехватила цветок свободной рукой. Она протянула было руку за деньгами, но тут же опустила.

– У меня не будет сдачи.

– И не надо, – как можно веселее ответила я и всунула купюру ей в ладошку. – А как Вы донесли сюда Ваш каланхоэ?

– Ой, простите, – засуетилась старушка. – Вам же так трудно будет его нести. А у меня где-то.., – она сунула руку в карман. – Вот. У меня есть сумка. Она удобная. Я сама шила. Давно, правда.

Совместными усилиями мы потихонечку, чтобы не повредить листья и будущие цветы, установили каланхоэ на дно сумки.

– А знаете, почему он собрался цвести? – вдруг спросила я. – Он почувствовал, что Вы хотите с ним расстаться и так пытался уговорить Вас не продавать его. Хотел показать себя во всей красе, чтобы Вы передумали.

Женщина молчала.

– Я не могу его взять, – сказала я. – Он Вас любит. А я ему чужая.

Я отдала растерянной женщине сумку с цветком и ушла, не оглядываясь.

3.

Июль. Жара невыносимая. Спасаюсь только водой. Обязательно ношу с собой в сумке пару литровых бутылок. А сегодня, как назло, забыла. Хотя, почему «назло»? Очень даже на добро. Есть повод побаловать себя мороженым.

Пристроилась в очередь в ближайший киоск. Мысленно прикинула, сколько придётся стоять. Шесть человек. Получалось не слишком долго. Неожиданно за спиной прозвучал высокий женский голос:

– Дас Веттэр ист хойтэ шён, нихт вар? Погода сегодня прекрасная, не так ли?

Обернувшись, я не смогла скрыть удивления. За мной стояла высокая худая дама в чёрном одеянии с какой-то немыслимой шляпкой на голове, в чёрных кружевных перчатках и ридикюлем в руке. Дама, ни к кому не обращаясь, отчётливо, с превосходной дикцией и великолепным произношением, выдавала фразы на немецком и тут же переводила их на русский.

– Канн их бештеен? Битте. Могу я пройти? Пожалуйста.

Очередь расступилась, пропуская странную даму к окошку киоска.

Каждому из стоявших она выразила благодарность словами: «Их данке Инен. Благодарю Вас». У окошка дама вынула из ридикюля монетку, положила на блюдце перед мороженщицей и внятно произнесла:

– Гебен зи мир айн айс. Айсбехер битте. Дайте мне одно мороженое. Пломбир, пожалуйста.

Девушка-продавец, взглянув на двухрублёвик, буквально прокричала из окошка, как если бы разговаривала с плохо слышащим человеком:

– Этого не хватит! – и для пущей убедительности продублировала отказ жестами.

Но тут паренёк лет семнадцати – самый первый в очереди – сказал мороженщице, что заплатит за бабушку. Та пожала плечами, порылась в холодильнике и выложила на прилавок упакованный в целлофан пломбир в вафельном стаканчике. Дама подошла к юноше вплотную. Склонив голову набок, она несколько секунд сосредоточенно всматривалась в лицо паренька.

– Спасибо, молодой человек, – произнесла она негромко и сделала движение, словно хотела погладить юношу по щеке. Рука в перчатке замерла возле лица, так и не коснувшись его. Потеплевший было взгляд, снова стал рассеянным.

– Данке, дер юнге Манн, — повысила голос дама, развернулась и пошла прочь.

– Эй, бабуся, мороженое забыла, — крикнул ей вслед мужичок потрёпанного вида с признаками вчерашнего «перебора» на опухшем лице. – Видать, от жары у бабки крышу сорвало, – гоготнул юморист и покрутил у виска.

– Мороженое. Айсбехер, – донеслось до нас.

– Училка что-ли? – предположил мужичонка. – А может, того – переводчица?

Он искал собеседника, но никто так и не поддержал разговора.

So wie ein Schmetterling zum Licht,
So sehr wollt’ auch ich gelangen Zur Liebe,
jenem Zauberland,
Wo man zu mir «geliebte» sagte*…

Сопрано. Чистый, звенящий голос выводил мелодию знакомого романса. Она пела, и прохожие оглядывались на странную женщину в чёрном. Некоторые останавливались послушать.

Очередь смотрела в спину удаляющейся старушке. Нет, всё ж даме. У неё была безупречная осанка и плавная походка. Так ходят только Дамы. Не зависимо от возраста.

***

Бабушки. Наши милые, дорогие, трогательные и беззащитные бабушки. Вместе с вами тихо и незаметно уходит от нас целая эпоха. А мы, глупые, в суете и повседневных заботах не замечаем невосполнимой потери…

________________________________

* Я словно бабочка к огню Стремилась так неодолимо В Любовь, волшебную страну, Где назовут меня любимой…

Романс «Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс».

Стихи Эльдара Рязанова. Перевод на немецкий язык В. Теслярова

+11
10:19
1400
RSS
10:40
+2
Здравствуйте, спасибо за рассказ — трогает до глубины души…
Единственно, я не прочла сначала вводную статью и думала, что написано об одной старушке…
Потом, конечно догадалась, что это как-бы разные истории из жизни, очень зримо знакомые…
Разбор остального проводить не берусь, т.к сама не очень хорошо разбираюсь в написании прозы.
Автору моя искренняя благодарность и пожелание успехов.
22:26
+2
Елена, мне очень приятно, что Вы первой оставили комментарий. И вдвойне приятно, что рассказ нашёл отклик в Вашем сердце, а истории показались вам правдивыми. Значит, мне удалось задуманное. Спасибо за отзыв.
На мой вкус, написано великолепно.
Даже разбирать ничего не хочется, хочется выразить автору восхищение и благодарность и пожелать удачи. inlove
22:26
Маргарита, спасибо за такую высокую оценку моей работы и напутствие. Постараюсь двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом. Оказалось, прозу писать намного сложнее, чем стихи. Во всяком случае для меня)))
10:53
+2
Длительное сидение на карантине, вероятно, делает людей очень восприимчивыми к любым эмоциональным встряскам. Отвечу пока на вопрос автора: читала сквозь слёзы. И да — об этом нужно писать, нужно говорить… а ещё важнее — делать что-то доброе для окружающих нас стариков. Спасибо за рассказ.
22:26
+1
Лена, как мне приятно узнать, что тебя настолько впечатлил рассказ. Такой эмоциональный отзыв. Спасибо, Леночка. Я очень ждала, что же ты скажешь. Твоё мнение я очень ценю, потому что безмерно уважаю тебя как человека и люблю, как поэта и писателя.
11:05
+2
Понравилось… Зацепило душевные струны. Тоже до слез. Спасибо автору.
22:26
+1
Онега, спасибо, моя хорошая. У тебя такое чуткое и отзывчивое сердце. Ты не могла не понять, что я хотела сказать этим произведением.
12:23
+2
Написано трогательно. Повествование, конечно, вызывает эмоции сопереживания и жалости, хотя третья часть в меньшей степени,
там Дама немного сама по себе, сама кого хочешь из нас с полным правом пожалеть может…
Но безотносительно к данному произведению и к автору, отношение к рассказам с такой тематикой: как в спорте есть выражение
«удар ниже пояса», так и здесь — беспроигрышный вариант вызвать эмоции, а когда, например, пишут о смерти близких людей,
то вообще, это как бы спекуляция на теме, безусловно, затронет любого… Ну, как бы пояснить — вот так «в лоб» на эти
темы слишком прямолинейно получается, слишком «слезоточиво», может вызвать обратную реакцию — закрыться…
22:27
+1
Серёжа, мне понятна Ваша точка зрения. И очень хорошо, что Вы её озвучили. Не все однозначно понимают замысел автора любого произведения, в том числе и этого рассказа. Каждый трактует прочитанное по-своему. Это говорит о проблеме автора, но никак не читателя. Значит, автор не достаточно поработал над текстом, не использовал все возможные выразительные средства, чтобы не допустить разночтений. Такие отзывы как Ваш помогают понять, что предстоит ещё много работы. И меня радует, что Вы открыто и подробно высказались, а не отделались какой-нибудь дежурной фразой.
Что касается «беспроигрышного варианта вызвать эмоции», отчасти соглашусь. Неравнодушный человек на такую тему обязательно отзовётся сочувствием. Но я не хотела выжать слезу у читателя описанием лубочной картинки – благородная девушка одаривает нищих стариков от щедрот своих. Я старалась написать так, чтобы читатель в жизни начал замечать этих стариков. И сочувствовать настоящим, живым людям – не «бумажным» героям. Вот эта Дама из последней части. Ведь ясно же, что она не просто рядовая бабушка, а когда-то имела определённый статус, возможно, даже была знаменитой. И до сих пор мыслями живёт в том мире, не осознавая, что её сознание помутилось. Это страшно, что рядом с ней нет никого, кто бы поддержал её, позаботился, уберёг от насмешек. Я вот до сих пор мучаюсь вопросом — а что надо было сделать в той ситуации? Поговорить, постараться узнать, где она живёт, и проводить до дома? Попробовать выяснить, есть ли у неё родственники, спросить их телефоны? Скорую вызвать? Я ничего не сделала. Осталась стоять за мороженым. И другие ничего не сделали…
00:14
+1
Ох, Вита, когда понимаешь, что всё это с натуры — становится страшно за Вас, так всё через себя пропускаете… Хотя тоже такое бывало,
на всю жизнь запомнился эпизод, давно, годах в 90-х был в Адлере, шёл по улице — сидит прямо на асфальте старая женщина в чёрной
горской одежде, полностью безучастная ко всему, воплощение абсолютного горя, какая-то мелочь рядом брошена, прошёл было мимо,
метров через 20 просто не могу идти дальше, вернулся, высыпал всё, что было, а чем ещё поможешь, время трагедий
целых народов было, да и сейчас то ещё время…
По поводу «беспроигрышного варианта вызвать эмоции» — во вступительной статье Елены более отреагировал на фразу
«В первую очередь автора интересует — имеет ли произведение эмоциональный отклик у читателя?», и попытался ответить
именно на этот вопрос, достигнут ли эмоциональный отклик и каким путём…
Что касается героинь, то и сам уже одной ногой в этой возрастной категории))) Лет 30 с лишним назад, когда пришлось
долго и с трудом передвигаться на костылях, заметил, что именно старушки, сами еле живые, более других отзываются
состраданием, готовностью помочь, (хотя особо и нечем), и сам вдруг острее замечаешь и сочувствуешь немощным,
и поддержка даже просто добрым словом дорогого стоит и много значит…
14:53
+1
12:34
+5
Расскажу о своей реакции. Начала читать и где-то на втором абзаце поморщилась: ну сейчас опять чернуха будет про бедных старушек, обездоленных государством. Но потом это ощущение пропало, потому что увидела портреты этих женщин, достигших преклонного возраста. И цель рассказов совсем другая — показать их внутренний мир. Удивительная цель, причём, она с успехом достигнута.

Единственное, что бы я поменяла — сделала бы автора наблюдателем во втором эпизоде. Чисто из любви к скромности. С другой стороны, а почему бы представить читателям собственную благородную душу? Тем более, она действительно присутствует.
16:21
+1
Оче inlove нь понравился комментарий, Ольга
17:34
+1
Спасибо, Рита.
22:28
+1
И мне)))
22:27
+2
Оля, от тебя ничего нельзя скрыть))) Первая часть писалась дольше всех. И была раза в два длиннее. Со всякими чрезмерными подробностями и словесными украшательствами. А потом я вспомнила тебя и твои советы. Однажды ты не пожалела времени, прочитала один из моих предыдущих «перлов» и буквально каждую строчку разобрала по пунктам. И показала все недостатки и все выигрышные места. Вот я и попробовала перечитать первую часть твоими глазами. Очень помогло. Всё равно получилось слабовато, но поверь – намного лучше, чем первоначальный вариант. А дальше пошло легче. Так что спасибо тебе за науку. И выставить рассказ на обсуждение я отважилась, в том числе, и благодаря тебе.
Ух ты! Я вскормила с ладони первую метамодернистку страны! laugh А если серьёзно, то моими глазами вряд ли можно прочитать. Зато можно иметь художественный вкус, который работает круче любых редакторов.
14:51
Ну вот, глаз пожалела. Подруга называется pitchup Пасибки тебе, мой мудрый наставник kiss
Ну не смущай тётеньку! Какой из меня наставник. руководствуюсь, как и ты, чутьём.
05:44
+1
Знаешь, меня потрясло, как ты собственными ощущениями (или ощущениями героини, если говорить о случайном читателе), передаёшь характер первой бабушки. Это когда ты чувствуешь себя попрошайкой, делая подарок. С ума сойти. Но я же не умею без занудства, поэтому есть парочка предложений:
— По дороге с работы я вдруг вспомнила, что хотела забежать в магазин – вчера на ужин израсходовала последнюю картошку.
— выцветший, но чистенький, платок
А про изоленту В ЦВЕТ я бы упомянула. И про заплатки маленько расширила бы свои впечатления, например: «я оценила, как технично они пришиты». Что-то типа того.
14:49
ok всё исправлю jokingly Спасибо, Олечка kiss
Это я только предложила, а так-то автор сам видит, как ему лучше. blush
Комментарий удален
13:12
-4
В карантине самое главное — не перебить своих домашних.
По старушкам и старичкам: зажились на этом свете, старые перцовники, пора и честь знать.

Дальше продолжать не буду, шайзе.
Пулемет МГ34 на подоконник с 14 этажа — вот и весь сказ.
НАДОЕЛО.
13:17
+2
Рецензировать не буду, ибо растрогался. Даже слезы выступили на глазах… Одно лишь могу сказать про каланхоэ. Это единственное (насколько я знаю) растение живородящее. У неё не бывает цветков, а сразу — новые растения с листиками и корешками. Оно и в самом деле целительное. В нашей семье его выращивают на подоконнике лет наверное тридцать, а то и больше.
13:31
+1
Классическое каланхоэ Дегремона действительно не цветет. А вот другие его виды цветут и очень обильно:
Простите, не могу согласиться с вами. Они цветут, их много разновидностей…
13:53
+1
Наталья, спорить с Вами не буду. Не биолог. Я лишь говорил про то каланхоэ, которое у меня на подоконнике. И значит для меня оно стало еще больше ценнее и значимее. Поскольку ни только среди растений вообще, но и даже из всех разновидностей каланхоэ оно — единственное живородящее. Для меня лично оно явленное ЧУДО…
13:56
+1
Нет, Георгий, есть виды утого удивительного растения, которые цветут, причём, через определённый период времени.
14:11
+1
Татьяна, добрый день. Моё каланхоэ за тридцать лет ни разу не цвело. Но каждый год обильно приносило уйму деток.
14:45
+2
Да, Георгий, «детки» у него прелесть — как оборочка и же жизнеспособны! Удивительно! У меня есть растение под странным названием Аморфофаллюс — его можно наблюдать с ранней весны до поздней осени, а зимой пустой цветочный горшок, который я раз в 2-3 недели поливаю. Буквально вчера в нём появилась верхушка. Потом что появится не знаю, дело в том, что он цветёт раз в 7 лет, сначала появляется на пятнистом (как змея) толстом стебле граммофон сиренево-фиолетового цвета, тоже пятнистый, довольно крупный с выступающей сердцевиной и странным терпким запахом.Цветёт неделю, а затем пропадает вместе со стеблем.Через несколько дней вновь появляется «шишечка», которая растёт довольно быстро и достигнув определённой высоты раскрывается в большую резную розетку, которая весь сезон предвещает дождь — перед дождём вся покрывается росой. Вот или в этом году или в следующем должен цвести. У хозяйки, что мне давала отросток, ни разу не цвёл, и кому я давала, тоже.Но я с ним всегда разговариваю… Если будет цвести, и удастся снять, обязательно пришлю.
00:06
Георгий, Ваша реакция бесценна. Правда, я так прониклась Вашими комментариями, так воодушевилась, что, наверное, и дальше буду пытаться осваивать премудрости написания прозы. Спасибо за мотивацию.
Комментарий удален
00:07
Зеев, Ваш отзыв для меня настоящий подарок. Он отражает самую суть моего замысла. Я, честно сказать, побаивалась отзывов мужчин. Ожидала, что будут писать про «розовые слюни» и псевдоактуальность рассказа. А здесь такое глубокое понимание и эмоциональный отклик. Я просто счастлива. Спасибо Вам большое.
13:35
+4
Всем доброго дня! Решила и я присоединиться. Согласна с Сергеем – тема беспроигрышная. ЛГ или автор показала нам трёх «бабушек», видимо, одиноких, не очень обеспеченных, каких сейчас совсем немало. Очень удачно, на мой взгляд, по манере поведения, общения, облику раскрыт внутренний мир, условия проживания, привычки, можно даже предположить, кем раньше работали. Автору удалось главное – показать, что и у стариков есть – пусть остатки – человеческого достоинства, и с этим дОлжно считаться, и что есть неравнодушные люди. В эпизоде с первой бабушкой я бы, наверное, убрала заплатки со спины, уж как-то… А вообще автору спасибо и удачи!
00:07
Татьяна, большое спасибо за комментарий. Именно так, я говорила о достоинстве и самоуважении моих героинь, и лёгкими штрихами попыталась сделать набросок их личностных портретов. С наступлением старости человек не перестаёт быть личностью. У него не атрофируются чувства, эмоции, потребность в общении, желание быть нужным и полезным. И пожилому человеку бывает горько и обидно, от того, что он становится как бы невидимым. Его сбрасывают со счетов, списывают за ненадобностью, обращаются снисходительно, тем самым формируя в нём чувство вины. Как будто он живёт в долг, как будто обязан оправдывать своё существование. Несправедливо и больно.
Но это совсем не значит, что я идеализирую пожилых людей. Сам по себе преклонный возраст не превращает автоматически человека в интеллигентного, выдержанного и умудрённого жизненным опытом. Чтобы стать таким, надо идти к этому всю жизнь. Из горластой, пробивной бой-бабы, увы, получится вздорная, скандальная старуха. Из ловеласа, не пропускающего ни одной юбки, выйдет похотливый старик, который будет смущать сальными намёками молоденьких девиц. Или, чего доброго, затеет писать воспоминания о своих былых похождениях, добрую половину из которых приукрасит донельзя, дабы все поверили, что он по сей день ещё «о-го-го». Все люди разные. Старики в том числе…
А про заплатки на спине. Так ведь они были, я их не выдумала. Из подходящей по цвету ткани. Аккуратно нашитые. Они-то как раз у меня жалости не вызвали. Скорее уважение.
13:46
+3
Прочитала. Полна эмоций. Затронуло за живое. К сожалению, так часто мы теперь встречаемся с этим. Иногда поражает, с каким достоинством принимают-не принимают пожилые люди нашу помощь… Стыдно за такое отношение со стороны государства к людям, которые многое видели и пережили, а в конце жизни оказались в бедственном положении.
Спасибо автору. Об этом надо почаще напоминать — хуже не будет.
00:07
Наташа, спасибо Вам за чуткость и неравнодушие. Если задело за живое, значит, не зря я старалась. rose
Молодец! Конечно, мне понравилось!
Чувствуется рука профи… Спасибо, Женечка.
14:52
13:48
+2
Почти все, кроме Виктора (а он у нас самый нервный...) высказались одинаково, не о теме, а о литературе: персонажах, замысле, исполнении. Здесь автор выглядит хозяином, но все-таки хотел бы посоветовать меньше педалировать чувства автора по отношению к героиням, кроме заплаток это и нажим на слово «Дама» в третьем эпизоде. Первый эпизод, правда, у нас уже встречался, хорошо, что автор решил(а) продолжить галерею. Спасибо!
14:00
Я не нервный, дорогой.
Я -справедливый.
14:50
+1
Виктор, добрый день, я бы Вас иногда сравнила с оголённым нервом, которому и самому больно. Ведь так?
Комментарий удален
00:09
Спасибо за важные замечания, Иосиф Давидович. Я всегда прислушиваюсь к Вашим советам, кому бы они ни были адресованы – мне или другим авторам. Про заплатки я уже отвечала Татьяне чуть выше, но повторю ещё раз. Я не добавила их ради красного словца. Они были на самом деле. А так как я немного шью сама, то обратила внимание, как они аккуратно нашиты и как удачно подобрана ткань – почти незаметно, если тщательно не приглядываться. Я эту бабушку заранее зауважала, ещё до разговора с ней. А уж после фразы «как Вам будет угодно» я просто не могла забыть эту женщину несколько дней. Как будто на приёме у английской королевы побывала, не меньше))) А на счёт Дамы из третьей части… Возможно, следствие моего бедного словарного запаса. А как бы Вы назвали такую женщину? Именно ту, что я описала? С её шляпкой, кружевными перчатками и ридикюлем. И совершенным немецким. Тётушка? Городская сумасшедшая? Мне на ум пришло только «дама». Не та, которая «фу-ты ну-ты, ножки гнуты», а та, что у Блока – «Стихи о Прекрасной даме». Наверное, всё-таки у меня не получилось передать эту задумку. Но ничего. Я же учусь)))
А где встречался первый эпизод? Я, наверное, пропустила. Не всё удаётся прочитать, многое проходит мимо. Кто-то уже писал на эту тему?
Мне казалось, что именно вашу бабушку я и встречал, могло такое быть? Что касается Дамы, то я ничего не имею против такого титула, но там она дважды близко поименована. В первом случае можно не называть.
14:45
Спасибо, Иосиф Давидович. Учла про «даму», исправлю))) А бабушку, именно мою, не должны бы встречать. Как текст, я имею в виду. Ей три дня от роду. А в жизни — всё может быть)))
Комментарий удален
Послушайте, Георгий, я считаю этот комментарий оскорбительной провокацией, которая сводит к нулю все Ваши усилия придать себе образ богопослушного человека. Можете на меня жаловаться хоть в небесную канцелярию. И если вы думаете, что этой выходкой добавили себе баллов, уверяю Вас, здесь дураков нет!
15:23
+2
А я не вижу в реакции Георгия ничего оскорбительного. Скорее, оскорбителен другой комментарий, но дабы не привлекать к нему внимания, я даже не стала на него реагировать. Хотя он и провокативен, ибо автору прекрасно известно, что у нас на сайте достаточное количество участников, приближающихся к возрасту героинь рассказа, а значит и на них направлен чей-то пулемёт… Вот только автор коммента забыл, что и он сам приближается к этому возрасту. Но, безусловно, к рецензированию рассказа это не имеет отношения…
А мне показалось, что он каждого из нас оскорбил, подозревая в нас пособников г-на Улина, которые подносят ему патроны. И только сегодня он понял, что МЫ С ВАМИ не такие.
Да ладно вам, Маргарита, придумывать про меня. Я сказал что сказал. Ну в запальчивости (от волнения (растрогался от прочтения прозы, что слезы выкатились на щеки) и брякнул что-то в запальчивости не совсем корректное. Вы, пожалуйста, укажите на те места, которые Вас и заодно с Вами и всех членов оскорбили. Я легко могу подать эти места в другой редакции. Делов-то ничего. Главное, суть сказанного оставлю…
Вот как раз суть сказанного меня и возмутила, Георгий.
А придумывать мне ничего не требуется, персонажей для своих произведения я беру исключительно из жизни.
Так Маргарита, если Вас возмутила сама суть моего комментария, то за чем же дело стало? Сказали бы сразу об этом, и я этот комментарий удалил бы. Вот уже удалил. Больше его нет. Поскольку он уже сделано то, для чего я его написал.
Я думаю, всё дело в отсутствии реакции на злосчастный комментарий. Гео не подумал, что просто иногда лучше проигнорировать, чем реагировать…
Елена, я бы развернул на целый печатный лист ответ Вам, почему этот как Вы сами сказали «злосчастный комментарий» нельзя было игнорировать и сослался бы на разработки нейролингвистического программирования. Поскольку это — «закладка» (своеобразный психологический вирус, который только и ждал, чтобы он был вытеснен из сознания (а так бывает при игнорировании), и погрузившись в подсознание, медленно сожрал бы его, оставив после себя «выжженную пустыню». Я просто осознанно расчетливо и целенаправленно этот вирус нейтрализовал. А зачем я это сделал, можно будет узнать в моем возражении на комментарий Анны Даниловой.
По мне, Елена, Георгий снял маску. Так бывает, заигрался. Не ту надел. Перепутал. Давайте сделаем скидку на возраст. ))
То есть, Маргарита, и Вы, как Виктор, хотите расстрелять меня из пулемета, потому что я уже отжил своё? (смеюсь)
Я тоже смеюсь, Георгий. ))
Это приятно, Маргарита, что мы можем посмеяться над собой. Значит мы — ЖИВЫЕ. В жизни бывает все, но когда последнее слово остается за смехом и улыбкой, то — мы по-прежнему молоды и дерзки.
Дерзить никогда не умела, но учусь и даже с удовольствием. ))
15:19
+2
Мне рассказ очень понравился. Он затрагивает какие-то тонкие душевные струны и оставляет ощущение светлой грусти. Спасибо автору за напоминание о том, что даже в трудное для многих время есть место сочувствию другим людям. rose
01:00
Леона, от сердца благодарю. Давно не пересекались с Вами. Успела соскучиться по Вашим тёплым, душевным отзывам. inlove rose
15:27
+1
Давайте не будем забыть о правиле: исключать личную эмоциональную составляющую.
15:44
+2
А теперь потихоньку буду комментировать обсуждаемую прозу. Для меня она знаменательна. Это, если так можно выразиться, первая ласточка в нашем Клубе прозы стиля метамодерна. Не соцреализма, где все идеологически регламентировано. И именно современного (самого современного в мировой литературе) направления. Когда у человека (ЛГ) возникает насущная потребность делать добро, отзываться на самые светлые позывы своей души. Когда не нужно никаких литературных ухищрений и технических манипуляций. Поскольку такое направление держится на одном единственном творческом импульсе. Но этот импульс по моему мнению и есть ныне — ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВСЁ. И этот импульс — импульс делать добро. И он так же естественен, как естественное дыхание. Автору (авторше) удалось это. Низко (признательно) кланяюсь ему в ноги. Наконец-то мы приблизились к самому современному направлению литературы. А теперь осталось всего ничего — занять в нем достойное место :)
01:00
Георгий, вот уж не думала, что с Вашей лёгкой руки стану первой ласточкой прозы метамодерна))) У меня несколько смутные представления о его сути, но теперь уж точно почитаю литературу по теме. Надо же знать, что за стиль у меня неожиданно случился))) Спасибо, это я от смущения пытаюсь шутить. Как-то уж слишком Вы меня вознесли своими отзывами. Как бы голова не закружилась.
16:32
+2
Когда начала читать, возникла эмоция, подобная «Ольгиной»… потом, что называется «рассчиталась». Стиль изложения мне понравился, написано великолепно. Спасибо автору!.. Вот Вы тут говорите струны души… растрогались… а по мне все три зарисовки… на одной струне… и тем более на первые два «Эпизода» возникло ощущение «уже где-то читала, было в интернете». Мне достаточно было бы одной последней «Дамы», чтобы сказать автору «Браво» за мысль в финале
01:00
+1
Рита, огромное спасибо! Раз что-то подобное уже бродит в интернете, значит, я не одинока в своей идее. Лишь бы это не превратилось в череду перепостов ради лайков, и, как следствие, не вызвало обратную реакцию – «достали уже со своими старухами»… Прямо сейчас засомневалась – а нужно ли моих «Бабушек» выкладывать по соцсетям. Благими намерениями, как говорится… Стоит поразмыслить. Ещё раз спасибо за отзыв.
17:23
+4
Почитала комментарии и ужаснулась. Но останавливаться на них не стану. Рассказ написан хорошо. Что же касается темы, то и я ведь в свое время писала о спекулятивности темы смерти, типа, жил человек, а в конце рассказа взял, да и помер. И тогда рассказ становился сюжетно тяжелее, весомее, что ли, и ему как бы многое можно было простить. Но здесь у меня такого ощущения не было. И если первый эпизод с зефиром, с незатейливой, но от того вовсе и не менее трогательной сценой зацепил за живое (как, впрочем, и о старушке с цветком), то история о даме в черном показалась мне яркой, сильной и даже страшной… Ведь там немецкой речью, как толстой черной нитью, история прошита безумием, от которого никто, увы, не застрахован…
Это ведь и не рассказ, а зарисовки, сценки из жизни. И ничего-то спекулятивного в них нет. Наши старушки голодают, это точно. И ничего дурного в том нет, что автор напомнил нам о них.
Если же отвлечься немного от рассказа, но не от темы, хочу поделиться своими мыслями по этому поводу. Всегда, глядя, как старушка покупает в большом супермаркете одну морковку и один батон, как считает копейки (или стотинки в Болгарии, где я прожила много лет), спрашиваю себя, как же можно было вот так прожить свою жизнь, что она не обрела близких людей, которые бы ей помогли в старости? Допустим, она потеряла родных, а друзья? Где все те, кто составлял круг ее общения? Неужели она за всю свою жизнь не окружила себя людьми, которым и она когда-то сделала много добра?
Когда я была еще девчонкой, мы с подружкой договорились, что в старости, если уж так сложится, что мы будем одиноки, но у нас будет по квартире, одну будем сдавать, а в другой жить вместе, помогая друг дружке. С кошкой или собачкой — непременно. И ведь никому из нас в детскую голову тогда не пришло, что можно будет надеяться на мужа, к примеру, или родственников. Это были детские страхи перед взрослой жизнью, перед старостью, о которой мы ничего не знали…
Вернусь к тексту. Что резануло. «Обязательно ношу с собой в сумке пару литровых бутылок». Думаю, что в сумочке женщины в жару может быть максимум две небольшие пластиковые бутылочки с водой.
И еще. Но это уже мое личное мнение. Я люблю сюжетные рассказы. Если пишу зарисовки — то отсутствие сюжета пытаюсь скомпенсировать густой, насыщенной яркой прозой, пытаюсь «нарисовать картинку», чтобы ее увидел и прочувствовал читатель. Здесь же, работая в этой теме, автор мог бы завершить каждую историю как-то оригинально, неожиданно, так повернуть сюжет, чтобы читатель удивился, был потрясен контрастом, к примеру… Но для этого нужно обладать воображением, то есть, описать не только то, что он сам видел, наблюдал и просто перенес на бумагу, но и придумать. А почему бы и нет? Грубо говоря, рассказ о старушке с зефиром (вернее, без зефира), мог бы закончится тем, что она вышла, села в роскошное авто и укатила… Или же, что зачастую бывает и в жизни, наша героиня (автор) могла бы попасть в сложную жизненную ситуацию, и на помощь бы ей пришла вот эта старушка… Согласна, несколько сказочный вариант развития рассказа, но так бывает в жизни. Я точно знаю.
Но меня радует другое. Автор прекрасно владеет словом, а потому ему подвластно написать, о чем угодно. А это свобода. Это кайф. Так что — пишите! Экспериментируйте, фантазируйте! Удачи!
18:22
+1
Уважаемая Анна, в кое веков я с вами принципиально не соглашусь, как не согласился с мнением Иосифа Давидовича. И дело не в том, что вы оба не правы. Наоборот, вы — правы. Но правы в своей устоявшейся в литературной культуре и традиции правде. В правде, скажем так, реализма. И в этом направлении — огромные наработки и достижения, поэтому можно оглядываться по сторонам и везде находить что-то лучше, мастеровитее. Но здесь, как увиделось мне — такой подход не просто не годится, он даже вреден. Поскольку, как опять же видится мне — эта проза написана в стиле только-только нарождающегося метамодерна. И все для такой прозе внове. И подходить к ней с точки зрения реализма, это тоже самое, что рассматривать, скажем, верблюда с позиции скакуна, и советовать ему убрать горб, или наоборот, советовать коню нарастить горб. Чем принципиально метамодерм (опять же по моему субъективному мнению) отличается от реализма. Реализм — это как ни крути, а литература, и только литература. А вот метамодерн — это уже сама жизнь. Это как самое современное актуальное искусство, где сама жизнь художника является произведением. То есть творческий импульс рождается в душе метамодерниста: последний вынашивает импульс-замысел в своем духовном чреве, как мать вынашивает ребенка. И этот импульс — в данном случае — есть импульс доброты. И реализуется он в желании совершить добро. И когда автор пишет, он уже совершает добро, потому что пишет о совершении добра. И в данном случае совершенно не важно, ловко или неловко он совершает добро. Как конкретно в конкретных обстоятельствах ему удастся проявить добро — так оно и должно быть. Любое вмешательство литературы (литературных навыков) в этот процесс непосредственного сотворения добра — лукавство. Идет только во вред. Автор увидел заплатку на спине своей героини. так оно и должно быть. Импульс добра и доброты не терпит ничего наносного, ничего искусственного. Особенно литературщины. Вполне возможно со времени (я в это ВЕРЮ) у метамодерна образуются свои собственные приемы, и свои собственные критерии мастерства. Но они кардинально будут расходиться с приемами реалистической литературы. Ну, согласитесь, нельзя подходить к Кубическому ИЗО с критериями ИЗО романтического. Ну, Пикассо все-таки нечто другое, чем Рафаэль…
18:58
+2
Георгий! Полагаю, что большинство начинающих прозаиков, как правило, пишут то, что видят, чувствуют, описывают (в силу отсутствия фантазии) именно то, что они и могут описать в своих зарисовках, новеллах, рассказах. И это на ранних порах необязательно облачать в какой-то конкретный жанр. Вот если автор будет писать в подобном ключе и дальше, крупную форму, к примеру, вот тогда, возможно, его произведения и можно будет поместить в нишу метамодернизма. Почему бы и нет?
19:07
+1
Ничего не имею против, Анна. Вполне возможно я забегаю впереди паровоза. Я даже автора не знаю. Но ОЧЕНЬ хочется уже увидеть воочию и метамодерн.
Добрый вечер, Анна. Вот Вы задаётесь вопросом, как так случилось, что у этой старушки нет помощи от друзей, родственников, детей. Дело в том, что это уходящее поколение, исчезающий вид людей, так я их называю, у которых гордость на первом месте. Они никогда не станут жаловаться. Принять помощь для них — унижение. Как-то так получается в моей жизни, что та меня сводит время от времени с такими старушками. И мама у меня была такая же, на минимальную пенсию в Белоруссии ещё и доллары покупала, а приди — всегда угостит, деньги всегда силой приходилось ей давать. Я обычно прятала куда-нибудь, а доеду домой, позвоню и скажу, где посмотреть. Вот такое у меня дополнение. А государству, конечно, стыдно, что наши старики так живут.
18:59
+2
Добрый вечер, Маргарита! И вы тоже правы… И государству должно быть стыдно.
01:12
07:44
С трепетом ждала Вашего отзыва, Анна. Вернее, надеялась, что у Вас найдётся время прочитать мою работу и высказать мнение о ней. И мне было безумно приятно узнать, что я, на Ваш взгляд, «прекрасно владею словом». Это очень высокая оценка. Понимаю, что она отчасти дана авансом, но буду стараться работать, чтобы не подвести тех, кто мне поверил. Полностью согласна с Вами про незатейливость сюжета моих зарисовок. И Вы абсолютно верно заметили, что «большинство начинающих прозаиков, как правило, пишут то, что видят, чувствуют». Так и есть. Это ученическая работа. Но она такая не в силу отсутствия фантазии. Я пробовала писать и полностью выдуманные истории — не фантастику, скорее сказку, но с элементами реализма и героями, «срисованными» с реальных людей. Получилось… как получилось. Тогда решила начать с нуля, с картинок из окружающей действительности, и постараться быть максимально правдивой при этом, ну, разве что, опуская уж совсем «нехудожественные» подробности. Может быть, когда-то я дорасту до крупных форм. А может, так и не осилю. Но, во всяком случае, я пытаюсь развиваться, искать себя в творчестве. Перестала бояться набивать шишки, хотя, ещё не совсем, пока только лишь совершаю вылазки из «зоны комфорта» — решительно выйти из неё не хватает духа))) А отваживаюсь на что-то новое благодаря нашим разборам в «Открытом микрофоне», доброжелательным, но не «елейным», критическим, но по делу, из желания помочь, а не в привычной на других площадках манере «ату его, ату!». Очень люблю наш сайт, и людей – наших коллег, с которыми уже просто сроднилась))) Ещё раз огромное спасибо, Анна, за Ваш очень дорогой и важный для меня отзыв.
09:03
+1
Виталина, Вы — талантливый человек! Пишите, работайте! Пробуйте себя в разных жанрах!
14:47
От души благодарю rose inlove
17:36
+2
Спасибо за рассказ, сильно написано, тронул, дальнейших творческих успехов.
07:46
+1
Анатолий, большое Вам спасибо за тёплые слова. inlove
VitaLina, мне очень нравится Ваше творчество.

18:56
+3
Мне рассказы очень понравились. Второй — более остальных. В рассказе с цветком, кроме главной идеи, одинокой бабушки с нищенской пенсией, показано отношение растения к человеку и их взаимной связи. У меня на участке растут сливы, причем, несколько деревьев венгерки и несколько диких слив, не сортовых. Так вот, эти дички много лет не давали плодов и я в прошлом году решил их спилить на дрова. И случилось чудо — прошлым летом они дали огромный урожай, я не знал что с ними делать. Они лежали плотным слоем на земле и в основном пропадали. Я не стал рубить сливы. Понял, они так попросили меня не трогать их. Потому эпизод с цветением каланхое мне очень близок. Да и старушка у автора моложе меня.Тут даже не знаю чего за нее переживать, мои одногодки все такие и не у всех так уж все плохо. Так что автору возраст бы поднять. 65 лет это не старость. Ну а бедность стариков она всегда будет в безнравственном государстве. У меня пенсия 120$ но я не бы на месте ЛГ такой «подарок» не взял бы.
Рассказы написаны очень хорошим языком, читать было легко.
Последний мне кажется самый сложный и с неким налетом таинственности. Читатель может строить свои догадки в отношении дамы. Кто она: сумашедшая или экстравагантная оптимистка бросающая вызов стереотипам поведения. Мне она нравится.
В итоге — мне понравился лёгкий и читабельный слог автора. Первый рассказ показался немного натянутым, ванильным, а вот второй и особенно третий очень сильно. Автору успехов.

19:01
+4
Стас, как я понимаю про эти сливы… У меня был случай, когда мой муж спилил крупную ветку сливы, потому что она мешала ему ходить по тропинке в саду. Так я прорыдала целый день, соседи встревожились, думали, кто-то умер…
19:27
+3
А я вот у реально переживаю трогательный случай. Дворники спилили, по моему, липу. (Точно не знаю) и сжигали её пеньки. Я попросил у них четыре пенька, чтобы посадить в них вешенку. Все сделал по инструкции, обмотал пленкой, сделал надрезы, закрыл черным спандбондом. Через три недели. Батюшки! На одном из пеньков — росток: прорвался через разрез пленки. длинный — сантиметров 20. Весь белый ( света же нет). Позвал жену: она у меня растительный Айболит. Она бережно срезала его у основания, поставила в банку с водой и на окно. Через пару дней на ростке листья стали зелеными. а еще через пару недель появились корешки. Пересадил его в горшочек для рассады. Сейчас живет в горшке. Если примется, обязательно посадим на даче. Такие растения ДОЛЖНЫ ЖИТЬ!!!
07:47
+1
Стас, очень благодарна Вам за отзыв. Мне близко Ваше творчество, ощущаю в Вас родственную душу, и поэтому совсем не удивилась, что Вы почувствовали мою особую симпатию именно ко второй героине. Эта её трогательная связь с цветком меня просто ошарашила. Такое чувство, что её каланхоэ – разумное, мыслящее существо. Наверное, языком цветов владеют только люди с кристально-чистой душой, потомки друидов. А для равнодушных и глухих к прекрасному растения притворяются «простачками» — чтобы не привлекать внимания, не задохнуться в их губительной ауре. Судя по Вашим диким сливам, Вы с моей героиней из одного племени))) А про двух других героинь… Они не менее достойны сопереживания, чем бабушка с цветком. Просто я не смогла передать этого в силу недостатка мастерства, или чего-то ещё, что пока мне не доступно.
Спасибо, что прочитали, Стас. И не промолчали.
19:52
+6
Дорогие мои коллеги. Огромное вам спасибо за ваши отзывы и комментарии. Каждый из них для меня на вес золота. Это моя третья попытка начать писать прозу и, судя по отзывам, она удачнее, чем две предыдущие. А значит, мне всё же удаётся хоть и маленькими шажками, но идти вперёд. Почему я взялась за эту тему? Как написала во вводной статье Елена, меня подтолкнула к этому нынешняя ситуация с пандемией и особая уязвимость людей старшего поколения в сложившихся условиях. Молодёжь, да и не только, стала негативно воспринимать появление стариков на улицах, забывая, что это пожилых хотят оградить от нас, а не наоборот. Потому что они больше остальных имеют шанс заболеть тяжёлой формой. То и дело попадаются на глаза комментарии вроде этого: «Что этим пенсам дома не сидится? Полный магазин бабок с тележками». Или недавно увидела заголовок «Москвичка сдала в полицию нарушившую карантин маму». И я решила, что если мой рассказ вызовет у вас эмоции сопереживания и сочувствия, если вам покажется, что он может заставить задуматься, то я размещу его в соцсетях, оставлю ссылку на «Яндекс-районе» где обсуждается тема самоизоляции пенсионеров. Возможно, кого-то он заставит пересмотреть своё отношение к нашим старикам. Такой вот маленький вклад в большое дело «писателей за добро». Мы много пишем хорошего здесь. И на других литературных площадках. Но и читаем в основном друг друга…
Теперь несколько слов о самом рассказе. Это зарисовки из жизни. Реальные случаи, которым я была свидетельницей (или участницей). Что-то среднее между художественной и документальной прозой. И они – не про отношение государства к старикам, хотя нет, про это тоже. Но главный замысел — показать характеры героинь. Маргарита очень точно в своём комментарии сказала про «исчезающий вид», только я бы назвала на первом месте не гордость, а достоинство. Бабушка из первого рассказа, не смотря на очень стеснённые жизненные условия и отсутствие достатка, сохранила самоуважение и уважение к другим людям. Да заплатки, но не дыры. Да, ручки сумки она замотала изолентой, но в цвет сумки, чтобы её «ремонт» не сильно бросался в глаза, да, платок видавший виды, но он чистый. А потрясение лично для меня было в реакции бабушки на моё предложение угостить её зефиром. Я, если честно, ждала в ответ что-нибудь типа: «Ой, доченька, дай Бог тебе здоровья. Спасибо тебе, миленькая» и т.д. Выслушивать такую благодарность было бы тоже тяжело и больно, но фраза «Как Вам будет угодно» меня просто шокировала…
Я могу рассказать подробности про каждую из своих героинь, если кому-то станет интересно. И пояснить, почему я написала так, а не иначе в каждой части рассказа. Задавайте вопросы, друзья. Отвечу с радостью.
И ещё немножко добавлю о моей роли в этих историях. Совершенно не хотелось, чтобы у вас сложилось впечатление, что я пытаюсь нарисовать себя такой в белом и с нимбом. Случаев, похожих на эти, у меня не один десяток. И я не пишу по ним рассказов. До сегодняшнего дня не писала… Это просто моя жизнь. Обычная, рядовая. Не настолько примечательная, чтобы засесть за мемуары. Может быть и эти три истории так и остались бы в устной форме – пересказала мужу интересный случай и забыла. Но вот эти комментарии в интернете про «пенсов» здорово меня встряхнули… Сначала я хотела писать от третьего лица про девушку Катю, или Лизу. Из скромности, как сказала Оля))) А потом подумала, да почему же? Почему я должна стесняться того, что помогаю старикам? Оправдываться за свою «нескромность»? Вот Витя Улин не стесняется написать «шайзе» в ответ на чьё-то произведение, назвать «старыми перцовниками» людей, чей возраст соответствует возрасту многих наших коллег. И его мнение считается эксцентричным. Так почему мне должно быть совестно за правду?
Ох, разошлась я))) Надо закругляться. Еще раз огромная благодарность всем, кто участвовал в обсуждении. Позже я отвечу на комментарий каждого из вас, дорогие друзья.
20:01
+3
Маска! Я тебя узнала! Порывалась спросить в ОК: это ты? Но не решилась, потому что отродясь не угадывала. И тут, надо же, первый раз в жизни угадала. Но угадала не писательский почерк, а твой золотой нрав. kiss
07:48
+1
20:33
+2
О, йэс!!! (Вскидываю непроизвольно руку с сжатым кулаком) Я заведомо знал, что на такую прозу в Клубе может быть способна только Виталина. И если она пойдет и дальше таким путем — то можно сказать, что метамодерн утвердится в нашем Клубе. Чтобы такую прозу писать, далеко недостаточно писательского мастерства — нужно еще быть непосредственным человеком. А по части непосредственности (не в обиду будет сказано всем остальным) Виталина каждому из нас даст сто очков форы. Именно в этом её самый главный Дар (пишу это слово специально с большой буквы) И наконец могу сказать ей те самые сокровенные слова, которые в нужное время и в нужном месте сказал Давид Бурлюк молодому Маяковскому: Да вы — гениальный поэт! И для меня это как раз тот случай, когда хочется оказаться пророком.
08:20
+1
Георгий, прекрасны Ваши слова. И в нужное время, и в нужном месте. Окрыляют. Но может быть, Вы видите зачатки метамодерна в моих скромных зарисовках просто потому, что хотите их увидеть? Вам близка сама его суть, и хотелось бы, чтобы кто-то разделил с Вами этот восторг. Стал приверженцем этого совершенного, с Вашей точки зрения, эволюционного процесса, в том числе и в литературе. Начал творить вместе с Вами литературу будущего. Очень хорошо Вас понимаю. Найти единомышленника большое счастье и удача. Но я, честное слово, когда задумывала рассказ, не собиралась писать в духе постмодерна или метамодерна, или ещё чего-то столь же грандиозного, отражающего изменения и состояние культуры. Это всего лишь попытка показать читателю мою картину мира. Мы с Вами мыслим разными категориями. Вы оперируете глобальными, масштабными понятиями, Вам доступны куда более широкие горизонты, чем (пока ещё) мне. После Ваших комментариев я себя ощущаю первоклашкой, который, водя прутиком по песку, случайно начертил формулу сохранения момента импульса, а увидевший это профессор физики воскликнул, «да ты, батенька, гений!» Это радует и волнует, но и вызывает растерянность — само как-то получилось)))
Вита, скажу главное сразу, чтобы уже никогда больше не возвращаться к этому вопросу: ГЕНИЯ УЧИТЬ — ТОЛЬКО ПОРТИТЬ. А когда Вы высказываете предположение о мотивах, по которым я написал Вам такой комментарий, то опять (как впрочем и всегда раньше) попали мимо. Мне не нужны единомышленники. А если бы и были, то я не знал, что с ними делать. Для общения мне (тоже писал Вам об этом) вполне хватает помидорной рассады. И это вовсе не потому что не люблю людей. Люблю! Даже очень. Но растения на порядок древнее и следовательно мудрее животных, а человека тем более. А если мне необходимо свои мысли высказывать словами, то я беседую с женой. Вот уже почти половину века мы с нею беседуем на всевозможные темы и нам никогда не бывает скучно. Да и Ваши эти три прекрасные новеллы я воспринял как ЗНАК, который послал мне Господь. Если перевести этот знак на язык мысли, то он звучит приблизительно так: «Вот Георгий, и другие люди, даже начинающие литераторы, каковыми они сами себя считают, могу писать в стиле метамодерна.» Даже если Вы и не напишете больше ничего подобного, а сделает крен в сторону реализма (это будет Ваш сознательный выбор), то все равно эти три новеллы останутся в моей памяти до конца дней своих, как ЯВЛЕНИЕ. Так что ради Бога не чувствуйте себя «первоклашкой» :)) Мои комментарии Вас ни к чему не обязывают. Разве что, полязуясь правом старшего, давать Вам совет (все ведь таким правом уже воспользовались, а я чем хуже) Никого не слушайте, а пишете, как подскажет сердце. Гоните прочь УМ, а доверяйте только интуиции. А Вас самая развитая и замечательная интуиция из всех членов Клуба. И грех будет не воспользоваться сполна таким бесценным Даром.
14:42
Георгий, благодарю Вас. Не обязательно быть одинаковыми, чтобы смотреть в одном направлении. Я рада, что наше мироощущение в чём-то созвучно. И не так важно, какими путями мы пришли к схожим выводам. Ещё раз спасибо.
21:30
+1
Виталина, удачи! Я за Вас рада!
08:21
Танечка, спасибо огромное rose
20:15
+1
А я где-то с половины обсуждения догадался, отчасти по повторному, более внимательному прочтению,
отчасти «методом исключения» — всегда такая активная и заводная Вита почему-то не участвует)))
08:22
+1
В Вас спит великий детектив wink Спасибо, Серёжа. Мне приятно)))
А я тоже сразу узнала, и нрав, и почерк. Вита, поздравляю, чудесная проза, чудесные истории. rose
08:24
+1
Маргарита, очень рада, что Вам понравилось. Спасибо, что читаете и «узнаёте». Мне казалось, что в прозе у меня ещё нет своего почерка, а вот ведь, рассекретили jokingly Спасибо, Рита. Мне правда чертовски приятно такое читать про себя blush
Я с Ваших первых шагов на сайте, Вита, Ваша поклонница. Помню и Ваши сказки, и фантастические истории. Я уж не говорю о стихах!
Удачи Вам, Вита, а благодарные читатели у Вас уже есть. rose
14:46
+1
Как приятно blush Спасибо inlove
21:00
+2
Да, уважаемые авторы, быть узнаваемым это большое достижение автора. Я новенький на этом сайте и мало кого знаю, признаюсь честно что меня очень сильно впечатлила проза Виктора Улина, позже еше раз перечитал Ученика geokostina и был поражен яркостью красок в этой работе, глубиной проникновения в суть ЛГ, а вот сегодня проза VitaLina, и она меня поразила лёгкостью слога, и проблемами поднятыми в её рассказе. Мне есть чему и у кого учиться. Спасибо вам. Спасибо вам, VitaLina.
08:29
Стас, да какой же Вы новенький? Вы уже практически старожил))) Спасибо большое. Когда автор интересуется не только своим творчеством, но и читает собратьев по перу, он развивает в себе способность к анализу и учится делать выводы. А это — непременное условие роста творческого человека. Да вообще — любого человека.
03:44
+2
Весьма полезно было прикоснуться к суждениям мэтров, в объединяющей силе искусства, бьющего в цель, произведения, выполняющего словно социальный заказ определённую авторскую задачу, гарантированно пробивающую на слёзы; хотелось бы заметить при этом, что одинокий выстрел «провокатора», вызвавший огонь на себя, подлив масла к огоньку, способствовал всеобщему «объединению» вокруг главной задачи рассказа — пробить на чувства и сочувствие, причастием к добрым поступкам персонажа и автора, отозвавшимися также и во мне; но не споря с автором, что описанные истории реально имеют место в нашей жизни, хочется заметить, что большинство, окружающее по соседству, пенсионеров в заплатках не ходит, имеет регулярный доход; часто помимо пенсии дополнительную работу или плоды своих дачно — огородных трудов, возможность помогать детям и внукам, тогда как вторые и последние работают на нескольких работах, одеваются модно и имеют телефоны дороже, чем у школьных учителей… в целом всё неоднозначно и на эти три примера можно привести столько же и больше обратных, когда на первый план выйдет чванство, осуждение за глаза, желание перебрать косточки и потоптаться на тех, кто ещё только пробует вкус любви и жизни на своих губах и тактильных прикосновениях к друг другу, незаслуженные обиды, бранные слова в спину и т.д.; подозреваю, что без подробностей «некто» имел смелость вспомнить свои истории, связанные с такими тяжёлыми соседями пенсионного возраста, многие из которых имеют тележку с прицепом вредных привычек, которые можно назвать ассоциальными, и которые не лучшим образом отражаются на тех же соседях, которыми можем оказаться и мы, «читающие». Но все эти отрицательные примеры нас и заставляют быть закалёнными и ровно идти мимо всяких «попрошаек», поданных под разными «соусами». А вот добрые примеры неожиданно вызывают слёзы умиления и благодарности за разрешённую автором и героем несправедливость. Тема, что в мире не хватает доброты, ёмко представлена в трёх новеллах (не дотягивающих по нейтральности изложения) довольно банальных жанровых сцен, которые автор умудряется подать как остросюжетные, возможно именно из-за нарушения одного или нескольких правил новеллы, вызывая на чувства читающего, используя приёмы психологизма, что также новелле не свойственно, например, подробно описывая, как в первом эпизоде бабушка выбирала продукты. Тема цветка, любовно описываемого второй старушкой, опять написана с теми же психологическими приёмами, которые не позволяют усомниться, что она относиться к нему, как к любимому живому существу, и даже вызывают отдельную дискуссию среди наших авторов в нахождении истины относительно данного растения — респект знающим! Третья история выбивается на фоне первых двух, уже несколько отталкивающими эффектами экстравагантного поведения женщины, не замечающей, что вызывает неоднозначную реакцию «публики», бывшей то ли примадонны, то ли учительницы. И можно подметить, что автор рисуя реакцию, уже и сам в затруднении, как и чем можно помочь полоумной мадам с не совсем адекватными поступками, хотя абсолютно не опасной для окружающих, лишь вызывающих недоумение и жалость. Можно только порадоваться, что чётких канонов в литературе нет, раз использование приёмов, в целом нарушающих общепринятые правила подачи художественного (всё же) материала, где -то приукрашенной жизни, где-то выпяченной стороной действительности, поданной «нужным боком» в свете представляемой авторской задачи; так же как порадоваться ёмкости отобранных деталей; оставивших общий текст весьма лаконичным, нисколько не затянутым, не надоедающим при чтении и оставляющим читателей с чувством просветлённости и готовности к благородным поступкам, что говорит о выполненной авторской художественной задачи. И да простит меня Иосиф Давидович, как раз все о теме только и говорили, и немного о персонажах, а о замысле и исполнении его, к сожалению, а может и к счастью никто не обмолвился, ведь если говорят не о «выступающем», а об его «докладе», то это как раз и есть показатель исполнения его авторского замысла. С уважением и благодарностью, как за урок, так и за возможность быть услышанной, надеюсь и понятой… Светлана.
Комментарий удален
14:25
+1
Светлана, Ваш комментарий стал для меня радостным сюрпризом. Я безгранично признательна Вам за такой детальный, подробный и профессиональный разбор моего рассказа. С особым вниманием прочитала анализ «технической» стороны работы. Поняла, что мой рассказ трудно как-то классифицировать и отнести к определённому жанру, ибо нарушены классические правила и привнесены нестандартные приёмы, не характерные для той или иной малой формы произведения. Речь не идёт, конечно, о новаторстве, скорее — о недостаточном знании теории и небольшом опыте в написании прозы. Но мне были даны конкретные советы, на что необходимо обратить внимание. Что очень и очень ценно для меня. А на счёт выбранной темы и поставленной задачи… Я выше в ответе на комментарий Татьяны писала «…это совсем не значит, что я идеализирую пожилых людей. Сам по себе преклонный возраст не превращает автоматически человека в интеллигентного, выдержанного и умудрённого жизненным опытом… Из горластой, пробивной бой-бабы, увы, получится вздорная, скандальная старуха. Из ловеласа, не пропускающего ни одной юбки, выйдет похотливый старик, который будет смущать сальными намёками молоденьких девиц. Все люди разные. Старики в том числе». Мне есть что рассказать и про «антибабушек», поверьте. Есть у меня и опыт созерцания «обратной стороны луны». Например, у нас на местном рынке был такой Коля-попрошайка. Трудно сказать, бездомный он, или у него есть жильё, действительно у него «крыша съехала», или он просто «косит» под «сдвинутого», чтобы таким образом добывать пропитание. Хотя, по косвенным признакам, всё же у него есть психическое расстройство. Но он не агрессивен. Так вот, Коля подходил к покупателям на рынке в тот момент, когда им взвешивали товар, и начинал выпрашивать: «Угости, угости дедушку. Чем угостишь дедушку? Купи сосиску, вон ту сосиску. Она вкусная. Дедушка любит». Вот так однажды он «подъехал» ко мне возле колбасного отдела. Я как раз покупала сосиски. Мне их уже взвесили. Я оторвала две и отдала «дедушке» (кстати, ему вряд ли больше шестидесяти). Он взял и пошёл дальше. В следующий раз он застал меня врасплох, когда я брала 100 г. грецких орехов на «Харчо». Я услышала за спиной знакомое: «Орешки. Дедушка любит орешки. Угости орешком дедушку. Чем угостишь? Угости». Я таки попросила взвесить ещё 100 г. в отдельный пакет. «Угостила». Он взял и пошёл дальше. В третий раз «дедушка», завидев меня у овощного, целенаправленно зашагал конкретно ко мне. Начал уже на подходе: «Угости яблочком. Угости дедушку яблочком». Я ему не дала договорить, перебила: «Ну, ты, дружок, даёшь. Каждый день ко мне ходишь. Как за зарплатой. Не угощу я тебя яблочком». Он постоял, развернулся и ушёл. В следующий раз, когда мы встретились на рынке, Коля меня узнал, прошёл мимо, бормоча под нос «как за зарплатой… за зарплатой». Больше ко мне не приставал. Смотрел и проходил мимо. Но вот позапрошлой зимой, когда в Москве несколько дней стояли настоящие сибирские морозы, Коля подошёл ко мне на улице и спросил: «Носки. У тебя есть носки? Тёплые носки. Купи дедушке носки». Я сказала, чтоб ждал меня на рынке, сходила домой и принесла ему вязанные шерстяные носки. И это тоже реальный случай из жизни. И мне всё равно, как я тут выгляжу – жадная, пожалела для бедняги яблоко, или сердобольная — не пожалела для бездомного носки в мороз. Я поступила так, как чувствовала, как мне казалось правильно в конкретных условиях. И я своим рассказом никого не призываю создавать общество «Пожалей старушку». Просто хотела напомнить, что у каждого есть внутренний голос, который изначально был задуман в человеке как голос совести, или как способность сопереживать себе подобным. Если его не глушить, то можно порой уловить шестым чувством – человеку нужна помощь, ты можешь что-то сделать для него. Иногда это всего лишь слово поддержки. Или носки в мороз.
Извините — длинно, сумбурно. Иногда меня заносит. Но если ко мне с душой и искренно, то хочется ответить тем же))) Ещё раз спасибо, Светлана, за нужный и важный для меня отзыв.
Комментарий удален
А пулемёт у Виктора я всё-таки попрошу. Хотя бы взаймы.

О, Как! Да я погляжу, что в Клубе уже формируется отделение пулеметчиков… Неее, ребята, я не с вами. Я по старой доброй традиции хиппи, пойду в чистое поле, сорву стебелек дикой ромашки и вставлю его в дуло вашего пулемета. Из всех огнестрельных оружий признаю только женские соски. и написал об этом лет сорок пять назад: "… стояли женщины как жандармы соски как дула их автоматов зрачки выцеливали мужчинам..."
14:39
+2
Анатолий, спасибо Вам, что не прошли мимо, оставили отзыв, высказали свою точку зрения. Если Вам не сложно, прочтите мой ответ на отзыв Светланы — maska. Он вверху, прямо над Вашим комментарием. Возможно, это чуть больше прояснит мою жизненную позицию и авторскую задумку. С уважением, Евгения.
Комментарий удален
15:43
+1
Спасибо, Анатолий. Люди, которые приходят в «Открытый микрофон», расходуют невосполнимый ресурс — своё время. Очень надеюсь, что после обсуждения моего рассказа у коллег не осталось ощущения напрасно потраченного времени. Благодарю Вас Анатолий, что читаете и отзываетесь. Мне это по-настоящему важно.
15:58
+1
Ваше право, но это как минимум обидно! Я прочитала внимательно все комментарии, а ваши дважды…
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
15:40
+1
VitaLina! Спасибо, что таким образом отреагировали на моё ощущение и попытку разобраться, почему получилось то, что получилось, потому что подобного эффекта, в котором автор ещё и сомневался (простите, мне легче говорить отстранённо о произведении, как художественном творчестве, чем как о правде жизни), — ставя во главу угла вопрос — имеет ли произведение эмоциональный отклик у читателя, — меня интересовал именно вопрос инструментария, и приёмов использованных автором, чтобы понять насколько сильно могут эмоционально воздействовать рассказы «три в одном» на читателя и так единодушно, словно зрители в театре пережили совместный катарсис — в этих рассказах он несомненно присутствовал. Это то. ради чего режиссёр ставит спектакль, ради чего артисты играют, автор пишет! Цель достигнута, сверхзадача — разбудить в ожесточившихся сердцах милосердие — выполнена. Хотелось бы услышать о средствах и приёмах от тех, кто имеет к этому профессиональные компетенции. Я сделала это за них в силу своего понимания вещей. Очень неприятно слушать в свою сторону инсинуации про ханжество, розовые сопли, пережёвывание их и нацеленные пулемётом груди. Если я что-то не понимаю, то пытаюсь разобраться, и мне интересно, как другие на этот вопрос смотрят; но я совершенно не улавливаю связи с тем, что говорила я и высказываниями прекрасных мужчин, которые показалось ли мне, стали переводить «стрелки» на поле брани гендерных проблем, выясняя кто скупее, жаднее, и у кого с каких мест пулемёты торчат — достойно ли? Очень не хочется брать «на себя» намёки, с литературой мало общего имеющие, только женщины в большинстве держат кошек и собак, и проявляют себя в заботе о близких, и мы все разные — и здесь как раз те, кто проявляет, а всё остальное имеет отношение к нашим собственным комплексам и обидам по жизни… уважаемые, не надо переходить на личности!
Виталина, видите ли учить можно на разных примерах, на добрых — ваш конёк, по-видимому, но могу заметить, что 4 история, рассказанная Вами в комментариях, была не менее интересной, и может быть, даже более правдоподобной поучительной — почему-то мы все должны испытывать иногда чувство вины за то, что кто-то не смог, не захотел быть более успешным и т.д. (не буду пережёвывать сопли), тогда как у нас есть собственные планы, мечты и за нас их почему-то никто не спешит выполнить, и позаботиться облегчить их исполнение… Благодарю за возможность быть услышанной!
15:52
+1
Ещё раз благодарю за Ваши содержательные отзывы, Светлана. Рада знакомству и общению. rose
Комментарий удален
16:54
+1
Сексуально. Оригинально. Прискорбно. И не в тему.Всё впереди.Возрождайтесь Фениксом!
16:57
Ритмически «Буревестника» Горького напомнил… простите, Елена и Виталина! Прошу учесть, я только первый раз не по теме!
Кстати, если Вы обратили внимание, что это стихотворение было написано около полувека назад. И я за это время успел несколько раз возродиться как феникс, и столько же раз обратиться в прах. smile Спасибо за то, что Вы не стали меня за него пинать ногами. А теперь представьте расцвет эпохи застоя. а я с книгой таких стихотворений прихожу в издательство… До сих пор благодарю Бога за то, что уберег меня от психушки…
И к чему это тут, Гео? Тем более, вы уже ранее цитировали это свое произведение, в каком-то другом обсуждении. К рассказу Виталины это как относится в частности и к семинарам по прозе в целом??? Напомню правила рецензирования (видимо, придется каждый раз их напоминать) — высказываться по теме, без самопиара и флуда!!!
Елена, ради Бога извините меня. Я это стихотворение адресовал только Маске, а поскольку она прочитала его, то с легкой совестью его удалил. Еще раз прошу прощения за отступление от темы.
15:48
+1
Уважаемые участники обсуждения! Давайте вспомним, что это «Рецензии. Семинары по прозе», рубрика, у которой есть конкретная задача и нами всеми вместе выработанные правила! И мы обсуждаем рассказ Виталины, а не свои или чьи-то взгляды, экстремистские или какие-то ещё. И перестанем обмениваться «любезностями».
Друзья, комментирование рассказа «Бабушки» закрыто. Прошу вас, не вынуждайте отключить его полностью, ведь большинство комментариев — по теме и необходимы автору, Виталине, для дальнейшей работы. Разборки видите приватно, пожалуйста!
Комментарий удален