Школа поэтического мастерства приглашает на разбор стихотворения

Школа поэтического мастерства приглашает на разбор стихотворения
Друзья!
Давненько не брали мы в руки шашек...
Но пора отложить садовый инвентарь, шампуры и прочие атрибуты лета и ранней осени и взяться за дело, т.е. за перо.

Сегодня возобновившая свою работу «Школа поэтического мастерства" приглашает всех принять участие в открытом обсуждении стихотворения автора нашего Литературного клуба.

Галина Скударёва представляет на ваш суд своё произведение «Сыну» и ждёт отзывов и критических замечаний.

Напоминаю правила обсуждения у Открытого микрофона:

— критика должна быть конструктивной, т.е. дельной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и других участников обсуждения, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом отзыве) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.

СЫНУ

Ты стоишь удручённо и пальцем обои
прорываешь в углу на неровных песчинках.
Только что мы поссорились крепко с тобою;
оттого-то и щёки все в крупных слезинках.

Всё ещё, как предатель, дрожит подбородок
и из носа ритмично пузырь вылезает
оттого, что нашла я пять ценных находок
о которых, ты думал, никто не узнает.

Голос звонкий кричал мне с порога: “ Не надо!
Это нужные вещи, а вовсе не мусор! „
Но жучки-паучки из заросшего сада
в тартары полетели проложенным курсом.

Ты кричал мне: " Жучок-он живой, понимаешь?
В нём есть тоже душа, а не просто песчинка!
Так зачем ты его так легко убиваешь?! “
И из глаз твоих вдруг покатилась слезинка.

Битый час ковыряешь ты пальцем обои.
В ссоре время тягучее, словно резина.
Ты не знаешь ещё, как горжусь я тобою:
у меня вырастает не мальчик-мужчина!
+2
02:07
1761
RSS
Сразу оговорюсь, что это не оценка, а мое ощущение от стихотворения. Идея стихотворения хорошая, история жизненная и трогательная. Спасибо, Галина! Раз уж обсуждаем, вот, на чем споткнулась: песчинка-слезинка — эта рифма используется дважды, можно было бы подобрать другую и «ритмично пузырь вылезает» — на мой взгляд не очень поэтично )
Светлана, я считаю, что «пуэыри-это естественно для малыша, плачущего от того, что ему жалко жучков.
Конечно, для малыша, естественно, но не пузырь, а пузыри, Вы сами так написали тоже, и не вылезают, надуваются. Может быть, малыш от обиды пузыри пускает…
08:07
+1
Стихотворение написано от души с большой любовь, и техника здесь не главное.
10:39
+1
Не могу согласиться с вами, Анатолий. Если бы это была Беседка, то можно было бы говорить лишь об эмоциях, которые вызывают стихи. Но задача данной рубрики несколько иная — дать оценку произведению в целом, в первую очередь именно технике стихосложения, правильное соблюдение которой только усилит эмоциональную составляющую.
«Технике стиха,— писал Валерий Брюсов, — можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах — такие примеры известны…
11:02
+1
Идея действительно хорошая. Если над двумя первыми катренами поработать, то будет всё замечательно.
Сергей, скажите пожалуйста, что именно мне надо переделать?
21:50
+2
Уважаемая Галина! Мне, как технарю по профессии о технической стороне стихосложения даже говорить неловко. Ещё раз перечитав ваше произведение, пришёл к выводу, что о незначительном проступке своего любимого сына пишет любящая его мама. И мама у сына самая любимая. Он не понимает за что его самый близкий человек его обидел, спровадив в мусор его «драгоценности». Всё это чувствуется в ваших строках, но мне бы хотелось переживать вместе с мальчиком и вами эту ситуацию. Я понял это так:

Ты в углу после нашей нелепейшей ссоры.
Ковыряет обои твой тоненький пальчик
Нет проблем мы с тобой не решили б которых
Я хотела, как лучше, мой маленький мальчик.

Ты глотаешь обиду, дрожит подбородок,
Я сама не своя. Мне до слёз тебя жалко
Извини, пять твоих драгоценных находок
Без особых причин угодили на свалку.

Извините за Х-промт
БРАВО!
Жаль, не я это написала! Прекрасно!
Задумка чудесная. Это уже отметили многие, но это и вызывает желание довести произведение до уровня этой задумки. Полагаю, что Галина тоже это понимает, потому и выставила свою работу на обсуждение. Радует единодушие в обсуждении. Осталось найти выход, который устроит автора.
Что сразу пришло на ум: вместо «в тартары» — за окно полетели проложенным курсом.
Маргарита, я имела в виду, что жучки полетели в унитаз! Но «унитаз»-это же так не поэтично!
Так отправьте их в окно, Галина. Думаю, смысл от этого не пострадает.
Пострадает. Тогда жучки из сада полетят обратно в сад, а это совсем не обидно.
Всё равно обидно, Марина. Ведь они уже стали ему близки!)
12:01
+1
неровные песчинки;
жучки-паучки, летящие проложенным курсом;
пузырь, вылезающий… оттого, что мамой обнаружены( в карманах куртки, очевидно), пять ценных находок;
в целом, синтаксически неоправданная конструкция второго четверостишия;
анапест, традиционно не любящий простые глагольные рифмы;
некоторая скудость рифмовых пар…
Воспринимаю ваш текст, Галина, как очень славный замысел; добрая идея, но, всё же, черновик.
Как законченное произведение, извините, пока рановато…
А так, чувства мамы и светлы и понятны сердцу, но мы же не об эмоциях здесь…
Есть над чем и подумать, и потрудиться.
С уважением.
И.И.
12:12
+2
Всем доброго дня! Конечно, написано с душой, ситуация знакомая, картина естественная, но поработать нужно, согласна с Еленой и Сергеем:
1 убрать повторы — песчинка-слезинка, голос так кричал мне, ты так кричал мне — Я думаю, Галина легко это сделает
2 мне кажется, нужно уточнить для кого «ценные» находки, это можно местоимениями сделать

И просто для себя хочу уяснить — мальчик целый час в углу — он мамой наказан? И если жучки летят «проложенным курсом», т.е., наверное, не в первый раз, почему ребёнок кричит, что «легко убиваешь»?
Я спрашиваю об этом потому, что вложен большой психологический смысл.
Пока не прощаюсь.
Tatiana, согласна с вами:«ценные находки»надо, или заменить на что-то другое, или обьяснить, для кого они ценны.
Сын наказан мамой за то, что приносит в дом всякую гадость, по её мнению.
20:21
+2
Сын наказан мамой за то, что приносит в дом всякую гадость, по её мнению. — что-то это повергает меня в уныние, если честно.
Мамы разные бывают.
Особенно верные отметки у вас. Очень и очень поддерживаю.
23:34
+1
Спасибо, Марина, за понимание и поддержку. С детьми нужно быть всегда осторожными и бережными. Они очень ранимы и восприимчивы.
Вам — радости и удачи во всём!
12:14
+4
Неплохое стихотворение. Трогательная жизненная история, а реальность, да еще переданная сквозь призму чувств матери, покоряет. Но есть шероховатости, на мой взгляд. Небольшие. Попробую сразу заменить слова в тексте, что устранить. Может быть так будет заметно изменение ритма. Это проба, не предложение.

Ты стоишь удручённо и пальцем обои
прорываешь в углу, будто стены повинны
в том, что мы разругались сегодня с тобою,
вытираешь ладонями с щечек слезинки.

Как предатель, тихонько дрожит подбородок,
И кривится губа, горечь злости глотая,
оттого, что нашла кладезь ценных находок,
про которые, думал, пока не узнаю.

Ты сердился и требовал «трогать не надо!
Это нужные вещи, а вовсе не мусор!»
Но жучки-паучки из заросшего сада
полетят, несомненно, проложенным курсом.

Убеждал, что жучки оживут, точно знаешь ‐
В каждом скрыта душа, а не просто песчинка.
Остается дождаться весеннего мая,
а пока поживут на твоей половинке.

Битый час ковыряешь, рыдая, обои.
В ссоре время тягучее, словно резина.
Ты не знаешь, любимый, — горда я тобою:
Вырастает мой мальчик, мужает мужчина!
Онега, у вас 1-я и 3-я строки не рифмуются.Рыдать-это уж слишком! Он тихо плачет.Я старалась дать акцент на том, что мама убивает ЖИВОЕ ЛЕГКО, НЕ РАЗДУМЫВАЯ-в этом вся трагедия.Он хотел заботиться о жучках.
14:02
+1
Практически нечего добавить к уже представленным комментариям. Все шероховатости отмечены, автору предложены решения, над которыми стоит подумать.
Меня зацепило несуществующее слово «тартарЫ». Тартар — это такой соус. ТартАры — много соусов (??). Обычно же говорят «в тартарарЫ», т.е. в преисподнею, и употребляется это слово только в устойчивом выражении «провалиться в тартарары». Мне кажется, авторское сокращение здесь не совсем правильно. Надо над этой строкой поработать.
А в целом стихотворение мне с первого прочтения понравилось — своей искренностью, непосредственностью эмоций, живостью картинки, которую читатель сразу видит (и узнаёт себя — в той или иной роли). Отдельной похвалы достоин последний катрен — его изменять, «причёсывать» не стоит ни в коем случае! В нём — вся материнская любовь и мудрость заключена, вся мораль этого произведения.
Елена, спасибо за поддержку!«В тартары»-это я с детства слышу, у нас это обиходное выражение.
Видимо, в обиходе слово ТАРТАРАРЫ просто не очень чётко проговаривалось. И унитаз по смыслу вообще не приходит в голову. И не может прийти, поскольку выражение «Из сада» предполагает, что у дома есть сад, а при наличии сада существование унитаза — уже под вопросом. Я тоже изначально подумала, что жуки выброшены за окно, но тогда не вяжется с сюжетом.
14:09
+2
Все правильно, на мой взгляд, сказано, хотел лишь добавить, что повторение рифм «песчинки — слезинки» и «обои — тобою» — вещь драматургическая, связывающая начало и конец, поэтому менять их не стоит.
… И не буду менять!
20:13
+1
Галина, правильно решили последовать совету Иосифа Давидовича! Я подумала — а ведь действительно, это подчёркивает драматизм ситуации — наказан дважды за хорошее.
Я поняла, что мальчик наказан, потому что он в углу.Обиженный ребёнок сам в угол не станет, нет! Обиженные дети склонны убежать, спрятаться, чтобы выплакать свою обиду.
Удачи, Галина!
Огромное спасибо!
20:17
Иосиф Давидович, Вы совершенно правы! «песчинки — слезинки»… Я вспомнила, что даже у взрослых, не то, что у детей, от слёз кожа краснеет и становится шершавой, рукой проведёшь как песчинками посыпано. Спасибо за Вашу внимательность и чуткость!
14:28
+1
Лена, привет! Тартар — греческое, по-моему, название места. Конечно, обычно мы говорим именно «послать в тартарары», но и употребленное автором выражение допустимо, мне кажется.
14:45
+2
Согласна, есть Тартар — в древнегреческой мифологии глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида, куда Зевс низвергнул Кроноса и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Не слишком ли для несчастных жучков? Но тогда опять же согласование «не пляшет» — Тартар употребляется в единственном числе, значит, полетели в Тартар. Возможно, оно использовано автором как некое обобщение (по аналогии — в ваших Палестинах)? Тогда либо с большой буквы, либо в кавычках, мне думается. И вообще, для общего настроения стихотворения отсыл к мифологии, на мой взгляд, излишен, утяжеляет картинку.
15:05
+4
Я же хочу сделать акцент на содержании. И что поработать нужно именно с содержанием, потому как у меня сложилось двойственное впечатление. С одной стороны, судя по описанию, ЛГ стоит лишать родительских прав, поскольку тут явное семейное насилие. Насилие над ребенком. Ребенку нанесена так называемая детская психологическая травма, о которой обычно помнят всю жизнь, и ребенок возможно уже никогда не простит мать. С другой стороны проблема решается просто: нужно было бы, услышав голос сына, оставить ему «жучков-паучков», поскольку для него это ЦЕННОСТЬ, а не выбрасывать их. Или же, если «жучки-паучки» уже на автомате выброшены, тотчас, не доводя дело до ссоры, а, следовательно, и до обиды, извиниться перед сыном и постараться исправить дело. Но вместо этого – ССОРА. И по описанию её похоже, что нашла коса на камень: мать противопоставила сыновей воле – свою волю. А это уже – для ребенка НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, покушение на его формирующую личность. И из всего этого совершенно непонятно, каким же образом семейное насилие может формировать из ребенка настоящего мужчину? Тут скорее всего пропагандируется лозунг: БИТИЁ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ…

Мне хотелось бы, чтобы автор прояснила свою позиции по отношению к семейному насилию: есть ли оно по мнению автора в данном случае?
15:20
+1
Я тоже против семейного насилия, Георгий. И помогаю с ним бороться. Но в данном стихотворении я его не увидела. Нигде не указано, что мать наказала сына и, например, поставила в угол. Думаю, он сам отошел в сторону и ковыряет обои (что, кстати, маму не раздражает). Речь об обиде, о её преодолении.
Но соглашусь с вами- выкидывать детские «богатства» непедагогично. Будь то жучки-паучки, или запасы конфеток, или «сокровища» с соседней помойки. Я давно читаю блог одной мамы в Инстаграме, у неё трое детей. С каждой прогулки в дом приносятся неимоверно важные палки, камни, листочки и т.д. Мама относится к этому философски и с пониманием. Помню, меня поразила фотография комнаты среднего сына и подпись: на стене — очень нужная Айвору тряпочка. Молодым мамам нашего сайта с удовольствием дам ссылку на этот блог, так как сама часто думаю: почему я раньше так себя не вела со своими детьми (хотя я очень толерантная мать).
15:45
+2
Елена, потому я попросил, чтобы автор разъяснила свое отношение к семейному насилию, и чтобы было видно — где его границы.

Ну а потом, (это я уже вступаю в полемику с Вами) Семейное насилие бывает ни только физическим, но и психологическим, которое по мне еще хуже, поскольку именно психологическое насилие и наносит травмы на всю жизнь. А в данном случае именно — психологическое насилие, хотя его вполне могло бы и не быть. Просто нужно было мгновенно нейтрализовать возникающую у сына обиду, а не культивировать её, как описано в стихотворении.
Не спорю про психологическое насилие, напротив, полностью согласна с тем, что оно часто страшнее физического, хотя бы потому, что не так очевидно (как для жертвы, так и для окружающих). Но это уже выходит за пределы данной рубрики и может служить темой отдельного обсуждения где-нибудь в Литературном кафе. Подождём, что по этому поводу нам скажет Галина, автор стихотворения.
16:10
+1
Согласен. Мне Ваше предложение нравится. С удовольствием приму в участие в обсуждении. Но, полагаю, что следует говорить О НАСИЛИИ КАК ТАКОВОМ, а ни только семейном.
Георгий, разве вы никогда не приносили домой околок цветного стекла," золотую«проволоку-то, что в глазах взрослых-мусор? Как реагировала ваша мама? По-моему, вы драматизируете ситуацию больше моего.Мы узнали о детских омбуцменах лишь несколько лет назад, до этого наказание считалось, конечно, вынужденой мерой, но не такой, чтобы из-за неё лишать родительских прав.
Я приносила. Жуть как любила всякие «сокровища» собирать. Но меня никогда за это не наказывали. Могли попросить убрать, вынести на улицу, но чтобы довести до слёз, поставить в угол и т.д. — нет. Наказание допустимо за серьёзный проступок, детская любознательность таковым не является. Но это опять же не к рецензированию, а к общей теме, затронутой вашим стихотворением, Галина.
21:04
+1
Я уже много раз говорил, что у меня было счастливое детство. И всегда приносил в дом «мусор», и мать никогда меня не наказывала. Хотя даже, когда принес в дом раненую болотную выпь, и пытался её выхаживать, а она гадила по всей квартире… Никогда не наказывал и я, сам став родителем, за «мусор»… Да и ума не приложу, как может быть мусором то, что для родного ребенка значимо? Ваша ЛГ хоть когда-нибудь заглядывала сыну в глаза? Видела ли чем живет её сын?

Но в любом случае Вы описали классику психологического домашнего насилия, и Ваша ЛГ нанесла своему сыну детскую травму. Конечно же я бы лично, будь омбуцменом, на первый раз отделался предупреждением, и прочитал матери подробную лекцию о воспитательной работе с детьми, а потом еще на конкретных примерах рассказал, чем опасны (кстати, для самой матери) детские травмы. Но в любом случае взял бы мальчика под контроль. И если бы подобные случаи повторялись — поставил бы вопрос о лишении материнских прав.

Но Вы мне все-таки вот на что ответьте, как из травмированного ребенка может вырасти настоящий мужчина? И чем конкретно в данный момент гордится мать?
Георгий, мой ответ будет выглядеть очень глупо: мать гордится тем, что малыш впервые отстаивает своё мнение, по крайней мере, учится отстаивать.
18:27
+1
Это не глупый ответ. Это достойный ответ. Но тогда «глупа» (буду использовать это выражение, коли Вы его употребили) концепция стихотворения. А именно то, что мать наказывает сына за то, что малыш впервые отстаивает свое мнение. И тогда тем более у стихотворение должна быть такая развязка, которую, как вариант, предложил Сергей Гор. Продумайте стихотворение до максимальной глубины его. И если Вы действительно любите сына (а лично я в этом нисколько не сомневаюсь), перепишите стихотворение с учетом замечаний. Не знаю как кто, а я абсолютно убежден, что ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. Каково будет СЛОВО о СЫНЕ, такова будет и его Судьба.
Согласна со всем написанным Вами, Георгий.
15:36
+3
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА. Стихотворение, написанное четырёхстопным анапестом 001 (https://pishi-stihi.ru/anapest.html), к сожалению, содержит СВЕРХСХЕМНЫЕ ударные слоги, из-за которых « стихи выглядят перегруженными, засоренными». (http://litset.ru/stuff/4-1-0-312). 1) «Только чтО мы поссОрились крЕпко с тобОю» — «чтО» попадает под ударение, а ведь это не значимое слово. Не лучше ли будет звучать: « Мы поссОрились тОлько что крЕпко с тобОю»? 2) «ВсЁ ещЁ» 101 можно заменить «иногдА» 001 ( «ё» всегда под ударением). 3) «ГОлос звОнкий кричАл мне с порОга: «Не нАдо! 101 001 001 001 0 – здесь сверхсхемное ударение падает на слово, обладающее большей смысловой значимостью, чем предлог, союз, местоимение, вводное слово (которые можно произнести без ударения). Меняем местами слова – и вуаля! – «Мне с порОга кричАл исступлЁнно: «Не нАдо! — 001 001 001 001 0 (возбуждённо, безудержно). 4) «В нЁм есть тОже душа» 101 001 – можно: «у негО есть душА,» — 001 001. Хотя, если прочитать это, как крик души, то можно, наверное, оставить так называемый молосс – три ударных слога подряд в анапесте. Или амфимакр – два ударения «В нЁм есть тОже» 101 5) «Битый час» — 101, «В ссоре время» — 101 0 – тоже можно исправить. Но рифма «обои – тобою» уже была в начале, стоит ли её повторять? Допустим, можно. Но второй раз повтор рифмы «песчинки – слезинки» — уже перебор. А вот к слову «мужчина» думаю, надо подобрать более достойную (благозвучную) рифму. И, заметьте, есть разница в значениях словосочетаний «мальчик-мужчина» (дефис) и «мальчик – мужчина» (тире) – что может тире животворящее творить! (набираете на клавиатуре 2013, а затем Alt X) orfogrammka.ru/типографика/различие_тире_и_дефиса/. «С помощью тире выражают особую интонацию». 6) «пЯть цЕнных» — можно было оставить это лишнее ударение и произнести с особым акцентом, если бы далее перечислялись эти самые очень ценные и важные «находки».
«Нашла … находку» — тавтология? «И из носа» — имеет место явление, которое называется зияние, а «голоС Звонкий» — жёсткое звукосочетание, см подробнее litset.ru/stuff/4-1-0-335. Хотя, считаю, что это не смертельно.
Хорошие (неоднородные) рифмы: обои – тобою, не надо – сада, мусор – курсом. И всё. Маловато будет. А вот грамматических (параллельных) рифм многовато. litset.ru/stuff/4-1-0-310
Очень много точных рифм – это скучно! Цитирую: «Неточная рифма или псевдорифма — далеко не всегда показатель плохой поэзии. Поэты Серебряного века часто использовали в своих произведениях так называемую диссонансную рифму, основанную на созвучии согласных при различающихся ударных гласных: слово — слева — слава (у В. В. Маяковского). Нарушение законов рифмы в данном случае — одно из средств создания индивидуального авторского стиля.» Подробнее rifma-rifma.ru/это-занятно/точная-неточная.

СОДЕРЖАНИЕ. За что наказали бедного мальчика? Что он такого сделал? Наказывать, конечно, надо, но за плохой поступок. А здесь в чём его вина? Скорее, мама хочет научить его терпению и послушанию, поставив в угол на какое-то время. А почему мама не делает замечание сыну, что не надо портить обои? За жучка мальчик обидится и будет долго помнить поступок мамы. Может быть, даже всю жизнь…
Хочется сказать ОГРОМНОЕ спасибо за предоставленный материал! Я с интересом изучаю критические статьи по стихосложению. А возможность участвовать в разборе стихотворения для меня хорошая практика. Как и другие стихи автора, это – неплохая работа. Но нет предела совершенству!
15:47
+1
Любовь, спасибо большое за ваш комментарий, первая часть которого — прекрасный пример конструктивной, профессиональной критики технической стороны стихотворения. Очень полезны пояснения со ссылками, например, про различие тире и дефиса (вечная боль!).
Любовь, спасибо за ссылки, обязательно изучу эти статьи!
20:23
+1
Мне показалось, что мальчика никто не наказывал. Он просто стоит у стены и плачет. А мама обдумывает, как помириться Ясно ведь, что она сгоряча выкинула сокровища, а теперь жалеет об этом.
Ольга, так и есть!
21:17
+1
Ольга, ну право же, Вы должны разбираться в механизме детских травм. Раз мальчик стоит у стены и плачет, значит он уже обижен. А коли обижен, значит травма ему уже нанесена. Я ни в коей мере не буду утверждать, что у матери был злой умысел травмировать своего ребенка, хотя такие случаи — сплошь и рядом. Но ежели, как полагаете Вы, мать опомнилась и теперь жалеет о том. что она сделала и обдумывает, как помириться… Но тогда каким образом она одновременно с этим еще и гордится своим сыном… Чувства сожаления и гордости — несовместимы.

Я это к тому, что у такого рода произведений (ни только стихов) нужно сначала четко проставлять СМЫСЛОВЫЕ (подчеркиваю, смысловые) акценты, а уж потом писать само произведение. То есть в данном случае содержание должно диктовать технику стихосложения, а не наоборот.

Мой вердикт: стихотворение недостаточно продумано, а оттого и технические погрешности…

Но я бы не стал так дотошно останавливаться на недоработках, если бы не увидел в стихотворении, а заодно и в авторе — большую творческую потенцию. Самое главное выражено — затронут ОЧЕНЬ БОЛЬНОЙ НЕРВ. А это сделать под силу только таланту.
Да, он обижен. И что? Ничего страшного не случилось. Просто он испытывает эмоцию, согласно собственному отношению к ситуации.
Мать потрясена тем, что у её сына большое сердце. Сначала сердилась, потом пожалела, потом загордилась.
Про большой нерв совершенно согласна. тема близка каждому.
Ольга, в этом комментарии Вы выразили то, что я не смогла донести до всех вас!
Спасибо!
16:32
+1
Любовь, у Вас тоже сложилось впечатление, что мальчик наказан? А ведь за одну провинность дважды не наказывают!
У меня вдруг возникла мысль, а как сама мама расценивает свой поступок — сыном она гордится, понятно, а сама остаётся в тени. А, может быть, это сын «наказывает» маму — шутка ли, целый час рыдать в углу? У обоих столько терпения?! Я понимаю, почему и Любовь остановилась на содержании, и Георгий внёс свою лепту — понимание смысла помогает подбирать слова и рифмы. Это очень важно, когда речь идёт о детях.
А вообще, интересно послушать саму Галину. Она молодец, всех встряхнула.
Галина, мои самые наилучшие пожелания!
Tatiana, просто мальчику трудно успокоиться.Спасибо.
20:20
+1
Очень понравился сюжет. Понравилось, как он воплощён в смысловом плане. Техника чуток не отточена, но это поправимо. Сразу скажу, что пузырь из носа меня не напряг. Это же о ребёнке! Два раза повторяется рифма песчинка-слезинка – это тоже недоработка. Просто надо ещё подумать, и решение придёт. Ритм подобран очень удачно, он такой раскачивающийся, размеренный. Передаёт и материнскую терпеливость, и детский всхлипывания.
Расскажу о своих впечатлениях по строчкам:

Ты стоишь удручённо и пальцем обои
прорываешь в углу на неровных песчинках. (Не понимаю, какие песчинки на обоях, или под обоями. Предполагаю, что это неровности стены)
Только что мы поссорились крепко с тобою; (здесь я бы поменяла местами слова, тогда ударения лучше расставляются: Мы поссорились только что крепко с тобою)
оттого-то и щёки все в крупных слезинках.
Всё ещё, как предатель, дрожит подбородок
и из носа ритмично пузырь вылезает
оттого, что нашла я пять ценных находок
о которых, ты думал, никто не узнает. (мне кажется, что после первой и второй строчек нужны запятые)
Голос звонкий кричал мне с порога: “ Не надо!
Это нужные вещи, а вовсе не мусор! „
Но жучки-паучки из заросшего сада
в тартары полетели проложенным курсом. (В тартары – как-то маловато букв. Видимо, пришлось сократить, чтобы в строчку вошло. Но у слова «тартарары» есть определённое значение. Это царство мёртвых. А «тартары» это что? Почему бы не написать «Полетели в помойку положенным курсом»)
Ты кричал мне: " Жучок — он живой, понимаешь?
В нём есть тоже душа, а не просто песчинка! (мне кажется, что здесь песчинка ещё более неуместна, чем в первом случае. Как-то не верится, что это сравнение прозвучало от мальчика).
Так зачем ты его так легко убиваешь?! “
И из глаз твоих вдруг покатилась слезинка.
Битый час ковыряешь ты пальцем обои.
В ссоре время тягучее, словно резина.
Ты не знаешь ещё, как горжусь я тобою:
у меня вырастает не мальчик — мужчина!

Концовка отличная! Надо ещё подумать, покрутить в голове строчки, и всё получится.
Ольга, мне очень понравился ваш вариант, я бы его оставила.
Оставьте, конечно. rose
20:27
+2
Технические недостатки стихотворения на этой странице уже рассмотрены. Справедливо одобрен общий замысел. Замечу только, что реальная нравственная позиция матери в описываемом конфликте не совсем ясна. С одной стороны, очевидны восхищение и гордость, а сын и впрямь проявляет себя как сильная личность. С другой стороны, мать вышвыривает (убивает?) ценных для ребёнка жуков, нанося ему травму (прав Георгий), хотя можно было вместе с начинающим защитником природы позаботиться о наиболее приемлемой среде обитания для пяти «находок», что-то объяснить, в чём-то вместе разобраться, в чём-то сына убедить. Мать, на мой взгляд, подаёт не лучший пример поведения, которым затеняются положительные эмоции написанного.
Я уже писала, что матери бывают разные, некоторых матерей самих надо воспитывать.Бывает, что на ребёнка, играющего в песочнице, мать кричит матом.
17:09
Предположу тогда, что стихотворению не хватает ещё одного катрена, который прояснил бы рефлексию матери в рассматриваемом сюжете, а главное — позицию автора.
Это хорошая идея! Надо переделать всё стихотворение с учётом всех пожеланий.
Галина, надеюсь, в скором времени вы представите нам улучшенную версию стихотворения. Будет интересно и полезно увидеть результат.
Ой, Елена, не обещаю! От всех комментариев у меня голова кругом.
Не торопитесь. Отдохните. Потом само придёт.
Конечно, я постараюсь переделать эти стихи, убрать очевидные [теперь] недоработки, но сомневаюсь в успехе.
21:39
+1
Вариант концовки:

…Полчаса я смотрю на узор на обоях,
Понимая: наказан мой сын без причины…
Я придумаю, как помириться с тобою.
Как же трудно воспитывать маме мужчину!
И этот вариант прекрасен! Спасибо.
23:47
+2
Есть предложение по ведению наших обсуждений.
Давайте, друзья, не будем пытаться за автора сочинять четверостишие, тем паче, всё стихотворение.
Подсказать автору обсуждаемой работы вариант рифмы. строки, двух — куда ни шло.
это может дать толчок к улучшению. редактированию.
Надо понимать, что стихи — предмет большой внутренней работы, побудительные силы к которой уникальны для каждого человека.
Мы же из самых наилучших побуждений начинаем по-своему, на свой лад обыгрывать чужую идею, которая сама по себе дорогого стоит, пытаемся дописывать, переписывать.
Мне представляется, что тем самым мы автора немало смущаем и даже чуть обижаем.
Во всяком соучастии важна мера.
И.И.
Игорь, Вы меня нисколько не обижаете, наоборот, я всем вам очень благодарна за тёплое участие! Вы все написали так много вариантов, что мне будет трудно выбрать окончательный.
Ещё «нашла находки» — не самый лучший вариант.
10:04
+1
Ещё на читала другие комментарии, их так много! Но обязательно прочитаю! Может быть повторюсь?! Скажу от себя кратко. Задумка не плохая. Эмоции, переживания, обида. Сам сюжет понятен. Если технически посмотреть, то есть повторение одних и тех же рифм, автору это известно. Смутило пузырь из носа! Это понятно, что это ребёнок, это естественно, но можно было бы применить другое словосочетание. И не пойму почему в некоторых словах поставлены дефисы вместо тире?!
А в целом произведение имеет место быть! Тут пример некой философии, взрослые тоже ошибаются и надо уметь признавать свои ошибки. Уж если ребёнок собирает что-то, то помогите ему, подарите ему баночку для жучков, чтоб они как мусор не валялись. Или смастерите вместе с ребёнком коробку для хранения находок и мелочей, оформите затейливо, разукрасьте. Компромисс должен быть! А тут образ непонимания между сыном и мамой.
Мария, тире поставлено потому, что, по техническим причинам, не могу ствить дефис.
20:01
+1
Галина, как раз-таки у Вас не хватает тире, а не дефисов. Достаточно было поставить пробелы, чтобы получилось тире. Ничего личного. Просто небольшой совет. Сама не против, чтоб мне подсказывали, если что не так. blush
Дефис — орфографический знак, он ставится внутри слова (всё-таки, во-первых), короткий, без пробелов. Тире — пунктуационный знак, ставится между словами, длиннее, отделяется пробелами с обеих сторон.
11:54
+1
Думаю, автор и не собирается использовать готовые зарифмованные подсказки, а, может, найдёт в них какие -то недостающие слова, чтобы «выйти из ступора» и доделает задуманное, только ему известное.
Постараюсь!
14:01
+2
А так лучше? Мне самой не нравится этот вариант, но я пошла на компромисс.В этом варианте мать мне кажется слишком уж покладистой, мягкотелой.

Ты стоишь удручённо и пальцем обои
Прорываешь в углу на неровных песчинках.
Только что мы поссорились крепко с тобою;
Потому-то и щёки все в крупных слезинках.
Всё ещё, как предатель, дрожит подбородок
И обида на мать всё никак не стихает
Оттого, что нашла я пять ценных находок
О которых, ты думал, никто не узнает.
Голос звонкий кричал мне с порога: “ Не надо!
Это нужные вещи, а вовсе не мусор! "
Но жучки-паучки из заросшего сада
Все в ведро полетели проложенным курсом.
Ты кричал мне: «Жучок-он живой, понимаешь?
В нём есть тоже душа, не одни только лапки!
Так зачем ты его так легко убиваешь?! „
И впервые пристукнул на мать своим тапком.
Ты прости мне сыночек бесчувственность эту!
Видно мать твоя к вечеру просто устала
И что ты защищаешь живую планету,
Не подумала даже и не просчитала.
Завтра сходим с тобой в магазин по соседству,
Купим там хомячка, может быть, черепашку.
От обиды вернейшее знаю я средство
И вторую не сделаю больше промашку!
Будем вместе справляться с проблемой любою,
Разногласье-пустяк и для ссор нет причины!
Ты не знаешь ещё, как горжусь я тобою:
Отстоять своё мненье-поступок мужчины.
21:53
+2
На мой взгляд, Галина, получилось отлично! Теперь это ещё и пример материнской мудрости.
Елена, спасибо Вам за эту школу поэтического мастерства, где все очень доброжелательные, с искренним желанием помочь! Я читаю все выпуски этой рубрики, но не всегда осмеливаюсь вступать в обсуждение, т.к. моё мнение часто расходится с мнением большинства.
Галина, нам важно мнение каждого. В этой рубрике мы учимся все вместе, и в любом комментарии найдётся крупица истины.
Молодец! Мама не должна бояться быть доброй.
Комментарий удален
21:11
+2
Не участвовал в предыдущем обсуждении, поздно попал на него, но не
вдаваясь в технические детали, скажу, какие мысли и ассоциации возникли:
сразу вспомнилась давно прочитанная чудная книга Джеральда Даррела
«Моя семья и звери», там тоже мальчишка пачками таскал домой всякую
живность, а жили они то ли на Кипре, то ли на Крите, т.е. тащил домой
скорпионов и ещё чёрт знает что, дома визжали, но никто его никак не
наказывал, — и он вырос и стал знаменитым учёным, натуралистом. То есть
при чём тут быть мягкотелость, может, мальчишке тоже суждено стать
каким-нибудь зоологом?))) — постараться понять его и не мешать
увлечению в меру допустимого))
12:55
+1
Последняя авторская редакция стихотворения как раз созвучна вашим мыслям, Сергей. Спасибо за отклик!
20:09
+1
Что показательно, Елена — хоть и по условиям этого раздела предполагается в основном разбор
технической стороны представленных произведений, почти все участники обсуждения
так или иначе затронули и смысловое, и эмоциональное содержание, это всё неразрывно
связано, и в этом-то и интерес, во всяком случае, для меня, этих разборов)))
21:26
+1
Рубрика «Рецензии» не связывает комментаторов жёсткими рамками техники стихосложения. Единственно, на что обращаем внимание — не переходить на личности. Приятно, что рубрика вызывает интерес.
Обе стороны: и техническая, и смысловая-одинаково важны.Но, лично для меня, смысл и красота стихотворения стоят на первом месте.
11:33
Полностью согласен!